I. глубокий анализ кризисного состояния, сложившегося накануне независимости создание книги и ее цель

Главная страница
Контакты

    Главная страница


I. глубокий анализ кризисного состояния, сложившегося накануне независимости создание книги и ее цель



страница1/16
Дата16.01.2017
Размер2,92 Mb.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Глава I. ГЛУБОКИЙ АНАЛИЗ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ, СЛОЖИВШЕГОСЯ НАКАНУНЕ НЕЗАВИСИМОСТИ
1. Создание книги и ее цель
Книга Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова «Узбекистан на пороге достижения независимости» выпущена издательско-поли-графическим домом «Узбекистан» в августе 2011 года накануне 20-й годовщины независимости нашей страны. Ее объем составляет 27,5 печатных листов. В декабре 2011 года книга «Узбекистан на пороге достижения независи­мости» была издана также и на русском языке.

Книга начинается со вступительного слова под названием «Немеркнущие страницы нашей истории: трудный путь к независимости». В нем подробно говорится об основном содержании книги, о специфике материалов, включенных в нее, о правдивом описании и анализе глубокого кризиса, поразившем страну накануне независимости, об общественно-политической картине того периода, о несравнимом месте и значении настоящего произведения в создании новой истории.

В основной части книги собраны речи, доклады, статьи, интервью, указы главы нашего государства, подписанные им законы, начиная с 24 июня 1989 года и по 4 января 1992 года, т.е. в период с первого дня его деятельности в качестве руководителя республики до избрания на всенародных выборах Президентом независимого Узбекистана и вступления в эту должность.

При изучении данных документов, ставших редкими и наиболее достоверными источниками нашей недавней истории (об этом подробно говорится и во вступительной статье сборника) следует обратить особое внимание на следующие аспекты.

Во-первых, в книге все указанные документы представлены не в полном объеме, а в той части, которая выражает взгляды и мысли, касающиеся многовековой мечты нашего народа - национальной независимости. Иными словами, все речи и доклады, включенные в настоящий сборник, пронизаны идеей независимости, тематикой независимости. И поэтому он читается с большим интересом и волнением как целостное произведение на одном дыхании.

Во-вторых, книга не преследует цели полного и подробного освещения всех событий, произошедших в рассматриваемый период, и отношения к ним автора в хронологическом порядке и строгой последовательности. Основная цель сборника - на основе конкретных исторических документов показать, насколько твердой была поставка вопроса о независимости Исламом Каримовым, приступившим к работе в качестве руководителя Узбекистана в тревожное время, когда советское государство еще сохраняло силу власти, продолжало свою репрессивную политику, когда многие люди были несправедливо заключены под стражу, подвергнуты преследованиям в ходе искусственно развернутой политической кампании, клеветнического «хлопкового дела», в период, когда народ охватила тревога, неуверенность в завтрашнем дне, панические настроения, и доведение этих обстоятельств до сведения читателей, молодежи, незнакомой с недавней историей, не видевшей своими глазами гнет и несправедливость той эпохи.

В-третьих, следует особо отметить, что данная книга не является мемуарным произведением, описывающим события двадцатилетней давности на основе воспоминания о них. Напротив, данная книга - произведение, созданное именно во время тех грозных событий, драматических и тревожных процессов. Она содержит ответы на вопросы, возникшие в сердцах нашего народа на пути к свободной и независимой жизни. Именно поэтому книга является энциклопедическим произведением, сосредоточившем в себе огромный фактический и аналитический материал. В каждом из включенных в сборник и напечатанных в виде книги исторических документов отчетливо чувствуется дух того тревожного времени, крик души автора. Данные документы очень ценны еще и тем, что в каждом из них точно указаны источники и дата, четко отражено отношение нашего народа и автора к тем историческим событиям. В ту пору они в форме острых выступлений, произнесенных с большой отвагой с высоких трибун бывшего СССР, служили великой цели призыва народа к независимости, утверждения в стране новых мыслей и взглядов, основ спокойной, свободной жизни и процветания. А ныне они служат выполнению еще одной благородной задачи - воспитанию молодежи в духе любви и преданности Родине посредством воспроизведения подлинной картины истории недавнего прошлого.
2.Правдивое отражение нашей недавней истории
Все выступления, собранные в книге, отличаются сугубо прагматическим духом и практичностью, отсутствием присущих тому времени коммунистической высокопарности, пустословия и догматизма. Автор обосновывает каждую свою мысль и слово четкими доказательствами и точными цифрами, логическими заключениями. Факты жизни в единстве с глубокими рассуждениями, переживаниями, трезвыми суждениями, а самое главное - нравственным героизмом автора, живо и убедительно воссоздают в воображении читателя наиболее тревожные и сложные общественно-политические обстоятельства того времени, которые трудно описать словами.

Это явно прослеживается на следующих примерах: «Мы всегда с гордостью говорили, что сегодня у нас в республике действуют 1500 крупных производственных объединений и предприятий, каждые четыре дня вырабатывается столько элект­роэнергии, сколько вырабатывалось до революции за целый год. Мы занимаем четвертое место в стра­не по добыче газа. Аграрный сектор производит две трети хлопка-сырца в стране, свыше трети ка­ракуля, более 60 процентов шелковичных коко­нов, большие объемы кенафа, фруктов, винограда, овощей и бахчевых. По числу студентов на тыся­чу жителей Узбекская ССР опережает многие развитые страны.



Эти выводы неоднократно повторялись с высо­ких трибун, в диссертациях, рапортах и сводках. А если задуматься, что стоит за этими фразами? Приходится констатировать, что наша экономика приобрела однобокий, гипертрофированный сы­рьевой характер и не была сориентирована на комп­лексное развитие, на нужды населения. Доля гото­вой продукции в промышленности составляет все­го 50 процентов, более 80 процентов продукции сельского хозяйства вывозится за пределы республики без какой-либо переработки. О глубоких диспропорциях в структуре общественного производст­ва говорит то, что в составе вывозимой из респуб­лики продукции две трети приходится на сырье, материалы и полуфабрикаты. А во ввозе в республику 60 процентов приходится на машины, обору­дование, продукцию легкой и пищевой промыш­ленности.

Складывается парадоксальная ситуация. Респуб­лика производит ценнейшее сырье - хлопок, нит­рон, капролактам и в то же время из-за низкой глубины их переработки, незавершенности техно­логической цепи вынуждена завозить ткани, ацетатное волокно, готовые изделия, производи­мые из этого же сырья»1.

Заслуживает внимание и другой пример: «Как показывает статистика, сегодня в Узбе­кистане проживает около 8 миллионов 800 тысяч человек, или 45 процентов населения, доходы ко­торых в расчете на душу населения не превыша­ют 75 рублей. А если учесть, что прожиточный минимум составляет, по расчетам специалистов, около 85 рублей, то можете судить сами, как труд­но этим людям сегодня сводить концы с концами.



...Нельзя считать нормальным положение, ког­да только 5 процентов сельских жителей обеспе­чены канализацией и водопроводом, около 50 процентов - нормальной питьевой водой, 17 процен­тов - природным газом и т.д.»2.

Материалы, собранные в книге в логической последовательности, описывают усиление разного рода преследований и давления имперских сил бывшего Центра, беспощадного репрессивного аппарата тоталитарного строя в отношении Узбекистана и его нового руководителя. С глубокой болью и гневом читаются страницы, в которых описаны факты клеветы центральной печати красной империи типа «приписок», «очковтирательства», «тунеядства», «поборов» в отношении нашей страны и народа в ходе таких политических кампаний, как «хлопковое дело», «узбекское дело». Самыми драматическими, самыми волнительными страницами данной книги являются те, в которых описывается как храбро и вместе с тем политически мудро боролся в те тревожные годы Ислам Каримов против тех, кто вместо того, чтобы проявлять заботу о народе, плясал под дудку бывшего Центра, против радикальных политических групп и течений светского и религиозного толка, прикрывавшихся идеями независимости, а на деле выступавших против этого священного стремления, а так же, как он, опираясь на народ, находил дорогу к сердцам людей, осуществлял решительные меры по исправлению положения, выводу страны из экономического кризиса, направлению ее к независимости. О том, как глава государства осуществлял коренное реформирование, и, наконец, 31 августа 1991 года объявил суверенитет Узбекистана.

Следует отметить, что исторические фрагменты и высказывания известных ученых, экспертов и аналитиков о бурных событиях 1989-1992 годов из продемонстрированного в августе 2011 года по узбекскому телевидению фильма «На пороге независимости, или Последняя агония советской власти», дополняют с исторической и общественно-политической точки зрения вопросы, затронутые в книге «Узбекистан на пороге достижения независимости», и служат дальнейшему расширению представлений читателя.

В-четвертых, катастрофические последствия монокультуры хлопка, однобоко развитой экономики, присущей тоталитарному периоду, ярко проявлялись, прежде всего, в уровне жизни людей, низких доходах на душу населения, резком сокращении земельных участков, усилении отрицательного влияния на здоровье нации, ее генофонд, увеличении материнской и детской смертности, ухудшении экологического состояния края и во многом другом. Однако до сегодняшнего дня не было создано ни одной книги, в которой все указанные трагические обстоятельства были бы глубоко и всесторонне проанализированы, раскрыты во всей своей сущности на основе конкретных примеров и цифр, сопоставлены со средними показателями по СССР, в качестве печальных последствий колониальной политики, прикрываемой пафосными разглагольствованиями тоталитарной империи. Данный пробел в общественно-политическом мышлении, исследованиях по осмыслению истории восполняется данной фундаментальной книгой.

Очевидно, что масштабные исследования, в которых бы раскрывались истинные корни и отрицательные последствия вышеупомянутых социальных проблем при старом строе нигде, ни в одном научно-исследовательском учреждении не проводились и не могли проводиться. Если бы они проводились, то выводы, полученные на их основе, неизбежно рассматривались бы как подрыв основ огромной империи, именуемой СССР. Ибо подобные цифры и факты со всей очевидностью доказывали, сколь бесправными были народы, жившие за железным занавесом, насколько бедной была их жизнь, т.е. раскрыли бы истинное лицо данного строя. Естественно, человек, ведущий подобные исследования, был бы без суда и следствия объявлен врагом народа.

Именно поэтому ни в одном издании не публиковались, скрывались от общественности реальные цифры и факты, говорящие об истинном социально-экономическом положении в Узбекистане, впрочем, как и в других республиках. Сотрудники научно-исследовательских институтов, журналисты, агитаторы и пропагандисты привыкли вести работу только на основе подтасованных сведений и источников, утвержденных сверху - Центральным Комитетом КПСС и ее органами в союзных республиках.




3. Экономические последствия монополизма хлопка
Делая выводы из всего сказанного, глава нашего государства подчеркивает: «Суверенитет надо на­полнять не лозунгами свободы, а политическим, экономическим, духовным содержанием»3 и считает подобный взгляд главным критерием своей деятельности. По этой причине он, осуществляя комплексный подход к каждому вопросу, касающемуся жизни Узбекистана, приходит к логическому заключению о том, что единственно верным и неизбежным их решением является независимость и еще раз независимость. Данную смелую мысль он не стесняется и не боится высказывать с высоких трибун бывшего Союза. В частности, обратим внимание на следующую мысль из интервью автора газете «Рабочая трибуна», издаваемой в Москве, где открыто высказывается требование достойных условий жизни, справедливой оплаты труда за выращивание хлопка-сырца и тяжелый труд народа:

«Хлопковое волокно по низким фиксированным ценам шло и идет за пределы Узбекистана, а что навстречу? Нам достается 84 процента трудоемкости от выращивания хлопка и лишь 16 процентов дохода от его первичной переработки. У других республик, его получающих, обратная пропорция: готовая рубашка, сотканная и сшитая, скажем, в России, приносит колоссальную прибыль. Трудо­емкость - нам, деньги - другим. Вот что значит быть «хлопковым цехом» страны»4.

В-пятых, данная книга Президента Ислама Каримова на жизненных примерах и четких доказательствах показывает, что независимость Узбекистана - явление, возникшее не на пустом месте и не само собой, это не какой-то дар судьбы, а конкретный исторический процесс, практическая действительность, осуществленная на реальной почве, в конкретных исторических условиях, на основе неустанной борьбы нашего народа и его бесстрашного лидера, исходившего из коренных интересов народа, многовековых чаяний наших предков. Одним словом, каждая фраза, включенная в книгу, имеет огромное значение в качестве яркой страницы трудной и почетной борьбы, приведшей нашу страну к национальной независимости. Сегодня, спустя время, среди нас остается все меньше очевидцев тех событий, практически не сохранились фотографии, видеозаписи, письменные источники, отражающие их. Все это подтверждает особую ценность богатого фактического и аналитического материала, изложенного в книге. Кроме того, указание в конце каждого документа его истинного источника еще больше повышает их историческую и научную ценность.




4.Отражение в книге нездоровой и тревожной атмосферы того времени
В книге уделяется особое внимание мудрым и смелым концептуальным подходам, практическим суждениям, выводам и предложениям по самым актуальным вопросам, решающим судьбу и будущее Узбекистана, по выходу из кризиса, сделанным в тот тяжелейший и болезненный период, когда малейшая искра могла разжечь пожар по всей республике, и когда было чрезвычайно сложно и опасно искать правильный путь. Они имеют беспрецедентное значение не только для объективного донесения до молодого поколения нашего недавнего прошлого, но и для воспитания их стойкими, готовыми к жизненным испытаниям во имя защиты интересов своего народа и страны патриотами.

Еще один важный аспект, повышающий интерес общественности республики к данной книге, состоит в освещении на основе редких исторических документов и глубокого анализа сложнейших тем, требующих глубокой теоретической и практической подготовки, политического мышления и мудрости, богатого жизненного опыта и знаний архитектора нашей независимости, основоположника независимого государства, человека, находившегося в эпицентре социальных процессов, происходивших в те годы, пропустившего их через свое сердце и разум - главы нашего государства.

Как известно, своевременное нахождение историческими личностями ответов на многочисленные вопросы, поставленные перед нацией самим временем, и в качестве выдающегося теоретика, и в качестве умелого организатора и практика, и нахождение их верного решения на научно-теоретической основе - феномен, редко встречающийся в мировой истории. В лице автора книги «Узбекистан на пороге достижения независимости» мы обнаруживаем практическое воплощение этого редкого феномена, и как отмечается в предисловии к данному труду, глубже осознаем, что «в период исторических поворотов забота о народе, забота о нации создает великих личностей», и благодарим судьбу за то, что на счастье Узбекистана она выдвинула в качестве руководителя такого великого человека.

Конечно, по происшествии времени, по мере более глубокого осознания значения подлинной истории, выдвинутых тогда идей и взглядов, принятых автором мужественных и мудрых решений, предвидения будущего, будут выявлены новые особенности данного произведения. Ибо эта книга обращена не только ко дню сегодняшнему, но и в будущее. Каждое поколение, пользующееся благами независимости, познавшее цену свободной и независимой жизни, извлечет из этой книги важные уроки и выводы. Одним словом, эта книга не оставит равнодушным ни одного человека, считающего себя сыном земли Узбекистана.

Говоря об этом, уместно вспомнить мнения, высказанные в статье «Яркое зеркало истории нашей независимости», опубликованной в газете «Халқ сўзи» 28 августа 2011 года, на научно-практической конференции «Книга Президента Ислама Каримова «Узбекистан на пороге достижения независимости» и актуальные задачи создания новейшей истории страны», бурных обсуждений и обмена мнениями в средствах массовой информации, образовательных, научных и творческих учреждениях. В частности, в упомянутой статье «Яркое зеркало истории нашей независимости» особо подчеркнуты мнения, имеющие большое значение для осознания сути и содержания книги:

«Говоря кратко, данное объемное произведение, вобравшее в себя методы и политико-экономического, и историко-нравственного мышления и анализа, восстанавливая страницы жизни народа, которые со временем могут быть забыты, утрачены, создает фундамент для создания на правдивой основе истории независимости, для всестороннего ее изучения и осознания современными и будущими поколениями. В этом смысле, не будет ошибкой, сказать, что книга послужит бесценным источником упрочнения связи между прошлым и будущим, предками и потомками.

Читатель, ознакомившийся данной книгой, естественно задастся вопросом: «Откуда взяты цифры и доказательства, которые не встречаются в других исследованиях и научных работах, на чем, на каких источниках они основаны?».

Как известно, глава нашего государства многие годы работал на ответственных должностях в государственном плановом комитете, работал председателем данного комитета, министром финансов, заместителем председателя Совета Министров. В процессе работы он имел возможность пользоваться тысячами официальных документов, в том числе, конфиденциальной статистической информацией.

Ислам Каримов, до избрания руководителем республики, будучи председателем государственного планового комитета, долгое время систематически работал над этими сложными вопросами и представил руководству республики свое письменное заключение по ним, т.е. глубоко научно обоснованное мнение о том, что если экономика республики будет продолжать развиваться столь же односторонне, то это неизбежно приведет к катастрофическим последствиям. Однако вместо того, чтобы прислушаться к предложениям, высказанным исходя из интересов народа и государства, Центр и его ставленники в республике, удаляют выступившего с самостоятельными и смелыми суждениями руководителя, поручив ему возглавить экономически наиболее отсталый, дальний Кашкадарьинский вилоят, т.е. по сути дела отправляют, чтобы наказать.

24 июня 1989 года, на следующий день после его избрания руководите­лем Узбекистана, Ислам Каримов, преодолевший все испытания судьбы, су­мевший в кратчайшие сроки коренным образом изме­нить положение дел в таком большом и сложном регионе, как Кашкадарьинская область, на заседа­нии правительства решительно заявил: «Впредь мы не можем жить по-старому, и само время не по­зволит этого», что свидетельствует о том, с какой внутренней решимостью и ответственностью он при­ступил к реализации своей глубоко проду­манной программы развития республики.

Книга «Узбекистан на пороге достижения неза­висимости» исключительно важна тем, что в ней всесто­ронне и подробно освещены на основе конкретных исторических документов ранее недостаточно изученные этапы истории независимости. Эта книга не оставляет практически никаких шансов для вымыслов и ложных интерпретаций, попыток заполнить вакуум в корыстных целях, выполнения в данном вопросе чьих-то пла­нов и заказов, искаженного толкования пережитых нами исторических событий.

Важнейшее значение книги заключается в том, что ее автор рисует перед читателями картину суро­вых испытаний и событий нашей новейшей исто­рии, опираясь на правду и только на правду. Книга свидетельствует о проницательности, стратегичес­ком мышлении Президента, его безграничной любви и преданности своему народу и стране.

Нельзя забывать, что и сегодня на постсоветском пространстве, к сожалению, есть силы, которые меч­тают в какой-либо форме возродить империю под названием «СССР», пытаются, совершенно ис­казив, а при необходимости и сфальсифицировав недавние исторические факты, вводить в заблужде­ние людей, особенно молодежь, которая недостаточно информирована о том времени. При этом для достижения своих подлых целей они готовы на все, вплоть до реализации наихудших сценариев.

В этом смысле книга Президента Ислама Кари­мова «Узбекистан на пороге достижения независи­мости», обогатившая политическую мысль нашего народа, призывает всех нас в нынешнее очень не­спокойное и тревожное время быть бдительными и внимательными, учит глубокому осмыслению новейшей истории нашей Родины, извлечению из нее необ­ходимых уроков и выводов, обязывает быть достой­ными славы своих великих предков, героической ис­тории нашей страны и укреплять ее мощь и потен­циал, авторитет на мировой арене»5.


5.Выход на арену лидеров, призванных выполнить великую историческую миссию. Внимание к подготовке кадров в Узбекистане
История борьбы за свободу народов мира, свидетельствует о том, что в период коренных преобразований в жизни общества складывающаяся социально-политическая обстановка сама выводит на политическую арену великих вождей. В истории Индии - Махатма Ганди, США - Джордж Вашингтон, Франции - Шарль де Голль, Турции - Мустафа Кемаль Ататюрк. Мы хорошо знаем, что все они, приняв на себя эту историческую миссию, возглавляли национально-освободительную борьбу своих народов. В истории нашей Родины также имеются выдающиеся лидеры, вышедшие на арену по воле обстоятельств, освободившие народ от гнета злых захватчиков, восстановившие ее честь и славу, права человека. Говоря об этом, мы всегда с гордостью вспоминаем освобождение в XIV веке Туркестана от гнета монголов Сахибкираном Амиром Темуром, выполнение им своей великой миссии. В 90-х годах XX века столь же трудную и требующую высочайшей ответственности задачу возложил на себя наш Президент Ислам Каримов. В книге «Узбекистан на пороге достижения независи­мости» это подтверждает каждая речь, выступление, каждый исторический документ.

Первый материал книги - речь Ислама Каримова на заседании Совета Министров Узбекистана 24 июня 1989 года, на второй день после начала работы им в качестве руководителя республики, посвященная ускорению социально-экономического развития в областях Ферганской долины, где он четко продемонстрировал качества, присущие подлинному лидеру. В первую очередь новый руководитель не оставляет горячие, острые проблемы, чрезвычайно тяжелое положение в республике. Потому что его душу и сердце жгут трудности Узбекистана и его народа.

Слова первого выступления Ислама Каримова в качестве нового главы республики не просто слова, они звучат как твердое требование. Он всегда считал первоосновой деятельности руководителя именно и только интересы республики, качественное изменение существующего положения и такие же требования предъявлял к другим: «Изменим отношение к работе, к порученному участку, свое внутреннее мировоззрение и вообще свою ответственность - тогда у нас получится дружная, хорошая работа. А если нет, то либо меня выведут центробежные силы, либо придется очень многих поменять»6.

Кстати, до Ислама Каримова основой деятельности руководства нашей республики были непосредственно воля Центра и его интересы, а не интересы и воля народа. Именно поэтому они не могли действовать самостоятельно, им не хватало твердости требовать этого от других. Об этом свидетельствуют содержащиеся в книге факты и доказательства: «Пренебрежение и диктат ЦК КПСС доходил до того, что совсем недавно для того, чтобы рекомендовать на должность даже секретаря обкома, не говоря уже о секретаре ЦК или первом секретаре обкома, необходимо было все согласовывать. И с кем? С каким-то зав. сектором или инструктором, у кабинета которого выстраивались очереди, чтобы он принял нас. И от этих людей, рядовых чиновников аппарата ЦК КПСС, зависела судьба партийных работников всех уровней.



А вспомните, как обставлялся приезд сюда Могильниченко, Бессарабова и самого активного из них - Пономарева. Это было событием. Они левой ногой открывали двери в кабинет первого секрета­ря. И все доклады, которые тогда делались на пле­нумах, я сейчас должен это прямо сказать, сначала редактировали Пономарев, Анищев, Огарок и их ком­пания, а потом Усманходжаев выходил и начинал читать все это. Зачастую читал, совершенно не зная, о чем там идет речь,

Судьба скольких людей, в том числе коммунис­тов, скольких руководителей, их семей оказалась разбитой по воле этих людей. Людей, которые никогда не знали Узбекистан, никогда не знали ни его язык, ни его культуру, ни его настоящего и прошло­го и которые видели в Узбекистане, хотели бы ви­деть, только рабское поклонение. И такие люди тво­рили политику. А все, кто был наверху, только подпи­сывали подготовленные их чиновниками решения»7.

Причины указанной ситуации имеют и другое объяснение: «Этому произволу, прежде всего, способствовало то обстоятельство, что во главе республики ока­зались бесхребетные, лишенные политической воли люди, не способные защитить честь и досто­инство Компартии Узбекистана, народа республи­ки. Многие из них, прежде всего из чувства само­сохранения, старательно не замечали те беззако­ния и нарушения, которые допускались правоохра­нительными органами, в том числе группой Гдля­на и Иванова»8.

Воспользовавшись подобной бесхребетностью местных руководителей и, не считаясь с тем, что в Узбекистане имелись свои высококвалифицированные кадры, бывший Центр присылает из различных регионов СССР лиц, не знавших, как нужно работать, думающих лишь о том, как воспользоваться имеющимися здесь возможностями. Среди народа они получили прозвище «десантники». «Некоторые из них не только не про­никлись нуждами и бедами республики, а воспри­няли свое назначение на руководящие должности в партийных, советских, правоохранительных и других органах как мандат на вседозволенность. Не зная и не желая знать богатейшей истории и культуры народа, уникальных особенностей края, они принялись ломать и кроить на иной лад жизнь республики. Особенно болезненно сказалось пре­небрежение к вековым традициям, культуре, обы­чаям и духовным ценностям народа.

Развернулась насто­ящая травля народных обычаев, традиций, куль­туры, искусственно ограничивалась сфера приме­нения родного языка. Даже существовавшая в пос­леднее время и далекая от национальных тради­ций графика кое-кого не устраивала, и ее пыта­лись модернизировать. Даже национальная одеж­да осуждалась. Дело дошло до того, что люди боя­лись справлять свадьбы, хоронить родственников в соответствии с народными традициями»9.

Как ранее отмечалось, уже на первом совещании, в котором Ислам Каримов участвовал в качестве руководителя республики, он вносит ясность в проблемы, на которые десятилетиями не обращали внимания и думали, что так будет продолжаться и впредь. Другими словами, он открыто обозначил свою позицию лидера. Конечно, для сидящих в зале руководящих работников разного уровня, привыкших работать по старинке, это стало громом средь бела дня. Особенно насторожились люди, присланные бывшим Центром в Узбекистан из регионов СССР, настроенные в духе, что «нашей кошке» никто не скажет «брысь». Поскольку до этого к ним никто не предъявлял твердых требований, никому из них и в голову не могло прийти ничего подобного.

Представьте, что вся Ферганская долина в то время была охвачена пламенем огня в результате организованных силами Центра из корыстных соображений беспорядков и стычек между местной молодежью и турками-месхитинцами. Вследствие бедности, безработицы, нехватки приусадебных участков, а также из-за организованного характера указанных беспорядков, чаша народного терпения оказалась переполнена. Именно поэтому с первого же дня своего пребывания в новой должности Ислам Каримов твердо ставит перед правительством задачу рассмотрения вопроса о ситуации в Ферганской долине. От ответственных лиц каждой области он потребовал отчета о социальных условиях жизни населения. К сожалению, эти руководящие работников оказались неподготовленными для участия в совещании столь высокого уровня. Потому что ими были назначенцы бывшего Центра - заместитель председателя исполкома Ферганской области Ю. Калимуллин, первый зам. пред. Наманганского облисполкома А. Богуславский, первый зам. пред. исполкома Андижанской области В. Бабенко. Они полагали, что, как и при прежних руководителях И. Усманходжаеве и Р. Нишанове, к ним не будет предъявлено никаких требований и поэтому прибыли на совещание лишь для видимости. Однако сразу почувствовалось, что Ислам Каримов как руководитель республики, осознавший свою высокую миссию и всем сердцем проникшийся ответственностью за ее выполнение, не потерпит халатного отношения не только к работе, но и судьбам тысяч и тысяч людей. Поэтому он предупредил участников совещания: «Впредь мы не сможем жить по-старому. Само время не допустит этого».

Еще один пример. Бывший руководитель нашей республики Р. Нишанов с трибуны сессии Верховного Совета СССР, чтобы увести общественное мнение от истинных причин кровавой трагедии Ферганской долины, выдвинул ложную версию о том, что якобы причиной данных событий явился скандал на рынке из-за тарелки клубники. Самым печальным здесь было то, что из-за желания в выгодном свете предстать перед Центром, он скрыл бедственное положение своего народа и тем самым изменил его интересам. В отличие от него Ислам Каримов, считающий главным смыслом своей деятельности избавление нашего народа от бед и очернительства и обеспечение его свободной и независимой жизни, называет вещи своими именами и правдиво раскрывает истинные причины указанных столкновений: «Корень всех событий связан с тяжелым социально-экономическим положением населения Ферганской долины, думаю, большинство согласится с моим мнением».

Возникает естественный вопрос: как Ислам Каримов набрался смелости открыто выступить против господствующей политической системы? Отвечая на него, необходимо учитывать, что он принял на себя миссию освободить Узбекистан, его многострадальный народ от гнета, длившегося около 130 лет. Эта великая цель побуждает Президента жить думами о судьбе народа и его будущем, всегда сохранять мужество в борьбе ее достижение.

Действительно, честные и мужественные люди, сопереживающие горестям и боли народа и посвятившие себя великим свершениям, не страшатся никаких опасностей. Они опираются на поддержку народа, благие устремления которого представляют собой очень мощную силу. В этом мы не раз убеждаемся при чтении книги «Узбекистан на пороге достижения независи­мости».

18 августа 1991 года. В столице СССР Москве группа авантюристов, сместив действующего Президента М. Горбачева, создает Государственный комитет по чрезвычайному положению. В историю они вошли под именем «ГКЧП». Основной целью руководителей ГКЧП было сохранение слабеющей красной империи, усиление репрессий и преследований в отношении национальных республик, стремящихся к независимости. С этой целью они хотели ввести на всей территории СССР чрезвычайное положение, отменяющее законы и решения национальных республик, принятые с учетом их интересов.

В это время наш Президент Ислам Каримов находился с визитом в Индии. Воспользовавшись отсутствием главы республики, тогдашние вице-президент Ш. Мирсаидов и второй секретарь ЦК Компартии Узбекистана А. Ефимов подписывают и отправляют на места распоряжение о поддержке ГКЧП на территории УзССР, всех ее областей и Каракалпакской АССР.

Узнав о заявлении ГКЧП в индийском городе Агра, Ислам Каримов срочно возвращается в Ташкент. В Ташкентском аэропорту, кроме официальных лиц, Президента встречали командующий Туркестанским военным округом и три генерала, прибывшие из Центра. Это не предусматривалось правилами официального протокола и имело неформальный политический смысл. А именно: если Узбекистан не поддержит ГКЧП, то на улицы Ташкента, как и в Москве, буду введены войска и военная техника, чтобы добиться подчинения силой. Подобная угроза ясно читалась на лицах упомянутых генералов. Однако Президент, не обратив на них внимания - это мы видели в фильме «На пороге независимости, или Последняя агония советской власти» - прямо из аэропорта прибыл в здание правительства. Встретившись вечером с членами правительства, он дает указание об отмене на территории УзССР противоречащих закону решений ГКЧП. Таким образом, все документы, принятые марионетками ГКЧП от имени правительства Узбекистана, были отменены.

20 августа 1991 года проводилось совместное заседание Президиума Верховного Совета и Совета министров УзССР, руководства Республики Каракалпакстан, всех областей и города Ташкента. Взявший слово на заседании Президент Ислам Каримов ясно и четко объяснил произошедшие в СССР события, отношение правительства Узбекистана к ГКЧП и решениям, принятым его руководителями. В тот же день было обнародовано обращение Президента УзССР к населению республики. В нем, в частности, выделяются такие слова: «Каждый из нас должен проявлять выдержку и хладнокровие. Выпавшие на нашу долю испытания, период неопределенности мы должны пе­режить, собрав воедино разум и волю, не потеряв достоинства и совести, не впадая в панику…

Узбекская Республика, ее руковод­ство и в период перестройки никогда не поступало по указке со стороны. Какие бы постановления ни исходили из центра, из некоторых других респуб­лик, какие бы обещания ни давались, какие бы ни раздавались призывы, ни предпринимались попыт­ки указать нам путь, мы не отступали от избранного нами курса, от намеченной нами цели»10.

Такого рода примеры встречаются едва ли не на каждой странице книги «Узбекистан на пороге достижения независи­мости». Можно сказать, что если при чтении фиксировать все подобные примеры, то не хватит страниц даже толстой тетради. Поэтому есть все основания рассматривать данную книгу как летопись мужества и отваги.

Поражает то, что Ислам Каримов, используя убедительные доказательства и конкретные цифры, смог выявить все уловки и хитрости прежнего тоталитарного режима, возвеличиваемого и воспеваемого в течение 70 лет. Он поведал мировому сообществу о том, что тоталитарное советское государство, которое изображалось как наиболее справедливое и гуманное государство в мире, на деле являлось самым антигуманным обществом, основанном на гнете и насилии. Никто до Ислама Каримова не говорил столь отвважно о возникшем в Узбекистане глубоком социально-экономическом кризисе.

В то время, когда Ислам Каримов пришел к руководству, ситуация в стране резко обострилась. Прежде всего, не стихли еще волнения в Ферганской долине, города и кишлаки были окутаны огнем, люди, страдающие от бедности, перестали верить в пустые обещания центрального и местного руководства. В маленьких двориках вынуждены были ютиться по 5-6 семей.

Хлопковая монополия достигла немыслимых размеров, людям не выделялись участки, они не имели практически никаких дополнительных заработков. Вдобавок к этому, в связи с развязыванием лживых кампаний «хлопковое дело», «узбекское дело» из Центра командируется группа следователей во главе с Гдляном и Ивановым, которые подвергали людей, имеющих хоть какое-то отношение к сельскому хозяйству, несправедливым преследованиям, допросам и т.п. В результате их деятельности были осуждены невинные люди, во время допросов они подвергались неслыханным издевательствам и страданиям.

Ко всему прочему политика «перестройки», проводимая Президентом СССР М. Горбачевым без учета ее последствий, привела к тому, что различные разрушительные силы, вышедшие на политическую арену под маской демократии, осуществляли подрывную деятельность по отношению к и без того неспокойной обстановки в стране.

1700 школ Узбекистана находились в аварийном состоянии. 45% населения, или 8 млн. 800 тыс. человек, жили на грани бедности, их доход в пересчете на душу населения не превышал 75 рублей. Большая часть производимого у нас хлопкового волокна вывозилась за рубеж. Для обеспечения потребностей народа ежегодно ввозилось готовой продукции на сумму 8-9 млрд. рублей. Несмотря на наличие в Узбекистане богатых сырьевых ресурсов, готовой продукции из них почти не производилось. Ислам Каримов первым открыто сказал и твердо поставил на повестку дня эти трудные вопросы, которые накапливались долгие годы и к началу 90-х годов достигли уровня социального взрыва.

В этом отношении книга «Узбекистан на пороге достижения независи­мости» является наиболее достоверным источником, правдиво освещающим сложный и противоречивый период нашей новейшей истории, тяжелую социально-экономическую ситуацию в стране накануне независимости.

Знание нашим Президентом точных цифр и показателей, а также накопившихся проблем во всех сферах политической, экономической, социальной, культурно-духовной жизни наглядно свидетельствует о протекавшем на протяжении многих лет процессе формирования в его душе идей независимости и реформирования.


БЛИЦ ВОПРОСЫ:
1. Специфические особенности источников, содержащихся в книге

2. Отражение в книге несправедливости советской системы

3. Какую цель преследовало одностороннее развитие экономики?

4. Посредством каких политических кампаний осуществлялась репрессивная политика тоталитарного режима?

5. Положение, сложившееся в обществе накануне независимости

6. Какие трудности имелись в социальном обеспечении населения?

7. Какие обвинения выдвигались в адрес граждан Узбекистана центральными СМИ накануне независимости?

8. Отрицательное влияние на генофонд народа. Как вы это понимаете?

9. Как в книге показана плохая экологическая ситуация в нашем крае?

10. Какие общественно-политические условия формируют выдающихся лидеров?

11. Роль Ислама Каримова в сохранении мира и стабильности в нашей стране

2--часть. Самоотверженность на пути мира и стабильности

2.1. Ферганские события

Человек, думающий о судьбе и будущем своего народа, его свободной и благополучной жизни, прежде всего печется об обеспечении ему мира и покоя. Вообще, мобилизация всех своих сил и способностей в деле обеспечения мира с стабильности общества является одним из основных качеств свойственные великим вождям.



Если обратимся к истории, надо вспомнить нашего великого предка, создавшего государство на индийской земле Захириддина Мухаммада Бобура, который вел непрерывную борьбу на пути сохранения мира и взаимодействия, мира между различными племенами и народностями этого края. Именно такая последовательная политика являлась основной традиций национального единства, содружества, взаимной дружбы сформировавшихся на индийской земле. Необходимо отметить, что, начиная с первых лет деятельности нашего президента Ислама Каримова в качестве руководителя республики вопросы сохранения мира и стабильности, а также укрепления межнационального единства в нашей стране обратились в важнейшие и незыблемые направления, и эти идеи в качестве неотделимой составной идеи независимости нашла свое всестороннее отражения в докладах из книги «Узбекистан на пороге независимости».


Известно, что в конце 80 годов в бывшем СССР активизировался процесс экономического, общественно - политического кризиса и неопределенённость достигла высшей точки.

В свою очередь, проблемы нерешенные в течении многих лет и приведшие к переполнению чаши терпения народа в конце концов привели к общественным потрясениям и национальной вражде.

К сожалению такие негативные явления не обошли Узбекистан стороной. В конце мая и начале июня 1989 г. вся Ферганская долина оказалась в огне беспорядков и смуты. Начавшиеся 23 мая трагические события через два дня перекинулись в Ташлакский район, затем в Маргилан и Коканд.

Можно сказать, что история нашей родины никогда не видела таких трагедий. Издревле наш народ известен такими своими качествами как гостеприимство, добросердечность, великодушие и никогда ни с кем не враждовал и не конфликтовал. Однако, во времена бывшего союза под влиянием различных сил, призывающих к смутам произошли чрезвычайные трагические события, когда погибли невинные люди. Около тысячи человек получили травмы. Восемьсот домов были подожжены. Был доставлен ущерб зданиям государственных и общественных учреждений. В массовых беспорядках и выступлениях приняло участие около 30 тыс. человек. Доставленный ущерб составил несколько млн. сумов.

Позже на основании точных исторических фактов стало ясно, что этими беспорядки, действия абсолютно противоречащие интересам нашего народа, страны были организованны людьми других национальностей, одетых в национальную одежду, имеющих специальную подготовку; они поднимая мирное население, призывали к конфликтам, распространяя небылицы и провокационные высказывания против турков - месхетинцев и представителей других национальностей, старались народные массы привлечь к бунту.

Средства массовой информации бывшего СССР вместо того, чтобы дать правдивые сведения многим мировым СМИ, предупредить мировое сообщество и предупредить такого рода беспорядки, как бы подливая в огонь масло, старались односторонне освещать события в Фергане. Оставив основных виновников в стороне, они старались опорочить наш народ, который принес огромные жертвы, подвергся притеснениям.

Так же как и в «хлопковом деле, и на этот рад наш народ оказался без вины виноватым. Советское руководство, в частности Н.Рыжков для проформы побывав на месте событий, уехал, не придя ни и какому решению».

Заняться определением корней трагедийных событие, изысканием средств их устранения, поиском настоящих преступников никому и в голову не приходило.



В предыдущей части была рассмотрена позиция Р.Нишанова, работавшего на должности председателя национального совета.

В предыдущей части была рассмотрена позиция Р Нишанова, работавшего на должности председателя национального совета.

Верховного Совета СССР - высшего органа государственной власти тогдашнего СССР. Позиция президента СССР М.Горбачева, назначившего такого безответственного человека на эту должность не отличалась от позиции Р.Нишанова.

Для них не имела важного значения судьба целого народа и целой республике. Они такой своей бессмысленной позицией открывали путь злым силам, из Центра стремящимся путями красной империи создать в Узбекистане неустойчивое положение, которое в результате приведет к гражданской войне во всей Средней Азии, разгару кровавых событий.

Все это показывает какая тяжёлая ответственность легла тогда на нового руководителя нашей республики Ислама Каримова.

Известный ученый - литературоведе О.Шарафуддинов в своем произведение «Президент» не спроста сравнил положение которое в то время было в республике с кипящим казаном.

Было немыслимым мужеством не только прыгнуть в этот кипящий казан, но даже просто подойти к нему.

Ислам Каримов в такое сложное время, помимо множества других проблем в республике, только лишь в вопросах Ферганских событий осуществляя активную деятельность многим направлением, таким как: политика-теоретическое, организационно - практическое, а также идеологическое.

Иначе сказать, он должен был прежде всего на основе огромной политико-теоретической базы дать оценку причинам возникновения этих ситуаций, их корням; во вторых, найти настоящих преступников и силы стоящие за ними, восстановить веру людей в правду и в завтрашний день; в третьих, донести миру правду о Ферганских событиях через большие трибуны СССР, защитить честь и гордость нашего народа, решив в организационно -практическом отношении общественно - социальные проблемы, чётко представившие Ферганские события.

С точки зрения физических и интеллектуальных возможностей человека, осуществлять такие обязанности, особенно, в условиях бывшего советского режима, во времена, когда усилилась стороннее давление, преследования и притеснения. Однако И.Каримов смотря реальным взглядом на истинное положение дел, с великим мужеством храбро выходит на поле боя.

Он широким взором смотрит на Ферганские события. Т.е. он считает, что эти события, причины лежащие в их основе не присущи только одной области, такие трагедии могут произойти в любом регионе Узбекистана. С помощью точных фактов он доказал, что проблемы и причины приведшие к ним и в других районах Узбекистана также острое. С этой целью, только вчера назначенный руководителем Республики И. Каримов на следующий же день, т.е. 24 июня провел большое заседание Совета Министров Узбекской ССР и выступил на нём с речью.

В этой своей речи, отличающейся резкой критичностью и практическим духом, руководитель Республики глубоко про анализировав возникшее сложнейшее социально - экономическое положение и причины возникновения, пришел к горькому и правдивому выводу.

Ислам Каримов для оценки произошедших событий, выявления их корней, а также прекращения таких противочеловеческих действий, сконцентрировав все свои возможности создает самые драматические страницы своей книги «Узбекистан на пороге независимости».

Руководитель Узбекистана вопросы по укреплению положения в стране резко ставит перед ЦК КПСС, в частности перед М.С.Горбачевым.

Выступая на Пленуме ЦК КПСС говорит о том, что сложно понять статьи в некоторых СМИ о последних событиях в Ферганской долине.

Он говорил, что авторы, которые не знакомы с нашими конкретными условиями, многовековой историей, традициями, обычаями и обрядами, а также сложными проблемами, являющимися причиной этих событий, а иногда выполняющие чьи-то указания, позорят целый народ, обливают его грязью.

25 июня 1989 г. на третий день после избрания на пост руководителя республики Ислам Каримов направился в Фергану, оказавшуюся в огне беспорядков и смуты. Он один без охраны входил в горящие дома, оказавшиеся в опасности и на краю гибели города и кишлаки, шел к людям полным негодования. Он разговаривал с ними открыто, чистосердечно, ничего не скрывая. Слушая стенания и жалобы этих людей, которых никто до сего времени не слышал, он своими исходящими из сердца честными и искренними словами вливая как бы в их израненные сердцах погасшие искры надежды. Взяв на себя всю ответственность по восстановлению порядка, предотвращение кровопролития, принимал четкие меры. Искал причины произошедших событий.

В частности, он сказал:



Такая твердость руководителя республики подняла дух народа, оказавшегося под гнётом необоснованных упреков и клеветы.

Ислам Каримов своими правдивыми высказываниями о кровавых событиях доказал, что все обвинения унижающая честь и достоинство нашего народа, полностью являются клеветой.

В то же время, выступая с советской трибуны он мужественно высказал свое мнение о том, что личности обвиняемые в зверствах, убийствах людей, вызвавших беспорядки, поджигавшие дома и транспортные средства не относятся к узбекской нации, что это все было специально организовано.

Имея в виду существующее общественное положение руководитель Республики открыто и ясно изложил свое мнение по поводу произошедших событий. Конечно, Ислам Каримов как руководитель страны мог бы ознакомиться с информацией причинах и последствиях Ферганских событий и у себя в кабинете, мог бы принимать необходимые решения. Однако, принцип выполнять работу, не выходя из кабинета, абсолютна не свойственна Исламу Каримову. Он считал своим высшим человеческим долгом, жизненным убеждением чувствовать непосредственно горячее дыхание жизни, быть вместе с народом в хорошие и плохие дни, делить всегда все радости и невзгоды.

Если обратим внимание на историю тех лет, было много личностей, поднявших шумиху вокруг Ферганских событий, стремившихся за счет таких кровавых трагедий, достичь определенного авторитета и своих корыстных целей, желавших опорочить наш народ.

Ислам Каримов по этому поводу с большой болью и мужеством излагает чистую правду, разрабатывает методы практического решения вопросов по устранению последствий трагедии и последовательно претворяет их в жизнь.

В частности, глава государства на крупных формулах прошедших в Ташкенте и Москве, а также в выступлениях в печати стоя твёрдо на своих позициях, констатирует следующие идеи:



«У узбекского народа совесть чиста. Ферганские события произошли не по воле узбекского народа. И кто бы для достижения своих грязных целей не представлял бы эти события в выгодном для него свете, история, конечно, вынесет свое справедливое решение. Узбекскому народу всегда присущи интернациональность, гостеприимство, сердечность. Наш народ никогда не был настроен враждебно по отношению к другим народам. Это доказано примерами из нашей древней и современной истории.»

Такие честные и темпераментные слова стали целебным бальзамом для народа, подняли его дух, упавший от клеветы и оскорблений.

На основании таких исторических примеров можно сказать, что умение Ислама Каримова открыто говорить обо всех проблемах, какие бы они не были бы тяжелые и неприятные, всегда смотреть прямо правде в глаза пробудили в народе по отношению к нему чувство уважения и признательности.

Часть II. Самопожертвование на пути мира и

спокойствия

Человек болеющий за судьбу и будущее своего народа, прежде всего в отличии от своих предшественников, таких как И.У.Усманходжаев и Р.Нишанов, которые ранее работали руководителями республики и потеряли уважение народа из-за своей политической близорукости и нерешительности, Ислам Каримов будучи руководителем Узбекистана раскрыл сущность недостатков и прогнивших пороков, не устраняемых в течении длительного времени, а также корень острых социальных проблем, не побоялся принципиально и твердо неоднократно ставить перед центральным руководством требования по исправлению существующего положения. Это можно отчетливо увидеть из многих его выступлений, включенных в данную книгу. В условиях существующей политической нестабильности, анархии и беззакония, как бы не было опасно и рискованно, как бы силы из центра и их прислужники из своих же не старались в тот период приклеить И. Каримову ярлык националиста, хулить и клеветать на него, под каким угодно политическим, моральным и духовно-нравственным давлением не пришлось ему работать, каждый документ из книги доказывает и подтверждает, что Ислам Каримов своей самой наиглавнейшей целью считал сохранение мира и благоденствия народа.

В основе Ферганских событий были причины, связанные с шовинизмом, можно сказать, что эти события являлись продолжением операции «Метель», проведенной в 1986 году в столице Казахстана Алмаате. Конечно же по форме сценария, по методу организации они могли отличаться. Однако, цель была одна. Таким образом, путем усложнения в национальных республиках социально-политической обстановки организацией всяких волнений и беспорядков старались сохранить существующий политический режим. Особенно, по просьбе тогдашних руководителей Республики, одурманенных политическими компаниями типа «рашидовщина», «дело узбеков», «хлопковое дело», в Узбекистан из России был брошен десант из сотен малообразованных руководителей. Когда политика

“десантников” начала получать огласку, возникла необходимость обвинить наш народ в национализме. После полугодовой подготовки воспользовались активизацией турков, которые в течении 45 лет устали требовать от Москвы возвращения в Месхетию, и планировали во чтобы ни стало в мае месяце этого года уехать на родину, а также наивностью уставшей от безработицы Ферганской молодежи, которая также в этом же месяце готовилась к выступлениям. В результате несчастные турки были переселены в заброшенные деревни России. Иначе говоря, они подверглись новому изгнанию на новые места.

Местное население Ферганы за свои требования было подвергнуто расстрелу. Для обоих этих случаев были придуманы причины: якобы события произошли на почве антирусских настроений. Такого типа интрига появилась после событий произошедших в Оше 20 мая 1989 года.

Глубинные причины Ферганских событий с точки зрения Президента И. Каримова.



Тяжелые социально- бытовые условия населения,

проживающего в Ферганской долине



Возможность появления такого положения в других регионах Узбекистана по причине чрезвычайно низкой обеспеченности,

доходов, социально-бытовых условий местного населения




Безработица, недостаточность рабочих мест, т.е. увеличение

избыточной рабочей силы



Несерьезное отношение к вопросам молодежи и обеспечения
ее рабочими местами

2.2. Межнациональное единство

Стабилизация межнациональных отношений в любом многонациональном обществе является решающей проблемой переходного периода, ставится в повестку дня в качестве важнейшего фактора для обеспечения мира и спокойствия.

В такие моменты эта проблема может быть решена положительно только тогда, когда государство, опираясь на силу справедливости, может защитить одинаково права и интересы всех граждан страны, независимо от их национальной, расовой и религиозной принадлежности. Это можно отчетливо увидеть на примере Узбекистана.

В Узбекистане именно такой подход был осуществлен к национальным и межнациональным отношениям. В результате в начальный период независимости были предотвращены тяжелые политические бури, экономические сложности, идейно-духовная разруха и резкие социально-политические потрясения. В переходный период необходимо формировать сознание граждан, способных своей внутренней волей и культурой победить все противоречия, трудности, а также суметь обеспечить их единство. Поэтому в Узбекистане межнациональные отношения стали важнейшим звеном государственной политики.

В то время, когда происходят различные политические бури и имеются экономические трудности, независимо от религиозных отношений и религиозных особенностей людей с разными взглядами имеет важное значение возможность по справедливости одинаково удовлетворять их ежедневные насущные потребности, их единство как граждан одной страны. Это, в $эю очередь, определяет всю сущность, результаты и масштабы экономических преобразований, проводимых в стране. Если принимать во внимание только эти аспекты, можно получить необходимые результаты. Независимо от национальных особенностей их объединяет единая судьба и общее будущее.




Стабилизация межнациональных отношений в любом многонациональном обществе является решающей проблемой переходного периода, ставится в повестку дня в качестве важнейшего фактора для обеспечения мира и спокойствия.

В такие моменты эта проблема может быть решена


положительно только тогда, когда государство, опираясь на силу
справедливости, может защитить одинаково права и интересы всех
граждан страны, независимо от их национальной, расовой и
религиозной принадлежности. Это можно отчетливо увидеть на
примере Узбекистана.





Межнациональные отношения - это социальное событие, т.к. представители любой национальности всегда по праву стремились быть заинтересованными в социальном обеспечении. Любой человек независимо от национальности имеет право пользоваться всеми благами и возможностями. В период обновления общества социальные отношения должны быть свободны от старых взглядов. Путем понимания человека по-новому в процессе изучения его сущности огромное значение имеет близость взглядов, точнее их гармоничность.


Межнациональные отношения - это идейно-поведенческое событие. Так как нация в процессе самоопределения, самопостижения не должна допускать национального эгоизма. В то время, когда нация находится в процессе пробуждения должна чувствовать единство своих национальных и общечеловеческих ценностей. Именно эти ценности приводят человека к самопостижению как человека, ещё до самопостижения нации как нации.

У Президента Ислама Каримова есть одно, весьма заслуживающее внимание и поучительное качество - это то, что он вопросам межнационального сотрудничества и единения всегда уделяет особое внимание. Это, в свою очередь, имеет решающее значение в укреплении мира и стабильности в стране, взаимоуважения, любви и понимания между нациями. То что такая политика присуща нашему Президенту с самого начала его деятельности на этом посту подтверждается документами, приведенными в книге «Узбекистан на пороге независимости».



2.3. Наманганские события

9 декабря 1991 года группа диверсантов овладела зданием исполкома г.Намангана. Они призывали превратить Узбекистан в исламское государство и требовали встречи с руководителем республики. Ислам Каримов в качестве кандидата в президенты на следующий же день утром прибывает в Наманган, и в одиночестве бесстрашно, без охраны и сопровождения входит в толпу людей, находящихся в исступленном состоянии, обратившихся в темные силы, отравленные идеями религиозного догматизма. Это чрезвычайно острое, драматическое положение случайно было зафиксировано на видеоленту. Эти приводящие любого человека в волнение, полные мужества исторические моменты отображены в фильме «Мы на пороге независимости или последние конвульсии советов». Увидев, твердой походкой входящего руководителя, религиозные догматики немного опешили. Ислам Каримов не спеша начинает говорить и точными фактами отвергает все их утверждения.







Члены этого движения, захватив в декабре 1991 года Наманганский облисполком выдвинули представителям власти следующие требования
















1. Отказаться от светского государства и объявить Узбекистан исламским государством.







2. Упразднить светские законы и ввести в стране устои шариата.







3. Закрыть светские школы и открыть раздельные для мальчиков и девочек.







4. Перейти на исламскую одежду, ввести закон о ношении хиджаба женщинами.







5. Здания бывших учебных заведений отдать в распоряжение исламских радикалов и т.д.

Они поставили перед собой цель на основании 15 требований отдать власть в руки людей, мозг которых отравлен религиозным радикализмом.

Передача власти в их руки привела бы к безоговорочному уничтожению всех людей, которые по их мнению подлежат уничтожению - это представители других религий, инакомыслящие, сторонники светского пути развития, короче тех, кто им был не по душе.

Надо сказать, твердость и мужество Ислама Каримова привела в замешательство тысячи самых ярых экстремистов, которые оглашали громкими криками и ревом здание исполкома.

Руководитель республики без волнения объяснил им, что их требования абсолютно противозаконны и никогда к чему хорошему не приведут. Он сумел своим достоинством и волей погасить пыл гудящей толпы, предотвратить кровопролитие.

Перед наступлением независимости, в Намангане количество преступлений, связанных с бандитизмом, захватом заложников, грабежами, воровством, аферами, убийствами резко увеличилось. Если за 10 месяцев 1990г. в области было совершено 3189 преступлений, то к маю 1991г. этот показатель составил 3213. Увеличилось число преступлений, связанных с похищением детей из зажиточных семей и требованием выкупа.

Радикалы, выбравшие путь нарушения размеренной жизни страны, что приводило к ослаблению мощи государства, широко применявшие террористические методы, весной 1992 года еще раз показали свое зверское лицо - взяли нескольких представителей официальной власти в заложники. Позже эти силы, участвовавшие в военных действиях на территории Таджикистана и Афганистана, пройдя подготовку в военных лагерях, осуществили несколько террористических актов на территории Узбекистана.

Как было сказано выше, вопросы сохранения мира и покоя, являющихся бесценным богатством, необходимость охраны их как зеницу ока, является самым важным первостепенным аспектом деятельности Ислама Каримова.

Это подтверждается его словами, сказанными 4 января 1992 года с трибуны 9-ой сессии Верховного совета, в то время, когда подняли голову различные радикальные течения, надевшие светские и религиозные маски, а также силы, вызывающие смуту и раздоры.
Дорогие друзья! Скажите, что надо сделать, мы все сделаем. Однако, дорогие матери, сестры, отцы, друзья, братья, хотя я и президент на коленях прошу: помогите решить эти вопросы! Ведь Коран тоже призывает к дружбе, братству, осуждает смутьянов. От страны, в которой постоянно возникают конфликты, даже бог отворачивается. Поэтому благоденствие и изобилие

покидают ее.
Этим речам и докладам, являющимся своего рода выражением чаяний нашего народа, в течении многих лет стремившегося к независимости, резко отличавшимся сердечностью и пламенным духом, были абсолютно чужды черты коммунистической риторики и демагогии, наблюдаемой в речах многих тогдашних руководящих деятелей. Сегодня эти выступления стали ценнейшими историческими документами, и даже по прохождении двадцати лет невольно приводят человека в трепет.
Способность Ислама Каримова давать обстановке реальную оценку, принимать нестандартные решения, его беспредельная вера в решимость и отвагу, сильную волю, великодушие, созидательную силу нашего народа ясно и четко проявляется в его речах и докладах. Знакомясь сними убеждаемся, что только такие личности, имеющие одновременно глубокие аналитические и харизматические способности, когда требует время и история могущие взять на себя тяжелое бремя ответственности, действуя с большой дальновидностью, всесторонне продуманно, принимать стратегические решения в области развития государства и

общества.

Вся история Узбекистана свидетельствует о постоянной и непрерывной борьбе за национальное освобождение, восстания, происходившие в конце XIX го столетия и до 30-х годов XX го столетия являются очевидным подтверждением этому. Они показывают, что борьба нашего народа за свободу никогда не прекращается.

В этом смысле, говоря словами И. Каримова, «Узбекистан занял свое место в ряду независимых государств. Узбекистан стал равным среди равных».

Книга Президента И.Каримова «Узбекистан на пороге достижения независимости» является бесценным вкладом в кладовую политического сознания нашего народа и еще раз дает возможность с гордостью утверждать, что мы в результате независимости вернулись к своим корням, получили право самим определять свою судьбу, осуществлять великие дела, являющиеся примером для будущих поколений.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

  • 2.Правдивое отражение нашей недавней истории
  • 1 .
  • 2 .
  • 3. Экономические последствия монополизма хлопка
  • 4.Отражение в книге нездоровой и тревожной атмосферы того времени
  • «Впредь мы не можем жить по-старому, и само время не по­зволит этого»
  • 6 .
  • 7 .
  • 8 .
  • 9 .
  • «Впредь мы не сможем жить по-старому. Само время не допустит этого».
  • «Корень всех событий связан с тяжелым социально-экономическим положением населения Ферганской долины, думаю, большинство согласится с моим мнением».
  • 10 .
  • 2--часть. Самоотверженность на пути мира и стабильности 2.1. Ферганские события
  • «У узбекского народа совесть чиста. Ферганские события произошли не по в о
  • Часть II. Самопожертвование на пути мира и спокойствия
  • Глубинные причины Ферганских событий с точки зрения Президента И. Каримова.
  • Межнациональное единство
  • 2.3. Наманганские события
  • Члены этого движения, захватив в декабре 1991 года Наманганский облисполком выдвинули представителям власти следующие требования
  • 1. Отказаться от светского государства и объявить Узбекистан исламским государством.
  • 2. Упразднить светские законы и ввести в стране устои шариата.
  • 3. Закрыть светские школы и открыть раздельные для мальчиков и девочек.
  • 4. Перейти на исламскую одежду, ввести закон о ношении хиджаба женщинами.
  • 5. Здания бывших учебных заведений отдать в распоряжение исламских радикалов и т.д.