Изучение синтаксиса в основной школе (анализ умк)

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Изучение синтаксиса в основной школе (анализ умк)

Скачать 182,48 Kb.


Дата05.07.2017
Размер182,48 Kb.

Скачать 182,48 Kb.

Воронежская область

Кантемировский Муниципальный район

МОУ Новобелянская сош

РЕФЕРАТ


на тему:

«Изучение синтаксиса в

основной школе

(анализ УМК)».

Учитель русского языка и литературы

МОУ Новобелянской сош

Быхалова Елена Михайловна.

2011 год.

Содержание

Введение……………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы изучения синтаксиса……5


  1. Научные основы изучения синтаксиса………………5

  2. Методологические основы изучения синтаксиса…...6

Глава 2.Система работы по изучению синтаксиса в основной школе……………………………………………..7

1.Современные программы для основной школы по русскому языку (Т.А. Ладыженская, В.В. Бабайцева, М.М. Разумовская.)………………………………………….7

2.Анализ УМК (под редакцией Т.А. Ладыженской, В.В. Бабайцевой, М.М. Разумовской, М.В. Панова, Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, С.И. Львовой и В.В. Львова)………………………………………………….8

Глава 3.На встречу с синтаксисом………………………....14

Заключение………………………………………………….15

Библиография……………………………………………….16

Совершенно очевидно, какую огромную

роль могут сыграть в развитии и укреплении

всех видов умственной и речевой деятель-

ности правильно поставленные знания по

языку.

К.Б. Бахрин и Е.С. Истрина.



Введение.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает центральное место. Его ведущая роль определяется социальными функциями русского языка - государственного языка Российской Федера -ции, языка межнационального общения и консолидации народов России, родного языка более 80% граждан России.

Родной язык – величайший учитель, который учил детей и тогда, когда не было ещё ни книг, ни школ. И эта его функция не утрачена и поныне. Через овладение языком: его лексикой, содержащей сотни тысяч общеупот – ребительных слов, его фразеологией – меткой, образной, поэтичной, его богатейшей словообразовательной системой, морфемикой, грамматикой – формируется собственная языковая способность человека, происходит становление личности. Безграничное разнообразие синтаксических структур, окрашенных интонациями, позволяет передать тончайшие оттенки мысли. Постоянные занятия языком (и языками) обогащают интеллект. Это и выбор наиболее точных лексических средств, и быстрое, безошибочное построение больших и малых предложений, связывание их в ткани текста, соблюдение логических связей и обоснованности речи.

Учебный предмет в школе – это приспособленная к изучению та или иная научная дисциплина. Основу русского языка как школьного учебного предмета составляет наука о русском языке. Она многопрофильна: в неё входит современный русский язык, его история и диалектология, графика, орфография, синтаксис и пунктуация. В разные периоды развития отечественной школы состав учебного предмета «Русский язык» менялся в зависимости от общих её целей и специальных целей изучения русского языка, от уровня развития науки о русском языке и наук психолого – педагогического цикла. Методика преподавания русского языка богата общими курсами, адресованными учителям. Имена Ф.И. Буслаева,


А.Д. Алфёрова, Н.К. Кульмана, П.О. Афанасьева, А.В. Текучёва,
Н.С. Рождественского, С.П.Редозубова, Н.П. Каноныкина, Т.Г. Рамзаевой, Т.А. Ладыженской, В.В.Бабайцевой, М.М. Разумовской и многих других подтверждают это.

Но время течёт, накапливается новое – в языкознании, в дидактике, в психологии, в организации образовательных систем, в требованиях социального развития общества.

Русский язык относится к числу важнейших учебных предметов, со- ставляющих вместе с другими школьными дисциплинами основу общего образования. Он выполняет две функции: во-первых, является предметом изучения и обучения ему, во-вторых, средством изучения всех остальных предметов. Значит, от уровня его преподавания во многом зависят успехи учащихся по всем школьным дисциплинам.

Место и размеры теоретического курса языка зависят от типа школы и возраста учащихся. Углублённое изучение языка определяется не столько добавлением новых тем и количественным расширением теоретического материала, сколько углублением аналитического и функционального подхо- да, пониманием выразительных возможностей изучаемых единиц языка и их форм.

В последние годы уроки русского языка претерпевают значительные изменения в связи с тем, что появились вариативные программы и учебники. Учителя получили возможность создавать свои варианты программ с учёт- том особенностей своего класса.

Анализ уже существующих программ показал, что каждый автор выби- рает свой путь, разрабатывая свои концептуальные основы и опираясь как на объективные (требования стандарта, психологические, индивидуальные и возрастные особенности школьника), так и на субъективные (вкус, профес- сионализм, творчество и избирательность автора УМК) факторы.

Для обучения, исходя из уровня подготовки учащихся, выбираются учебно-методические комплекты. Сейчас, когда на рынке образовательных услуг представлено множество утверждённых программ и учебников, выбор программы делает учитель, который знает особенности и возможности своего конкретного класса.

Теоретические основы изучения синтаксиса.

Научные основы изучения синтаксиса.

Термин «синтаксис» происходит от греческого слова «syntaxis»,что в переводе на русский язык значит «построение, порядок, составление».

Синтаксис – учение о системе и способах языкового оформления мыслей в целях общения людей между собой. Под системой понимаются основные конструктивные типы предложений, характерные для языка. Под способами понимается разнообразие в организации слов в словосочетания и в предложения, условия их употребления.

Термин «синтаксис» применяется, прежде всего, для обозначения синтаксического строя языка, который вместе с морфологическим строем составляет грамматику языка. Вместе с тем «синтаксис» как термин применим и к учению о синтаксическом строе, в таком случае синтаксис - это раздел языкознания, предметом изучения которого является синтаксический строй языка, то есть его синтаксические единицы, связи и отношения между ними.

Основная единица синтаксиса – предложение. Оно располагает значительным запасом выразительных средств, понимание и использование которых возможно лишь при осознании этих языковых структур.

Основная направленность речи – это выражение и восприятие мысли, а мысль формулируется в предложении, и от того, как построено предложе – ние, зависит точность передачи и адекватность восприятия информации. Суффиксы, окончания, служебные слова, порядок слов и интонация – всё это «работает» в предложении и обслуживает внеязыковое содержание. Именно поэтому синтаксис важен с первых шагов изучения русского языка.

Минимальной единицей синтаксиса является синтаксическая форма слова (или синтаксема). Из синтаксических форм образуются словосочета – ния и предложения. Предложения, в свою очередь, соединяются в сложные предложения, а также образуют «максимальную» синтаксическую единицу – текст.

Словосочетанием в научной грамматике называется не просто пара слов, которая может быть вычленена из предложения, а пара синтаксических форм, которая входит в предложение как один компонент (хотя и делимый на члены предложения).

Предложение как единица речи – необходимый минимум для выражения мысли. Текст и предложение называют коммуникативным уровнем синтаксиса. Слова и словосочетания, то есть то, из чего слагаются предложения, представляют докоммуникативный уровень синтаксиса.

Методологические основы изучения синтаксиса.

Методика преподавания русского языка – наука относительно молодая, в настоящее время продолжает развиваться вслед за изменениями в языке и обществе. Совершенствуются уже существующие методы, приёмы, появляются новые. Первый систематизированный опыт методической рабо – ты по синтаксису русского языка предложил Фёдор Иванович Буслаев в своей работе «Преподавание отечественного языка». Прежде чем дать мето – ду, Буслаев во втором томе своей «Исторической грамматики» (1863 г.) привёл «первый полный синтаксис русского языка в историческом разви – тии». В своём «Синтаксисе» Ф.И. Буслаев впервые прочно установил в учении о предложении различие между логикой и грамматикой.

В XX веке, после Октябрьской революции, в методике синтаксиса применяются интонационный (сопоставление структуры и интонации) и морфолого – синтаксический (сопоставление члена предложения и части речи) принципы. При формировании учебно – языковых умений использу – ют синтаксические упражнения, которые включают в себя работу как по анализу синтаксических явлений, так и по их употреблению в речи.

Позже ведущими методиками преподавания русского языка стано – вятся методики М.Т. Баранова и А.В. Текучёва.

По методике Баранова основная цель преподавания русского языка – освоение учениками грамотного письма и речи. Почти все понятия синтак-сиса используются при изучении пунктуации. Текучёв использует те же принципы, что и Баранов, но он в своём учебнике предлагает некоторые практические рекомендации по проведению уроков, обращает внимание на типичные ошибки учащихся.

Система работы по изучению синтаксиса в основной школе.

Современные программы для основной школы по русскому языку (Т.А. Ладыженская, В.В. Бабайцева, М.М. Разумовская.).



  1. Программа «Русский язык» 5-9 кл. (Ладыженская Т.А., Бара - нов М.Т.)

Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Материал курса распределяется следующим образом: в 5, 6, 7, кл. изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, словообразование, морфология и орфография. Систематический курс синтаксиса изучается в 8, 9 кл., однако первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся уже в 5 кл. Материал в программе расположен с учётом возрастных особенностей учащихся.

  1. Программа «Русский язык» 5-9 кл. (Бабайцева В.В.).

Программа реализуется в трёх книгах, которые образуют учебный комплекс (единый учебник в трёх частях). В основе программы и комплекса в целом лежит концентрический принцип подачи материала. Программой выделяется вводный курс (обобщающий и пропедевтический) и основной (систематический) курс, в соответствии с которыми уже в 5 кл. изучаются разделы: «Фонетика», «Графика», «Лексика», «Морфемика», начинается основной курс морфологии с существительного. В 6, 7 кл. продолжается изучение морфологии, в 8, 9 кл. изучается синтаксис, а также тема «Общие сведения о языке». В программу включены традиционные разделы и поня – тия, но в учебном комплексе есть некоторые изменения понятийно – терминологической системы, которые обусловлены усилением практичес - кой направленности обучения русскому языку.

  1. Программа «Русский язык» 5 - 9 кл. (Разумовская М.М.).

В данной программе усилена речевая направленность курса русского языка, расширена понятийная основа обучения связной речи. Структура курса: 5 кл. – переходный от начального этапа обучения к основному; 5 -7 кл. имеют морфолого – орфографическую направленность, хотя и включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование; в 8-9 кл. предусмотрено освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации. Теория приближена к потребностям практики.

Анализ УМК.

1.Анализ УМК под редакцией Т.А. Ладыженской.

В УМК входят учебники «Русский язык» отдельно для каждого клас- са (составленные коллективами авторов). Учебники соответствуют требова- ниям Государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Теория, подкреплённая добротным дидактическим материалом, на- глядными схемами и таблицами, излагается в учебниках в доступной фор- ме, часто в виде материала для наблюдений или в форме диалога с учащи- мися. Комплексные задания позволяют вести активную работу по развитию речи при изучении всех тем курса, чему способствуют и цветные вклейки.

2.Анализ УМК под редакцией В.В. Бабайцевой.

В УМК входят:

- учебник В.В. Бабайцевой и Л.Д. Чесноковой «Русский язык. Теория. 5-9 классы»;

- учебники «Русский язык. Практика» отдельно для каждого класса (составленные коллективами авторов);

- учебники Е.И. Никитиной «Русская речь. Развитие речи» отдельно для каждого класса.

В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5-9 классах. Основной принцип, определя- ющий содержание книги,- системное изложение теории. Учебник выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к конт- рольным работам, экзаменам. Такой тип учебника способствует формирова- нию у учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.

Учебники «Русский язык. Практика» обеспечивают усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенст-вование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родно- го языка в устной и письменной речи.

Третий компонент учебного комплекса - «Русская речь» - предлагает сис- тему работы по развитию связной речи, что способствует осознанному со- вершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению куль- туры речевого общения.

Все компоненты УМК тесно связаны между собой и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.

3.Анализ УМК под редакцией М.М. Разумовской.

В УМК входят учебники «Русский язык» отдельно для каждого класса (составленные коллективами авторов).

Учебный комплект написан по оригинальной авторской программе, соответствует обязательному минимуму содержания образования, основан на новой методической системе. Языковой и речевой материал подаётся в органическом единстве.

Нетрадиционно авторы излагают теоретический материал: определения и правила представлены в виде образцов рассуждений и лингвистических рассказов, то есть учебник ориентирован на понимание и освоение материа- ла, а не на механическое его заучивание. Таким образом, преодолевается существующий в школах разрыв между теорией и практикой обучения. Методический аппарат учебников содержит задания двух уровней сложнос- ти, что позволяет учителю вариативно подходить к построению уроков, в зависимости от степени подготовленности класса и отдельных учеников. При этом изучение наиболее сложных тем курса планируется в начале учеб- ного года, чтобы учащиеся глубже усвоили их.

В учебниках помещены цветные вклейки, на которых представлены репродукции картин русских художников. Это поможет учителю активизи- ровать работу с учащимися на уроках развития речи, а также разнообразить систему заданий и упражнений по изучаемым темам.

К УМК разработаны мультимедийные приложения.

4.Анализ УМК под редакцией М.В. Панова.

В УМК входят учебники «Русский язык» отдельно для каждого класса (составленные коллективами авторов).

Учебники написаны по оригинальной авторской программе, разрабо – танной коллективом сотрудников Института русского языка им. В.В. Вино –градова РАН под руководством и при авторском участии М.В. Панова , известного ученого, педагога и популяризатора науки о языке. Своеобразие программы и написанных на её основе учебников состоит в том, что теоретическая и практическая задачи курса решаются в их единстве. Практические навыки формируются на основе постижения законов языка. Теоретические сведения не преподносятся в готовом виде – учебник подводит детей к их открытию. Процесс обучения строится как совместный поиск языковых законов. Учебники нацелены на развитие творческого мышления учащихся, вовлечение их в процесс научного исследователя: дети учатся наблюдать факты, анализировать, обобщать. Это способствует формированию умения понимать лингвистический текст, пересказывать его, рассуждать на лингвистические темы, использовать научную терминоло – гию. Важная роль отводится эстетическому восприятию языка, раскрывает -ся его красота, богатство и выразительность.

5.Анализ УМК под редакцией Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой.

В УМК входят учебники «Русский язык» отдельно для каждого класса. УМК, являющийся составной частью образовательной системы «школа 2100», продолжает непрерывный школьный курс русского языка, начатый в предшествующие годы обучения. В 5 – 9 классах осуществляется расшире – ние активного и пассивного словаря учащихся, дальнейшее овладение ими грамматическим строем речи, навыками и умениями различных видов уст - ной и письменной речи.

Главные принципы построения курса для основной школы – систем – ность и функциональность. Основные понятия – языковая система и её реализация в речи.

Психологической основой данного курса является «теория обобще – ния» В.В. Давыдова, в соответствии с которой знания общего и абстрактно -го характера представлены в начале изучения русского языка в 5 классе; все остальные знания выводятся из этих общих знаний как из единой основы. При таком расположении грамматического, орфографического и пунктуаци – оннного материала усиливается практическая направленность курса, активизируется практическое использование получаемых знаний, ускоряет – ся формирование соответствующих умений и навыков на теоретической основе.

6.Анализ УМК под редакцией С.И. Львовой и В.В. Львова.

В УМК входят учебники «Русский язык» отдельно для каждого клас –са (в трёх, двух частях).

УМК полностью соответствует требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта и реализует его основные идеи. Особенностью данного УМК является его ориентация на интенсивное речевое развитие учащихся. Учебники построены таким образом, что чёткие и понятные термины соседствуют с занимательными заданиями, яркие картинки и прекрасные иллюстрации развивают воображение и расширяют кругозор ученика.

Рассмотрев современные программы по русскому языку для основ - ной школы, и изучив особенности различных УМК по этому предмету, я пришла к следующему выводу: как бы ни отличались они друг от друга, но преследуя схожие цели и задачи в обучении школьников, авторы УМК довольно таки совпадают во мнениях, при распределении разделов и тем по классам.

Исходя из темы своего реферата, остановлюсь на УМК Т.А. Лады- женской, В.В. Бабайцевой и рекомендуемых «Стандартах второго поколе- ния» в отношении изучения синтаксиса.

Программа и УМК под редакцией Т.А. Ладыженской так распределяет изучение синтаксиса:

5 класс – раздел «Синтаксис и пунктуация» - 29 часов;

6 класс - ***************************************;

7 класс - ***************************************;

8 класс – раздел «Синтаксис и пунктуация» - 74 часа:

- словосочетание – 2 часа;

- простое предложение и его виды – 26 часов;

- однородные члены предложения – 12 часов;

- обращения, вводные слова и междометия – 10 часов;

- обособленные члены предложения – 18 часов;

- прямая и косвенная речь – 6 часов.

9 класс – раздел «Сложное предложение» - 40 часов:

- союзные сложные предложения – 6 часов;

- сложносочинённые предложения – 3 часа;

- сложноподчинённые предложения – 20 часов;

- бессоюзные сложные предложения – 6 часов;

- сложные предложения с различными видами связей – 5 часов.

Следовательно, всего имеем 143 уч. часа в 5-9 классах для изучения син- таксиса.

Программа и УМК под редакцией В.В. Бабайцевой так распределяет изучение синтаксиса:

5 класс – раздел «Синтаксис и пунктуация» - 40 часов;

6 класс - ***************************************;

7 класс - ***************************************;

8 класс – раздел «Синтаксис и пунктуация» - 66 часов:

- введение – 3 часа;

- словосочетания – 3 часа;

- предложения – 3 часа;

- главные члены предложения – 5 часов;

- второстепенные члены предложения – 5 часов;

- односоставные предложения – 8 часов;

- полные и неполные предложения – 2 часа;

- предложения с однородными членами – 10 часов;

- предложения с обособленными членами – 18 часов;

- предложения с вводными словами, словосочетаниями, обращениями – 9 часов.

9 класс – раздел «Синтаксис и пунктуация» - 28 часов:

- сложное предложение - 1 час;

- сложносочинённые предложения – 3 часа;

- сложноподчинённые предложения – 13 часов;

- сложные бессоюзные предложения – 4 часа;

- сложные предложения с различными видами связей -3 часа;

- предложения с чужой речью – 4 часа.

Во время обучения 5-9 классы посвящают синтаксису – 134 уч. часа.

Программа «Стандарты второго поколения» рекомендует для 5-9 кл. 136 часов изучения синтаксиса по следующим темам: синтаксис как раздел грамматики; словосочетание; предложение и его признаки; интонация; виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; грамматичес- кая основа предложения, предложения простые и сложные, простое двусос- тавное предложение, главные члены двусоставного предложения и способы их выражения; второстепенные члены предложения, их виды и способы выра-жения; порядок слов в простом предложении; предложения распространён-ные и нераспространённые, полные и неполные; односоставные предложе- ния; предложения осложнённой структуры; предложения с однородными членами; предложения с обособленными членами; обособленное определе- ние и приложение; обособленные обстоятельства; уточняющие, поясняющие, присоединительные обособленные члены; обращение; вводные конструкции; сложное предложение и его виды; сложносочинённое предложение; сложноподчинённое предложение и его виды; бессоюзное сложное предло- жение; сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи; синтаксические конструкции с чужой речью.

Аналогичным образом, не смотря на определённые различия, изучается синтаксис в других УМК, разработанных по авторским программам. Следует особо отметить тот факт, что во всех программах (значит и в УМК) В 5клас- се отводится определённое количество часов на повторение изученного в на- чальной школе по теме «Синтаксис и пунктуация». Затем, в течение двух лет, идёт только закрепление знаний, умений и навыков в этой области. И лишь в 8-9 классах синтаксису и пунктуации отводится ведущая роль, подробно изучается синтаксис сложного предложения.

Для основной школы 9 класс является «финальным», во время ГИА приходит пора «собирать камни». Учащиеся демонстрируют весь свой багаж ЗУН, при этом одну из важнейших ниш в кладовой по русскому языку зани- мают наработки по теме «Синтаксис».

На встречу с синтаксисом.

Вряд ли найдётся русист, который не испытывает волнения, начиная «поднимать» со своими учениками столь грандиозную тему, как синтаксис. Эта тема предъявляет учителю особые требования. Если на орфографические правила в принципе можно натаскать, то с синтаксисом и пунктуацией такое не пройдёт – необходимо понимание. Как помочь своим ученикам освоить и полюбить синтаксис, как не испугать их сложными понятиями, не оттолкнуть скучными классификациями?

На мой взгляд, главная задача учителя – не допускать разрыва между теоретическими сведениями и живым чувством родного языка. Понимание синтаксической логики должно естественно вырастать из наблюдений за языком, из собственной языковой практики. Есть несколько очень эффектив- ных приёмов, которые позволяют решить эту задачу.

Во-первых, это работа с синтаксическими «деревьями», проводимая до начала систематического изучения синтаксиса. Используя свою языковую интуицию, ребята составляют схемы синтаксических связей самых разных предложений, спорят, обсуждают, исправляют и в результате этой работы начинают осознанно воспринимать структуру предложения, видят его в це- лом. После такой подготовки ребята не боятся, а даже стремятся разбирать сложные случаи.

Второй метод – использование специальных игр. Можно начинать и за- канчивать игрой каждую крупную тему, можно отводить на игры один урок в неделю или играть на каждом уроке по 10 минут – выбор зависит и от самой игры, и от множества обстоятельств. Главное – чтобы игра на уроке была не исключением, а правилом. Игры могут стать прекрасной формой итоговой зачётной работы. И хорошо, если с этими играми ученики познакомятся за- долго до 8 класса – тогда многое будет проще и естественнее.

Третий приём связан с языковой игрой. Если начать разговор о новой теме с примера яркого, образного, лучше смешного обыгрывания изучаемого синтаксического явления в анекдоте, афоризме, известном произведении, это и интерес обеспечит, и покажет «другое лицо» синтаксиса – не скучно-учеб- ное, а живое и даже хулиганское.

Заключение.

В последнее время много говорят и пишут о модернизации российской системы образования. Это многогранный и сложный процесс, результатив- ность которого зависит от школьных программ, от качества УМК, от их реа-лизации в ходе обучения.

Но самая главная роль в этой системе принадлежит учителю, его взаи-модействию с учащимися, и этот процесс не может и не должен быть рутин- ным!

Библиография

1.Программа для общеобразовательных учреждений по русскому языку под редакцией Т.А. Ладыженской. М. 2004г.

2.УМК под редакцией Т.А.Ладыженской; С.Г.Бархударова (5-9 кл.). М.2008г.

3.Программа по русскому языку под редакцией В.В.Бабайцевой. М.2004г.

4.УМК под редакцией В.В.Бабайцевой (5-9 кл.). М.2007г.

5.Программа по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской. М.2002г.

6.УМК под редакцией М.М.Разумовской (5-9 кл.). М.2008г.

7.Стандарты второго поколения. Примерная программа по русскому языку (5-9 кл.). М.2011г.

8.УМК по русскому языку для 5-9 кл. под редакцией М.В.Панова. М.2009г.

9.УМК по русскому языку для 5-9 кл. под редакцией Р.Н.Бунеева. М.2009г.

10.УМК по русскому языку для 5-9 кл. под редакцией С.И.Львовой. М.2009г.

11.Методика преподавания русского языка. М.Т.Баранов. М.1990г.

12.Методика русского языка в средней школе. А.В.Текучёв. М.1980г.