Игровые технологии на уроках химии как способ формирования познавательного интереса в условиях модернизации регионального образования

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Игровые технологии на уроках химии как способ формирования познавательного интереса в условиях модернизации регионального образования



страница1/3
Дата08.05.2017
Размер0,84 Mb.


  1   2   3
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ТОЛЬЯТТИНСКИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Управление дополнительного профессионального образования

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

курсов повышения квалификации по Именному образовательному чеку



по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

Тема: Игровые технологии на уроках химии как способ формирования познавательного интереса в условиях модернизации регионального образования

Выполнила: Алексеева Галина Ивановна

место работы МБУ СОШ №13

________________

Проверила: Гущина О.М.,

Тольяттинский государственный университет

__________________

Тольятти, 2013г.

с 7.09. 2015 по 25.09. 2015



Введение. 3

1. Игра как эффективное средство повышения интереса обучающихся к уроку химии. 5

1.1. Роль игры в повышении эффективности образовательного процесса. 8

1.2.Основные виды игровых технологий, используемые при изучении химии 10

2. Место игры в образовательном процессе 17

2.1. Требования к проведению дидактических игр 18

2.2. Технология разработки дидактической игры «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» 19

3. Анализ результатов применения игровых технологий в учебном процессе 23

4. Список использованной литературы 25

5. Приложениe 26




Введение.


Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования.

Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебного предмета, необходимыми способами деятельности, умениями, навыками.



Проблема: В современной жизни, особенно в производственной деятельности человека, химия имеет исключительное значение. В то же время, возрастающий объем информации, непрерывное обновление учебных дисциплин, рост хемофобии в обществе привели к тому, что интерес к химии снизился у учащихся еще в школе. Отсюда - нежелание изучать учебные и научные тексты химического содержания и отсутствие умений и навыков воспринимать их в целом. Это повлекло за собой слабые знания обучающихся по предмету и низкую мотивацию к его изучению в школе. У школьников всегда возникает вопрос: для чего экономисту, электросварщику, электромонтеру, бухгалтеру, юристу изучать химию? И, как результат, слабые знания по химии, а в дальнейшем появляются трудности в усвоении специальных дисциплин, связанных с химией.

В связи с этим становится актуальным совершенствование форм и методов обучения химии, которые стимулируют мыслительную деятельность школьников, развивают их познавательную активность, учат практически использовать химические знания.

В решении данных проблем могут найти свое место игровые формы организации занятий, которые способны выступать в качестве действенного средства обучения. Атмосфера игры создает условия, при которых ребята незаметно для себя вовлекаются в активную деятельность, начинают понимать, что выиграть можно тогда, когда имеешь определенный запас знаний. Кроме того, игровая форма проведения занятий предполагает коллективное сотрудничество учителя и учащихся. При формировании групп учитываются уровень знаний учащихся, направленность их интересов, психологическую совместимость. Школьник только тогда может справиться с возложенной на него задачей, когда он в сотрудничестве с другими ребятами использует полностью свои знания, только тогда он овладевает необходимыми умениями и навыками коллективного труда. На этой же основе происходит и формирование необходимых нравственных качеств.

Цель: Определить роль игровых технологий в формировании познавательного интереса при изучении химии.

Задачи:

1. Познакомиться с основными видами игровых технологий

2. Изучить способы формирования интереса к уроку химии используя игровые технологии.

3. Рассмотреть, как игровые технологии способны повысить интерес к урокам химии


1. Игра как эффективное средство повышения интереса обучающихся к уроку химии.


Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. С ней сталкиваются и учителя, преподающие предметы естественнонаучного цикла, такие как физика, химия, биология. При этом примечательно, что до момента изучения колоссального объема теоретического, понятийного материала, в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Почти у всех есть желание владеть предметом, объяснять процессы, происходящие в окружающем мире. Но как только начинается процесс овладения терминологией, изучение законов, формул, решение задач, и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления «строительного материала», преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. Одна из первостепенных задач учителя на уроке – формирование мотивации. Это, прежде всего, создание условий  для появления внутренних побуждений к учению, а не «перекладывание учителем в голову учеников уже готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения». Согласно характеристикам мотивации учения школьников (по Н.В. Немовой),  у учащихся 8-9 классов, когда закладываются базовые знания предмета химия, стойкий интерес к предмету развивается крайне редко, обычно закладывается в семье. Мотив достижения успеха в учебе не развивается. Для школьников характерны: желание иметь высокую отметку, даже если оно не подкрепляется знаниями и мотивация, вызванная подростковыми установками (подсказки, списывание, обман учителя и др.). Значимость отметки как «мотиватора» снижается, отметка выступает не стимулом, а критерием качества знаний. Единственное, что может помочь учителю на этом этапе – это высоко развитый познавательный интерес учащихся.  Получается, чтобы развивать положительные мотивы учащихся нужно действовать через более раннюю стадию деятельности – познавательную потребность.

Ни для кого не секрет, что школьники часто ждут начала изучения химии: таинственный мир превращений, опытов, взрывов привлекает многих. Но уже с момента изучения языка химии – химических знаков, формул, уравнений, свойств веществ – интерес угасает. Ведь это все абстрактно, они не видят реальной связи с окружающим миром, не понимают, зачем необходимо все это, как им кажется, «вызубривать». Как результат, для многих школьников по окончанию обучения – химия – один из самых сложных, абсолютно ненужных в повседневной жизни учебных предметов. Поэтому основная задача – связать предметное содержание с реальной жизнью. Для этого особенно важно, чтобы мотивированными были изучение каждой отдельно взятой темы, введение каждого понятия, овладение каждым умением, приобретение каждого навыка, это так называемая локальная мотивация.

В качестве средства, стимулирующего эффективность обучения, выбрана дидактическая игра.

Генезис игры и трактовка этого понятия

Игра является одним из древнейших видов деятельности, ее история начинается на заре развития общества. Игры существовали во все времена "и у всех народов, во всяком случае, были непременно". Они были разнообразны и оригинальны в зависимости от образа жизни народа, выполняя особую роль во время праздников, придавая им атмосферу веселья, способствовали формированию и развитию обрядов, культуры, физического совершенствования человека.

В деле "частного и общественного воспитания" ни один народ так высоко не ценил игры, как древние греки. "Весь народ греческий, на ряду со своими представителями, считал игры, и особенно национальные, за нечто священное..."

Люди играют и в детстве, и в зрелом возрасте, однако на наш взгляд, игры детей нельзя отожествлять с играми взрослых. Ребенок с момента своего рождения тесно взаимосвязан с игровой деятельностью, все его детство проходит в игре. В процессе игровой деятельности он познает окружающую действительность, знакомится с миром взрослых, получает радость и удовлетворение. В игре в полной мере проявляется свободная творческая деятельность ребенка, в которой участвуют и развиваются разнообразные компоненты его психики: мышление, память, воображение, внимание, речь и др. Поэтому нельзя отрицать того факта, что игра оказывает большое и существенное влияние на развитие личности ребенка в целом. "Игра - мощная сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления" . В этой сфере ребенок одновременно получает удовольствие и развивается. Удовольствие и радость возникают не только от каких-то достигнутых результатов, но и от самого участия в игре. В этом и заключается ее уникальность. Игры только кажутся чем-то необязательным в жизни человека, а на самом деле они требуют "максимализма энергии, ума, самостоятельности, становясь, порой подлинно напряженным трудом, ведущим через усилия к удовлетворению".

Дети любого возраста любят играть. "Игра - это норма, и ребёнок должен всегда играть, даже когда делает серьёзное дело", - утверждал А.С.Макаренко.

Именно в игре создаётся обстановка непринуждённости, в которой дети могут в полной мере проявить свои индивидуальные способности, возможности, склонности, достигая при этом определенных целей и выполняя необходимые задачи. И ни в каких других видах "деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, неутомляемости...", как в игре - отмечают С.А.Шмаков, Н.Я.Безбородова .

В.Даль понятие "игра", "играть" трактует как забаву, потеху, веселье, шутку, "...приятное упражнение, занятие скуки ради", занятие чем-то для забавы, от безделья.

Вместе с тем в "Словаре современного русского литературного языка" понятие рассматривается, как занятие, основанное на определённых правилах и условиях.

Кроме того, в "Большой советской энциклопедии" термин "игра" рассматривается с акцентом на педагогический аспект - как "одно из средств умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания детей. В процессе игры дети проявляют своеобразную творческую деятельность, в которой участвуют разнообразные компоненты психики детей: ощущение, восприятие, мышление, память, внимание, воля, эмоции и т.д. Этим определяется большое влияние дидактических игр на развитие личности ребенка в целом - его характера, воли, моральных черт".

Главным образом, детские игры в "Российской педагогической энциклопедии" трактуются, как "занятия, действия, формы общения детей, не носящие обязательного характера, доставляющие чувство радости, удовольствия от достижения игрового результата". Здесь подчеркивается значение игры в индивидуальном развитии и воспитания ребенка, а также в деле воспитания "коллективного характера".

Более того, в "Педагогическом энциклопедическом словаре" в "Российской педагогической энциклопедии" игра рассматривается как один из основных видов деятельности ребенка, как важнейшее средство воспитания, и форма познания окружающего мира. Особое место отводится значению ролевых и дидактических игр. Отмечается, что во всякой игре у играющих характерны чувство удовольствия и повышенный эмоциональный тонус.

Аналогичное определение понятия игры мы встречаем в "Педагогической энциклопедии" и в "Психологическом словаре" : "Игра - один из видов деятельности человека и животных. Детская игра -исторически возникающий вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности".

По "Советскому энциклопедическому словарю": "Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе, и имеет важную роль в воспитании, обучении и развитии детей, выступая как средство психической подготовки к будущим жизненным ситуациям".

1.1. Роль игры в повышении эффективности образовательного процесса.


Выбор этого средства обусловлен его психолого-педагогическими возможностями, которые, на наш взгляд, заключаются в следующем:

1. Игра - это тот вид деятельности, в который ребенок всегда включается с большим удовольствием и желанием. На разных этапах своего развития детям свойственны разные игры, соответствующие их возрасту, уровню развития, интересам и т.д. Но на каждом из них, остается стремление принять самое активное участие в них, получая при этом радость и удовольствие. Если есть желание и стремление играть, то его можно удовлетворить и в процессе обучения.

2. Игровая ситуация способствует более быстрому и доступному усвоению и закреплению знаний и умений по химии. Это происходит потому, что в дидактической игре сохраняется форма и признаки обычной игры, но изменяется цель - получение удовольствия, характерное для обычной игры, на дидактическую - прочное усвоение знаний, развитие и воспитание школьников. Но дидактическая цель здесь выступает в скрытой форме. Например, перед участниками игры ставится задача - "доехать" до станции "Менделеевка" или быстрее всех определить сходные прямоугольники со знаками химических элементов и т.д., в процессе выполнения поставленной задачи в игровой форме происходит достижение основной дидактической цели, ради которой и проводилась эта игра. Ученики активно, непроизвольно вовлекаются в игровую деятельность, "совершая путешествия", соревнуясь между собой, преодолевая одну "преграду" за другой, но при этом они повторяют, обобщают и закрепляют основные понятия химической науки. Под влиянием увлеченности, которую создает игровая ситуация, учебный материал усваивается уже легче и с успехом, так как здесь включается главный фактор обучения –активность учащихся и решение многих вопросов по изучаемой теме в этот момент становится для них актуальным.

3. Дидактическая игра при целенаправленном и систематическом ее применении способна оказывать влияние на эффективность обучения химии. Это связано с тем, что в игровой деятельности учащимся предоставляется больше возможности для проявления самостоятельности и активности в выполнении поставленных учебных задач, основанных на желании и стремлении самого ученика. Обучение здесь строится не как преподнесение, заучивание и воспроизведение готовых знаний, а как собственное открытие, при этом учебная деятельность школьника приобретает самостоятельный и естественный характер, что влияет на конечные результаты учебного процесса.



Совершенствование форм и методов обучения химии, которые стимулируют мыслительную деятельность школьников, развивают их познавательную активность, учат практически использовать химические знания.

Задачи игровых технологий

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практический деятельности, развитие общеучебных умений и навыков, развитие трудовых навыков. 

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности. 

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогию, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности. 

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению, психотерапия. 

1.2.Основные виды игровых технологий, используемые при изучении химии


Игра наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ученика, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. Игра это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Она учит самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения. Игре приписывают самые разные разнообразные функции, как чисто образовательные, так и воспитательные, поэтому возникает необходимость более точно определить влияние игры на развитие ученика и найти ее место в системе образования и воспитания. Наиболее точно определить те стороны психического развития и формирования личности ребенка, которые по преимуществу развиваются в игре или испытывают лишь ограниченное воздействие в других видах деятельности. Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду. Все эти воспитательные эффекты опираются на то влияние, которое оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учится находить и принимать решения. Развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях, учиться сознательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в имеющихся условиях, заданных игрой. Учиться умению общаться, установлению контактов, получать удовольствия от общения с партнерами, учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся.

Игровые формы могут применяться и в основной, и в старшей школе, а так же использоваться при проведении нетрадиционных уроков. Несмотря на общее признание положительного влияния игр на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, они не нашли еще достаточно глубокого и основательного решения в методиках преподавания предметов.  

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):  


  1. Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия самого процесса деятельности, а не только от результата.  

  2. Творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности (поле творчества).  

  3. Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция.  

  4. Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.   Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.  

Основные направления реализации игровых приемов:  

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;  

  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;  

  • учебный материал используется в качестве средства: в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Основные виды игровых технологий

Классификация уроков-игр:



  1. Развлекательные уроки

  2. Уроки- обощение (вместо зачета или контрольной работы)

  3. Уроки объяснения нового материала

  4. Проблемные уроки

  5. Интегрированные уроки с предметами естественно-научного цикла

Виды игр:

Уроки упражнения проводятся как на уроке, так и во внеурочной учебной работе. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки.

Приложение 1

Игры путешествия. Их можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх – путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях

Приложение 2

Сюжетная (ролевая) игра. Отличается от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли. Ролевая игра представляет собой один из тех уникальных приемов экспериментального обучения, который помогает ученику справляться с неопределенностью и жизненными непростыми ситуациями.

Преимущества ролевой игры (по Чеслеру и Фоксу)  

  • Помогает ученику выразить скрытые чувства.

  • Помогает ученику проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию.

  • Дает возможность поупражняться в различных типах поведения.

  • Позволяет живо и непосредственно представить академический описательный материал.

  • Является мотивирующей и эффективной, поскольку предполагает действие.

  • Обеспечивает обратную связь, как ученику, так и наставнику.  

  • Устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями.

  • Учит контролировать чувства и эмоции.

Приложение 3

Игра – соревнование может включать в себя все вышеуказанные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.

Приложение 4

Классификация игр:

По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

По характеру педагогического процесса

выделяются игры обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.  



По характеру игровой методики

игры бывают: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

 По форме деятельности

игры можно разделить на индивидуальные, парные, групповые, общеклассные.  



По образовательным задачам

на игры, изучающие новый материал, формирующие умения и навыки, много игр обобщающего характера, повторения и контроля знаний

 По форме проведения:

игры – аукционы, защиты. путешествие по станциям, пресс – конференции, игры – исследования.  



Можно выделить четыре организационные формы игровой деятельности: индивидуальную, парную, одиночную, коллективную, массовую.

К индивидуальным формам можно отнести игру одного человека с самим собой или с различными предметами и знаками.

Одиночная форма – это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной ими искомой целью.



Парная форма – это игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования или соперничества.

Групповая форма – это игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и ту же цель.

Коллективная форма – это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников.

Массовая форма игры есть тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют много людей

Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить обучающихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни. Формировать цели и программы собственной, как правило, глубоко скрытой в обычной обстановке, самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

Технологией учебных игр является практическое осуществление педагогической теории и получение в педагогическом процессе заранее намеченных результатов. Технология игры основана и отработана на базе широкого применения педагогических идей, принципов, понятий, правил. Специфической и непосредственной целью игровой технологии является спонтанно направленное развитие личности играющего школьника. Это систематическое и последовательное воплощение на практике концепций инновационных процессов в образовании, заранее спроектированных процессов в образовании. Заранее спроектированных на основе тех идей, которые признанны в мире в качестве высоко значимых ценностей личности и общества. Необходимо отметить, что учебная игра есть творческое повторение конкретной человеческой деятельность на глубоко личном уровне с элементами оригинальной новизны, полезности и значимости в условиях самостоятельности или соревнования с соперником. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Чтобы победить в игре – соревновании, надо много вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Другими словами, игра на уроке является комплексным носителем информации.

  1   2   3

  • Введение.
  • 1. Игра как эффективное средство повышения интереса обучающихся к уроку химии.
  • 1.1. Роль игры в повышении эффективности образовательного процесса.
  • 1.2.Основные виды игровых технологий, используемые при изучении химии