Города чебоксары столичное образование в цифрах и фактах

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Города чебоксары столичное образование в цифрах и фактах



страница1/25
Дата28.09.2018
Размер9.24 Mb.
ТипИтоги конкурса


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ

 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



СТОЛИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


В ЦИФРАХ И ФАКТАХ

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

ЧЕБОКСАРЫ-2009


 

Главный редактор – Гурьянова О.А.

Редактор – Бочкова М.А.

Составители – Мурзина Ж.В.;

Коновалова Н.А.;

Белкина И.Л.;

Шангина В.Н.;

Гордеева Н.Ю.;

Егорова Е.Б.;

Радужан З.Ф.;

Смирнова Н.В.;

Козлова Н.А.;

Богданова Э.С.;

Лаврентьева Н.А.;

Яковлева Е.А.

Печать – Бочкова М.А.;



Яковлева Е.А.

Содержание



Разделы сборника

Стр.

«Основные итоги деятельности

и актуальные задачи системы образования г. Чебоксары» (публичный доклад начальника управления образования С.В.Кудряшова)


4

Система образования города Чебоксары по состоянию на 1 января 2009 г.

24

Развитие дошкольного образования города Чебоксары

25

Итоги конкурса «Лучшая школа года столицы»

32

Итоги первого республиканского конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы «Образовательная инициатива»


47

Итоги республиканского конкурса грантов

65

Обзор в цифрах г. Чебоксары «Создание единой образовательной информационной среды»

65

Статистические данные по распределению учащихся по классам в дневных общеобразовательных учреждениях г. Чебоксары

68

Информация о поступлении и обеспеченности учебной литературой

70

Аттестация педагогических и руководящих работников г. Чебоксары

73

Поощрение на конкурсной основе лучших учителей в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»

76

Работа с обучающимися в рамках программы «Одаренные дети»

77

Единое муниципальное тестирование

83

Итоговая аттестация обучающихся 9 классов по новой форме

84

Единый государственный экзамен

90

Внедрение национально – регионального компонента

95

Направления деятельности муниципальных учреждений дополнительного образования детей

99

Участие образовательных учреждений г.Чебоксары в проекте муниципальной целевой программы организации внеурочной деятельности школьников «Мы – Чебоксарцы»

101

Охват детей системой дополнительного образования г. Чебоксары на 1 января 2008 года

103

Образцовые детские коллективы города Чебоксары

103

Повышение значимости и качества воспитательной работы в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»

104

Статистические сведения об организации летнего труда и отдыха детей и подростков

106

Заключение

107


Основные итоги деятельности

и актуальные задачи системы образования г. Чебоксары

(публичный доклад начальника управления образования С.В. Кудряшова)
Доклад является аналитическим описанием системы образования города Чебоксары за 2008-2009 учебный год, в котором представлены количественные характеристики тенденций, структур и соотношений, сложившихся к настоящему моменту в системе общего образования. Цель настоящего доклада – представить общественности информацию о деятельности муниципальной системы образования, дать оценку выполнения отдельных задач и в результате комплексного анализа определить перспективные направления деятельности.

Цель муниципальной образовательной политики - удовлетворение современных запросов общества в образовательных услугах и обеспечение современного и доступного и качественного дошкольного и школьного образования.

Одним из главных приоритетов системы образования города Чебоксары является создание современного образовательного учреждения, которое будет создавать комфортные условия развития ребенка, достижения им высоких образовательных результатов, формирования конкурентоспособной, компетентной во всех областях жизни.

Образование является одним из приоритетных направлений в формировании здорового, сильного и открытого общества.

Поэтому, формулируя целевые установки для системы образования, ставя задачи, прогнозируя результат, необходимо знать: какой выпускник нам нужен, носителем какой гражданской позиции он станет, какими нравственными, социальными и профессиональными качествами он будет обладать, какой набор компетенций освоит. Для решения данной проблемы важно обеспечение стратегической целостности в развитии образования.

Стратегию муниципальной системы образования определяют принятые и реализуемые республиканские программы «Республиканская целевая программа развития системы образования в Чувашской Республике до 2010 года» и Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 года. Все программы, реализуемые на уровне столичного муниципалитета являются логическим продолжением и развитием основных положений республиканских и федеральных целевых программ.

Они формируют необходимые предпосылки, условия и механизмы для постоянного самообновления и модернизации образования города, обеспечения доступности, повышения качества и эффективности образования и комплексной безопасности обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

За последние годы в системе образования созданы условия модернизации муниципального образования, заложены новые экономические механизмы управления образованием, накоплен кадровый инновационный потенциал, создана определенная материальная база, ведутся научные разработки, приобретен опыт распределения финансовых средств на конкурсной основе и пр. Однако модернизация современного образования требует решения многих вопросов, связанных с оптимизацией сети образовательных учреждений, предоставлением большего разнообразия образовательных услуг, модернизации базы образовательных учреждений, необходимостью повышения роли социума в управлении образовательными учреждениями.

Основными направлениями развития муниципальной системы образования являются:

1. Обеспечение доступности, повышение качества и эффективности образования:

- организация работы по программно-целевому методу, разработке и исполнению целевых муниципальных и школьных программ;

- активизация инновационной деятельности в образовании, в том числе в рамках ПНП «Образование»;

- расширение участия в деятельности образовательных учреждений органов государственно-общественного управления;

- формирование системы профильного обучения в старших классах образовательных учреждений;

- оптимизация сети образовательных учреждений;

- организация работы по формированию независимой объективной системы оценивания знаний выпускников основной и средней (полной) общеобразовательной школы.

2. Ресурсное обеспечение системы образования:

- отработка механизма привлечения дополнительных ресурсов в образование;

- обеспечение поддержки лучших учителей г. Чебоксары;

- обновление форм повышения квалификации педагогических работников и совершенствовании их профессионального мастерства;

- активизация внедрения современных учебно-педагогических и воспитательных технологий, соответствующих принципам модернизации российского образования;

- организация работы по развитию информационной образовательной среды и материально-техническому и учебно-методическому оснащению образовательных учреждений.


1. Характеристика муниципальной системы образования

В городе Чебоксары созданы условия для получения доступного бесплатного среднего (полного) образования независимо от социального статуса и места проживания детей. Этому способствует развитая сеть образовательных учреждений.

Образование города Чебоксары, развивающееся в новых системных условиях модернизации, являясь инструментом социально-экономического развития города, представляет собой совокупность 127 дошкольных, 69 общеобразовательных учреждений различных типов и видов и 7 учреждений дополнительного образования детей.

Общий контингент воспитанников образовательных учреждений 64,679 тыс. человек, что составляет 14,18% (в 2008 г. 18,49%) от общей численности жителей города, из них:



- 4,9% - доля воспитанников дошкольных образовательных учреждений;

- 9,31 (2008 г.-11,35%) - доля обучающихся общеобразовательных учреждений.

Это учреждения, действующие и объединяющие свои усилия ради одной общей задачи - развитие города. Это учреждения, которые в сетевом взаимодействии одновременно могут и должны выступать в роли ресурсов как по отношению к самим себе, так и по отношению друг к другу.

За последние годы в системе образования города Чебоксары создана развитая инфраструктура, которая в состоянии предложить высококачественные возможности образования (стандартного, профильного и углубленного).

Все функционирующие образовательные учреждения имеют аккредитацию и лицензии.


1.1. Доступность и продолжительность образования, реализация государственных гарантий и соблюдения прав граждан в области образования
Дошкольное образование

Систему дошкольного образования города на 1 сентября 2009 года представляют 126 муниципальных дошкольных образовательных учреждений, 1 негосударственное дошкольное образовательное частное учреждение «Колосок» и 1 учреждение «Начальная школа – детский сад» для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

К началу 2009 года завершена реализация Муниципальной программы развития дошкольного образования города Чебоксары на 2006-2008 годы, принятая городским Собранием депутатов в целях развития дошкольного образования и удовлетворения потребности населения в его услугах. В рамках реализации мероприятий данной программы в 2008- 2009 учебном году незначительно расширилась сеть дошкольных образовательных учреждений, возвращены и поставлены на реконструкцию два здания ДОУ № 106 и 16, произведен капитальный ремонт и введено в эксплуатацию здание детского сада № 130.

Сеть дошкольных учреждений дифференцирована по типам и видам, что дает возможность родителям осуществлять выбор форм, методов и содержания образования. В прошедшем учебном году все дошкольные образовательные учреждения прошли процедуру аккредитации и многие учреждения по итогам работы за последние пять лет смогли повысить свой статус. На сегодня в городе 25% дошкольных образовательных учреждений имеют приоритет по одному из направлений развития детей; статус Центра развития ребенка - 5 учреждений, 4 сада присмотра и оздоровления, для детей с ограниченными возможностями функционируют дошкольные учреждения компенсирующего и комбинированного вида.



В дошкольных образовательных учреждениях всех типов и видов воспитывается 22218 детей, что составляет 110% от их проектной мощности.

С целью увеличения количества детей, охваченных дошкольным образованием, в городе активно осваиваются новые формы предоставления услуг. За прошедший год в детских садах открыто 30 групп кратковременного пребывания, которые посещают 233 ребенка, функционирует группа вечернего пребывания в ДОУ№118, группы выходного дня в дошкольных учреждениях №№13,49.

Приоритетным направлением деятельности дошкольных образовательных учреждений города является физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья детей. Воспитательно-образовательный процесс по физическому развитию воспитанников в дошкольных учреждениях города осуществляют 2014 воспитателей и 61 инструктор по физической культуре. На протяжении ряда лет в дошкольных учреждениях ведется мониторинг состояния здоровья и физического развития воспитанников. В городе число дней, пропущенных одним ребенком по болезни в год, составляет: 2005 г. – 7,4 дня , 2006 г. – 6,7 дня, 2007 г.- 7,3 дня, 2008 г. – 7,2.

В целях повышения качества физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, оснащения прогулочных зон современным игровым и спортивным оборудованием, в 2007-2008 уч. году разработана и утверждена решением городского Собрания депутатов муниципальная целевая программа «Шаг навстречу детству» на 2008-2011 годы. Под реализацию данной программы выделено из бюджета города 64602 тыс. рублей, в 2008 году в 42 дошкольных учреждениях города реконструированы и возведены теневые навесы, установлено современное игровое оборудование.

Подводя итоги 2008-2009 учебного года, муниципальную систему дошкольного образования можно характеризовать как стабильно развивающуюся; важной проблемой остается: обеспечение доступного и качественного дошкольного образования при острой нехватке мест в детских садах и недостаточном финансировании отрасли образования. Приоритетными направлениями развития системы дошкольного образования города Чебоксары являются развитие сети дошкольных образовательных учреждений и вариативных форм предоставления дошкольных образовательных услуг, реализация муниципальных программ «Развитие муниципальной системы образования города Чебоксары на 2009-2012 годы» и целевой программы «Шаг навстречу детству».
Общее образование

Основными составляющими общего среднего образования являются повышение его качества, доступности и эффективности. В настоящее время одним из главных условий достижения системных изменений в сфере образования является создание нового организационно-экономического механизма, обеспечивающего комплексность решения проблем модернизации образования.

В последнее время самыми крупными, самыми перспективными для судеб образования и развития территорий в целом стали Приоритетный национальный проект «Образование» и «Комплексный проект модернизации образования».

Значительная часть тех идей, которые заложены в проектах, начала осуществляться еще раньше, и стала стимулом для наших муниципальных инициатив по улучшению ситуации во всех сферах, в том числе в сфере образования.

Надо отметить, что для успешной реализации приоритетного национального проекта в сфере образования еще в предшествующие годы в городе Чебоксары созданы необходимые организационно-правовые условия, современная учебно-материальная база школ, аккумулирован опыт инновационной деятельности образовательных учреждений, лучших управленческих и образовательных практик.

Реализация проекта в городе Чебоксары ведется по следующим ключевым позициям:



1. Стимулирование образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы.

На сегодняшний день в 69 общеобразовательных школах города обучаются более 47 тыс. учащихся. За годы реализации ПНПО премию в размере 1 млн. рублей получили 29 школ города Чебоксары. Уже четвертый год по инициативе Главы города Чебоксары проводится муниципальный конкурс «Лучшая школа года столицы».



2. Информатизация образования.

За последние годы сделан существенный прорыв в использовании постоянно развивающихся образовательных интернет-ресурсов и организации оперативного сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса. В настоящее время все школы укомплектованы компьютерными классами, 94% имеют локальную сеть.

К настоящему времени 100 % школ города имеют доступ к сети Интернет, в 100 % школ есть свой, постоянно обновляемый сайт. Вырос в разы уровень применения всеми участниками образовательного процесса компьютерных технологий.

3. Государственная поддержка инициативной, способной, талантливой молодежи.

За последние годы в городе и республике создана система стимулирования одаренных детей, это и Премия Президента РФ, именная стипендия и специальная стипендия за особую творческую устремленность Президента Чувашской Республики, ежегодно учреждается 100 именных стипендий Главы города.

4. Развитие институтов гражданского общества.

В городе Чебоксары создана общественная организация «Попечительский совет образования города Чебоксары», в школах города активно действуют управляющие, попечительские советы, фонды и т.п. Три школы города с 2005 года являются республиканской экспериментальной педагогической площадкой по апробации моделей школьных попечительских и управляющих советов. В школах города в последние годы устанавливаются партнерские отношения, которые направлены на максимальную прозрачность деятельности всех учреждений и вовлечение социума в процесс управления школой.



5. Поощрение на конкурсной основе лучших учителей.

За годы реализации ПНПО премию в размере 100 тыс. рублей получили 165 педагогов города Чебоксары.

Президентом Чувашской Республики дополнительно подписан Указ о поддержке и развитии инновационного, творческого и духовного потенциала системы образования, которым учреждены ежегодные гранты для педагогических работников по 10 тыс. рублей.

Комплексный проект модернизации образования в г. Чебоксары стал одним из инструментов управления результатами, позволяющий перевести внедрение инноваций в регулярный режим работы системы образования и способствующий дальнейшим положительным системным эффектам.

В рамках КПМО в 2009 году в общеобразовательных учреждениях города Чебоксары продолжалась работа по 5 основным направлениям:

- введение и совершенствование механизмов новой системы оплаты труда;

- оптимизация механизмов нормативного подушевого финансирования общеобразовательных учреждений;

- развитие системы оценки качества образования;

- оптимизация и развитие сети общеобразовательных учреждений;

- расширение и совершенствование механизмов общественного участия в управлении образованием.

Основополагающими элементами модернизации системы образования являются повышение качества, доступности и эффективности системы образования:


1. Качество образования

Основополагающей целью модернизации образования является достижение нового качества образования.

Именно поэтому следует стремиться на всех уровнях управления (государственного, муниципального, общественного, уровня образовательного учреждения) к тому, чтобы все направления реализации КПМО были направлены именно на качество образования.

Позиция, когда качество образования приравнивается к качеству жизни уже давно никем не оспаривается и не вызывает возражений.

Более объективную оценку учебных достижений на протяжении последних лет дает единый государственный экзамен, который проводится в городе по 13 предметам, в том числе обязательные экзамены по математике и русскому языку. Анализ результатов ЕГЭ 2009 года показал следующее.

В 2009 году доля выпускников, успешно прошедших государственную итоговую аттестацию составила 95,52%, от общего числа выпускников 2009 года. 3778 выпускников выбрали экзамены в форме ЕГЭ , что на 14,8% меньше, чем в прошлом году, это связано с общим уменьшением числа 11 – классников в образовательных учреждениях.

О развитии внешней независимой оценки качества образования мы судим по доле участников, сдавших 3 и более экзаменов в форме ЕГЭ, которая в 2009 году составила 82,59% от общего числа выпускников. Это на 24,49% больше, чем в 2008 году.

Доля выпускников, успешно сдавших все экзамены в форме ЕГЭ (выше порога) составила 92,43%, при этом доля выпускников, сдавших все экзамены в форме ЕГЭ с результатом 70 баллов и выше составляет 6,96%. Определенные сдвиги в решении задачи доступности образования отражаются в доле выпускников, успешно сдавших обязательные предметы, что в 2009 году составила 97,80% от общего числа выпускников. К тому же, средний балл ЕГЭ по г. Чебоксары по 100-балльной шкале составляет 57,98 баллов, что выше, чем в 2008 году (57,01). Наиболее высокий уровень освоения образовательного стандарта среди лицеев и гимназий показали гимназия №1, лицей №3, гимназия №4. Среди общеобразовательных школ первую «тройку лидеров» возглавляют СОШ №40, 61, 59.


Результаты ЕГЭ – 2009

(в сравнении с данными по Чувашской Республике)




Средний балл по 100 – балльной шкале

русский язык



Средний балл по 100 – балльной шкале

математика



Средний балл по 100 – балльной шкале

физика


Средний балл по 100 – балльной шкале

обществознание



Средний балл по 100 – балльной шкале

с учетом всех предметов



Чувашская Республика

61,51

52,56

54,56

59,39


57,41

город Чебоксары

63,00

51,93

55,67

60,18

57,98

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

  • ЧЕБОКСАРЫ-2009