Комкова Елена Владимировна 2014-2015 учебный год

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Комкова Елена Владимировна 2014-2015 учебный год



страница1/4
Дата04.11.2017
Размер0,51 Mb.


  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Пионерский

Рассмотрено на заседаний кафедры УТВЕРЖДЕНО

____________образования приказом №___

Протокол № «___»09.2014_г

«______»09._20___г.

Руководитель кафедры / /

Согласовано

Зам. директора / /

«_____»09._20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ

ГЕОГРАФИЯ МИРА »

ДЛЯ 11 КЛАССА ОЧНО-ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Составитель:

Комкова Елена Владимировна

2014-2015 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

  1. Нормативно-правовые документы.

Программа составлена на основе Примерной образовательной программы образовательного учреждения М. , Просвещение 2011г 
1.2. Цели, задачи преподавания учебного предмета, курса

В результате изучения географии в 11 классе учащиеся должны

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда; уметь

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития

  1. Общая характеристика учебного курса.

2.1 Роль и значимость учебного предмета, курса.

Важнейшей воспитательной задачей курса географии 11 класса является обучение навыкам и умениям, необходимым для самостоятельного понимания и анализа процессов и явлений современного мира. В основу положен самостоятельный деятельностный подход обучающихся к формированию собственного аналитического взгляда на окружающий мир. Подобный подход, способствующий становлению творчес­кой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков: умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов; поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах; обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов; владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.

2.2. Преемственность при изучении данного предмета, курса.

Курс «Экономическая и социальная география мира» завершает географическое образование школьников. Курс сочетает экономико – географическое страноведение с общей экономической географией. Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования.

В процессе изучения нового курса больше внимания рекомендуется уделять практическим методам обучения, самостоятельной работе учащихся с различными источниками географической информации.

При этом предполагается более широкое использование таких форм обучения, как лекционно – семинарские занятия, практикумы, групповая работа по заранее выбранной проблеме, защита научных проектов, электронных презентаций, подготовка рефератов. Содержание курса «Экономическая и социальная география мира» дает возможность подготовить учащихся к правильному восприятию окружающей действительности, к пониманию тех процессов, которые происходят в мировой политике и экономике. Другими словами предполагается формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его  дальнейших интересов и от его будущей работы.



2.3. Особенности построения курса по конкретному учебно – методическому комплекту.

География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: учеб.для общеобразовательных учреждений/В.П. Максаковский.-19-е изд.-М.: Просвещение,2011.-397с.



  1. Место учебного курса в учебном плане

Согласно учебного плана МБОУ СОШ п. Пионерский на изучение географии в 11 классе очно-заочного обучения выделяется 54 час. Рабочая программа рассчитана на 1,5 час в неделю, 54 часа на текущий учебный 2014/2015 год.

  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

4.1 Описание важности учебного предмета, курса.

В результате изучения курса географии учащиеся получат дальнейшее развитие личностных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, учебных и общепользовательских ИКТ- компетенций. В ходе изучения предмета у учащихся будут заложены основы формально-логического мышления, рефлексии, основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению социально значимых проблем и воплощение решений в практику; способности к самоорганизации.

 .2. Ценностные ориентиры учебного предмета

Программа составлена с учетом особенностей умственного развития данной категории детей. Ведущий педагогический замысел построения образовательной системы связан с желанием педагогов наиболее полно раскрыть возможности и способности каждого ученика. Для детей, уровень развития которых не позволяет освоить учебный материал в одинаковых условиях с нормально развивающимися детьми, организовывается индивидуальное обучение.

 4.3 Основные методы, используемые в различных сочетаниях:

1. Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).

2.  Частично – поисковый, основанный на использовании географических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.

Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.



4.4 Формы организации работы учащихся:

1.Индивидуальная.



Формы учебных занятий:

  • Мини – лекции;

  • Диалоги и беседы;

  • Практические работы;

  • Дискуссии;

 Виды деятельности учащихся:

  • Устные сообщения;

  • Обсуждения;

  • Работа с источниками;




  1. Содержание курса

    1. Наименование разделов учебной программы.

Раздел /тема
Раздел Региональная характеристика мира.

Всего часов


Введение. Понятие о географических регионах

1

Тема 1. Зарубежная Европа

10

Тема 2 .Северная Америка

9

Тема 3. Зарубежная Азия. Австралия

16

Тема 4. Латинская Америка

6

Тема 5 Африка

7

Раздел. Глобальные проблемы человечества

Итого

5

54


5.2 Перечень изучаемого материала, характеристика основных содержательных линий.

Раздел II. Региональная характеристика мира 54ч. (1,5 часа в неделю)

Введение .Понятие о географических регионах 1 час

Тема 1. Зарубежная Европа 10 ч.

Общая характеристика Зарубежной Европы. Население региона. Хозяйство стран Европы. Отрасли непроизводственной сферы. Страны Западной Европы. Контрольная работа по теме «Зарубежная Европа».



Практические работы.

№1 Характеристика страны по плану



Контрольная работа.

Зачет по теме «Зарубежная Европа»

Тема 2 .Северная Америка. 9ч

ЭГП, природные ресурсы региона, население, общая характеристика хозяйства .Экономические районы США



Практические работы

№2 Экономические районы США



Контрольная работа.

Зачет по теме «Северная Америка»

Тема 3. Зарубежная Азия. Австралия и Океания 16 ч.

Страны Зарубежной Азии. Общий обзор. Хозяйство. Субрегионы Зарубежной Азия. Китай. Япония. Индия. Австралия и Океания. Контрольная работа по теме «Страны Азии».



Практические работы.

№3 Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов Китая, объяснение причин.

№4 Территориальная структура хозяйства Японии.

№5Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза. Объяснение полученного результата..



Контрольная работа.

Зачет по теме «Зарубежная Азия»

Тема 4. Латинская Америка 6ч.

Общая характеристика стран Латинской Америки. Хозяйство. Бразилия.



Практические работы.

№ 6 Характеристика Бразилии по плану



Контрольная работа.

Зачет по теме «Латинская Америка»

Тема 5 Африка 7ч

Страны Африки. Общий обзор.Региональные различия .ЮАР



Зачет по теме «Африка»

Раздел. Глобальные проблемы человечества 5 ч.

Годовая контрольная работа




  1. Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Учебники

1. Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира» 10 кл. - М., Дрофа, 2010г.

2. Максаковский В.П. Дополнительные главы. \В.П.Максаковский.—М.:Дрофа, 2007

3. Электронный учебник «География 10кл. Уроки Кирилла и Мефодия»

4. Атлас 10кл.-М.:Дрофа, 2009г.

5. Соловьева Ю.А. География. Контрольные тестовые задания .М.; ЭКСМО. 2009.

6. Гладкий Ю.Н. Экономическая и социальная география мира. 10 класс.М.; Просвещение, 2005

7. Баранчиков Е.В.Тесты по географии. К учебнику В.П.Максаковского «Экономическая и социальная география мира.10 класс» М.; Экзамен 2010.

8. Страны мира: Энциклопедический справочник.- Смоленск: Русич, 2011.

9. Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2011 г.



Методические материалы, дидактические материалы, материалы для контроля

1. Ануфриева О.И. «Экономическая и социальная география мира. 10 класс Поурочные планы» Волгоград, 2008г.

2.Сиротин В.И. Тематический тестовый контроль. 10-11 л. \В.И.Сиротин – М.: Дрофа, 2008

3.Баранчиков Е.В. Тесты по географии. 10кл.-М.:Экзамен, 2007

4.Раздаточный дидактический материал, карточки с заданиями, тестовый материал

5.Презентации, видеоматериалы



Дополнительная литература

1.Кузнецов А.П. население и хозяйство мира \А.П.Кузнецов._М.:Дрофа, 2008.

2.Максаковский В.П. Географическая картина мира. В 2-х томах\В.П.Максаковский.-М.:2007

4.Холина В.Н. География человеческой деятельности.-СПб.:Спец-лит, 2008



Интернет-ресурсы

pedsovet.su, pedsovet.org, go.ru, geo.1september.ru, terrus.ru



Для учащихся:

1. Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира» 10 кл. - М., Дрофа, 2010г.

2. Атлас 10кл.-М.:Дрофа, 2009г.

3.Контурные карты ”Экономическая и социальная география мира. 10 класс”, М., Федеральная служба геодезии и картографии, 2006.



7. Планируемые результаты обучения.

1. Называть и Показывать на политических, социально- географических и экономико-географических картах мира, частей света, материков, государств: государства разного типа, их столицы, крупнейшие промышленные, финансовые и культурно-исторические центры мира; важнейшие мировые транспортные центры и пути сообщения; районы наиболее высокой и самой низкой плотности населения; ареалы распространения мировых религий на Земле; важнейшие природные ресурсы мира и районы их размещения; примеры старо промышленных районов мира и районов нового освоения; районы разведения важнейших сельскохозяйственных культур; наиболее известные курортные районы мира; этапы освоения Земли человеком; типы естественного движения населения; наиболее крупные языковые семьи и народы мира, ареалы их распространения; традиционные, новые и новейшие отрасли промышленности, основные страны и

районы размещения; основные формы международных экономических отношений; основные средства и методы получения и фиксации географической информации; основные формы правления и государственного устройства.



2. Определять: страны, являющиеся крупнейшими экспортерами и импортерами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции; обеспеченность стран природными ресурсами; уровень экономического развития разных стран; географические карты, таблицы и другие материалы школьного учебника и атласа, необходимые для составления географических характеристик населения, отраслей мирового хозяйства и стран.

3. Характеризовать: важнейшие этапы демографической истории человечества; особенности типов и уровня урбанизации отдельных территорий и стран; этапы формирования политической карты мира; основные отрасли мирового хозяйства; технико-экономические и организационно-экономические факторы размещения производительных сил в эпоху НТР; страны мира и их группы: экономико-географическое положение, оценка природно-ресурсного потенциала, особенности населения и хозяйства, крупнейшие города, экологическая обстановка; источники загрязнения окружающей
среды; межстрановые различия по обеспеченности природными ресурсами; наиболее распространенные мировые религии; мировые экономические связи; экономическая интеграция стран мира; роль транснациональных корпораций и банков.

4. Объяснять: влияние природных, социальных и экономических факторов на демографические особенности и размещение населения Земли; направление современных миграций населения; особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства и тенденции ее изменения; изменение роли природных ресурсов в развитии хозяйства в различные исторические периоды; размещение основных промышленных и сельскохозяйственных районов мира; особенности состава, структуры и специализации хозяйства отдельных территорий и стран мира; различия в уровнях экономического развития отдельных территорий и стран; возникновение и обострение глобальных проблем человечества, их взаимосвязь; особенности рационального и нерационального природопользования; экологические ситуации отдельных территорий и стран мира.

5.Прогнозировать: темпы роста народонаселения Земли в целом и в отдельных регионах мира; тенденции изменения возрастного состава населения по данным об изменении прироста населения; основные направления антропогенного воздействия на природную среду в современном мире.

8. Критерии и нормы оценки ЗУН

Составляются применительно к различным формам контроля знаний (устный опрос, решение географических задач, практическая работа, тестирование, контрольная работа, творческая работа (реферат, сообщение, доклад, иллюстративно-наглядный материал изготовленный учащимися, проект и т.д.), зачет, экзамен).



8.1 Нормы оценки знаний и умений по географии

Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, учителю географии необходимо учитывать:

- правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической терминологии;

- самостоятельность ответа;

- логичность, доказательность в изложении материала;

- степень сформированности интеллектуальных, общеучебных и географических умений.



8.2 Примерные нормы оценок

«5» ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности

«4» ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении

основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя



«3» ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности;

затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает



ошибки в использовании карт при ответе

«2» ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий, неумение работать с картой

8.3 Примерные нормы оценок за умение работать с картой и другими источниками географических знаний

«5» правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы

«4» правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов

«3» правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов

«2» неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов

8.4 Примерные нормы оценок за выполнение практических работ по географии

«5» ответы по содержанию даны правильно, нет погрешностей в оформлении

«4» имеются погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию

«3» имеются погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении

«2» присутствуют серьезные ошибки по содержанию, отсутствуют навыки оформления

  1. Тематическое планирование.

Раздел

Всего часов

Практические работы

Контрольные работы/зачеты

Введение. .Понятие о географических регионах

1







Тема 1. Зарубежная Европа

10

1

1

Тема 2 .Северная Америка

9

1

1

Тема 3. Зарубежная Азия. Австралия.

16

3

1

Тема 4. Латинская Америка

6

1

1

Тема 5 Африка

7




1

Раздел. Глобальные проблемы человечества

5




1

Итого

54

6

к/р-1

зачет-5
  1   2   3   4