«Жемчужина Верхней Вычегды – Помоздино» / Край, где мы живем/ Черпаем мудрость из прошлого… «Кто не помнит прошлое, тот не поймет настоящее, и у того нет будущего »

Главная страница
Контакты

    Главная страница


«Жемчужина Верхней Вычегды – Помоздино» / Край, где мы живем/ Черпаем мудрость из прошлого… «Кто не помнит прошлое, тот не поймет настоящее, и у того нет будущего »

Скачать 188,36 Kb.


Дата19.08.2017
Размер188,36 Kb.

Скачать 188,36 Kb.

«Жемчужина Верхней

Вычегды – Помоздино»

/ Край, где мы живем/



Черпаем мудрость из прошлого…
«Кто не помнит прошлое, тот не поймет настоящее, и у того нет будущего...» Хорошие слова. Правильные. Мы все черпаем мудрость из прошлого. Значит, - из истории. В первую очередь – из истории своей малой родины. Настоящий патриот – не тот, кто «бряцает» оружием и кричит на каждом углу, что «готов жизнь отдать за Родину». Настоящий патриот – тот, кто любит свою Родину. Молча. Но искренне. «Где родился, там и сгодился…»

Я хочу рассказать о своём селе, где родилась и выросла. О замечательном месте на карте нашей республики. О его добрых , самобытных людях. И имя этому селу – Помоздино. Не зря его кое-кто называет «жемчужиной Верхней Вычегды». Здесь ещё «пахнет» некой патриархальностью, «пахнет» старинным укладом коми народа. Хотя жизнь не стоит на месте. Она стремительно меняется. Поэтому иногда с грустью думается: а не потеряем ли мы свою самобытность, не оборвем ли нити истории ? Всё зависит только от нас с вами. Осмотритесь вокруг, и оцените красоту окружающего вас мира ! Пусть человеческая жизнь нелегка, но мир – удивителен. Потому что он был создан ещё до нас. Там находится и наш «маленький уютный мирок», - наша малая родина. Место, где всё так знакомо. Место, где всё так уютно. У каждого из нас есть «этот мирок». Но не каждый из нас досконально знает его. Кому-то «свой уголок» неинтересен. Мне жаль его. И мой рассказ – не для него. Мои мысли – для тех, кого до сих пор держат нити своей малой родины, кто до сих пор , хотя бы иногда, вспоминает слова из песни «С чего начинается Родина ?».

Мой разговор – для мудрых людей. Надеюсь, их по-прежнему большинство…

1. Из истории села .

Мы все сопричастны к истории. Мы просто обязаны чтить прошлое, в то же время понимая и осознавая, что в истории бывают светлые и мрачные стороны. Я горжусь, что живу в старинном селе Помоздино. И это не пустые слова. И я не одинока в своих взглядах. Большинство детей с рождения впитывают в себя чувство «помоздинца» , испытывают гордость за свою малую родину. Хотя скажем честно :мы не всегда и не до конца знаем наше прошлое, нашу историю. Пора бы обратиться к своим корням. Без прошлого нет будущего. А я хочу иметь светлое будущее. Очень хочу. И другие хотят. Мне кажется, мы заслужили это. Мы в ответе перед нашими старшими поколениями. И – перед будущими. С чего же ты начинаешься, моя малая Родина ? Кое-что о тебе я знаю. Глубока история села Помоздино. Достоверно известно, что уже в эпоху неолита /2 тыс. лет до н.э./ на крутом берегу Вычегды цивилизованно проживали люди. Какого племени-роду ? Сложный вопрос. Но большинство ученых предполагают, что это были ветви прафинских племён. Авторитетный российский академик Борис Александрович Рыбаков был убеждён, что ещё в 12 веке на Верхней Вычегде, в устье реки Помос, существовал погост Помоздин / на месте современного села Помоздино/. Академик относит его к новгородским торговым факториям в Вычегодском крае , служившими пунктами сбора дани с местного населения. Вдумайтесь, друзья ! Ещё Москвы как крупного населенного пункта не было, а здесь уже существовал погост, то есть относительно крупное поселение. Такова наша славная история. И её не переиначить ! Немножко позднее усть-вымские монахи красивую местность возле речки Помос называли «кафедраилом», то есть крайней точкой влияния, оплотом христианства на Верхней Вычегде. Говорят, это место «орошено святой кровью». Из некоторых источников известно, что в 1454 году здесь был умервщлён владыка Пермский, епископ и архимандрит Питирим. Со своими единомышленниками святой отец отправился через Помоздино на христианизацию Чердыни, но случилось так, что именно в это время на Чердынь совершили набег воинствующие язычники - вогулы. Святейшему Питириму и его людям пришлось спешно повернуть назад. Однако язычники догнали их в Помоздино, и здесь умертвили. С тех пор священники это место называли святым. А помоздинцы потихоньку приняли христианство.

Из новой истории достоверно известно, что в 1660 -70 годах сюда пришли охотничьи семьи Игнатовых и Кармановых из Немдина и Мыёлдина / эти населенные пункты расположены на 100 -150 км. ниже по течении Вычегды/. Именно эти люди обосновали новое Помоздино. А вот ранее проживающая здесь «чудь», а затем и вогулы, исчезли. Остались только географические названия : Чудъю, Чудъювад, Чудьдин и т.д. И некоторые мансийские фамилии, например, - Жагнуровы.

Наиболее распространенные фамилии в Помоздино – Игнатовы и Кармановы. По мнению краеведа- исследователя Михаила Дмитриевича Игнатова, даьние предки Игнатовых - выходцы из Греции. Они добрались сначала до Новгорода, а затем и на Верхнюю Вычегду.



2. Некоторые памятные даты .
1706 год. – местные построили первую деревянную действующую церковь во имя Николая Чудотворца.

1824 год.- в Помоздино закончено строительство Успенской каменной церкви.

1861 год. – Открытие первой церковно-приходской школы. Помоздинцы впервые посадили картошку.

1865 – 70 годы – Страшные неурожаи. Многие из Помоздино уехали на постоянное место жительства в Сибирь. И сегодня потомки тех людей живет в бескрайних лесах Сибири. Особенно много – в Алтайском крае и Омской области.

1908 год. – в Помоздинской волости проживало 4224 человек. Из них: 2113 мужчин и 2111 женщин. Всего было 596 хозяйств.

1909 год, 10 мая. – в Помоздино прибыл первый пароход «Любимец». Посмотреть на него вышло всё село и окрестные деревни.

1914 год, 1 августа. – Помоздинцы увидели, как над селом с грохотом пролетело огромное космическое тело, - болид. Жители в ужасе крестились и шептались, что будет большая беда. В этот день началась 1 Мировая война.

1931 – 32 г.г. – В Помоздино привели первых спецпереселенцев /большинство – немцы/. Началась «пугающая эра» ГУЛАГ-а.

1959 – 63 годы. – Был образован Помоздинский район. Самый благоприятный период развития Помоздинского куста.

3. Во имя Николая Чудотворца.



У истоков…
История села Помоздино начинается с истории первой действующей церкви. Потому что категорию «села», «погоста» населённый пункт получал с того момента, когда там появлялась действующая церковь, появлялся свой священник с приходом. А в деревнях строились часовни.

В 2006 году широко отпраздновали 300-летний юбилей со дня образования села Помоздино. Откуда такая дата ? Архивные записи показывают, что именно в 1706 году здесь была построена первая действующая церковь во имя Николая Чудотворца. Где она стояла, мы уже точно не сможем сказать. Вполне вероятно, что на месте нынешней Успенской церкви. По некоторым сведениям - на соседней возвышенности , что находится за нынешней центральной дорогой. Но факт остается фактом – церковь построили именно в 1706 году.

Кто его строил ? Кто приложил руку ? Кто проживал тогда в Помоздино ? Давайте обратимся к переписным книгам.

Итак: /дословно/.

/лист 521/. Сверх переписных книг 186-го / 1678/ году вновь построен починок Помосдинь на реке на Вычегде на устье реки Помоча, а ныне по наезду в том починке построена церковь во имя Николая Чюдотворца теплая деревянная со всякою церковною утварию.

А на погосте церковных причетников :

Во дворе: священник Сава Иванов, бездетен.

Во дворе: дьячек Ефрем Федоров сын Карманов двадцати лет, бездетен.

Во дворе: пономарь Григорий Петров сын Савастьянов двадцати лет, бездетен.

Во дворе : просвирня Зиновия Михайлова дочь.


А у переписи вышеписанной церкви священник Савва с причетники сказали : Церковь де святая во имя Николая Чюдотворца построена после переписных книг 186-го / 1678/ году в 706-м году, а церковь де святая, и всякая церковная утварь, и колокола - строение мирских приходских людей. А государева жалованья руги, денежного и хлебного ничего нет..И крестьянских, и бобыльских, и половничьих дворов, и пашенных земель, и сенных покосов, и лавок, и мельниц, и кузниц, и соляных варниц, и кожевных заводов, и рыбных ловель, и оброчных никаких земель за ними нет. А питаютца они от Церкви Божия мирских приходских людей подаянием.
А буде он, священник, сказал неправду, а причетники солгали или что утаили , и за то указал великий государь на нем, священнике, взять пеню, а причетникам учинить наказание.
К сим переписным книгам помоздинский поп Сава Иванов руку приложил.

К сим переписным книгам и сказке усть-помоздинский дьячек Ефрем Федоров сын Кармановых и вместо пономаря Григория Петрова сын Савасьянова да просвирни Зиновии Михайловы дочери по их велению руку приложил.

Не могли солгать государю и причетникам священник Савва Иванов и другие. И мы верим в них. Поэтому и утверждаем, что именно в 1706 году построили первую действующую церковь, во имя Николая Чудотворца.

В переписной книге сказано: «…церковь де святая, и святая церковная утварь, и колокола - строение мирских приходских людей».

Кто же эти люди , ставшие оплотом христианства на Верхней Вычегде ? Известно, что в конце 17 века , уже в новые времена, на устье речки Помос пришли на постоянное место жительства охотники их Усть-Нема и Мыёлдино, Игнатовы и Кармановы. В это же время из Вишеры через Лесную Чер и Воль прибывают братья Уляшовы.

Снова обратимся к архивам. Нам важно знать, кто проживал в Помоздино в то время.

Итак: / лист 522/.

А на погосте же:

Во дворе: крестьянин Еремий Наумов сын Игнатовых, семидесяти лет.

У него дети: Федот тридцати лет, Семен двадцати лет.

У Федота дети: Трофим семи лет, Тарас пяти лет.

А у переписи Еремий сказал: родом того погосту. А в государеву казну с двора своего и с пашенной земли и с сенных покосов платит в стрелецкие денги и в земскую избу, в ямскую гоньбу и во всякие подати по четыре рубли на год. А лавок, и мельниц, и кузниц, и соляных варниц, и кожевенных заводов, и рыбных ловель, и оброчных земель за ним нет.

А буде он сказал ложно или что утаил, и за то указал бы великий государь учинить ему наказанье и пожитки ево взять на себя, великого государя, а ево с женою и з детьми сослать в ссылку, куды великий государь укажет.

К сим переписным книгам и скаске усть-пожегодский поп Семион вместо Еремия Игнатовых по его велению руку приложил.


Идем дальше.
/Лист 522/.

Во дворе: крестьянин Григорий Федоров сын Кармановых сорока лет, бездетен.

У него братья родные: Никифор тридцати лет, Мокий двадцати пяти лет.

У Никифора сын Мелентий пяти лет.

У Мокия сын Арефа четырех лет.

А у переписи он сказал: родом с Еренского уезду Усть-Немского погосту. А в государеву казну с двора своего и с пашенной земли и с сенных покосов платит в стрелецкие денги и в земскую избу, в ямскую гоньбу и во всякие подати по семи Рублев за год. А лавок, и мельниц, и кузниц, и соляных варок, и кожевенных заводов, и рыбных ловель, и оброчных земель зан ним нет.

К сим перепискам и скаске усть-пожегодский поп Семион вместо Григория Кармановых по его велению руку приложил.
/Лист 523/.

Во дворе: крестьянин Артемон Наумов сын Игнатовых пятидесяти лет.

У него дети: Федор двадцати лет, Еупл / правильно – Евпл/ восемнадцати лет.

У Федора сын Нафантей пять лет.

А у переписи он сказал: родом того погосту. А восудареву казну с двора своего платит…4 рубли на год.
Во дворе: бобыль Симон Наумов сын Игнатовых сорока лет.

У него дети: Варламей двадцати пяти лет, Федот пятнадцати лет.

У Варламея сын Трофим двух лет.

А у переписи он сказал: родом Еренского уезду Усть-Немского погосту. А в государеву казну…и всякие подати по рублю по шестнадцати алтын по четыре денги на год.


Сверх переписных книг 186-го/ 1678/ году вновь построен Вольдин на реке Вычегде на устье речки Воль.

Во дворе: крестьянин Кипреян Анисимов сын Слобожанин….

----------------------------------------------------------------------------------

Именно эти люди построили в Помоздино первую церковь. Из архивов можно предположить, что Игнатовы пришли сюда раньше Кармановых. Жаль, что неизвестными остались проживающие здесь женщины. Перепись шла только «по мужским головам».

Простые люди. Крестьяне. Охотники. Они заложили основу христианства на Верхней Вычегде, с глубокой верой приняли православие. Что отнюдь не понравилось проживающим по соседству вогулам /манси/, - убежденным язычникам. По легенде, они пришли с большим отрядом на устье речки Помос, чтобы сжечь церковь. Помоздинцы их встретили с оружием и отогнали прочь. А в 1722 году последний манси Сёйлапов /проживал на месте нынешнего Ягкоджа/ продал свои лесные угодья мыелдинским охотникам, которые обосновали деревню Выльгорт.

Время идет. Уже нет людей, которые построили здесь первую церковь. Уже нет самой церкви. Но осталась память И - вера. Она живет и будет жить в молодых поколениях. Тех, чьи прадеды когда-то обосновали погост Помоздино.



4. Успенская церковь и служители…

Из статьи А.Панюкова : «От церкви – к церкви…»


« К 1886 году в Усть-Сысольском уезде открыты 45 церкви. На Верхней Вычегде открылись: в Усть-Неме – Спасская, в Мыелдино - Иоанна Предтечи, в Пожеге – Троицкая, в Усть_Куломе - Петра и Павла, в Деревянске - Рождества Христова, в Аныбе – Спасско-Преображенская, в Керчомье – Иоанна Предтечи и в Помоздино - Успенская…»
Наш разговор – о Помоздинской церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы.. Въезжая в Помоздино, каждый невольно бросает взгляд налево. Именно там, на возвышенности, и сегодня стоит колокольня Успенской церкви, когда-то очень красивой и величественной. Попробуем кратенько окунуться в историю этой церкви.

…Поначалу церковь хотели построить на правой возвышенности /относительно дороги/. По некоторым сведениям, именно там когда-то стояла более древняя , деревянная церковь во имя Николая Чудотворца. Однако левая возвышенность показалась людям выше, светлее, краше… Решили: построить именно здесь, посреди соснового бора.

В 1824 году работа в целом была закончена. И вот на Верхней Вычегде засияла новая церковь - Успенская.

Его строительство – это долгий и упорный труд. Сколько материала потребовалось ! Кирпичи делали сами селяне, возле местечка Ниа нöрыс /Помоздино/ и в Модлаполе. Соорудили специальные печи для обжига. Сделали формы. А позже готовые кирпичи возили на лошадях к стройке. При изготовлении кирпичей в глину добавляли сырые куриные яйца. Говорят, помоздинцы несколько лет не ели яйца, до последнего сдавали под строительство церкви. Очень помогали специалисты по кирпичным делам из Корткероса / приезжала целая бригада во главе с Казаковым/. Долгий труд…

И вот сама церковь построена. Осталось провести внутренние и внешние работы. И снова жители Помоздино и близлежащих деревень кинулись на помощь…

Внешние стены покрасили белой известью. В церковном дворе – большая яма. Здесь смешивали известь с водой.

Но самое главное, - внутреннее убранство церкви. На стенах и потолках написаны лики святых. Возле стен -ангелы / сделанные из дерева, покрытые медной краской/. Всё это сделано мастерами из Ульяновского монастыря.

Уютен церковный двор. Всё огорожено красивой стеной, сделанной из сплошной кирпичной кладки , укрытой листовым железом. Местами идут узорные ограды…

Справа от церкви- небольшое кладбище. Тут хоронили служителей церкви. Могилки укрыты каменными плитами, рядом посажены деревъя: лиственницы, березы, черемухи, кедры.

Входная площадка возле церкви и дорожки к входным оградам уложены кирпичем.

Один купол церкви – очень высокий. С верхней площадки можно увидеть не только близлежащие деревни, но и – дальние. И ещё увидишь бесконечные луга и леса. Дух захватывает !

На большом куполе - 4 колокола. Один – большой, остальные поменьше. Звон большого колокола слушали даже жители Бадьёльска , расположенного в 12 километрах от Помоздино.

Колокол звонил как в праздники, так и в беду / при пожарах и т.д./

Тогда люди бежали к церкви, спрашивали: что случилось ? Жительница Помоздино Вера Афанасьевна Попова вспоминала : «Утонуло однажды на Вычегде сразу много людей, и долго-долго звонил по ним колокол…»

Большой купол был покрыт листовым железом, поэтому ярко сиял при солнечном свете. А главный крест на куполе покрыли позолоченными пластинами. Им любовались все. Вера Афанасьевна дальше вспоминала, что в большие праздники матери поднимались вместе с дочерьми и заставляли их стоять под главным колоколом. Она сама не знает, почему это делалось.

Было два церковных строения . Одна - «тёплая» половина, другая - «холодная». «Тёплую» церковь достроили к 1825 году, а освятили только 18 декабря 1830 года. «Холодную» церковь освятили 14 марта 1826 года. Благословление на постройку каменной церкви в Помоздино дал ещё в 1806 году Великоустюгский и Тотемский архиепископ Осип.

…Вернёмся к нашей церкви. В церковный двор попадаешь через входные узорчатые ворота. Их – две. Одни ворота – прямо перед входом в церковь, другие - чуть слева.

Итак, ты входишь в церковь…Перед первой входной дверью необходимо три раза перекреститься. Так же - перед второй дверью. Слева увидишь дверь, через которую по лестнице можно подняться наверх.

В первом помещении крестят новорожденных, дают имена. Справа купель: круглый, из меди, на подножках. В купель налита «святая вода».Возьмёт священник ребёнка на руки, и три раза вместе с родителями, с крёстными обойдёт купель, читая при этом молитву. Потом окунет ребёночка в воду, помолясь, а позже даёт новорожденному имя. Каждому родителю хотелось, чтоб их дитё получило хорошее, звучное имя.

…Перед третьей дверью перекрестишься, и попадаешь в большое помещение. Из-за занавеси появляется настоятель церкви: в длинной парчевой ризе, на груди - большой крест. Справа поёт церковный хор : Педот Педöр, Кöсьта Ладимер, Коннöй Кöсьта и другие. Голоса сильные, ясные. Всё - торжественно.

А в «холодной» церкви отпевали усопших.

Недалеко от церкви , на земле, стояли большие кресты. В храм-праздники люди оставляли здесь еду.

У Успенской церкви были свои земли и луга. Правда, не так уж много - 66 десятин. 26 августа 1868 года пашенные земли отмерил землемер Богданов. Но церковь ими не пользовалась. Обрабатывали земли, которые давали церкви верующие. Сажали 8 пудов ржи, 16 пудов ячменя. Для домашнего скота заготавливали 40 телег сена. Рубили дрова на зиму . Охотничьих угодий не было. Рыбной ловлей так же не занимались. В основном жили за счёт пожертвований верующих.

Успенская церковь долго оставалась духовным центром Помоздино и окрестных деревень. Его разрушение оставило глубокие раны в сердцах людских. Когда ломали-сбрасывали колокола, почти все помоздинцы плакали. Но это уже другая история.

История церкви - история ее служителей. Из настоятелей церкви помоздинцы помнят : Ипполита Попова, Степана Куратова, Николая Доброумова и Алексея Тюрнина.

Ипполит Попов служил сразу после строительства церкви / 1824 год/. С 1891 года по 1899 год настоятелем был Степан Куратов. С 1899 года по 1903 год – Николай Николаевич Доброумов. И с1903 года по 1931 год – Алексей Алексеевич Тюрнин. Он был последним священником Успенской церкви. Его навсегда запомнили помоздинцы. Сколь прекрасен был человек, столь трагична была его судьба.

Необходимо кратко остановиться на роде Тюрниных. Это был род священников, духовных людей. Их уже раньше знали в Помоздино. Василий Алексеевич Тюрнин служил дьяком в Успенской церкви в 1826- 1844 годах. А Афанасий Афанасьевич Тюрнин был дьяком ещё в 1811-1823 годах. Иван Алексеевич Тюрнин служил в 1825- 1843 годах пономарём.

Но главный след оставил Алексей Алексеевич Тюрнин.



Запись из «Клировой ведомости» 1905 года:
«Притч Помоздинской приходской церкви Успения Пресвятой Богородицы».Священник Алексей Алексеевич Тюрнин, возрастом 24 года, сын заштатного дьякона Вологодской Епархии Усть-Сысольского уезда Керчемской Иоанно Предтечинской церкви Алексея Михайловича Тюрнина, родился в селе Важкуръя Усть-Сысольского уезда 1 февраля 1881 года».

Алексей Алексеевич окончил в 1903 году Вологодскую духовную семинарию. Женился на выпускнице Устюгской учительской семинарии Екатерине Дмитриевне Покровской. И сразу же молодая пара приехала в Помоздино. Селяне удивлялись их изумительной красоте. И ещё - доброте. Люди с первого дня потянулись к ним. Отец Алексей Тюрнин не только вёл службу в церкви. Он нёс людям знание. Преподавал в Помоздинском женском начальном училище, Выльгортском начальном училище, Бадьёльском начальном училище, в Помоздинском Высшем начальном училище. Преподавала и Екатерина Дмитриевна. Вскоре они приобрели среди населения огромный авторитет. Появилась у Тюрниных большая семъя. Семеро детей : Елизавета, Нина, Мария, Серафим, Варвара, Раиса и Пелагея. Тюрнины имели право на счастливую жизнь. Но…

Трагична судьба священника при Советской власти !

Осенью 1931 года отец Тюрнин был арестован и осужден по «печальной» 58-й статье. На 5 лет. Вместе с другими заключенными рыл Беломоро-Балтийский канал. В 1933 году,после освобождения, Алексей Алексеевич вместе с семьёй уехал в Устюг. Устроился служить в Дымковскую церковь. Но и здесь ему не дали жить. В 1937 году снова арестовали, и человек…пропал без вести. Спустя многие годы с Вологодской прокуратуры пришла бумага, что Алексей Алексеевич Тюрнин был расстрелян 2 октября 1937 года. Практически без суда и следствия. Лишь в 1989 году он был реабилитирован. Такая же участь постигла большинство священников. Все они стали новомучениками.



Но осталась людская память. Осталась недоразрушенная Успенская церковь, стены которой до сих пор помнят всех её служителей. Приходит эпоха понимания, эпоха переоценки прошлого. Постепенно возрождается тлеющяя где-то в глубине, но не умершая вера. С этим пониманием, с этой надеждой нам дальше жить. Тогда всё будет хорошо.
Люди, прославившие село Помоздино.
На высоком берегу реки Вычегда раскинулось село Помоздино. Оно «утонуло» в сосновом бору. Его украшают два великолепных сосновых парка. И ныне стоят они благодаря нашему выдающемуся земляку, писателю, поэту, общественному деятелю – Вениамину Тимофеевичу Чисталеву / Тима Веню/. Тима Вень родился в 1890 году в Помоздино / умер в 1939-м в тюрьме/. Этот человек сделал очень многое для развития коми языка и литературы. Помоздинцы гордятся им. Имя Чисталева носит Помоздинская СОШ.

Юлия Ивановна Трошева / Оботурова/ - уроженка села Помоздино. Народная артистка Коми АССР. Заслуженная артистка РСФСР. Окончила Московский театральный институт им. Луначарского /ГИТИС/. На большую сцену вышла благодаря Тима Веню. Именно в его пьесе «Лёк инька» Юлия Ивановна сыграла свою первую роль в Помоздино.

Пантелеймон Онуфриевич Мысов. – Вместе с Виктором Савиным вложил большой вклад для развития республиканского драматического театра. В 1932 году окончил Ленинградский театральный институт и приехал в Сыктывкар. Впервые в республике он исполнил роль В. И. Ленина в пьесе Николая Погодина. Ему присвоены звания «Заслуженный артист РСФСР» и «Народный артист Коми АССР». Награжден орденом трудового Красного Знамени.

Прометей Ионович Чисталев. – родился в с.Помоздино. Племянник Тима Веня. Заслуженный деятель искусств, композитор и музыковед. Собрал и сохранил почти всё песенное творчество коми народа. Он же собрал и изучил коми народные музыкальные инструменты.

Иона Тимофеевич Чисталев / Жан Морос/. – родной брат Тима Веня. Писатель. Сделал очень много для развития коми языка.

Василий Федорович Попов. – Родился в 1898 году в д. Сордйыв. Окончил Деревянское 2-классное училище, преподавал в Помоздинской школе. После открытия Коми института В.Ф.Попов преподает там коми язык. Работал усердно. Помогал выпуску первых коми книг. Готовил коми грамматику, но не успел издать. Рано умер.

Михаил Иванович Игнатов. – родился в 1933 году в д.Модлапов. Закончил школу, а затем – горный техникум. Стал писателем. Первая книга «Чусалысь шом» вышла в 1959 году, следующая – «Шоръяс визувтоны юо» - в 1963 году. В 1967 году окончил Московский литературный институт. Член Союза писателей с 1968 года.

Владимир Никонович Старовский - родился в Помоздино. Жил в Москве. Академик. Начальник Центрального Статистического управления СССР. Герой Социалистического труда. Его именем названа одна улица в г. Сыктывкар.

Октябрина Михайловна Вежова- родилась в д. Сордйыв. Потом работала бригадиром овощеводческой бригады в совхозе «Сыктывкарский». В 1976 году её присвоено звание Героя Социалистического труда, с вручением Ордена Ленина и Звезды Героя.

Виссарион Ильич Шешуков.- жил и работал в Помоздино. Вальщик- лесоруб, бригадир комплексного звена Помоздинского леспромхоза. Герой Социалистического труда.

Достойный сын

своего народа.

Вениамин Тимофеевич Чисталев / Тима Вень/

родился 20 октября / по новому стилю/ 1890 года в селе Помоздино.

Впоследствии стал классиком коми литературы, поэтом, прозаиком и общественным деятелем. Всю свою недолгую жизнь он воспевал жизнь и самобытную культуру коми народа. И ещё - окружающую, прекрасную природу. «Милое Помоздино…» Тима Вень боготворил свою малую родину. Когда учился в Помоздинском земном училище. Когда тайком от сверстников заливал слезами подушку в Деревянской второклассной школе. Когда попал в империалистическую войну на Украину. «Чуднее северной природы ничего нет, - говорил он. - Я – часть её».

Тима Вень прожил недолгую жизнь. Он попал в «жернова» сталинских репрессий, был осужден за «буржуазный национализм». Умер 13 октября 1939 года в тюрьме. После многочисленных обысков пропали многие рукописи. Но Тима Вень много успел ! Он торопился . Понимал, что живёт в мрачное время. Для будущих поколений остались его стихи, рассказы, пьесы. Большой творческий багаж ! Мы будем помнить этого человека, будем и дальше изучать его труды. Это - дань памяти. Это - благодарность нынешних поколений к старшим поколениям. 20 октября исполнилось 118 лет со дня рождения яркого писателя. Давайте гордиться нашим земляком !



Заключение
Итак, подчеркнём ещё раз :давайте гордиться своим прошлым ! Давайте уважать старину. Это же так просто! И так сложно. С одной стороны : если каждый человек зауважает свою малую родину, автоматически зауважает её весь народ ! С другой стороны : почему-то этого не происходит… Человек уходит в сиюминутную суету жизни, вынужден решать каждодневные проблемы. И кто-то скажет: мне – не до истории…В этом и таится опасность. Не успеешь оглянуться, как вырастут совершенно равнодушные к своей истории поколения. Вырастут «Иваны, не помнящие своего родства». Появится некое «аморфное» общество , отдаленно напоминающее народ. И у него действительно не станет будущего. Мне искренне жаль, если это произойдет с нами.

Однако за себя я не волнуюсь. Не могу же я забыть свое родное Помоздино, свои сосновые бора и пока ещё чистые реки ! Это – моё ! Это моя Республика, мой любимый край, лучше которой у меня уже не будет. И я это осознаю. Говорю : спасибо тебе, Провидение, за мой край. За бескрайние леса, за матушку – Вычегду, за моих близких людей…За всё !



Одновременно говорю: простите нас, молодых ! За то, что нередко сквозь пальцы смотрим на свою историю, что теряем традиции…Простите…

Но давайте верить в светлое и хорошее ! Будущее должно быть светлым. Захватим с собой туда наше прошлое.

  • Игнатовы и Кармановы
  • 1861 год
  • 1908 год
  • 1931 – 32 г.г.
  • Во имя Николая Чудотворца. У истоков…
  • 4. Успенская церковь и служители…
  • Запись из «Клировой ведомости» 1905 года
  • Люди, прославившие село Помоздино.
  • Вениамину Тимофеевичу Чисталеву / Тима Веню
  • Юлия Ивановна Трошева / Оботурова/
  • Пантелеймон Онуфриевич Мысов
  • Прометей Ионович Чисталев.
  • Иона Тимофеевич Чисталев / Жан Морос/.
  • Михаил Иванович Игнатов.
  • Владимир Никонович Старовский
  • Октябрина Михайловна Вежова
  • Виссарион Ильич Шешуков.