Использование информационных технологий на уроках географии Новое время ставит перед школой новые задачи. Стратегия модернизации общего образования ставит перед выпускником задачи «использовать приобретенный в школе опыт в реальной жизни

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Использование информационных технологий на уроках географии Новое время ставит перед школой новые задачи. Стратегия модернизации общего образования ставит перед выпускником задачи «использовать приобретенный в школе опыт в реальной жизни

Скачать 78,46 Kb.


Дата28.08.2017
Размер78,46 Kb.

Скачать 78,46 Kb.

Использование информационных технологий на уроках географии
Новое время ставит перед школой новые задачи. Стратегия модернизации общего образования ставит перед выпускником задачи «использовать приобретенный в школе опыт в реальной жизни, за рамками учебного процесса».

В педагогический обиход прочно входит новое понятие – компетентностный подход. Одним из направлений общеучебных умений и навыков является  учебно – информационное.  Поэтому за основу своей деятельности я взяла компьютерные технологии, которые в большей степени способствуют повышению эффективности процесса образования и воспитанию социально – активной личности.

Целью моей деятельности является формирование общеучебных умений и навыков на уроках  географии с использованием компьютерных технологий.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

-         способствовать овладению учащимся прочными и глубокими знаниями;

-         развивать познавательные процессы;

-         содействовать творческому развитию каждого ученика;

-         способствовать воспитанию социально – активной личности.

Эффективность образовательного процесса в информационном пространстве на уроках  географии можно проследить через различные виды деятельности ее участников:

-         использование электронных учебников;

-         учебные презентации;

-          слайд – тестирование;

-         компьютерные игры;

-         компьютерные тесты.

Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс, и, в первую очередь, компьютерной техники, позволяет изменять традиционную систему образования. Еще в 1989 году в декларации участников Международного конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика» отмечалось, что новые информационные технологии, становясь неотъемлемой частью культуры современного общества, призваны стать действенным инструментом повышения внутренней и внешней эффективности систем образования. В ряде публикаций последних лет отмечалось, что использование компьютерной техники открывает широкие возможности для оптимизации процесса обучения. Применение компьютера дает положительный эффект и при изучении географии. Компьютерные программы по географии направлены не только на формирование знаний и умений, но и на выработку опыта творческой работы. Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств. При построении учебных программ по географии нам необходимо помнить, что:


  • на уроках освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал. Например, использование видеороликов, иллюстрирующих образование складчатых гор или других, заранее подготовленных, видеосюжетов о наиболее ярких явлениях природы;

  • на уроках закрепления нового материала целесообразно использовать контролирующие программы, где учащиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки данной темы. Например, мы используем готовые тесты созданных мультимедиа учебников по географии 6 -10 классов;

  • на уроках-практикумах можно использовать готовые практические работы мультимедиа учебников, предварительно проверив их, т.к. в практикумах встречаются ошибки (в частности, в учебнике 8 класса в теме «Рельеф»);

Очень часто на уроках географии возникает потребность в частой смене карт, в использовании наглядно-иллюстративного материала по теме, в использовании дополнительного материала, выходящего за рамки учебника и т.д. В этом случае очень хорошим подспорьем может стать электронная презентация. Так, при изучении раздела «Особенности природы России» в 8 классе можно представить электронные презентации, иллюстрирующие памятники природы России, такие как «Долина гейзеров на Камчатке», «Карелия - край озер и лесов», «Телецкое озеро - жемчужина Алтая», «Чудо природы - Байкал» и другие. Такие презентации позволяют создать образ описываемой территории, показывают ее красоту, уязвимость, что побуждает школьников высказывать свои мысли о значимости таких мест для человека, о необходимости их охранять, беречь.

В 6 классе электронные презентации позволяют иллюстрировать изучаемый материал, расширять кругозор учащихся, мотивировать их на изучение предмета. И это притом, что на изучение практически каждой темы выделяется чаще всего не более одного урока и за отведенное время необходимо освоить новые понятия и термины, понять суть изучаемого материала и закрепить материал. Так, при изучении темы «Вулканы», можно в презентации показать виды разных вулканов - действующих и потухших, показать внутреннее строение вулкана, вынести ключевые определения и показать картины извержения вулканов в настоящее время и в прошлом - «Гибель Помпеи». Для закрепления материала можно на слайде представить вопросы или задания теста, что позволит сэкономить бумагу на распечатывание тестов или заданий.

В 7 классе, где на уроках часто используется несколько карт, можно карты сканировать и представлять на слайдах электронной презентации, это позволяет использовать на уроке большее количество карт, экономит место и время на перевешивание карт, если в работе задействована и доска.

Таким образом, демонстрация на уроке материалов: карт, иллюстраций ландшафтов, географических объектов из источников, не доступных всем ученикам, позволяет учащимся успешно изучать новый материал, так как с помощью мультимедиа, карт и иллюстраций, более ярко отображается природа изучаемой территории, демонстрируется на экран. Мультимедийные интер-активные средства (проектор и экран) позволяют проводить обучение школьников с безусловным соблюдением санитарных норм использования компьютерной техники, поскольку отсутствует ее вредное воздействие на учеников.

Введение новых информационных технологий в образовательный процесс позволяет изменять традиционную систему обучения, вносить естественным путем совершенно новые компоненты содержания образования, необходимые для подготовки «жителя информационного века».

С применением мультимедиа более эффективно могут решаться проблемы развития междисциплинарного мышления учеников. В 6 классе на уроках географии изучая темы раздела «План и карта» можно использовать электронный учебник по математике, где детально представлены правила построения и измерения углов свыше 180 градусов, правила построения графиков. Данные материалы помогут освоить указанные приемы и использовать их на уроках при изучении тем «Азимут» и при выполнении практической работы «Построение графика температур и розы ветров» в теме «Погода и климат».

Средства мультимедиа позволяют направить внимание учеников на важнейшие объекты и явления, возможен переход от одних объектов к другим в любой последовательности. Возможно его использование и на уроках изучения новой темы, и закрепления пройденного материала.

Весь курс географии сопровождается изучением различных процессов, механизмов, происходящих в природе и обществе - «Круговорот воды в природе», «Циркуляция воздушных масс», «Смена времен года», «Смена природных зон от экватора к полюсам», Смена природных зон в горах от подножия к вершине», «Изменение природы под действием человека» и т.д. При изучении таких процессов, механизмов можно создавать свои презентации, используя Интернет, а можно воспользоваться электронными учебниками по географии для 6-10 класса, Географической энциклопедией стран для 10 класса, энциклопедией Кирилла и Мефодия и др. Мультимедийное представление последовательности извержения вулкана, возникновение цунами, образование складчатых и глыбовых гор, циклона и антициклона и т.д., удачно использованное в структуре урока позволит учащимся лучше усваивать данные темы учениками.

При помощи компьютерных технологий на уроках можно проводить проверку знаний учащихся. Для этого могут быть использованы компьютерные тесты, составленные самостоятельно в различных готовых оболочках. Кроме того, могут быть использованы и готовые тесты, предлагаемые на различных дисках и которые можно приобрести в магазине. Например, по природоведению, задания на CD «Подготовка к Единому экзамену по географии». Проверку можно осуществлять как индивидуально, так и по группам, загрузив программный продукт по сети на персональные компьютеры учащихся.

Для развития интереса к географии, для расширения кругозора учеников можно предложить учащимся творческие, самостоятельные домашние задания с использованием компьютерных технологий: создание презентаций. Например, в 8 классе при изучении природы отдельных природно-территориальных комплексов можно создать презентации. В 9 классе - можно сделать презентации по темам «Города России», «Города науки», «Военно-промышленный комплекс России» и т.д. На защите рефератов в 9 классе по экономической географии России и в 10 классе по экономической и социальной географии мира ученики могут использовать электронное приложение к своему реферату, где могут быть представлены ключевые моменты доклада, подборка материалов из Интернета(цифры, фото, диаграммы т.п.).Развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках географии сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета . Использование компьютерных презентаций в преподавании курса географии в средней школе делает урок наглядным и выразительным, помогает лучшему усвоению нового материала. Практика показывает широкий интерес школьников к таким урокам. Очевидные достоинства мультимедийных уроков-презентаций в том, что качественно изменяется отношение ученика к географии, как учебному предмету. Повышается учебная активность учащихся на уроке. Значительно улучшается восприятие изучаемого материала и его запоминание.

Я твердо убеждена, что ИКТ в работе учителя географии дают необозримые возможности в деле повышения качества обучения, развивают педагогику сотрудничества. Древняя наука География удивительно молодеет, приобретает новое творческое лицо, юных почитателей и талантливых поклонников

Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности - это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи


ЛИТЕРАТУРА

  • Гусева А.И., Смольникова И.А.,Филиппов С.А, Чиркова М.А. Применение ИКТ в учебном процессе. Электронное пособие Академия АйТи «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе».

  • Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении. Научно-методический  журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 5, 2004 г, с. 48.

  • Петрова Н.Н. Учебное электронное издание по географии для учащихся 6 классов общеобразовательных учебных заведений.

  • Таможняя Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования. Научно-методический  журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 4, 2004 г, с. 46.

  • Электронное пособие Академия АйТи «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе»  Разработка презентаций средствами MS Power Point для профессионалов.

Список Интернет-сайтов

  • http//www.edu.ru                     Российское образование Федеральный портал.

  • http://festival.1september.ru/     Фестиваль педагогических идей. Конкурс открытых уроков.

  • http://www.eidos.ru/                Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель».

  • http//www.rsci.ru                     Гранты. Фонды. Конкурсы. Конференции.

  • http//www.eidos.ru/olimp/        Всероссийские дистанционные олимпиады.

  • http//www.mos.ru                    Московское Правительство.

  • http//www.rsl.ru/home.htm       Российская гос. библиотека.