Эксплуатант воздушного судна

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Эксплуатант воздушного судна



страница1/5
Дата25.09.2017
Размер2,48 Mb.


  1   2   3   4   5
Эксплуатант воздушного судна — физическое или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию воздушного судна на основании права собственности, договора аренды или других правоустанавливающих документах. Эксплуатантом может быть также государство или международная организация, например, ООН, если они непосредственно руководят эксплуатацией воздушного судна.

Термин «эксплуатант воздушного судна» используется в ряде национальных законодательств и в международных конвенциях по воздушному праву. В Римской конвенции 1952 термины «эксплуатант» (русский и французский варианты) и «оператор» (в английском и испанском вариантах) соответствуют понятию «владелец источника повышенной опасности» в гражданском праве.




Правовое регулирование воздушных перевозок


Регулярные авиаперевозки

Регулярные рейсы — это рейсы, выполняемые в соответствии с опубликованным расписанием по договорным авиалиниям. В расписании указаны маршрут полета, промежуточные пункты посадок, время вылета и прилета в каждый пункт маршрута, частота движения и тип самолета. Изменение этих условий выполнения регулярных рейсов может быть произведено только при взаимном согласии договаривающихся государств.

Регулярные авиаперевозки оплачиваются по международным авиационным тарифам, опубликованным и неопубликованным.

Опубликованные (сквозные) тарифы — это тарифы и сборы от аэропорта отправления до аэропорта назначения, помещенные в тарифных справочниках. Если между двумя пунктами имеется опубликованный (сквозной) тариф, то перевозка должна осуществляться только по этому тарифу.

Неопубликованные тарифы — это тарифы, которые при отсутствии опубликованного (сквозного) тарифа между данными пунктами образуются двумя способами:


  • путем прибавления к опубликованному (сквозному) тарифу дополнительной суммы, так называемой суммы “эд-он”. Суммы пропорциональных тарифов “эд-он” публикуются на “оранжевых страницах” справочников APT и ACT;

  • при отсутствии пропорционального тарифа — путем сложения участковых тарифов отдельных сквозных участков перевозки с соблюдением соответствующих правил построения тарифов.

Большинство тарифов не опубликовано, их нет в тарифных справочниках и других официальных тарифных изданиях. Кроме того, каждая авиакомпания разрабатывает свои неофициальные тарифы, которые в основном являются закрытыми и составляют коммерческую тайну авиакомпании.

Регулированием международных авиационных тарифов занимается Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА). Официальные международные авиатарифы опубликованы в справочниках Air Pussenger Tariff (APT) и Air Cargo Tariff (ACT).

Международные авиационные тарифы могут быть подразделены на:


  • пассажирские;

  • багажные;

  • грузовые.

Пассажирские тарифы классифицируются на нормальные (сквозные и пропорциональные) и специальные.

Сквозные тарифы — это опубликованные тарифы от пункта отправления до пункта назначения, которые различаются по классу предоставляемого обслуживания, сезонности перевозки и виду оформления перевозки.

В зависимости от класса обслуживания пассажирские тарифы подразделяются на тарифы экономического (туристического) класса и тарифы первого класса.

Термин “экономический класс” применяется во всем мире для обозначения более низкого класса обслуживания. Иногда для обозначения этого же понятия может применяться термин “туристический класс”.

Термин “первый класс” используется для обозначения наиболее высокого класса обслуживания. Тариф первого класса, как правило, в 1,5-2 раза выше тарифа экономического класса. Перевозка по тарифу первого класса предоставляет пассажиру некоторые льготы в обслуживании на земле и на борту, в частности бесплатная перевозка 30 кг багажа вместо 20 кг по экономическому классу, бесплатные алкогольные напитки, более широкий ассортимент блюд на борту, повышенный комфорт в салоне самолета.

Промежуточный класс обслуживания между первым и экономическим классами называется бизнес-классом. Бизнес-класс предполагает улучшенное обслуживание пассажиров, которые платят по полному тарифу экономического класса.

По сезонности перевозки тарифы подразделяются:


  • на высший (летний тариф — пик-сезон),

  • на низший (зимний тариф — вне сезона),

  • на тариф промежуточного сезона (шоулдер-сезон).

По виду оформления перевозки тарифы подразделяются;

  • на перевозку в одну сторону (“туда”),

  • на перевозку “туда и обратно”,

  • на перевозку по круговому маршруту.

К классификации тарифов по виду оформления перевозки могут быть отнесены и каботажные тарифы (перевозка по территории одного и того же государства). Как правило, они могут применяться только перевозчиками данной страны. Другие перевозчики могут, использовать эти тарифы только по специальному разрешению уполномоченного перевозчика или правительственных органов. При отсутствии такого разрешения каботажные тарифы, указанные в справочниках могут использоваться только для информации.

Грузовые тарифы на международных воздушных линиях разделяются на три вида:



  1. основные: нормальные (до 45 кг), количественные (более 45 кг), минимальный сбор;

  2. классовые;

  3. специальные.

Основные тарифы — это стандартные тарифы, установленные для оплаты за провоз 1 кг груза от пункта отправления до пункта назначения. Они являются наиболее распространенными при перевозке всех видов груза, за исключением некоторых случаев, когда применяются льготные специальные и классовые тарифы.

Нормальные тарифы являются базовыми для определения скидок или доплат при образовании классовых, количественных и специальных тарифов. Их преимуществом является простота использования.

Количественные тарифы в основном применяются авиакомпаниями, эксплуатирующими самолеты большой вместимости. Они предусматривают скидку по дополнительным весовым категориям. Например, для весовой категории 45 кг предоставляется скидка от нормального тарифа в размере 25%. Число весовых категорий различно в разных зонах перевозки. Для Европы установлена только одна весовая категория — 45 кг, а на маршрутах в направлении Северной Америки допускаются весовые категории 100, 300, 500 кг, по которым предоставляются скидки в размере 50, 60 и 70% соответственно от нормального тарифа. Минимальный сбор представляет собой минимальную оплату за отправку груза, взимаемую за одну отправку в том случае, если плата за перевозку по нормальному грузовому тарифу окажется ниже минимального сбора. Уровень минимального сбора на разных маршрутах отличается. Во многих случаях он равняется стоимости перевозки по нормальному тарифу груза весом 5 кг. Минимальный сбор указывается в тарифных справочниках с обозначением “М”.

Классовые тарифы применяются для перевозки грузов определенного класса. Они выражаются в определенном проценте к нормальному грузовому тарифу до 45 кг. Классовые тарифы устанавливаются на виды груза, требующие особых условий для перевозки: живые животные; клетки для животных; ценный груз; человеческие останки в гробу; несопровождаемый багаж; печатная продукция и др.

Классовые тарифы исчисляются на основе нормального сквозного тарифа до 45 кг., который умножается на соответствующую процентную надбавку, затем округленный результат умножается на вес отправки.

Процентная надбавка зависит от класса груза и зоны перевозки и составляет от 150 до 300% от нормального грузового тарифа до 45 кг. Например, за перевозку ценных грузов (золота, платины, драгоценных камней, банкнот, ценных бумаг и т. д.) взимается плата в размере 200% от нормального грузового тарифа до 45 кг для всех зон ассоциации.

Специальные тарифы (кореиты) — это льготные грузовые тарифы со скидкой. Они применяются для перевозки определенных категорий грузов от/до определенных пунктов только в одном направлении. Корейты имеют преимущество по сравнению со всеми другими тарифами. Они публикуются вместе с основными грузовыми тарифами на “желтых страницах” справочника ACT и имеют кодовые цифровые обозначения, определяющие характер груза. Кодовый номер корейта состоит из четырехзначного числа рядом с наименованием груза, например: корейт 4499 — машины и части, 0007 — овощи и фрукты и т. д.

Скидки, предусматриваемые при использовании корейта, различаются в зависимости от зоны применения. Так, в Европе они составляют от 40 до 70% от нормального тарифа до 45 кг, а при североатлантических перевозках — до 90%.



Международное регулирование воздушных перевозок

Полеты над своей территорией осуществляются в соответствии с национальными законами и правами, полеты над чужой территорией и открытым морем — в соответствии с двусторонними и многосторонними соглашениями между заинтересованными государствами. Регулированием воздушных перевозок занимаются различные международные организации.



Основные международные конвенции, регулирующие воздушные перевозки

Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшавская конвенция 1929 г.). Применяется в регулярных воздушных сообщениях. Дополнения и изменения к этой конвенции были внесены следующими протоколами: Гаагским 1955 г., Гватемальским 1971 г., Монреальским 1975 г.

Конвенция о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция 1944 г.). Вступила в силу 4 апреля 1947 г., после того как ее ратифицировали 26 государств. Чикагская конвенция учредила Международную организацию гражданской авиации (ИКАО).

Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицами, не являющимися перевозчиками по договору (Гвадалахарская конвенция 1961 г.). Регламентирует перевозки на арендованных воздушных судах, а также другие случаи, когда фактический и договорный перевозчики не совпадают, и распространяет на такие перевозки принципы ограниченной ответственности, установленные Варшавской конвенцией.

Конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам па поверхности (Римская конвенция 1952 г.). Регулирует вопросы ответственности да вред, причиненный воздушным судном или предметами, упавшими с него, определяет пределы такой ответствен нести в зависимости от максимального взлетного леса воздушного судна.

Конвенция о правонарушениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна (Токийская конвенция 1963 г.).

Конвенция о международном признании прав на воздушные суда, наложении ареста и принудительной продаже воздушного судна во исполнение решения суда.

Другими многосторонними соглашениями в области международных воздушных сообщений являются Соглашение о транзите по международным воздушным линиям и Соглашение о международном воздушном транспорте. Оба соглашения, по которым государства на взаимной основе предоставляют друг другу права регулярных полетов гражданских самолетов через свое воздушное пространство, подписаны в Чикаго в 1944 г.

Государства, не подписавшие этих соглашений, предоставляют друг другу права на выполнение регулярных полетов на двусторонней основе.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (ИКАО)

Международная организация гражданской авиации (International Civil Aviation Organization, ICAO) является основным международным органом, осуществляющим многостороннее регулирование мирового воздушного транспорта на межгосударственном уровне. ИКАО создана в 1947 г. после ратификации Чикагской конвенции 1944 г. “О международной гражданской авиации” и является специализированной организацией ООН в соответствии с протоколом, подписанным 1 октября 1947 г. и вступившим в силу 13 мая 1948 г. Членами ИКАО являются свыше 180 государств. Советский Союз присоединился к Чикагской конвенции в ноябре 1970 г. В 1977 г русский язык стал официальным языком ИКАО наряду с английским, французским и испанским языками. Штаб-квартира ИКАО находится в Монреале (Канада).



РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Региональные межправительственные организации гражданской авиации решают проблемы воздушного транспорта соответствующих регионов и осуществляют координацию деятельности соответствующих государств, а также авиакомпаний и аэропортов в этих регионах. Основными региональными организациями являются следующие:



  1. Европейская конференция гражданской авиации (ЕКАК) — European Civil Aviation Conference (ECAC). Создана в 1954 г. на Страсбургской конференции по инициативе Совета Европы и при активной поддержке ИКАО. Она явилась первой региональной межправительственной организацией, созданной для координации деятельности гражданской авиации в Западной Европе.

  2. Африканская комиссия гражданской авиации (АФКАК). Создана в 1969 г., ее членом может стать любое американское государство — член Экономической комиссии по Африке (ЕКА) или Организации африканского единства (ОАЕ). Членами АФКАК являются 32 государства.

  3. Латиноамериканская комиссия гражданской авиации (ЛАКАК) является региональной группировкой государств Южной и Центральной Америки, созданной в 1973 г. Членами этой организации могут быть только государства Южной и Центральной Америки, а также Карибского бассейна. Членами ЛАКАК являются 19 государств.

  4. Совет гражданской авиации арабских государств (КАКАС). Эта организация создана в 1967 г. для координации действий по решению экономических проблем воздушного транспорта арабских государств и ИКАО. Членами КАКАС в настоящее время являются 20 государств.

Все эти организации являются консультативными. Решения и рекомендации данных организаций утверждаются правительствами государств — членов ИКАО. Высшими органами этих региональных группировок являются конференции государств — членов данных организаций, которые созываются один раз каждые три года. Постоянными органами являются координационные или исполнительные комитеты.

Вышеуказанные региональные межправительственные организации занимаются проблемами международных воздушных перевозок, координацией регулярных и нерегулярных перевозок, вопросами упрощения формальностей применительно к соответствующим регионам и др. Координацию деятельности этих организаций осуществляет ИКАО, которая содействует им в решении многих региональных проблем воздушного транспорта.



МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА (ИАТА)

ИАТА — это ассоциация авиакомпаний, выполняющих регулярные коммерческие авиаперевозки. ИАТА была основана в 1945 г. в Гаване после подписания Чикагской конвенции 1944 г., учредившей ИКАО. Ассоциация является фактическим правопреемником Международной ассоциации воздушных перевозок, основанной в 1919 г. в Гааге.

Основными задачами ИАТА являются развитие безопасных регулярных и экономичных воздушных сообщений, содействие воздушной коммерции и изучение связанных с этим проблем, расширение сотрудничества с ИКАО и другими международными организациями.

В соответствии с назначением ИАТА действует как международное агентство, при помощи которого авиакомпании стремятся общими усилиями решать те проблемы в международных воздушных сообщениях, которые они не смогли бы решить индивидуально. Ее деятельность распространяется на такие области, как воздушные перевозки, финансы, юридические и технические вопросы, медицина и др. Кроме того, ИАТА действует как центральный банк информации и технических знаний для авиакомпаний — членов этой организации, руководит деятельностью различных комитетов, объединяющих экспертов авиакомпаний, представляет авиакомпании в международных организациях.


  1   2   3   4   5

  • Регулярные авиаперевозки
  • Международное регулирование воздушных перевозок
  • Основные международные конвенции, регулирующие воздушные перевозки
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (ИКАО)
  • РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА (ИАТА)