Исследовательская деятельность школьников как условие формирования универсальных учебных действий

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Исследовательская деятельность школьников как условие формирования универсальных учебных действий

Скачать 101,48 Kb.


Дата30.08.2017
Размер101,48 Kb.

Скачать 101,48 Kb.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Кочулева Л.Р.


МОБУ «СОШ №73», г. Оренбург
Стандарты нового поколения определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивают приобретение такой ключевой компетенции образования как научить учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих указанную ключевую компетенцию, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

В стандартах второго поколения возникает понятие – универсальные учебные действия (УУД). Это связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре следующих блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Формирование универсальных учебных действий, как нельзя лучше, обеспечивает организация исследовательской деятельности.

Анализ школьной практики показывает, что современная школа нуждается во внедрении инновационных подходов к обучению, которые отвечали бы современным условиям и способствовали оптимальному решению учебно-воспитательных проблем. Инновационный подход к организации обучения – одно из приоритетных направлений усовершенствования предметной методики. Одним из таких подходов является организация исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время, что может способствовать формированию УУД.

Исследовательская работа активизирует деятельность учащихся, делает восприятие учебного материала более активным, целостным, эмоциональным и творческим. Исследовательская деятельность вносит разнообразие в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, самостоятельность, повышает интерес к предмету.

Целью исследовательской работы учащихся является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

- формировать интересы, склонности учащихся к исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследований;

- развивать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений;

- развивать умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на практике;

-способствовать мотивированному выбору профессии, профессиональной и социальной адаптации.

Развитие исследовательской деятельности происходит не сразу, а поэтапно.

Первый этап – стимулирование интереса к исследовательской деятельности, осознание ее значимости для самоопределения и самореализация. На данном этапе учащимся предлагается теоретико-экспериментальные исследования на уроке. Учащиеся работают с дополнительной литературой, проводят проблемные мини-эксперименты по готовому алгоритму. Самостоятельно приобретая в ходе эксперимента знания, учащиеся получают уверенность в их истинности, и это стимулирует к выбору темы для исследования.

Второй этап – развитие самостоятельности и активности в учебно-исследовательской деятельности. Оптимальной формой реализации на этом этапе является работа в малых группах. Для этого требуется проблема, взятая из реальной жизни, значимая для школьников, для решения которой им необходимо приложить полученные знания и приобрести новые. Учитель может подсказать источники информации, помочь составить план исследования и направить мысль учеников в нужную сторону для самостоятельного поиска решения.

Третий этап – овладение методикой научного исследования. Учащиеся определяют актуальность исследования и целесообразность использования результатов на практике. Условиями для развития исследовательской деятельность учащихся на данном этапе являются: придание приобретенным знаниям практической направленности и значимости, развитие самостоятельности, внутреннего стремления к осмыслению и усвоению знаний, их вовлечение в практическую деятельность.

Четвертый этап – научно-исследовательская деятельность учащихся. На этом этапе учащиеся самостоятельно выбирают тему исследовательской работы, показывают ее актуальность, ставят цели и задачи исследования, делают литературный обзор по данной проблеме, разрабатывают методику эксперимента, обрабатывают результаты эксперимента и делают выводы. Учащиеся могут обращаться за консультацией к научному руководителю. Научный руководитель консультирует учащегося по вопросам планирования, методики, оформления и представления результатов исследования. Формами отчетности исследовательской работы учащихся являются: рефераты, доклады, статьи, стендовые отчеты, презентации, видеоматериалы и др.

Работы учащихся оцениваются по следующим критериям:

1 – актуальность выбранного исследования;

2 – качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы;

3 – умение использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной программы;

4 – владение автором специальным и научным аппаратом;

5 – сформулированность и аргументированность собственного мнения;

6 – практическая и теоретическая значимость исследования;

7 – четкость выводов, обобщающих исследование;

8 – грамотность оформления и защиты результатов исследования.

Самым трудным для многих учащихся является выбор темы исследовательской работы. Тема рождается из интересов и проблем самого учащегося, который пытается понять те или иные стороны химических явлений. Перед учащимися ставится задача – выбрать такую тему, которая отражает какое-то новое видение проблемы, основанная на самых современных научных или самостоятельных исследованиях. Только в этом случае, работа может считаться не реферативной, а исследовательской. Для определения тем работ проводится мозговой штурм, который позволяет высказаться каждому ученику о собственном видении проблем. В индивидуальном порядке учитель помогает ученику определить аспект темы, сформулировать его на научном языке. Самое главное: тема должна быть интересна учителю и ученику, посильна в выполнении

Трудным этапом подготовки исследования для учащихся является и определение цели и задач работы. Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулирована цель исследования и его задачи. Цель работы должна быть конкретной, чётко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ. Кроме этого цель должна быть доступна для конкретного исследователя. 

Формулировка задач исследования — тоже довольно сложное и трудоёмкое занятие. При их постановке исследователь должен чётко сформулировать, для чего делалась работа, что надо наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны быть чёткими и предполагать однозначный ответ (как мы будем искать ответ на поставленный в цели вопрос).

Необходимо также хорошо продумать и подобрать методы исследования. 

После постановки цели и задач и выбора методов исследования, учитель предоставляет ученику план исследования с приблизительным указанием временных промежутков.

Результаты любой работы зависят от числа проведённых опытов, наблюдений и их обработки. Поэтому при выборе методики необходимо оценить, сколько необходимо провести однотипных измерений, наблюдений и т.п. и какие использовать способы обработки первичных данных.

Следующий этап работы - анализ и оформление проведенных исследований. Выводы делаются в соответствии с поставленной целью и задачами. Они должны быть четкими и понятными даже не специалисту. Важно научить детей решать поставленные задачи до конца, приводить любое начатое дело к логическому завершению.

Завершающим моментом каждой работы должно стать представление её на городских, областных, всероссийских конференциях. 

Поэтому, на одном из первых заседаний НОУ «Малая академия» проводится совместный анализ ученических работ прошлых лет, выявляются их достоинства и недостатки. Использование такого аналитического метода способствует формированию умения критического мышления и постановки вполне конкретных и достижимых целей.

На практике часто бывает так, что докладчик не всегда может достойно представить очень хорошую работу. Поэтому учащихся необходимо готовить к выступлению перед аудиторией. Чтобы подготовить публичное выступление нужно ориентироваться на семь вопросов, отвечающих законам мышления и канонам ораторского искусства:



  • О чём говорить? Необходимо научить юных исследователей выражать четко и кратко свои мысли по изучаемой проблеме. Ученик должен хорошо представлять систему взглядов по исследуемой теме и правильно определить главную мысль выступления.

  • Зачем говорить? Необходимо четко сформулировать цель своего выступления. Конкретность цели предполагает ответную реакцию слушателей.

  • Сколько говорить? Нужно продумать сколько необходимо аргументов для доказательства основного тезиса и достижения поставленной цели. Больше внимания необходимо уделить экспериментальной части и выводам.

  • Кому говорить? Нужно уметь выбирать тактику убеждения и стиль речи в зависимости от аудитории.

  • Где говорить? Нужно предусмотреть возможные изменения в обстановке и суметь перестроиться.

  • Как говорить? Выступление должно быть эмоциональным, уверенным, убедительным.

  • Что говорить? В речи необходимы впечатляющие аргументы, примеры, факты, экспериментальные доказательства, которые закрепились бы в памяти слушателей.

Когда найдены ответы на эти вопросы, можно надеяться, что тема выступления будет раскрыта.

После выступления нужно приготовиться к вопросам, которые могут возникнуть у членов жюри и аудитории. Для этого нужно заранее спрогнозировать эти вопросы и ответы на них.

Учащиеся и педагоги нашей школы на протяжении нескольких лет сотрудничают с городским ДТД и М, кафедрами химии ОрГМА, ОГПИ, ОГУ. На базе лаборатории этих кафедр проведено много различных научно-исследовательских работ, с докладами о выполнении которых учащиеся выступали на научно-практических конференциях «Интеллектуалы XXI века», «Горизонты науки и образования XXI века», «Молодежь и наука – шаг в будущее», студенческая научно-практическая конференция исследовательских работ ОрГМА, областной конкурс исследовательских работ «Юные исследователи окружающей среды», Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ им. Д.И. Менделеева, Всероссийский конкурс школьников «Химия – наша жизнь, наше будущее», Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского.

Высокой оценки удостоены исследовательские работы учащихся: «Исследование моющей способности СМС», «Газированные напитки: польза или вред?», «Влияние магнитной обработки на качество питьевой воды», «Нитраты как социально-экологическая проблема», «Исследование чистоты атмосферного воздуха на территории, прилегающей к школе №73 г. Оренбурга», «Исследование содержания аскорбиновой кислоты в продуктах питания», «Сравнительная характеристика качества моторных топлив, предлагаемых нефтяными компаниями города Оренбурга» и др.

Исследовательская деятельность позитивно влияет на процесс становления личности ученика. Старшеклассники, включенные в исследовательскую деятельность, проявляют повышенную склонность к самообразованию, грамотнее анализируют и оценивают факты, события, явления, увереннее в своих силах, любознательнее, инициативнее.

Организация исследовательской деятельности старшеклассников способствует и профессиональному росту учителя, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами и родителями учащихся.

При таком подходе к обучению, у учащихся формируются следующие УУД:

1) личностные: оценивание содержания исследовательской работы исходя из социальных и личностных ценностей;

2) регулятивные: целеполагание, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, самооценка;

3) познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; выдвижение гипотез и их обоснование; анализ предмета и объекта исследования; синтез как составление целой работы из частей; выбор оснований и критериев для сравнения; классификации объектов; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений и др.;

4) коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследовательская работа создает благоприятные условия для саморазвития личности школьника, формированию у нее ключевых компетенций. В результате – повышение качества образования и способность к определению своего места в мире и реализации своих способностей.


Список литературы:


  1. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу: Практическое пособие / В.В. Маскин, А.А. Петренко, Т.К. Меркулова М., 2008.

  2. Егорова, Т.А. Развитие исследовательских умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе коммуникативной деятельности // Исследовательская работа школьников. – 2004. – №2.

  3. Макотрова, Г.В. Экспертная оценка учебно- исследовательской культуры школьников / Г.В. Макотрова// Исследовательская работа школьников. 2008. № 1

  4.  Чудов, В.Л. Проектно-исследовательская деятельность школьников / В.Л. Чудов, Н.А. Кашкарова, О.С. Лаврушко // Народное образование. – 2005. №1.

  5. Шеленкова, Н.Ю. Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе / Н. Ю. Шеленкова // Завуч. – 2005. №5.

  • Егорова, Т.А.
  • Макотрова, Г.В.