Кафедра государственного и муниципального управления

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Кафедра государственного и муниципального управления

Скачать 334,14 Kb.


Дата11.01.2018
Размер334,14 Kb.

Скачать 334,14 Kb.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

ИНСТИТУТ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Занятость молодежи и её регулирование

Рабочая программа учебной дисциплины

040700 Организация работы с молодёжью

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2014

ББК **.**

Рабочая программа учебной дисциплины «Теория и история социологии» составлена в соответствии с требованиями ООП «Организация работы с молодёжью», на базе ФГОС ВПО.


Составитель: Николенко.А.А., Ассистент кафедры государственного и муниципального управления

Утверждена на заседании кафедры Государственного и муниципального управления 25.06.2014 г., протокол № 7.

Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института права и управления ВГУЭС

© Издательство ВГУЭС

2014


1 Цели и задачи изучения дисциплины
1.1 Цель преподавания дисциплины
Учебная дисциплина «Занятость молодежи и ее регулирование» предназначена для подготовки студентов, обучающихся по направлению

Цель изучения дисциплины – формирование у студентов современного, систематического и целостного научного представления о социально-экономической сущности занятости населения, современных подходах к ее регулированию и решению проблем безработицы, и формирование представлений о специфике проблем молодежи на рынке труда; а также развитие социальной активности в обществе и в процессе будущей профессиональной деятельности в системе социальной работы.

Учебная дисциплина «Занятость молодежи и ее регулирование» является неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки студентов по направлению бакалавр социальной работы, формирует его социально – личностные компетенции, выступает основанием для его последующего личностного и профессионального развития и совершенствования. Целью курса является формирование профессиональных компетенций:

ОК (общекультурные компетенции) – ОК1 – владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, ОК2 – умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; ОК3 – готовность к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе; ОК8 – осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

ПК (профессиональные компетенции)социально-технологические: ПК7 – готовность решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента; ПК11 – способность к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов федерального и регионального уровней; исследовательскими: ПК19 – готовность представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений.


1.2 Задачи изучения дисциплины

Основные задачи изучения дисциплины:



  • формирование у студентов научных представлений о теории занятости;

  • формирование представлений о государственной службе занятости, ее месте в системе социальных институтов гражданского общества, роли и значении в решении проблем и поддержке граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

  • освоение основных методов и направлений деятельности учреждений службы занятости;

  • изучение основных форм содействия занятости молодежи

Курс рассчитан на один семестр, включает в себя лекционные, семинарские занятия, а также самостоятельную работу.

1.3 Межпредметная связь

Молодежь – исключительно важный ресурс производительных сил общества, поскольку является не только энергичной и работоспособной, но и быстро обучаемой рабочей силой. Поэтому занятость молодежи и ее регулирование играют важную роль в современном обществе, так как молодежь представляет собой главный кадровый резерв региона, страны в целом.

Для более эффективного изучения дисциплины «Занятость молодежи и ее регулирование» студентами должны быть усвоены знания в области экономических дисциплин, а также:


  • социальная политика;

  • социальная статистика;

  • теория социальной работы.

При усвоении основной образовательной программы (ООП) учебная дисциплина «Занятость молодежи и ее регулирование» является основой для таких учебных дисциплин как «Социальной работы с молодежью».

2 Содержание дисциплины
2.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах

(тематический план занятий)


п/п


Модули и разделы дисциплины

Лекции

зачетных единиц

(часов)


ПЗ или СЗ

зачетных единиц

(часов)


ЛР

зачетных единиц

(часов)


Самостоятельная работа зачетных единиц

(часов)


Реализуемые компетенции



Модель I Теоретические основы изучения занятости населения

Раздел 1. Теоретические аспекты занятости населения

0,2 (8)

0,5 (17)




0,4 (14)

ОК-1

ОК-2


ОК-12




Модуль II Политика занятости в отношении молодежи

Раздел 2. Основные направления политики занятости молодежи

Раздел 3. Деятельность государственной службы занятости


0,3 (10)

0,2 (6)

0,1 (4)

0,4 (19)

0,25 (9)

0,3 (10)




0,5 (18)

0,25 (9)


0,25 (9)

ПК-11
ОК-1

ОК-2


ОК-8

ОК-12





3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса
Модуль I Теоретические основы изучения занятости населения

(Аудиторные занятия – 0,7 (25); самостоятельная работа – 0,4 (14))

Раздел 1. Теоретические аспекты занятости населения

(Аудиторные занятия – 0,7 (25); самостоятельная работа – 0,4 (14))

Тема 1. Занятость населения как экономическая категория и социальный статус

Социально-экономическая сущность занятости. Занятость как деятельность и как общественное отношение. Рабочая сила, труд и занятость: понятия и взаимосвязь; фазы воспроизводства рабочей силы; вещественные и личный факторы производства. Трудовые ресурсы.


Тема 2. Структура и формы занятости населения

Процесс распределения рабочей силы и формирование занятости: распределение труда в обществе, понятие и классификация структуры занятого населения. Формы и системы организации занятости. Специфика структуры и форм занятости в России.


Тема 3. Концептуальные основы и методы изучения занятости

Эволюция взглядов и концептуальных подходов к проблемам занятости. Эффективность занятости и влияющие на нее факторы. Динамика и тенденции в развитии занятости.
Тема 4. Механизм функционирования рынка труда и теоретические подходы к его анализу

Неоклассический подход к анализу рынка труда: различия в уровне заработной платы; предложение рабочей силы; эффект дохода и эффект замещения; равновесие на отраслевом рынке труда. Кейнсианский подход. Монетаристская модель. Институционалисты на рынке труда. Марксизм об особенностях рынка труда.


Тема 5. Молодежь и безработица

Безработица как социально-экономическое явление: определение и измерение безработицы; динамика уровня безработицы; естественный уровень безработицы; продолжительность безработицы. Скрытая безработица и ее формы.


Тема 6. Методы регулирования рынка труда и занятости

Выбор стратегии регулирования рынка труда: приоритеты и принципы; целевая функция регулирования рынка труда. Классификация мер государственного регулирования рынка труда. Активная и пассивная политика занятости.



Модуль II Политика занятости в отношении молодежи

Раздел 2. Основные направления политики занятости молодежи

Тема 7. Государственная политика содействия занятости молодежи в РФ

Основные направления государственной политики занятости. Законодательство РФ о занятости населения. Полномочия органов государственной власти в осуществлении государственной политики занятости.

Сущность и содержание политики занятости молодежи. Проблема занятости молодежи.
Тема 8. Профессиональная ориентация как элемент политики занятости молодежи

Теоретические подходы к понятию «профессиональная ориентация». Исторический аспект развития профориентации в России. Профессиональное самоопределение как форма профессиональной ориентации. Методы формирования профессиональной ориентации.


Тема 9. Содействие развитию частного предпринимательства как форма содействия занятости молодежи

Организационно-правовые формы частной предпринимательской деятельности. Содействие развитию частного предпринимательства в РФ.



Раздел 3. Деятельность государственной службы занятости
Тема 10. Федеральная государственная служба занятости населения РФ

Историческая ретроспектива развития служб занятости. Система органов по труду и занятости молодежи в России: задачи, этапы становления, структура. Полномочия Государственной федеральной службы занятости РФ.

Региональные службы занятости: функции, методы, направления работы с молодежью. Методы социальной работы в деятельности региональных служб занятости.

Тема 11. Регистрация безработных граждан

Подходящая и неподходящая работа. Порядок регистрации безработных граждан, признания их безработными: первичная регистрация безработных граждан; регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы; регистрация граждан в качестве безработных; перерегистрация безработных граждан; снятие безработных граждан с регистрационного учета.



Тема 12. Пособие по безработице

Условия и сроки выплаты пособия по безработице. Максимальный срок выплаты пособия. Минимальный и максимальный размер пособия по безработице. Размер пособия в особых случаях. Прекращение, приостановка выплаты пособия по безработице. Льготы для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.



Тема 13. Организация общественных работ

Понятие и нормативно-правовое регулирование общественных работ. Зарубежный опыт организации и проведения общественных работ. Опыт организации общественных работ в РФ и г. Красноярске. Социальная и экономическая эффективность общественных работ.


3.3 Семинарские занятия


п/п


№ раздела

дисциплины



Наименование семинарских занятий,

объем в часах








1

Тема 1. Занятость населения как экономическая категория и социальный статус – 2 часа.






1

Тема 2. Структура и формы занятости населения – 3 часа.



1

Тема 3. Концептуальные основы и методы изучения занятости3 часа.



1

Тема 4. Механизм функционирования рынка труда и теоретические подходы к его анализу – 3 часа.



1

Тема 5. Молодежь и безработица – 3 часа.



1

Тема 6. Методы регулирования рынка труда и занятости – 3 часа.




2

Тема 7. Государственная политика содействия занятости молодежи в РФ – 3 часа.



2

Тема 8. Профессиональная ориентация как элемент политики занятости молодежи – 3 часа.



2

Тема 9. Содействие развитию частного предпринимательства как форма содействия занятости молодежи – 3 часа.



3

Тема 10. Федеральная государственная служба занятости населения РФ – 3 часа.



3

Тема 11. Регистрация безработных граждан – 3 часа.



3

Тема 12. Пособие по безработице – 2 часа.



3

Тема 13. Организация общественных работ – 2 часа.

Содержание каждого семинарского занятия


Модуль I Теоретические основы изучения занятости населения

Раздел 1. Теоретические аспекты занятости населения

Тема 1. Занятость населения как экономическая категория и социальный статус

Социально-экономическая сущность занятости. Понятие и сущность занятости. Рабочая сила, труд и занятость: понятия и взаимосвязь. Трудовые ресурсы: трудоспособное население и категории занятого населения.


Тема 2. Структура и формы занятости населения

Понятие и классификация структуры занятого населения. Формы и системы организации занятости.

Специфика структуры и форм занятости в России и за рубежом – сравнительный анализ.
Тема 3. Концептуальные основы и методы изучения занятости

Занятость в советской и современной России. Тенденции развития занятости в России и за рубежом.


Тема 4. Механизм функционирования рынка труда и теоретические подходы к его анализу

Неоклассический подход к анализу рынка труда. Различия в уровне заработной платы. Предложение рабочей силы. Эффект дохода и эффект замещения. Равновесие на отраслевом рынке труда. Ограничение в предложении рабочей силы и экономическая рента.

Кейнсианский подход. Монетаристская модель. Институционалисты на рынке труда. Марксизм об особенностях рынка труда.
Тема 5. Молодежь и безработица

Безработица как социально-экономическое явление. Показатели безработицы. Типы безработицы: фрикционная (текущая), структурная, циклическая (конъюнктурная), сезонная.

Молодежная безработица: особенности и специфика.
Тема 6. Методы регулирования рынка труда и занятости

Классификация мер государственного регулирования рынка труда. Государственное регулирование занятости населения, его сущность, необходимость и границы. Активная и пассивная политика занятости: сущность и значение.


Модуль II Политика занятости в отношении молодежи

Раздел 2. Основные направления политики занятости молодежи

Тема 7. Государственная политика содействия занятости молодежи в РФ

Основные направления государственной политики занятости в отношении молодежи. Закон РФ «О занятости населения»: основные положения. Сущность и содержание политики занятости молодежи. Проблема занятости молодежи.


Тема 8. Профессиональная ориентация как элемент политики занятости молодежи

Понятие «профессиональная ориентация». Методы формирования профессиональной ориентации. Опыт организации профориентационной деятельности в образовательных учреждениях и социальных службах.


Тема 9. Содействие развитию частного предпринимательства как форма содействия занятости молодежи

Организационно-правовые формы частной предпринимательской деятельности. Содействие развитию частного предпринимательства в РФ. Зарубежный опыт содействия развитию частного предпринимательства как направление социальной поддержки молодежи.


Раздел 3. Деятельность государственной службы занятости

Тема 10. Федеральная государственная служба занятости населения РФ

Полномочия Государственной федеральной службы занятости РФ.

Историческая ретроспектива развития служб занятости. Система органов по труду и занятости в России: задачи, этапы становления, структура.

Региональные службы занятости: функции, методы, направления работы с молодежью. Методы социальной работы в деятельности служб занятости г. Красноярска и Красноярского края.


Тема 11. Регистрация безработных граждан

Понятие подходящая и неподходящая работа.

Первичная регистрация безработных граждан; регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы; регистрация граждан в качестве безработных; перерегистрация безработных граждан; снятие безработных граждан с регистрационного учета.
Тема 12. Пособие по безработице

Условия и сроки выплаты пособия по безработице. Минимальный и максимальный размер пособия по безработице. Размер пособия в особых случаях. Прекращение, приостановка выплаты пособия по безработице. Льготы для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Зарубежный опыт определения размеров и сроков выплаты пособия по безработице.


Тема 13. Организация общественных работ

Историческая ретроспектива развития общественных работ. Понятие общественных работ. Опыт организации и проведения общественных работ в России и за рубежом – сравнительный анализ.

Социальная и экономическая эффективность общественных работ.

3.4 Лабораторные занятия

Учебным планом не предусмотрено.


3.5 Самостоятельная работа

Для усвоения учебной дисциплины «Занятость молодежи и ее регулирование» рабочей программой предусмотрена самостоятельная работа в объеме 2,5 зачетных единиц (90 часа), а именно:



  • изучение теоретического курса (ТО) – 0,7 зачетных единиц (25 часа) – для более углубленного освоения учебной дисциплины «Технология социальной работы», подготовки к семинарским занятиям и выполнению промежуточных тестовых заданий (по всем темам учебной дисциплины, предусмотренным рабочей программой);

Характеристика контрольно-измерительных материалов в тестовой форме.

Тесты созданы на базе лекционного материала. Обучение по курсу «Занятость молодежи и ее регулирование» сопровождается промежуточными тестами на границах модулей и заканчивается итоговым тестированием по всему курсу. Используемые тестовые задания выполняют контролирующую функцию и применяются для определения уровня и структуры подготовленности студентов и усвоения материала. Контрольно-измерительные материалы в тестовой форме представляют собой задания с выбором одного правильного ответа, заданиями с выбором нескольких правильных ответов, заданиями открытой формы (студент сам вписывает ответ), заданиями на установление соответствие, заданиями на установление правильной последовательности.



  • написание реферата – 0,3 зачетных единиц (12 часов);

Тема реферата выбирается из списка тем рефератов по курсу «
Занятость молодежи и ее регулирование». Основные требования к написанию и оформлению реферата: 1) раскрыты теоретические подходы авторов к изучению занятости молодежи; 2) раскрыты основные проблемы и особенности молодежного рынка труда; 3) описаны и проанализированы статистические данные, результаты исследований по проблемам занятости молодежи и положению молодежи на рынке труда; 4) описаны основные метода работы и направления деятельности социальных учреждений по решению проблемы занятости населения.

Реферат должен выполняться в соответствии с требованиями: выполняться на стандартных листах формата А4; иметь титульный лист, план работы с нумерацией страниц в соответствии с его пунктами, введение, текст самой работы, заключение, список использованных источников при написании реферата, приложения, если таковые имеются.

Реферат сдается не менее, чем за 14 дней до начала сессии. Титульный лист должен быть оформлен по форме и в обязательном порядке содержать тему реферата, название предмета, ФИО и регалии преподавателя, проверяющего работу, ФИО и курс студента, выполнившего работу. Страницы должны быть пронумерованы (на титульном листе и плане знак страницы не ставится). Пункты плана должны отражать структуру работы, названия глав и параграфов дублироваться в тексте работы без изменений. Изложение плана, введения, глав, заключения, списка литературы и приложений должно начинаться с новой страницы. Текст работы пишется только с одной стороны листа. Поля по 2 см со всех сторон. Текст печатается шрифтом Times New Roman, размер – 14 пт; интервал 1,5. Отступы на полях с левого края 3 см, правого и верхнего – 1,5 см, нижнего - 2 см. В тексте работы в обязательном порядке должны быть даны ссылки на список используемых источников. Список используемых источников должен быть составлен в алфавитном порядке по фамилиям авторов в соответствии с последними ГОСТами оформления библиографии. В списке литературы соблюдается иерархия используемых источников в следующем порядке: международные нормативно-правовые акты; конституция; кодексы; нормативно-правовые акты федерального уровня; региональные нормативно-правовые акты; городские нормативные акты; локальные нормативно-правовые акты; иные источники литературы в алфавитном порядке. Реферативная работа должна быть надлежащим образом подшита.

Если при первичной проверке письменная работа не засчитывается, студент имеет право исправить ошибки и сдать исправленный вариант методисту на кафедру совместно с письменной работой до исправления.



  • задания – 0,2 зачетных единиц (10 часов);

Данный вид самостоятельной работы предполагает изучение опыта деятельности конкретного учреждения в сфере содействия занятости молодежи, с последующим анализом и разработкой примерных рекомендаций по совершенствованию деятельности учреждения.

Оформление работы должно выполняться в соответствии с требованиями: на стандартных листах формата А4; иметь титульный лист, текст работы. Титульный лист должен быть оформлен по форме и в обязательном порядке содержать наименование работы, название предмета, ФИО и регалии преподавателя, проверяющего работу, ФИО и курс студента, выполнившего работу. Страницы должны быть пронумерованы.



Письменная работа сдается не менее, чем за 14 дней до начала сессии на кафедру методисту или преподавателю.

  • подготовка к экзамену – 1 зачетная единица (36 часов).

Данный объем нагрузки предоставляется студенту для подготовки к итоговой аттестации по учебной дисциплине «Технология социальной работы» в форме экзамена.

4 Учебно-методические материалы по дисциплине

4.1 Основная и дополнительная литература, информационные

ресурсы
Основная литература
Нормативно-правовая база:

  1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. // СЗ РФ. – 2009. – №4. – Ст. 445.

  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 29.12.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.01.2011).

  3. О занятости населения в РФ: закон РФ № 1032–1 от 19.04.1991 г. // СЗ РФ. – 1996. – № 17. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации – 1991. – № 18. – ст. 566.

  4. Об образовании: закон РФ № 3266–1 от 10.07.1992 г. (ред. от 02.02.2011) // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. – № 30. – ст. 1797.

  5. О порядке разрешения коллективных трудовых споров: закон РФ № 175–ФЗ от 23.11.1995 г. // СЗ РФ. – 1995. – № 48.

  6. О дополнительных мерах поддержки молодежи в РФ: постановление Правительства РФ № 387 от 03.04.1996 г. // СПС «Консультант-плюс».

  7. О Федеральной целевой программе «Молодежь России (2001–2005 годы)»: постановление Правительства РФ №1015 от 27.12.2000 г. // СЗ РФ. – 2001. – № 2.

  8. Концепция федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2011-2015 годы.

  9. Постановление Верховного Совета РФ «Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ» №5090–1 от 03. 06.1993 г. // СПС «Консультант Плюс».

  10. Городская целевая программа «Развитие молодежной политики г. Красноярска на 2009-2011 гг.» // Городские новости. – №192. – 24.12.2008.

  11. Об образовании: закон Красноярского края от 24.03.1997 г. № 12–433 // Красноярский рабочий. – 1997. – 2 апр.

  12. О концепции государственной молодежной политики Красноярского края: постановление Администрации Красноярского края от 19.11.2001 г. № 809–П // СПС «Консультант-плюс».

  13. Содействие занятости населения Красноярского края на 2011-2013 годы: ведомственная целевая программа

  14. Проблемы развития человеческого потенциала в деятельности Совета Федерации (наука, образование, культура): концепция государственной молодежной политики Российской Федерации // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – № 10 (141). – 2001 – С. 47-56.

  15. Основные направления развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения: приложение к постановлению Министерства труда РФ от 29.08.1995. № 47 // СПС «Гарант».

  16. Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации от 27 сентября 1996 г. №1: постановление Минтруда и социального развития // Российские вести. – 5 декабря 1996. – С. 12.

  17. О государственной молодежной политике Красноярского края: закон Красноярского края от 08.12.2006 г. №20-5445 // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. – 26.12.2006. – №57 (150). – С. 7.

  18. Содействие занятости населения Красноярского края на 2010-2012 годы: ведомственная целевая Программа // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. – 2009. – №.75 (371). – С. 6-8.

  19. Развитие молодежной политики города Красноярска на 2009-2011 годы: городская целевая Программа // Городские новости. – 2008.– № 192. – С. 8-9.

  20. О развитии малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае: закон Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2528 // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. – 24.12.2008. – 69 (290).

  21. О государственной поддержке малого предпринимательства в Красноярском крае: закон Красноярского края от 05.12.2000г. № 12-1069 (ред. от 04.12.2008) // Красноярский рабочий. – 2000. – №240.

  22. О компенсации работодателям части затрат на оплату труда выпускников государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, проходивших стажировку: закон Красноярского края от 08.07.2010 г. №10-4904
    (подписан Губернатором Красноярского края 22.07.2010) срок действия до декабря 2011


  23. О социальном партнерстве: закон Красноярского края от 25.06.2004 № 11-2090 (ред. от 15.03.2007) // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. – 2004. – № 19.

  24. О квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях края: закон Красноярского края от 29.01.2004 N 9-1712 (ред. от 05.06.2008) // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. – 2004. – № 6.

  25. Об утверждении долгосрочной целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Красноярского края» на 2009-2011 годы: постановление Правительства Красноярского края от 20.01.2009 N 30-п (ред. от 07.12.2010)


Основные учебники и учебные пособия:


  1. Боровик, В.С. Занятость населения: учебное пособие / В.С. Боровик, Е.Е. Ермакова. – Ростов н/ Дону : Феникс, 2006. – 232 с.

  2. Бреев, Б.Д. Безработица в современной России / Б.Д. Бреев ; кол. авт. Российская академия наук. Центральный экономико-математический институт . – М. : Наука, 2005 . – 271 с.

  3. Горшков, М.К. Молодежь России: социологический портрет / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги ; кол. авт. Федеральное агентство по образованию. Центр социологических исследований и Российская академия наук. Институт социологии. – М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2010. – 591 с.

  4. Дидковская, Я.В. Профессиональное самоопределение молодежи: социологический анализ / Я.В. Дидковская ; кол. авт. Уральский технический университет. – Екатеринбург: Уральский технический университет – УПИ, 2004 . – 69 с.

  5. Жеребин, В.М. Самостоятельная занятость населения. Основные представления и опыт кризисного периода / В.М. Жеребин и А.Н. Романов, 2010 .

  6. Жижко, Е.В. Государственная служба занятости и частные кадровые агентства на рубеже веков : Имидж, сегментация рынка труда, трудовая мотивация клиентов, гендерные аспекты, возможности социальной защиты / Елена Валерьевна Жижко ; кол. авт. Сибирский федеральный университет. – Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2007. – 160 с.

  7. Занятость населения в стихийной торговле и сервисе: экономико-социологическое исследование / отв. ред. Сергей Васильевич Рязанцев; кол. авт. Российская академия наук. Институт социально-политических исследований . – М. : Наука, 2004 . – 216 с.

  8. Мальцева, И.О. Гендерная сегрегация и трудовая мобильность на российском рынке труда / И.О. Мальцева и С.Ю. Рощин ; кол. авт. Государственный университет. Высшая школа экономики. - 2-е изд.. – Москва : ГУ ВШЭ, 2007 . – 295 с.

  9. Нестандартная занятость в российской экономике / под ред. В.Е. Гимпельсон и Р.И. Капелюшников ; кол. авт. Государственный университет. Высшая школа экономики . – Москва : ГУ ВШЭ, 2006 . – 399 с.

  10. Парягина О.А. Занятость населения: теория и законодательство: учебное пособие / О.А. Парягина; кол. авт. Иркутский университет им. А.А. Жданова. – Иркутск : Иркутский университет, 2005 . – 209 с.

  11. Плакся, В.И. Безработица: теория и современная российская практика (социально-экономический аспект) / В.И. Плакся ; кол. авт. Российская академия государственной службы при Президенте РФ . - 2-е изд., стер. . – М. : РАГС, 2005 . – 381 с.

  12. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: учебное пособие для вузов / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова . - 4-е изд. – М.: Academia (Академия), 2007. – 477 с.

  13. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация: учебное пособие / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М.: Академия, 2007. – 495 с.

  14. Резник, С.Д. Студент вуза: технологии и организация обучения: учебное пособие для вузов : рекомендовано Советом Учебно-методического объединения вузов России в области менеджмента / С.Д. Резник и И.А. Игошина ; под общ. ред. С.Д. Резник. – Москва : ИНФРА-М, 2009 . – 474 с.

  15. Рынок труда и занятость: современные проблемы теории и практики / под общ. ред. Н.А. Волгин и В.И. Плакся ; отв. ред. Т.С. Сулимова ; кол. авт. Российская академия государственной службы при Президенте РФ . – М. : РАГС, 2005 . – 161 с.

  16. Социальный облик российской молодежи в начале XXI века: коллективная монография / кол. авт. Федеральное агентство по образованию и Российский университет дружбы народов. – Москва: Российский университет дружбы народов, 2009. – 235 с.

  17. Токарская, Нинель Михайловна. Социология труда: учебное пособие для вузов по направлениям и специальностям в области социологии, экономики и менеджмента организаций / Нинель Михайловна Токарская и И. С. Карпикова ; под ред. М. А. Винокуров . – Москва : Логос ; Москва : Университетская книга, 2006 . – 205 с.

  18. Чередниченко, Г.А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути (Опыт социологического исследования): (опыт социологического исследования) / Галина Анатольевна Чередниченко ; кол. авт. Российская академия наук. Институт социологии . – Санкт-Петербург : Русский Христианский гуманитарный институт (РХГИ), 2004 . – 503 с.

  19. Четвернина, Т.Я. Становление системы защиты от безработицы в современной России / Т.Я. Четвернина ; отв. ред. И. С. Маслова ; кол. авт. Российская академия наук. Институт экономики . – Москва : Наука, 2004 . – 311 с.


Дополнительные учебники и учебные пособия:


  1. Васильева В.Н., Фофанова Н.П., Костюкевич Л.П. Занятость населения и ее регулирование: правовые, экономические, социальные аспекты проблемы занятости. – М.: Мнемозина, 2005. – 253 с.

  2. Волков, Б.С. Основы профориентации: учебное пособие для вузов / Б.С. Волков – М.: Академический Проект, 2007. – 333 с.

  3. Государственное регулирование рыночной экономики / под ред. В.И. Кушлина, Н.А. Волгина. – М.: Экономика, 2007. – 735 с.

  4. Занятость. Безработица. Служба занятости: толковы словарь терминов и понятий / под ред. Ю.В. Колесникова. – М.: Академия, 1996. – 178 с.

  5. Зеер, Э.Ф. Основы профориентологии / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова. - М.: Высшая школа, 2005. – 159 с.

  6. Зеер, Э.Ф. Профоринетология: теория и практика: учебное пособие для высшей школы / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 192 с.

  7. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. – 3-е изд., перераб., доп. / Э.Ф. Зеер. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2006. – 336 с.

  8. Камаев, В.Д. Учебник по основам экономической теории / В.Д. Камаев. – М.: «Владос», 2006. – 213 с.

  9. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.А Климов – 2-е изд., исправленное. – М.: Академия, 2010. – 304 с.

  10. Павленков, В.А. Занятость. – М.: МГУ, 2007. – 367 с.

  11. Павленков, В.А. Рынок труда: занятость, безработица. – М.: Издательство Московского университета, 2004. – 366 с.

  12. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский – М.: Высшая школа, 2004. – 512 с.

  13. Попов Ю.Н. Введение в социологию труда и занятости. – М.: Дело, 2005. – 199 с.

  14. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация: учебное пособие / Е.Ю. Пряжникова, Н. Пряжников. – М.: Академия, 2005. – 496 с.

  15. Руденко, Г.Г. Служба занятости и ее функции / Г.Г. Руденко. – М.: РЭА, 2006. – 178 с.

  16. Старовойтова Л.И. Занятость населения и ее регулирование. – М.: Академия, 2006. – 189 с.

  17. Энциклопедия современной экономики / под ред. А.М. Павилина. – СПб., 2006. – 329 с.


Основная периодическая литература:


  1. Айбазова, М.В. Служба занятости едет к вам / М.В. Айбаззова // Служба занятости. – 2010. – №7. – С. 53-60.

  2. Безработица будет расти, зарплаты снижаться // Служба занятости. – 2010. – №5. – С.69-72.

  3. Бондаренко, Н. Работодатели и работники в условиях кризиса / Н. Бондаренко // Вестник общественного мнения. – 2009. – № 4. – С. 78-88.

  4. Брохес, Е.В. Труд становится престижным / Е.В. Брохес // Молодежь и общество. – 2009. – №3. – С. 71-74.

  5. Важный шаг к будущей карьере // Служба занятости. – 2011. – №2. – С. 17-21.

  6. Волгин, Н. Оплата труда–стимул или тормоз эффективной занятости? / Н. Волгин // Служба занятости. – 2009. – №6. – С.50-58.

  7. Воронова, Л.Н. Предпринимательство как альтернативная форма занятости / Л.Н. Воронова // Служба занятости. – 2010. – №5. – С. 11-17.

  8. Долгова, А. Полная и эффективная занятость молодежи – условие повышения конкурентоспособности страны / А. Долгова // Человек и труд. – №8. – 2007. – С. 38-41.

  9. Дорога в бизнес // Служба занятости. – 2011. – №2. – С. 21-22.

  10. Дунаева, Н. Эффективная занятость российской молодежи – стратегическая проблема / Н. Дунаев // Человек и труд. – №2. – 2010. – С. 19-23.

  11. Еремкин, А.И., Худяков, В.А. Система содействия трудоустройству выпускников ВУЗов в современных условиях на рынке труда / А.И. Еремкин, В.А. Худяков // Служба занятости. – 2010. – №7. – С. 66-70.

  12. Ерин, А.И. Политика содействия занятости / А.И. Ерин // Служба занятости. – 2010. – №7. – С. 21-26.

  13. Жасимов, В. Как сбалансировать спрос и предложение специалистов / В. Жасимов // Человек и труд. – №3. – 2009. – С. 31-32.

  14. Захаров, Н.Н. Перспективы построения системы профориентации в крупном индустриальном центре в условиях рынка / Н.Н. Захаров // Человек и труд. – №8. – 2007. – С. 21-23.

  15. Зибарев Д. Основные изменения в динамике и структуре занятости населения в условиях трансформации экономики // Человек и труд. – №11. – 2006.– С. 29-31.

  16. Каждому выпускнику – вакансия // Служба занятости. – 2010. – №5. – С. 41-48.

  17. Капелюшников, Р. Производительность труда, реальная заработная плата, удельные издержки на рабочую силу / Р. Капелюшников // Вестник общественного мнения. – 2007. – №1. – С.8-21.

  18. Квасов, С. Молодежь на рынке труда / С. Квасов // Служба занятости. – 2009. – №4. – С. 58-70.

  19. Кисюшева, Е. Социальное партнерство как эффективный способ организации профориентационной работы среди молодежи / Е. Кисюшева // Служба занятости. – 2008. – №6. – С. 33-38.

  20. Конищева, О.В. Малый бизнес – самый выгодный вид деятельности / О.В. Конищева // Служба занятости. – 2010. – №5. – С. 22-24.

  21. Котоврасов, В. Безработица: привыкаем к трудностям, ищем альтернативу / В. Котоврасов // Служба занятости. – 2010. – №5. – С.48-56.

  22. Мкртчян, Н.В. Миграционная мобильность в России: оценки и проблемы анализа/ Н.В. Мкртчян // SPERO Социальная политика. – 2009. – №11. – С. 149-165.

  23. Орлова, Е. Правовое положение инвалидов в сфере труда и занятости / Е. Орлова // Служба занятости. – 2008. – №12 . – С. 65-73.

  24. Орлова, Е. Профессиональная реабилитация инвалидов: теория и практика / Е. Орлова // Служба занятости. – 2009. - №1. – С. 72-92.

  25. Перминова, Е.В. Опыт социального партнерства учреждений профессионального образования и молодежной биржи труда / Е.В. Перминова // Молодежь и общество. – 2009. – №3. – С.78-82.

  26. Прогнозные потребности в кадрах в Сибирском федеральном округе // Служба занятости. – 2011. – №2. – С. 58-64.

  27. Прохоров, С., Прохорова, С. Центр содействия занятости молодежи: опыт трудоустройства выпускников / С. Прохоров, С. Прохорова // Служба занятости. – 2010. – №7. – С. 60-66.

  28. Пряжников, Н. Направления и методы профориентации / Н. Пряжников // Директор школы. – №2. – 2006. – С. 79-84.

  29. Пузырев, С., Ренева, Г. Трудовая карьера молодежи в современных условиях / С. Пузырев, Г. Ренева // Служба занятости. – 2010. – № 2. – С. 56-60.

  30. Руденко, Е.Г. Специфика положения молодежи на рынке труда / Е.Г. Руденко // СОЦИС. – №5. – 2006. – С. 102-107.

  31. Рыжиков, И.В. Отдельные аспекты занятости и безработицы среди молодежи / И.В. Рыжиков // Вопросы статистики. – №5. – 2006. – С. 78-87.

  32. Сенаторова, Е. Образовательные и профориентационные услуги службы занятости–в помощь безработным / Е. Сенаторова // Служба занятости. – 2009. – №1. – С. 33-41.

  33. Скорюкова, Т. Система профориентационной работы в образовательном учреждении и ее влияние на выбор выпускников / Т. Скорбкова // Служба занятости. – 2008. – №9. – С. 58-62.

  34. Союз властей, профсоюзов и работодателей // Служба занятости. – 2011. – №2. – С. 22-26.

  35. Студент и работа // Служба занятости. – 2011. – №2. – С. 33-36.

  36. Сухов, С. Рынок труда и проблемы трудоустройства / С. Сухов // Высшее образование. – № 4. – 2006. – С. 10-15.

  37. Хохлова, М., Дергачева, С., Цехмистрова, Н. Кадровые агентства как альтернативный субъект молодежной политики занятости на рынке труда г. Красноярска / М. Хохлова, С. Дергачева, Н. Цехмистрова // Служба занятости. – 2009. – №5. – С. 53-59.

  38. Хохлова, Мария Красноярск: молодежная безработица и факторы, ее обуславливающие / М. Хохлова, Е. Жижко // Человек и труд: научно-практический журнал. – 2009. – №5. – С. 71-72.

  39. Хохлова, Мария Красноярск: факторы расширения молодежной занятости / М. Хохлова // Человек и труд : научно-практический журнал. – 2009. – №7. – С. 49.

  40. Чернина, Н.В. Социальные проблемы безработных / Н.В. Чернина // Социологические исследования. – №11. – 2006. – С. 91-98.

  41. Шифрина, Н.М. Профессиональная ориентация и психологический настрой в стимульных группах / Н.М. Шифрина // Менеджмент и кадры. – 2010. – №7. – С. 17-23.

  42. Ясонова, Т., Голубков, К. Пути повышения занятости безработных женщин, имеющих несовершеннолетних детей / Т. Ясонова, К. Голубков Служба занятости. – 2009. - №1. – С.20-27.


Дополнительная периодическая литература:


  1. Агранович, М. Молодежь в современной России: положение, потенциал, тенденции / М. Арганович // Вестник молодежной политики. – 2005. – №11. – С. 8-16.

  2. Джиоев, С.Х Профориентация как форма содействия трудовой занятости: некоторые вопросы теории правового регулирования / С.Х. Джиоев // Человек и труд. – 2005. – №11. – С. 39-46.

  3. Иванов, С.А. Социальное партнерство как феномен цивилизации / С.А. Иванов // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2005. – №3. – С. 79-100.

  4. Иванова, Ю. Работающий студент или учащийся работник?/ Ю. Иванова // Вестник молодежной политики. – 2005. – №12. – С. 48-50.

  5. Ильясов, Е. Как устроится на работу / Е. Ильясов // Вестник молодежной политики. – 2004. – № 4. – С. 26-30.

  6. Кузнецова, О.Н. Азбука профориентации (для младших подростков) / О.Н. Кузнецова // Классный руководитель – 2008. – №2. – С. 80-84.

  7. Лебедева, Е. Студенческие профсоюзы в жизни и на бумаге / Е. Лебедева // Вестник молодежной политики. – 2004. – № 4. – С. 61-64.

  8. Мелентьева, Ю.П. В помощь профориентации школьников / Ю.П. Мелентьева // Библиография. – №6. – 2005. – С. 80-85.

  9. Морозова, Е.Ю., Морозова, Е.А. Цель – экономическая самостоятельность. Практическое руководство для молодых людей/ Е.Ю. Морозова, Е.А. Морозова // Вестник молодежной политики. – 2004. – № 5-6. – С. 19-27.

  10. Певень, Александр Работа службы занятости с молодежью: оценка эффективности / А. Певень // Человек и труд : научно-практический журнал. – 2006. – № 10. – С. 27-28.

  11. Пьянкова, Е. Профессиональное образование и карьера молодого специалиста / Е. Пьянкова // Высшее образование в России : научно-педагогический журнал Министерства образования и науки РФ. – 2007. – №12. – С. 110-114 .

  12. Рябухин, С.Н. Государственная молодежная политика: опыт, прогнозы, приоритеты / С.Н. Рябухин // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - №4 (116). – 2000. – С. 5-7.

  13. Соколова, Г.Н. Социальные издержки безработицы и пути их снижения / Г.Н. Соколова // Социологические исследования. – №9. – 2005. – С. 65-68.


Интернет ресурсы:


  1. Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития. – Режим доступа: www.mzsrsf.ru

  2. Официальный сайт Федеральной служба государственной статистики. – Режим доступа: http://www.gks.ru.

  3. Официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости. – Режим доступа: http://www.rostrud.ru

  4. Официальный сайт Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь). – Режим доступа: http://fadm.gov.ru

  5. Официальный сайт Российской газеты. – Режим доступа: http://rg.ru

  6. Официальный сайт Агентства труда и занятости населения Красноярского края. – Режим доступа: http://www.rabota-enisey.ru

  7. Всероссийский портал молодежного предпринимательства «Ты-предприниматель». – Режим доступа: http://molpred.ru

  8. Информационный портал Роструда «Работа в России». – Режим доступа: http://www.trudvsem.ru

  9. Селина, Н.В. О перспективных направлениях развития профессиональной ориентации населения Красноярского края: Всероссийская виртуальная конференция «Содействие выбору профессии: мифы и реальность» / Н.В. Селина. – Режим доступа: http://www.kkub.ucoz.ru/publ/7-1-0-49.ru.

  10. Электронная версия бюллетеня «Население и общество». – Режим доступа: http://www.demoscope.ru


4.2 Перечень наглядных и других пособий, методических указаний и материалов к техническим средствам обучения

  1. Молодежь Красноярска на рынке труда: положение и основные проблемы: электронная презентация. – Красноярск, 2011. – 26 с.

  2. Направления политики занятости: электронная презентация. – Красноярск, 2011. – 20 с.

  3. Основные направления работы службы занятости по содействию занятости молодежи: электронная презентация. – Красноярск, 2011. – 18 с.

  4. Положение молодежи на рынке труда: электронная презентация Всероссийской конференции «Молодой специалист: государственная политика, сфера образования, производственный сектор». – Красноярск, 2009, 5 с.

  5. Проблемы трудоустройства выпускников: электронная презентация. – Красноярск, 2011. – 17 с.

  6. Профессиональная ориентация как направление политики занятости молодежи: электронная презентация. – Красноярск, 2010. – 15 с.

  7. Совершенствование политики занятости молодежи и содействие в трудоустройстве: электронная презентация. – Красноярск, 2011. – 15 с.


4.3 Контрольно-измерительные материалы
В качестве контрольно измерительных материалов используемых для промежуточного контроля знаний, умений и владений в соответствии с реализуемыми компетенциями выступают примерные тестовые задания. В качестве итогового контроля знаний, умений в соответствии с реализуемыми компетенциями выступает устный итоговый опрос.

Контроль знаний студентов включает в себя оценку знаний студентов на основе их участия в семинарских занятиях, оценку уровня формальных знаний по итогам тестирования и оценку глубины их знаний по занятости молодежи по итогам выполнения самостоятельных письменных работ. Итоговый зачет по всему курсу предусматривает оценку знаний студентов в сфере занятости молодежи и умения применять их на практике.



В итоге изучения курса знания, навыки и умения студента должны соответствовать требованиям минимума знаний и умений государственного образовательного стандарта.