Использование эор в процессе обучения в основной школе

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Использование эор в процессе обучения в основной школе

Скачать 57,77 Kb.


Дата29.03.2018
Размер57,77 Kb.

Скачать 57,77 Kb.

Использование ЭОР в процессе

обучения в основной школе

Юдина Е.П.,

учитель физики МБОУ СОШ №1города Тулуна

e-mail:e.p.yudina@mail.ru
Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню,

дай мне попробовать – и я научусь.

Китайская мудрость

Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера.

Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере.

Я считаю, что на сегодняшний день наиболее существенные и интересные для образования продукты - мультимедиа ЭОР, которые размещены на сайтах федерального центра информационно - образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://www.fcior.edu.ru и Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru).

С сайтами ФЦИОР и Единой коллекцией цифровых образовательных ресурсов я познакомилась более подробно в прошлом году при повышении квалификации по программе «Использование ЭОР в основной школе по физике», которые проводил «Институт информационных технологий «АйТи» дистанционно. Итоговая работа была по теме «Подготовка плана – конспекта урока с использованием ЭОР по предмету физика». Подготовка итоговой работы не составила для меня огромного труда и времени при использовании ЭОР. План – конспект был оценен на «отлично» и загружен на сайт eor.openclass.ru (http://eorhelp.ru/node/29477; Давление твёрдых тел, жидкостей и газов; № урока по теме -7; тема «Воздушный океан»).

Открытая образовательная модульная мультимедиа система (ОМС) (первое слово – открытая) представляет собой электронный образовательный ресурс модульной архитектуры. В соответствии с программой обучения весь школьный курс по любому предмету разбит на разделы, темы и т.д. Минимальной структурной единицей является тематический элемент, например, тематический элемент «Закон Ома». Для каждого тематического элемента имеется три типа электронных образовательных ресурсов:

Информационные модули (И-тип) представлены иллюстрированными материалами, интерактивными анимациями, видеофрагментами, интерактивными моделями.

Например, модуль «Ядерная энергетика» - информационный модуль, посвященный теме "Ядерная энергетика". Помимо иллюстрированных гипертекстовых материалов (формулы ядерных реакций, вопросы к уроку, краткий конспект) в него входят интерактивные модели «Цепная реакция» и «Ядерный реактор». Модуль относится к III уровню интерактивности (http://fcior.edu.ru/card/3119/yadernaya-energetika.html).

Практические модули (П-тип): лабораторная работа, виртуальная среда, самостоятельная работа с комментариями, игровые задания, задания творческого характера с комментариями, практикум – интерактивные тестовые задания с комментариями (Лабораторная работа «Движение частиц вещества в различных средах» http://fcior.edu.ru/card/9544/dvizhenie-chastic-veshestva-v-razlichnyh-sredah.html) .

Контрольные модули (К-тип) делятся на:


  • интерактивные тренажеры, предназначенные для формирования базовых знаний и умений с последующей отработкой ключевых компетенций, нужных для решения задач;

  • интерактивные модели исследовательского характера (лабораторные работы);

  • интерактивные тесты, включающие задания различных типов (сортировка, указание объекта, классификация, выбор нескольких ответов, перемещение объектов и т.п.). «Гидравлические машины» - контрольная работа, которая содержит 7 расчетных задач с возможностью их автоматизированной проверки. Модуль относится к III уровню интерактивности. (http://fcior.edu.ru/card /12619/ gidravlicheskie-mashiny.html)

При этом каждый ЭОР автономен, представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи.

Учитель для каждого урока может выбрать наиболее подходящие с его точки зрения модули изучения информации (И), практических занятий (П) и контроля (К) с учетом уровня интерактивности (уровень интерактивности – уровень активности пользователя (ребенка) при работе с ЭОР).



В образовательном процессе выделяют четыре уровня интерактивности ЭОР:

Уровень интерактивности

Описание

I - Условно-пассивный

Чтение текста, просмотр графики и видео, прослушивание звука.

II - Активный

Навигация по гиперссылкам, просмотр трехмерных объектов, задания на выбор варианта ответа и другие простейшие формы.

III - Деятельностный

Задания на ввод численного ответа, перемещение и совмещение объектов, работа с интерактивными моделями.

IV - Исследовательский

Работа с виртуальными лабораториями.

Анализируя особенности ЭОР (во ФЦИОРе лежит 10 тысяч ресурсов), я пришла к выводу о том, что можно широко использовать ЭОР в обучении физики и других предметов:

  • при подготовке учителя к уроку - компоновка и моделирование урока на основе отдельных цифровых объектов; использование дополнительной справочной информации для углубления знаний о предмете; подготовка творческих заданий; подготовка поурочных планов с использованием ЭОР; обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет;

  • при проведении урока - демонстрация подготовленных ЭОР через проектор; использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ; компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний; индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с ЭОРами на уроке;

  • при самостоятельной деятельности учащихся на уроке - автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время; подготовка выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.; получение дополнительной информации энциклопедического характера; развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде.

ЭОР позволяют расширить набор педагогических приемов и методов учителя (обучение на основе исследовательских методов; обучение на основе индивидуальной образовательной траектории; обучение на основе метода проектов; дистанционное обучение; кейс – технология; дискуссия; проблемный семинар), нацелить учащихся на приобретение опыта поиска информации по предлагаемым вопросам, совершенствовать свои умения готовить рефераты, презентации, сообщения, доклады. Уже приобретенные учениками знания являются ключом к получению новых знаний, причем не набора знаний, а их системы. Перед учеником и учителем ставится задача научиться справляться с потоком новой информации. Это, прежде всего, способности искать и анализировать информацию, структурировать изучаемый материал, выделять главное, расставлять акценты. Важнейшая задача педагога - не подавить, а развить индивидуальность учеников.

Доминантой в использовании ЭОР является расширение самостоятельной работы учащихся при реализации современных педагогических технологий, повышение их мотивации к обучению через вовлечение в создание собственных индивидуальных учебных траекторий, исследовательских методов обучения, дистанционного обучения.



Список используемой литературы

  1. Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: в вопросах и ответах. – М.: Агентство «Социальный проект», 2007.

  2. Осин А.В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы. – М.: Агентство ”Издательский сервис”, 2010.

Сетевые источники

  1. http://www.ed.gov.ru/news/konkurs/5692

  2. Мастер-класс «Цифровые образовательные ресурсы на уроках физики в основной школе» Е.И. Африна // http://www.openclass.ru/node/109715

  3. http://www.socpolitika.ru/rus/social_policy_monitoring/comments/document6148.shtml



  • Уровень интерактивности Описание
  • Список используемой литературы
  • Сетевые источники