«Готовность к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций»

Главная страница
Контакты

    Главная страница



«Готовность к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций»

Скачать 217,35 Kb.


Дата19.08.2017
Размер217,35 Kb.

Скачать 217,35 Kb.

«Готовность к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций»
ВВЕДЕНИЕ

Стихийные бедствия, аварии и катастрофы весьма частые явления в нашей стране. Каждый год в том или ином регионе происходят сильные разливы рек, прорывы дамб и плотин, землетрясения, бури и ураганы, лесные и торфяные пожары.

Каждому стихийному бедствию, аварии и катастрофе присущи свои особенности, характер поражения, объем и масштабы разрушений, величина бедствий и человеческих потерь. Каждая по-своему накладывает отпечаток на окружающую среду.

Знание причин возникновения и характера стихийных бедствий позволяет при заблаговременном принятии мер защиты, при разумном поведении населения в значительной степени снизить все виды потерь, в чем и заключается основная помощь данных методических рекомендаций.

Готовность персонала и воспитанников школьных образовательных учреждений к своевременным и умелым действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций (далее по тексту – ЧС) является одним из основополагающих условий для безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса в целом.

Проведение мероприятий по эвакуации это важный этап формирования готовности администрации и персонала школьных образовательных учреждений к действиям в ЧС, поскольку создает условия для совершенствования соответствующих знаний, умений и навыков по защите от возникающих опасностей. Также мероприятия способствуют формированию у детей навыков распознания и оценки опасных и вредных факторов среды обитания человека, определения способов защиты от них, безопасного поведения в экстремальных ситуациях дома, на улице, на природе, выработке умения защищать  свою жизнь и здоровье.

Подготовка и проведение мероприятий по эвакуации включают в себя заблаговременное обучение персонала, проведение учений и тренировок по отработке планов по действиям при угрозе или возникновении ЧС природного или техногенного характера и выполнению мероприятий ГО.

Обучение персонала, руководителей и должностных лиц, уполномоченных решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится в рамках единой государственной системы подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в соответствии с требованиями Федеральных законов от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлений Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» и от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».



Определение цели и задач

Одним из способов выработки навыков безопасного поведения является – проведение учебной эвакуации.

Основные цели мероприятия:


  • выработать у работников ОУ навыки действия в условиях ЧС, у руководящего состава учреждения умения оперативно принимать обоснованные решения и осуществлять управление мероприятиями по защите воспитанников и персонала в ЧС;

  • проверить готовность персонала и детей к проведению мероприятий по обеспечению безопасности в ЧС.

Основными задачи могут быть:

    1. совершенствование теоретических знаний, полученных воспитанниками в процессе обучения «Основам безопасности жизнедеятельности»;

    2. формирование у детей школьного возраста основ экологической культуры, понятия о здоровом образе жизни, знаний, как избегать контактов с опасными предметами, или, при необходимости, осторожно обращаться с ними;

    3. развитие у воспитанников твердости и уверенности в своих действиях, связанных с мероприятиями по предупреждению ЧС;

    4. воспитание у школьников чувства товарищества и взаимопомощи в ЧС;

    5. формирование у персонала убежденности в необходимости принимать участие в мероприятиях по защите от ЧС;

    6. формирование и развитие у персонала и детей морально-психологических качеств и, в первую очередь, сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.

Основные этапы планирования и организации проведения эвакуации:

Мероприятия проводятся ежегодно два раза в сентябре и мае.

Успех его проведения зависит от грамотного управления, подразумевающего подготовку нормативной и планирующей документации, правильное распределение обязанностей и четкое руководство.

К руководящему составу ОУ относятся: директор, завуч, преподаватель-организатор ОБЖ ответственный за вопросы ГО ЧС в учреждении.

Все необходимые документы разрабатываются ответственным за вопросы ГО ЧС в учреждении, под руководством директора с привлечением сотрудников.

В подготовительный период целесообразно:



  1. провести совещание по определению конкретных задач, тематики мероприятий, по назначению ответственных за их подготовку и проведение;

  2. изучить имеющиеся нормативные документы и методические материалы по проведению эвакуации;

  3. повторить положения «Инструкции по действиям персонала при угрозе или возникновении ЧС природного или техногенного характера и выполнению мероприятий ГО»;

  4. активизировать пропаганду знаний в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, используя при этом работу по 3 направлениям: персонал, родители и дети;

  5. обновить наглядную агитацию, оборудовать тематическую выставку.

Администрацией ОУ должны быть в обязательном порядке разработаны и утверждены руководителем следующие документы:

  • приказ «О подготовке и проведении эвакуации»;

  • план его проведения;

  • приказ по итогам проведения эвакуации;

  • справка об итогах проведения экстренной эвакуации по установленной вводной.

В подготовительный период необходимо провести учения руководящего состава (командно-штабные учения – КШУ) с целью подготовки органов управления ОУ к выполнению комплекса поставленных задач, а также выработки навыков в проведении мероприятий в области защиты от ЧС.

При выборе темы КШУ необходимо учитывать специфику учебного заведения с точки зрения возможности возникновения различных ЧС природного и техногенного характера, а также руководствоваться рекомендациями территориальных управлений ГОЧС и управлений образования.

Основные мероприятия по эвакуации должны быть запланированы как общие для всего личного состава учебного заведения, так и раздельные (дифференцированные) с постоянным составом и детьми по возрастным группам.

Всех воспитанников ОУ в процессе подготовки целесообразно разделить на возрастные категории и своевременно, в понятной форме, довести до каждой перечень мероприятий, в которых данная группа участвует, их содержание, место и время проведения.

Проведение мероприятий по эвакуации предусматривает:


  • сбор руководящего состава;

  • учебные эвакуационные мероприятия, с обязательной отработкой экстренной эвакуации по одной из вводных:

- пожар в школьном образовательном учреждении (или в соседнем жилом доме; на расположенном вблизи предприятии);

- авария на химически опасном объекте при движении облака аварийно - химически опасных веществ в сторону ОУ с герметизацией помещения;



  • действия по сигналу оповещения «Внимание всем» (оповещение осуществляется органами МЧС России путем включения сирен автоматизированной системы централизованного оповещения в случае угрозы или возникновения ЧС межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера);

  • действия по сигналу внутренней системы оповещения ОУ (оповещение в случае угрозы или возникновения ЧС локального характера осуществляется руководящим составом ОУ путем включения звонка, пр. систем оповещения или с помощью посыльных);

  • изготовление простейших средств зашиты органов дыхания, и тренировки в приспособлении повседневной одежды к защите от радиоактивной пыли и отравляющих веществ;

  • открытые и показные занятия;

  • викторины, соревнования, спортивные эстафеты и др.;

  • организованное размещение во внутренних помещениях, в имеющихся укрытиях;

  • построение и перекличка на прилегающей территории при экстренной эвакуации;

  • действия персонала и детей при разливе ртути;

  • размещение детей в соседней школе (организации) в ходе экстренной эвакуации;

  • ознакомление с правилами использования средств индивидуальной защиты (противогаза, респиратора, простейших средств индивидуальной защиты);

  • проведение тематических конкурсов рисунков.

В основу проведения эвакуационных мероприятий должны быть положены элементы игр, которые вызывают у детей интерес и позволяют лучше усвоить и закрепить знания, приобрести необходимые навыки.

Все запланированные мероприятия должны проводиться без нарушения воспитательного процесса.

При поведении мероприятий по эвакуации предусматриваются необходимые меры по обеспечению безопасности детей и медицинский контроль.

Для подготовки и проведения приглашаются представители родительских комитетов, пожарных подразделений, аварийно-спасательных служб, ГИБДД, которые окажут методическую и организационную помощь, укажут на неточности и ошибки, допущенные при проведении этого мероприятия. Присутствие родителей придаст детям уверенность в их действиях и поступках.



СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

Это опасные природные явления или процессы геофизического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением и уничтожением материальных ценностей, поражением и гибелью людей и животных. Подлинной проблемой человечества являются землетрясения, наводнения, массовые лесные и торфяные пожары, селевые потоки и оползни, бури, ураганы, смерчи, снежные заносы, обледенения. Они только за последние 20 лет унесли более 3 млн. человеческих жизней. Почти 1 млрд. жителей нашей планеты, по данным ООН, за этот период испытал последствия стихийных бедствий.

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ

Это подземные удары (толчки) и колебания поверхности земли, вызванные естественными процессами, происходящими в земной коре. Проекция центра очага землетрясения на поверхность земли называется эпицентром. Очаги землетрясения возникают на различных глубинах, большей частью в 20-30 км. от поверхности.

По своей интенсивности (проявлению сил природы на поверхности) землетрясения подразделяют на 12 градаций - баллов. Как правило, они охватывают обширные территории. Часто нарушаются целостность грунта, разрушаются здания и сооружения, выходят из строя водопровод, канализация, линии связи, электро - и газоснабжение, имеются человеческие жертвы. Это одно из наиболее страшных стихийных бедствий. По данным ЮНЕСКО, землетрясениям принадлежит первое место по причиняемому экономическому ущербу и числу человеческих жертв. Когда землетрясение происходит под водой, возникают огромные волны - цунами. Порой их высота достигает 60 м. (16 этажный дом), вызывая огромные разрушения на суше (2011 год, Япония). Возникают землетрясения неожиданно, и хотя продолжительность главного толчка не превышает несколько секунд, его последствия бывают трагическими. Предупредить начало землетрясения точно пока невозможно. Прогноз подтверждается в 80 случаях и носит ориентировочный характер. Но, например сибирские ученые в 1995 году предсказали землетрясение в Японии довольно точно. Они пришли к выводу, что страшное стихийное бедствие силой в 7 баллов может произойти в Японии в период с 10 по 12 января 1995 г. Как оказалось, ученые ошиблись в сроках примерно на 5 дней, а в силе подземного толчка – всего на 0,2 балла. Надо помнить: 1/5 часть территории России подвержена землетрясениям силой более 7 баллов. К чрезвычайно опасным зонам относятся Северный Кавказ, Якутия, Прибайкалье, Сахалин, Камчатка, Курильские острова.

Наибольший ущерб наносят каменным, кирпичным, железобетонным и земляным постройкам. Поэтому они так страшны они для городов и других крупных населенных пунктов.

7 декабря 1988 г. землетрясение в Армении привело к необычайно большому числу жертв из-за низкого качества построенных домов. Серьезным испытанием явилось происшедшее с 28 на 29 мая 1995 г. Северосахалинское землетрясение. Город Нефтегорск оказался полностью разрушен. Погибло до 70% населения.

Правила поведения при землетрясении. Если первые толчки Вас застали дома (на первом этаже), надо немедленно взять детей и как можно скорее выбежать на улицу. В Вашем распоряжении не более 15 - 20 сек. Тем, кто оказался на втором и последующих этажах, встать в дверных и балконных проемах, распахнув двери и прижав к себе ребенка.
Можно воспользоваться углами, образованными капитальными стенами, узкими коридорами внутри здания, встать возле опорных колон, т.к. эти места наиболее прочны. Здесь больше шансов остаться невредимым. Ни в коем случае не прыгать из окон и с балконов. Как только толчки прекратятся, немедленно выйти на улицу, подальше от здания, на свободную площадку.

Категорически запрещается пользоваться лифтом. В любой момент он может остановиться, и люди застрянут, а это опасно (При пожаре в Останкинской телебашне в 2000г. в лифте погибли 2 человека). Если первые толчки застали Вас на улице, немедленно отойдите дальше от зданий, сооружений, заборов и столбов – они могут упасть и придавить Вас. Помните, после первого могут последовать повторные толчки. Будьте готовы к этому сами и предупредите тех, кто рядом. Этого можно ожидать через несколько часов, а иногда и суток. Не приближайтесь к предприятиям, имеющим воспламеняющиеся, взрывчатые и аварийно химически опасные вещества. Не стойте на мостах. Не прикасайтесь к проводам – они могут оказаться под током.


В момент разрушения опасность представляют также разлетающиеся кирпичи, стекла, карнизы, украшения, дорожные знаки, столбы. Почти всегда землетрясения сопровождаются пожарами, вызванными утечкой газа или замыканием электрических проводов.

Как свести потери до минимума? Во-первых, заранее обдумать и знать свои правила поведения и поступки. Сохранять порядок, дисциплину и самообладание.
Во-вторых, не загромождать коридоры, проходы, лестничные клетки. В спальне над кроватями не должно быть полок и тяжелых картин. В-третьих, каждый обязан незамедлительно принять участие в спасательных работах, но при этом помнить о мерах предосторожности, т.к. возможны смещения обломков.

НАВОДНЕНИЯ

Это временное затопление значительной части суши водой в результате действий сил природы. Происходят они по трем причинам. Во-первых, в результате обильных осадков или интенсивного таяния снега. Такое часто бывает в Свердловской, кировской, Читинской областях, Красноярском, Приморском и Хабаровском краях. В Северо-Кавказском регионе в марте 1994 г. в связи с наводнением эвакуировали около 2 тыс. человек, восстановили автомобильные дороги, мосты, дамбы, водозаборные сооружения.

Во-вторых, из-за сильных нагонных ветров, которые наблюдаются на морских побережьях, например, Каспия и в устьях рек, впадающих в море (залив). Нагонный ветер задерживает воду в устье, в результате чего повышается ее уровень в реке. Наводнение такого рода характерны для Санкт-Петербурга, населенных пунктов низовья рек Волги и Урала.

Дважды, 3 и 11 мая 1990 г., в месте впадения реки Урал в Каспийское море высокая морская волна, поднятая сильным ветром, как бы наполнила реку и погнала ее вспять, заливая все вокруг на 20 км. Оказалась затопленной часть Гурьевской области.

В-третьих, подводные землетрясения. Возникают гигантские волны – цунами. Скорость их распространения достигает 400 – 800 км/час. Они с колоссальной силой обрушиваются на побережье, смывая все на своем пути. В России цунами наблюдаются в основном на побережье Камчатки и у Курильских островов.



Правила поведения при наводнении

При угрозе наводнения проводят предупредительные мероприятия, позволяющие снизить ущерб и создать условия для эффективных спасательных работ. В первую очередь надо информировать население о возникновении угрозы, усилить наблюдение за уровнем воды, привести в готовность силы и средства. Проверяется состояние дамб, плотин, мостов, шлюзов, устраняются выявленные недостатки. Возводятся дополнительные насыпи, дамбы, роются водоотводные канавы, готовятся другие гидротехнические сооружения.

Надо помнить – времени мало и его надо использовать с максимальной пользой.
Если угроза наводнения будет нарастать, то в предполагаемой зоне затопления работа предприятий, организаций, школ и дошкольных учреждений прекращается. Детей отправляют по домам или переводят в безопасные места. Продовольствие, ценные вещи, одежду, обувь переносят на верхние этажи зданий, на чердаки, а по мере подъема воды и на крыши. Может быть принято решение об эвакуации из опасной зоны, тогда в первую очередь вывозят детей, детские учреждения и больницы. В каждом районе Красноярска имеются возвышенности находящиеся вне зоны затопляемости. Например, в Центральном районе Покровская гора, в Железнодорожном Николаевская сопка, В Октябрьском район Академгородка и т.д.

Проведение спасательных работ

Эвакуация – один из способов сохранения жизни людей. Для этого используются все имеющиеся плавсредства: боты, баржи, катера, лодки, плоты, машины – амфибии и т.д. Входить в лодку, катер следует по одному, ступая на середину настила. Во время движения запрещается меняться местами, садится на борта, толкаться. После причаливания один из взрослых выходит на берег и держит лодку за борт до тех пор, пока все не окажутся на суше. Когда плавсредства отсутствуют, надо воспользоваться тем, что имеется поблизости под рукой – бочками, бревнами, деревянными щитами и дверями, обломками заборов, автомобильными шинами и другими предметами, способными удерживать человека на воде. Отпускать в такое плавание детей одних нельзя. Обязательно рядом должны быть взрослые. Может быть и такое: Вода застала Вас в поле или в лесу. Как быть, что делать? Срочно выходить на возвышенные места, а в лесу забраться на прочные развесистые деревья.

К тонущим подплывать лучше со спины. Приблизившись взять его за голову, плечи, руки, воротник, повернуть лицом вверх и плыть к берегу, работая свободной рукой и ногами. При наличии лодки приближаться к терпящему бедствие следует против течения, при ветреной погоде – против ветра и потока воды. Вытаскивать человека из воды лучше всего со стороны кормы. Доставив его на берег, немедленно приступить к оказанию первой медицинской помощи.

ЛЕСНЫЕ ПОЖАРЫ

До 80% пожаров возникает из-за нарушения населением мер пожарной безопасности при обращении с огнем в местах труда и отдыха, а также в результате использования в лесу неисправной техники. Бывает, что лес загорается от молнии во время грозы. По характеру пожары подразделяются на низовые, подземные и верховые. Чаще всего происходят низовые пожары – до 90% от общего количества. В этом случае огонь распространяется только по почвенному покрову, охватывая нижние части деревьев, траву и выступающие корни. При верховом беглом пожаре, который начинается только при сильном ветре, огонь продвигается обычно по кронам деревьев «скачками». Ветер разносит искры, горящие ветки и хвою, которые создают новые очаги за несколько десятков, а то и сотни метров. Пламя движется со скоростью 15 – 20 км/час.
В России наибольшее распространение это бедствие получило в Читинской, Иркутской, Свердловской, Калининградской, Ленинградской, Архангельской областях, Красноярском крае, республиках Саха и Хакасия. Летом 2010 года это бедствие охватило центральную часть России и Московскую область. Потребовались огромные усилия пожарных, подразделений МЧС РФ и населения, чтобы остановить и ликвидировать огонь. Районы, в которых свирепствуют лесные пожары, обычно объявляются «зоной бедствия».

Правила поведения при пожаре.

Захлестывание кромки пожара – самый простой и вместе с тем достаточно эффективный способ тушения слабых и средних пожаров. Для этого используются ветви деревьев длиной 1 – 2 м. или небольшие деревья, преимущественно лиственных пород. Группа из 3 – 5 человек за 40 – 50 мин. Может погасить захлестыванием кромку пожара протяженностью до 1000 м. В тех случаях, когда захлестывание огня не дает должного эффекта, можно забрасывать кромку пожара рыхлым грунтом. Лучше, когда это делается с помощью техники. Для того чтобы огонь не распространялся дальше, на пути его движения устраивают земляные полосы и широкие канавы. Когда огонь доходит до такого препятствия, он останавливается: ему некуда больше распространятся. Не исключено, что огонь все больше и больше приближается к деревне или другому населенному пункту. Что предпринять? Главное – эвакуировать основную часть населения, особенно детей, женщин и стариков. Вывод или вывоз людей производится в направлении, противоположном распространению огня. Двигаться следует не только по дорогам, а также вдоль речек и ручьев, а порой и по самой воде. Рот и нос желательно прикрыть мокрой ватно-марлевой повязкой, платком, полотенцем. Необходимо взять с собой документы, деньги и крайне необходимые вещи. Помните, огонь безжалостен.


Главное – предупредить возникновение пожара.

УРАГАНЫ, БУРИ, СМЕРЧИ

Ураган это чрезвычайно быстрое и сильное, нередко большой разрушительной силы и значительной продолжительности движение воздуха. Скорость урагана достигает 30 м/с и более. Он является одним из мощных сил стихии и по своему пагубному воздействию может сравниться с землетрясением. Ураганный ветер разрушает прочные и сносит легкие строения, опустошает поля, обрывает провода, валит столбы линий электропередачи и связи, ломает и выворачивает с корнями деревья, топит суда, повреждает транспортные магистрали. Бури – разновидность ураганов и штормов.

В России ураганы, бури и штормы чаще всего бывают в Приморском, Хабаровском краях, на Сахалине, Камчатке, Чукотке и Курильских островах. В ночь с 13 на 14 марта 1988 г. на Камчатке бушевал ураган. Скорость ветра в Петропавловске-Камчатском достигла 38 м/с. В тысячах квартир выбило стекла и двери, в сотнях домов сорвало крыши. Ветер валил деревья, гнул светофоры и опоры уличного освещения, словно с игрушками расправлялся с газетными киосками и продовольственными ларьками.


Хотя синоптики заранее передали местным властям и населению тревожный сигнал, мало что было сделано для предотвращения стихии. Вышли из строя электро - и теплоснабжение. Город оказался без света, воды и тепла. Замолчали телевидение и радиовещание. Нельзя было передать населению нужную информацию.

К ветрам огромной разрушительной силы, следует отнести и смерчи – восходящие вихри быстро вращающегося воздуха, имеющие вид темного столба диаметром от несколько десятков до сотен метров с вертикальной, иногда и загнутой осью вращения. Смерч как бы «свешивается» из облака к земле в виде гигантской воронки. Внутри его давление всегда пониженное, поэтому туда засасывает любые предметы.


Смерчи наблюдались в Поволжье, Сибири, на Урале и средней полосе России (в 1984 г. Ивановская, Ярославская и Костромская область).

Правила поведения при урагане, буре, смерче

Гидрометеослужба за несколько часов, как правило, подает штормовое предупреждение. Следует закрыть двери, чердачные помещения, слуховые окна. Стекла заклеить полосками бумаги или ткани. С балконов, лоджий, подоконников убрать вещи, которые при падении могут нанести травмы людям. Выключить газ. Подготовить аварийное освещение – фонари, свечи. Создать запас воды и продуктов на 2-3 суток. Положить на безопасное и видное место медикаменты и перевязочные материалы. Радиоприемники и телевизоры держать постоянно включенными: могут передать различные сообщения и распоряжения. Из легких построек людей перевести в прочные здания. Остерегайтесь ранения стеклами и другими разлетающимися предметами.


Если Вы оказались на открытой местности, Лучше всего укрыться в канаве, яме, овраге, любой выемке: лечь на дно и плотно прижаться к земле.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ АВАРИИ И КАТАСТРОФЫ



Авария – это повреждение машины, станка, оборудования, здания, сооружения. Происходят аварии на коммунально-энергетических сетях, промышленных предприятиях. Если эти происшествия не столько значительны и не повлекли за собой серьезных человеческих жертв – их обычно относят к разряду аварий.

Катастрофа – это крупная авария с большими человеческими жертвами, т.е. событие с трагическими последствиями. Главный критерий в различии аварий и катастроф заключается в тяжести последствий и наличии человеческих жертв.
В результате аварий на производстве возможны взрывы и пожары, а их последствия – разрушения и повреждение зданий, техники и оборудования, затопление территории, выход из строя линий связи, энергетических и коммунальных сетей.
Наиболее часты они на предприятиях, производящих, использующих или хранящих аварийные химически опасные вещества (АХОВ). Следствиями аварий являются взрывы и пожары.

При взрывах ударная волна не только приводит к разрушениям, но и человеческим жертвам. Степень и характер разрушений зависят, кроме мощности взрыва, от технического состояния сооружений, характера застройки и рельефа местности.


На каких предприятиях чаще всего происходят взрывы? Там, где в больших количествах применяются углеводородные газы (метан, этан, пропан). Взрываются котлы в котельных, газовая аппаратура, продукция и полуфабрикаты химических заводов, пары бензина и других компонентов, мука на мельницах, пыль на элеваторах, сахарная пудра на сахарных заводах, древесная пыль на деревообрабатывающих предприятиях. Взрывы возможны в жилых помещениях, когда люди забывают выключить газ. Взрывы на газопроводах происходят при плохом контроле за их состоянием и соблюдением требований безопасности при их эксплуатации, как это имело место в Башкортостане 3 июля 1989 г. Взорвалась смесь из пропана, метана и бензина. Пламя мгновенно охватило огромную территорию. В огненном котле оказалось два пассажирских встречных поезда. Пострадало большое количество людей, многие получили травмы и увечья.

К тяжелым последствиям приводят взрывы рудничного газа в шахтах, вызывающие пожары, обвалы, затопление подземными водами. Большой материальный ущерб, а в ряде случаев и человеческие жертвы приносят внезапные обрушения зданий, мостов, других инженерных сооружений. Причины – ошибки при изыскании и проектировании, низкое качество строительных работ. 23 марта 1993 г. в руины превратился один из цехов Братского алюминиевого завода. Под обломками здания оказались 14 рабочих ночной смены.

Пожары происходят везде: на промышленных предприятиях, на объектах сельского хозяйства, в учебных заведениях, в детских дошкольных учреждениях, в жилых домах.
Они возникают при перевозках горючего всеми видами транспорта. Самовозгораются такие химикаты, как скипидар, камфара, нафталин. В процессе горения поролона выделяется ядовитый дым, который приводит к опасным отравлениям.
В процессе производства при определенных условиях становятся опасными и возгораются древесная, угольная, торфяная, алюминиевая, мучная, зерновая пыль, а также пыль хлопка, льна. Летом 1985 г. тонкий хлопковый пух, который образовался после стирки и сушки белья в прачечной гостиницы «Космос» (Москва), забил вентиляционную шахту. Работники прачечной решили избавиться от него с помощью … огня, забыв, что при определенных условиях он взрывается как порох. Так, собственно и произошло. Как только чиркнули спичкой – прогремел взрыв. Восемь человек получили ожоги и ранения. Ударная волна разворотила перекрытие. Прачечная – производство мирное, но ведь взорвалось.

Каждые 4-5 мин. В России вспыхивает пожар. Ежегодно в дым и пепел превращаются ценности на миллиарды рублей. Каждый час в огне погибает 1 человек и около 20 получают ожоги и травмы. При катастрофе и крупной аварии очень важно своевременно оповестить и организовать защиту рабочих и служащих, всего вблизи проживающего населения, которому угрожает опасность. В первую очередь необходимо организовать спасательные работы, оказать пострадавшим первую медицинскую помощь и доставить их в лечебные учреждения. После разведки пораженных участков объекта организуется локализация и тушение пожара, принимаются меры к предотвращению дальнейших разрушений. Отдельные конструкции, которые угрожают падением, обрушают или наоборот укрепляют, проводят неотложные работы на коомунально-энергетических сетях. При этом огромное значение имеет соблюдение требований безопасности. Например, запрещается без надобности ходить по завалам, входить в разрушенные здания, проводить работы вблизи сооружений, грозящих обрушением. Нельзя прикасаться к оголенным проводам и различным электрическим устройствам.


Участок спасательных и восстановительных работ должен быть огражден, своевременно выставлены охрана и наблюдатели. В результате аварии или катастрофы могут растекаться горючие и агрессивные жидкости. Это надо учитывать при организации работ.

Наиболее характерными видами травм при авариях и катастрофах бывают ранения, ушибы, переломы костей, разрывы и раздавливание тканей, поражение электрическим током, ожоги, отравления.

НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Основными причинами аварий и катастроф являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, едкие, ядовитые и радиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары цистерн и других вагонов. Ликвидировать такие аварии довольно сложно. Например Арзамас. 9 ч 30 мин. 4 июня 1988 г. В 300 м. От вокзала взорвались три вагона с промышленной взрывчаткой. Уничтожены: локомотив, 11 вагонов, 250 м. Железнодорожных путей, разрушены вокзал и 185 близлежащих зданий. После взрыва образовалась воронка глубиной 26 м., диаметром 53 м. Необходимо отметить, что начальник ГО – председатель горисполкома И. Скляров и штаб ГО во главе с его начальником В. Синицыным сработали оперативно и грамотно. Уже через 17 мин. После взрыва по местному радио передали первую информацию о происшедшем. Население призывали сохранять спокойствие и по возможности оказывать помощь пострадавшим. Руководителям предприятий и служб ГО города были поставлены четкие задачи.

Первыми в очаг прибыли бойцы противопожарной службы ГО, которые локализовали пожар и перекрыли газ на разрушенной магистрали. Основная тяжесть работ легла на медиков. Арзамасцы действовали самоотверженно, не покладая рук. На следующий день в 11 ч. 40 мин. Через станцию Арзамас проследовал первый поезд по восстановленному пути. Ровно через год 3 июня в Башкортостане произошла страшная железнодорожная катастрофа. В зоне взрыва продуктопровода оказались два встречных поезда. Разрушено 350 м. пути. Взрывная волна сбросила с полотна 11 вагонов, 7 из которых полностью сгорели. В поездах находилось 1284 пассажира и 84 работника из поездных бригад. Многие погибли, еще больше людей получили ожоги и травмы.

В течение 10 минут были оповещены руководители республики и члены комиссии по ЧС. Для проведения спасательных и других неотложных работ привлекались значительные силы ГО и ВС. В ходе работ решались главные задачи – оказание пострадавшим первой медицинской помощи и отправка их в ближайшие медицинские учреждения. Место проведения работ было оцеплено и ограждено.


К сожалению, количество аварий на железнодорожном транспорте не сокращается, стали происходить случаи террористических актов.

АВАРИИ НА ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЯХ

Опасность возникновения затопления низинных районов происходят при разрушении плотин, дамб и гидроузлов. Непосредственную опасность представляет стремительный и мощный поток воды, вызывающий поражения, затопления и разрушения зданий и сооружений. Жертвы среди населения и различные нарушения происходят из-за большой скорости и все сметающего на своем пути огромного количества бегущей воды. Высота и скорость волны прорыва зависят от размеров разрушения гидросооружения и разности высот в верхнем и нижнем бьефах. Для равнинных районов скорость движения волны прорыва колеблется от 3 до 25 км/ч, в горной местности доходит до 100 км/ч. Значительные участки местности через 15 – 30 мин. обычно оказываются затопленные слоем воды толщиной от 0,5 до 10 м. и более. Время, в течение которого территории могут находиться под водой, колеблется от нескольких часов до нескольких суток.
По каждому гидроузлу имеются схемы и карты, где показаны границы зоны затопления и дается характеристика волны прорыва. В этой зоне запрещено строительство жилья и предприятий. Однако в Республике Башкортостан, Воронежской, Ростовской, Рязанской областях подобные нарушения имели устойчивый характер. Например, в 1994г. дважды прорывалась плотины в Башкортостане и Свердловской области, дамбы в Оренбургской. В г. Серове 250 домов и 12 предприятий оказались в зоне затопления. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС могла вызвать более трагичные последствия.

В случае прорыва плотины для оповещения населения используются все средства: сирены, радио, телевидение, телефон и средства громкоговорящей связи. Получив сигнал, надо немедленно эвакуироваться на ближайшие возвышенные участки.

В безопасном месте находиться до тех пор, пока не спадет вода или не получено сообщение, что опасность миновала. При возвращении на прежние места остерегаться оборванных проводов. Не употреблять продукты, которые находились в контакте с водными потоками. Воду из открытых колодцев не брать. Прежде чем войти в дом, надо внимательно осмотреть его и убедиться, что нет опасности разрушения. Перед входом в здание обязательно проветрить его. Спичками не пользоваться – возможно, присутствие газа. Принять все меры для просушивания здания, полов и стен. Убрать весь влажный мусор.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Родителям вместе с детьми необходимо более детально изучать правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В образовательных учреждениях необходимо использовать наглядную агитационную литературу для приобретения необходимых знаний в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Необходимо совершенствовать мероприятия по проведению учебной эвакуации, которые способствуют формированию у детей навыков распознания и оценки опасных и вредных факторов среды обитания человека, определения способов защиты от них, безопасного поведения в экстремальных ситуациях дома, на улице, на природе, выработке умения защищать  свою жизнь и здоровье.

Подготовка и проведение мероприятий по эвакуации включают в себя заблаговременное обучение персонала, проведение учений и тренировок по отработке планов по действиям при угрозе или возникновении ЧС природного или техногенного характера и выполнению мероприятий ГО.



РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Письмо Минобразования России от 28 июня 2001 г. № 05-51-15ин/13-05

  2. Сайт ГУ МЧС России по Красноярскому краю раздел «Культура безопасности» (раздел «Сайт детской безопасности») http://www.24.mchs.gov.ru/

  3. Сайт Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий http://www.fire.mchs.gov.ru/propaganda/

  4. Журнал «Гражданская защита»

Каталог: upload
upload -> Рабочая программа учебного курса
upload -> Исследовательская работа по литературе Пушкин и Оренбургский край ученица 8 класса Джумагазина Д
upload -> Темы рефератов «Слово о полку Игореве» в древнерусской литературе
upload -> Реферат архитектура многофункциональных бизнес-центров Санкт-Петербург 2013 Введение
upload -> Проектно-исследовательская работа
upload -> Реферат спорт-альтернатива пагубным привычкам ученица мбоу сош №12 г. Казани 11 «Б» класса Гилязова А. О
upload -> Перечень рефератов по специальности фармация
upload -> Реферат и аннотация общие требования
upload -> Автоматизированные системы управления и приборы автоматики

  • Определение цели и задач
  • Основные этапы планирования и организации проведения эвакуации
  • Правила поведения при землетрясении.
  • Как свести потери до минимума Во-первых
  • Правила поведения при наводнении
  • Проведение спасательных работ
  • Правила поведения при пожаре.
  • Правила поведения при урагане, буре, смерче