Кафедра социологии

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Кафедра социологии

Скачать 198,99 Kb.


Дата29.04.2018
Размер198,99 Kb.

Скачать 198,99 Kb.

Волгоградский государственный университет

Кафедра социологии



УТВЕРЖДЕНО

Ученым советом

Протокол № ____ от

«____» ________________ 201__ г.
Директор института права
________________И.С. Дикарев

«____»________________201___

РЕКОМЕНДОВАНО

Кафедрой социологии

Протокол № 12 от

«26» декабря 2013 г.
Заведующий кафедрой

социологии

_______________М.А. Анипкин

«26» декабря 2013 г.

Программа учебной дисциплины

«Социальный кинематограф»
для обучающихся по основной образовательной программе подготовки бакалавров

39.03.01 Социология


Количество зачетных единиц: 2
Составитель: д.соц.н., проф. О.В. Сергеева

Раздел 1. Пояснительная записка.


    1. Требования к студентам

Дисциплина «Социальный кинематограф» относится к блоку факультативных курсов профессиональной направленности. Дисциплина изучается в 5-м семестре бакалавриата. «Социальный кинематограф» опирается на знания, усвоенные студентами при изучении таких дисциплин, как: история социологии, основы социологии, философия, психология.

    1. Краткая характеристика данной дисциплины, ее особенности Содержание программы базируется на основных положений социальной теории и истории кино. Лекционная часть курса направлена на освещение ключевых понятий и теоретических положений, необходимых студентам для самостоятельной работы с рекомендованной литературой. В ходе изучения дисциплины студенты знакомятся не только с теоретическими концепциями, но и с методиками использования киносъемки в полевых социологических исследованиях, а также с техникой анализа кинодокументов.

    2. Цели изучения дисциплины

Курс призван обеспечить приобщение студентов к началам аудиовизуальной культуры и вооружить социологов навыками использования киносъемки и анализа кино в социологических исследованиях.
    1. Учебные задачи дисциплины


В результате изучения дисциплины студент должен овладеть компетенциями:

стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации (ОК-6).



В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- знать основные понятия теории кино;

- знать содержание основных теоретических концепций изучения кино в социологии;

- знать основные подходы эмпирического изучения кино в социологии;

- знать основы киноязыка и монтажа;

уметь:


- оперировать понятиями социальной теории кино, использовать теоретические модели для объяснения данного феномена;

- формулировать, излагать и аргументировано обосновывать собственное понимание социального значения кино;

- анализировать кинодокументы в социальном контексте развития общества;

владеть:


- способами социологического анализа и практического использования кинодокументов;

- навыками киносъемки в условиях полевого эмпирического исследования.



    1. Формы работы студентов.

Общая трудоемкость дисциплины - 2 зачетные единицы (72 академических часов), в том числе лекций (ЛК) - 34 часа, самостоятельная работа студентов (СРС) – 38 часов. Изучение дисциплины заканчивается зачетом.

    1. Виды контроля

Учебной программой предусмотрено чтение лекций. К текущим формам контроля относятся контроль посещений и активности работы (выступлений с докладами, участия в дискуссиях) студентов, а также реализацию мини-проектов по тематике курса. Освоение курса предполагает выполнение контрольных заданий в рамках рубежных срезов. Итоговой формой контроля является сдача зачета по курсу.

    1. Методика формирования результирующей оценки.

Требования для получения итогового зачета по курсу:

  • Выполнение текущих творческих заданий;

  • Разработка мини-проекта;

  • Успешное выполнение модульных контрольных работ.

Результирующая оценка (61-100 баллов) складывается на основе суммирования рейтинговых баллов по результатам текущей работы в семестре по следующим направлениям:

Форма учебной работы

Баллы

Примечания


Выступление на самостоятельная работае по основным вопросам, выносимым на обсуждение

3-5


Уровень оценки определяется:

  • полнотой раскрытия вопроса

  • аргументаций на основе ссылок на источники по теме

Участие в дискуссии (дополнения и вопросы)

1-2


Учитываются проблемные вопросы (стимулирующие дискуссию, ориентированные на выявление дополнительных аспектов темы, уточнение смысла теоретических понятий)

Выполнение учебных домашних заданий

3-5


уровень оценки определяется:

  • качеством выполнения задания

  • представлением (защитой) результатов работы на самостоятельная работае



Выполнение модульной контрольной работы

10


Количество работ – 3. Выполнение контрольных тестовых работ является обязательным

Разработка мини-проекта

10-15


Данная работа может выполняться индивидуально и в рамках малой группы. Уровень оценки определяется:

  • качеством проекта

  • публичной защитой проекта на самостоятельная работаском занятии

1.8. При необходимости обучения студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья аудиторные занятия могут быть заменены или дополнены изучением полнотекстовых лекций, презентаций, видео- и аудиоматериалов в ПТК «УМКа». Индивидуальные задания подбираются в адаптированных к ограничениям здоровья формах (письменно или устно, в форме презентаций). Выбор методов обучения зависит от их доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Раздел 2. Структура изучения дисциплины





Всего часов (общая трудоемкость в часах)

72

в том числе




Аудиторных занятий

34

Лекций

34

Самостоятельная работаских/практических занятий

-

Лабораторных занятий




Практикумов




Самостоятельных занятий

38

Изучение основной и дополнительной литературы

22

Написание эссе, рефератов,

6

Выполнение письменных домашних заданий, проектов

6

Выполнение контрольных работ, тестов

4


Раздел 3. ТематическИЙ план изучения дисциплины


Тема

Содержание

Вид занятий

Форма занятий

Количе-ство часов

Форма контроля
1. Аудиовизуальная природа кино




Фотографическая природа киноизображения. Экранное пространство и время. Эффект присутствия.

Проблема специфики кино как искусства. Синтетичность кинематографического образа. Характеристика различных подходов к специфике киноискусства /Эйзенштейн, Базен, Кракауэр, Аристарко, "московская" и "ленинградская" школы киноведения и др./.

Кино и телевидение в современную эпоху как новый, аудиовизуальный язык человечества, наряду с письменностью.



Особенности кинематографа и художественного телевидения как симбиоза искусства, промышленности и массовой коммуникации.

Кино как наиболее массовое искусство.



Значение знаний кинояэыка для современного человека, роль аудиовизуальной культуры в процессе формирования, развития и социализации личности.

аудиторные,

самостоятельные



лекция

4

опрос, проверка домашних заданий, модульная контрольная работа

самостоятельная работа

4

2. Кино, киноведение, социология





Понятие киноведения как самостоятельной области знания и особого вида научной деятельности. Предмет, задачи и методы киноведения. Теория кино как наука об общих закономерностях природы кино, процесса кинотворчества, восприятия киноискусства; частные теоретические дисциплины киноведения /теория кинодраматургии, теория кинорежиссуры, теория кинооператорского искусства, теория киноактерского искусства, теория киновосприятия, теория кинообразования и др./.

Многообразие подходов к рассмотрению произведения киноискусства:

а/ социологический анализ; б/ социально-психологический анализ; в/ структурно-семиотический анализ; г/ целостный анализ. Другие виды анализа.

Объем и многообразие проблем, направлений исследования, стоящих перед киноведением.

Значение киноведения и кинокритики в нормировании аудиовизуальной культуры, эстетических вкусов и ценностных ориентации средствами киноискусства.

аудиторные,

самостоятельные



лекция

4

опрос, проверка домашних заданий, модульная контрольная работа

самостоятельная работа

4

3. Структура кинообраза: изображение, слово, актер, звуковая среда.





а/ изображение: кинокадр и кадрик.

Кинокадр как первоэлемент кинематографического изображения. Живописные традиции в кинематографическом изображении. Предыстория киноленты: пиктографическое письмо, русский лубок, элементы повествовательной протяженности в живописи Древней Руси, Древнего Египта, Византии, античных Греции и Рима, ху­дожников нового времени Леонардо да Винчи, А,Ватто, П.Брейгеля, Т.Жерико, О.Домье, К. Моне, Э.Дега, В.Серова, И.Репина, М.Добужинского и др.

Климатографическое пространство.



Композиция кадра - "соразмерение частей" /С.Эйзенштейн/. Композиция и цвет в системе выразительных средств кинематог­рафа.

Колорит в живописи и проблема цвета в кино.



Операторское искусство. Специфика работы оператора в кино и на телевидении. Съемка натуры, интерьера, работа оператора с режиссером. Комбинированная съемка и ее назначение. Виды комбинированных съемок.

Роль художника в создании фильма. Изобразительная эксплика­ция фильма. Работа художника над кинематографическим пространством, декорациями, гримом, костюмами.

аудиторные,

самостоятельные



лекция

4

опрос, проверка домашних заданий, модульная контрольная работа

самостоятельная работа

4

4.Монтаж как принцип кинематографического мышления





Монтажный принцип как характерный признак художественного мышления в целом. "Монтажная форма как структура есть реконструкция законов мышленного хода" /С.Эйзенштейн/. Монтажные построе­ния в произведениях разных искусств.

Историческое возникновение монтажа в кино.



Характеристика Фонтанных теорий Л.Кулешова, С.Эйзенштейна, В.Пудовкина, Д.Вертова, М.Ромма,

Кадр как ячейка монтажа. Понятие о кадре как первичном художественном элементе в системе монтажа.

Кадр и план. Различная крупность планов.

Длительность кадра. Монтажный ритм. Межкадровый монтаж.

Движение кинокамеры. Внутрикадровый монтаж.



Композиция кинокадра. Ракурс. Горизонтальный, вертикальный и глубинный монтаж /С.Эйзенштейн/. Монтаж как средство "синтезирования хуцожественного" всех компонентов кинообраза в единое целое.

Монтаж изобразительный и звуковой.

Монтажная фраза, сцена, эпизод.

Монтаж событийно-логический, монтаж по ассоциациям, по контрасту.



Монтажная рифма. Метафорический монтаж.

Монтаж как способ организации времени в фильме. Образность монтажа.

аудиторные,

самостоятельные



лекция

4

опрос, проверка домашних заданий, модульная контрольная работа

самостоятельная работа

4

5.Кинотехника и творческий процесс.





Роль техники в творческом процессе создания фильма. Технический прогресс аудиовизуальных средств. Цветное кино. Стереоскопия. Стереофония и квадрофония. Панорамное и широкофор­матное кино. Голография. Компьютерный кинематограф.

Особенности техники телевидения. Прямой эфир. Видеомагнитная запись. Электронный монтаж. Спецэффекты. Влияние телевизионной техники на творческую практику кинематографа.

Феномен видео. Кассетное кино. Специфика видеокино. Видео как способ репрезентации традиционного кино и как средство «консервирования» аудиовизуальной информации. Возможности видеосьемки и випеопоказа в развитии способностей киновосприятия.

Периоды кинопроизводства. Кинематографическая разработка литературного сценария режиссером, оператором, художником.

Подготовительный период. Разработка изобразительного и звукового решения, будущего фильма.

Съемочный период. Кинематографическая реализация режиссерского сценария. Раскрытие сценарного образа. Натурные, павильонные, комбинированные съемки. Кинотрюки. Дубли и варианты. Поиски режиссером наиболее выразительных композиционных решений - мизансцена, звук, монтаж, изобразительная трактовка.

Монтажно-тонировочный период. Монтаж как продолжение творческого процесса создания фильма. Озвучание фильма. Роль композитора и звукооператора.

Печатание и тиражирование копий, лаборатория по проявке и печатанию отснятого материала. Контратипирование. Цветная и черно-белая печать.

аудиторные,

самостоятельные



лекция

4

опрос, проверка домашних заданий, модульная контрольная работа

самостоятельная работа

4

6.Виды кино





Документальное, научное, художественно-игровое, анимационное кино.

Документальный кинематограф. Хроника - информационное отображение факта. Репортаж как метод исследования человека, события и явления в кинохронике. Событийный репортаж. Проблемный репортаж.

Личность автора в документальном кино. Активное авторское отношение к факту, интерпретация его при помощи изобразительных средедст операторского искусства /композиция, ракурс, планы и пр./.

Принципы публицистической, образной организации материала в документальном кинематографе. Кинокадр как подлинный документ и как кинематографический образ. Монтажный фильм как особый вид документального кино, созданный на основе фильмотечного материала. Перемонтаж документального киноматериала в соответствии с авторской концепцией как средство создания нового смыслового содержания кадра.

Научное кино. Современный научно-популярный кинематограф на стыке науки и искусства. Вскрытие процесса научного поиска и сути научной проблемы в драматургии научно-популярного фильма.



Научно—исследовательский фильм. Теория "интеллектуального" кино С.М.Эйзенштейна в аспекте предвосхищения некоторых творческих методов научного кинематографа. Возможности кино в области визуализации абстрактных научных понятий. Учебный фильм как разновидность научного кинематографа.

Художественно-игровое кино. Основные особенности игрового фильма как специфической формы воссоздания действительности по законам авторской художественной логики. Образ человека как центр кинематографического повествования. Многообразие тематики и жанров игрового кино.

Анимационное кино. Рисованный, кукольный, силуэтный фильмы.



Смысл термина "мультипликация". Жанры анимационного кино. Возможности анимации в воплощении важной социально-политической и нравственно-философской тематики.

Относительность и подвижность видовых границ в современном киноискусстве. Различив, связь и взаимопроникновение разных видов и жанров кино.

аудиторные,

самостоятельные



лекция

6

опрос, проверка домашних заданий, модульная контрольная работа

самостоятельная работа

6

7. Фильм и зритель

Проблема художественного восприятия произведений киноискусства. Ее сложность и многоуровневость. Акт восприятия как завершающий момент в процессе создания и функционирования произведения киноискусства.

Своеобразие восприятия фильма разными группами населения. Роль возраста, жизненного и общевстетического опыта, вкусов, привычек, системы ценностей, принятых актуальными для личности, в формировании кинематографического образа в акте восприятия.

Язык кино и эстетическое становление личности. Роль и значение кинообразования и киновоспитания в процессе нравственного и эстетического Армирования зрителя средствами киноискусства. Понятие социологии кино.

Творческий контакт во время просмотра, взаимопонимание автора фильма и зрителя, функции киноискусства в социально-психологическом контексте развития личности.

аудиторные,

самостоятельные



лекция

4

опрос, проверка домашних заданий, модульная контрольная работа

самостоятельная работа

4

8.Документальный фильм как социологический диагноз общественным проблемам

Философский документальный фильм и его заслуги в исследованиях глубинных общечеловеческих проблем. Идеологический подход к решению творческих и философских задач. «Собачья жизнь», «Суматошный мир» - определенный этап в развитии этого жанра. Великий документальный фильм Михаила Ромма. «Обыкновенный фашизм» и его влияние на последующий кинематографический процесс.

аудиторные,

самостоятельные



лекция

4

опрос, проверка домашних заданий, модульная контрольная работа

самостоятельная работа


4


Раздел 4. ВОПРОСЫ ПО КУРСУ

  1. Возникновение кинематографа: особенности первых киносъемок

  2. Немое кино как вид искусства: жанры немого кино.

  3. Экранизации литературных произведений в немом кино

  4. Появление звукового кино: первые звуковые фильмы

  5. Раскрашенные фильмы и первые цветные фильмы: особенности цветопередачи

  6. Документальное кино и его особенности

  7. Телефильм и особенности его как жанра

  8. Сериал и его особенности как вида киноискусства

  9. Сиквел (продолжение фильма): особенности сюжета и композиции

  10. Цифровой кинематограф: история и особенности. Кинематограф и современные технологии.

  11. Мейнстрим в современном мировом кинематографе: жанровые и стилистические особенности.

  12. Понятие «артхаус», «авторское кино» - содержание и границы понятия.

  13. С. Эйзенштейн как теоретик кинематографа

  14. Русский формализм о «сюжете», «фабуле» и «монтаже»

  15. Структуралистская теория кино Ю.М. Лотмана

  16. Ф. Феллини как теоретик и практик кинематографа

  17. А. Тарковский как теоретик и практик кинематографа

  18. Интертекстуалистская теория кино М.В. Ямпольского.

  19. Полевая киносъемка в социологическом исследовании.

ТЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ

  1. Проанализировать на основе семиотического подхода ключевые знаки современного и советского исторического кино (на примере 3-4 фильмов).

  2. Собрать и обобщить данные по истории кинематографа в Царицыне и Сталинграде.

  3. Провести видеосъемку массового мероприятия (студенческого собрания, субботника, экскурсии и т.п.) и дать социологическую интерпретацию типичным социальным образцам и правилам поведения участников.

  4. На основе социальных роликов www.youtube.com обобщить способы демонстрации социальных проблем.


ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

  1. Происхождение кино как массового искусства.

  2. Революция зрения в XIX веке – от статического созерцания к динамическому слежению.

  3. Кино немое и звучащее.

  4. Параметры кинематографического сообщения.

  5. Кино и теория отражения (Кракауэр и Беньямин).

  6. Кино и словесность (русский формализм, пражский лингвистический кружок).

  7. Кино и психоанализ (Кристиан Метц).

  8. Кино и пластические искусства (Панофски).

  9. Кино и власть.

  10. Общество спектакля – общество кино. Игра, кино и социум.

  11. Спецэффект и смерть кино.

Раздел 6. Учебно-методическое обеспечение программы

Базовый учебник

Жданкина, Г. И. Аудиовизуальные искусства в современном социокультурном контексте : учеб.-метод. комплекс для студ. вузов / ВГИИК. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2010. - 36 с.



Основная литература

Мастерство продюсера кино и телевидения : учебник для студ. вузов / под ред.: П. К. Огурчикова, В. В. Падейского, В. И. Сидоренко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 864 с.



Дополнительная литература


 Мировая художественная культура. XX век. Кино, театр, музыка : [для учителей, старшеклассников, студ. сред. спец. и высших учеб. заведений] / науч. рук. проекта Л. В. Школяр ; ред.-сост. Е. П. Кабкова. - СПб. : Питер, 2009. - 426 с.

 Бутенко, Е. Н. Бизнес-тренинг от Hollywood(a). Использование видео в учебных целях. - М. : Форум, 2009. - 208 с. + CD-ROM. 

Кино: методология исследования / отв. ред. В. Муриан. - М. : Искусство, 1984. - 270 с.

Дробашенко, С. В. Пространство экранного документа. - М. : Искусство, 1986. - 320с.

Вайсфельд, И. В. Так начиналось искусство кино. - 2-е изд. - М. : Киноцентр, 1988. - 64 с. 

Бергман,Ингмар. Латерна магика / пер. с швед. - М. : Искусство, 1989. - 286с. 

Дворниченко, О. И. Гармония фильма. - М. : Искусство, 1982. - 200с. -

Тынянов, Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино / отв. ред. Б. А. Каверин, А. С. Мясников. - М. : Наука, 1977. - 576 с. 



Реестры электронных библиотечных ресурсов.


http://www.socnet.narod.ru/

http://socioline.ru/

http://filosof.historic.ru/

http://www.sciencedirect.com/

Ссылка на ПТК «УМКа»



http://umka.volsu.ru/newumka3/

  • Учебные задачи дисциплины
  • Форма учебной работы
  • Выполнение учебных домашних заданий 3-5
  • Выполнение модульной контрольной работы 10
  • Разработка мини-проекта 10-15
  • Раздел 2. Структура изучения дисциплины
  • 1. Аудиовизуальная природа кино
  • 2. Кино, киноведение, социология
  • 3. Структура кинообраза: изображе ние, слово, актер, звуковая среда.
  • 4.Монтаж как принцип кинематографического мышления
  • 5.Кинотехника и творческий процесс.
  • 6.Виды кино
  • Дополнительная литература
  • Реестры электронных библиотечных ресурсов.