Кафедра общей психологии

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Кафедра общей психологии

Скачать 228,59 Kb.


Дата08.04.2018
Размер228,59 Kb.

Скачать 228,59 Kb.




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ





«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

профессор, С.Т. Сохов

« 03 » июня 2013 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ»

Курс _1_, семестр _1_, форма обучения очная



Направление подготовки (специальность) – 030302.65 «Клиническая психология»
При разработке рабочей программы дисциплины в основу положены:

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030302.65 - «Клиническая психология» (2005 г.)

  2. Учебный план по специальности, утвержденный Ученым советом факультета клинической психологии ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России «28» февраля 2013г., Протокол № 6

Программа обсуждена на заседании кафедры общей психологии

«____»___________20 ___ года Протокол №___

Зав. кафедрой, профессор __________________Е.В. Орестова

Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии

« 23 » мая 2013 года Протокол № 9

Председатель ученого совета, профессор _____________________Н.А. Сирота

Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета

« 30 » мая 2013 года Протокол № 34

Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич




  1. Цель и задачи дисциплины: освоение базовых теоретических знаний и практических навыков в области общей психологии, ознакомление с исследовательскими парадигмами в психологии, формирование представления о природе психического и методах его изучения, усвоение фундаментальных психологических категорий и принципов.

Задачи дисциплины:

Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:



  • Представление о психике, сознании и специфике их исследований в психологии.

  • Предмет и методы исследований в психологии.

  • Представление о человеке как о субъекте познания и деятельности в психологии.

  • Роль культуры и языка в становлении сознания и личности.

  • Возникновение и развитие психики в филогенезе и онтогенезе.




  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.


а) Студень должен знать и уметь использовать

  • Основные подходы к выделению предмета и методов исследований в психологии. Представления о сознании, поведении, бессознательном и деятельности как фундаментальных психологических категориях.

  • Принципы активности, системности, развития, целостности, единства сознания и деятельности и их роль в формировании поведения и психики.

  • Понятие субъекта, личности, индивида, индивидуальности и их соотношения.

  • Понятие высшей психической функции, психологической системы и интериоризации.


б) Уровень компетентности:

Обладание целостным представлением о системе психологического знания, отраслях и направлениях в психологии, о взаимосвязи между теоретической и практической психологией – для обеспечения теоретической основы подготовки психолога.


в) Коммуникативность

Умение анализировать источники научно-психологической информации, свободно владеть полученными знаниями в общении с коллегами и пациентами.


г) Студент должен иметь навыки:

  • Критического анализа теоретических подходов к изучению психики и сознания.

  • Сравнительного анализа психики человека и животных.

  • Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе.


д) Студент должен иметь представление о:

  • Специфике психологического знания и связях психологии с философией, естествознанием и другими науками.

  • Характеристиках научного и житейского психологического знания, исследовательской и практической психологии, отраслях психологии.

  • Психологических фактах и психических явлениях.

  • Эмпирических методах психологических исследований.

  • Критериях наличия психики, стадиях ее развития в филогенезе, об основных характеристиках инстинктивного и индивидуально-изменчивого поведения.

  • Об уровнях построения движений и кольцевой регуляции деятельности.

  • Макроструктуре деятельности, видах потребностей и мотивов.

  • Закономерностях развития потребностно-мотивационной и познавательной сфер человека.

  • Cоотношении познания и сознания, о целостных системных синтезах, формирующихся в процессе совместного развития когнитивной, эмоциональной и мотивационной сфер личности.

  • Роли культуры, языка и общения в развитии психики и сознания.

  • Основных фактах, проблемах и закономерностях становления сознания и личности в онтогенезе.

г) Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

Введение в общую психологию представляет собой начальный курс в ряду других психологических дисциплин и требует знаний в объеме среднего школьного образования. Другие дисциплины начального уровня, которые тематически связаны с преподаванием данного курса и способствуют его усвоению – введение в профессию, зоопсихология и сравнительная психология, философия.




  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры


Общая трудоемкость дисциплины

135

135

Аудиторные занятия:

  • лекции

  • практические занятия (ПЗ)

76

20

56



76

20

56



Самостоятельная работа (СР)

59

59

Формы текущего контроля


Тестовый контроль (письменная контрольная работа).

Собеседование (в т.ч. обсуждение монографий, обязательных для изучения).

Устное сообщение в виде доклада по текущей теме семинарского занятия.

Предоставление рефератов, схем, таблиц, выполненных студентом самостоятельно.



Вид итогового контроля

Зачет


Экзамен

+




  1. Содержание дисциплины

    1. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Виды учебной работы

Количество часов

Всего







Лекции

ПЗ

СР




1.

Общая характеристика психологии как науки

3

8

7

18

2.

Становление предмета психологии

3

18

9

30

3.

Человек как субъект деятельности

2

8

8

18

4.

Возникновение и развитие психики

3

8

8

19

5.

Социокультурная регуляция деятельности

2

7

7

16

6.

Строение индивидуальной деятельности человека

3

6

8

17

7.

Человек как субъект познания

2

6

7

15

8.

Перспективы развития современной психологии

2

3

5

10




Экзамен




2













20

56

59

135


4.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Общая характеристика психологии как науки.

Общее представление о психике и сознании. Психология и философия. Психология и естествознание. Практическая и исследовательская психология. Становление научной психологии, общая характеристика ее предмета и методов. Психология как естественнонаучная и гуманитарная дисциплина. Отрасли психологии.



Раздел 2. Становление предмета психологии.

Различные подходы к определению предмета психологии. Явления сознания как предмет психологического исследования. Предмет и задачи психологии поведения. Неосознаваемые процессы в поведении человека. Категория деятельности в психологии. Принцип единства сознания и деятельности.



Раздел 3. Человек как субъект деятельности.

Понятие субъекта, личности, индивида, индивидуальности и их соотношение. Общее представление о развитии личности. Иерархия мотивов как основание личности. Основные черты развития личности. Личность и культура.



Раздел 4. Возникновение и развитие психики.

Приспособительная роль психики в биологической эволюции. Гипотезы возникновения психического отражения. Представления об эволюции психического отражения. Основные стадии развития психики и поведения животных. Инстинкт, навык, интеллект. Гипотезы возникновения сознания. Сравнение психики животных и человека.



Раздел 5. Социокультурная регуляция деятельности.

Человек как социальный индивид. Представление о социальных позициях, ожиданиях и ролях. Развитие общественного и индивидуального сознания в антропогенезе. Понятие высшей психической функции и психологической системы. Строение и развитие высших психических функций. Понятие интериоризации.



Раздел 6. Строение индивидуальной деятельности человека.

Понятие потребности и мотива. Строение потребностно-мотивационной сферы, специфика потребностей человека. Определение деятельности. Понятие действия, операции, цели, задачи. Представление о ведущих деятельностях, их смене в онтогенезе.



Раздел 7. Человек как субъект познания.

Специфика психологического изучения познания. Деятельность, сознание, познание. Познание и мотивация. Категория образа. Предметный образ, перцептивный образ и понятийный смысл. Целостность познавательной деятельности и выделение познавательных процессов.



Раздел 8. Перспективы развития современной психологии.

Естественнонаучная и культурно-историческая парадигмы исследований в современной психологии. Перспективы создания единой общепсихологической теории.


4.3. Тематический план лекций по семестрам.

1 курс, 1 семестр

1. Основные значения термина «психология». Психика и сознание. Психологические факты и психические явления. 2. Психологическое знание в обыденной жизни. Сравнительные особенности житейского и научного знания.

3. Из истории «донаучной» психологии. Представления о душе в античной философии, их значение для современной психологии.

4. Психология и практика. Отрасли психологии и критерии их выделения.

5. Объект и предмет научного познания. Уникальность психологической науки: человек как субъект и объект познания. Представление о научно-исследовательской программе. Проблема изучения сознания в философии и психологии.

6. Эмпирические методы исследований в психологии: эксперимент, измерение, наблюдение и беседа. Экспериментальные гипотезы и проблема опровержения и доказательства теории в эксперименте.

7. Сознание как предмет психологии. Основные метафоры и свойства сознания. Метод интроспекции и его отличия от метода самонаблюдения. Примеры гештальтфеноменов, понятие инсайта.

8. Проблема объективного метода в психологии. Поведение как предмет психологических исследований. Понятие промежуточной переменной. Проблема активности действующего субъекта в психологии и физиологии.

9. Проблема бессознательного в психоанализе. Классификация неосознаваемых процессов и их основные характеристики.

10. Когнитивный подход к изучению психических явлений. Компьютерная метафора. Гуманистический и экзистенциальный подход: личность как предмет исследований в психологии.

11. Категория деятельности в психологии. Деятельность как предмет и метод исследований.

12. Человек и мир: природа, общество, культура. Философские и психологические представления о сущности человека.

13. Органические предпосылки становления и развития индивида. Социальная среда как необходимое условие развития личности. Личность как субъект самостоятельного и ответственного решения собственных проблем на основе общечеловеческих культурных норм. Личность и индивидуальность.

14. Становление и развитие личности в онтогенезе. Проблема осознания собственных мотивов и возможность изменения их соотношения. Личностный поступок.

15. Психика как адаптация в биологической эволюции. Проблема выделения критериев наличия психики. Раздражимость и чувствительность, понятие биологического смысла. Психика как ориентировочная деятельность субъекта.

16. Эволюция психики: основные стадии развития психики и поведения животных – элементарная сенсорная, перцептивная, интеллекта. Общая характеристика инстинктивного поведения животных. Индивидуально-изменчивое поведение, навык и интеллект.

17. Трудовая деятельность и возникновение сознания. Возникновение действий и необходимость общественного сознания.

18. Человек как социальный индивид. Понятие социального факта. Социальные роли и процесс их присвоения. Ролевое поведение и общение.

19. Строение сознания. Специфика коллективных сознательных представлений. Развитие сознания. Социализация индивида как процесс присвоения общественно-исторического опыта.

20. Высшие психические функции: понятие и основные характеристики. Целостные системные синтезы психических функций. Общее представление об интериоризации.

21. Проблема побуждения к деятельности. Основные свойства потребностей, их опредмечивание. Функции мотива: побуждение и смыслообразование. Развитие мотивационно-потребностной сферы человека.

22. Макроструктура деятельности. Понятие действия и деятельности и их соотношение. Виды операций. Проблема возникновения мотивов в ходе выполнения деятельности. Представление о ведущей деятельности.

23. Операции и их взаимосвязи с действиями в процессе формирования и выполнения навыка. Принцип активности субъекта деятельности и кольцевой регуляции деятельности. Уровни построения движений.

24. Познание и сознание. Образ мира как условие деятельности в нем и основа его познания.

25. Категория образа, виды и функции образных явлений. Предметный образ, его чувственная основа, феноменальные характеристики. Перцептивный образ и понятийный смысл. Проблема адекватного познания реальности.

26. Проблема выделения познавательных процессов. Специфические познавательные процессы: ощущение, восприятие, мышление. Универсальные психические процессы: память, внимание, воображение.

27. Возможности многоаспектного исследования человека в психологии. Проблема создания единой общепсихологической теории.
4.3. Тематический план практических занятий по семинарам.

1 курс, 1 семестр

1. Примеры описаний индивидуальных психологических различий, способов поведения. Возможности обобщения типовых психических черт на примере классификаций темперамента.

2. Представления о природе души и способах ее познания (Платон, Аристотель, Декарт, Локк).

3. Взаимосвязь научной и житейской психологии, формы их сотрудничества.

4. Представление о научно-исследовательских программах. Отрицательные и положительные эвристики.

4. Структура сознания по В. Вундту и Э. Титченеру. Свойства сознания. Перцепция и апперцепция. «Поток сознания» по В. Джемсу.

5. Метод интроспекции, его основные правила, возможности и ограничения. Специфика субъективного отчета как метода сбора данных.

6. Основные понятия, задачи и методы классического бихевиоризма. Механизмы образования условных интегрированных реакций. Общее представление о научении и его видах.

7. Необихевиоризм. Активность и целостность поведения. Феномен латентного научения. Понятие когнитивной карты. Понятие имманентных детерминант поведения. Три класса промежуточных переменных. Критерии выделения цели (по Э. Толмену).

8. Бессознательное, его проявления, отношение к сознанию и методы исследования. Представление об аффективных комплексах и методе свободных ассоциаций. Явление и понятие установки.

9. Психика как совокупность процессов приема и переработки информации. Возможности и ограничения когнитивного подхода к изучению психического. 10. Проблема общего и единичного: уникальная личность как предмет исследований в гуманистической и экзистенциальной психологии. Представление об эмпатии.

11. Директивная и индирективная модели психотерапевтического процесса.

12. Порождение и функционирование сознательных (психических) представлений в реальном процессе жизни людей с точки зрения деятельностного подхода.

13. Понимание личности в широком и узком смысле. Индивид и личность. Физическое, социальное и духовное «Я» (по В. Джемсу).

14. Личность как социальный институт в традиционном (архаичном) обществе. Возможность самостоятельного выбора социальных позиций и становление личности в современном обществе.

15. Элементарная сенсорная психика и инстинктивное поведение животных. Научение на стадии сенсорной психики: привыкание, сенсибилизация, импринтинг. Опыты с американским сомиком: цель, методика, результаты и выводы. Перцептивная психика и индивидуально-изменчивое поведение. Навык и интеллект, их характеристика.

15. Понятие операции. Исследования интеллекта животных, функциональное использование орудий.

16. Основные характеристики трудовой деятельности, их филогенетические предпосылки.

17. Генетическое определение действия. Культурный опыт, формы его сохранения и воспроизводства. Знаковая речь и развитие мышления.

18. Конкретные характеристики индивидуального сознания. Значение и личностный смысл.

19. Основные свойства высших психических функций и закономерности их формирования.

20. Цель как образ желаемого результата. Понятие задачи, ее объективная и психологическая структура. Целеобразование и поиск средств решения задачи.

21. Понятие функционального органа. Кольцевая регуляция и уровни построения движений (по Н.А. Бернштейну). Схема рефлекторного кольца.

22. Феномены восприятия. Свойства перцептивного образа, его чувственная ткань и предметное содержание.

23. Психологическая характеристика мышления. Образ и смысл.

24. Специфика психологического изучения человека в естественнонаучной, гуманитарной и экзистенциальной парадигме исследований.


4.5. Самостоятельная работа студентов

п/п

Наименование темы

Содержание

самостоятельной работы

Вид контроля

Часы

1.

Общая характеристика психологии как науки.

1. Работа с литературой.

2. Составление таблиц «Сравнительные характеристики житейского и научного знания», «Отрасли психологии».

3. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).


Собеседование, устное сообщение на семинарском занятии, представление таблиц и рефератов.

7

2.

Становление предмета психологии.

1. Работа с литературой.

2. Составление таблиц «Сравнительный анализ подходов к изучению психики: предмет и метод исследований».

3. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).

4. Подготовка к собеседованию по статьям Дж. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста», «Бихевиоризм», и З. Фрейда «О психоанализе. Пять лекций».



Собеседование, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов и таблиц.

9

3.

Человек как субъект деятельности.

1. Работа с литературой.

2. Составление таблиц «Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность».

3. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (и его изложение в виде реферата).

4. Подготовка к контрольной работе по разделам 1-3.



Собеседование, тестовый контроль, устное сообщение на семинарском занятии, представление таблиц и рефератов.

8

4.

Возникновение и развитие психики.

1. Работа с литературой.

2. Составление таблиц «Основные характеристики трудовой деятельности и их филогенетические предпосылки», «Стадии развития психики и поведения животных».

3. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (и его изложение в виде реферата).


Собеседование, устное сообщение на семинарском занятии, представление таблиц и рефератов.

8

5.

Социокультурная регуляция деятельности.

1. Работа с литературой.

2. Составление таблицы «Основные характеристики высших психических функций».

3. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).


Собеседование, устное сообщение на семинарском занятии, представление таблиц и рефератов.

7

6.

Строение индивидуальной деятельности человека

1. Работа с литературой

2. Составление схем «Макроструктура деятельности», «Уровни построения движений».

3. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).


Собеседование, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов и схем.

8

7.

Человек как субъект познания

1. Работа с литературой

2. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).

3. Подготовка к контрольной работе по разделам 4-7.


Собеседование, тестовый контроль, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.

7

8.

Перспективы развития современной психологии.

1. Работа с литературой.

2. Подготовка к собеседованию по монографии В. Франкла «Человек в поисках смысла» (выборочно 2 статьи).



Собеседование, представление рефератов.

5

Всего

59




  1. Лабораторный практикум.

Не предусмотрен.

  1. Перечень практических навыков и умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины.

Общие:

  1. Определение специфики психологических исследований.

  2. Методологический анализ основных подходов к выделению предмета исследований в психологии и базовых методов изучения психических явлений.

  3. Классификация эмпирических методов исследований в психологии.

  4. Сравнительный анализ стадий развития психики и поведения животных, психики человека и животных.

  5. Изложение сведений об основных фактах и закономерностях развития психики и становления сознания в онтогенезе и филогенезе.

Конкретные:

  1. Классификация отраслей психологии.

  2. Сравнительный анализ научного и житейского психологического знания.

  3. Сравнительный анализ понятий «психологический факт» и «психическое явление».

  4. Анализ представлений о душе и способах ее познания в античной и новоевропейской философии.

  5. Определение психики и сознания.

  6. Определение предмета и базового метода исследований в структурной психологии, бихевиоризме, психоанализе, деятельностном подходе, когнитивной и гуманистической психологии.

  7. Сравнительный анализ методов интроспекции и самонаблюдения.

  8. Выделение критериев наличия психики. Определение стадии развития психики животных.

  9. Сравнительный анализ основных форм поведения: инстинкта, навыка и интеллекта.

  10. Сравнительный анализ понятий субъект, индивид, личность, индивидуальность.

  11. Анализ закономерностей культурно-исторического развития сознания и личности в филогенезе и онтогенезе.

  12. Определение основных характеристик высших психических функций.

  13. Анализ макроструктуры деятельности.

  14. Анализ структуры сознания (чувственная ткань, значение, личностный смысл).

  15. Классификация потребностей и мотивов.

  16. Выделение уровней построения движения.

  17. Выделение специфических и универсальных познавательных процессов.


7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

7.1. Рекомендуемая литература

Основная литература

  1. Лукацкий М.А. Остренкова М.Е. Психология.- ГЭОТАР -Медиа, 2010

  1. Глуханюк Н.С. Общая психология /Н.С. Глуханюк, А.А. Печеркина, С.Л. Семёнова.- Академия, 2009

  1. Феоктистова С.В. Психология.- /С.В. Феоктистова, Т.Ю. Маринова, Н.Н. Васильева.- Академия, 2009

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- Питер, 2009

Дополнительная литература

п/№

Наименование

Автор (ы)

Год, место издания

Кол-во экземпляров

в библиотеке

на кафедре

1

2

3

4

7

8



Психология

Нуркова В.В.

2009, ЮРАЙТ

1

-


7.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.

  1. Учебные комнаты.

  2. Учебно-методическая литература.

  3. Наглядные пособия: таблицы, схемы, плакаты, кино-видео-фильмы, обучающие компьютерные программы.




  1. Материально-техническое обеспечение.

  • Учебные классы

  • Видеоклассы, оснащенные телевизором и видеомагнитофоном для просмотра учебных видеофильмов

  • Компьютерные классы, оснащенные компьютерами для работы с обучающими программами, демонстрации исследовательских и диагностических методик.




  1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

В процессе обучения студентов основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия, и самостоятельная работа учащихся. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины. Данная учебная программа является общепсихологическим базисом, на котором в последующих семестрах будет основываться изучение специальных дисциплин в области клинической психологии.

Практическое занятие состоит из следующих этапов:



  • проверка исходных знаний;

  • выступление студентов с докладами по текущей теме семинара;

  • обсуждение докладов и беседа по теме семинара;

  • подведение итогов занятия с обсуждением работы группы.

На практической части занятия преподаватель обращает внимание на наиболее важные темы семинара, ошибки, допущенные студентами при обсуждении, а также на самостоятельность и активность работы студентов с литературой и лекционным материалом.

Для успешного освоения дисциплины каждый студент должен быть обеспечен учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами лекций и практических занятий, учебно-методической литературой, вопросами к семинарским занятиям и контрольным работам), а также возможностью отработки пропущенных занятий.

Обязательным условием освоения дисциплины является самостоятельная работа студента, выполнение которой контролируется на практических занятиях. Помимо чтения основных учебных пособий в нее входит также изучение специальной научной литературы, для чего в большинстве разделов учебной программы предусмотрен отдельный вид самостоятельной работы – изучение монографий, посвященных основным познавательным процессам, и собеседование по основным темам, изложенным в монографии. Кроме того, каждый студент должен подготовить доклад по текущей теме и выступить с ним на семинарском занятии. Подобная форма обучения развивает навыки поиска научной литературы, ее анализа, составления резюме прочитанного текста, подготовки тезисов устного выступления с последующими ответами на вопросы аудитории, приемов аргументации защищаемых гипотез, т.е. ведения научно-исследовательской работы и ее защиты в рамках профессиональных дискуссий. Аналогичные цели должны преследоваться и при ориентации студентов на самостоятельный поиск новых материалов по текущим разделам и чтение дополнительной литературы.

Контроль теоретических знаний и практических навыков и умений проводится с помощью тестового контроля, собеседования, представления докладов, рефератов, таблиц, схем и др. В процессе изучения дисциплины проводится экзамен. Тематика дисциплины включена в итоговую государственную аттестацию.


Рабочая учебная программа по дисциплине «Введение в общую психологию» составлена Завершневой Е.Ю., ст. преподавателем кафедры общей психологии факультета клинической психологии МГМСУ на базе учебных программ, используемых в настоящее время в процессе обучения студентов начальных курсов на факультете психологии МГУ (программы составлены сотрудниками факультета психологии МГУ Петуховым В.В., Насиновской Е.Е., Дормашевым Ю.Б., Капустиным С.А.).

  • Вид учебной работы Всего часов Семестры
  • Формы текущего контроля