I. общая характеристика психической деятельности животных 20

Главная страница
Контакты

    Главная страница


I. общая характеристика психической деятельности животных 20



страница1/25
Дата18.10.2017
Размер5,91 Mb.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Предисловие к 1-му изданию 3

Предисловие ко 2-му изданию 4

К.Э.Фабри и зоопсихология в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова 5

Введение 7

Предмет и задачи зоопсихологии 7

Методы зоопсихологических исследований 14



Часть I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНЫХ 20

Глава 1. ПРОБЛЕМА ИНСТИНКТА И НАУЧЕНИЯ 20

Ранние представления о психической деятельности животных 20

Проблема инстинкта и научения в свете эволюционного учения 23

Современное понимание проблемы инстинкта и научения 29

Глава 2. ИНСТИНКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 32

Инстинктивное поведение как основа жизнедеятельности животных 32

Внутренние факторы инстинктивного поведения 33

Внешние факторы инстинктивного поведения 36

Структура инстинктивного поведения 40

Инстинктивное поведение и общение 45

Психический компонент инстинктивного поведения 48

Глава 3. НАУЧЕНИЕ 50

Общая характеристика процесса научения 50

Навык 53

Научение и общение. Подражание 61



Часть II. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНЫХ В ОНТОГЕНЕЗЕ 64

Глава 1. ПРОБЛЕМА ОНТОГЕНЕЗА ПОВЕДЕНИЯ 64

Врожденное и приобретаемое в индивидуальном развитии поведения 64

Биологическая обусловленность онтогенеза поведения животных 66

Глава 2. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ 67

Врожденное и приобретаемое в пренатальном развитии поведения 67

Сравнительный обзор развития двигательной активности зародышей 71

Пренатальное развитие сенсорных способностей и элементов общения 77

Эмбриогенез и развитие психического отражения 79

Глава 3. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАННЕМ ПОСТНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ 81

Особенности постнатального развития поведения животных 81

Инстинктивное поведение в раннем постнатальном периоде 84

Ранний опыт 89

Взаимоотношения между компонентами раннего постнатального развития поведения 97

Раннее формирование общения 100

Познавательные аспекты раннего постнатального поведения 104

Глава 4. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЮВЕНИЛЬНОМ (ИГРОВОМ) ПЕРИОДЕ 108

Общая характеристика игры у животных 108

Совершенствование двигательной активности в играх животных 112

Формирование общения в играх животных 116

Познавательная функция игровой активности животных 119

Часть III. ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХИКИ 123

Вводные замечания 123

Глава 1. ЭЛЕМЕНТАРНАЯ СЕНСОРНАЯ ПСИХИКА 126

Низший уровень психического развития 126

Высший уровень развития элементарной сенсорной психики 137

Глава 2. ПЕРЦЕПТИВНАЯ ПСИХИКА 148

Низший уровень развития перцептивной психики 148

Высший уровень развития перцептивной психики 164

Проблема интеллекта животных 177

Глава 3. ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХИКИ И АНТРОПОГЕНЕЗ 186

Проблема происхождения трудовой деятельности 187

Проблема зарождения общественных отношений и членораздельной речи 195

Литература 201

Приложение 203

Игры животных и игры детей (сравнительно-психологические аспекты) 203

Научное наследие А.Н. Леонтьева и вопросы эволюции психики 211



Зоопсихология 223


К. Э. Фабри

Основы зоопсихологии

3-е издание



Рекомендовано Министерством общего и

профессионального образования Российской Федерации

в качестве учебника для студентов высших учебных

заведений, обучающихся по специальностям «Психология»,

«Биология», «Зоология» и «Физиология»

Москва


Учебно-методический коллектор «Психология»

2001


ББК 88.2

Ф12

Рекомендовано к изданию Ученым Советом

факультета психологии Московского государственного

университете имени М.В.Ломоносова

Рецензенты:

кафедра зоологии позвоночных животных и общей

экологии биологического факультета Московского

государственного университета имени М.В.Ломоносова;



Л.И.Анцыферова, доктор психологических наук

Фабри К.Э.

Ф12

Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Психология», «Биология», «Зоология» и «Физиология». — 3-е изд. — М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001. — 464 с.

ISBN 5-93692-027-5

Учебник (1-е изд. — 1976 г., 2-е изд. — 1993 г.), написанный видным зоопсихологом К.Э.Фабри, посвящен возникновению, развитию и функционированию психики у животных. Освещаются проблемы общей психологии: отражательная природа психики, взаимосвязь психики и поведения, соотношение врожденного и приобретенного, закономерности развития психики в филогенезе, условия и предпосылки возникновения и развития психики человека. Дается широкое обобщение и анализ современных достижений этологических и зоопсихологических исследований. Приводятся результаты многочисленных эмпирических исследований.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Психология», «Биология», «Зоология» и «Физиология», а также для всех, интересующихся поведением и психикой животных.

ББК 88.2

ISBN 5-93692-027-5

© Фабри К.Э., 2001.

© Учебно-методический коллектор

«Психология», 2001.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

  • Часть I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНЫХ 20
  • Часть II. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНЫХ В ОНТОГЕНЕЗЕ 64
  • Часть III. ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХИКИ 123
  • ББК 88.2 Ф12
  • Фабри К.Э. Ф12
  • ББК 88.2 ISBN 5-93692-027-5