Качество жизни в информационном обществе

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Качество жизни в информационном обществе

Скачать 197,55 Kb.


Дата30.08.2017
Размер197,55 Kb.

Скачать 197,55 Kb.

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
К.К. Колин, главный научный сотрудник Института проблем информатики РАН, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

Аннотация



Актуальные проблемы повышения качества жизни населения России рассматриваются в контексте процесса развития в нашей стране информационного общества. Показано, что становление информационного общества может и должно стать важным фактором в решении многих социально-экономических проблем, напрямую связанных с качеством жизни населения.

Ключевые слова: информатизация общества, информационные технологии, качество жизни, модернизация образования.

Введение. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года, которая утверждена Указом Президента России 13 мая 2009 года [1], качество жизни населения рассматривается как один из важнейших факторов обеспечения национальной безопасности страны. Однако в современных условиях глобализации и информатизации общества представления людей о качестве жизни быстро изменяются. В какой мере развитие информационного общества в России может стать фактором повышения качества жизни ее населения? Что необходимо сделать сегодня, в условиях глобального финансово-экономического кризиса, для того, чтобы более эффективно использовать для повышения качества жизни населения те новые возможности, которые создает научно-технический прогресс в сфере информационных и коммуникационных технологий? Анализ этих вопросов и является основной целью данной работы.
Новые представления о качестве жизни в информационном обществе. В 2007 году в России издана монография известного американского специалиста в области изучения глобальных проблем развития цивилизации Элвина Тоффлера «Революционное богатство» [2]. В ней показано, что на современном этапе развития научно-технологической революции традиционные представления о качестве жизни у многих миллионов людей существенным образом изменяются. Качество жизни современного человека становится во все большей степени зависимым от уровня потребления им информационных продуктов и услуг, а также от их доступности и качества. Мобильная телефония, персональные компьютеры с выходом в сеть Интернет, многоканальное цифровое телевидение, бортовые автомобильные навигационные спутниковые системы – все это уже неотъемлемые атрибуты современного человека, без которых его повседневная жизнь и профессиональная деятельность становятся неполноценными.

В последние годы средства информатики и новые информационные технологии быстро совершенствуются и, что очень важно, становятся доступными для все более широких слоев населения. Они позволяют людям экономить затраты времени на решение многих повседневных и производственных проблем, создают новые возможности для практической реализации человеком своих гражданских прав и свобод.

Весьма характерно, что уже сегодня, как в развитых, так и во многих развивающихся странах, все большее количество информационных услуг оказывается населению бесплатно, а затраты по их обеспечению принимают на себя муниципальные, региональные и государственные бюджеты.

Таким образом, качество жизни современного человека все больше определяется способностью общества предоставлять ему необходимые информационные продукты и услуги, т.е. информационным качеством самого общества. Именно поэтому в последние годы и появились такие новые понятия, как информационная бедность и информационное неравенство. Причем, эти понятия используются не только по отношению к отдельным людям, но также и для характеристики целых стран и регионов мира.

По мнению Э. Тоффлера, в информационном обществе будут совсем другие, отличные от традиционных, представления о структуре личного, корпоративного и национального богатства. Так, например, если ранее основными компонентами личного богатства считались, главным образом, материальные ценности и денежные средства, которые давали людям возможности не только удовлетворять насущные потребности, но также и осуществлять свои желания и планы деятельности, то в ближайшем будущем дело будет обстоять совершенно иначе. Ведь уже сегодня многие потребности и желания человека связаны с возможностью использования им современных информационных ресурсов и технологий, средств связи и телекоммуникации. Весь наш образ жизни становится в последние годы все более информационным по своему содержанию, и нет никакого сомнения в том, что эта важная тенденция развития цивилизации сохранится и в будущем.

Развитие информационного общества в России как социально-экономическая проблема. В феврале 2008 года в области информационного развития нашей страны произошло важное событие – утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на период до 2015 года [3]. Этот документ имеет не только концептуальный, но также и прикладной характер, так как он содержит конкретные значения основных индикаторов развития информационного общества, которые должны быть достигнуты в нашей стране уже в 2010 и 2015 годах, соответственно.

В настоящее время по темпам развития процесса формирования информационного общества Россия существенно уступает не только передовым странам Запада, но также и таким развивающимся странам, как Китай, Индия и Малайзия. Причем, это отставание в последние годы не сокращалось, а продолжало нарастать. Так, например, в международном рейтинге сетевого развития, который был опубликован к началу проведения международного экономического форума в Лондоне в марте 2009 года, Россия заняла 74-е место среди 170 стран мира. При этом еще год назад она занимала в этом рейтинге 72-е место.

Главные причины этого отставания эксперты видят в недостаточной развитости информационной инфраструктуры нашей страны, а также в неравномерности информационного развития ее регионов. Называют и еще две причины: снижение эффективности системы административного управления в России после ее реформирования, проведенного в 2004 году, а также недостаточный уровень информатизации сферы образования. И действительно, начиная с 2004 года, информатизация образования уже не рассматривается в России в качестве приоритетного направления модернизации системы образования.

Удивление российских ученых вызвало также и предложение Минобрнауки РФ исключить развитие ИКТ-технологий из формирующегося в настоящее время нового Перечня приоритетных направлений развития научно-технического прогресса в России на ближайшие годы. Российская академия наук представила по этому поводу аргументированные возражения, а на Международном форуме «Наука и общество. Информационные технологии», который состоялся в Санкт-Петербурге в сентябре 2009 г. с участием шести нобелевских лауреатов, этот вопрос специально обсуждался на круглом столе по проблемам развития информационного общества.

Приведенные факты свидетельствуют о том, что актуальность и социально-экономическая значимость проблемы формирования информационного общества в России многими нашими чиновниками сегодня явно недооценивается. И это несмотря на то, что и Президент России Д.А. Медведев, и Председатель Правительства РФ В.В. Путин в своих выступлениях неоднократно подчеркивали стратегическую важность информационного развития нашей страны и необходимость ее полноправного вступления в уже формирующееся глобальное информационное общество.

К сожалению, несмотря на то, что Совет по развитию информационного общества в России возглавил лично Президент РФ Д.А. Медведев, а указанная выше Стратегия развития информационного общества была утверждена еще в феврале 2008 года, комплексный план действий по реализации основных положений этой Стратегии до сих пор не утвержден Правительством РФ, так как он находится в стадии согласования с различными министерствами и ведомствами. Кроме того, как показывает анализ содержания программ информатизации российских регионов [4], эти программы, как правило, не нацелены на решение крупных социально-экономических проблем, а содержат, в основном, второстепенные мероприятия частного характера.

Таким образом, развитие информационного общества в России является сегодня не столько инструментально-технологической сколько информационно-психологической проблемой, для решения которой необходимо изменить общественное сознание и, в первую очередь, ментальность наших федеральных и региональных чиновников. Они должны, наконец, понять, что формированию информационного общества сегодня нет альтернативы, что это магистральное направление развития цивилизации в 21-м веке, по которому уже идут все развитые и многие развивающиеся страны мира. Ведь именно благодаря приоритетному информационному развитию в последние годы добились весьма впечатляющих экономических успехов такие страны, как Финляндия, Норвегия, Швеция, которые по величине ВВП на душу населения вошли в первую десятку стран мира [5].

Социальная значимость информационного развития страны в условиях современного финансово-экономического кризиса. В условиях глобального финансово-экономического кризиса, который сегодня охватил практически все страны мира, в том числе и Россию, социальное значение информационного развития общества существенным образом возрастает. Кризис обострил такие проблемы, как занятость населения и переподготовка специалистов с целью получения ими новых профессий и специальностей, которые являются сегодня более востребованными на рынке труда. По данным Всемирного банка, многие страны мира (Австралия, Ирландия, Сингапур, Франция, Южная Корея и Япония) увеличивают свои вложения в развитие широкополосного доступа к сети Интернет, рассматривая это как важную антикризисную меру в национальной экономике.

В условиях России, с ее колоссальной по протяженности территорией, указанные выше проблемы могут быть эффективно решены лишь на основе существенно более широкого использования методов открытого образования и дистанционного обучения на базе современных ИКТ. К сожалению, и то, и другое требует в России более энергичного развития, а также правовой и финансовой поддержки, как на федеральном, так и на региональном уровне.



Информационное развитие страны и проблема занятости населения. По данным официальной статистики, количество безработных в России уже превысило 2,1 млн. человек и продолжает расти. Это серьезная социальная проблема, над решением которой сейчас работают органы государственной власти в центре и на местах, а также руководители структур бизнеса. Однако, возможности новых информационных технологий при этом практически не используются. А ведь такие возможности есть и их использование может дать весьма существенный социально-экономический эффект достаточно быстро. Прежде всего, здесь следовало бы подумать об увеличении занятости в информационной сфере общества, развитие которой является для современной России исключительно важной и актуальной проблемой.

По оценкам экспертов, уровень обеспеченности необходимыми кадрами отечественной отрасли ИКТ сегодня не превышают 40 % [6]. А ведь мы уже строим информационное общество! Наиболее дефицитными сегодня являются разработчики программного обеспечения, системные интеграторы, руководители проектов информатизации различных сфер деятельности, и, конечно же, преподаватели информатики для ВУЗов, общеобразовательных школ и колледжей. Поэтому подготовка специалистов современного уровня квалификации по указанным направлениям является важнейшей задачей системы образования, которая должна быть соответствующим образом перестроена.

Помимо социального эффекта повышения занятости населения, решение этой задачи даст в будущем и весьма существенный экономический эффект. В качестве примера здесь можно привести опыт Индии, которая сегодня занимает второе (после США) место на мировом рынке программного обеспечения. Доля Индии на этом рынке составляет 20 %, в то время как России принадлежит всего около 1%. Этот результат был достигнут благодаря реализации в Индии национальной программы создания крупных центров так называемого «оффшорного программирования». Сегодня в Индии существуют 13 таких центров, в которых занято около 500 тыс. человек. Их основной продукцией являются компоненты программных систем, которые разрабатываются индийскими специалистами по заданиям американских и канадских компаний. По имеющимся прогнозам, объем таких разработок к 2010 году может достигнуть 100 млрд. долларов, что составит почти четвертую часть всего индийского экспорта.

Развитие в Индии индустрии программного обеспечения потребовало создания и соответствующей технической и кадровой поддержки. Для этих целей в стране были созданы два крупных сборочных завода компьютерной техники, принадлежащие известным американским компаниям. Кроме того, ряд крупных индийских фирм осуществили перепрофилирование своей деятельности в направлении разработки программного обеспечения. В этой области даже появились первые индийские миллиардеры.

При активной поддержке государства в Индии создана сеть специализированных учебных заведений, которая осуществляет подготовку специалистов для индийских ИКТ - технопарков. Зарплата программиста в этих технопарков составляет 15-17 долларов в час, что для индийских условий является вполне достойным уровнем оплаты труда.

Индийский опыт развития ИКТ-технопарков и современная Россия. В какой же мере описанный выше индийский опыт может быть использован в современной России? По инициативе В.В. Путина попытки его использования уже предприняты, но гордиться здесь нам пока еще нечем. Решение о создании в России первых четырех специализированных ИКТ – технопарков было принято Президентом России В.В. Путиным еще в 2004 году после его посещения одного из аналогичных индийских технопарков в штате Бангалор. Сегодня реализуется государственная программа создания таких технопарков в г. Сарове Нижегородской области, Санкт-Петербурге, Новосибирске и г. Дубне Московской области. Планируемые сроки ввода в действие технопарков – 2010-2011 гг. Наиболее крупный из них создается в Дубне. В нем будет работать около 10 тыс. программистов, для которых уже строится городок на 30 тыс. жителей.

Таким образом, можно ожидать, что в результате реализации данной программы российская отрасль ИКТ получит 20-30 тыс. современных специалистов, что, конечно же, хорошо, но кадровых проблем этой отрасли в целом далеко не решает. Здесь нужны совсем другие масштабы, да и несколько иной подход к решению проблемы. В России нужно создать не 4 -7, как это осуществляется сегодня, а 40-50 крупных специализированных ИКТ – технопарков для того, чтобы иметь собственную высокоэффективную отрасль ИКТ, занять достойное место на мировом рынке программного обеспечения и снизить зависимость страны от его зарубежных производителей, которая представляет сегодня одну из угроз для национальной безопасности.

Кроме того, представляется целесообразным сформировать и осуществить федеральную целевую программу создания ИКТ – технопарков среднего уровня при крупных университетах. В них должна осуществляться разработка отечественных программных средств и информационных продуктов для сферы образования, науки, культуры, соответствующей отрасли экономики, а также социальной сферы. Сегодня же во всех этих сферах доминируют зарубежные продукты, которые приходится закупать и адаптировать к российским условиям. Думается, что создание 200-300 таких технопарков с численностью специалистов порядка 200-500 человек в каждом могло бы существенным образом изменить ситуацию в России, как в области информатизации образования, так и в области подготовки специалистов для развития информационного общества.

Информационное общество и проблема занятости инвалидов, пенсионеров и женщин с детьми. По данным социологических исследований, в России сегодня насчитывается более 9 млн. инвалидов, многие из которых имеют ограниченную мобильность, но вполне могли бы работать на дому. Современные информационные технологии предоставляют для этого хорошие возможности, которые пока еще очень мало используются. Персональный компьютер с выходом в сеть Интернет, лазерный принтер и, возможно, сканер – вот и весь тот минимальный набор средств информатики, который может дать работу нескольким миллионам наших инвалидов. Для многих из них это единственная возможность почувствовать себя полезными для общества и заработать необходимые средства для своего существования. К сожалению, наши социальные службы этой возможности не видят и никаких действий для ее практического использования не предпринимают. И здесь мы вновь сталкиваемся с проблемой ментальности наших чиновников, сознание которых находится еще на уровне прошлого века.

Развитие системы «информационного надомничества» могло бы дать работу не только инвалидам, но также и пенсионерам, которые, по мере своих возможностей, могли бы участвовать в трудовой деятельности. Для многих из них это не только дополнительный заработок, но также и весьма важный морально-психологический фактор. Ведь многие пенсионеры имеют большой производственный, научный и педагогический опыт, который они могли бы передавать молодому поколению, повышая таким образом интеллектуальный уровень российского общества.

Информационное надомничество (телеработа) является перспективным занятием и для тех женщин, которые вынуждены прервать свою трудовую деятельность в связи с беременностью или же необходимостью воспитывать дома маленьких детей. Их квалификация, знания и опыт также могли бы использоваться более эффективно по сравнению с тем, как это имеет место сегодня.

Доступ в Интернет как национальная проблема России. Для практической реализации тех новых возможностей, которые создаются в информационном обществе для повышения уровня занятости населения, в стране должна быть создана современная информационная инфраструктура. Прежде всего, здесь необходимо решить проблему широкополосного доступа пользователей к сети Интернет на всей территории России. Сегодня такой доступ обеспечивается только в крупных городах, да и то его стоимость является еще слишком высокой для массового пользователя.

Кардинальное решение этой проблемы видится на пути развития системы космической связи и создания новых технологий широкополосного доступа в Интернет с использованием возможностей уже существующих проводных радиотрансляционных сетей и сетей электроснабжения производственных и жилых помещений. Экспериментальные разработки таких технологий уже существуют, нужно лишь решить организационно-технические проблемы их промышленной разработки и массового внедрения в практику. Дело это непростое, но, с инженерной точки зрения, вполне осуществимое в течение нескольких ближайших лет. Затраты на создание и внедрение таких технологий многократно окупятся, так как социально-экономический эффект от их использования будет колоссальным. Именно тогда и можно будет говорить о создании в России информационного общества.



Московский социально-технологический проект «Социальная розетка» - новый шаг на пути повышения качества жизни населения России. Важный социально-психологический эффект глобальной информатизации общества связан с повышением качества жизни, которое обусловлено более широкими возможностями практического осуществления человеком своих прав и свобод, и которое, в первую очередь, предполагает свободный доступ человека к необходимой ему информации. Именно поэтому во многих странах существуют программы государственной поддержки систем и технологий обеспечения доступа населения к национальным и мировым информационным ресурсам. Так, например, в США уже более 10 лет действуют меры государственной поддержки процесса подключения пользователей к сети Интернет. Для оказания этих услуг населению установлены налоговые льготы, а подключение пользователей из малообеспеченных слоев населения дотируется государством.

Этот опыт обязательно нужно использовать и в России, и первые шаги в этом направлении уже делаются. Так, например, на состоявшейся недавно в Москве выставке «Связь-Экспокомм-2009» Президенту России Д.А. Медведеву был представлен новый социально-технологический проект «Социальная розетка», который получил его одобрение. Инициатором этого проекта является ФГУП «Московская городская радиотрансляционная сеть», которое уже приступило к его реализации с 1 июля 2009г. Постановление московского правительства по этому поводу было подписано в мае 2009г.

Суть проекта состоит в том, чтобы в каждой московской квартире появилось специальное устройство, названное социальной розеткой, которое будет обеспечивать москвичам следующие информационные возможности:


  • бесплатное подключение к сети Интернет на минимальной скорости;

  • 8 основных каналов телевидения;

  • 3 канала проводного радиовещания с последующим увеличением их числа до 9;

  • оповещение населения о различного рода чрезвычайных ситуациях;

  • прямую связь с городскими экстренными службами (так называемая «тревожная кнопка»).

Принципиальная технологическая особенность этого проекта состоит в том, что для его реализации используются средства уже существующей городской радиотрансляционной сети, которая создавалась с учетом требований военного времени и поэтому является энергонезависимой и имеет многократное резервирование по оборудованию. Поэтому она может функционировать даже при аварийных перерывах в электроснабжении.

Предполагается, что установка «социальных розеток» в московских квартирах будет производиться, главным образом, за счет средств городского бюджета, а пользование ею будет стоить столько же, сколько сегодня жители платят за обычную радиоточку. Московское правительство планирует установить социальные розетки во всех квартирах вновь строящихся жилых домов, а также в домах, в которых проводится капитальный ремонт. Что же касается других квартир, то они также будут бесплатно для их владельцев оснащаться «социальными розетками» по заявлениям москвичей. С этой целью в настоящее время вносятся необходимые изменения в городское законодательство, а ФГУП МГРС ведет переговоры с провайдерами сети Интернет о том, чтобы они предоставляли всем жителям Москвы бесплатный доступ в эту сеть на минимальной скорости. При необходимости скорость информационного обмена может быть повышена на основе отдельного договора пользователя с провайдером.

Таким образом, проблема «социального доступа» в сеть Интернет может быть решена в Москве уже в самые ближайшие годы. Это хороший пример для других городов России, где аналогичные проекты также могут быть реализованы при соответствующей поддержке муниципальных и региональных органов власти. Социально-экономическую значимость этих проектов для современной России трудно переоценить и поэтому они заслуживают особого внимания и поддержки также и на федеральном уровне.

Развитие информационного общества в России и проблемы образования. Известно, что в современном мире две трети валового продукта производится за счет интеллектуального труда, Поэтому качество общества в той или иной стране, а, следовательно, и качество жизни каждого ее гражданина напрямую зависит от способности данного общества к интеллектуальному труду и производству высококачественных продуктов и услуг. А это, в свою очередь, определяется качеством существующей в данной стране системы образования. К сожалению, исследования показывают, что традиционное для России высокое качество образования в последние годы неуклонно снижается.

Так, например, по данным Минобрнауки РФ, в 2008 году четвертая часть выпускников российских общеобразовательных школ показала неудовлетворительные знания по математике, что стало поводом для рассмотрения в данном министерстве вопроса об отмене выпускного экзамена по математике вообще. Против этой идеи категорически выступил Союз ректоров ВУЗов России, который сегодня возглавляет ректор МГУ им. М.В. Ломоносова академик В.А. Садовничий. Ведь изучение математики необходимо каждому человеку для развития системы логического мышления. Тем не менее, выпускной экзамен по истории в российских школах уже отменен, а знания русского языка и литературы у наших школьников, по оценкам специалистов, оставляют желать много лучшего.

Таким образом, знания подавляющей части молодого поколения российских граждан по базовым предметам, которые формируют фундамент образованности человека (филология, история, математика), являются сегодня неудовлетворительными. И это наносит ущерб качеству российского общества, представляет собой прямую угрозу для национальной безопасности нашей страны. Именно такая оценка содержится в тексте Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [1].

Крупным недостатком современной системы образования в России является также и то, что ее содержание еще не нацелено на подготовку человека к жизни и профессиональной деятельности в условиях информационного общества [8]. Причем, речь здесь идет не о том, что необходимое количество специалистов для профессиональной деятельности в информационной сфере нашего общества еще не готовится. Это, конечно, очень серьезный недостаток, но все же не главный. Более важным, по нашему мнению, является то, что современная система образования не ориентирована на формирование новой информационной культуры личности и общества. А ведь эта культура должна быть адекватной той новой информационной реальности, которая уже сегодня окружает каждого человека, изменяет весь его образ жизни, многие ценности, привычные стереотипы поведения.

Исследования показывают [9], что особенно острой эта проблема является для системы педагогического образования, где проблемы развития информационного общества сегодня на должном уровне практически не изучаются. Поэтому для того, чтобы хоть как-то изменить современную ситуацию к лучшему, нам нужно, прежде всего, изменить содержание педагогического образования. С этой целью в 2008 году группой специалистов РАН, РАО, Сибирского федерального университета и ряда других научных и образовательных учреждений России были разработаны предложения по составу и содержанию комплекса магистерских программ нового поколения для модернизации системы высшего педагогического образования. В состав этих программ было предложено включить ряд принципиально новых учебных курсов, направленных на изучение наиболее актуальных проблем развития информационного общества и формирование у магистров современно научного мировоззрения.

Изучение этих курсов будущими преподавателями и руководителями образовательных учреждений, а также научными работниками сферы образования сегодня крайне необходимо для повышения качества педагогического образования и его адекватности тем новым требованиям, которые предъявляет информационное общество. Ведь новая школа России, формирование которой Президент РФ Д.А. Медведев в своем первом Послании к Федеральному Собранию РФ объявил одним из важнейших государственных приоритетов нашей страны, это не только современные здания и оборудование. Это, прежде всего, новое содержание образования, адекватное современным требованиям. И обеспечить его смогут лишь те педагогические и научные кадры системы образования, которые сами предварительно получат соответствующую подготовку.

По инициативе Института проблем информатики РАН и Сибирского федерального университета в настоящее время сформирована сетевая структура, состоящая из ряда научных и образовательных организаций России, которая способна разработать комплексный инновационный проект модернизации системы магистерской подготовки в педагогическом образовании с учетом новых требований информационного общества, а также подготовить для этих целей необходимые учебно-методические материалы, базовые программы и учебные пособия.

Аналогичные проекты необходимо осуществить и по другим направлениям развития российского образования для того, чтобы сделать его содержание адекватным Стратегии развития информационного общества в России.


Заключение. Повышение качества жизни населения является сегодня одной из важнейших задач стратегии социально-экономического развития России и обеспечения ее национальной безопасности. Решение этой задачи самым тесным образом связано с реализацией Стратегии развития информационного общества в России на период до 2015 года, которая должна осуществляться опережающими темпами.

В условиях современного глобального финансово-экономического кризиса информатизация общества должна стать действенным фактором для решения проблем занятости населения, подготовки и переподготовки кадров, повышения конкурентоспособности России на мировом рынке, а также для решения многих других проблем, непосредственно связанных с повышением качества жизни населения.


Литература:

  1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента РФ от 13 мая 2009 г. № 537.

2. Тоффлер Э. Революционное богатство. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ПРОФИЗДАТ, 2008. – 569 с.

  1. Стратегия развития информационного общества в России на период до 2015 года. Утверждена Президентом РФ 14 февраля 2008 г.

  2. Анализ развития и использования ИКТ в субъектах Российской Федерации. Аналитический доклад. – М.: Институт развития информационного общества, 2008.

  3. «Группа восьми» в цифрах. 2006. Стат. Сб./Росстат. – М.: 2006. – 123 с.

  4. Колин К.К. Интеллектуальные ресурсы человека в информационном обществе. // Труд и социальные отношения, № 5, 2008. – С. 63-67.

  5. Колин К.К. Информационные технологии как импульс к развитию национальной экономики. //Человек и труд, № 4, 2006. – С. 74-77.

  6. Соколов И.А., Колин К.К. Новый этап информатизации общества и проблемы образования. // Информатика и ее применения. Том 1, вып. 2. 2008. – С. 34-43.

  7. Колин К.К. Инновационное развитие в информационном обществе и качество образования.//Открытое образование, № 3(74), 2009. –С.63-72.


Сведения об авторе:

Колин Константин Константинович, главный научный сотрудник

Института проблем информатики Российской академии наук,

Заслуженный деятель науки Российской Федерации,

доктор технических наук, профессор.



Адреса для связи:

Институт проблем информатики Российской академии наук

Россия, 119333, Москва,

ул. Вавилова, дом 44, корпус 2


E-mail: kolinkk@mail.ru, kolin40@yandex.ru

Тел.: +7 (495) 306-42-31 дом., 8-903-501-36-86 моб

  • Ключевые слова
  • Новые представления о качестве жизни в информационном обществе.
  • Развитие информационного общества в России как социально-экономическая проблема.
  • Социальная значимость информационного развития страны в условиях современного финансово-экономического кризиса.
  • Информационное общество и проблема занятости инвалидов, пенсионеров и женщин с детьми.
  • Доступ в Интернет как национальная проблема России.
  • Московский социально-технологический проект «Социальная розетка» - новый шаг на пути повышения качества жизни населения России.
  • Развитие информационного общества в России и проблемы образования.
  • Сведения об авторе: Колин Константин Константинович
  • Адреса для связи