Икт на разных ступенях образования

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Икт на разных ступенях образования

Скачать 91,68 Kb.


Дата29.08.2017
Размер91,68 Kb.

Скачать 91,68 Kb.

Эссе на тему: ИКТ на разных ступенях образования.
Современный мир нельзя представить без информационных технологий... Компьютерные технологии используются везде, во всех сферах жизни и деятельности человека...Конечно, это и не удивительно, ведь программное обеспечение современных компьютеров, разнообразные программы и приложения намного упрощают работу человека в любой сфере...

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой .В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе .Из этого следует , что жизнь с ИКТ проще и удобнее....

Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
Рабочие сферы жизни и деятельности человека, это одно... А с какого возраста можно приучать современных детей к новым информационным технологиям?! Ведь, наблюдая за жизнью детей, я очень часто замечала их тягу к компьютеру... «Дай-дай», «я сам», «хочу посмотреть», «научи», «купите компьютер»:-слышала я очень часто в некоторых семьях...Но вся эта тяга была направлена не на какие-то образовательные программы, а на простые «игрушки».... И не удивительно, ведь в современных компьютерных играх отличная 3D графика, хорошие эффекты и сюжеты, ребенку нравиться....
В современном мире ИКТ внедрено в жизнь ребенка уже с детского сада... А ведь это и правильно... Современная система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг. 
Появление новых документов, освобождающих творческую энергию воспитателей, вместе с тем ставит перед дошкольным учреждением достаточно ответственную задачу - выбрать такую программу работы с детьми, которая не только может быть успешно реализована педагогическим коллективом, но и будет способствовать эффективному развитию и воспитанию детей. 
Современных педагогов по ИКТ адаптируют к определенным образовательным программам, которые можно использовать в дошкольном образовании и процесс запускается...

Потребность педагогов в использовании ИКТ изложена в Комплексе мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации до 2010 года и предполагает осуществление преобразований по двум основным направлениям: обеспечение доступности дошкольного образования и его качества. Современный отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет значительно повысить эффективность не только воспитательно-образовательного процесса, но и деятельности учреждения в целом.


Читая статьи педагогов, в детских садах которых первым шел эксперимент, я увидела то, что они все хотят, чтобы жизнь детей стала намного лучше, они хотят «идти в ногу со временем» ... Не отставать от других образовательных учреждений. Все педагоги испытывали только радость в том, что ИКТ внедряется и в дошкольное образование....
С начала эксперимента педагогами начали разрабатываться различные комплексные методические обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ с использованием ИКТ. Основная идея всего этого замысла заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, главных сфер личности, развития творческих способностей. Это все является новым подходом к использованию ИКТ в работе с детьми, который позволяет сохранить целостность и уникальность отечественного дошкольного образования.
На первом этапе этих методических обеспечений были реализованы педагогами «Методики использования ИКТ»: — в программной детской деятельности;  — в психолого-коррекционной работе;  — в логопедической коррекции.
Комплексы занятий с использованием ИКТ по направлениям.
Тематические рекомендации для родителей по использованию ИКТ.

В детских садах , к сожалению, только двух городов применяют Microsoft MultiPoint, Суть этой затеи заключена в технической возможности одновременной творческой работы нескольких детей на одном экране. Это открывает новые педагогические возможности, развивает у детей способность к совместной проектной деятельности.

Еще одна интересная разработка, которая для часто болеющих детей, это задания, выложенные в определенном разделе, где дети вместе со своими родителями могли бы выполнять определенные задания , чтобы не отставать по программе от других детей

Конечно, все эти разработки определенных педагогов для конкретных детских садов очень хороши, но к сожалению в настоящее время ситуация в большинстве детских садов не благоприятствует появлению ИКТ в дошкольном образовании.

Да и есть же определенные запреты на взаимодействие детей со средствами ИКТ, но маленьким детям намного сложнее передать и объяснит так, чтоб ребенок не заплакал и не расстроился, а просто понял педагога.

Много возможностей для детей детских садов дает ИКТ.


А в школах необходимо внедрять не экспериментальные и не специальные, а стандартные решения в области аппаратного, телекоммуникационного и программного обеспечения — это дает гарантию преемственности и практической востребованности.
Процесс информатизации школьного образования можно разбить на четыре этапа:

1 этап. Организация изучения информатики в школе. Девизом этого этапа может служить лозунг «Компьютерная грамотность!». Задачи, решаемые на этом этапе – это традиционные задачи всеобуча.

2 этап: «Применение ИКТ при изучении различных дисциплин». На этом этапе происходит кооперация учителя информатики и учителей предметников. Важной составляющей является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке.

3 этап. «Интегрируем ИКТ в учебный процесс». Главной задачей на этом этапе становится широкая межпредметная интеграция и индивидуализация обучения.

4 этап. Этот этап чаще всего называют этапом трансформации школы. Его главная задача- введение в практику систематических процедур, обеспечивающих индивидуализированные решения всего комплекса задач обучения и воспитания в школе.
В современном мире выяснилось, что с увеличение различных марок компьютера с 1980 г. , стало выявляться то, что компьютерные классы школ стали пополняться тупиковыми компьютерами, не адаптированных под современные запросы школьного образования.

ИКТ по сути облегчают работу в любой сфере, но конечно если человек адаптирован и умеет управляться с ПО, которое ему необходимо для работы.

Внедрение компьютеров усложняет  жизнь школы. Ведь не каждый учитель в былые времена мог виртуозно управляться с компьютером, некоторые просто не имели понятия с какой стороны к нему подойти! До тех пор пока учителя (не только учителя информатики) и администрация школы не смогут получить необходимого минимума знаний в области использования ИТ и на своем опыте убедиться в их практической ценности, компьютер и ИТ будут рассматриваться ими как нечто чужеродное. Сейчас во многих школах педагогический состав школы посещает несколько раз в год курсы повышения квалификации.

Современный курс такого предмета, как информатики – беспрецедентное явление в педагогической практике. Как правило, от возникновения научной дисциплины до осознания ее общеобразовательной значимости  и включение ее основ в школьное образование проходит минимум несколько десятков лет, а то и сотен лет. В течение этого времени стабилизируется научный аппарат, определяется методология и формируются общие методические подходы – то есть устанавливается некий системный взгляд на данную дисциплину.  Для информатики этот процесс до настоящего момента все еще не завершился, хотя уже около двадцати лет она вошла в состав обязательных общеобразовательных предметов. Но именно фрагментарность,  отсутствие системного взгляда на предмет является в данный момент главной проблемой в содержании обучения информатике и информационным технологиям.

Возникает много проблем на пути внедрения ИКТ , все эти проблемы затрагивают основные элементы школьной информационной системы: методическое обеспечение, подготовка преподавателей и администрации, различное ПО для работы, интерфейс пользователя, аппаратный интерфейс.

Интернет и веб-технологии становятся ключевыми факторами развития национальных систем электронного обучения. В некоторых школах Интернет является доступным для образовательных нужд, а в некоторых школах его до сих пор нет. В тех школах, где есть интернет , его ресурсы не всегда используются по надобности , существуют школьные ограничители на некоторые сайты.

Еще один интересный вопрос: в какие дисциплины школьного образования внедрять ИКТ?! Конечно, это должны быть такие дисциплины , где необходимо наглядно за всем наблюдать, если нет возможности все увидеть в живую, где-то при закреплении темы дети проходят тесты на компьютере, тренируются на специальных тренажерах перед контрольными или тестированием...... На уроках информатики дети работают с «Электронными таблицами», «Базами данных», графическими редакторами...

На основе вышеизложенных проблем в школьном образовании можно сделать не совсем хороши выводы...

Для учебных и образовательных учреждений (особенно в России) приобретение компьютерной техники, сетевых и телекоммуникационных средств, подключение к Интернету и приобретение программных продуктов — весьма непростые задачи. С одной стороны, такие учреждения должны использовать в процессе обучения только самые современные продукты и технологии, чтобы готовить пользователей и специалистов завтрашнего дня. Ведь нельзя же учить детей на основе старых технологии, ведь известно какой от этого будет эффект- ничего хорошего, массовая компьютерная неграмотность ! А с другой стороны, эти учреждения находятся в жестких рамках бюджетных средств. Как быть школьным учебным образовательным учреждениям...

Понимая ту исключительно важную роль, которую играют информационные технологии в современном образовании, корпорация Microsoft разработала специальную программу лицензирования программных продуктов Microsoft для учебных и образовательных учреждений (Microsoft Open License for Education, MOL). Если учебному или образовательному учреждению необходимо приобрести небольшое количество программных продуктов (для установки на 1—5 ПК), то в этом случае можно по значительно более низким ценам приобрести академические версии программных продуктов Microsoft (Academic Edition Full Packaged Product). Академические версии являются полноценными программными продуктами Microsoft и ничем не отличаются от своих коммерческих аналогов14.

ИКТ можно использовать и для организации досуговой деятельности школы. Различная внеучебная деятельность, организация разных праздников, концертов, классных часов.

Если интнресно и грамотно организуются внеурочные мероприятия с испоьзованием ИКТ, то происходит : повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности, активизация познавательной и творческой деятельности школьников за счет компьютерной визуализации учебной информации, включение игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима внеучебной деятельности школьников, углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки, хранения, передачи информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей (например, автоматизированные, интеллектуальные обучающие системы, электронные учебники, используемые при организации внеучебных мероприятий и досуга школьников), усиление практической направленности знаний, полученных в рамках внеучебных мероприятий, закрепление знаний, умений и навыков в области информатики и информационных технологий, формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности, реализуемой с помощью средств ИКТ, повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности, осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками, развитие способности свободного культурного общения школьников с помощью современных коммуникационных средств.

В высшем учебном образовании без ИКТ не куда.... Все работы студентов , так или иначе основываются на информационных технологиях, и тут же тот самый информационный ресурс интернет, самое элементарное его участие в жизни студента в образовании – это поиск материала для различных работ, рефератов. Широко применяются многими студентами такие ресурсы, как «электронные библиотеки», они содержат большое количество электронных книг. Многим студентам гораздо удобнее читать электронную книгу дома ,(а может и слушать, для некоторых студентов-инвалидов), чем ждать, пока найдут книгу и потом еще просиживать в библиотеке по нескольку часов.

В настоящее время существует так называемое «дистанционное» образование, примером может быть и работа, выложенная на сайте, которую необходимо выполнить дома в удобное для студента время до определенного срока. Тем учащимся, которые не могут позволить себе учиться за рубежом, Интернет предоставляет доступный путь для получения знаний о культурных особенностях других стран, что особенно важно в современных условия, когда раздвигаются границы общения людей.



В области высшего образования наиболее приоритетными направлениями для использования информационных технологий являются компьютерные науки и инженерная подготовка. Именно они, а также часть дисциплин электротехники и радиотехники и информационных систем и составляют информатику. Что касается средней и профессионально-технической школы (включая системы непрерывного обучения), то там наибольший акцент делается на бизнес-ориентированное образование, на изучение и применение информационных технологий.

  • Процесс информатизации школьного образования можно разбить на четыре этапа: 1 этап.
  • «Компьютерная грамотность!».
  • 3 этап. «Интегрируем ИКТ в учебный процесс».