- Навигация по данной странице:
- Вид учебной работы Всего часов Семестры
- Формы текущего контроля
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ» Курс _1_, семестр _1_, форма обучения очная Направление подготовки (специальность) – 030302.65 «Клиническая психология» При разработке рабочей программы дисциплины в основу положены: Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030302.65 - «Клиническая психология» (2005 г.) Учебный план по специальности, утвержденный Ученым советом факультета клинической психологии ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России «28» февраля 2013г., Протокол № 6 Программа обсуждена на заседании кафедры общей психологии «____»___________20 ___ года Протокол №___ Зав. кафедрой, профессор __________________Е.В. Орестова Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии « 23 » мая 2013 года Протокол № 9 Председатель ученого совета, профессор _____________________Н.А. Сирота Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета « 30 » мая 2013 года Протокол № 34 Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич Цель и задачи дисциплины: освоение базовых теоретических знаний и практических навыков в области общей психологии, ознакомление с исследовательскими парадигмами в психологии, формирование представления о природе психического и методах его изучения, усвоение фундаментальных психологических категорий и принципов. Задачи дисциплины: Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам: Представление о психике, сознании и специфике их исследований в психологии. Предмет и методы исследований в психологии. Представление о человеке как о субъекте познания и деятельности в психологии. Роль культуры и языка в становлении сознания и личности. Возникновение и развитие психики в филогенезе и онтогенезе. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. а) Студень должен знать и уметь использовать Основные подходы к выделению предмета и методов исследований в психологии. Представления о сознании, поведении, бессознательном и деятельности как фундаментальных психологических категориях. Принципы активности, системности, развития, целостности, единства сознания и деятельности и их роль в формировании поведения и психики. Понятие субъекта, личности, индивида, индивидуальности и их соотношения. Понятие высшей психической функции, психологической системы и интериоризации. б) Уровень компетентности: Обладание целостным представлением о системе психологического знания, отраслях и направлениях в психологии, о взаимосвязи между теоретической и практической психологией – для обеспечения теоретической основы подготовки психолога. в) Коммуникативность Умение анализировать источники научно-психологической информации, свободно владеть полученными знаниями в общении с коллегами и пациентами. г) Студент должен иметь навыки: Критического анализа теоретических подходов к изучению психики и сознания. Сравнительного анализа психики человека и животных. Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе. д) Студент должен иметь представление о: Специфике психологического знания и связях психологии с философией, естествознанием и другими науками. Характеристиках научного и житейского психологического знания, исследовательской и практической психологии, отраслях психологии. Психологических фактах и психических явлениях. Эмпирических методах психологических исследований. Критериях наличия психики, стадиях ее развития в филогенезе, об основных характеристиках инстинктивного и индивидуально-изменчивого поведения. Об уровнях построения движений и кольцевой регуляции деятельности. Макроструктуре деятельности, видах потребностей и мотивов. Закономерностях развития потребностно-мотивационной и познавательной сфер человека. Cоотношении познания и сознания, о целостных системных синтезах, формирующихся в процессе совместного развития когнитивной, эмоциональной и мотивационной сфер личности. Роли культуры, языка и общения в развитии психики и сознания. Основных фактах, проблемах и закономерностях становления сознания и личности в онтогенезе. г) Основные знания, необходимые для изучения дисциплины: Введение в общую психологию представляет собой начальный курс в ряду других психологических дисциплин и требует знаний в объеме среднего школьного образования. Другие дисциплины начального уровня, которые тематически связаны с преподаванием данного курса и способствуют его усвоению – введение в профессию, зоопсихология и сравнительная психология, философия. Объем дисциплины и виды учебной работы
Содержание дисциплины Разделы дисциплины и виды занятий
4.2. Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Общая характеристика психологии как науки. Общее представление о психике и сознании. Психология и философия. Психология и естествознание. Практическая и исследовательская психология. Становление научной психологии, общая характеристика ее предмета и методов. Психология как естественнонаучная и гуманитарная дисциплина. Отрасли психологии. Раздел 2. Становление предмета психологии. Различные подходы к определению предмета психологии. Явления сознания как предмет психологического исследования. Предмет и задачи психологии поведения. Неосознаваемые процессы в поведении человека. Категория деятельности в психологии. Принцип единства сознания и деятельности. Раздел 3. Человек как субъект деятельности. Понятие субъекта, личности, индивида, индивидуальности и их соотношение. Общее представление о развитии личности. Иерархия мотивов как основание личности. Основные черты развития личности. Личность и культура. Раздел 4. Возникновение и развитие психики. Приспособительная роль психики в биологической эволюции. Гипотезы возникновения психического отражения. Представления об эволюции психического отражения. Основные стадии развития психики и поведения животных. Инстинкт, навык, интеллект. Гипотезы возникновения сознания. Сравнение психики животных и человека. Раздел 5. Социокультурная регуляция деятельности. Человек как социальный индивид. Представление о социальных позициях, ожиданиях и ролях. Развитие общественного и индивидуального сознания в антропогенезе. Понятие высшей психической функции и психологической системы. Строение и развитие высших психических функций. Понятие интериоризации. Раздел 6. Строение индивидуальной деятельности человека. Понятие потребности и мотива. Строение потребностно-мотивационной сферы, специфика потребностей человека. Определение деятельности. Понятие действия, операции, цели, задачи. Представление о ведущих деятельностях, их смене в онтогенезе. Раздел 7. Человек как субъект познания. Специфика психологического изучения познания. Деятельность, сознание, познание. Познание и мотивация. Категория образа. Предметный образ, перцептивный образ и понятийный смысл. Целостность познавательной деятельности и выделение познавательных процессов. Раздел 8. Перспективы развития современной психологии. Естественнонаучная и культурно-историческая парадигмы исследований в современной психологии. Перспективы создания единой общепсихологической теории. 4.3. Тематический план лекций по семестрам. 1 курс, 1 семестр 1. Основные значения термина «психология». Психика и сознание. Психологические факты и психические явления. 2. Психологическое знание в обыденной жизни. Сравнительные особенности житейского и научного знания. 3. Из истории «донаучной» психологии. Представления о душе в античной философии, их значение для современной психологии. 4. Психология и практика. Отрасли психологии и критерии их выделения. 5. Объект и предмет научного познания. Уникальность психологической науки: человек как субъект и объект познания. Представление о научно-исследовательской программе. Проблема изучения сознания в философии и психологии. 6. Эмпирические методы исследований в психологии: эксперимент, измерение, наблюдение и беседа. Экспериментальные гипотезы и проблема опровержения и доказательства теории в эксперименте. 7. Сознание как предмет психологии. Основные метафоры и свойства сознания. Метод интроспекции и его отличия от метода самонаблюдения. Примеры гештальтфеноменов, понятие инсайта. 8. Проблема объективного метода в психологии. Поведение как предмет психологических исследований. Понятие промежуточной переменной. Проблема активности действующего субъекта в психологии и физиологии. 9. Проблема бессознательного в психоанализе. Классификация неосознаваемых процессов и их основные характеристики. 10. Когнитивный подход к изучению психических явлений. Компьютерная метафора. Гуманистический и экзистенциальный подход: личность как предмет исследований в психологии. 11. Категория деятельности в психологии. Деятельность как предмет и метод исследований. 12. Человек и мир: природа, общество, культура. Философские и психологические представления о сущности человека. 13. Органические предпосылки становления и развития индивида. Социальная среда как необходимое условие развития личности. Личность как субъект самостоятельного и ответственного решения собственных проблем на основе общечеловеческих культурных норм. Личность и индивидуальность. 14. Становление и развитие личности в онтогенезе. Проблема осознания собственных мотивов и возможность изменения их соотношения. Личностный поступок. 15. Психика как адаптация в биологической эволюции. Проблема выделения критериев наличия психики. Раздражимость и чувствительность, понятие биологического смысла. Психика как ориентировочная деятельность субъекта. 16. Эволюция психики: основные стадии развития психики и поведения животных – элементарная сенсорная, перцептивная, интеллекта. Общая характеристика инстинктивного поведения животных. Индивидуально-изменчивое поведение, навык и интеллект. 17. Трудовая деятельность и возникновение сознания. Возникновение действий и необходимость общественного сознания. 18. Человек как социальный индивид. Понятие социального факта. Социальные роли и процесс их присвоения. Ролевое поведение и общение. 19. Строение сознания. Специфика коллективных сознательных представлений. Развитие сознания. Социализация индивида как процесс присвоения общественно-исторического опыта. 20. Высшие психические функции: понятие и основные характеристики. Целостные системные синтезы психических функций. Общее представление об интериоризации. 21. Проблема побуждения к деятельности. Основные свойства потребностей, их опредмечивание. Функции мотива: побуждение и смыслообразование. Развитие мотивационно-потребностной сферы человека. 22. Макроструктура деятельности. Понятие действия и деятельности и их соотношение. Виды операций. Проблема возникновения мотивов в ходе выполнения деятельности. Представление о ведущей деятельности. 23. Операции и их взаимосвязи с действиями в процессе формирования и выполнения навыка. Принцип активности субъекта деятельности и кольцевой регуляции деятельности. Уровни построения движений. 24. Познание и сознание. Образ мира как условие деятельности в нем и основа его познания. 25. Категория образа, виды и функции образных явлений. Предметный образ, его чувственная основа, феноменальные характеристики. Перцептивный образ и понятийный смысл. Проблема адекватного познания реальности. 26. Проблема выделения познавательных процессов. Специфические познавательные процессы: ощущение, восприятие, мышление. Универсальные психические процессы: память, внимание, воображение. 27. Возможности многоаспектного исследования человека в психологии. Проблема создания единой общепсихологической теории.
1. Примеры описаний индивидуальных психологических различий, способов поведения. Возможности обобщения типовых психических черт на примере классификаций темперамента. 2. Представления о природе души и способах ее познания (Платон, Аристотель, Декарт, Локк). 3. Взаимосвязь научной и житейской психологии, формы их сотрудничества. 4. Представление о научно-исследовательских программах. Отрицательные и положительные эвристики. 4. Структура сознания по В. Вундту и Э. Титченеру. Свойства сознания. Перцепция и апперцепция. «Поток сознания» по В. Джемсу. 5. Метод интроспекции, его основные правила, возможности и ограничения. Специфика субъективного отчета как метода сбора данных. 6. Основные понятия, задачи и методы классического бихевиоризма. Механизмы образования условных интегрированных реакций. Общее представление о научении и его видах. 7. Необихевиоризм. Активность и целостность поведения. Феномен латентного научения. Понятие когнитивной карты. Понятие имманентных детерминант поведения. Три класса промежуточных переменных. Критерии выделения цели (по Э. Толмену). 8. Бессознательное, его проявления, отношение к сознанию и методы исследования. Представление об аффективных комплексах и методе свободных ассоциаций. Явление и понятие установки. 9. Психика как совокупность процессов приема и переработки информации. Возможности и ограничения когнитивного подхода к изучению психического. 10. Проблема общего и единичного: уникальная личность как предмет исследований в гуманистической и экзистенциальной психологии. Представление об эмпатии. 11. Директивная и индирективная модели психотерапевтического процесса. 12. Порождение и функционирование сознательных (психических) представлений в реальном процессе жизни людей с точки зрения деятельностного подхода. 13. Понимание личности в широком и узком смысле. Индивид и личность. Физическое, социальное и духовное «Я» (по В. Джемсу). 14. Личность как социальный институт в традиционном (архаичном) обществе. Возможность самостоятельного выбора социальных позиций и становление личности в современном обществе. 15. Элементарная сенсорная психика и инстинктивное поведение животных. Научение на стадии сенсорной психики: привыкание, сенсибилизация, импринтинг. Опыты с американским сомиком: цель, методика, результаты и выводы. Перцептивная психика и индивидуально-изменчивое поведение. Навык и интеллект, их характеристика. 15. Понятие операции. Исследования интеллекта животных, функциональное использование орудий. 16. Основные характеристики трудовой деятельности, их филогенетические предпосылки. 17. Генетическое определение действия. Культурный опыт, формы его сохранения и воспроизводства. Знаковая речь и развитие мышления. 18. Конкретные характеристики индивидуального сознания. Значение и личностный смысл. 19. Основные свойства высших психических функций и закономерности их формирования. 20. Цель как образ желаемого результата. Понятие задачи, ее объективная и психологическая структура. Целеобразование и поиск средств решения задачи. 21. Понятие функционального органа. Кольцевая регуляция и уровни построения движений (по Н.А. Бернштейну). Схема рефлекторного кольца. 22. Феномены восприятия. Свойства перцептивного образа, его чувственная ткань и предметное содержание. 23. Психологическая характеристика мышления. Образ и смысл. 24. Специфика психологического изучения человека в естественнонаучной, гуманитарной и экзистенциальной парадигме исследований. 4.5. Самостоятельная работа студентов
Лабораторный практикум. Не предусмотрен. Перечень практических навыков и умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины. Общие: Определение специфики психологических исследований. Методологический анализ основных подходов к выделению предмета исследований в психологии и базовых методов изучения психических явлений. Классификация эмпирических методов исследований в психологии. Сравнительный анализ стадий развития психики и поведения животных, психики человека и животных. Изложение сведений об основных фактах и закономерностях развития психики и становления сознания в онтогенезе и филогенезе. Конкретные: Классификация отраслей психологии. Сравнительный анализ научного и житейского психологического знания. Сравнительный анализ понятий «психологический факт» и «психическое явление». Анализ представлений о душе и способах ее познания в античной и новоевропейской философии. Определение психики и сознания. Определение предмета и базового метода исследований в структурной психологии, бихевиоризме, психоанализе, деятельностном подходе, когнитивной и гуманистической психологии. Сравнительный анализ методов интроспекции и самонаблюдения. Выделение критериев наличия психики. Определение стадии развития психики животных. Сравнительный анализ основных форм поведения: инстинкта, навыка и интеллекта. Сравнительный анализ понятий субъект, индивид, личность, индивидуальность. Анализ закономерностей культурно-исторического развития сознания и личности в филогенезе и онтогенезе. Определение основных характеристик высших психических функций. Анализ макроструктуры деятельности. Анализ структуры сознания (чувственная ткань, значение, личностный смысл). Классификация потребностей и мотивов. Выделение уровней построения движения. Выделение специфических и универсальных познавательных процессов. 7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 7.1. Рекомендуемая литература Основная литература
Дополнительная литература
7.2. Средства обеспечения освоения дисциплины. Учебные комнаты. Учебно-методическая литература. Наглядные пособия: таблицы, схемы, плакаты, кино-видео-фильмы, обучающие компьютерные программы. Материально-техническое обеспечение. Учебные классы Видеоклассы, оснащенные телевизором и видеомагнитофоном для просмотра учебных видеофильмов Компьютерные классы, оснащенные компьютерами для работы с обучающими программами, демонстрации исследовательских и диагностических методик. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. В процессе обучения студентов основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия, и самостоятельная работа учащихся. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины. Данная учебная программа является общепсихологическим базисом, на котором в последующих семестрах будет основываться изучение специальных дисциплин в области клинической психологии. Практическое занятие состоит из следующих этапов: проверка исходных знаний; выступление студентов с докладами по текущей теме семинара; обсуждение докладов и беседа по теме семинара; подведение итогов занятия с обсуждением работы группы. На практической части занятия преподаватель обращает внимание на наиболее важные темы семинара, ошибки, допущенные студентами при обсуждении, а также на самостоятельность и активность работы студентов с литературой и лекционным материалом. Для успешного освоения дисциплины каждый студент должен быть обеспечен учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами лекций и практических занятий, учебно-методической литературой, вопросами к семинарским занятиям и контрольным работам), а также возможностью отработки пропущенных занятий. Обязательным условием освоения дисциплины является самостоятельная работа студента, выполнение которой контролируется на практических занятиях. Помимо чтения основных учебных пособий в нее входит также изучение специальной научной литературы, для чего в большинстве разделов учебной программы предусмотрен отдельный вид самостоятельной работы – изучение монографий, посвященных основным познавательным процессам, и собеседование по основным темам, изложенным в монографии. Кроме того, каждый студент должен подготовить доклад по текущей теме и выступить с ним на семинарском занятии. Подобная форма обучения развивает навыки поиска научной литературы, ее анализа, составления резюме прочитанного текста, подготовки тезисов устного выступления с последующими ответами на вопросы аудитории, приемов аргументации защищаемых гипотез, т.е. ведения научно-исследовательской работы и ее защиты в рамках профессиональных дискуссий. Аналогичные цели должны преследоваться и при ориентации студентов на самостоятельный поиск новых материалов по текущим разделам и чтение дополнительной литературы. Контроль теоретических знаний и практических навыков и умений проводится с помощью тестового контроля, собеседования, представления докладов, рефератов, таблиц, схем и др. В процессе изучения дисциплины проводится экзамен. Тематика дисциплины включена в итоговую государственную аттестацию. Рабочая учебная программа по дисциплине «Введение в общую психологию» составлена Завершневой Е.Ю., ст. преподавателем кафедры общей психологии факультета клинической психологии МГМСУ на базе учебных программ, используемых в настоящее время в процессе обучения студентов начальных курсов на факультете психологии МГУ (программы составлены сотрудниками факультета психологии МГУ Петуховым В.В., Насиновской Е.Е., Дормашевым Ю.Б., Капустиным С.А.). |