Кафедра мировой экономики и международных отношений

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Кафедра мировой экономики и международных отношений



страница1/2
Дата04.11.2017
Размер0,58 Mb.


  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА И ЭКОНОМИКИ
КАФЕДРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Рабочая программа учебной дисциплины
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
031900.62 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

080100.62 ЭКОНОМИКА. Мировая экономика

080100.62 ЭКОНОМИКА. международный бизнес

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2014


ББК 65.5

Рабочая программа учебной дисциплины Экономическая география зарубежных стран составлена в соответствии с требованиями ООП: 080100.62 «Экономика», 031900.62 «Международные отношения» на базе ФГОС ВПО.

Составитель:

Строганов А.О., канд. экон. наук, доцент кафедры мировой экономики и международных отношений


Утверждена на заседании кафедры МЭТ от 19.05.2014 г., протокол №8.
Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС.

© Издательство ВГУЭС 2014


ВВЕДЕНИЕ

Знание территориальной организации и размещения производительных сил зарубежных стран – необходимое условие формирования профессионалов в обрасти международной экономики и международных отношений. В соответствии с целью и задачами курса студент приобретает знания теории и практики размещения производительных сил в зарубежных странах и регионах, что соответствует квалификационной характеристике выпускника, действующего в условиях интернационализации хозяйственной жизни и глобализации мировой экономики. Эти знания необходимы будущим международникам для четкого представления о реальном или потенциальном партнере во внешнеэкономической деятельности предприятия, его политико-идеологическом, социально-экономическом, историко-культурном и правовом фоне. Такие знания и их применение должны способствовать лучшему пониманию, более четкому взаимодействию и, в конечном счете, повышению эффективности внешнеэкономической деятельности компании.


Работа студентов в рамках дисциплины предполагает изучение имеющихся учебников и учебных пособий, анализ картографического материала, отслеживание текущих изменений в размещении производительных сил зарубежных стран через периодическую научную литературу и печать, а также через ресурсы глобальной сети Интернет.

Программа дисциплины Экономическая география зарубежных стран включает организационные и методические рекомендации по изучению дисциплины, ее содержание по разделам, темам и дидактическим единицам, перечень и тематику самостоятельных работ студентов по дисциплине, контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения учебной дисциплины, методические рекомендации по организации СРС, список рекомендуемых источников и словарь основных терминов.

Учебная программа предназначена для студентов ВГУЭС, обучающихся по направлениям 080100.62 «Экономика» (профили «Мировая экономика», «Международный бизнес») и 031900.62 «Международные отношения». Содержание дисциплины соответствует требованиям ФГОС ВПО по указанным направлениям подготовки.




  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.1 Цели освоения учебной дисциплины
Целью освоения дисциплины «Экономическая география зарубежных стран» является формирование у студентов системного представления о методологии анализа территориальной организации и размещения производительных сил зарубежных стран.

Задачи дисциплины:

- проанализировать изменения на политической карте мира и ее современную конфигурацию;

- рассмотреть природные и экономические предпосылки развития хозяйства зарубежных стран;

- исследовать географию важнейших отраслей материального производства;

- рассмотреть размещение производительных сил в отдельных странах и регионах мира.




1.2 Место учебной дисциплины в структуре ООП (связь с другими дисциплинами)
Дисциплина «Экономическая география зарубежных стран» относится к дисциплинам по выбору профессионального цикла – для направления «Экономика», гуманитарного, социального и экономического цикла – для направления «Международные отношения». Данная дисциплина базируется на компетенциях, полученных при изучении дисциплины «Мировая экономика» – для направления «Экономика», и «Глобальные проблемы современности» – для направления «Международные отношения». Компетенции, полученные при освоении дисциплины «Экономическая география зарубежных стран» необходимы для изучения дисциплины «Экономика стран АТР» – для направления «Экономика», и «Мировая экономика» – для направления «Международные отношения».
1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины

В результате освоения дисциплины у обучающегося должны быть сформированы компетенции:

Таблица 1 - Формируемые компетенции по направлениям подготовки


ООП

Блок

Вид компетенций

Компетенции

080100.62 Экономика.

Международный бизнес

080100.62 Экономика. Мировая экономика




Б.3/ Дисциплины по выбору



ПК-8

способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей

ПК-9


способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет

031900.62 Международные отношения

Б.1/ Дисциплины по выбору



ОК-9

навыки использования основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, стремление найти практическое применение своим научно-обоснованным выводам, наблюдениям и опыту, полученным в результате познавательной профессиональной деятельности в сфере мировой политики и международных отношений

ПДК-5

ориентация в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах, понимание механизмов взаимовлияния планетарной среды, мировой экономики и мировой политики

Таблица 2 - Формируемые знания, умения, владения по направлениям подготовки

ООП

Блок

Коды компетенций

Знания, Умения, Владения

080100.62 Экономика.

Международный бизнес

080100.62 Экономика. Мировая экономика

Б.3/Дисциплины по выбору




ПК-8


Знания:

системы показателей и характеристик для оценки экономико-географического положения страны и региона.

Умения:

использовать отечественные и зарубежные источники информации для анализа экономико-географического положения конкретной страны, уметь интерпретировать полученные данные; ориентироваться в постоянно возникающих конкретных ситуациях, связанных с размещением производства и его внешнеэкономическом векторе

Владения:

навыками оценки неравномерности обеспеченности стран мира природными и экономическими ресурсами

ПК-9


Знания:

принципов размещения и собственно размещения на территории планеты основных отраслей материального производства – промышленности, сельского хозяйства и транспорта

Умения:

анализировать данные о неравномерности обеспеченности стран мира природными и экономическими ресурсами, умение различных государств использовать имеющиеся ресурсы; уметь показать на карте основные районы и центры промышленного и сельскохозяйственного производства, транспортные магистрали и узлы в странах СНГ, других странах и регионах мира

Владения:

навыками сбора и анализа необходимых данных, характеризующих экономико-географическое положение и потенциал конкретной страны; умением подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет по экономико-географическому положению конкретной страны

031900.62 Международные отношения

Б.1/Дисциплины по выбору




ОК-9


Знания:

системы показателей и характеристик для оценки экономико-географического положения страны и региона.

Умения:

использовать отечественные и зарубежные источники информации для анализа экономико-географического положения конкретной страны, уметь интерпретировать полученные данные; ориентироваться в постоянно возникающих конкретных ситуациях, связанных с размещением производства и его внешнеэкономическом векторе

Владения:

навыками оценки неравномерности обеспеченности стран мира природными и экономическими ресурсами

ПДК-5


Знания:

принципов размещения и собственно размещения на территории планеты основных отраслей материального производства – промышленности, сельского хозяйства и транспорта

Умения:

анализировать данные о неравномерности обеспеченности стран мира природными и экономическими ресурсами, умение различных государств использовать имеющиеся ресурсы; уметь показать на карте основные районы и центры промышленного и сельскохозяйственного производства, транспортные магистрали и узлы в странах СНГ, других странах и регионах мира

Владения:

навыками сбора и анализа необходимых данных, характеризующих экономико-географическое положение и потенциал конкретной страны; умением подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет по экономико-географическому положению конкретной страны



1.4 Основные виды занятий и особенности их проведения

Объем и сроки изучения дисциплины:

Дисциплина читается для бакалавров направления «Международные отношения» на первом курсе в весеннем семестре, для бакалавров направления «Экономика» на третьем курсе в весеннем семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет - 3 зачетные единицы, 108 часа, из них 70 часов аудиторной работы, 38 часов самостоятельной работы. Промежуточная аттестация по дисциплине – экзамен.

Для реализации компетентностного подхода при изучении дисциплины предусматривается применение интерактивных форм проведения занятий в объеме не менее 30% от объема аудиторных занятий.



1.5 Виды контроля и отчетности по дисциплине

Контроль успеваемости бакалавров осуществляется в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний студентов.

Для аттестации бакалавров по дисциплине фонды оценочных средств включают: задания для самостоятельной (индивидуальной) работы, тесты, проблемные ситуации по актуальным вопросам дисциплины для проведения дискуссий.

Текущий контроль и отчетность предполагает:

- проверку уровня самостоятельной подготовки студента при выполнении индивидуальных заданий,

- проведение дискуссий по проблемным аспектам дисциплины,

- тестирование по темам и разделам дисциплины,

- подготовка докладов и презентаций.



Промежуточный контроль проводится в форме экзамена – выполнение тестовых заданий.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Темы лекций
ВВЕДЕНИЕ. Предмет, цели и задачи курса. Роль курса в учебной программе подготовки экономистов-международников. Значение общегеографической подготовки (владение курсами физической географии, экономической географии России и регионалистики). Место курса в экономическом блоке дисциплин учебного плана, его взаимосвязь с политологическими дисциплинами. Роль курсов «Введение в специальность», «Экономическая теория». Основные отечественные и зарубежные источники и литература. Использование национальной и международной статистики. Роль географических карт и атласов. Система самостоятельной работы. Использование ресурсов Интернет. Критерии промежуточной аттестации и экзамена.
ТЕМА 1. СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА. Этапы формирования современной политической карты мира в XX – начале XXI вв. Страны на политической карте мира: критерии классификации по формальным признакам. Официальный статус (независимые государства и зависимые территории, виды зависимости), формы правления (республики и монархии, их разновидности) и административно-территориального устройства (унитарные и федеративные государства). Истоки и сущность тоталитаризма и демократии как политических систем, их разновидности. Социально-экономические системы. Сущность командно-административной и рыночной экономик. Смешанная экономика. Системные трансформации в экономике в постсоциалистических странах. Понятие переходной экономики. За последние 20 лет политическая карта мира претерпела серьезные изменения.
ТЕМА 2. МИРОВЫЕ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ. Понятия природных условий и ресурсов. Критерии классификации природных ресурсов. Неисчерпаемые, возобновимые и невозобновимые ресурсы. Исчерпаемость большинства видов природных ресурсов и проблема их рационального использования. Общая характеристика мировых минеральных (топливо и сырье), земельных (почвенных), водных, биологических (растительных и животных), рекреационных ресурсов. Особая роль минерального топлива. Ресурсы мирового океана. Природные ресурсы и обострение глобальных проблем человечества (энергосырьевой, продовольственной, экологической). Абсолютное большинство природных ресурсов мира исчерпаемо и в значительной степени невозобновимо.
ТЕМА 3. НАСЕЛЕНИЕ И ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ. Численность и динамика населения мира. Естественное и механическое движение. Типы воспроизводства. Сущность, формы проявления и последствия «демографического взрыва». Формы миграций по разным критериям. Внутренние и внешние, постоянные и сезонные, стихийные и регулируемые, добровольные и принудительные миграции. Причины миграций. Миграции рабочей силы. Структура (составы) населения зарубежных стран. Этнический, половозрастной, социальный состав. Размещение населения: общие черты, плотность, городское и сельское население. Трудовые ресурсы и экономически активное население в различных странах и регионах. Занятость и безработица. Виды безработицы. Население – главная производительная сила общества.
ТЕМА 4. ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА. Классификации отраслей в мировом хозяйстве. Отраслевая структура мирового хозяйства и отдельных стран и регионов. Структурные сдвиги в мировой экономике и структурные кризисы. География промышленности: энергетика, черная и цветная металлургия, тяжелое, энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное, точное машиностроение, химическая промышленность (основная и органическая химия), лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, легкая и пищевая промышленность. География сельского хозяйства. Общая характеристика. Аграрные отношения, их системы. Растениеводство (зерновое хозяйство, производство технических культур, животноводство). Значение и география мирового транспорта (сухопутный, водный, воздушный транспорт). Материальное производство – основа мирового хозяйства.
Для тем 5-12 структура содержания занятий одинакова.

ТЕМА 5. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАН СНГ.

ТЕМА 6. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА США.

ТЕМА 7. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯПОНИИ.

ТЕМА 8. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАН ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЫ.

ТЕМА 9. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КНР

ТЕМА 10. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ, ЮЖНОЙ И ЮГО-ЗАПАДНОЙ АЗИИ.

ТЕМА 11. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАН АФРИКИ.

ТЕМА 12. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ.

1) Состав территории: административные единицы, исторические области, крупные экономические районы.

2) Экономико-географическое положение: относительно соседних стран; относительно транспортных путей; относительно морей; относительно топливно-сырьевых баз.

3) Природные условия и ресурсы: рельеф и климат; минеральное сырье и топливо; земельные и водные ресурсы; биологические и рекреационные ресурсы.

4) Население и трудовые ресурсы: численность и движение;

состав; расселение; трудовые ресурсы.

5) География отраслей хозяйства: промышленность (с выделением отраслей специализации); сельское хозяйство (с выделением отраслей специализации); транспорт (основные магистрали и узлы).

6) Территориальная организация производительных сил: крупные экономические районы.

7) Внешние экономические связи: главные партнеры; структура внешней торговли; другие формы ВЭС.

2.2 Перечень тем практических занятий
Тема 1. СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА (2 часа, семинар, дискуссия)
Вопросы для обсуждения.

1. Этапы формирования современной политической карты мира в XX – начале XXI вв.

2. Мир в условиях глобализации

3. Страны на политической карте мира: критерии классификации


Методические указания.

Вопрос 1. При ответе на этот вопрос студент должен показать ход эволюционных и революционных изменений на политической карта мира. Особенно следует остановиться на: политических итогах двух мировых войн, крушении европейских империй и возникновении новых независимых государств, революции в России и создании СССР, образовании мировой социалистической системы, крахе мировой колониальной системы и появлении независимых государств в Азии и Африке, фиаско коммунистической идеологии и переходе ряда европейских и азиатских стран к демократическим институтам, распаде СССР, ЧССР и СФРЮ, объединении Германии.

Вопрос 2. Необходимо показать: сущность глобализации и ее основные концепции; роль в этом процессе международных организаций (ООН, региональных интеграционных объединений, НАТО); значение транснационализации бизнеса и ТНК в мировой экономике и политике; формировании всемирного экономического, финансового, экологического, информационного пространства; месте России в процессах глобализации.

Вопрос 3. Следует выделить основные критерии классификации стран по формальным признакам: официальному статусу (независимые государства и зависимые территории и формы зависимости, иные статусы), формам правления (республики и монархии, их разновидности) и административно-территориальному устройству (унитарные и федеративные государства); показать истоки и сущность тоталитаризма и демократии как политических систем; их продолжение в экономических системах: командно-административной и рыночной экономиках, смешанной экономике, переходной экономике.
Тема 2. МИРОВЫЕ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ (2 часа, семинар, дискуссия)

Вопросы для обсуждения.
1. Понятие и классификации природных ресурсов

2. Общая характеристика минеральных ресурсов



3. Природные ресурсы и обострение глобальных проблем современности
Методические указания.

Вопрос 1. Следует: дать понятия природных условий и ресурсов, обозначив различие между этими двумя компонентами окружающей среды; привести критерии классификации природных ресурсов по признакам исчерпаемости (неисчерпаемые, возобновимые и невозобновимые) и среде нахождения (минеральные, земельные, водные, биологические, рекреационные).

Вопрос 2. Студент должен: классифицировать минеральные ресурсы (топливные, рудные, нерудные); дать оценку мировых запасов полезных ископаемых по категориям А, В, С1; показать сроки исчерпаемости топлива и сырья и влияющие на них факторы (расширение географической среды, неодинаковость размещение запасов в странах и регионах мира, уровень и темпы геологоразведки, динамика потребления, роль ценового фактора).

Вопрос 3. Необходимо показать взаимосвязь между мировыми запасами ресурсов и существованием мировых (глобальных) проблем; дать оценку роли добычи и заготовки ресурсов, их транспортировки к местам потребления; уделить место вопросам рационального использования ресурсов и охраны окружающей среды. Отдельно следует остановиться на задачах рационального использования природных ресурсов (материало- и энергосбережении) и привлечении альтернативных источников сырья и энергии.
Тема 3. НАСЕЛЕНИЕ И ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ (1 часа, семинар, дискуссия)
Вопросы для обсуждения.

  1. Численность и движение населения мира

  2. Структура (составы) населения зарубежных стран

  3. Размещение населения зарубежных стран

  4. Трудовые ресурсы и их использование


Методические указания.

Вопрос 1. При ответе на этот вопрос следует: проанализировать динамику роста населения земного шара за последние 100 лет; показать причины ускорения воспроизводства во второй половине XX в.; дать характеристику типов воспроизводства по нескольким параметрам; определить сущность, формы проявления и последствия «демографического взрыва». Охарактеризовать формы миграций по разным критериям (внутренние и внешние, постоянные и сезонные, стихийные и регулируемые, добровольные и принудительные); Выявить причины миграций; особо остановиться на миграции рабочей силы.

Вопрос 2. Необходимо рассмотреть структуру населения мира по разным критериям. Охарактеризовать этнический (национальный) состав по признаку языка; выделить крупнейшие народы, языковые группы и семьи, одно-, дву- и многонациональные страны. Показать половозрастной и социальный составы, определить их значение в экономическом развитии; остановиться на эволюции социального и профессионального состава в странах различных типов.

Вопрос 3. Следует: выявить общие черты и зависимость от природных и экономических факторов; показать неравномерность расселения и различия в плотности, выделив главные ареалы высокой плотности; подразделить население на городское и сельское с характеристикой городских функций; дать определение следующим понятиям: урбанизация, городская агломерация, мегаполис, сверх- (гиперурбанизация), «ложная» урбанизация, деурбанизация.

Вопрос 4. Студент обязан: знать понятие трудовых ресурсов, их структуру и использование; уметь охарактеризовать трудоспособное и экономически активное население в разных странах и регионах мира; рассказать о проблемах занятости и безработицы, знать структуру занятости и структурные сдвиги, связанные с научно-техническим прогрессом, обрисовать виды безработицы (циклическую, структурную, подавленную, скрытую, фрикционную).
Тема 4. ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА (2 часа, семинар, дискуссия)
Вопросы для обсуждения.

1. Классификации отраслей в мировом хозяйстве

2. География промышленности зарубежных стран

3. География сельского хозяйства

4. География мирового транспорта
Методические указания.

Вопрос 1. Студент обязан: знать отраслевую структуру мирового хозяйства и отдельных групп стран и регионов в соответствии с различными критериями (целевое назначение, технико-технологические показатели и факторы размещения); показать структурные сдвиги в мировой экономике, связанные с научно-техническим прогрессом, и структурные кризисы (в энергетике, черной металлургии, текстильной промышленности, аграрной сфере).

Вопрос 2. Необходимо дать характеристику развития и размещения: энергетики (добыча основных видов топлива и электроэнергетика), черной и цветной металлургии, машиностроения (тяжелое, энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное, точное), химической промышленности (основная и органическая химия), лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, легкой и пищевой промышленности; показать структурные сдвиги в отрасли и изменения в позициях отдельных стран и регионов.

Вопрос 3. Следует дать общую характеристику отрасли (уровень и темпы развития, структура и структурные сдвиги), показать роль научно-технического прогресса, проблемы формирования аграрно-промышленных комплексов и агробизнеса; показать размещение растениеводства (зерновое хозяйство, производство технических культур) и животноводства.

Вопрос 4. При ответе на этот вопрос необходимо: охарактеризовать роль транспорта и его отдельных отраслей в мировой экономике, используя показатели грузо- и пассажирооборота, себестоимости, а также грузоподъемности, дальности и скорости перевозок, зависимости от природных условий; показать размещение сухопутного (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный), водного (морского и внутреннего водного), воздушного транспорта, выделяя основные магистрали и узлы).
Тема 5. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАН СНГ (2 часа, семинар, дискуссия)
Вопросы для обсуждения.

1. СНГ и экономическое развитие независимых государств

2. Экономико-географическая характеристика Украины

3. Экономико-географическая характеристика Белоруссии, Молдавии и стран Закавказья

4. Экономико-географическая характеристика Казахстана и стран Средней Азии
Методические указания.

Вопрос 1. Необходимо охарактеризовать: распад СССР и образование СНГ, причины и последствия этих событий; уровень и структуру взаимных связей между республиками до и после независимости; формирование Экономического союза в рамках Содружества; проблемы таможенного и валютного союзов; перспективы политических отношений.

Вопрос 2. Необходимо рассмотреть экономико-географическое положение республики с выделением соседства с Россией; дать экономическую оценку природных и трудовых ресурсов; выделить главные отрасли специализации в промышленности и сельском хозяйстве и показать их на карте; показать транспортную сеть; охарактеризовать внешние экономические связи страны и хозяйство крупных экономических районов – Донецко-Приднепровского, Юго-Западного и Южного.

Вопросы 3 и 4 рассматриваются по следующему плану:

А) Состав территории (республики, области)

Б) Экономико-географическое положение:

относительно соседних стран;

относительно транспортных путей;

относительно моря;

относительно топливно-сырьевых баз.

В) Природные условия и ресурсы:



рельеф и климат;

минеральное сырье и топливо;

земельные и водные ресурсы;

биологические и рекреационные ресурсы.

Г) Население и трудовые ресурсы:



численность и движение;

состав;

расселение;

трудовые ресурсы.

Д) География отраслей хозяйства:



промышленность (с выделением отраслей специализации);

- сельское хозяйство (с выделением отраслей специализации);

транспорт (основные магистрали и узлы).

Е) Территориальная организация производительных сил.

Ж) Внешние экономические связи:

главные партнеры;

структура внешней торговли;

другие формы ВЭС.


Тема 6. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА США (2 часа, семинар, дискуссия)
Вопросы для обсуждения.

1. Состав территории, ЭГП, природные ресурсы и население

2. Размещение отраслей хозяйства и ВЭС
Методические указания.

Вопрос 1. При ответе на этот вопрос следует: обрисовать формирование современной территории страны с момента завоевания независимости; отметить особенности экономико-географического положения; дать хозяйственную оценку природных ресурсов; выделить главные черты населения – динамику, роль внешних миграций, особенности этнического и расового состава, расселения.

Вопрос 2. Необходимо, чтобы студент: рассказал о развитии и размещении основных отраслей промышленности с выделением энергетики, металлургии, машиностроения и химической отраслей, показал на карте главные их районы и центры; охарактеризовал при помощи карты развитие и размещение растениеводства и животноводства; показал основные внутренние и внешние транспортные магистрали и узлы; дал характеристику внешних экономических связей.
Тема 7. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯПОНИИ (2 часа, семинар, дискуссия)
Вопросы для обсуждения.

1. Состав территории, ЭГП, природные ресурсы и население

2. Размещение отраслей хозяйства и ВЭС
Методические указания.

Вопрос 1. Необходимо: обрисовать особое (островное) положение страны и его роль в развитии хозяйства; отметить скудость природных ресурсов и сильную зависимость от импорта сырья и, особенно, топлива; пути сглаживания этой зависимости; описать ход формирования японской нации в условиях длительной международной изоляции страны, состав населения и трудовых ресурсов, особенности его размещения.

Вопрос 2. Студент должен: рассказать о развитии и размещении основных отраслей промышленности (топливно-энергетическое хозяйство, черная и цветная металлургия, основные отрасли машиностроения и химической промышленности), показал на карте главные их районы и центры; охарактеризовал при помощи карты развитие и размещение растениеводства и животноводства; отметил особую роль рыболовства; показал основные транспортные магистрали и узлы, отметив значение морского транспорта; дал характеристику внешних экономических связей.
Тема 8. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАН ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЫ (2 часа, семинар, дискуссия)
Вопросы для обсуждения.

1. Состав территории, ЭГП, природные ресурсы и население

2. Размещение отраслей хозяйства и ВЭС
Методические указания.

Вопрос 1. При ответе на этот вопрос надо: выделить и показать на карте: «большую четверку» и малые страны регионов Северной, Центральной, Южной и Восточной Европы с особенностями их ЭГП; обрисовать размеры их природных богатств и неравномерность размещения ресурсов топлива и сырья; охарактеризовать особенности движения и размещения населения, обратив особое внимание на влияние миграционных процессов в пределах Европейского Союза; отметить особенности структуры населения и трудовых ресурсов.

Вопрос 2. При ответе на этот вопрос следует: рассказать о развитии и размещении основных отраслей промышленности (топливно-энергетическое хозяйство, черная и цветная металлургия, основные отрасли машиностроения и химической промышленности с выделением отраслей международной специализации); показать на экономической карте главные их районы и центры (города); охарактеризовать при помощи карты развитие и размещение растениеводства и животноводства, отметив проблемы единой сельскохозяйственной политики ЕС; показать основные транспортные магистрали и узлы; дать характеристику внешних экономических связей, выделив как крупного партнера Россию.
Тема 9. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КНР (2 часа, семинар, дискуссия)
Вопросы для обсуждения.

1. Состав территории, ЭГП, природные ресурсы и население

2. Размещение отраслей хозяйства и ВЭС
Методические указания.

Вопрос 1. Следует с использованием карты дать полную экономико-географическую характеристику КНР, включая: состав территории (провинции, автономные районы, Сянган, Аомынь), отдельно выделив Тайвань; экономико-географическое положение страны, особо отметив выход к морям Тихоокеанского бассейна и в целом к АТР, а также роль протяженной границы с Россией; природные условия и ресурсы; население, остановившись на проблемах его роста, этнического и иных структурах, неравномерности размещения и использовании трудовых ресурсов.

Вопрос 2. При ответе на этот вопрос необходимо: выделить факторы экономического роста страны после провозглашения народной республики и, особенно, после начала реформы; дать характеристику развития и размещения отраслей промышленности, сельского хозяйства и транспорта; охарактеризовать особенности, географию и структуру внешних экономических связей, остановившись на результатах и перспективах деятельности СЭЗ.
Тема 10. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАН ВОСТОЧНОЙ, ЮГО-ВОСТОЧНОЙ, ЮЖНОЙ И ЮГО-ЗАПАДНОЙ АЗИИ (2 часа, семинар, дискуссия)

При характеристике указанных регионов следует использовать план, указанный для темы 5 (вопросы 3 и 4)


Вопросы для обсуждения.

1. ЭГХ стран Восточной и Юго-Восточной Азии

2. ЭГХ стран Южной Азии

3. ЭГХ стран Юго-Западной Азии


Методические указания.

Вопрос 1. При характеристике этих стран следует выделить факторы их экономического развития в 80-х – 90-х гг. и начале XXI в., приведшие к появлению в регионе новых индустриальных стран (НИС), охарактеризовать ресурсно-индустриальный потенциал и трудовые ресурсы, отрасли международной специализации в промышленности и сельском хозяйстве, особенности внешних экономических связей и участия в интеграционных процессах (АСЕАН, АТЭС).

Вопрос 2. Необходимо рассказать о ходе экономического развития этих стран после обретения ими независимости, природно-ресурсном потенциале, особенностях естественного прироста и механического движения, структуры и размещения населения, развитии и размещении сельского хозяйства и промышленности, транспортной системе и структуре внешних экономических связей.

Вопрос 3. Следует показать состав региона ЮЗА; дать характеристику их природных условий и ресурсов, особо выделив топливные (нефтегазовые) ресурсы стран Персидского залива и отметив роль стран региона в мировом производстве и экспорте нефти, а также в ОПЕК; охарактеризовать другие отрасли хозяйства; дать краткую ЭГХ Турции и Израиля как членов ОЭСР.

Тема 12. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ (2 часа, семинар, дискуссия)
При характеристике следует использовать план, указанный для темы 5 (вопросы 3 и 4). Необходимо отметить различия в экономико-географическом положении, состоянии природно-ресурсного потенциала, формировании населения и международной специализации субрегионов (Мексика, Центральная Америка, Южная Америка, Карибский бассейн).
3 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

При изучении дисциплины предусмотрено применение инновационных технологий обучения, таких как интерактивные лекции, семинары в диалоговом режиме по обсуждению актуальных проблем мировой экономики, работа в команде для решения теоретических и практических задач, выступления с презентациями результатов индивидуальной работы.

Самостоятельная работа бакалавров предполагает подготовку к дискуссиям в аудитории, написание докладов и рефератов, подготовку презентаций.
4 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Перечень и тематика самостоятельных работ студентов по дисциплине

Каждый студент должен подготовить доклад и презентацию экономико-географической характеристики выбранной страны (согласовав выбор с преподавателем).

Примерная структура презентации экономико-географической характеристики страны:

- природные условия и ресурсы (сырьевые и рекреационные) – их использование в хозяйственной деятельности;

- транспортно-географическое положение: преимущества (в частности, результаты, например, наличие крупных транспортных узлов) и ограничения.

- человеческие ресурсы – численность населения, темпы роста, безработица и занятость и ее структура (сельское хозяйство, промышленность, услуги), продолжительность жизни, уровень образования;

- национальное хозяйство: промышленные, финансовые центры, развитость сферы услуг, характеристика сельского хозяйства;

- результаты экономического развития: ВВП и динамика (реальный рост), ВВП на душу, структура по секторам, характеристика инфляции.

- характеристика внешнеэкономических связей страны – экспорт-импорт со структурой по товарным группам и странам-партнерам, накопленные ввезенные-вывезенные прямые иностранные инвестиции (ПИИ,FDI).

При подготовке презентации необходимо использовать актуальные экономические данные на основе источников интернет (например, The World FactbookCIA). В презентацию следует включить карты, диаграммы (структура ВВП по секторам, укрупненным отраслям, по занятости, экспорта, импорта…), графики (динамика ВВП, экспорта, импорта).


4.2 Тесты-самопроверки
Выполнение самостоятельной работы в виде тестов – эффективная форма усвоения материала. Однако следует помнить, что тесты являются лишь приложением к изучению дисциплины и служат методом самопроверки поученных знаний. Ниже в качестве примера приводятся два теста-самопроверки с ответами на вопросы.

Тест 1. Экономико-географическая характеристика стран СНГ
1. Украина полностью обеспечивает внутренние потребности в:

А. нефти В. газе

С. угле D. торфе

Е. горючих сланцах

2. Полного металлургического цикла на Украине не имеется в:

А. Киеве В. Днепропетровске

С. Запорожье D. Донецке

Е. Мариуполе

3. Грузовые автомобили на Украине производят в:

А. Киеве В. Одессе

С. Львове D. Кременчуге

Е. Кривом Роге

4. Международная газопроводная система «Западная Сибирь – Западная Европа» проходит

через:


А. Одессу В. Николаев

С. Черновцы D. Ужгород

Е. Ковель

5. Правильное написание названия государства (по-молдавски):



А. Moldavia B. Moldawa

C. Moldova D. Moldescu

E. Molduewa

6. “Кодры” – это:

А. леса В. поля

С. реки D. горы

Е. овраги

7. Белоруссия богата залежами:

А. нефти В. калийной соли

С. поваренной соли D. глауберовой соли

Е. леса

8. Грузовые автомобили марки «БелАЗ» производят в:



А. Минске В. Могилеве

С. Жодине С. Бресте

Е. Гомеле

9. Из волокнистых (прядильных) культур в Белоруссии выращивают:

А. хлопчатник В. джут

С. кенаф D. лен-долгунец

Е. лен-кудряш

10. Крупные залежи нефти в Закавказье имеются в:

А. Абхазии В. Аджарии

С. Азербайджане D. Армении

Е. Арцахе (Нагорном Карабахе)

11. Наилучший строительный материал для Армении:

А. базальт В. гранит

С. мрамор D. туф

Е. аквамарин

12. Автономией в составе Грузии являлась:

А. Северная Осетия В. Южная Осетия

С. Восточная Осетия D. Западная Осетия

Е. Центральная Осетия

13. По размерам территории Казахстан занимает ___ место в СНГ.

14. Крупнейшие залежи угля в Казахстане имеются в бассейнах:

А. Павлодарском и Экибастузском

В. Павлодарском и Карагандинском

С. Карагандинском и Мангышлакском

D. Экибастузском и Мангышлакском

Е. Карагандинском и Экибастузском

15. Столица Казахстана:

А. Алма-Ата В. Астана

С. Целиноград D. Акмолинск

Е. Акмола

16. Из стран Центральной Азии крупнейшие запасы гидроэнергии имеются в:

А. Казахстане В. Киргизии

С. Таджикистане D. Туркмении

Е. Узбекистане

17. Самые обширные хлопковые плантации имеются в Центральной Азии в:

А. Казахстане В. Киргизии

С. Таджикистане D. Туркмении

Е. Узбекистане

18. Из среднеазиатских республик запасами нефти и газа выделяется:

А. никакая В. Киргизия

С. Таджикистан D. Туркмения

Е. Узбекистан


19. Озеро с рекреационными ресурсами Иссык-куль находится в:

А. Казахстане В. Киргизии

С. Таджикистане D. Туркмении

Е. Узбекистане

20. Из стран Центральной Азии в интеграционных процессах формально не участвует:

А. Казахстан В. Киргизия

С. Таджикистан D. Туркмения

Е. Узбекистан



Ключ к тесту 1: 1-С; 2-А; 3-D; 4-D; 5-C; 6-A; 7-B; 8-C; 9-D; 10-C; 11-D; 12-B; 13 - второе; 14-E; 15-B; 16-C; 17-E; 18-D; 19-B; 20-D
Тест 2 Экономическая география стран дальнего зарубежья
1. Страна, не являющаяся членом ОПЕК:

А. Мексика В. Венесуэла

С. Ирак D. Индонезия

Е. Нигерия

2. Острова, малопригодные для рекреации:

А. Канарские В. Фолклендские

С. Багамские D. Балеарские

Е. Сейшельские

3. Наибольшими в мире гидроэнергетическими ресурсами обладает:

А. Норвегия В. Бразилия

В. Канада D. КНР

Е. Австралия

4. 40% потребляемого в мире кислорода вырабатывается в:

А. Сибири В. Амазонии

С. тропической Африке D. Юго-Восточной Азии

Е. Антарктиде

5. Одни из нижеперечисленных не являются почвами:

А. красноземы В. желтоземы

С. глиноземы D. черноземы

Е. буроземы

6. Крупнейшие в мире запасы нефти сосредоточены в районе залива:

А. Бискайского В. Ботнического

С. Персидского D. Гвинейского

Е. Амурского

7. Лишнее для характеристики 2-го типа воспроизводства:

А. высокая рождаемость В. много детей в семье

C. высокая детская смертность D. старение населения

Е. низкая продолжительность жизни

8. Расставить страны по убыванию по численности населения:

А. Индия (___) В. Россия (___)

С. Индонезия (___) D. Бразилия (___)

E. Республика Китай (___)

9. Крупнейшие миграционные потоки в зарубежной Европе вызваны причинами:

А. политическими В. экономическими

С. религиозными D. культурными

Е. гуманитарными

10. Наибольшая плотность населения отмечена на острове:

А. Гренландия В. Мадагаскар

С. Великобритания D. Тасмания

Е. Ява


11. Понятие «город» определяется главным образом:

А. высотой построек B. функциями

C. численностью населения D. наличием мэра

Е. наличием трамваев

12. В категорию «трудовых ресурсов» не входят:

А. безработные В. студенты

С. домохозяйки D. инвалиды

Е. военнослужащие

13. Миграция рабочей силы является свободной в:

А. Западной Европе В. Северной Америке

С. Юго-Восточной Азии D. Южной Африке

Е. Латинской Америке

14. Нефть с континентального шельфа не добывается:

А. в Северном море B. в Румынии

C. в странах Ближнего Востока D. на Аляске

Е. на восточном побережье Китая

15. В развивающихся странах наиболее развита промышленность:

А. металлургическая В. горнодобывающая

С. целлюлозно-бумажная D. текстильная

Е. электроэнергетика

16. Крупнейший морской бассейн (океан) по грузообороту:

А. Атлантический В. Индийский

С. Тихий D. Северный Ледовитый

Е. «пятый»

17. Главная экономико-географическая проблема Италии связана с:

А. членством в Евросоюзе В. гористым рельефом

С. средиземноморским положением D. удаленностью от Парижа

Е. более низким уровнем развития Югя

18. Пролив Ла-Манш по-английски называется:

А. British Channel B. English Channel

C. British Canal D. English Canal

E. La Manche

19. Шотландия выделяется поголовьем:

А. крупного рогатого скота В. лошадей

С. коз D. овец

Е. свиней

20. Экономически самая развитая часть Испании:

А. Каталония В. Галисия

С. Андалусия D. Арагон

Е. Астурия

21. В электроэнергетике гидроэлектростанции преобладают в:

А. Финляндии В. Швеции

С. Норвегии D. Дании

Е. Исландии

22. Самое большое количество стали на душу населения производит:

А. Монако В. Сан-Марино

С. Андорра D. Люксембург

Е. Лихтенштейн

23. Экспортером риса в Юго-Восточной Азии является:

А. Индонезия В. Малайзия

С. Филиппины D. Таиланд

Е. Камбоджа

24. Для Малайзии характерно производство и экспорт технической культуры:

А. хлопка B. сои

C. сахарного тростника D. кофе

Е. натурального каучука

25. Один из крупнейших в мире финансовых центров:

А. Сингапур В. Джакарта

С. Куала-Лумпур D. Манила

Е. Бангкок

26. Бангладеш знаменита производством волокнистой культуры:

А. хлопка В. льна

С. джута D. пеньки

Е. сизаля

27. Среди нефтедобывающих стран к Персидскому заливу не выходит:

А. Иран В. Ирак

С. Кувейт D. Египет

Е. Бахрейн

28. Экспортеры нефти в Северной Африке:

А. Алжир и Ливия В. Сомали и Джибути

С. Марокко и Мавритания D. Египет и Чад

Е. Тунис и Западная Сахара

29. Крупнейший производитель нефти в Латинской Америке, член ОПЕК:

А. Боливия В. Венесуэла

С. Мексика D. Бразилия

Е. Эквадор

30. Собственные космические аппараты строит:

А. Боливия В. Венесуэла

С. Уругвай D. Бразилия

Е. Эквадор

31. Страна, не входящая в первую пятерку крупнейших стран по численности населения:

А. Россия В. Китай

С. Индонезия D. Индия

Е. США


32. Один из экспортных товаров островов в Океании называется:

А. гепатит В. горох

С. горный хрусталь D. гуано

Е. германий

33. Крупнейший в стране город является столицей в:

А. Канаде В. Швейцарии

С. Румынии D. Бразилии

Е. Германии

34. Один из основных с/х районов Индии носит название:

А. возвышенность Президент В. равнина Премьер

С. предгорье Спикер D. низменность Ректор

Е. плоскогорье Декан

35. Географическое понятие «золотой треугольник» относится к:

А. золотым приискам В. наркотикам

С. валютным доходам D. оружию

Е. «большой тройке» государств


Ключ к тесту 2: 1-А; 2-В; 3-D; 4-В; 5-С; 6-С; 7-D; 8 (в порядке убывания)-А-С-D-В-Е; 9-В; 10-Е; 11-В; 12-D; 13-А; 14-В; 15-D; 16-А; 17-Е; 18-В; 19-В; 20-Е; 21-С; 22-D; 23-D; 24-Е; 25-А; 26-С; 27-D; 28-А; 29-В; 30-D; 31-А; 32-D; 33-С; 34-Е; 35-В
4.3 Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения учебной дисциплины.

При работе с учебной литературой, методическими пособиями и другими источниками информации в процессе подготовки к аудиторным занятиям и к экзамену студенты должны воспользоваться следующим списком контрольных вопросов.




  1. Этапы формирования современной политической карты мира в XX – начале XXI вв.

  2. Мир в условиях глобализации.

  3. Страны на политической карте мира: критерии классификации.

  4. Понятие и классификации природных ресурсов.

  5. Общая характеристика минеральных ресурсов.

  6. Природные ресурсы и обострение глобальных проблем современности.

  7. Численность и движение населения мира.

  8. Структура (составы) населения зарубежных стран.

  9. Размещение населения зарубежных стран.

  10. Трудовые ресурсы и их использование.

  11. Классификации отраслей в мировом хозяйстве.

  12. География промышленности зарубежных стран.

  13. География сельского хозяйства.

  14. География мирового транспорта.

  15. СНГ и экономическое развитие независимых государств.

  16. Экономико-географическая характеристика Украины

  17. Экономико-географическая характеристика Белоруссии, Молдавии и стран Закавказья

  18. Экономико-географическая характеристика Казахстана и стран Средней Азии

  19. Состав территории, ЭГП, природные ресурсы и население США.

  20. Состав территории, ЭГП, природные ресурсы и население Японии.

  21. Состав территории, ЭГП, природные ресурсы и население Германии.

  22. Состав территории, ЭГП, природные ресурсы и население Великобритании.

  23. Состав территории, ЭГП, природные ресурсы и население Франции.

  24. Состав территории, ЭГП, природные ресурсы и население Испании.

  25. Состав территории, ЭГП, природные ресурсы и население Италии.

  26. Состав территории, ЭГП, природные ресурсы и население стран Северной Европы.

  27. Состав территории, ЭГП, природные ресурсы и население Китая.

  28. ЭГХ Восточной и Юго-Восточной Азии.

  29. ЭГХ стран Южной Азии.

  30. ЭГХ стран Юго-Западной Азии.

  31. ЭГХ стран Африки.

  32. ЭГХ стран Латинской Америки.

  33. Понятие, сущность и критерии глобальных проблем.




    1. Методические рекомендации по организации СРС

Самостоятельно студенты работают с рекомендованными учебными пособиями, анализируют картографический материал, отслеживают в периодических изданиях и интернет текущие изменения в размещении производительных сил зарубежных стран, готовятся к обсуждениям на занятиях и выступлениям с презентациями по экономико-географической характеристике выбранных самостоятельно и назначенных преподавателем стран мира.




    1. Рекомендации по работе с литературой


Козьева, И.А. Экономическая география и регионалистика: учеб. пособие для студентов вузов / И. А. Козьева, Э. Н. Кузьбожев. - 2-е изд. - М. : ИНФРА-М, 2013. В учебном пособии излагаются теоретические, методические и фактографические основы экономической географии и регионалистики. Проанализированы географические аспекты экономического развития России, знание которых необходимо для формирования профессионального мировоззрения экономистов-менеджеров. Рассмотрены тенденции развития экономического пространства России и процессы управления территориальной организацией производительных сил. Предназначено студентам, бакалаврам, магистрам, аспирантам и преподавателям экономических факультетов высших учебных заведений, а также всем, кто интересуется экономической географией и регионалистикой.

Желтиков, В.П. Экономическая география и регионалистика: учеб. пособие для студентов вузов / В. П. Желтиков. - 5-е изд., доп. и перераб. - М. : Дашков и К*, 2012.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом учебное пособие содержит краткую характеристику теоретических вопросов, методов анализа экономической географии, политической карты, географии населения, природных ресурсов и хозяйства мира, размещения производительных сил России, экономики ее районов. Предназначено для студентов экономических специальностей вузов.



Лимарев, П.В. Экономическая и социальная география зарубежного мира: Европа / П. В. Лимарев, Ю. А. Лимарева. - М. : Дело и Сервис, 2011.

В книге дан анализ экономической ситуации стран Зарубежной Европы, рассмотрены особенности европейского механизма интеграции, приведена характеристика различных сфер хозяйственной деятельности европейских стран, проанализированы тенденции их социально-экономического, политического и культурно-исторического развития, рассмотрены основные политические и экономические организации и союзы с участием государств Европы. Издание адресовано студентам, аспирантам и преподавателям гуманитарных специальностей, в том числе экономических, политологических и географических. Для самоконтроля предложены методические материалы в виде вопросов и тестов разного уровня сложности.





  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


5.1 Основная литература
Козьева, И.А. Экономическая география и регионалистика: учеб. пособие для студентов вузов / И. А. Козьева, Э. Н. Кузьбожев. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 319 с.

Желтиков, В.П. Экономическая география и регионалистика: учеб. пособие для студентов вузов / В. П. Желтиков. - 5-е изд.,доп. и перераб. - М.: Дашков и К*, 2012. - 380 с.

Лимарев, П.В. Экономическая и социальная география зарубежного мира: Европа / П. В. Лимарев, Ю. А. Лимарева. - М.: Дело и Сервис, 2011. - 192 с.
5.2 Дополнительная литература
Кузьбожев, Э.Н. Экономическая география и регионалистика (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил): учебное пособие для студентов вузов / Э. Н. Кузьбожев, И. А. Козьева, М. Г. Световцева. - М.: Юрайт : ИД Юрайт, 2010. - 539 с.

Смирнов, Е.Н. Введение в курс мировой экономики (экономическая география зарубежных стран): учебное пособие для студентов вузов / Е. Н. Смирнов. - 2-е изд.,перераб. и доп. - М. : КНОРУС, 2009. - 416 с.

Кузьбожев, Э.Н. Экономическая география и регионалистика (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил): учебное пособие для студентов вузов / Э. Н. Кузьбожев, И. А. Козьева, М. Г. Световцева. - М.: Юрайт : ИД Юрайт, 2010. - 539 с.

Экономическая география России: учебник для студентов вузов / [авт.: В. И. Видяпин, В. А. Рыльский, О. Ю. Алешин и др.; под ред. В. И. Видяпина];. - Изд. перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 567 с.

Экономическая география России: учебник для студентов вузов / [авт.: В. И. Видяпин, М. В. Степанов, В. А. Рыльский и др.; под общ. ред. В. И. Видяпина, М. В. Степанова]. - Изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 567 с.

Экономическая и социальная география России: учебник для студенто вузов / [авт.: А. И. Алексеев, В. Л. Бабаурин, Г. И. Гладкевич и др.] ; под ред. А. Т. Хрущева. - 4-е изд.,испр. - М. : Дрофа, 2009. - 607,[1] с.

Тикунов, А.В. Интегральные показатели пространственных моделей развития стран мира / А. В. Тикунов ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Геогр. фак.. - М. : ЛИБРОКОМ, 2009. - 248 с.

Гладкий, Ю.Н. Экономическая и социальная география зарубежных стран: учебник для студ. вузов / Ю. Н. Гладкий, В. Д. Сухоруков. - М. : Академия, 2008. - 464 с.

Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для общеобразов. учрежд. 12-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2006.

Вавилова, Е.В. Экономическая и социальная география мира: учеб. пособие для студентов вузов / Е.В.Вавилова. - 2-е изд., – М.: Гардарики, 2006.

Кусков А.С., Понукалина О.В. Социально-экономическая и политическая география мира и России. – М.: КноРус, 2005.

Лавров С.Б., Аксенов К.Э., Анохин А.А. и др. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны: Учебник / Под ред. С.Б.Лаврова. - М.: Гардарики, 2005.

Экономическая и социальная география стран ближнего зарубежья: Учеб. пособие для вузов / Под ред. М.П. Ратановой. - М.: Дрофа, 2004.

Алисов, Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор): Учебник. - М.: Гардарики, 2003.


  1   2