Электронное научное издание «Труды мэли: электронный журнал»

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Электронное научное издание «Труды мэли: электронный журнал»

Скачать 76,22 Kb.


Дата29.03.2018
Размер76,22 Kb.

Скачать 76,22 Kb.

Электронное научное издание «Труды МЭЛИ: электронный журнал»



Дворянкин С.В., аспирант МЭЛИ

Влияние инфляции на показатели финансовой устойчивости предприятия.

Аннотация


Рассматриваются воздействие инфляции на показатели финансовую устойчивость предприятия и существующие методы элиминирования влияния инфляции на эти показатели. Анализируются инфляционные процессы в России за 2008 и начало 2009 года.

Ключевые слова


Инфляция, финансовая устойчивость, инфляционные процессы, анализ.
На финансовую устойчивость предприятия влияет множество факторов. Наиболее серьезное влияние имеет инфляция, существенно искажающая данные отчетности, на которых строится анализ финансового состояния предприятия, а также имеющая прямое негативное воздействие на результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Понятие инфляции

Инфляция – это сложное многофакторное явление, представляющее собой процесс уменьшения стоимости денег, в результате которого на неизменную сумму денег можно через некоторое время приобрести меньший объем товаров и услуг. На практике это выражается в росте цен на товары и услуги.

Причинами инфляции могут быть:


  • монополия крупных компаний на определение цены;

  • монополия профсоюзов, которая ограничивает рыночный механизм определения заработной платы;

  • сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту темпов инфляции, так как меньшему объему товаров и услуг соответствует прежнее количество денег;

  • рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения. Наиболее ярко выражено в военные периоды.

Инфляция является результатом макроэкономической нестабильности, когда совокупный спрос превышает совокупное предложение. Неравномерный рост цен по товарным группам порождает неравенство норм прибылей, стимулирует отток ресурсов из одного сектора экономики в другой (в России из промышленности и сельского хозяйства в торговлю и финансово-банковский сектор). Существуют современные теории инфляции, позволяющие определить ее виды: открытая инфляция и подавленная инфляция. Открытая инфляция характеризуется макроэкономическим неравновесием в сторону спроса, при котором падает реальная стоимость денег. Виды открытой инфляции:

Инфляция спроса. Она порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства (дефицит товара).

Инфляция предложения (издержек). Она означает рост цен, вызванный увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен.

Сбалансированная инфляция. При этом цены различных товаров остаются неизменными относительно друг друга.

Несбалансированная инфляция. При этом цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.

Прогнозируемая инфляция. Это  инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов.

Непрогнозируемая инфляция. Она становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.

Подавленная инфляция характеризуется внешней стабильностью цен (при активном вмешательстве государства), но ростом дефицита товаров, что также снижает реальную стоимость денег.

В зависимости от темпов роста различают следующие виды инфляции:

Ползучая (умеренная) инфляция. Рост цен менее 10 % в год. Западные экономисты рассматривают её как элемент нормального развития экономики, так как, по их мнению, незначительная инфляция (сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы) способна при определенных условиях стимулировать развитие производства, модернизацию его структуры. Рост денежной массы ускоряет платежный оборот, удешевляет кредиты, способствует активизации инвестиционной деятельности и росту производства. Рост производства, в свою очередь, приводит к восстановлению равновесия между товарной и денежной массами при более высоком уровне цен. Средний уровень инфляции по странам ЕС за последние годы составил 3—3,5 %. Вместе с тем всегда существует опасность выхода ползучей инфляции из-под государственного контроля. Она особенно велика в странах, где отсутствуют отработанные механизмы регулирования хозяйственной деятельности, а уровень производства невысок и характеризуется наличием структурных диспропорций.



  1. Галопирующая инфляция. Годовой рост цен от 10 до 50 %. Опасна для экономики, требует срочных антиинфляционных мер. Преобладает в развивающихся странах.

  2. Гиперинфляция. Цены растут астрономическими темпами, достигая нескольких тысяч процентов в год, или свыше 100 % в месяц. Парализует хозяйственный механизм, при ней происходит переход к бартерному обмену. Она может возникнуть, когда в стране происходит коренная ломка экономической структуры.

Существует также понятие – хроническая инфляция, характеризующая длительную по времени инфляцию. Стагфляцией называют ситуацию, когда инфляция сопровождается падением производства (стагнацией).

Наиболее распространенным методом измерения уровня инфляции является индекс потребительских цен. Индекс потребительских цен выражает относительное изменение среднего уровня цен группы товаров и услуг (потребительской корзины) за определенный период.


Механизм влияния инфляции на хозяйственную деятельность предприятия


Высокая инфляция отрицательно влияет на весь воспроизводственный процесс и является основным дестабилизирующим фактором развития производства и устойчивости финансового положения предприятий. Отрицательное влияние инфляции можно выразить в следующих положениях:

  1. Инфляция обесценивает все доходы и поступления предприятия. Малейшая отсрочка платежей приводит к тому, что предприятие получает лишь часть причитающегося ему дохода.

  2. Инфляция ведет к неоправданному росту потребности предприятия в оборотных средствах, потому что затраты предприятия на сырье и материалы, заработную плату, амортизацию и другие элементы, учитываемые в себестоимости продукции по ценам предыдущего периода, не возмещают суммы реальных расходов предприятия в текущем периоде.

  3. Инфляция искажает реальную стоимость капитала предприятия, его активов и пассивов.

Влияние инфляции на показатели финансовой устойчивости


Инфляция оказывает негативное влияние на финансовую устойчивость предприятия, что выражается в искажении учетных показателей финансовой устойчивости и проявляется в следующих аспектах:

  1. Занижение стоимости имущества предприятия. К моменту составления отчета по ценам, сложившимся на отчетную дату, имущество стоит дороже, чем по ценам его приобретения.

  2. Занижение расходов предприятия на материальные затраты и амортизационные отчисления, что влечет за собой занижение себестоимости и завышение прибыли. В результате у предприятия изымается в бюджет фактически несуществующая часть прибыли, т.е. изымаются его оборотные средства со всеми негативными последствиями этого факта для финансового положения предприятия.

  3. Занижение себестоимости влечет за собой неполное возмещение реальной суммы текущих затрат и выручки предприятия. Возмещаемая сумма не позволяет воспроизвести весь комплекс материальных затрат предприятия. Для этого в следующем отчетном периоде потребуется большая сумма денег, чем возмещено в предыдущем. В каждом новом цикле воспроизводства требуется увеличение вложения оборотных средств, что обостряет потребность в кредитных ресурсах, порождает неплатежи.

  4. В условиях инфляции теряют часть своей стоимости даже такие финансовые активы, как денежные средства и дебиторская задолженность.

Существующие методы снижения влияния инфляции на показатели финансовой устойчивости


Искажающее воздействие инфляции на показатели финансовой устойчивости можно снизить несколькими методами. В сегодняшней практике финансового анализа существуют три подхода к учету влияния изменения цен на показатели финансовой устойчивости.

Первый подход известен как «оценка объектов бухгалтерского учета в денежных единицах одинаковой покупательской способности». В его основе лежит идея о трактовке капитала, как вложенных в предприятие денежных средств (пассив). Смысл этой методики состоит в периодическом ежеквартальном или ежегодном пересчете по общему индексу цен активов и обязательств предприятия, определяемого с учетом изменения покупательной способности денежной единицы.

Второй метод носит название «переоценка объектов бухгалтерского учета в текущую стоимость». В его основе лежит трактовка капитала, как совокупности определенных материальных и нематериальных ценностей (актив). Суть этой методики заключается в пересчете всех статей актива, исходя из продажных цен. Превышение актива над пассивом относятся на статью «нераспределенная прибыль».

Третий метод учета инфляции заключается в переоценке активов по курсу более стабильной валюты (например, доллар США). Однако такой метод может привести к значительным искажениям в интерпретации результатов деятельности организации (особенно в условиях гиперинфляции). Ошибка возникает вследствие недостаточности темпов роста курсов валют в соответствии с темпами роста цен.


Инфляция в России в 2008-2009 году


В 2008 году рост потребительских цен стал максимальным с 2002 года (тогда они выросли на 15,1%) и составил 13,3%. В 2007 году инфляция в РФ составила 11,9%, в том числе в декабре 2007 года - 1,1%, в 2006 году - 9%, в 2005 году - 10,9%, в 2004 году - 11,7%, в 2003 году - 12,0%. В федеральный бюджет на 2008 год инфляция изначально закладывалась на уровне 7%, затем правительство неоднократно повышало прогноз по инфляции.

Причинами высокой инфляции в 2008 году стали масштабный приток капитала в 2007 году и в первой половине 2008 года, высокий рост тарифов на услуги монополий и существенный рост бюджетных расходов. Также к причинам столь высокой инфляции модно отнести давление цен производителей, которые в 2008 году росли быстрее потребительских цен.

Также внесло свой вклад в рост инфляции и падение курса рубля, поскольку импортируемые товары (доля которых достаточно велика на российском рынке) стали стоить дороже. По некоторым подсчетам, падение курса рубля на 1% ведет к росту потребительских цен на 0,2-0,3%.

Инфляция в 2009 году, по первоначальному прогнозу Министерства экономического развития, должна составить 15%. Сейчас прогнозный уровень инфляции составляет около 13%. В январе 2009 года инфляция составила 2.4%, в феврале – 1,7%. Эти показатели значительно выше 2008 года. Основной причиной столь высокой инфляции снова станет девальвация. Не снижающаяся доля импортных товаров с понижением курса рубля будет дорожать


Заключение


Инфляция является одним из основных факторов, влияющих на финансовую устойчивость предприятия. Рост цен на товары и услуги ведет к снижению потребительского спроса. Вместе с тем увеличение стоимости оборотных активов предприятия ведет к снижению его прибыли.

Кроме того, инфляция существенно искажает отчетные показатели, используемые аналитиками для определения финансовой устойчивости предприятия. Для элиминирования влияния инфляции на эти показатели используются различные методы пересчета стоимости активов. Анализируя эти методики, представляется необходимым рассмотреть возможность внесения показателей инфляции в формулы расчета показателей финансовой устойчивости.



Анализ инфляционных процессов в России в 2008–2009 гг. позволяет сделать вывод, что политика девальвации национальной валюты ведет к повышению цен на импортную продукцию, доля которой на российском рынке достаточно высока. Это положение ведет, в свою очередь, к повышению инфляции.


Дворянкин С.В. Влияние инфляции на показатели финансовой устойчивости предприятия.


  • Ключевые слова
  • Механизм влияния инфляции на хозяйственную деятельность предприятия
  • Влияние инфляции на показатели финансовой устойчивости
  • Существующие методы снижения влияния инфляции на показатели финансовой устойчивости
  • Инфляция в России в 2008-2009 году
  • Заключение