Элективный курс по физике «Автомобиль» для 9 класса

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Элективный курс по физике «Автомобиль» для 9 класса



страница1/4
Дата18.08.2017
Размер4,79 Mb.


  1   2   3   4
Предпрофильная подготовка школьников

Элективный курс по физике « Автомобиль» для 9 класса
1. Пояснительная записка:


Курс физики «Автомобиль» рассчитан на 12 занятий. В этом курсе рассматривается устройство автомобиля, принципы работы его механизмов и систем. Все машины мира на 99% имеют одинаковую конструкцию и работают по одним и тем же законам, прослушав курс физики «Автомобиль» можно в этом разобраться. Как работает двигатель (и долго ли он проработает), почему автомобиль вообще движется (если мотор под капотом, а колеса совсем в другом месте), сцепление окажется сложным механизмом, а не просто педалью и выяснится, наконец-то, что карбюратор и генератор – это не одно и то же.

Учащиеся 9 класса изучили механику, устройство и принцип действия двигателя внутреннего сгорания, давление жидкостей и газов и начинают изучать электрические явления, поэтому этот элективный курс позволит учащимся без труда понять процессы, протекающие в механизмах и системах автомобиля при его движении.

Сразу хочется сказать, что данный курс не о том, как отремонтировать автомобиль «Жигули» или «БМВ». Для этого существует специальная литература по конкретной модели автомобиля. В безвыходной ситуации, при наличии специальной литературы, возможно, самостоятельно устранить неисправность в своем личном автомобиле или, по крайней мере, можно будет понять то, что пытается объяснить механик автосервиса.

После знакомства с работой механизмов и систем двигателя можно сделать интересный и важный вывод о том, что двигатель – это агрегат, работающий по принципу самообеспечения. Если все его узлы исправны и отрегулированы, то при своей работе одни механизмы отдают энергию другим, а те третьим, что-то крутит вал, что-то качает бензин или масло и так далее. Энергия в двигателе перераспределяется таким образом, что он сам себя обеспечивает всем необходимым.

Современный автомобиль сделан так, что за несколько лет его грамотной эксплуатации доведется, быть может, пару раз поменять проколотое колесо на запасное. Хотя при разгильдяйском отношении к своей машине очень быстро можно получить весьма пышный «букет» дорогостоящих неприятностей, которые напрямую затрагивают интересы других участников движения и «мирных жителей», их безопасность и здоровье. Живя в цивилизованном обществе, где в каждой семье имеется автомобиль, а то и не один, имеет смысл изначально разобраться с устройством автомобиля, успешно сдать квалификационные экзамены в автошколе по предмету «Устройство автомобиля» и обеспечивать безопасность дорожного движения.



Цель курса: сформировать и развить современные представления учащихся о строении автомобиля; изучить принципы работы некоторых его агрегатов.

Задачи курса:

  • обеспечение углубленного изучения принципа работы и устройства автомобиля;

  • формирование познавательного интереса к физике и технике;

  • ориентация учащихся на выбор профиля, предусматривающего углубленное изучение физики;

  • расширение знаний учащихся по предмету;

  • развитие умений работы с дополнительной литературой;

  • формирование умений работы в группах.

Каждое занятие проводится 45 мин. Из которых 35 мин. идет на объяснение материала в виде лекции, а 10 мин. (в конце занятия) учащиеся докладывают, что из изученного материала они могут использовать в своей работе, какие вопросы у них возникли и чтобы они хотели изучить более подробно.

В конце первого занятия учащиеся выбирают интересующие их темы рефератов (см. приложение №1). Затем на каждом занятии они предоставляют отчет о проделанной работе и получают рекомендации учителя.

2.Учебно-тематический план:


№ урока

Название темы

Количест во часов

Форма проведения

Образовательный продукт

1.

Двигатель_внутреннего_сгорания'>Раздел I. История изобретения автомобиля:

История изобретения автомобиля



1

Лекция и беседа.

(мультимедийная презентация)



Конспект.

2.

Раздел II. Общие сведения о легковых автомобилях

Общие сведения о легковых автомобилях



1

Лекция и беседа. Практическая работа «Типы приводов». Выбор тем рефератов.

Конспект. Отчет о практической работе.

3.

4.


Раздел III. Двигатель внутреннего сгорания:

Работа карбюраторного двигателя

Система питания


2

Лекция и беседа.

Практическая работа «Карбюратор».



Конспект.

Отчет о практической работе.



5.

6.


Раздел IV. Трансмиссия:

Сцепление

Коробка передач


2

Лекция и беседа.

Экскурсия.



Конспект.

Отчет по экскурсии.



7.

8.


Раздел V. Ходовая часть:

Подвеска колес автомобиля

Колеса и шины


2

Лекция и беседа.

Конспект.

9.

10.


Раздел VI. Механизмы управления:

Рулевое управление

Тормозная система


2

Лекция и беседа.

Конспект.

11.

Раздел VII. Электрооборудование:

Источники и потребители тока



1

Лекция и беседа.

Конспект.

12.

Раздел VIII. Защита творческих работ

Защита творческих работ



1

Конференция.

Отчет о работе или тестовая работа.

По окончании курса учащимся выдается свидетельство (см. приложение №3) с отметкой по результатам работы (балл, зачет, реферат, и т.п.) с подписью преподавателя и директора школы.



Параметры оценивания по баллам:

Количество баллов за курс

Обязательные условия

0

Посещено менее 80 % планового числа часов курса

1

Посещено от 80 % до 100 % планового числа часов, не выполнена зачетная работа

2

Посещено от 80 % до 100 % планового числа часов, выполнена зачетная работа репродуктивного характера

3

Посещено от 80 % до 100 % планового числа часов, выполнена зачетная работа творческого характера в рамках программы школьного курса

4 (максимальное)

Посещено от 80 % до 100 % планового числа часов, выполнена зачетная работа творческого характера, выходящая за рамки школьного курса

Занятие №2: «Общие сведения о легковых автомобилях».

Цель занятия: сформировать представления учащихся о строении автомобиля;

Задачи: рассмотреть общие сведения о легковом автомобиле, из чего он состоит, на какие виды делятся автомобили по типу привода, помочь учащимся выбрать тему творческой работы или реферата.

Оборудование: кодограммы с рисунками, карандаши.

Ход занятия:

  1. Организационный этап.

  2. Лекция о строении автомобиля.

  3. Типы привода. Практическая работа «Типы привода» (используя карандаш выявить особенности управления переднеприводного, заднеприводного и полноприводного автомобиля).

  4. Выбор тем творческих работ (см. приложение 1). Обсуждение требований к оформлению работы.

  5. Подведение итогов занятия.

Содержание лекции занятия: «Общие сведения о легковых автомобилях».

Цель занятия: сформировать представления учащихся о строении автомобиля;

Задачи: рассмотреть общие сведения о легковом автомобиле, из чего он состоит, на какие виды делятся автомобили по типу привода, помочь учащимся выбрать тему творческой работы или реферата.

Автомобиль является единым и неделимым, почти живым орга­низмом. Только при полной работоспособности всех его составляю­щих автомобиль может выполнять те функции, которые возлагает на него хозяин.

«Ну разве можно сравнивать машину с живым организмом

А давайте подумаем вместе. Была такая песня: «И вместо сердца пламенный мотор...». А руки и ноги - не руль ли это с колесами, а кузов автомобиля, не страдает ли он так же, как наша с вами кожа, а суставы ног, а печенка с селезенкой, а кровеносная система... и так далее. В автомобиле, как и в организме человека, все составные части постоянно находятся во взаимодействии и обеспечивают его нор­мальное функционирование.

Как и в анатомии, «организм» автомобиля можно разложить на крупные и мелкие составляющие. Легковой автомобиль состоит из:

- Двигателя

- Трансмиссии

- Ходовой части

- Механизмов управления

- Электрооборудования

- Дополнительного оборудования

- Кузова

Автомобиль может долго и упорно стоять на одном месте, опираясь «ногами» на дорогу, и поедет он только тогда, когда колеса начнут крутиться.

Что заставляет их вращаться? Каким образом двигатель автомо­биля передает крутящий момент на колеса?

Двигатель сжигает топливо и преобразует тепловую энергию сгорания во вращательное движение коленчатого вала, далее враще­ние передается через трансмиссию на ведущие колеса, которые являются элементом ходовой части автомобиля и... машина поехала. Во время движения автомобиля водитель пользуется рулем и тормо­зами (механизмы управления), включает лампочки и подает звуко­вые сигналы (электрооборудование), и, конечно же, в это время он сидит на водительском сиденье, пристегнутый ремнями безопасности (дополнительное оборудование). Все вышеперечисленное

объединяет в себе кузов автомобиля, без которого все агрегаты, механизмы и даже само сиденье водителя, лежали бы огромной кучей в углу гаража.

Вот это и есть ваш автомобиль. А теперь давайте, не спеша, начнем вникать в назначение, принципы работы, детали и возможные неисправности вышеуказанных частей автомобиля. Иными слова­ми, пойдем по порядку.



Двигатель - это агрегат, в котором тепловая энергия сгорающего топлива преобразуется в механическую энергию (в виде крутящего момента).

Трансмиссия предназначена для передачи и изменения крутящего момента от двигателя к ведущим колесам автомобиля. Она включает в себя:

- сцепление,

- коробку передач,

- карданную передачу,

- главную передачу,

- дифференциал,

- полуоси.

Ходовая часть предназначена для перемещения автомобиля по дороге с определенным уровнем комфорта без тряски и вибраций, и включает в себя:

- переднюю и заднюю подвески колес,



- сами колеса.


  1   2   3   4

  • Цель курса
  • 2.Учебно-тематический план
  • Раздел I . История изобретения автомобиля
  • Раздел II . Общие сведения о легковых автомобилях
  • Раздел III . Двигатель внутреннего сгорания
  • Раздел IV . Трансмиссия
  • Раздел V . Ходовая часть
  • Раздел VI . Механизмы управления
  • Раздел VII . Электрооборудование
  • Раздел VIII . Защита творческих работ
  • Параметры оценивания по баллам
  • Занятие №2
  • Оборудование
  • Содержание лекции занятия: «Общие сведения о легковых автомобилях». Цель занятия
  • - Двигателя - Трансмиссии - Ходовой части - Механизмов управления - Электрооборудования
  • Двигатель
  • (механизмы управления)
  • (дополнительное оборудование)