Гимнастика после сна

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Гимнастика после сна

Скачать 299,22 Kb.


Дата04.11.2017
Размер299,22 Kb.

Скачать 299,22 Kb.

Методы и формы физкультурно- оздоровительных, коррекционных, закаливающих и профилактических мероприятий в нашем дошкольном учреждении подбираются в соответствии с группой и состоянием здоровья каждого ребенка, рекомендаций педагогического и медицинского персонала.
Это:

- гимнастика после сна

- обязательные ежедневные прогулки

- самостоятельная двигательная активность детей

- подвижные игры на свежем воздухе

- ходьба по «дорожкам здоровья»

- обязательное проведение утренней гимнастики, физкультминуток на свежем воздухе

- воздушные ванны в облегченной одежде

- гимнастика и физкультурные занятия на свежем воздухе в ЛОП,

- обширное умывание

- мытье ног

- полоскание рта

- посещение бассейна

- постоянный контроль за осанкой

- физиопроцедуры (в том числе и для аллергиков, детей ЧБД)

-ЛФК
Так же используются методы нетрадиционной медицины:

- пальчиковая гимнастика

- дыхательная гимнастика

- аромотерапия

- зарядка для глаз

- Су-Джок терапия

- точечный массаж

- психогимнастика

- релаксация

- лечебная гимнастика для больных пиелонефритом, ЧБД

-профилактика близорукости, офтальмотренинг


К нетрадиционным методам оздоровления можно причислить и:

- арттерапию,

- изотерапию,

- музыкотерапию,

- сказкотерапию,

- игротерапию,

- песочную терапию,

- цветотерапию,

- игровой массаж

- драматерапия

- вокалотерапия
Формы:

-· утренняя гимнастика;

-· гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами;

-·прогулки, походы;

-· совместные досуги с родителями и младшими школьниками;

-· спортивные праздники и развлечения;

-· НОД и беседы по ЗОЖ, ОБЖ, валеологии.
Оздоровление движением
1. Физкультурная НОД

Безусловно, особое значение в воспитании здорово ребёнка придаётся развитию движений и физической культуре детей на физкультурной НОД.

Поэтому мы пытаемся использовать разнообразные варианты проведения физкультурной НОД:


  • Занятия по традиционной схеме

  • Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности

  • Занятия-тренировки в основных видах движений

  • Ритмическая гимнастика

  • Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей

  • Занятия-зачёты, во время которых дети сдают физкультурные нормы

  • Сюжетно-игровые занятия

Наши педагоги по разному подходят к физическому воспитанию здоровых детей и часто болеющих детей. Для этого с ними была проведена консультация «Приобщение ЧБД к физической культуре», где подробно было рассказано об специфических особенностях часто болеющих детей, о задачах и методах работы по их оздоровлению, об условиях которые необходимо создать для их реабилитации.


К реабилитации часто болеющих детей относятся:

- проведение индивидуальной целенаправленной программы профилактики и оздоровления средствами физического воспитания в летний период;

- комплексность методов оздоровления средствами физического воспитания;

- неспецифичность методов воздействия средствами физического воспитания.


Мы стараемся обеспечить процесс закаливания часто болеющих детей с помощью выполнения определенных физических упражнений, двигательных заданий.

Организуем необходимый режим самостоятельной двигательной деятельности и отдыха с учетом характера заболевания ребенка.

Обучаем ЧБД умению управлять собой при разучивании новых упражнений, выполнении сложных двигательных действий; выполнению самомассажа, дыхательной гимнастики, упражнений на растяжение для снятия мышечного напряжения, улучшения работы дыхательной, сердечно-сосудистой систем.

Развиваем у них уверенность в своих силах при освоении и выполнении различных двигательных действий, физических упражнений.


2.Утренняя гимнастика

Наряду с традиционной утренней гимнастикой в практику дошкольного учреждения включаем разные типы и варианты, как в содержательном плане, так и в методике проведения.


Варианты проведения утренней гимнастики:

-Утренняя гимнастика игрового характера включает 2–3 подвижные игры или 5–7 игровых упражнений имитационного характера, а также разной степени интенсивности, которые выполняются как комплекс упражнений общеразвивающего воздействия.

-Упражнения на полосе препятствий – детям предлагаем упражнения с постепенным увеличением нагрузки: усложнение двигательных заданий с включением разных основных видов движений увеличение числа повторов, усиление темпа движений, смена чередования физкультурных пособий.

-Утренняя гимнастика в форме оздоровительной пробежки. Этот тип утренней гимнастики обязательно проводится на воздухе – в течении 5–7 мин. Непрерывный бег в среднем темпе с постепенным увеличением расстояния и времени. В конце гимнастики предлагаются дыхательные упражнения.

-Комплекс упражнений с тренажерами простейшего темпа (гимнастический ролик, детский эспандер, резиновые кольца, диск «Здоровья»).

-Комплекс музыкально-ритмических упражнений (состоящий из разминки, 5–6 основных развивающих упражнений в танцевальных движениях.)
Введение двигательной разминки во время перерыва между занятиями позволяет детям активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы. Она состоит из 3–4 упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. В конце разминки рационально провести упражнение на расслабление 1–2 мин.
3.Подвижные игры

Разнообразные подвижные игры в любое время года – прекрасное средство закаливания. Увеличение пространства для движений, подходящая одежда, соответствующий подбор игрушек позволяют детям лучше удовлетворить свою потребность в движении, а воспитателю – удлинить пребывание детей на воздухе. На участок выносят обручи, качели, палатки, мячи, инвентарь для игры в песок и т.д. Учитывая состояние погоды, воспитатель выбирает игры, которые могу быть проведены на ограниченном пространстве: игры с бегом по кругу «Пузырь», «Карусели», «Кошки – мышки», «Каравай», с ходьбой по асфальту по начерченным линиям «Пройди по тропинке», «Поезд», «Метро», проводятся игры с прыжками в длину с места «Через ручеёк», «Не замочи ног».

Воспитатель следит за деятельностью детей во время прогулки. Выйдя с детьми на участок, сразу проводит подвижную игру, например, «Солнышко и дождик», «Догонялки», «Лохматый пёс». Затем уже выносит короб с выносным материалом. Каждый ребёнок берёт ту игрушку, которая ему больше всего нравиться. Во время самостоятельных игр воспитатель, если в этом есть необходимость, активизирует отдельных детей, объединяет несколько человек для игры с одним и тем же пособием. Если воспитатель замечает, что большая часть детей потеряла интерес к игрушкам, он предлагает поиграть в подвижную игру, активизируя тем самым детей на новый вид деятельности и дав возможность размяться. Летом можно организовать игры в песке, причём песок должен быть влажный «Постройка песочных домиков», «Найди предмет», «Куличики» и т.д.

Летом большое место занимают игры с песком и водой. Обязательно выносятся дидактические, настольные игры, разнообразить выносной материал. На прогулке необходимо больше использовать физкультурного оборудования в индивидуальной работе. В нашем учреждении педагогами используются разнообразные формы работы по физическому воспитанию, направленные на повышение двигательной активности детей. Воспитатели хорошо знают вопросы организации рациональной двигательной активности детей и ее педагогического руководства в процессе игр и упражнений на прогулке.

В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях, развиваются ловкость, быстрота, выносливость, формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

В летнее время развлечения помогают педагогу в доступной и интересной форме решить серьезные воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи. Во время организации развлечений мы рекомендуем вводить хорошо знакомые детям движения, а для поддержания интереса усложнять содержание, правила, двигательные задания.

Игры – забавы – это по существу физические упражнения, облеченные в игровую форму с музыкальным сопровождением или без (классики, резинки и т.д.). Дети успешно овладевают ими.
Перечень некоторых игр – забав:


  1. Кросс с мячом;

  2. Соревнования – поединки;

  3. Игры с вертушкой;

  4. Игры на асфальте;

  5. Игры с песком и водой (колокольчиками, с бумажным змеем, с мыльными пузырями и т.д.);

  6. Игры с музыкальным сопровождением (хороводы, пение, танцы);

  7. Русские народные игры (палочка – выручалочка, лапта, ловушки, бабки, жмурки и т.д.);

  8. Меткие стрелки (попади в кольцо, метание дисков, набрасывание колец, кто дальше, летающие тарелки и т.д.);

  9. «Школа мяча» (игра с малым мячом, футбол у стены, целься вернее и т.д.);

  10. Занятная веревочка (прыгалки - резинки, неуловимый шнур);

  11. Игры и упражнения на равновесие (упрямый козлик, ножная качалка, кто дольше простоит на одной ноге);

  12. Спортивные упражнения (катание на велосипеде, на самокате, плавание).


Можно устроить для детей тематические дни:

  1. «День цветов»;

  2. «День Нептуна»;

  3. «День спорта»;

  4. «День веселого карандаша»;

  5. «Занятная веревочка».


4. Оздоровительный бег (дозированный)

Оздоровительный бег даёт детям эмоциональный заряд бодрости и духовного равновесия; тренирует дыхание, укрепляет мышцы, кости, суставы. Проводиться с небольшой подгруппой детей (5–7) человек, при этом учитывается физический уровень подготовленности детей. В старшем дошкольном возрасте пробегают в среднем темпе (2,4–2,7 м/с) без остановок значительные расстояния – от950 м до1600 м – за промежуток времени от 5 до 11 минут.

Оздоровительные пробежки проводим 2 раза в неделю в дни, когда нет физических занятий, во время утренней прогулки, а также в холодное время года в конце дневной прогулки.

При проведении оздоровительного бега осуществляем индивидуально-дифференцированный подход. Так детям 5–6 лет с высоким и средним уровнями двигательной активности предлагаем пробежать 2 круга, малоподвижным – 1 круг.

Дети 6–7 лет с высоким и средним уровнем – 3–4 круга, малоподвижным – 2 круга.

Оздоровительный бег заканчиваем постепенным замедлением темпа и переходом на обычную ходьбу с выполнением дыхательных упражнений, затем упражнения на расслабление мышц (2 -3 минуты):


5.Физкультурные праздники и досуги

Особое место в нашей физкультурно-оздоровительной работе мы отводим таким формам активного отдыха, как физкультурные праздники и досуги. Такие мероприятия у нас всегда наполнены веселыми занимательными упражнениями, встречей с любимыми героями, неожиданными сюрпризами. Пребывание на свежем воздухе, игры с водой, разнообразная двигательная деятельность способствует укреплению здоровья, закаливанию организма, обогащению двигательного опыта детей, что позволяет повысить интерес детей к движениям.


А так же можно устроить праздники и развлечения (1 раз в месяц):

  1. «Веселые старты»;

  2. «Малые Олимпийские игры»;

  3. «Светофорчик»;

  4. «Парад игрушек»;

  5. Город веселых затей»;

  6. «Комический футбол»;

  7. «Шире круг».

При организации летних праздников мы знакомим детей с русскими народными праздниками с особенностями их проведения. Ну и конечно без внимания не остаются и родители, которые принимают активное участие в «Веселых стартах» и «Летних олимпийских играх»


6.Самостоятельная деятельность

Помимо организованных видов занятий по физической культуре в режиме дня детей старшего дошкольного возраста значительное место занимает самостоятельная двигательная деятельность. Однако и здесь действия детей во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми. Организация правильного руководства самостоятельной деятельностью детей в значительной мере влияет на разнообразие игр, движений, не подавляя при этом инициативы самого ребенка.

Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок (утренней и вечерней). Активные действия детей чередуются с более спокойной деятельностью. При этом педагоги учитывают индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие.

При планировании самостоятельной деятельности педагоги заботятся о создании физкультурно-игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек), выделяют в режиме дня специальное время для самостоятельных игр детей. Для создания разнородности и новизны физкультурно-игровой среды педагоги в течение дня вносят различные физкультурные пособия и по-разному группируют их. Это позволяет избежать однообразия движений и способствует всестороннему развитию детей


7.Корригирующая работа

Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
8.Лечебная физкультура

Физические упражнения, т.е. мышечные движения, являющиеся мощным биологическим стимулятором жизненных функций человека.

Одной из разновидностей лечебной гимнастики является корригирующая гимнастика; она проводится с целью исправления некоторых дефектов опорно-двигательного аппарата и лечения их начальных форм: нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопия. Корригирующая гимнастика с наибольшим успехом применяется в период роста организма.

ЛФК использует весь арсенал средств, накопленных физкультурой для лечения и профилактики огромного числа болезней, с учетом специально методически разработанных и подобранных комплексов упражнений.

Детская лечебная физкультура изучает особенности влияния средств физического воспитания на организм больного ребенка, темпы его роста и развития при патологических состояниях, процессы саногенеза, патогенетические механизмы, а также разрабатывает методики лечебной физкультуры при различных дефектах развития, заболеваниях и травмах у детей.

Являясь оригинальным способом лечения и реабилитации больного ребенка, детская лечебная физкультура отличается от других видов лечения (фармакотерапии, диетотерапии, физиотерапии и др.) не только физиологическим характером применяемых средств, связанных с естественными движениями ребенка и естественными внешними воздействиями, но и широким использованием в практической работе методов лечебной педагогики и психологии.

Занятие лечебной физкультурой целесообразно проводить малогрупповым способом с детьми, близкими по уровню психомоторного развития, со сходными заболеваниями.

В ДОУ проводятся практически все существующие формы лечебной физкультуры: утренняя гигиеническая гимнастика, которая проходит с обязательным включением одного - двух специальных упражнений; занятия (ведущая форма), самостоятельные занятия (под контролем медиков, педагогов и родителей), которые также включают 3 - 4 специальных упражнения; прогулки; оздоровительный бег; игровые занятия.

Занятия ЛФК оказывают лечебный эффект только при правильном, регулярном, длительном применении физических упражнений. В этих целях разработаны методика проведения занятий, показания и противопоказания к их применению, учет эффективности, гигиенические требования к местам занятий.

Основными средствами ЛФК являются физические упражнения и естественные факторы природы. Физических упражнений много, и они по-разному влияют на организм.

Физические упражнения в ЛФК делят на три группы: гимнастические, спортивно-прикладные и игры.

Гимнастические упражнения. Состоят из сочетанных движений. С их помощью можно воздействовать на различные системы организма и на отдельные мышечные группы, суставы, развивая и восстанавливая силу мышц, быстроту, координацию и т. д. Все упражнения подразделяются на общеразвивающие (общеукрепляющие), специальные и дыхательные (статические и динамические).

Общеукрепляющие упражнения. Применяют для оздоровления и укрепления организма, повышения физической работоспособности и психоэмоционального тонуса, активизации кровообращения, дыхания. Эти упражнения облегчают лечебное действие специальных.

Лечебная физкультура способствует совершенствованию работы центральной нервной системы, органов дыхания, кровообращения, оказывает закаливающее воздействие на организм - тренирует терморегуляционные механизмы, повышает сопротивляемость организма недоношенных детей. Так, дети, занимавшиеся лечебной физкультурой, в 2--3 раза реже болеют острой респираторной инфекцией, чем дети, которые не занимались ею. А если они и заболевают, то заболевание протекает относительно нетяжело, без осложнений. У таких детей реже диагностируют грыжи (пупочные, пахово-мошоночные).

Также средствами лечебной физкультуры являются массаж и закаливание.
Методы нетрадиционной медицины

1.Дыхательная гимнастика

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться).

Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.

Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма.

Занимаясь дыхательной гимнастикой воспитатели и медсестра оздоровления стараются, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах).

Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком»), подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза). После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.


2.Лечебное содействие и сопереживание.

Вот примеры этой формы работы:

1.Ситуация с «живыми горчичниками»: воспитатель, указывая на недомогающего ребёнка, обращается к малышам: «Ваня! Саша! Даша! А где у нас горчичники? Давайте поможем Катеньке!» Малыши желающие помочь заболевшей девочке, прикладывают свои ладошки к больным местам. И эти живые «горчичники» начинают прогревать намного эффективнее, чем настоящие. Может показаться удивительным, но наблюдения свидетельствуют о том, что дети при этом не заражаются и не заболевают. Энергия позитивного и сильного эмоционального порыва создаёт своеобразный иммунитет.

2. Делая массаж друг другу, дети обмениваются «тактильными посланиями». Массаж становится своеобразной формой невербального общения детей, где каждое прикосновение, каждое движение носит смысл адресованного обращения одного ребенка к другому. Через тактильный контакт ребенок выражает свое внутреннее состояние, отношение к товарищу и рассчитывает получить «ответ» на свое обращение.

Взаимный массаж детей друг другу в нашем ДОУ используется воспитателями в режимные моменты, и инструктором по ФК во время НОД.
3.Ароматерапия – лечение ароматами, процесс дыхания ароматов, использование растительных экстрактов в виде эссенций или эфирных масел для лечения широкого круга болезней за счет эффективного воздействия на эмоции и настроение детей.

Мы используем несколько способов использования ароматерапии:

1. несколько капель масла растворяем в горячей воде и опрыскиваем помещение пульвизатором.

2. аромалампы.

3. аромаогород на подоконнике (в группе высажены цветы герани, собраны цветы ромашки и листочки мяты, что действует на детей успокаивающе).

Методы ароматерапии безопасны. В период подъема заболеваемости респираторными инфекциями применяем масло шалфея, эвкалипта, пихтового масла.

В практике применяем другие нетрадиционные методы оздоровления детей.

Для развития тактильных ощущений создана соответствующая среда в группе, которую легко вынести на участок: мячи, плоды каштана, шишек, ореха. Ходьба по массажному коврику, дорожке из бросового материала - в группе и по «Тропинке здоровья» - на участке, применяется для развития тактильного восприятия, координации движений и профилактики плоскостопия.


4.Формирование осмысленной моторики.

В массовой практике физкультурно-оздоровительной работы обычно игнорируются те тонкие смысловые ориентировки, которые определяют постановку у ребенка правильной осанки. Этап их формирования как бы «проскакивается», осанка «ставится» тренажно-механическим способом «в готовом виде». Воспитатели постоянно подчеркиваюет, что сидеть прямо - значит сидеть красиво, но почему это так, для детей остается далеко неочевидным, если не сказать - бессмысленным. Этот способ формирования здоровой осанки, нередко приводит к тому, что она, не успев закрепится, перерастает в патологическую (лордическую, кифотическую и т.д.).

Постановку осанки у ребенка должно предварять формирование ориентировки на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве. Поэтому создание условий для освоения позы выступает необходимым моментом воспитания здоровой осанки. Это может быть сделано при помощи специальных игровых упражнений: «Стоп-кадр» (имитация фотографических изображений: «лошадка перед прыжком», «тяжелоатлет в рывке»), «Скульптор и глина» (один ребенок создает «скульптуру» из первоначально неоформленной «глины», которую изображает другой ребенок), имитация и самостоятельное придумывание контрастных поз-«перевертышей» («собака на заборе», «кошка в мышиной норке», «пассажир в чемодане», «стояние на потолке») и др. Наряду с этим творчески развивающий характер должны носить и собственно упражнения для формирования и коррекции осанки (напряжение и расслабление мышц спины с изображением движений разных животных - медведя, слона, бабочки, зайчика и т.д.).

Осмысленная моторика лежит и в основе навыков рационального дыхания. Она, как уже отмечалось, связана с работой детского воображения. Поэтому особую ценность имеют дыхательные упражнения, выполнение которых предполагает его активизацию: «рисование» дыханием в воздухе воображаемых фигур, дыхание в контрастном ритме с изображением различных объектов и ситуаций (короткие и прерывистые вдохи и выдохи - «паровозик», медленные и размеренные - «океанский лайнер») и др. Эффект развития осмысленной моторики может быть усилен, если ребенок вступает в своеобразный диалог с органами собственного тела как самостоятельно действующим «лицами».

Предположим, ребенок испытывает существенные трудности при выполнении определенных движений, например, при подбрасывании мячика одной рукой и попытке его поймать - другой. «Не получается? Ничего страшного, - говорит ему педагог. - Ты пока немножко отдохни, а руки пусть поработают вместо тебя. Ты только наблюдай за ними. Дай им имена. Они сестры или подружки? Во что они любят играть? Сколько им лет - пять, шесть?

Какие они умелые, ловкие! Похвали их, погладь. Они могут и тебя научить так здорово подбрасывать и ловить мячик...» (старшая группа). Аналогичные ситуации мы используем и на других - нефизкультурных занятиях (по изобразительной деятельности, творческому конструированию, подготовке к письму м т.д.), где так или иначе «задействована» моторика мелких мышц руки.

Здесь ребенок в условном плане как бы вводится в зону ближайшего развития своих собственных двигательных возможностей. Но такое условное введение сравнительно быстро начинает способствовать изменению целостного психосоматического состояния ребенка, в результате чего заметно повышается уровень этих возможностей.

В подобные «диалоги» можно вступать не только с руками, но и сердцем, желудком, другими частями тела. Вступая в них, ребенку предстоит научиться «слушать», понимать, уважать и любить свое тело. Благодаря этому ценность здоровья будет воспринята ребенком не как внешняя словесная декларация, исходящая от взрослого, а как изнутри осмысленная жизненная норма.


5.Многофункциональность развивающих форм оздоровительной работы, которые мы применяем в ДОУ позволяют создавать и закреплять целостность позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности.

Например, в старшей и подготовительной группах нами используется игровое упражнение «Лепим умелую и уверенную руку». Ребенку предлагается побывать в роли скульптора, который воплощает в материале свои представления о таких человеческих качествах, как умелость и уверенность. «Материалом» же является рука самого ребенка (правая или левая - соответственно для правшей и левшей). Другая рука выполняет «ваятельские» функции.

«Ваятель» разминает глину, добиваясь пластичности «материала» (руки). Затем, работая с каждым пальцем (разминая, разглаживая его), он придает ему особый «характер». Большой палец должен быть сильным, добрым, выступающим основой и опорой для всех остальных (это - «папа»). Указательный палец - строгий, следящий за порядком, контролирующий (это - «мама»). Средний палец - главный помощник родителей - «старший брат». Безымянный палец - кроткая, немногословная, но очень трудолюбивая «сестричка». Мизинец - маленький помощник всех остальных членов семьи, хотя иногда довольно непослушный (это - «младший братик»). Только такая крепкая семья может решать сложные задачи, уверенно преодолевать возникающие при этом трудности. После того, как «скульптор» поработал с пальчиками, он оценивает свое «творение» в целом (ощупывает, поглаживает не только пальцы, но и ладошку, тыльную сторону руки и др.).

Данное упражнение одновременно способствует развитию осмысленной моторики мелких мышц руки, воображения, уверенности в себе в ходе решения каких-либо новых задач, созданию положительного эмоционального настроя, эмпатии (сопереживания), чувства психологической защищенности (благодаря актуализации «семейного контекста») и вместе с тем - активизации биологически активных точек кожи, расположенных на руке путем ее своеобразного массажа, психомоторной релаксации и т.д. Его рекомендуется применять на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, при обучении игре на музыкальных инструментах, овладении элементарными навыками письма - преимущественно в тех случаях, когда детям для усвоения предлагается новый материал.

Ребенок здесь не просто «работает», а играет с собственным телом. Он мнет, разглаживает, «лепит» тело, словно ваятель, как бы заново создавая его «по законам красоты». Определенные участки тела становятся своего рода психосоматическими «голограммами» - массируя их, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он действительно творит нечто новое и прекрасное, способствует развитию у ребенка чувства любви к своему телу, внимательного и бережного отношения к нему.
6. Точечный массаж "Волшебные точки" (по А.А.Уманской)

Массаж повышает защитные свойства слизистой оболочки носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов человека. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.

Приемы точечного массажа очень легко освоить взрослым, а затем научить детей.
Техника выполнения массажа

Массировать биологически активные зоны нужно подушечками большого, указательного или среднего пальца горизонтально-вращательными движениями по часовой стрелке и против в течение 4-5 сек в каждую сторону. Массаж не должен быть грубым и резким, не должен оставлять синяков. Лучше начинать с легкого нажима, постепенно повышая интенсивность воздействия.

Если массируемая зона очень болезненна, проводится легкий круговой массаж. Если кожа в области массируемой зоны изменена (нагноения, ссадины, кровоподтеки), то массаж отменяется.

Руки перед массажем должны быть часто вымытыми, теплыми, с хорошо остриженными ногтями. Не следует проводить массаж сразу после приема пищи. С профилактической целью массаж рекомендуется проводить 2-3 раза в день, а также после контакта с больным острой респираторной инфекцией.

Как профилактическое средство массаж биологически активных зон можно проводить длительно, особенно осенью и зимой. Необходимо помнить, что высокую сопротивляемость организма поддерживает только регулярный массаж.
7.Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика служит для развития у детей ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращают учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.


8.Самомассаж и массаж

Самомассаж и массаж – помогает повысить защитные функции организма ребёнка. Во время утренних процедур проводим самомассаж ушных раковин, пальцев. Во время дыхательной гимнастики – игровой самомассаж. Игровой самомассаж является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.


9.Тренинги

Тренинги – элементы психической дисциплины, помогают развивать у дошкольников, способность преувеличивать положительное, и растворять, распылять отрицательное. При выполнении тренингов важным считаем умение детей вообразить описываемую ситуацию, что в свою очередь дает им возможность успокоиться, снять излишнее напряжение и повысить своё настроение.


10.Аутотренинг

Аутотренинг– помогает воздействовать на подсознание детей с помощью расслабления мышц, дыхания, учить расслабляться. После двигательной активности необходимо изолированно от посторонних шумов сесть в кресло, или лечь, расслабиться, отвлечься от тревожных мыслей; дышать глубоко и спокойно.


11.Релаксация

Релаксация – это один из путей преодоления внутреннего напряжения у ребёнка. Обучая детей приёмам релаксации, мы помогаем им снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться, тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояния покоя. Умение детей управлять своими чувствами и эмоциями – ещё один шаг к воспитанию у них уверенности в себе.

Для получения наибольшего оздоровительного эффекта соблюдаем следующие правила при подборе упражнений и их выполнение.


  • Упражнения на релаксацию выполняем в тихой, спокойной обстановке.

  • Расслабляемся с закрытыми глазами.

  • В зависимости от условий применения данных упражнений используем различные позы.

  • Во время выполнения. Учим детей распознавать ощущения напряженности и расслабленности.

  • Не спешим заканчивать релаксацию.

  • Дети могут полежать, если им хочется.

  • Выходим из этого состояния медленно и спокойно: сначала потягиваемся, словно после пробуждения ото сна, затем открываем глаза и потихоньку садимся. При выполнении релаксации используем спокойную музыку.

12.Игротанец – направлен на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют воспитательное значение и доставляют эстетическую радость детям. В этот раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, танцевальные формы (историко-бытовой, народный, современные ритмические танцы).
13.Креативная гимнастика способствует внедрению в работу с детьми нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этой форме работы создаются благоприятные возможности для развития способности детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности. В свою деятельность педагоги включают музыкально-творческие игры и специальные задания для детей.
14.Игровой стретчинг, упражнения которого, носят имитационный характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровой ситуаций, заданий, упражнений. Подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности и т.д. Образно-подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание.
15.Упражнения на фитболе - с большим гимнастическим мячом. ЗДД на мячах проводим с детьми и совместно с родителями. Эффективность применения больших гимнастических мячей для оздоровления организма и профилактики заболеваний обусловлена воздействием колебаний мяча на позвоночник, межпозвонковые диски и суставы.

Упражнения с этими мячами способствуют созданию сильного мышечного корсета вокруг позвоночника, развитию выносливости, ловкости, координации движений, улучшению работы внутренних органов.

Занятия на мячах улучшают общее самочувствие, повышают эмоциональный тонус, создают оптимальные условия для правильного положения туловища, способствуя улучшению осанки и профилактики ее нарушений.
16.Игры-путешествия включают все виды подвижной деятельности, используя средства всех разделов программы. Данный материал помогает педагогам закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, сплотить ребят, дает возможность стать, кем мечтаешь, побывать, где захочешь и увидеть что пожелаешь. Такие занятия отличаются от классических высоким эмоциональным фоном, способствующим развитию мышления, воображения, эмоционально-двигательной сферы и творческих способностей детей.
Использование нетрадиционных методов оздоровления

Музыкотерапия

Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний

Слушание музыки и движения под музыку способствуют организации здорового образа жизни у наших воспитанников.

Специфическая музыка звучит на утренней гимнастике 3 раза в неделю, перед каждым обедом, во время подготовки ко сну и за час до ужина.

Для агрессивных детей мы делаем акцент на агрессивную возбуждающую музыку (по принципу: подобное лечится подобным), спокойная музыка же (“Аве Мария”, Баха-Гуно, “Голубой Дунай”, Штрауса-мл.) оказывает расслабляющее действие, формируюет определенную атмосферу, налаживает контакты между воспитателем и детьми.

Напряженное, динамичное музыкальное произведение (“Лето. Престо” из цикла “Времена года”, Вивальди, “Маленькая ночная серенада”, Моцарта) проявляет общее настроение детей в группе, несет основную нагрузку, стимулирует интенсивные эмоции, дает эмоциональную разгрузку, способствует снятию агрессивных импульсов и физической агрессии.

Произведение спокойное, релаксирующее, либо энергичное, жизнеутверждающее (“Менуэт”, Баккерини, “Ода к радости”, Бетховена, “Испанское каприччио”, Римского-Корсакова) дает заряд бодрости, энергии и оптимизма, снимает напряжение, создает атмосферу покоя.

Матрица кодирования эмоциональных состояний через музыку помогает нашим педагогам создавать следующие настроения, выражаемые различной по характеру музыкой (см. приложение).
Демократизация педагогического процесса позволяет расширить возможности использования музыки в нашем детском саду:

- во время утреннего приема детей используются записи классических и современных произведений с соответствующим мажорным, солнечным звучанием, музыка выступает в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей.

- утренняя зарядка средствами ритмической гимнастики;

- после дневного сна используется методику музыкально-рефлекторного пробуждения малышей, чтобы пробуждение не вызвало отрицательных эмоций, используется тихую, нежную, легкую музыку не менее 10 минут.

- оздоровительные

- активный отдых - развлечения и праздники; контакт с семьей.

- во время НОД используется частичное музыкальное сопровождение: для создания в начале соответствующего ассоциативного фона; для организации детей, повышения их внимания; музыка может звучать в конце НОД как завершающий итоговый фрагмент; музыкальное сопровождение можно использовать во время «функционального пика» для стимуляции эмоциональной активности детей.

- спортивный праздник, например: «Папа, мама я – спортивная семья», «Мы танцуем, играем, поем!», спортивные развлечения с обручами и много других.

Мы считаем что, необходимым условием использования движений под музыку в организации здорового образа жизни детей является учет психофизиологических особенностей дошкольников.

Чтобы движения под музыку способствовали организации здорового образа жизни дошкольников, мы учитываем следующие условия:

1. опора на психофизиологические основы здорового образа жизни детей;

2. педагогические основы организации здорового образа жизни ребёнка, возрастные психологические особенности дошкольников;

3. место, содержание, функции движений под музыку, методы воспитания и обучения этим движениям в общей системе здорового образа жизни дошкольников;

В течение учебного года дети нашего ДОУ посещают кружок «Хореографии», поэтому метод «движения под музыку», используемый педагогами в ЛОП, реализуется в полной мере, доставляет детям положительные эмоции, продолжают развивать у них двигательные навыки, двигательные качества (ловкость и координацию движений, быстроту слуходвигательной реакции, общую выносливость), способствуют улучшению состояния здоровья и физического развития в летний период, приобщает детей к музыкальному и народному творчеству.

Хореография, музыкальные игры и ритмическая гимнастика, в которых в наибольшей степени проявляется взаимосвязь музыки и движений, способствуют укреплению мышц спины, живота, плечевого пояса и ног, что приводит к формированию правильной осанки.

Культура движений включает такие компоненты, как красота, пластичность, легкость, ритмичность, точность движений, выразительность исполнения и эмоциональную отзывчивость на музыкальное восприятие.

Широко используется прием музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах. Играя в музыкальных уголках, под руководством воспитателя, дети озвучивают при помощи музыкальных инструментов стихотворения, аккомпанируют тем или иным музыкальным пьесам.
Вокалотерапия, еще один метод оздоровления, дети исполняют песни, воспитывающие доброту, чувство товарищества, направленные на зарядку положительными эмоциями и психологическую разгрузку. Так, например, песни “Верьте в чудеса”, “Будьте добры!”, “С нами, друг!”, “Если добрый ты…”, которые выполняют все эти задачи.

Кроме того, пение позволяет улучшить состояние легких, цвет лица и даже исправить осанку, благодаря пению улучшается настроение, появляются радость и умиротворение, повышается жизненный тонус, происходит избавление от стрессов.

Гармоничное сочетание движений и музыки на основе единения с природой и русской и татарской национальной культурой способствует духовному и физическому развитию детей, оказывает развивающее и образовательное воздействие.

Наши педагоги часто объединяют музыкотерапию и изотерапию.

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством. Эффективны все виды творчества, но чаще всего такими лечебными свойствами в наибольшей степени обладает рисование. И, кстати, если ребенок не хочет рисовать - это само по себе уже некоторый симптом не вполне благоприятного развития личности.

Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, оно связано с важнейшими функциями (зрительные, двигательная координация, речь, мышление), рисование не только способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Мы предлагаем детям порисовать ладошками, выдуть краску через соломинки, т.е. используем нетрадиционную технику рисования, предоставляя ребёнку на выбор разнообразные материалы: бумагу разного формата (прекрасным материалом являются обои), пластилин, природный материал, краски, цветные карандаши, тонкие и толстые кисти, тампончики, свечи, нитки.

Любое рисование, фантазирование, конструирование - это тоже лечение. Рисование, регулярное, с элементами фантазии необходимо всем детям ежедневно.


Сказкотерапия.

Еще не вполне освоен педагогами нашего ДОУ такой метод, как сказкотерапия – воспитание и лечение сказкой.

В основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций.

Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту.

Продолжение лечения при помощи сказки проходит в группе с помощью театральных игрушек на ладошке, картинок на фланелеграфе, используем запись фонограммы. Придумываем с детьми новые персонажи к знакомым сказкам, пробуем сочинять самостоятельно сказки.

По ходу сказки дети учатся расслабляться по контрасту с напряжением, правильно дышать, расширяются их представления об эмоциях, чувствах и состояниях; преодолеваются барьеры общения, развивается речь, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление, воображение.


Метод игротерапии проявляется в использовании собранного материала по играм, которые лечат.

На укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах, укрепление мышц. включаем игры такие игры, как: «Пастушок дудит в рожок», «Король ветров» (дуем на вертушку, мыльные пузыри, подвешенный шарик, сдуваем ватку с ладошки). (см.приложение)


Песочная терапия – одна из разновидностей игротерапии. Этот метод полезен для тревожных и мнительных, испытывающих страх перед поставленной задачей, агрессивных и способствует снятию агрессии, а также повышает уверенность в себе застенчивых и замкнутых, для детей с проблемами общения и поведения. Также этот метод подходит для детей с неуравновешенной нервной системой, высокой тревожностью, переживших стрессовые ситуации.

Эти игры стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику, способствуют развитию речи, внимания, памяти.

В течении года дети пользовались центрами песка и воды, но именно летом в песочнице песочная терапия достигает своего апогея. Мы используем песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия, рисование на песке палочками, печатками, а так же конкурсы «Песочный замок», «Лучшая постройка из песка» и др. Для создания собственного мира в песочнице, ребенку предоставляется возможность создать в песочнице все, что задумал. После завершения работы с песком, ребенок дает название своему творению и рассказывает о нем.

Поэтому песочную терапию мы применяем в сочетании с другими методами, такими как сказкотерапия, изотерапия.


Цветотерапия – наука, изучающая цвета.

Цвету издавна приписывалось магическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств. Воздействие цвета на людей неоднозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и это обязательно учитывается нами в работе с дошкольниками.

В Су-Джок терапии также используются свойства цвета (так например, можно вылечить насморк, если на зону носа наклеить зеленый кружок или зеленое семечко). Педагоги и родители на собраниях просматривали фильм о Су-джок терапии - раздел «Цветотерапия».

Установлено, что даже употребление овощей и фруктов нужного цвета, ношение одежды определенных цветов тоже могут дать положительный терапевтический эффект.



Прежде чем заняться цветотерапией в детском саду были проведены консультации, изучали воздействие цвета на людей и как нужно использовать его в работе с детьми.

  • Оздоровление движением
  • Методы нетрадиционной медицины
  • Использование нетрадиционных методов оздоровления Музыкотерапия
  • Вокалотерапия
  • Сказкотерапия
  • Песочная терапия
  • Цветотерапия