Информационные технологии в работе учителя-логопеда с обучающимися в классах кро

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Информационные технологии в работе учителя-логопеда с обучающимися в классах кро

Скачать 328,43 Kb.


Дата13.10.2017
Размер328,43 Kb.

Скачать 328,43 Kb.

Содержание и формы работы с детьми

с ограниченными возможностями здоровья
Ксенафонтова Елизавета Витальевна

МОУ средняя школа №7
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

С ОБУЧАЮЩИМИСЯ В КЛАССАХ КРО
Информационные технологии – это огромная растущая область деятельности, приоритетом которой является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией разработки и использования ИТ, ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания

Внедрение современных компьютерных технологий в школьную логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы школьного логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса.

Использование информационных компьютерных технологий предлагает следующий список преимуществ. Доступ к разнообразным источникам информации благодаря Интернет; возможность опосредованного консультирования и просвещения; точность и быстрота обработки диагностического материала; большой интерес учащихся к современным информационным технологиям (а, следовательно, это можно использовать для повышения учебной мотивации); наличие компьютерных развивающих тренажеров; высокое качество и наглядность стимулирующего материала.

Новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

В современных условиях логопедические занятия уже не мыслимы без применения новых компьютерных технологий. Логопед сам может готовить задания в электронном виде, используя такие программы, как MS PowerPoint, Word, Excel, Krabtest и другие.

Использование программы создания презентаций MS PowerPoint представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты, размеры которых можно варьировать. При желании и умении можно добавлять музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. Данная программа удобна для совместной проектной деятельности учащихся и учителя-логопеда.

Мои разработки логопедических занятий выполнены в виде слайдовых презентаций (PowerPoint) и демонстрируются на экране с помощью проектора. Авторские разработки занятий применяются для: развития артикуляционной моторики “Артикуляционная гимнастика”; развития артикуляционной моторики “Артикуляционная гимнастика”; автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи ; дифференциации звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи; развития связной речи и познавательных способностей (“Сериация”, “Четвертый лишний”, “Загадки”). На этапе закрепления пройденной темы использую тестовые задания с выбором ответа (Krabtest). При обработке результатов обследования речи учащихся, для ведения мониторинга речевого развития детей удобно применять MS Excel (“Тестовая экспресс-диагностика сенсомоторного уровня развития речи по методике Т.А. Фотековой»). Использование ИКТ в системе работы логопеда позволяет существенно усилить мотивацию ребенка классов КРО к логопедическим занятиям, сократить время, необходимое для коррекции и автоматизации ряда речевых навыков, формировать у ребенка активную позицию субъекта обучения; систематизировать работу школьного логопеда.
Хмелёва Наталья Алексеевна

МДОУ №45 «Яблонька»
Использование мнемотаблиц в коррекции

речевых нарушений дошкольников
Современный ребенок к пяти годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развернутые предложения, без труда пересказывать рассказы и сказки. Для этого ребенок, прежде всего, должен обладать достаточно большим запасом слов. Однако, при общем недоразвитии речи ребенок оказывается неспособным самостоятельно усвоить многие слова и языковые закономерности, его словарь долгое время остаётся на бытовом уровне, и даже при проведении специальной коррекционной работы дети с трудом усваивают новые слова, особенно если эти слова в обычной жизни употребляют не часто.

Использование мнемотаблиц в сочетании со специально подобранными стихотворными текстами в коррекционной работе открывает для детей большие возможности овладения как новой лексикой, так и грамматическим строем речи и звукопроизношением, позволяет запомнить, сохранить и воспроизвести заданную информацию. Рифма и ритм стихотворения исключают возможность неправильного выбора слова (словообразовательной модели), и подразумевают употребление слова с тем аффиксом и в той грамматической форме, которые определяет рифма и ритм стихотворения.

В современной логопедической практике достаточно давно используются стихотворные тексты. Однако, при подготовке к занятию, часто выясняется, что существующие стихи и рифмовки не соответствуют конкретным целям логопеда, перегружены лексикой, не имеющей отношения к теме данного занятия; не всегда сохраняется ритм и рифма; требуется время для подбора соответствующих картинок к текстам и др.

Новизна представленной темы заключается в том, что автором разработана система заданий, включающая мнемотаблицы с соответствующими стихотворными текстами, которая позволит оптимизировать процесс коррекционно-логопедического воздействия.

При подготовке практического материала я придерживаюсь следующих рекомендаций, сформулированных К.И.Чуковским:

1. К каждому стихотворному тексту необходимо подобрать картинки.

2. Рифмы должны быть поставлены на самом близком расстоянии одна от другой.

3. Рифма должна быть главным носителем смысла всей фразы.

4. Не загромождать стихи прилагательными.

5. Предпочтительный стихотворный размер – хорей.

С учётом данных рекомендаций, а также опираясь на собственный опыт использования в работе стихотворных текстов, автором разработаны практические задания по коррекции лексики, грамматического строя речи, звукопроизношения, слоговой структуры слов.



Результативность:

Наблюдения за детьми после занятий с использованием мнемотаблиц со стихотворными текстами, а также итоговая диагностика позволяют сделать вывод, что данное направление работы значительно увеличивает и, главное, активизирует словарный запас детей, способствует более прочному усвоению изучаемых грамматических категорий, коррекции нарушений звукопроизношения и слоговой структуры слов. Сокращается период «кабинетной речи», так как у детей формируется мотивация к правильной речи и самоконтроль за собственной и чужой речью.



БЕЛЯЕВА ЕКАТЕРИНА ВИКТОРОВНА

МОУДОД ЦТРГО «Эрудит»
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ

Я-КОНЦЕПЦИИ У ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Изменения, произошедшие в последние десятилетия в гуманитарной сфере жизни российского общества, проявились в числе прочего в усилении внимания к проблемам реабилитации лиц с нарушениями в развитии. Свидетельством тому служит принятие целого ряда нормативно-правовых актов, среди которых занимает Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Поэтому принципиальное значение приобретает активизация научных исследований в области реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. В полной мере это касается и реабилитации лиц с глубоким нарушением зрения, тем более что количество слепых и слабовидящих не сокращается. Психологическим аспектам становления личности подростка с ограниченными возможностями здоровья посвящено множество работ, но, тем не менее, проблематика этого возраста остается неисчерпаемым источником для психологических исследований.

Для подростка с ограниченными возможностями здоровья формирование положительной «Я-концепции» играет вдвойне важную роль, так как осознание своих ограниченных возможностей усиливает чувство неполноценности. При наличии отклонений дисгармония подросткового возраста проявляется более резко и стойко, усложняя адаптацию подрастающего человека в обществе. Я-концепция в значительной степени определяет социальную адаптацию личности подростка, является регулятором его поведения и деятельности.

С целью изучения особенностей развития Я-концепции подростков с ограниченными возможностями здоровья нами было проведено экспериментальное исследование, и в нем приняли участие 32 слабовидящих учащихся 12-14 лет из школы-интерната №4 г. Тольятти и 32 подростка 12-14 лет из общеобразовательных школ г.Тольятти. В основу исследования были положены: тест-опросник cамоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев); методика исследования самооценки с помощью процедуры ранжирования (Реан А.А.); «Тест двадцати утверждений на самоотношение» (М.Кун, Т.Макпартленд, модифицированный А.М. Прихожан); опросник выявления мотивации успеха и боязни неудачи (Реан А.А.). Результаты анализа показали, что у слабовидящих подростков, наблюдается заниженная самооценка, отсутствует чувство уверенности в себе, они негативно оценивают свою внешность и умение общаться, а у подростков без ограничений в здоровье наблюдается: положительное отношение к себе и они считают, что окружающие тоже оценивают их высоко. Подростки с ограниченными возможностями здоровья в большинстве случаев дают себе отрицательную оценку, а у подростков без ограничений в здоровье - отношение к себе в большинстве случаев – положительное.

На основе полученных данных была разработана развивающая программа «Загадки моего Я», в ходе которой решаются вопросы активизации внутренних резервов слабовидящих подростков, способствующих формированию позитивной Я-концепции. Я-концепция – это совокупность представлений личности о себе, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компонент. Поэтому разработанная программа построена на формировании вышеперечисленных компонентов. Можно выделить следующие основные блоки программы: 1. Сапопознание (Я-понимание); 2. Самоотношение (Я-отношение); 3. Саморегуляция (Я-поведение).

Таким образом, организация занятий по формированию этих трех компонентов имеет достаточный потенциал для достижения поставленных в ней целей.

Власова Марина Геннадьевна.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №33 «Мечта» городского округа Тольятти

ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АВТОРСКИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОВЗ.

У детей с трудностями в обучении наблюдаются синдромы временного отставания развития отдельных функций (речевых, сенсорных, моторных, эмоционально-волевых).

Овладение языком детьми при нарушенном развитии речи и зрения является сложным поступательным процессом.

В речевом развитии у ребенка с нарушением зрения обнаруживается преобладание словарного запаса по отношению к предметным образам. В результате недостаточности предметных образов действительности отмечается сложность удержания в речевой памяти развернутых высказываний и правильного грамматического конструирования. Логопедическая работа занимает особое место в системе обучения и воспитания данной категории детей, поскольку у многих кроме стойких речевых нарушений наблюдается отставание в овладении пространственными отношениями. Следовательно, они не могут правильно отразить их и в самостоятельной связной речи, что приводит к неверному грамматическому оформлению высказывания. Особенно ярко проявляются данные нарушения при образовании предложных конструкций. Поэтому нарушение грамматического строя языка у детей с ОНР и сочетанными нарушениями зрения и речи является серьезной проблемой, которую необходимо решать.

В процессе формирования их речи ведущую роль играет обучение, в ходе которого возможно соединение решения несколько коррекционных задач и подбора новой и занимательной формы работы. Опираясь на мнение многих педагогов: (Н.Н.Кулешов, О.И.Кукушкина, И.К.Воробьев и др.), считаем, что наиболее эффективным средством обучения в специальной педагогики является применение компьютерных технологий.

Именно поэтому информационные технологии, активно вошли в образовательный процесс МДОУ комбинированного вида №33 «Мечта». Учителем-логопедом создаются и применяются игры, которые помогают логопедам и дефектологам разнообразить коррекционный процесс.

В индивидуальные и групповые занятия, учителем-логопедом включаются авторские игры на компьютере. Работа содержит: электронные игры- занятия (каждое включает составление фраз или предложений с предложной конструкцией); проверочно-игровые упражнения; раздаточный материал для детей; пояснения для педагогов; информационный буклет для родителей.

С веселыми героями в играх дети проводят самостоятельные исследования. Показ объемных изображений в движении помогает в обучении и дифференциации грамматических форм выражения пространственных значений предлогов. Правильный ответ на вопрос вознаграждается веселой музыкой, поощрением. Сочетание динамики, звука, красочного изображения значительно улучшает восприятие информации ребенком дошкольником.

Применение компьютерных игр тренирует зрительное внимание и память, у ребенка возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, ребенок активно пополняет словарный запас, закрепляет употребление грамматических форм, предлогов в речи, у детей воспитывается целеустремленность и настойчивость, развиваются воображение и творческие способности. В связи с чем, повышается качество и эффективность обучения, внимание детей концентрируется на более долгое время. Занятия более насыщенны, актуальны и современны, нравятся детям, что создает дополнительную мотивацию к саморазвитию и преодолению речевых нарушений.

Губайдуллина Надежда Робертовна

Редькина Светлана Ивановна

МОУ прогимназия № 132 «Альтаир»
Организация работы комнаты коррекционно-развивающего обучения для развития сенсомоторной деятельности детей с особыми образовательными потребностями.
На базе МОУ прогимназии № 132 «Альтаир» был произведен углубленный анализ дифференциальной диагностики развития сенсомоторной деятельности детей, анкетирование родителей и опрос педагогов, вследствие которых выявилась проблема повышения эффективности развивающего воздействия на детей и совершенствование коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей.

Таким образом, возникла необходимость создания в стенах общеобразовательного учреждения комнаты коррекционно-развивающего обучения для успешной социальной адаптации и реабилитации проблемного ребенка.

Мы поставили перед собой цель: создать в прогимназии условия, обеспечивающие полноценное развитие сенсомоторной деятельности у детей с особыми образовательными потребностями.

Работа комнаты коррекционно-развивающего обучения в инновационном режиме обусловило систематическое совершенствование содержания и методов обучения воспитанников. Педагогами МОУ Прогимназии используются на практике новые методы и приемы обучения детей, такие как, диалог, игра, рефлексия, педагогическая поддержка, создание ситуации успеха ребенка с особыми образовательными потребностями.

Эффективность коррекционно-развивающей работы по развитию сенсомоторной деятельности детей с особыми образовательными потребностями во многом зависит от профессиональной компетентности педагогов, работающих с данной категорией воспитанников.

В МОУ для профессиональной компетентности педагогов ведется систематическая и планомерная работа, которая предполагает обучение отбору содержания, форм и методов коррекционно-развивающего обучения с учетом нарушенного развития детей с особыми образовательными потребностями: мастер-классы, семинары-практикумы, тематические конференции, тренинги.

В процессе работы по развитию сенсомоторной деятельности перед нами встали особые задачи взаимодействия с родителями воспитанников, так как в психолого-педагогической поддержке нуждаются не только дети, но и их родители.

Учитывая трудности в организации взаимодействия с родителями воспитанников, мы определили содержание работы по данному направлению и формы организации психолого-педагогической помощи семье. Нами использовались коллективные и индивидуальные формы взаимодействия, а также формы наглядно – информационного обеспечения.

Такой подход к организации образовательного процесса позволил нам достичь следующих результатов.

В процессе работы по развитию сенсомоторной деятельности у большинства детей формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, в определенной степени развиваются все виды восприятия, закладываются основы развития мыслительных операций.

В процессе посещения комнаты КРО дети привыкают к целенаправленной деятельности, в которой прослеживается: мотив, способы деятельности, самоконтроль, самооценка.

Таким образом, объединив усилия всего педагогического коллектива и родительской общественности, позволило нам максимально решить поставленные нами задачи.




Ларина Галина Петровна

МОУ СОШ № 63
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

«Подлинный смысл педагогики заключается в том, чтобы даже человек, которому трудно то, что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным, испытывал высокую человеческую радость, радость познания, радость интеллектуального труда, радость творчества».

В.Сухомлинский «Трудные дети».
Поиск новых путей совершенствования образовательного процесса для детей с ОВЗ позволит решить некоторые важные практические задачи:
- приблизить содержание образования к требованиям современного обучения с учетом меняющихся социально – экономических условий;
- обеспечить учащихся знаниями, помогающими формированию социального опыта и коррекции личности на основе индивидуальных возможностей на всех этапах обучения.
В начальных классах чувство дискомфорта, неуверенности возникает у ребят с ОВЗ, которые в силу своих особенностей восприятия информации - памяти, внимания, а также мышления отстают от других, выполняют задания медленнее.
Зная то, что познавательный интерес развивается с помощью определенных методов, приемов и средств, я применяют активные методы познавательной активности учащихся:
- метод познавательной игры;
- метод стимулирования;
- метод поощрения;
- метод организации учебно-познавательной деятельности;
- метод контроля.
Учителям необходимо чаще использовать в своей работе :
- практический, наглядный метод и соблюдать следующие условия :
-должна быть система построения программы и градация трудностей от простого к сложному;
- жесткие требования к зрительному материалу, т.е. при подборе следует учитывать специфические особенности детей;
- необходимо учитывать возможность сложности детей в ориентации пространства листа;
- зрительный материал подбирать с нарастанием сложности ( постепенно уменьшая размеры и увеличивая количество объектов.
- осуществлять повторение не повторяясь (отрабатывать повторение пройденных понятий на новых объектах, что дает возможность развития логического мышления и переноса действия на аналогию).
С психолого-педагогической точки зрения можно сказать, что деятельность – это вид активной формы преобразование того учебного материала, с чем соприкасается мышление ребенка. А ум ребенка будет цепляться за то, что ему интересно.

Тщательно проработанная и изученная специальная коррекционно – развивающая программа, помогает педагогам систематизировать, восполнить пробелы в знаниях учащихся, активизировать их познавательную деятельность, развить у них наблюдательность, внимание, память, мышление, эмоционально- волевую сферу, а значит, повысить уровень общего развития детей.


  Работа над коррекцией и развитием психических процессов может органично войти в систему знаний, умений и навыков учащихся, повысит эффективность самостоятельной работы, как – единственного средства приобретения учащимися умений добывать знания. Даст новые возможности для творчества, так как наделит их определенными умениями и навыками в постоянном самостоятельном пополнении своих знаний, то есть создаст условия для коррекции и развития личности учащихся и позволит реализовать принципиально новые формы и методы обучения. В конечном итоге, эта работа приведет к развитию детей, и будет содействовать активизации процесса усвоения образовательных программ.


Марясова Светлана Ильинична

Детский сад № 201 АНО ДО «Планета детства Лада»
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ

С ПАТОЛОГИЕЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Решение проблемы сохранения и укрепления здоровья воспитанников мы видим в сформированности у детей и их родителей потребности в здоровом образе жизни, а также в коррекции и социализации детей с патологией опорно-двигательного аппарата.

Авторским коллективом детского сада №201 разработаны методические рекомендации “Оздоровительные приемы в работе с дошкольниками” к программе оздоровления детей “Облако” (Н.Н. Назаренко, С.В. Кузнецова).

Методика воздействия на биологически активные точки, физкультминутки и самомассаж, «динамические позы» на занятиях, разработанные в данных рекомендациях помогают мне добиться положительной динамики в оздоровлении детей.

Помимо этого я использую такие здоровьесберегающие технологии, как природный настрой на любой вид деятельности, учет гендерных особенностей детей, создание ситуации эмоционального всплеска, снятия психоэмоционального напряжения через психогимнастику, релаксационные паузы.

Важным условием укрепления и сохранения здоровья воспитанников является обеспечение нормативного объема двигательной активности, который достигается через дополнительные виды двигательно-активного характера: оздоровительный досуг, гимнастику — пробудку, сюжетно — ролевую ритмическую гимнастику, двигательный час.

В своей работе я использую методическое пособие «Березка», (комплексная реабилитация дошкольников с патологией ОДА), разработанное авторским коллективом детского сада № 201, которое помогает мне проводить индивидуальные занятия лечебной физической культуры по рекомендациям врача-ортопеда, корригирующую гимнастику, способствующую формированию свода стопы и правильной осанки.

Повышению эффективности работы по оздоровлению воспитанников способствуют тесные контакты с родителями. Они не только поддерживают все наши мероприятия, но и продолжают работу дома, руководствуясь рекомендациями врачей и воспитателей. Мы часто беседуем с родителями о повседневной одежде, о гигиеничности и соответствии ее сезонам, о том, что она должна быть удобной. Родители получают знания и умения о конкретных приемах и методах оздоровления (ЛФК, дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные виды закаливания и т.д.) через Дни открытых дверей, совместное участие в спортивных праздниках и соревнованиях, выпуск газет, организацию выставок, выявление и изучение передового опыта семейного воспитания по формированию здорового образа жизни.

Эффективность физического воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от рациональной организации предметно – пространственной среды. Дети с удовольствием используют материал «Домика Здоровейка» во время гимнастики-пробудки и закаливания, занятий, самостоятельной двигательной деятельности. Ребятам нравится работать с пиктограммами, они проявляют самостоятельность при проведении оздоровительных упражнений.

Пособия для проведения оздоровительных приемов (пальчиковая, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, природный настрой и т.д.), тренажеры из природного материала; дидактическая игра «Копилка здоровья» и другой стимулирующий материал помогают мне приобщать к здоровому образу жизни и воспитанию осознанного отношения к своему здоровью детей и их родителей.

Анализ диагностики культуры здоровья детей показывает положительную динамику по трем компонентам (двигательная, гигиеническая культура, потребность в ЗОЖ), что свидетельствует об эффективности применения здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками.



Пигарева Елена Алексеевна

Семерикова Елена Валентиновна

г. Тольятти, АНО ДО «Планета детства «Лада», д/с № 171
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОРСКИХ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОСОБИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
«…среда – есть истинный рычаг воспитательного процесса,
и вся роль взрослого сводится к управлению этим рычагом»


Л. С. Выготский

Современные стандартные пособия малофункциональны, имеют узкую направленность, не всегда их применение дает возможность увязать дидактический материал занятия с воспитательными задачами и развитием речи. Современному ребенку недостаточно просто получить информацию. С ребенком необходимо вместе искать и находить ответы на вопросы, уметь обследовать, сравнивать, делать выводы, развивать речь (монологическую, связную), формировать просодику речи. Тем более, что многие пособия рассчитаны на определенный возраст детей и в целом предназначены для индивидуального пользования.

Кроме того большое количество дидактических игр и пособий приводит к перенасыщению среды, что так же вредно для развития ребенка, как и скудость. Пространство детского сада имеет пределы и не может вместить все «полезное», что предлагают разные образовательные программы, рынок игрушек и полиграфической продукции.

С целью решения этой проблемы наш коллектив разработал, создал и апробировал мобильные, многофункциональные методические пособия: «Умная ромашка», «Синичка-помощница» и «Волшебный экран».

Подробнее остановимся на пособии «Умная ромашка». С данным пособием мы работаем в течение 3 лет. Материал усложнялся и расширялся в зависимости от задач возрастной группы. Покажем это на примере одной дидактической игры «Назови, какой?». Если в младшем возрасте воспитателями решались задачи по определению и закреплению формы, цвета, величины предметов, а логопедом – согласование прилагательных с существительными в роде и числе по всем запланированным лексическим темам. То в старшем возрасте материал расширился и углубился. Детьми закреплялись не только качественные прилагательные, но и относительные и притяжательные, подбирались синонимы и антонимы.

Дидактическое пособие «Умная ромашка» использовалось в коррекционной работе по воспитанию и обучению детей с общим недоразвитием речи с целью: обогащения, уточнения и активизации словаря; развития фонематического слуха; формирования грамматического строя речи; развития звукового анализа и синтеза; развития оптико-пространственных представлений.

Данное пособие применялось нами и в решении других задач по разделам программы образовательно-воспитательной работы не только на занятиях, но и в центрах активности. Например: ознакомление с художественной литературой – игра «Угадай, из какой сказки»; математическое развитие – игра «Найди нужную цифру по количеству предметов»; ознакомление с окружающим миром – игра «Что из чего сделано?».

Все разработанные нами дидактические пособия используются в работе как логопеда, так и воспитателя, с младшей группы до старшего дошкольного возраста, индивидуально или в подгруппе детей, в любой образовательной программе, как на занятиях, так и в центрах активности, и самостоятельно детьми.

Использование данных пособий обеспечило возможность создать условия для всестороннего развития личности ребенка: развития речи, умственного и нравственного воспитания, коммуникативных качеств, волевых умений, стимулирования детской активности, поддерживания интереса, а также многопланово использовать одни и те же дидактические пособия в течение каждого возрастного периода обучения.

Покровская Марина Александровна, МОУ школа № 69



ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос:

«Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?»

Результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья. Что и говорить об учениках 1 б класса, где у каждого проблемы не только с речью, но и со здоровьем и общим физическим и психическим развитием.

Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа в классе по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа». В системе образования накоплен определённый опыт реализации здоровьесберегающих технологий.

Основу телесной вертикали и телесно-моторную активность, режим смены динамических поз, реализацию специальных упражнений и таблиц, снимающих зрительное утомление, смена динамических пауз, применение различных игровых технологий.

В практике я стараюсь планировать и учитывает умственные нагрузки – объём письменных работ, число примеров, задач, а также физические компоненты ( работа мышц). Такой подход к организации урока способствует уменьшению утомления, задержки развития, а порой и потери здоровья школьников.

Формирование у детей с ЗПР тонко координированных зрительно-ручных движений облегчается на фоне активизации функционального состояния организма, в том числе общего чувства равновесия и координации. При этом одним из наиболее эффективных методов такой активизации является периодическая смена поз, в частности перевод детей из позы сидя в позу стоя, проведение некоторых видов заданий, сидя на ковре (на коленях, «по-турецки», лежа на животе с прогибанием позвоночника, что позволяет снизить однообразную нагрузку на позвоночник).

Ещё одна из биологических предпосылок нормального развития – это пространство. Пространство-это высшая свобода моторики. Продумывая урок, я планирую, где можно использовать материал экологической стенки, подойти к ней детям, предложить индивидуальные задания. Например, картина с изображением пейзажа (река, поле, деревья, облака), сменная в зависимости от времени года за окном.

А как же использовать зрительно- пространственную активность в режиме школьного урока? Достигается это за счёт максимального удаления от глаз ребёнка учебного дидактического материала. Предъявляемый дидактический материал может быть маленьких размеров (раньше нам запрещали его использовать). Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение с глазных мышц.

Способствует расширению зрительно- двигательной активности и проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Физкультминутки выполняются через 10-15 минут напряжённого зрительного труда.


Учитывается также материал психологического воздействия цвета на ребёнка:

- белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему;

- чёрный – в небольшой дозе сосредотачивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли;

- красный – возбуждает, раздражает;

- коричневый – в сочетании с яркими цветами создаёт уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию и т. д.

Изучив данные о физиологических возможностях каждого ребёнка, и составив диаграмму заболеваемости класса, провожу дифференцированные физкультминутки.

Упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг). Очень помогают в коррекционном классе снять напряженность, расслабиться, развивают пространственное воображение.

Некоторые приёмы самомассажа, точечный массаж. Массаж обладает расслабляющим действием и облегчает перенапряжение в любое время.

Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» - вот цель моей работы.

Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.



Петрова Татьяна Анатольевна, учитель-дефектолог

Д/С № 198 «Вишенка» АНО ДО «Планета детства «Лада»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПАННО В РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Но если речь идет о детях с особыми образовательными потребностями, то традиционных методов и приемов здесь будет недостаточно. Детям с задержкой психического развития требуется неоднократное повторение, длительное закрепление приобретенных, во время занятий познавательного цикла, знаний, умений и навыков. Помимо этого, основной целью предшкольной подготовки детей с ЗПР, является формирование умения пользоваться полученными знаниями и умениями, применять их в конкретных ситуациях. Кроме того, педагогам, работающим с детьми с ЗПР, известно, что самые прочные знания, умения и навыки формируются в процессе такой деятельности, которая активизирует как можно больше анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный и др.). В связи с тем, что дети с ЗПР требуют к себе особого индивидуального подхода, в нашем дошкольном учреждении на протяжении нескольких лет используются развивающие пособия – интерактивные панно. Интерактивные панно используются в работе с дошкольниками, как на занятиях познавательного цикла, так и для совместного или самостоятельного закрепления полученных знаний, умений и навыков в свободной деятельности. Интерактивные панно позволяют активизировать все психические процессы ребенка: внимание, мышление, восприятие, память и т.д. Что позволяет осуществлять коррекцию нарушений интеллектуальной сферы. В самостоятельной свободной деятельности работа с интерактивным панно позволяет ребенку закрепить полученные знания по некоторым разделам математики: геометрические фигуры; прямой, обратный и порядковый счет; состав числа из двух меньших; графический образ цифр; чередование и сравнение предметов по нескольким признакам (цвет, размер, форма), и др. Параллельно с закреплением знаний по разделам математики, интерактивное панно позволяет корректировать высшие психические функции: восприятие, мышление, внимание, память и т.д. Существуют так же и многофункциональные интерактивные панно.

Многофункциональные панно могут использоваться педагогом на занятиях по любому разделу обучения и воспитания. Основная цель использования – развитие высших психических функций, установление элементарных связей, закономерностей. Особенностью использования интерактивных панно является то, что такая работа позволяет формировать планирующую функцию речи. С помощью интерактивного панно ребенок самостоятельно может спланировать предстоящую работу, а по окончании своей деятельности ребенок представляет подробный устный отчет о проделанной работе. Формы работы с интерактивным панно могут быть разнообразными. На начальных этапах работы с панно происходит накопление и систематизация знаний по различным разделам программы на занятиях. Далее педагог в совместной (обучающей) деятельности с ребенком при работе с панно закрепляет знания и формирует навыки использования полученных знаний в каждой конкретной ситуации. На более продвинутых этапах работы с интерактивным панно у ребенка формируется умение самостоятельно оперировать с панно. На этом этапе ребенок может не только отчитаться о проделанной работе, но и проанализировать как свою деятельность, так и деятельность своего товарища. Таким образом, использование интерактивных панно в работе со старшими дошкольниками с задержкой психического развития обеспечивает более прочное усвоение знаний по всем разделам программы обучения и воспитания в детском саду, формирует устойчивые навыки и умения. А самое главное позволяет научить ребенка использовать полученные знания, самостоятельно устанавливать взаимосвязи и закономерности, находить нужные и верные пути решения поставленной задачи и т.д. Все эти качества и умения необходимы ребенку для дальнейшего успешного обучения.

Руднева Татьяна Александровна

МОУ средняя школа №26
ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ «ЗВУЧАЩИЙ МИР»
Музыкальное воспитание в нашем детском саду, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ДЦП, и имеет помимо общеразвивающей, коррекционно-компенсаторную направленность. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их свои настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия), и речевой деятельности.

Воспитанники нашего детского сада группы «Особый ребёнок» отличаются повышенной эмоциональностью, внушаемостью. Сосредоточение короткое, внимание малого объёма, и распределить его в силу своих индивидуальных способностей они не могут. Поэтому организация внимания полностью зависит от внешних факторов, прежде всего от интереса ребёнка к объекту. От умения педагога создать условия для положительного эмоционального состояния детей, зависит устойчивость внимания на музыкальных занятиях. Для этого используются при обучении приёмы наглядности, занимательности. Русский учёный В.М. Бехтерев в своих трудах отмечал, что с помощью музыки, можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Педагог может дифференцированно воздействовать на детей с разными особенностями психического развития.

Медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус. Расторможенные дети (гиперактивные) успокаиваются спокойной музыкой умеренного темпа, снижающей возбуждение состояния коры головного мозга.

Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния, требуется стабилизирующая музыка: спокойного характера с акцентами, повторяющимися через ровные интервалы, и с одинаковым уровнем звучания.

Наряду с традиционными и широко используемыми методиками, мы в своей работе используем технологию «Звучащий мир», т.к. программа Екжановой Е. А, Стребелевой Е. А, и Шевченко С. Г. не учитывает специфику данной категории детей (дети имеют множественные, сочетанные дефекты в развитии). Задача данной технологии и включают главный аспект работы музыкального руководителя с данной группой, как обобщение звукового опыта сенсорного опыта детей. Удовлетворение сенсомоторной потребности вызывает у ребёнка интерес к окружающему миру, а также обобщение музыкального опыта, активизация эмоциональных реакций детей на музыку, развитие музыкально-игровых импровизаций у детей с ДЦП.

Программа реализуется в четыре этапа, между которыми проводятся промежуточные диагностики, по освоению данного этапа. Цель диагностики включает в себя изучение особенностей звукового омута, выявление своеобразия отношений и восприятия детьми музыкальных и немузыкальных звуков. Важнейшим условием становится организация в группе музыкальной (звучащей) среды, побуждающей ребёнка к активной звуковой деятельности. Эффективность обогащения музыкального опыта будет зависеть от знания педагогом его особенностей. Исходя именно из этих особенностей, мы определяем круг задач, которые необходимо решать, музыкально развивая ребёнка, и выбирать возможные средства и пути их решения.



Самойлова Светлана Вячеславовна, МОУ школа №10
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
За последние годы в нашей стране существенно возрос процент детей, имеющих ослабленное здоровье. Напряженный режим современной жизни приводит к резкому ухудшению соматического и психоневрологического самочувствия ослабленного ребенка. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2-2,5 раза. При углубленном изучении состояния здоровья детей в различных регионах России здоровыми признаются только 0,4-10% детей раннего возраста.

Эта прогрессирующая тенденция ставит во главу угла необходимость повсеместного внедрения в образовательных учреждениях эффективных форм и методов работы с детьми, имеющими ОВЗ, что невозможно без подготовки высококвалифицированных специалистов. Неотъемлемыми компонентами, направленными на работу с детьми с ОВЗ обязательно служат совместные усилия педагогического коллектива, родителей, социальных служб, учреждений дополнительного образования. Эти компоненты в массовой школе включают следующие направления: диагностико-консультативный этап, физкультурно-оздоровительный, воспитательно-образовательный, коррекционно-развивающий, социально-педагогический. Формы организации по работе с такими детьми представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме. В общеобразовательной школе применяются урочная и внеурочная формы организации обучения. Конкретными формами организации работы являются урок, практикумы, семинарские и факультативные занятия, учебные экскурсии, собеседования, индивидуальные и групповые консультации, внеурочные формы организации трудового обучения, домашняя учебная работа учащихся. Во всех формах важное значение приобретает характер взаимодействия учителя и учащихся.

Подробнее хотелось бы остановиться на таких базовых формах как игротерапия и арттерапия.

В игровой деятельности дети развивают коммуникативные навыки: начинают делиться своими впечатлениями, чувствами, мыслями, осознают их и соотносят с чувствами, мыслями значимого взрослого, других детей. И, что очень важно, начинают планировать деятельность и самостоятельно находить способы решения игровых задач.

Другим важным направлением в работе с детьми с ОВЗ является арттерапия. Арттерапия позволяет выявить возможности ребенка в общении, идентификации, эмпатии. Во время рисования развивается способность осознавать свое настроение, чувства, эмоции; развивается способность соотносить свои чувства, настроение, действия с ситуацией, чувствами и действиями других людей. Занятия должны быть построены таким образом, что можно их прервать в любой момент. Это позволяет избежать лишнего психического дискомфорта у детей и исключить элементы принуждения. Занятие должно, в соответствии с желаниями и мотивами поведения ребенка, проводиться частями, вкрапленными в другую (лучше продуктивную) деятельность. Неустойчивое внимание детей может быть организовано переключением на параллельную деятельность, таким образом, внимание не рассеивается и дети фактически не выходят из ситуации общения с взрослым. Содержание травмирующего занятия следует проанализировать с учетом социальной ситуации развития ребенка и по возможности подобрать другую форму проведения, другое содержание, соответствующее целям данного занятия. По мере продолжения работы устойчивость «социального внимания» детей повышается. Ребенок с ОВЗ способен воспроизводить исключительно те ситуации, которые относятся только к его собственному опыту. Раз за разом ребенок воспроизводит те способы поведения, которые приносят ему успех.

Силинская Светлана Владмировна, СКОУ №4
Использование ТРИЗ-приёмов в познавательной активности у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Проблема развития познавательной активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития ребенка, успешной его социализации и интеграции в общество требует на современном развитии цивилизации принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации познавательной активности обучаемых является не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

Побуждающим к познанию, самостоятельному поиску ответа на вопрос, творческому самовыражению ребенка является исследовательский метод. Некоторые учителя считают, что исследовательский метод недоступен большинству учащихся с нормальным ходом развития, не говоря уже о детях, имеющих трудности в обучении  и является уделом лишь немногих. Такое суждение не совсем объективно. Практика показывает, что данный метод оправдан. Дети активно включаются в исследовательскую деятельность, когда перед ними встают интересующие их проблемы, загадки окружающего мира. Речь идет об элементарных методах поисковой работы – никто не требует, чтобы ученики делали открытия, обогащающие науку. Речь идет о творческом труде. Данный метод приучает ребенка думать, что-то самостоятельно выискивать, находить самому те или иные решения.

Эффективными и развивающими, побуждающими к активной мыслительной деятельности, способствующими развитию всех видов памяти, внимания, восприятия, речи являются приемы, основанные на противоречиях – всем известной теории решения изобретательских задач. Эти приемы очень просты, но высокоэффективны. Такие приемы   приучают детей мыслить, выходя за рамки  стереотипов, мышление становится гибким, нестандартным, развивается воображение.


Мозговой штурм (мозговая атака) – широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения различных проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску путей решения той или иной проблемы.

Использование мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:


 творческое усвоение детьми учебного материала;
 связь теоретических знаний с практикой;
 активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;
 формирование способности концентрировать внимание и прилагать мыслительные усилия;
 формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.

С детьми этот прием называем «Разминка». Перед началом разминки детям дается соответствующая установка, например: «Ребята, вам будет предложена серия простых вопросов, однако работа усложняется тем, что ее придется выполнять в высоком темпе. Ваша задача: прослушать очень внимательно каждый вопрос, как можно быстрее дать на него четкий ответ». После этого работа должна проходить в форме учебного диалога. Учащиеся могут отвечать хором, не поднимая руки (цель: кто быстрее).

Возможный вариант разминки:
 Какое сегодня число?
 Какой день недели был вчера?
 У стола 4 угла. Один угол отпилили. Сколько осталось?
 Как правильно сказать 5  + 7 равно одиннадцати или адиннадцати? (двенадцати).
 Какая третья буква в слове вокзал? А четвертая в слове солнце?
 Сколько будет 6 + 6 : 6? (7, потому что первое действие деление).
 Может ли муж жениться на сестре своей вдовы?
 Сколько дней в ноябре?
 Сколько букв в имени белобоки?
 Как называется третья буква алфавита с конца? А пятая сначала?
 Что мы слышим в начале урока? (букву У).
 Сколько девяток в ряду от 1 до 100?
 Реши задачу: «Представь, что ты шофер. В твоем автобусе 18 мест занято мужчинами и 12  - женщинами, кроме того, 4 ребенка стоят. Сколько лет шоферу?».

Такие разминки придают дух соревновательности, концентрируют внимание, развивают у детей умение переключаться с одного вида деятельности на другой, устанавливается межпредметная связь. Кроме того, после проведения такой разминки в начале урока, у ребенка значительно повышается интерес к  учению, он активнее работает на протяжении всего урока.


Задания для подобных разминок подбираются в соответствии с уровнем знаний, общего развития учащихся. Разминки усложняются постепенно. Вот пример усложненной разминки, ответы которой записываются в тетрадь:
 К количеству букв в названии столицы нашей Родины прибавьте количество звуков в слове КОНЬ. Запишите ответ.
 От десятой части температуры кипения воды отнимите количество сантиметров, содержащихся в одном дециметре. Запишите ответ.

Еще к одной из разновидностей разминки можно отнести прием, позаимствованный из программированного обучения – цифровой диктант. Этот вид работы является более простым, чем предыдущие, так как от учащихся требуется не формулировка ответа на тот или иной вопрос, а умение правильно отреагировать на утверждение учителя.

Если ребенок считает высказывание  педагога правильным, он должен молча поставить в тетради цифру 1, если нет – 0. Ответы группируются в трехзначные числа, которые можно быстро проверить.

Приведем пример цифрового диктанта:


Я утверждаю, что:
1. 48 делится на 6 без остатка.
2. Столица Белоруссии – Киев.
3. Автор сказки «О рыбаке и рыбке» - Михалков.
4. Кораллы – это растения.
5. Следующее сочетание звучит правильно в следующем написании: «нет носков и чулок».
6. Существительное ТЮЛЬ – мужского рода. И т. п.

В заключение стоит отметить, что знания, даваемые детям насильно, душат разум, задача каждого преподавателя – совершенствовать, варьировать методы и способы работы так, чтобы детям было интересно учиться. И, наверное, справедливо отмечал великий философ Д. Пойа, что «хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей».

  • Покровская Марина Александровна, МОУ школа № 69
  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПАННО В РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ