Формирование самостоятельной познавательной деятельности младших школьников

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Формирование самостоятельной познавательной деятельности младших школьников

Скачать 140,33 Kb.


Дата04.11.2017
Размер140,33 Kb.

Скачать 140,33 Kb.

Формирование самостоятельной познавательной деятельности младших школьников

Килина Надежда Александровна, учитель начальных классов
Формирование самостоятельной, творческой личности, которая востребована и может самореализоваться в любой сфере жизнедеятельности, является одной из приоритетных задач нашей школы. Решение этой задачи предполагает желание, способность и умение проявлять инициативу, нестандартность мышления, творчество, готовность самостоятельно принимать решения, находить нужную информацию, адаптироваться в постоянно меняющихся условиях.

Включение младших школьников в самостоятельную познавательную деятельность происходит через проблемные ситуации, игровую деятельность, систему дифференцированных заданий, проектную и исследовательскую деятельность, совместные формы организации обучения. На уроках я создаю ситуации, побуждающие обучающихся к самостоятельным решениям и действиям: к свободному выбору заданий, к поиску разных путей решения заданий, к творческой деятельности по созданию собственных заданий, авторских текстов, к самопроверке и самоанализу, к возможности высказать свои суждения.

Обучающийся может работать самостоятельно только тогда, когда у него получается, и когда ему интересно. Интерес движет ребенком. А если ему интересно, он будет проявлять инициативу в поиске нужной помощи. Можно выделить две грани несамостоятельности: беспомощность и безынициативность. Беспомощность ребенка связана с неосвоенностью содержания, средств и способов той или иной деятельности.

Большинство детей не могут на начальном этапе обучения обходиться без помощи взрослого и при этом справляться с выполнением учебных и внеучебных заданий. Развитие самостоятельности по этой линии носит характер постепенного накопления детской умелости и постепенного уменьшения дозы помощи со стороны учителя и родителей, в которой нуждается ребенок. В связи с этим вспомним понятие зоны ближайшего развития, введенное Л.С.Выготским. Зона ближайшего развития — «область не созревших, но созревающих процессов», объемлющая задачи, с которыми ребёнок на данном уровне развития не может справиться сам, но которые способен решить с помощью взрослого; это уровень, достигаемый ребёнком пока лишь в ходе совместной деятельности с взрослыми.

Роль взрослого в формировании индивидуального опыта и развитии самостоятельности обучающегося заключается не только в том, чтобы поделиться своими знаниями, умениями, опытом, но и в том, чтобы обратить его внимание на результаты своих действий, помочь проанализировать ошибки и выявить причину неудач; создать условия для успеха в его деятельности. Под воздействием взрослого накопление индивидуального опыта приобретает более организованный, систематический характер.

Я считаю, что самостоятельную познавательную деятельность нужно «взращивать». Так, например, в 1-ом классе чаще всего при написании реферата основную работу выполняет родитель (поиск информации, выбор главного, оформление), а ребенок наблюдает, учится. Он списывает то, что выделит ему родитель или учитель, а затем представляет реферат в классе. И с каждым новым рефератом доля самостоятельности ученика возрастает. В 4-ом классе этот ученик реферат и компьютерную презентацию готовит самостоятельно.

Формирование самостоятельности младших школьников наглядно показывает работа по составлению детьми кроссвордов. На 1-ом этапе (1 класс) я показываю, как сделать кроссворд, рассказываю особенности составления кроссворда. На родительском собрании с родителями обсуждаем эти особенности. И каждым новым заданием, проектом я наблюдаю, как усложняются детские кроссворды, повышается уровень самостоятельности.

Ученик 2-го класса получил диплом на городском конкурсе «Интеллект будущего» в рамках XI инновационного форума с международным участием за авторскую разработку интеллектуальной игры. Игра эта была сделана вместе с родителями. В 4 классе этот ученик является автором и ведущим интеллектуальных программ: «Что? Где? Когда? по сказкам А.Волкова» и КВНа на тему «Мир сказок Р.Киплинга».



Безынициативность – другая грань несамостоятельности – связана преимущественно с неумением сотрудничать, с неспособностью восполнить собственную неумелость, некомпетентность с помощью других людей.

А чтобы дети свободно могли сотрудничать, проявляли инициативу, активность, развивали коммуникативные способности, я использую групповую работу, проектную и исследовательскую деятельность.

Считаю, что главной целью проектов является создание условий для самовыражения, самореализации обучающихся и для развития самостоятельной деятельности. Цель эта может быть достигнута:

- через проживание ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различные проблемные ситуации

- через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания, поэтому все обучающиеся класса участвуют в проектной деятельности в зависимости от своих возможностей и способностей.

Для формирования самостоятельной познавательной деятельности обучающихся очень важна мотивация. Мотивация обеспечивается четким представлением обучающегося о нужности и значимости выполняемой им работы, познавательным интересом, пониманием сути задания, проблемы. Поэтому при организации проектной и исследовательской деятельности я стараюсь вместе с детьми найти проблему, знакомую и личностно значимую. Таким значимым для обучающихся стал проект «На свете все на все похоже…», который занял на областном фестивале проектов 2 место.

Я предлагаю описание проекта, участие в котором позволило детям проявить свои способности, стать активнее, коммуникабельнее, подняться на ступеньку выше в развитии самостоятельности.
Проект «На свете все на все похоже…»


  1. Актуальность темы (почему данная тема взята для исследования?)

В 2008-2009 учебном году ученики 2–го класса принимали участие в областной эвристической олимпиаде. Нужно было привести примеры оптимистов и пессимистов из литературных произведений и фильмов, подтвердить цитатой и найти ассоциации этим героям. Когда дети начали участвовать в олимпиаде, слово «ассоциация» для них было новым, непонятным. Задание показалось трудным для детей. Постепенно, с помощью учителя и родителей, дети включились в работу. Такое погружение в тему дало возможность детям не только понять и осмыслить значение слова «ассоциация», не только поучаствовать в мозговом штурме, но и стало толчком для проектной деятельности.

Ребята нашли ассоциативный образ 80-ти героям и заняли 1 место. Детей так захватила тема «ассоциаций», что они стали искать похожести не только в литературе, но и вокруг себя. Дети стали предлагать:

- Давайте нарисуем, на что похожи облака.

- А я дома наблюдал за узорами на окне.

- А давайте посмотрим, на что могут походить предметы.

У детей появилось желание фантазировать, творить, узнавать новое. А природная любознательность, детское любопытство, удовлетворение от выполненной работы, помощь взрослых подогревали интерес к проектной деятельности.

Когда мы искали литературу про ассоциации (в Интернете, в библиотеке), оказалось, что для детей такой литературы нет. Везде написано взрослым, научным, не понятным для детей, языком. А почему бы нам не создать такую книгу для детей?

Идея проекта – из детских творческих работ создать книгу про ассоциации «На свете все на все похоже…». В книге мы рассказываем о том, какие ассоциации возникают при чтении художественных произведений, при знакомстве с литературными героями, при просмотре мультфильмов, при наблюдении за обычными предметами, явлениями природы; показываем свои работы: стихи, рисунки, фотографии поделок; делимся впечатлениями и творческими находками.


  1. Предмет исследования

Предметом нашего исследования являются ассоциации, которые возникают у детей при чтении литературных произведений и знакомстве с героями литературных произведений, мультфильмов, а также в результате наблюдения за предметами окружающей жизни, явлениями природы.

  1. Формулировка проблемы

В ходе проекта мы отвечали на вопрос «Что на что похоже?» Нас интересовало:

  • какие ассоциативные образы возникают при чтении литературных произведений, просмотре мультфильмов, при наблюдении за предметами окружающей жизни, явлениями природы;

  • как обычные предметы благодаря детской фантазии приобретают новую жизнь.

  1. Выдвижение гипотезы

  • герои литературных произведений, мультфильмов могут походить на растения и животных;

  • одному литературному герою можно подобрать несколько ассоциаций;

  • ассоциативные образы могут возникать при наблюдении за явлениями природы: облаками, снежинками, узорами на окнах;

  • благодаря ассоциациям можно дать новую жизнь старым предметам, бытовым отходам;

  • приглядевшись к овощам и добавив детали, можно получить сказочных персонажей;

  • осенние листья могут вызвать ассоциации

  1. Проверка гипотезы

    • Наблюдение;

    • Методы опроса (анкетирование)

    • Исследование разных источников информации;

    • Поиск материала в Интернете;

    • Разработка плана проекта;

    • Привлечение взрослых к данной проблеме;

    • Самостоятельная творческая деятельность

  2. Описание проекта, интерпретация, соотнесение полученных результатов с исходной гипотезой, формулирование выводов.

Описание проекта

Когда мы читаем произведения, перед глазами возникают образы, которые помогают нам представить и запомнить героев и сюжет. Иногда мы дорисовываем в своем воображении эти образы. И это все ассоциации.



Ассоциации – это закономерная связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в сознании и закрепленными в памяти. Ассоциации развивают память, внимание, воображение, творческое мышление.

Это очень интересно – наблюдать за облаками и фантазировать, смотреть на узоры, которые нарисовал Дед Мороз на окнах, и попадать в волшебную страну, превращать обычные предметы в сказочные персонажи, сравнивать литературных героев с растениями, животными, различными предметами.

При чтении литературного произведения у каждого человека возникают свои ассоциации, которые не всегда совпадают с ассоциациями других людей. И это понятно. Потому что каждый человек индивидуален. И он видит только те признаки и представляет те образы, которые ему понятны, близки. Это зависит от возраста, интеллекта, от того, насколько у человека развито воображение, логика. Поэтому очень важно обосновать свой выбор ассоциаций.

Почти всех литературных героев можно связать с растениями и животными. Они похожи по характеру, по внешнему виду, по настроению. Звуковые ассоциации, внешнее окружение, схожесть ситуации, вкусовые привязанности, место, где происходит действие – все это может объединять литературных персонажей с представителями животного и растительного мира.

Мы сопоставили изображения литературных героев и ассоциативные образы-изображения и дали объяснение ассоциативной связи.

А кто из вас не наблюдал за снежинками, плавно и красиво летящими с неба? А мы не только наблюдали. Мы описывали их, оживляли, сравнивали, На что же похожа снежинка? А она похожа на бабочку, цветочек, звездочку, кружево. Ребята словесно описали свои ассоциации, выполнили рисунки, сделали аппликации.

Мы наблюдали за облаками, представляли и дорисовывали их в своем воображении. У нас получились яркие картинки. Наши облака похожи на мягкую сладкую вату, на медведицу с медвежатами, на пуховую постель, на воздушный город, на бегемота, на зайчиков, слона, котят и на других существ и сказочных персонажей. Мы нарисовали, сделали аппликации воображаемых героев и сочинили к ним стихи.

А как интересно оживлять предметы! Посмотришь на обычный предмет – и вот перед глазами литературный герой – Муха-Цокотуха, Баба Яга в ступе, Доктор Айболит, Черномор. Можно использовать даже бытовые отходы. Из прищепок получился крокодил и насекомые – гости Мухи-Цокотухи, из бутылок – Крокодил, Айболит, из перчаток – персонажи сказки «Айболит». Кукольный спектакль «Айболит» из перчаточных героев понравился родителям, ученикам начальных классов и будущим первоклассникам.

Чтобы попасть в волшебную страну, достаточно взглянуть на окно в зимний морозный день. Там узоры, которые нарисовал Дед Мороз. А мы эту волшебную страну представили в своих рисунках.

Эти темы вошли в книгу в 2008-2009 учебном году. А в следующем учебном году нас заинтересовали новые темы.

Многие из вас, копая на огороде картошку и увидев необычной формы клубень, показывали его родственникам и радостно восклицали:

- Посмотрите, на кого похожа эта картошка!

- Ау меня сердечко!

- А я бегемотика нашел!

- Посмотрите, у меня уточка!

А так как дети привыкли постоянно находить вокруг себя ассоциативные образы, то «картофельная» тема и тема «овощей» сама выплыла у детей во время уборки урожая. И у нас появилась целая семья «картофельных героев».

Необычной формы может быть морковь, свекла, огурец, кабачок и другие овощи. В главе «В гостях у Чиполлино» мы познакомим читателей с новыми персонажами – гостями из огорода.

В начале сентября мы ходили в поход «Золотая осень». Любовались осенним лесом, листопадом, собирали листья, делились впечатлениями.

А на что похожи осенние листья? Дети отметили, что они похожи на золотые монетки, золотой дождик, маленькие солнышки, разноцветные кораблики, на стаю желтых птиц. На уроке развития речи описывали осенние листья. А на уроке технологии ребята пофантазировали, и получились интересные ассоциативные образы- аппликации из осенних листьев.

Вывод: Идею проекта мы реализовали. Все наши ассоциативные образы в виде рисунков, поделок, аппликаций, фотографий, стихов мы поместили в книгу «На свете все на все похоже…». Эта книга является продуктом нашей проектной деятельности. В книге 8 глав.

Гипотеза наша подтвердилась. Ассоциации позволяют в обычных предметах и явлениях видеть необычное, объединять и связывать слова, предметы, между которыми, на первый взгляд, не может быть никакой связи на уровне обыденной логики.

Героям литературных произведений, мультфильмов мы подобрали ассоциации с растениями и животными. Одному литературному герою мы смогли подобрать несколько ассоциаций. Ассоциативные образы возникли у нас при наблюдении за явлениями природы: облаками, снежинками, узорами на окнах. Благодаря ассоциациям мы дали новую жизнь старым предметам, бытовым отходам («Необычное в обычном»). Из овощей мы сделали сказочных персонажей («В гостях у Чиполлино»). Осенние листья вызвали ассоциативные образы, которые мы представили в сочинениях и аппликациях («Осенний калейдоскоп»).

Нашим проектом заинтересовались другие ученики школы. Побывав на нашей выставке «В гостях у Чиполлино», ребята решили тоже сделать поделки из овощей. Отдельная страница книги посвящена работам наших преемников - старших ребят.

Работа над проектом способствовала развитию воображения, наблюдательности, абстрактного мышления, речи, памяти.

А главным результатом нашего проекта является повышение уровня самостоятельности, выявление творческого потенциала и развитие творческих способностей: способность к рисованию (многие ребята научились рисовать гуашью), способность к декоративно-прикладному и художественному творчеству, сочинительство стихов, написание сочинений, сказок. На первом этапе дети вместе с родителями, бабушками, учителями пробовали сочинять стихи. В конце 2-го класса и в 3 классе у нас появились свои юные поэты.

Участвуя в проекте, ребята открыли для себя много нового и поняли, что каждый человек может научиться фантазировать и мечтать, сочинять и творить. Этот проект помог ребятам стать дружнее. Дети стали более открытыми, активными, самостоятельными. Ученики, учителя и родители были объединены и увлечены общим делом. В создании книги принимали участие все ученики класса.

С целью выявления уровня самостоятельности обучающихся в ходе проектной деятельности было проведено анкетирование детей. В начале проектной деятельности и по окончании проекта детям было предложено выбрать ответ:



Ты работал:

а) самостоятельно

б) с помощью взрослых

в) не включался в работу



Результаты анкеты

Сроки

Работали с помощью взрослых

Работали самостоятельно

Не включались в работу

Начало проекта, январь 2009 г.

(2 класс)



72%

18%

10%

Сентябрь 2009 г.

(3 класс)



43%

57%




Сентябрь 2010

(4 класс)



31%

69%



Результаты анкетирования показали, что, при запуске проекта только 18 % детей могли самостоятельно находить ассоциативные образы, выполнять творческие работы и делать поделки. 10% опрошенных совсем не включились в работу. Возраст, отсутствие опыта, трудность и новизна заданий явились причиной низкого уровня самостоятельности. Помощь взрослых (учителей, родителей), активное погружение, заинтересованность, работа в группе, желание фантазировать, презентовать результаты своего творчества способствовали повышению уровня самостоятельности.

Кроме самостоятельности, в процессе проектной деятельности у детей формировались такие ключевые компетентности, как коммуникативная компетентность и инициативность.

Социальная значимость проекта

Презентация некоторых глав книги «На свете все на все похоже…» показала, что нашей книгой заинтересовались ученики школы, учителя, родители. Учителя изобразительного искусства, технологии, литературы, русского языка, учитель-логопед, психолог могут использовать нашу книгу на уроках и во внеурочное время.



Планы на будущее

Проект «На свете все на все похоже…» продолжается 3-ой год, и у нас еще много планов на будущее.

Следующим этапом нашей проектной деятельности будет сочинение загадок. Мы считаем, именно ассоциации помогают людям сочинять и отгадывать загадки. Мы попробуем сами сочинять загадки.

Все дети и взрослые любят сказки. В ходе проекта нам понравилось сочинять сказки (например, сказки про слова, логически не связанные между собой). Мы хотим продолжить работу в этом направлении.

Сказочные персонажи запоминаются на всю жизнь. А что, если сказке дать другую жизнь? А знакомых персонажей поместить в другую ситуацию, придумать новый сюжет сказки, а, может, даже другой конец. «Я сказке дам другую жизнь» - так называется еще одно новое направление нашей работы.


  1. Подготовка к презентации исследовательского материала; весь материал структурируется, оформляется с использованием наглядного материала

Для написания книги были использованы возможности текстового редактора WORD. Итоговый материал представлен в виде презентации, выполненной в редакторе POWER POINT. Некоторый иллюстративный материал для книги и презентации был найден в сети ИНТЕРНЕТ.
С каждым новым проектом мои ученики становятся более самостоятельными, активными, инициативными. У них повышается мотивация, развивается интеллект, выявляются и развиваются творческие способности, появляется желание показать себя, свои возможности и способности, заявить о себе.

Исследователи проблем обучения младших школьников утверждают, что развитие самостоятельности на первой ступени обучения является важнейшим условием становления личности ребенка, его восприятия, мышления, воображения. Самостоятельность младшего школьника – залог его успешного обучения в средней школе. Именно от того, как будут заложены основы самостоятельности в младшем школьном возрасте, зависит развитие этого важного качества в дальнейшем.



Литература:

  1. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте», М., 1991

  2. Левин В.Л. «Воспитание творчеством», М., 1995

  3. Новлянская З.Н. «Почему дети фантазируют?», М., 1978

  4. Полуянов Ю.А. «Воображение и способности», М.,1974

  5. Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй / Пер. с итал. Ю.А.Добровольской. — 2 изд. — М.: Прогресс, 1990

  6. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., 1993.

  • Проект «На свете все на все похоже…» Актуальность темы (почему данная тема взята для исследования)
  • Описание проекта, интерпретация
  • Ты работал
  • Социальная значимость проекта
  • Подготовка к презентации исследовательского материала; весь материал структурируется, оформляется с использованием наглядного материала