К. К. Колин духовная культура общества как стратегический фактор обеспечения национальной и международной безопасности

Главная страница
Контакты

    Главная страница


К. К. Колин духовная культура общества как стратегический фактор обеспечения национальной и международной безопасности

Скачать 396,97 Kb.


страница1/3
Дата10.09.2017
Размер396,97 Kb.

Скачать 396,97 Kb.

  1   2   3


К.К. Колин
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА

КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ

НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Проводится анализ состояния и основных тенденций в сфере духовной культуры современного общества, которая рассматривается как стратегический фактор обеспечения национальной и международной безопасности. Показаны основные угрозы для национальной безопасности России в сфере духовной культуры и необходимость проведения новой государственной политики в этой сфере для обеспечения национального единства страны в процессе ее системной модернизации.

Ключевые слова: духовная культура, нравственные ценности, национальное единство, национальная безопасность, международная безопасность.

The analysis of the status and major trends in the field of spiritual culture of modern society, which is regarded as a strategic factor in ensuring national and international security. The basic threat to the national security of Russia in the sphere of spiritual culture and the need for new public policy in this area to ensure national unity in the process of upgrading its system.

Keywords: spiritual culture, moral values, national unity, national security, international security.

Актуальность проблемы

Анализ событий, которые в последние годы происходят на международной арене, а также в социально-экономической и внутриполитической жизни многих стран мирового сообщества, свидетельствует о том, что сегодня на первый план все больше выдвигаются проблемы обеспечения национальной и коллективной международной безопасности. Несмотря на очевидные успехи в развитии экономики и впечатляющие технологические достижения, окружающий нас мир становится для человека и общества все более опасным. Возможно, именно слишком быстрое технологическое развитие человечества и делает мировое сообщество гораздо более неустойчивым организмом, чем это было ранее в 20-м веке. По крайней мере, именно такую точку зрения высказал Генеральный директор ЮНЕСКО Коишира Мацуура в своем Предисловии к монографии «Ключи от 21 века» [1].

В последние годы в научной печати появляется все больше публикаций, содержание которых свидетельствует о том, что проблемы дальнейшего безопасного и устойчивого развития цивилизации самым тесным образом связаны с состоянием духовной культуры общества, ее ценностным ориентирами и приоритетами. По оценкам многих специалистов, духовная культура современного общества находится в состоянии глубокого кризиса, и именно этот кризис является главной причиной основных глобальных проблем современности, дальнейшее развитие которых представляет собой реальную угрозу для дальнейшего существования и развития цивилизации [9-15].

Так, например, «драматической ситуацией» было названо современное состояние духовной культуры мирового сообщества в Послании Папы Римского Иоанна Павла Второго по случаю Всемирного дня мира [2]. Это Послание было опубликовано в начале 2005 года, незадолго до смерти Понтифика и поэтому может рассматриваться как его предсмертное обращение к мировой общественности. В Послании отмечается «впечатляющее распространение многообразных социальных и политических проявлений зла, насильственных братоубийственных столкновений», а также возрастание несправедливости, нищеты и социального неравенства в современном обществе. Все эти негативные явления, к сожалению, продолжают нарастать.

Глубокий анализ этих и других проблем современности, а также их взаимосвязи с проблемами национальной и международной безопасности содержится в специальном докладе «Более безопасный мир: наша общая ответственность», который был представлен Генеральному секретарю ООН в декабре 2004 года [3]. Этот доклад был подготовлен специально сформированной ООН Группой высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам, в состав которой от Российской Федерации входил академик Е.М. Примаков.

Основной вывод Доклада состоит в том, что сегодня необходим принципиально новый, существенно более широкий подход к проблемам обеспечения национальной и международной безопасности и, в первую очередь, осознание комплексного характера этих проблем, их глобальности и взаимосвязанности. В связи с этим основное внимание при формировании новых принципов обеспечения национальной и международной безопасности в 21-м веке должно быть уделено именно гуманитарным аспектам рассматриваемой проблемы.

Этот доклад был рассмотрен на специальной сессии ООН в марте 2005 года, когда отмечалось 60-летие со дня образования ООН. Предполагалось, что он станет концептуальной основой для существенной модернизации структуры и всей дальнейшей деятельности этой важнейшей международной организации. К сожалению, эти планы не осуществились в результате резко отрицательной позиции по отношению к предлагаемой новой концепции деятельности ООН, которую заняли представители США. Однако проблема от этого не исчезла, а продолжает оставаться актуальной.

Повышение внимания к гуманитарным аспектам проблем национальной и международной безопасности можно сегодня объяснить следующими двумя основными причинами. Первая из них состоит в том, что в последние годы все больше начинает осознаваться тот факт, что именно человек является главным компонентом богатства любой страны. Отсюда следует, что защита именно его жизненно важных интересов и ценностей и должна стать главной задачей системы национальной и международной безопасности. Ранее в качестве такой задачи рассматривалась, главным образом, лишь защита жизненно важных интересов государства. При этом необходимо напомнить, что в уже самом начале текста Устава ООН говорится, что эта организация создана для того, чтобы «вновь утвердить веру в основные права человека», а также «содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе». Однако история показала, что в реальной практике эти задачи были постепенно отодвинуты на второй план и заслонены проблемами геополитического характера.

Таким образом, сегодня мы вновь обращаемся к личности человека, к проблемам защиты его прав и достоинства. Именно в этом и заключается тот новый подход к проблемам национальной и международной безопасности, который предлагается положить в основу дальнейшей деятельности ООН и стратегии обеспечения национальной безопасности суверенных государств в 21-м веке.

Вторая причина повышения интереса к гуманитарным аспектам рассматриваемой проблемы состоит в том, что именно в результате деятельности человека и возникают все те основные угрозы, которым должны противостоять системы международной и национальной безопасности. Иначе говоря, все те беды и несчастья, которые сегодня переживает человечество, в своем подавляющем большинстве являются результатами деятельности самих людей, как наших современников, так и минувших поколений. Даже у многих участившихся сегодня природных катаклизмов ученые видят техногенную первопричину. Ярким свидетельством этого являются последствия глобального изменения климата нашей планеты, которые мы все сегодня наблюдаем и которые, по имеющимся прогнозам, в ближайшие десятилетия будут только усиливаться.

В упомянутом выше Послании Папы Римского указано, что зло никогда не бывает безликим. Оно всегда является результатом свободного выбора конкретных людей, которые и должны нести ответственность за этот выбор перед Богом, другими людьми и своей совестью. Именно поэтому проблемы обеспечения национальной и международной безопасности принципиально не могут быть эффективно решены без решения соответствующих этических проблем в человеческом сообществе, в том числе – проблем справедливого распределения природных благ нашей планеты, а также тех новых благ, которые сегодня порождаются научными знаниями и технологическим прогрессом. Эти проблемы являются исключительно актуальными и для современной России. От того, как они будут решены, сегодня в значительной степени зависит социальная стабильность российского общества, уровень и качество жизни ее народа, а также национальная безопасность нашей страны.

Таким образом, ключ к решению проблем национальной и международной безопасности сегодня следует искать не в экономике или геополитике, а в гуманитарной сфере общества, в решении проблем нравственности и духовной культуры.



Духовная культура в обеспечении

национальной безопасности России

Президент России Указом от 12 мая 2009 г. № 537 утвердил Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [4]. Она представляет собою официально признанную систему стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.

В тексте Стратегии отмечается, что условия глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений формируют новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, и в этих условиях Россия переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности. Главными отличительными чертами этой политики являются комплексный подход к проблеме национальной безопасности и ее обеспечение, главным образом, путем реализации новой стратегии развития страны, основанной на ее системной модернизации. Поэтому концептуальные положения в области обеспечения национальной безопасности базируются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [5].

В то же время многие актуальные проблемы социально-экономического развития нашей страны обусловлены не только состоянием ее промышленности, транспорта, информационной инфраструктуры, но, главным образом, гуманитарными факторами, в числе которых наиболее важными являются духовная культура общества и национальное единство страны. Именно эти факторы и являются в современных условиях определяющими как для успешного социально-экономического развития России, так и для противодействия внутренним и внешним угрозам национальной безопасности.

Таким образом, духовная культура, способствуя ценностному пониманию, осмыслению и осознанию бытия в его единстве и взаимозависимости, существенным образом влияет на состояние национальной безопасности. Ведь именно культурные универсалии являются устойчивыми детерминантами общественного сознания. Система ценностно-смысловых оснований и нравственных норм определяет поведение отдельных индивидов и групп населения в современном обществе.

Модернизация России и проблемы духовной культуры
Основные цели, задачи и направления модернизации нашей страны на ближайший период определены в Послании Президента России Д.А. Медведева к Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 октября 2009 года [6]. В этом Послании изложены первоочередные задачи реализации новой политической стратегии развития России, основанной на принципах ее системной модернизации. Эти принципы были обнародованы в известной статье Д.А. Медведева «Россия, вперед!», которая стала предметом широкого общественного обсуждения в процессе подготовки текста Послания Президента к Федеральному Собранию Российской Федерации.

В Послании показано, что системная модернизация России, результатом которой должны стать существенное повышение качества жизни населения и обретение нашей страной статуса мировой державы, самым тесным образом связана с необходимостью решения ряда задач, напрямую относящихся к сфере духовной культуры. В числе таких задач Президентом России в данном Послании были названы следующие:



  • Закрепление в национальной культуре нравственных установок и моделей поведения, которые предопределяют успешное развитие личности и нации в целом;

  • Сбережение единого культурного пространства страны во всем его многообразии;

  • Сохранение богатых национальных традиций народов России, а также традиций и наследия нашей культуры;

  • Развитие и совершенствование программ обучения русскому языку;

  • Воспитание молодежи в духе интеллектуальной свободы и гражданской ответственности;

  • Воспитание в гражданах нетерпимости к любым формам проявления коррупции;

  • Рост гражданского самосознания и развитие институтов гражданского общества.

Конечно же, это далеко не полный перечень тех задач, которые предстоит решить в сфере духовной культуры России для того, чтобы наша страна стала, по определению Д.А. Медведева, «обществом умных, свободных и ответственных людей». Однако из содержания приведенных выше задач очевидно, что для обеспечения практической реализации объявленной Президентом России новой государственной политики системной модернизации страны необходимо адекватным образом изменить государственную политику в сфере духовной культуры. Ниже будет показано, что здесь требуется комплексный, системный подход, а также настойчивые скоординированные действия не только различных федеральных и региональных органов государственной власти, но также и организаций сферы образования, бизнеса, массовой информации, культуры и искусства, общественных организаций, входящих в состав формирующегося в России гражданского общества.

По существу, речь идет о необходимости разработки и реализации в период 2010-2020 годов Федеральной целевой программы «Духовная культура России». Необходимость этой Программы обусловлена тем, что в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года проблемы духовной культуры практически не рассматриваются. Анализ содержания этой Концепции показал, что духовная культура России, как фактор ее социально-экономического развития, в этом документе вообще не учитывается. В то же время, анализ приведенного выше перечня задач в сфере духовной культуры, а также материалов публикаций по этой проблеме, свидетельствует о том, что у многих отечественных ученых и специалистов, принципиально иная точка зрения на роль духовно-нравственных факторов в процессе системной модернизации страны. Они придают этим факторам первостепенное значение и считают их определяющими [9-15]. Именно поэтому и представляется необходимым более подробно проанализировать современное состояние духовной культуры России, а также имеющиеся здесь основные тенденции и процессы, которые являются угрозами для национальной безопасности.

Только на этой основе могут быть определены направления государственной политики России в сфере духовной культуры на период до 2020 года.
Духовная культура современной России

Культура представляет собой сложное общественное явление системного характера. Поэтому понятие «культура» в настоящее время имеет много различных определений. В самом общем смысле под культурой ученые-обществоведы понимают все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также результаты этой деятельности, обеспечивающие воспроизводство и изменение социальной жизни.

В структуре сущности человеческого бытия и человеческой деятельности лежат духовные ценности – приоритеты, определяющие смысл жизни человека.

Если в сфере материальной культуры создаются материальные ценности общества, его материальное богатство – весь вещный мир, то духовная культура включает в себя все виды преобразовательной деятельности человека и общества в духовной сфере, а также результаты этой деятельности. Важными результатами здесь являются духовные ценности – сложнейшая, исторически обусловленная совокупность знаний, мировоззренческих идей, религиозных и этических учений, норм, моделей и образцов поведения и взаимодействия людей в обществе, культурных традиций, характерных для определенных видов человеческих сообществ, а также для человечества в целом.

Значимую часть духовной культуры составляют результаты духовного творчества: произведения разных видов искусства (музыки, живописи, поэзии, кинематографа и т.д.), литературные произведения, результаты наиболее важных научных открытий и исследований и др. К сфере духовной культуры относятся также религиозные учения и ценности.

В рамках настоящей работы представляется целесообразным использовать более узкую трактовку понятий духовной культуры и духовных ценностей, которая, тем не менее, позволяет выявить ее связи с проблемами национального единства российского народа и обеспечения национальной безопасности России на этапе ее системной модернизации. Поэтому под духовной культурой мы будем в дальнейшем понимать совокупность тех компонентов культуры, которые являются существенными для формирования этических принципов поведения людей в обществе, на основе которых строится их отношение к окружающему миру, другим людям и к самим себе. К таким принципам мы будем относить представления человека о смысле жизни, добре и зле, человеческом достоинстве, чести и совести, долге и ответственности.

Нисколько не умаляя значения в жизни российского общества других компонентов духовной культуры (эстетической, научной, деловой, экологической и др.), мы далее сосредоточим свое внимание лишь на тех ее компонентах и факторах, которые являются сегодня наиболее актуальными и существенными для решения стратегически важных проблем национального единства и национальной безопасности России. Такими факторами являются духовные ценности. Их сущность и специфика в российской культуре требуют более детального анализа, который проводится ниже.
Духовные ценности российской культуры

Духовная ценность определяет то, что наиболее значимо для человека, что ему особенно важно и дорого, на что он ориентируется в своей практической деятельности. В структуре духовных ценностей современного общества можно выделить следующие основные смысловые группы:



  1. Жизненные ценности: счастье и несчастье, отношения к семье, родителям и детям, своему здоровью.

  2. Мировоззренческие ценности: представления о цели и смысле жизни, вера в Бога, совесть, достоинство.

  3. Демократические ценности. Здесь наиболее значимыми являются права человека, свобода слова, совести, а также деловой, общественной и политической деятельности.

  4. Общественные ценности: патриотизм, чувство долга, социальная справедливость, национальные традиции, общественное признание, положение в обществе, почести и слава.

  5. Корпоративные ценности: коллективизм, умение «работать в команде», приверженность к данному коллективу, предприятию, корпорации, корпоративные традиции.

  6. Ценности межличностного общения: любовь, дружба, честность, порядочность, доброта, доброжелательность, скромность, отзывчивость, сострадание к другим людям.

  7. Прагматические ценности: компетентность и профессионализм, личный успех, карьера, материальное благополучие, богатство.

  8. Эстетические ценности, представляющие собой нематериальные достижения отечественной и мировой культуры и искусства.


Каждое общество формирует свою систему духовных ценностей, которая соответствует идеалам и потребностям членов этого общества, а также характерным особенностям именно данного типа культуры. Стратегически важным достоянием российской культуры являются ее традиционные духовные ценности, которые сформировались на протяжении всей многолетней истории развития нашего государства и отражают главные отличительные черты и особенности России как единой нации. Исследования показывают, что в числе характерных для традиционной культуры России духовных ценностей наиболее значимыми и приоритетными являются следующие:

  1. Мировоззренческие ценности, наиболее важными среди которых являются представления о цели и смысле жизни, религиозная вера, совесть и достоинство.

  2. Общественные ценности, среди которых главными в России всегда считались патриотизм и гражданская ответственность за судьбу страны, служение Родине, чувство долга и общественное признание.

  3. Жизненные ценности, среди которых приоритетными являются отношение к родителям и детям, своей семье.

  4. Ценности межличностного общения, такие, как любовь, дружба, честность, порядочность, гостеприимство.

Что же касается других видов ценностей (демократических, корпоративных, прагматических и эстетических), то они в традиционной российской культуре всегда выступали на втором плане. Обусловлено это, главным образом, ценностными ориентирами православия, которое всегда играло и продолжает играть сегодня исключительно важную роль в российской культуре, так как является ее духовной первоосновой.
Современные тенденции в сфере духовной культуры России
В последние десятилетия в области духовной культуры российского общества наблюдается целый ряд весьма тревожных негативных тенденций, которые, по оценкам многих ученых, в своей совокупности следует квалифицировать как глубокий кризис, представляющий собою серьезную угрозу для обеспечения национальной безопасности России, социальной стабильности российского общества, дальнейшего культурного и социально-экономического развития нашей страны. В числе наиболее опасных из этих тенденций необходимо отметить следующие.

  1. Существенное снижение у значительной части населения значимости таких важных и характерных для российской культуры общественных ценностей, как патриотизм, гражданская ответственность за судьбу страны, чувства долга и обязанности служения своей Родине.

  2. Выдвижение на первый план и практическое доминирование в общественном сознании таких прагматических ценностей, как материальное благополучие и личное богатство, служебная и политическая карьера, а также слава и почести в сфере искусства.

  3. Снижение значимости у молодого поколения российских граждан семейных ценностей, уважения к родителям, желания создать прочную семью, рожать и воспитывать детей, помогать престарелым родственникам.

  4. Размывание мировоззренческих ценностей, утрата многими людьми цели и смысла жизни, веры в будущее, традиционных представлений о совести и личном достоинстве.

  5. Снижение общего уровня общественной нравственности и этических норм поведения человека в обществе, его отношения к другим людям и окружающей природе.

Основными результатами развития вышеуказанных негативных тенденций в сфере духовной культуры России сегодня являются:

  • Общественная апатия, копирование стиля и образа жизни, стереотипов и норм поведения и общения, не характерных для отечественной культуры, включая манеру одеваться, интенсивное и не имеющее достаточных оснований распространение иностранных терминов в деловом общении и повседневной речи, засилье рекламы импортных товаров;

  • Утрата многими гражданами России чувства гордости за свою страну и ее героическое прошлое, забвение многих важных событий в истории страны, ее национальных героев и культурных традиций;

  • Беспрецедентное в истории России развитие коррупции и преступности, в том числе – организованной преступности, бандитизма, рэкета, различных видов мошенничества, экономических преступлений;

  • Недопустимо высокий уровень социального расслоения российского общества.

  • Развитие массового алкоголизма, который уже стал настоящим бедствием для России и реально угрожает вырождением генофонда нации;

  • Неудовлетворительное состояние физического здоровья граждан России, а также малая средняя продолжительность жизни, которая является самой низкой в Европе;

  • Развитие в молодежной среде эгоизма, инфантильности, неуважительного отношения к труду и своему гражданскому долгу, к старшему поколению, распространение алкоголизма, наркомании, курения табака, сквернословия;

  • Рост количества разводов, неблагополучных семей, детской беспризорности;

  • Снижение престижа России за рубежом как страны высокой культуры, образованности и социальной справедливости.

В самые последние годы в области духовной культуры России наблюдаются также и некоторые положительные тенденции. К их числу следует отнести повышение внимания

со стороны государственных и партийных лидеров, представителей интеллигенции к проблемам повышения национального единства России, состояния ее духовной культуры и воспитания молодого поколения. Так, например, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года проблемы культуры выделены в качестве самостоятельного раздела, в котором рассматриваются наиболее важные угрозы и меры им противодействия.

Несомненный прогресс наблюдается и в вопросах взаимодействия органов государственной власти России с Русской православной церковью и другими основными традиционными для нашей страны конфессиями – исламом, буддизмом и иудаизмом. Это взаимодействие осуществляется как по вопросам внешней политики, так и в интересах достижения национального согласия внутри страны, повышения уровня нравственной культуры российского общества, в том числе - при решении задач воспитания молодого поколения российских граждан и воспитательной работы с заключенными.

Однако указанный прогресс не снижает остроты перечисленных выше актуальных проблем в сфере духовной культуры России, современное состояние которой и наблюдающиеся в ней тенденции вызывают вполне обоснованную тревогу за будущее нашей страны. Поэтому проблемы духовной культуры в последние годы все чаще рассматриваются научными и общественными организациями России на семинарах и конференциях, а также поднимаются в научных публикациях [19-21]. Все это свидетельствует о том, что актуальность этих проблем начинает все больше осознаваться российским обществом, которое пытается найти пути их решения. И это необходимо учитывать при формировании государственной культурной политики России.


  1   2   3

  • Ключевые слова
  • Keywords
  • Духовная культура в обеспечении национальной безопасности России
  • Модернизация России и проблемы духовной культуры
  • Духовная культура современной России
  • Духовные ценности российской культуры
  • Современные тенденции в сфере духовной культуры России