К. Я. Эрбен 35 > 3 Ю. Зейер 36 > 3 Ф. Таборский 37

Главная страница
Контакты

    Главная страница


К. Я. Эрбен 35 > 3 Ю. Зейер 36 > 3 Ф. Таборский 37

Скачать 12,29 Mb.


страница1/13
Дата16.02.2018
Размер12,29 Mb.

Скачать 12,29 Mb.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13



MASARYKOVA UNIVERZITA V BRNĚ

PEDAGOGICKÁ FAKULTA


KATEDRA RUSKÉHO JAZYKA A LITERATURY

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ПЕТЕРБУРГУ


( ПО МЕСТАМ, ГДЕ ЖИЛИ И РАБОТАЛИ ВЫДАЮЩИЕСЯ ЧЕХИ)
DIPLOMOVÁ PRÁCE

BRNO 2007




Vedoucí diplomové práce Diplomant

PhDr. Simona Koryčánková, Ph.D. Petra Póčová

Prohlašuji, že jsem tuto diplomovou práci vypracovala samostatně pouze s použitím literatury uvedené v seznamu a souhlasím, aby moje diplomová práce byla uložena v knihovně Pedagogické fakulty Masarykovy univerzity v Brně.

-----------------------------

Petra Póčová

V Brně 16.4. 2007

Děkuji paní PhDr. Simoně Koryčánkové, Ph.D. za odborné vedení a cenné rady při vypracování diplomové práce.

V Brně 16.4. 2007


OBSAH

1. Карта центра Санкт-Петербурга 6


2. Введение 7
3. История Санкт- Петербурга 9
4. Чехи в Санкт- Петербурге 12
5. Чешские музыканты, дирижеры, певцы и гости Санкт – Петербурга 14

5.1. Мариинский театр 14

5.1.1. Э.Ф. Направник 16

5.1.2. О.О. Палечек 17

5.2. Зимний Дворец 19

5.2.1.Я.А. Мареш 20

5.3. Исаакиевский собор 23

5.3.1. Л. Яначек 24

5.4. Большой концертный зал „Октябрьский“ 26

5.4.1. К. Готт 27

5.4.2. Г. Вондрачкова 29
6. Чешские театральные деятели, писатели, художники 30

6.1. Освобожденный театр Прага в Санкт-Петербурге 30

6.1.1. Йиржи Восковец и Ян Верих 30

6.2. Театр Спейбла и Гурвинека 32

6.3. Императорская Публичная библиотека 34

6.3.1. К.Я. Эрбен 35

6.3.2. Ю. Зейер 36

6.3.3. Ф. Таборский 37

6.4. Балканская площадь - Ярослав Гашек 38

6.5. Ян Купецкий 40


7. Чешские ученые, политики, педагоги, представители различных специальностей в Санкт-Петербурге 43

7.1. Санкт-Петербургский государственный университет 43

7.1.1. Т. Г. Масарик 46

7.1.2. В. Клаус 50

7.1.3. Э. Л. Радлов 50

7.1.4. К. Крамарж 51

7.2. Кунсткамера ( первое здание Акакдемии наук) 53

7.2.1. Я. Гейровский 54

7.3. Невский проспект 57

7.3.1. Невский проспект, дом 54 (граф Францевич Гаррах) 59

7.3.2. Невский проспект, дом 31 (чешский гранат и чешское стекло) 59

7.4. улица Некрасова (фирма «Лаурин и Клемент») 62

7.5. Центральный музей октябрьской железной дороги 65

7.5.1. Ф. А. Герстнер 66

7.6. Петербургский Государственный Университет путей сообщения 69
7.6.1. Л. Ф. Николаи  70

7.7. Инженерная улица, дом 10 ( «Сокол») 71


8. Заключение 74

9. Список литературы 79

10. Resumé 81

11. Приложение 88



  • список иллюстраций 88

  • список карт 92

1. Карта центра Санкт-Петербурга



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1 Мариинский театр

2 Зимний Дворец

3 Исаакиевский собор

4 Большой концертный зал «Октябрьский»

5 Императорская Публичная бибдиотека

6 Санкт-Петербургский государственный университет

7 Кунсткамера

8 Невский проспект

9 улица Некрасова

10 Центральный музей октябрьской железной дороги

11 Петербургский Государственный Университет путей сообщения

12 Инженерная улица
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой е
е гранит...

А.С.Пушкин



  1. Введение

Настоящая дипломная работа посвящена чехам, жившим или работавшим в Санкт-Петербурге, Ленинграде или Петрограде. Дипломная работа состоит из основной части, заключения, резюме и приложения. Основная часть охватывает жизнь чехов в русской столице. Год тому на зад, у меня была возможность жить пол года в этом красивом городе. В этом городе каждый день можно найти какое-то новое место, которое вас поражает соей “душой“. Когда я жила в этом городе, я очень любила только гулять по улицам и смотреть и наслаждаться красотой. По-моему, за пол года я не успела увидеть ни половину всех интересных мест. Это говорит о том, что Петербург город, который за свою 300летюю историю стал одной из самых больших культурных столиц мира.

В Санкт-Петербурге столько интересных исторических мест, столько архитектурных ансамблей, что будет очень трудно выбрать самые интересные из них. В настоящей дипломной работе хотелось бы показать несколько интересных мест. Надеюсь, что нами выбранные места будут настолько интересны для вас как были интересны для меня.

Чтобы сделать эту работу более интересной мы решили к каждой достопримечатеьности города найти чешских деятелей культуры и политики, которые в ней работали и жили. Мы узнали, что культурная жизнь Петербурга была часто связана с деятельностью знаменитых чехов.

Основной целью работы было изучить как можно больше источников культуры, истории и научной литературы, найти основую информацию о жизни чешских деятелей культуры и политики в Петербурге и, составить краткий систематический путеводитель. Мы попытались выбирать те личности, которые повлияли на развитие русской культурной жизни. Нами было найдено много чехов, чья жизнь и деятелность были связаны с Санкт-Петербургом. Все они внесли свой вклад в историю российского музыкального и театрального искусства, науки и техники.

Найти доступную литературу было сложно, так как мы отыскивали литературу как в чешских информационных источниках, так и в русских библиотеках и других информационных ресурсах, т.е. в русских и зарубежных сайтах интернета.



Мы надеемся, что работа содержит полезную информацию о местах и личностях, чтобы туристы, посетившие город, быстро нашли интересные достепримечательности связанные с чешской культурой. Работой могут пользоваться не только чешские преподаватели, студенты и русисты, но и преподаватели из других стран.


  1. История Санкт- Петербурга


иллюстпация №. 1

Санкт-Петербург справедливо считают одним из самых прекрасных европейских городов. Отметивший свое трехсотлетие город, часто называемый "северной столицей" России - это не только музей под открытым небом, но и просто воплощение последних трехсот лет российской истории. Переживший 11 императоров, десятки наводнений, революцию, трехлетнюю блокаду и экономическую реформу, Петербург способен удивить даже самого искушенного туриста.

Император Петр Первый принял решение выстроить новую столицу в 1703 году. Строительство города началось с Заячьего острова, на котором начали строить Петропавловскую крепость. Столицей Петербург пробыл всего около двухсот лет. Европейские веяния чувствуются на каждом шагу: от архитектуры городского центра до маленьких кофеен на Невском. Это был город построенный полностью иностранными архитекторами. Его облик был так же непривычен для русского человека, как привычки носить кафтан, брить бороду и читать газеты.



Говорят, что Петербург стоит на костях – и действительно, на его строительстве полегло несколько тысяч рабочих. Еще в 1710 году Петр приказал переселить в Петербург около 15 тысяч разных мастеровых людей из всех областей России. Раздача земель в городе была бесплатной. По всей России Петр ввел запрет на каменное строительство. Всякий приезжавший в Петербург был обязан везти с собой определенное количество камней или же заплатить налог. Таким образом очень быстро застроилась вся та часть города, которую сегодня называют “историческим центром” – Садовая улица, Коломна, набережные Невы. Тогда же началась застройка Васильевского острова.

До середины восемнадцатого века Петербург застраивался исключительно из соображений прагматических, об украшении города еще мало заботились, больших каменных зданий было немного. Но в царствование Елизаветы Петровны стали заботиться о том, чтобы украсить город величественными зданиями, достойными столицы. Именно тогда началось строительство Зимнего Дворца, где сейчас расположился Эрмитаж, были построены Аничков дворец, Смольный и Владимирский соборы. В царстование Екатерины II, для Петербурга, как и для всей России началась пора блестящего развития. Именно в эту эпоху правления началась застройка города каменными зданиями. В ее царствование были исполнены или начаты сооружения, составляющие по сей день главные архитектурные достопримечательности столицы: Дворцовая площадь, Каменноостровский и Елагин дворцы, был установлен знаменитый памятник Петру I – Медный Всадник. В это же время застраивалась территория Александро-Невской лавры Девятнадцатый век считается золотым веком русского искусства – и в том числе, архитектуры. Тогда были построены Исаакиевский и Казанский соборы, Мариинский дворец, Михайловский дворец, где теперь находится Русский музей, храм Спаса-на-Крови и многие другие памятники архитектуры. Именно в эту эпоху город постепенно начал приобретать черты, сохранившиеся в его облике до сих пор – прямые улицы, строгость стиля и плотность застройки. Однако помимо роскошных частных особняков в Петербурге в ту пору быстро росли доходные дома, владельцы которых сдавали помещения внаем. Стремясь извлечь максимальный доход, каждый домовладелец застраивал свой участок как можно плотнее. Высокая плотность застройки, обилие темных и сырых дворов стали типичной чертой многих кварталов Петербурга. Особенно это касается района Сенной площади и прилегающей к ней Коломны, где происходит действие “Преступления и наказания”. Непохожий на другие российские города, Петербург часто становился объектом философских размышлений, местом действия литературных произведений и героем поэм. Петербуржцы считают свой город культурной столицей, ссылаясь на то, что лучшие русские писатели от Пушкина до Довлатова жили здесь, на берегах Невы, петербургский университет входит в десятку лучших в Европе, а Мариинский театр и Эрмитаж вобрали в себя самое лучшее, что есть в искусстве. В течение семидесяти лет города Санкт-Петербурга вообще не было на карте Советского союза. Был Ленинград – родина революции, промышленный центр и кузница партийных кадров, как его тогда называли. Самая трагическая страница в истории Ленинграда – это девятисотдневная блокада. В сентябре 1941 войска фашистов окружили город кольцом, уничтожив в нем предварительно все запасы пищи. К концу войны население Ленинграда уменьшилось едва ли не наполовину – около 600 тысяч человек умерло от голода, десятки тысяч были эвакуированы. Сегодня Петербург постепенно перестает быть Ленинградом. Здесь все меньше митингуют и все больше занимаются бизнесом. Сейчас здесь живет почти пять миллионов человек разных национальностей и вероисповеданий. В Эрмитаже по-прежнему висят Рембрандт с Тицианом, в кондитерской “Север” все так же продают самые лучшие на свете пирожные, питерская футбольная команда “Зенит” продолжает проигрывать – и вызывать тем самым еще большую народную любовь.

Добро пожаловать в Санкт-Петербург.

Ссылки:


  • www.pitercult.ru

  • www.spbmuseum.ru

  • www.300years.spb.ru

4.Чехи в Санкт–Петербурге



иллюстрация № 2


Сразу после своего возникновения Санкт–Петербург стал привлекательным для иностранцев. Новая столица Руси в отличие от своей многовековой предшественницы оказалась идеологически ближе, гостепримнее и щедрее по отношению к гостям из европейских государств.

Среди тех, кто принес в Россию свое умение, свой талант, кто прибыл туда с желанием послужить ей, воспользоваться шанцом профессионального воплощения было немало выходцев из Чешских земель Австрийской империи и Саксонии, куда вынужденно переселялись в начале XVII века чешские протестанты. Прибывавшие на русскую землю богемцы являли собой представителей разных общественных слоев.

По мере того, как разрастался и развивался Санкт–Петербург, росли и крепли чешские связи с зарубежьем, к началу ХХ века население чехов на территории России станет многочисленной. Когда началась Первая мировая война, русские чехи всячески помогали второй своей родине, где ими уже были пущены глубокие корни, помогали в ее борьбе с Германией и Австро–Венгрией. Подданные Австр-Венгерской империи чехи и словаки, будучи мобилизованными, не желали воевать с братской славянской страной и при первом удобном случае переходили на сторону россиян. Численный состав чешского населения в России тогда намного возрос. Впоследствии из их состава будут сформированы не подчиненные русскому командованию подразделения чехословацкого Легиона – основы армии будущего Чехословацкого государства.

Русские чехи жили главным образом в сельских местностях и некоторых городах на Волыни, в Крыму, на Кавказе, в Киеве, в Одессе, а также в Санкт–Петербурге – Петрограде, Москве и других российских центрах.

Существует много чехов, чья жизнь и деятельность были связаны с Санкт– Петербугром, Петроградом, Ленинградом. Все они внесли свой вклад в историю российского музыкального и театрального искуства, науки и техники.

Cсылки:



  • ПОРОЧКИНА, И.М. Чехи в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург: «Глобус», 2003. 160 с.

5.Чешские музыканты, дирижеры, певцы и гости Санкт–Петербурга
В истории русского народа ярче всего запечатлелась деятельность чешских музыкантов. Необычайная музыкальная одаренность чехов предопредила распространение их музыкального творчества в зарубежье с начала ХV века. Знаменитые гуситские хоралы послужили основой для развития протестанской музыки в других европейских странах. XVI век ознаменовался тем, что ни один крупный европейский центр не мог обойтись без музыкантов из Богемии. Именно тогда родилась крылатая поговорка «Что ни чех, то музыкант».

5.1. МАРИИНСКИЙ ТЕАТР


190000,Санкт-Петербург
Театральная площадь, 1
Телефон: 326-41-41
Ст. метро "Сенная площадь",

"Садовая"


www.mariinsky.ru

смотри карта № 1


иллюстрация № 3




Мариинский театр - символ русской культуры. В XVIII веке во второй Адмиралтейской части Петербурга появилась площадь Карусель - так называлось театрализованное конное действо - любимое развлечение придворного общества. Здесь же проходили народные гуляния с танцами и музыкой, а в неказистой деревянной постройке шли драматические представления, давались спектакли итальянской оперной труппы, в которых принимали участие воспитанники Петербургской танцевальной школы. По приказу Екатерины Великой вместо этого здания был воздвигнут Большой (Каменный) театр, великолепием и пышностью превосходивший крупнейшие театры Европы. Он открылся в 1873 году представлением оперы Дж. Паизиелло "Мир луны". Площадь стала называться Театральной. В 1802 году театр перестраивал Ж. Тома де Томон, в 1836 реконструировал А. Кавос.

29 января 1849 года в здании, выстроенном напротив Большого по проекту архитектора А. Кавоса, праздничным конным представлением открылся цирк. Он был спроектирован так, что мог использоваться и как театральное помещение. Ровно через десять лет цирк сгорел. Восстановленное здание предназначалось только для музыкальных спектаклей. Сюда перешли русская оперная, а затем и балетная труппы Большого театра.

Открывшийся 2 октября 1860 года оперой М. Глинки "Жизнь за царя" театр стал называться Мариинским, по имени жены Александра II Марии Александровны. Это был театр, по свидетельству современников, "великолепнейший в Европе", но из-за нехватки служебных площадей и устаревших деревянных конструкций его пришлось надстраивать и перестраивать. В XIX веке здание театра дважды реконструировалось. Великолепная декоративная отделка зрительного зала в основном сохранилась до наших дней.

В конце 1960-х годов в ходе реконструкции по проекту С. Гельфера перестроена сцена - от фундамента до колосников. Подъемный пол оркестровой ямы и другие технические приспособления позволяют разнообразно использовать оркестр и добиваться сложнейших декоративных эффектов.Театр сыграл выдающуюся роль в развитии русского оперного и балетного искусства. Ставил первые русские оперы. Высокому профессионализму коллектива способствовала деятельность дирижера Э. Ф. Направника (в 1863-1916). На сцене театра выступали выдающиеся певцы, в т. ч. И. А. Алчевский, П. А. Булахов, И. В. Ершов, Е. И. Збруева, В. И. Касторский, Е. А. Лавровская, С. И. Мигай, Г. М. Нелепп, О. А. Петров, А. Я. Петрова-Воробьева, С. П. Преображенская, Е. А. Семенова, Л. В. Собинов, Ф. И. Стравинский, И. В. Тартаков, М. И. и Н. Н. Фигнеры, Ф. И. Шаляпин; солисты балета - А. И. Истомина, Т. П. Карсавина, М. Ф. Кшесинская, В. Ф. Нижинский, А. П. Павлова и др. В репертуаре театра: классические и современные оперы - "Волшебная флейта" В. А. Моцарта, "Лоэнгрин" Р. Вагнера, "Руслан и Людмила" М. И. Глинки, "Дуэнья" С. С. Прокофьева, "Петр I" А. П. Петрова; балеты - "Жизель", "Блудный сын" Прокофьева, "Сотворение мира" Петрова, "Икар" С. М. Слонимского.



Неизгладимый след в русской музыкальной культуре XIX- начала XX века оставил дирижер и композитор Эдуард Францевич Направник. Откликнувшись на предложение занят место дирижера в оркестре Б.Н. Юсупова. Направник стал с 1861 года пожизненным обитателем российской столицы. Два года спустя, ввиду окончания двухлетного контракта и роспуска юсуповского оркестра, Направник получил место помощника дирижера Мариинского театра, а с 1869 года был назначен первым дирижером оркестра Мариинского театра.



Эдуард Францевич Направник (1839-1916) - русский дирижер, композитор, музыкальный деятель. По национальности чех. В 1861 поселился в Петербурге, работал капельмейстером оркестра князя Н. Б. Юсупова. С 1863 помощник капельмейстера и органист, с 1867 второй, с 1869 первый капельмейстер Мариинского театра. Придя в Мариинский театр, Направник нашел ее в бедственном положении.
иллюстрация № 4

Оркестр, состоявший из 70 оркестрантов, среди которых преобладали иностранцы, был по качеству недурен, но отличался недисциплинированностью. Репетитор начал с того, что стал требовать от всех артистов не пропускать репетиций и являться на репетиции вовремя. Сначала было трудно этого добиться, но в конце концов он поднял исполнительский и художественный уровень всей оперной труппы на небывалую высоту и более полувека руководил крупнейшим русским оперным театром. Поставил много спектаклей, в том числе оперы П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова. М. П. Мусоргского, Ц. А. Кюи, А. Н. Серова. Выступал также как симфонический дирижер (в 1869—81 руководил концертами Русского музыкального общества).

Композиторская деятельность Направника менее значительна и оригинальна. В репертуаре современных театров сохранилась лишь опера «Дубровский» (по Пушкину, 1895). Зрелые произведения обнаруживают близость к русской школе, прежде всего к Чайковскому. Направнику принадлежат оперы «Ннжегородцы» (1868), «Гарольд» (1885), оркестровые, хоровые произведения, камерные и инструментальные ансамбли, фортепианные пьесы, романсы и дp. За долгие годы служения русской опере Направник удостоился многих высоких российских наград, ему было присвоено звание народного артиста. Мариинский театр хранит память об этом великом дидржере и композиторе,

назвав его именем одно из театральных фойе.

Необычайно богатый бас Осипа Палечека произвел неизгладимое впечатление на М.А. Балакирева, по рекомендации которого был Палечек приглашен в Мариинский театр.
Осип Осипович Палечек (1842-1915) - известный чешский певец, родился в 1842 г. и музыкальное образование получил в Праге в органной школе, в которой занимались известные России Направник, Черни, Воячек. После весьма успешного дебюта на пражской оперной сцене в роли Зороастра в "Волшебной флейте" Моцарта, Палечек в 1872 г. переселился в Санкт-Петербург. После дебюта в Мариинском театре в роли Мефистофеля в "Фаусте" Гуно успех не покидал Палечека.

иллюстрация № 5

Вскоре Палечек перешел и на русские партии, пел Сусанина в опере "Жизнь за Царя" Глинки и пр. Репертуар Палечека был большой. Заведует сценической постановкой опер на сцене Мариинского театра и состоит профессором оперного класса в санкт-петербургской консерватории.

Ссылки:


  • www.wikipedia.ru

  • www.mariinsky.ru

  • www.cityspb.ru/theatres

  • www.ndpraha.cz

5.2. ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ

иллюстрация № 6

Это здание зимнего дворца было построенно в 1711 г. по проекту Д. Трезиного. Это был 2-этажный домик, с тремя ризалитами, с 11 окнами по фасаду (изображен на гравюре А. Ф. Зубова, 1717г.). В нем в 1712 г. праздновали свадьбу Петра I и Екатерины.

В 1726-27 гг. был Зимний дворец значительно расширен архитектором Трезини, который включил старый корпус в новую композицию. После смерти императрицы Екатерины I этот дворец использовался для жилья придворных. В 1783-87 был на его месте построен Эрмитажный театр.

В 1732 г. в этом доме поселилась императрица Анна Иоанновна, для которой началась его капитальная перестройка. По проекту Ф. Растрелли Зимний дворец был развернут фасадом в сторону Главного Адмиралтейства. Отделочные работы продолжались до 1736 г. В 1744-45 гг. ряд помещений получил новую отделку (в частности, устроен Янтарный кабинет, позже перенесенный в Екатерининский дворец). В 1752 г. императрица Елизавета Петровна поручила Растрелли разработать новый проект Зимнего дворца.

С 1754 года развернулось строительство существующего ныне Зимнего дворца.



190000, Санкт-Петербург,

Дворцовая наб., 34

Телефон: 571-34-65

Ст. метро "Канал Грибоедова",

"Невский проспект", "Гостиный двор

www.hernitagemuseum.org

смотри карта № 2

иллюстрация № 7

Нынешнее трехэтажное здание Зимнего дворца, пятое по счету. Зимний дворец - самое большое здание музейного ансамбля Эрмитаж - строился как фициальная царская резиденция по заказу дочери Петра Великого Елизаветы Петровны с 1754 г. по 1762 г. Автор проекта - выдающийся архитектор эпохи барокко Бартоломео Франческо Растрелли.

Трехэтажное здание, занимающее целый квартал поражает грандиозностью масштаба и великолепием отделки. Разнообразие впечатлений, которые Зимний дворец производит с разных точек зрения рождено и различным композиционным решением фасадов, которые при общей симметрии отличаются ритмами архитектурных масс, и богатством пластического декора.


Работы по строительству Зимнего дворца были завершены после смерти Елизаветы Петровны. С 1762 г. до февраля 1917 г., когда в результате революционного переворота была свергнута правящая династия Романовых, дворец являлся официальной императорской резиденцией русских монархов.
С Зимним дворцом и его обитателями были связаны важнейшие события истории России, здесь протекала и частная жизнь русских монархов и членов их семей. Сохранившиеся дворцовые интерьеры, в которых ныне расположены коллекции музея Эрмитаж, имеют не только художественную, но и историческую ценность.

В здании Зимнего дворца, которое было построенно в 1711 году, работал Ян Антонин Мареш, который руководил роговым оркестром.



Ян Антонин Мареш (1719 - 1794) – чешский валторнист, виолончелист, композитор, поступил в оркестр русского дипломата графа М.П. Бестужева-Рюмина. Музыкальное образование Мареша, уроженца чешского городка Хотеборжа, началось в местном монастыре. Затем оно продолжилось в Дрездене а вслед за этим – под руководством виолончелиста-

иллюстрация № 8

виртуоза Чикка- в Берлине, где вскоре Мареш начал сам давать уроки музыки. Среди его учеников оказался сын графа Бестужева, который и уговорил своего учителя отправиться с ним в Россию.

Благодаря своим выдающимся музыкальным данным он был переведен на должность камер - музыканта в придворный оркестр, который находился тогда под опекой графа С.К. Нарышкина. Нарышкин был любителем охоты и держал свой оркестр «охотничьей музыки». Капельмейстером стался Ян Мареш и он обновил охотничий ансамбль и создал единый по тембру роговой оркестр. Звучание рогового оркестра, изобретенного Марешом, отличалось необыкновенной красотой.



иллюстрация № 9



Звучание рогов произвело на императрицу Елизавету настолько сильное впечатление, что она сразу приказала организовать оркестр при дворе. Роговая музыка быстро стала популярной. Ни одно значимое событие не проходило без их участия. Особенно сильное воздействие она производила на иностранных гостей. Эффект звучания рогового оркестра стали использовать для успешного ведения переговоров на государственном уровне. Каждый вельможа старался иметь свой роговой оркестр. Другой областью применения роговых оркестров являлись «Невские серенады», устраивавшиеся на реке Неве и Фонтанке. Слушателей поражало звучание, а профессионалам было непонятно, как музыканты, каждый из которых играет только одну ноту, создают целостное музыкальное произведение. Мареш тоже создал для оркестра множество сочинений и транскрипций и разработал систему нотной записи. Огромная, напряженная работа не только в качестве руководителя сложнейшего оркестра, но и преподавателя игры на роге, пагубным образом оказалась на здоровье музыканта. Дважды был разбить параличом и у него отнялись язык и правая рука. Он прожил еще пять лет и умер 5 мая 1794 года.

иллюстрация № 10



Ссылки:

  • www.rusarh.ru/zimnyi

  • www.museum.ru/

  • www.hermitagemuseum.org

  • www.horncapella.ru


5.3. ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР


190000, Санкт-Петербург,

Исаакиевская пл., д.4

Телефон: 314-21-68

авт. 22, 27,3; троллейбусы: 5,22

маршрутные такси: 180, 190

www.museum. ru

смотри карта № 3

иллюстрация № 11


Исаакиевский собор — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга, один из крупнейших соборов Европы, уникальный памятник архитектуры и искусства, строившийся свыше 40 лет. Этот собор назван в честь Исаакия Далматского, святого Петра I (император родился в день памяти святого 30 мая по с. с.). Собор построен в 18181858 гг. по проекту архитектора Огюста Монферрана. Строительство лично курировал император Николай I. Открытие состоялось только 30 мая (11 июня) 1858 года, собор был освящен как кафедральный. Собор является одним из символов Петербурга. Его громадный ярко вызолоченный купол светится издали, возвышаясь над всеми зданиями города. Высота собора – 101,5 м, длина 111 м, ширина 97,6 м, площадь 3250 кв. м. Над крышей возвышается облицованное мрамором основание башни главного купола, а над ним – колонада из 24 колонн. Внутри храм имеет форму прямоугольника. Пол выложен из русского серого гранита, стены и колонны облицованы разноцветным русским, итальянским и французским мрамором. Богатейшая настенная живопись воспроизводит главнейшие библейские события от сотворения мира. Картины написанны выдающимися русскими художниками – напр. Брюллов, Бруни, Басина. В мае 1922 г. по решению советского правительства из собора были изъяты 48 кг золота, 2,2 т серебра и свыше 800 драгоценных камней для закупки хлеба голодающим. Во время войны купола собора были с целью маскировки закрашены. В подвалах были укрыты художественные сокровища из музеев пригородов Ленинграда. К счастью, вражеские бомбы и снаряды миновали храм, но на колонаде с западной стороны остались следы от осколков одного из снарядов. В настоящее время собор является государственным музеем-памятником. В нем развернута экспозиция, рассказывающая об истории постройки собора. После осмотра собора стоит подняться на колоннаду, откуда открывается великолепный вид на город. По крупнейшим христианским праздникам (Рождество Христово, Пасха и др.) в соборе отправляется богослужение.

Этот храм посетил несколько раз один из выдающихся чешских музыкантов Леош Яначек.






Леош Яначек ( 1854- 1928)- один из наиболее известных представителей чешской музыки, родился в 1854 году в Гуквальдах. Отец его происходил из учительской семьи, мать - из семьи ткачей. Семья Яначека жила в бедности, так как у отца Яначека, провинциального учителя, было четырнадцать детей. С одиннадцати лет мальчик начинает

иллюстрация № 12 зарабатывать на хлеб, поступив в хор одной из церквей города Брно. Затем он работает помощником учителя, органистом, а позднее учителем. Учебу Яначек продолжает в Лейпциге и Вене.

К этому времени, около 1880 года, он уже известен своими хоровыми произведениями, сочинениями для струнных оркестров, скрипичными и фортепьянными сонатами, а также песнями. Яначек пишет теоретические статьи, редактирует сборники моравских народных песен. Творческая деятельность Яначека разверстывается в полную силу в начале 1900-х годов, когда ставится его опера "Енуфа" ("Ее падчерица"), успех которой вдохновляет композитора на дальнейшее творчество. Значительный интерес представляют оперы Яначека "Начало романа" (написана еще до "Ее падчерицы"), а также "Судьба".

Появляется его песенный цикл "Дневник пропавшего", исполняется оркестровая рапсодия "Тарас Бульба", с огромным успехом ставятся оперы "Катя Кабанова" и "Лисичка-плутовка". К числу выдающихся произведений композитора принадлежат также кантата "Амарус", фортепьянный цикл "По мшистой тропинке", симфоническая поэма "Бланикская баллада", первый струнный квартет, написанный под влиянием "Крейцеровой сонаты" Толстого, квинтет "Юность" для духовых инструментов, симфониетта и несколько квартетов. Последняя опера Яначека "Из мертвого дома" написана на тему "Записок из мертвого дома" Достоевского. Л. Яначек тоже изучал русский язык, русскую музыку, литературу и следствием этой его увлечености явились сочиненные им оркестровые произведения на сюжеты русской классической литературы – Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского.

Он три раза посетил российскую столицу и каждый раз присутствовал на богослужениях в Исаакиевском соборе и других храмах. Он любил церковное пение и для Яначека (как для музыканта) было наслаждением слушать их. Завершив посещение российской столицы, Яначек стал одним из организаторов в Брно «Русского кружка». Участие в нем приняла дочь композитора Ольга, начинающая переводчица русской литературы. Она отправилась в Санкт- Петербург, чтобы продолжить свое образование. В третий раз Яначек приезжает в Петербург, когда Ольгу внезапно постигла неизлечимая болезнь. Совсем еще молодой девушкой она скончалась год спустя. Памяти горячо любимой дочери Яначек посвятит «Элегию для солиста» и хора в сопровождении фортепиано, сочиненную на русский текст. Элегия стала символом общей для него и дочери любви к России.

Искусство Яначека на закате его жизни встречает всеобщее признание в Германии, Англии и Америке. Он преподает в пражской консерватории и получает много наград.


Ссылки:

  • www.cathedral.ru

  • www.museum.ru

  • www.belcanto.ru


5.4. БОЛЬШОЙ КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ "ОКТЯБРЬСКИЙ"


Санкт-Петербург,

Лиговский пр., 6,
ст. метро "Площадь Восстания".

телефон: 275-12-73



www.bkz.sp.ru

смотри карта № 4



иллюстрация № 13

Торжественное открытие Большого концертного зала "Октябрьский" состоялось осенью 1967 года. 25 октября прошел первый концерт для строителей БКЗ "Октябрьский". Главный концертный зал так и был назван - Большой концертный зал "Октябрьский". Это сверкающее здание из стекла и солнечного сааремского доломита вырос в центре города недалеко от площади Восстания между Лиговским и Греческим проспектами.    Его строгий современный облик удивительно гармонично вписался в классический ансамбль старинного Петербурга. Зал, построенный по проекту группы архитекторов, возглавляемой А.В.Жуком, изначально создавался как аналог Кремлевского дворца съездов и предназначался для проведения торжественных заседаний, городских мероприятий и кинопросмотров.

Но с момента открытия в БКЗ сложился замечательный творческий коллектив, превративший "Октябрьский" в подлинный культурный центр. За эти годы БКЗ "Октябрьский" стал любимым местом отдыха петербуржцев и гостей Северной столицы, родным домом для многих замечательных артистов.

иллюстрация № 14

Этот концертный зал очень популарен потому, что здесь выступают не только русские знаменитые артисты, но часто здесь проходят концерты зарубежнных звезд. Из чешских артистов здесь выступали например Карел Готт или Гелена Вондрачкова.



Карел Готт родился в городе Плзень, Чехословакия. Начинал учиться в ПТУ компании «ЧКД» на электромонтера, затем окончил музыкальное училище в Праге. Его музыкальная карьера изначально состоялась в качестве джазового певца в оркестре Карла Краугартнера,

в то же время играя в пражских театрах «Семафор» и «Аполло».

иллюстрация № 15

Впервые он появился в России в 1962 году и с тех пор гастролировал очень много, неизменно встречая самый теплый прием. Он был своеобразной визитной карточкой своей страны, главным эстрадным певцом Чехословакии, поэтому еще при социализме был удивительно богатым человеком. опояон

Карелу Готту от природы достался удивительно красивый, гибкий и подвижный голос. Но с самой ранней юности певцу больше нравилась та музыка, в которой голосовые связки не имеют принципиального значения - рок-н-ролл и джаз. На первых своих синглах он подражал Элвису Пресли. А в Советский Союз впервые приехал с джаз-оркестром Карла Краутгартнера.

Но постепенно лирические серенады, например, его собственная баллада «Там, куда ветер ходит спать», и веселые песенки вроде «Леди Карнавал» заняли весь его репертуар. Готт сделал популярными в Восточной Европе многие западные хиты, такие, как бессмертная индейская песня «El Condor Pasa».

В 60 – 80 - е годы Карел Готт был, без преувеличения, любимцем советской публики. Он часто приезжал в Москву, нередко гастролировал в отдаленных регионах СССР. Если бы в то время существовали фан-клубы, готтовский был бы одним из самых активных и многочисленных. Особый восторг вызывало исполнение чешским певцом старинных русских романсов и лирических песен: «Я вас любил» , «Ах ты, душечка», «Я встретил вас», «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат» и многих других, которые он пел на русском языке.

С 1970 по 1990 гг. Карел выступал с оркестром Ладислава Штайдла, а сейчас имеет собственную музыкальную группу «Карел Готт Банд» (КГБ). За свою творческую жизнь певец записал 150 альбомов, 180 синглов, снялся в 13 фильмах. В общей сложности было продано свыше 30 миллионов пластинок певца, что, несомненно, для постсоветского пространства - феномен.

После «бархатной революции» наступила некоторая реакция, билеты на его концерты стали раскупаться гораздо хуже, в прессе появились обвинения в том, что Готт поддерживал коммунистов, несмотря даже на то, что народный артист Чехословакии никогда не состоял в коммунистической партии. В Россию Готта не приглашали больше десяти лет.

Впрочем, этот период быстро прошел, а главное, как раз тогда Готт начал пользоваться необычной популярностью в Западной Европе, с настоящей славой и настоящими деньгами, появлениями на телевидении и т. п.

Сегодня Карел Готт - самый популярный и один из самых богатых людей в Чехии. Готт лидирует в большинстве чешских хит-парадов и в течение уже 30 лет становится первым лауреатом в конкурсе «Золотой соловей».

Единственный недостаток, который отмечают в Готте музыкальные критики, он абсолютно не умеет танцевать.



иллюстрация № 16 иллюстрация № 17 иллюстрация № 18



Гелена Вондрачкова (1947) родилась в Праге. С малых лет училась играть на фортепиано и занималась разными видами спорта. 27 апреля 1964 победила в музыкальном конкурсе «Ищем новые таланты» с песней Д. Гершвина The Man I Love («Человек, которого люблю»). 9 июня 1965 сдала выпускные экзамены в хрудимской гимназии и в сентябре поступила в театр «Рококо» и

иллюстрация № 19 получила первого «Золотого соловья» в категории певиц.

В последующие годы занимать первые места ей не давал Карел Готт. Но вторые и третьи места этого конкурса не сделали ее певицей второго плана. Она одна из немногих чешских звезд, которая может похвалиться успехом за пределами своей страны. Среди ее трофеев награды музыкальных фестивалей в Токио, Рио-де-Жанейро, Сопоте, Стамбуле, Белграде. Она гастролировала по Японии, Южной Америке, Канаде и Европе. А главным ее успехом стали роли в мюзиклах “Безумно грустная принцесса” и “Les Miserables”.

Cсылки:


  • www.bkz.sp.ru

  • www.karelgott.net

  • www.vondrackova.net

т училась играть на фортепиано и занималась разными видами спор\\\\\та

6.Чешские театральные деятели, писатели, художники


Петр Великий, помышляя о создании отечественного столичного театра, наказал своему российскому послу в Вене П.И. Ягужинскому ангажировать труппу из 12 артистов, среди которых было бы не меньше восьми чехов. Государь, конечно же рассчитывал на их помощь в деле основания русского тетра.

Исход XVIII века ознаменовался для петербуржцев гастролями пражских лицедеев, в их числе была известная трагедийная актриса Э. Тиллова-Щольцова. Несколько чешских драматических артистов состояли и в труппе импресарио Мире. Петербургские спектакли этой труппы снискали ей благорасположение императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I.


6.1. ОСВОБОЖДЕННЫЙ ТЕАТР В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Дальнейшие связи в области драматического театра падают на конец XIX века. Зимой 1955 года в Ленинград приехали Йиржи Трнка(1912-1969), чешский график, живописец, иллюстратор, режиссер мультипликационных и кукольных фильмов; Ян Верих (1905-1980), один из двух руководителей, драматургов и артистов Освобожденного театра в Праге (1926-1938), театра комедийного, сатирического, прогрессивного, ставшего легендой в чешской культуре. Вторым руководителем этого театра являлся Йиржи Восковец (1905-1981). Верих с Восковцем были не только театральными, но и кинопартнерами, а также соавторами сыгранных ими пьес, сценариев, песен, исполпяемых на музыку выдающегося чешского композитора Ярослава Ежека (1906-1942), которые подхватывала вся Чехословацкая республика. Актеры освобожденного театра несколько раз гастролировали в различных театрах Санкт-Петербурга.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

  • Vedoucí diplomové práce Diplomant
  • Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой е е гранит...
  • Эдуард Францевич Направник.
  • Эдуард Францевич Направник (1839-1916)
  • Осипа Палечека
  • 5.3. ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР
  • 5.4. БОЛЬШОЙ КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ "ОКТЯБРЬСКИЙ"
  • Карел Готт или Гелена Вондрачкова.
  • 6.1. ОСВОБОЖДЕННЫЙ ТЕАТР В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
  • Йиржи Восковец (1905-1981)
  • Ярослава Ежека (1906-1942)