Г. Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана «Химия 9»- м. Просвещение 2011 год. Программа

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Г. Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана «Химия 9»- м. Просвещение 2011 год. Программа

Скачать 371,03 Kb.


Дата27.03.2017
Размер371,03 Kb.
ТипПояснительная записка

Скачать 371,03 Kb.



Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы к учебнику Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана «Химия – 9»- М. Просвещение 2011 год. Программа полностью соответствует требованию Государственного стандарта общего образования. Учебник включён в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования на 2014 – 2015 учебный год. Программа рассчитана на 2 часа в неделю. Количество часов по авторской программе – 70. Подробное и доступное раскрытие и изложение основных тем в выбранной мною программе, объединение знаний физики, биологии, географии, экологии в единое понимание естественного мира, способствует полноценному усвоению изучаемого материала, и поэтому может быть использовано в 9-х классах разного профиля.



Программа предполагает реализацию цели:

сформировать интерес учащихся к познанию законов химии, более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений, развивать полученные первоначально теоретические сведения о богатом фактическом материале химии элементов, сохранить присущий средней школе высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Доступность – одна из основных особенностей учебников выбранного мною автора.

Методология химии раскрывается путём ознакомления учащихся с историей развития химического знания, органично вплетённой в основной и дополнительный тексты. Не введено никаких специальных методологических понятий и терминов, которые трудны для понимания учениками этого возраста. Перестановка тем и разделов обоснованна, завершена, Распределение часов по темам произведено по авторской программе.

Решение следующих задач:

Усвоение учащимися знаний основных химических законов и теорий; акцентировать внимание на рассмотрение наиболее сложных аспектов теоретического содержания; реализация межпредметных связей с курсом физики и биологии 9 класса. Организация интеллектуальной познавательной деятельности одарённых школьников. В курсе 9 класса учащиеся изучают теорию электролитической диссоциации, окислительно-восстановительные реакции, некоторые вопросы общей химии (закономерности протекания химических реакций), углубляют знания по теме «Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева» на примере характеристик подгрупп некоторых элементов. Продолжается изучение основных законов химии (закон Авогадро), отрабатываются навыки в выполнении практических работ и решении качественных и расчётных задач. Система заданий готовит учащихся к промежуточной и итоговой аттестации.


Содержание программы включает в себя следующие разделы:

Раздел 1. Многообразие химических реакций (19 часов).

1. Классификация химических реакций (7 часов).

Уметь: проводить расчёты по формулам и уравнениям химических реакций, различать абсолютную и относительную плотность газов, понимать смысл формулы химического соединения и уравнения реакций.

2. Химические реакции в водных растворах (12 часов)



Уметь: разделять электролиты на сильные и слабые, записывать сокращённые и полные уравнения, формулировать необратимого протекания

реакций обмена. Классифицировать реакции по обратимости, понимать сущность окислительно-восстановительных реакций.



Раздел 2. Многообразие веществ. (49 часов)

Неметаллы. Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов - простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды) их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (П) и (VI), их получение, свойства и применение Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народно хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойств и применение. Оксиды азота (П) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.



Уметь: характеризовать: химические свойства элементов-неметаллов на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева,

формулировать общие свойства неметаллов как химических элементов и простых веществ, дать описание элементам данной подгруппы, определять

степени окисления, окислительные и восстановительные свойства. Знать аллотропные модификации неметаллов. Составлять: уравнения химических реакций, характерных для важнейших неметаллов и их соединений;

распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы.



Знать/понимать:

важнейшие химические понятия: неметаллы, аллотропия;

важнейшие вещества и материалы: серная, соляная, азотная кислоты, аммиак, минеральные удобрения.

Металлы. Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их

свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения. Общая характеристика элементов главной подгруппы второй группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы - простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия.



Уметь: формулировать общие свойства металлов как химических элементов и простых веществ. Описывать и анализировать изученные вещества, качественную определять наличия в соединениях металлов.

знать/понимать:

важнейшие химические понятия: металлы, металлическая кристаллическая решетка, амфотерность ; коррозия, окислители, восстановители;

важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, называть изученные вещества

характеризовать: химические элементы-металлы на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов общие химические свойства металлов;

составлять: уравнения химических реакций, характерных для важнейших металлов и их соединений;

определять: возможность протекания реакций с участием металлов на основании их положения в электрохимическом ряду напряжений;

распознавать опытным путем: катионы натрия, кальция, бария, алюминия, железа.

Программа направлена на формирование знаний и умений:

- пользоваться знаниями о простых и сложных веществах – металлах и неметаллах, генетических рядах металлов и неметаллов, основных, амфотерных и кислотных оксидах, амфотерных гидроксидах, о составе, классификации и общих свойствах солей в свете теории электролитической диссоциации, представлений о процессе окисления-восстановления;

- умение классифицировать химические реакции по различным признакам: число и состав реагирующих и образующихся веществ, тепловой эффект, использование катализатора, направление, изменение степени окисления;

- умение определять типы химической связи, типы кристаллических решёток;

- умение решать задачи по темам: количество вещества; молярный объём газов; число Авогадро; расчет молярных масс по химическим

формулам; решение задач и упражнений на расчёт доли массовой или объёмной; нахождение массы (объёма) компонента смеси; расчёт по формулам соединений; расчёт задач по уравнениям химических реакций;

- работать с учебной и научной литературой, составлять конспект, план, реферат; - работать с лабораторным оборудованием; - владеть языком предмета.

В результате изучения предмета учащийся должен знать: - классификацию простых веществ; основные законы химии; правило составления химических формул; Периодический закон и Периодическую систему химических элементов; роль физических и химических процессов в

живых системах; теорию электролитической диссоциации; - роль отечественных учёных в становлении химической науки.



Критерии оценивания самостоятельных

письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик: выполнил работу без ошибок и недочетов или допустил не более одного недочёта.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой ошибки и одного недочета, или не более двух недочётов;

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: не более двух грубых ошибок; или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик: допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка устного ответа
Оценка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

материал изложен в определенной логической последо­вательности, литературным  языком; ответ самостоятельный.

Оценка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

материал изложен в определенной логической последо­вательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2»:  при ответе обнаружено непонимание учащимся основ­ного содержания учебного материала или допущены су­щественные ошибки, которые учащийся не может испра­вить при наводящих вопросах учителя.          

В преподавании химии используются модели кристаллических решёток алмаза, графита, серы, фосфора, воды, отдельных металлов.

Натуральные объекты, используемые при изучении химии, включают в себя коллекции минералов, горных пород, металлов и сплавов, минеральных удобрений. Ознакомление с образцами позволяет получить наглядные представления об этих материалах, их внешнем виде, а также о некоторых физических свойствах.

Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются самостоятельные и блиц-контрольные работы, тесты. Формы тематического и итогового контроля – тесты и традиционные контрольные работы.

При организации учебного процесса используются следующие формы: уроки изучения новых знаний, уроки закрепления знаний, комбинированные уроки, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки контроля, практические работы, а также сочетание указанных форм.

Календарно-тематическое планирование уроков химии в 9 классе.



№п/п

Наименование разделов и тем

Даты прове

де-


ния урока


Скорректированные

даты проведения



урока





Раздел 1. Многообразие химических реакций (19 часов).






Классификация химических реакций. (7 часов).





1

Классификация химических реакций.

1.09.15




2

Окислительно-восстановительные реакции

3.09.15




3

Тепловой эффект химических реакций. Экзо и эндотермические реакции.

8.09.15




4

Обратимые и необратимые реакции Скорость химических реакций

10.09.15




5

Понятие о химическом равновесии

15.09.15




6

Решение задач. Вычисление по термохимическим уравнениям

17.09.15




7

Контрольная работа№1

22.09.15




24.09.15

Химические реакции в водных растворах. (12 часов).





1/8

Электролиты и неэлектролиты

24.09.15




2/9

Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах

29.09.15




3/10

Электролитическая диссоциация кислот, щелочей, солей.

1.10.15




4/11

Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации.

6.10.15




5/12

Реакции ионного обмена.

8.10.15




6/13

Условия протекания реакций ионного обмена

13.10.15




7/14

Гидролиз солей.

15.10.15




8/15

Кислоты и основания в свете ТЭД, их классификация и свойства

20.10.15




9/16

Соли в свете ТЭД, их классификация и свойства

22.10.15




10/17

Практическая работа №1. Свойства оснований, кислот и солей как электролитов

27.10.15




11/18

Обобщение и систематизация знаний по теме «Электролитическая диссоциация»

29.10.15




12/19

Контрольная работа №2: «Электролитическая диссоциация»

10.11.15





Раздел 2. Многообразие веществ. (49 часов).






Неметаллы (2 часа).





1/20

Анализ контрольной работы. Общая характеристика неметаллов.

12.11.15




2/21

Водородные соединения неметаллов.

17.10.15





Галогены (5 часов).





1/22

Положение галогенов в периодической табли­це и строение их атомов. Физические и химические свойства

19.11.15




2/23

Сравнительная характеристика галогенов

24.11.15




3/24

Хлороводород. Получение. Физические свой¬ства.

26.11.15




4/25

Соляная кислота и ее соли

1.12.15




5/26

Практическая работа №2 Изучение свойств галогенов.

3.12.15





Кислород и сера (8 часов).





1/27

Строение атомов химических элементов подгруппы кислорода.

8.12.15




2/28

Аллотропия серы. Сера в природе, ее свойства и применение.

10.12.15




3/29

Сероводород. Сульфиды.

15.12.15




4/30

Сернистый газ. Соли сернистой кислоты

17.12.15




5/31

Оксиды серы. Серная кислота и её соли.

22.12.15




6/32

Окислительные свой ства серной кислоты

24.12.15




7/33

Практическая работа №3 «Решение экспериментальных задач»

12.01.16




8/34

Решение задач. Вычисление по химическим уравнениям

14.01.16





Азот и фосфор (9 часов).





1/35

Строение атомов химических элементов подгруппы азота. Свойства, применение.

19.01.16




2/36

Аммиак, физические и химические свойства, получение и применение.

21.01.16




3/37

Практическая работа №4. Изучение свойств аммиака.

26.01.16




4/38

Соли аммония

28.01.16




5/39

Оксиды азота

2.02.16




6/40

Азотная кислота и ее соли.


4.02.16




7/41

Окислительные свойства азотной кислоты

9.02.16




8/42

Фосфор и его свойства. Аллотропия фосфора.

11.02.16




9/43

Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота.

16.02.16





Углерод и кремний (9 часов).




1/44

Положение элементов подгруппы углерода в ПСХЭ и строение их атомов. Аллотропные изменения углерода.

18.02.16




2/45

Физические и химические свойства углерода.

23.02.16




3/46

Оксид углерода (II).

25.02.161




4/47

Оксид углерода (IV).

1.03.16




5/48

Практическая работа №5. Изучение свойств оксида углерода (IV).Распознавание карбонатов.

3.03.16




6/49

Живой мир – мир углерода

10.03.16




7/50

Кремний и его соединения..

15.03.16




8/51

Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы»

17.03.16




9/52

Контрольная работа№3: «Неметаллы»

29.03.16




Металлы (16 часов).





1/53

Анализ контрольной работы. Положение металлов в ПСХЭ. Строение их атомов. Физические свойства.

31.03.16




2/54

Нахождение металлов в природе и способы их получения.

5.04.16




3/55

Химические свойства металлов.

7.04.16




4/56

Характеристика щелочных металлов, их нахождение в природе, свойства.

12.04.16




5/57

Важнейшие соединения щелочных металлов. Гидроксиды. Применение.

14.04.16




6/58

Щелочноземельные металлы, нахождение в природе. Соединения кальция.

19.04.16




7/59

Жесткость воды и способы ее устранения.

21.04.16




8/60

Алюминий, его свойства и соединения.

26.04.16




9/61

Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

28.04.16




10/62

Железо, нахождение в природе, свойства.

3.05.16




11/63

Соединения железа.

5.05.16




12/64

Практическая работа №6 «Решение экспериментальных задач»

10.05.16




13/65

Применение металлов и их соединений.

12.05.16




14/66

Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы». Подготовка к контрольной работе.

17.05.16




15/67

Контрольная работа№4: « Металлы»

19.05.16




16/68

Анализ контрольной работы. Охрана окружающей среды.

24.0516





Литература для учителя:

Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровень. Дрофа. 2011 год.

1. Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2009г. -56с.

2. Гара Н.Н. Химия. Методическое пособие для учителя Уроки в 9 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – Москва «Просвещение», 2009

3. Рудзитис Г.Е. Химия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений /Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – М.: Просвещение, 2011г.

4. Радецкий А.М. Дидактический материал по химии 8-9: пособие для учителя/ А.М.Радецкий. – М.: Просвещение, 2005г. М.: Просвещение, 2011г. -80с.

5. Гара Н.Н., Габрусева Н.И. Химия. Задачник с «помощником». 8-9 классы - М.: Просвещение, 2009г.



Литература для учащихся:

1. Рудзитис Г.Е. Химия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений /Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – М.: Просвещение, 2011.

2. Радецкий А.М. Дидактический материал по химии 8-9: пособие для учителя/ А.М.Радецкий. – М.: Просвещение, 2011г. -80с.

3. Гара Н.Н., Габрусева Н.И. Химия. Задачник с «помощником». 8-9 классы - М.: Просвещение, 2009г.


Дополнительная литература для учащихся:

Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. М., «АСТ-пресс», 2002.

Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы. – М., «Дрофа»

Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. М., «Химия», 1995г.

Химия для всех и каждого. О.С.Габриелян М. Сиринъ Према,2007

Химия в тестах, задачах, упражнениях. Просвещение.2007

8- 9 классы О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова2005г. Дрофа

Изучаем химию в 8 классе. О.С.Габриелян, Т.В.Смирнова. БЛИКиК0, 2001



MULTIMEDIA – поддержка предмета:

  • электронное приложение к учебнику «Химия 9», разработчик ЗАО «Образование – Медиа»


Согласовано:

Преседатель ШМО

МБОУВСОШ_№7
______Чернышова Г.В.
Протокол № ______

«___»______________20__г


Согласовано:

Завуч МБОУВСОШ №7


_____ Онохова В.Г.
«___»______________20__г
Каталог: uploads -> 2000
2000 -> Кастрюлина Валентина Сергеевна, учитель русского языка и литературы 2016-2017 учебный год пояснительная записка рабочая программа
2000 -> Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 г класса (социально-гуманитарный профиль ) Учитель Петросян Елена Николаевна
2000 -> Зандукели Людмила Михайловна Люберцы год
2000 -> Рабочая программа учебного предмета (курса) «физическая культура»
2000 -> Рабочая программа по биологии (базовый уровень) для обучающихся 7 А, Б, в классов
2000 -> Рабочая программа по технологии 5 8 класс 2014-2015 учебный год
2000 -> Рабочая программа учебного предмета История России. Всеобщая история. (базовый уровень) для 6А, 6 б класса
2000 -> Рабочая программа по литературе для 10 класса Егорова Фаина Николаевна учитель литературы г. Лыткарино 2014г
2000 -> Рабочая программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования
2000 -> Рабочая программа учебного предмета «Литература»

  • Программа предполагает реализацию цели
  • Решение следующих задач
  • Содержание программы включает в себя следующие разделы: Раздел 1. Многообразие химических реакций (19 часов). 1. Классификация химических
  • Раздел 2. Многообразие веществ. (49 часов) Неметаллы
  • Программа направлена на формирование знаний и умений
  • В результате изучения предмета учащийся должен знать
  • Критерии оценивания самостоятельных письменных и контрольных работ. Оценка "5"
  • Оценка "4"
  • Наименование разделов и тем
  • Раздел 1. Многообразие химических реакций (19 часов).
  • 24.09.15 Химические реакции в водных растворах. (12 часов).
  • Контрольная работа №2: «Электролитическая диссоциация»
  • Раздел 2. Многообразие веществ. (49 часов).
  • Кислород и сера (8 часов).
  • Азот и фосфор (9 часов).
  • Углерод и кремний (9 часов).
  • Контрольная работа№3: «Неметаллы»
  • Контрольная работа№4: « Металлы»
  • Литература для учителя: Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровень. Дрофа. 2011 год.
  • MULTIMEDIA – поддержка предмета: электронное приложение к учебнику «Химия 9», разработчик ЗАО «Образование – Медиа» Согласовано