Экологический риск: закономерности развития и прогноз

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Экологический риск: закономерности развития и прогноз

Скачать 184,82 Kb.


Дата01.09.2017
Размер184,82 Kb.

Скачать 184,82 Kb.

Учреждение образования

«Белорусский государственный университет

информатики и радиоэлектроники»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

и социальным вопросам

________________ А.А. Хмыль

« ___ » _____________ 2012г.

Регистрационный № УД-12 М 94-01/2р.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ РИСК:

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ И ПРОГНОЗ

Учебная программа для магистрантов специальности:



1-94 80 01 Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций

Кафедра экологии


Очное обучение Заочное обучение
Семестр (семестры ) ______1______ Семестр (семестры ) ______1______

Лекции ___20___(количество часов) Лекции ___6___(количество часов)

Практические (семинарские) занятия Практические (семинарские) занятия

___14__(количество часов) ___4___(количество часов)

Лабораторные занятия Лабораторные занятия

_______(количество часов) ______(количество часов)

Зачет_____1_____(семестр) Зачет______1____(семестр)

Экзамен_______(семестр) Экзамен_______(семестр)

Реферат _______(семестр) Реферат ________(семестр)

Контрольная работа_____(семестр) Контрольная работа___1__(семестр)

Всего аудиторных часов Всего аудиторных часов

по дисциплине ___34__ по дисциплине ___10__

Самостоятельная работа___38__ Самостоятельная работа___62__

Всего часов Всего часов

по дисциплине___72__ по дисциплине___72__
2012

Учебная программа составлена в соответствии с типовым учебным планом специальности 1-94 80 01 «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций», утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 12.07.2012, регистрационный № ТД – Р 94-2-001/тип и учебным планом специальности 1-94 80 01 «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций», утвержденным 29.06.2012г. протокол № 10.



Составитель:

Навоша А.И., к.в.н., доцент, доцент кафедры экологии

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры экологии
протокол № 4 от 08.10.2012.
Заведующий кафедрой экологии _____________ И.Э. Бученков

СОГЛАСОВАНО


Начальник УПНКВК______________Д.В.Лихачевский

« ___ » ___________ 2012 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «Экологический риск: закономерности развития и прогноз» является специальным курсом в системе подготовки магистров по специальности «Безопасность в чрезвычайных ситуациях».

Целью изучения дисциплины является выявление закономерностей распределения риск-ситуации и районирования территории страны, методик прогнозирования риска, методик создания систем мониторинга риск-ситуаций, а также программных средств и приложений, необходимых для их реализации и функционирования.

Изучение дисциплины предполагает тесную интеграцию знаний с теорией и управлением рисков, связь с рядом областей наук (климатологией и метеорологией, гидрологией, экономикой, геологией, математикой и др.). Ее подготовка разработана на основе мирового опыта и государственной политики с предметами профессиональной подготовки, позволяющих предвидеть и решить проблемы риска и управления ими в рамках специализации магистрантов. Изучение курса способствует повышению фундаментальной подготовки специалистов, способных в ходе профессиональной деятельности осуществлять интеллектуальное, образовательное и инженерное обеспечение сохранения устойчивого состояния окружающей среды и технологических систем, природно-ресурсного потенциала страны, способствовать созданию высоких технологий, объяснять и обоснованно требовать срочного соблюдения технологической дисциплины, экономически правильно рассчитывать потери и риск-ситуации, моделировать, прогнозировать и классифицировать объекты народного хозяйства по вероятности аварийных и риск-ситуации.

Задачи изучения дисциплины:

- изучить процессы природного и техногенного характера, обуславливающие появление риск-ситуаций;

- ознакомиться с методиками прогнозирования риска, а также методиками создания системы мониторинга риск-ситуаций;

- изучить закономерности регионального распределения риск-ситуации;

В результате изучения дисциплины магистранты должны:



знать:

- структуру национальной системы мониторинга окружающей среды Беларуси;

- методы оценки нарушения экологического равновесия в регионе и методы экономической оценки техногенных аварий и катастроф;

- взаимозависимость между деятельностью человека, состоянием окружающей среды и здоровьем нации, а также хозяйственно-экономические механизмы, позволяющие предвидеть риск-ситуации.



уметь:

- проводить ранжирование и классификацию объектов народного хозяйства по вероятности риск-ситуаций;

- определять факторы природного и техногенного характера, вызывающие риск-ситуации и оценивать экологические последствия аварий и катастроф и возможность их минимизации;

- картировать экологические и техногенные риск-ситуации.



СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Название тем лекционных занятий, их содержание, объем в часах.


пп

Название темы

Содержание

Объем в часах

Дневная форма обучения

Заочная форма обучения

1

2

3

4

5

1.

Современное состояние хозяйственной освоенности территории Беларуси и закономерности их проявления.

а) развитие риск-ситуаций на территории Беларуси и закономерности их проявления;

б) региональные характеристики природных ЧС в Беларуси;

в) региональные характеристики техногенных ЧС в Беларуси.

2

2

2.

Факторы, вызывающие риск-ситуации и методики их классификаций.


а) ранжирование рискобразующих факторов по уровню значимости;

б) ранжирование и классификация объектов народного хозяйства по вероятности аварийных и риск-ситуаций;

в) классификация промышленных объектов.



2

2

3.

Районирование и картирование, как метод оценки нарушения экологического равновесия в регионе.


а) интегральные показатели районирования и картирования;

б) районирование загрязнения атмосферы;



в) районирование загрязнения водных ресурсов;

г) районирование загрязнения почв радионуклидами;

д) районирование загрязнения регионов при аварии на предприятиях.

2




4.

Оценка экологических последствий аварий и катастроф и возможность их минимизации.


а) современные методы оценки ущерба, наносимых окружающей среде в результате риск-ситуаций;

б) структура экономического ущерба;



в) методы экономической оценки экологических последствий техногенных аварий и катастроф.

2

2

5.

Современные системы стандартизации в области контроля качества и охраны окружающей среды.

а) системы стандартизации;

б) стандарты;

в) экологическая сертификация.


2




6.

Экологическая оптимизация функционирования предприятий и их воздействия на окружающую среду.

а) суть оптимизации;

б) принципы уменьшающих рисков;



в) техногенные факторы, показатели и индексы техногенеза.

2




7.

Методологические и теоретические аспекты прогнозирования и моделирования риск-ситуаций.


а) развитие методологии прогнозирования и управления риском;

б) существующие методы прогнозирования вероятности риск-ситуаций и неблагоприятных событий;

в) основные показатели методов.



2




8.

Прогноз вероятности риск-ситуаций и ущерба природной среде на основе математического моделирования.

а) концептуальные и теоретические основы прогнозирования развития риска;

б) факторы риск-ситуаций;

в) модели прогноза.


2




9.

Концепция структуры системы мониторинга риск-ситуаций и ГИС-системы поддержки принятия решений по предупреждению природно-технических рисков.


а) необходимость создания и структура системы мониторинга риск-ситуаций;

б) принципы составления информализации и задачи построения карт опасности и риска;

в) районирование территории Беларуси по интенсивности риск-ситуаций.

2




10.

Использование ГИС-технологий для картографирования и прогнозирования риск-ситуаций.


а) ГИС технологии картографирования и прогнозирования;

б) функциональная структура ГИС-системы;



в) структура республиканской ГИС-системы предупреждения риск-ситуаций.

2




Итого: за семестр

20

6

Всего за учебный год

20

6


2. Перечень тем практических (семинарских) занятий, их содержание

и объем в часах


пп

Название темы

Содержание

Объем в часах

Дневная форма обучения

Заочная форма обучения

1

2

3

4

5

1.

Техногенные аварии и катастрофы.

Региональные характеристики природных и техногенных ЧС в Беларуси.

2




2.

Выделение наиболее вероятных объектов на предмет возникновения риск-ситуаций.

Классификация объектов народного хозяйства по вероятности аварийных и риск-ситуаций.

2




3.

Оценка нарушения по-следствий экологичес-кого равновесия.

Методы оценки нарушения экологического равновесия в регионе.

2




5.

Определение предотвра-щаемого ущерба от загрязнения природной среды сточными водами.

Определение предотвращаемого ущерба от загрязнения сточными водами, атмосферы, изъятия земель и др.

2

2

9.

Организация стандарти-зации в области охраны окружающей среды на основе данных НС МОС.

Система стандартизации в области контроля и охраны окружающей среды.

2




10.

Управление качеством окружающей среды.

Оптимизация функционирования предприятий и их воздействия на окружающую среду.

2

2

12.

Методы и технологии прогнозирования риск-ситуаций техногенного характера.

Использование ГИС-технологий для картирования и прогноза риск-ситуаций.

2




13.

Прогноз риск-ситуаций при наводнениях.

Математическое и физическое моделирование прохождения паводков.

2




Итого: за семестр

14

4

Всего за учебный год

14

4

3. Контрольные работы

1. Принципы и методы районирования территории региона по техногенной нагрузке и риск-факторам.

2.Распространение техногенных и природных ситуаций в Республике Беларусь.

3. Анализ и управление экологическим риском.

4. Использование ГИС-технологий для экологического мониторинга.

5.Экологические риски Республики Беларусь. Внешние, внутренние и специфические экологические риски.

6.Экологические риски, инициированные техногенными чрезвычайными ситуациями

7. Экологические риски, инициированные природными чрезвычайными ситуациями.

8.Потенциально опасные экологические объекты Республики Беларусь.

9.Национальная система мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь.



4. ЛИТЕРАТУРА




4.1.Основная

1 Бесекеева А.К. Проблемы комплексного анализа и управления экологическим риском.  Мн., АНКИЛ., 1999.



2. Катастрофа и человек. М., 1997.

3. Медицина катастроф. М., ИНИЛтд, 1996.

4. Национальная безопасность Республики Беларусь.Мн., Право и экономика, 2003.

5.Осипов В.И. Опасные экзогенные процессы.  М., ГЕос, 1999.

6. Последствия Чернобыльской катастрофы в Республике Беларусь.  Мн., 1996.



7. Проблемы экономической безопасности Беларуси.  Мн., Право и экономика, 2000.

8. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях.  М., 2003.

9. Савченко В.К. Экология чернобыльской катастрофы.  Мн., Белорусская наука, 1997.



10. Хохлов Н.В. Управление риском.  М., ЮНИТИ, 1999.

11. Чрезвычайные ситуации: предупреждение и ликвидации.  Мн. 2003.

12. Экологическая политика Республики Беларусь и экологические риски: пособие для высш. учеб. заведений по специальности «Геоэкология» / под ред. проф. А.Н. Витченко. Минск: «Издательский центр БГУ», 2011. - 110 с.
4.2 Дополнительная
13. Левкевич В.Е. Экологический риск - закономерности развития, прогноз и мониторинг.  Мн., Право и экономика, 2004.

14. Природная среда Беларуси.  Мн., НОООО-БИП-с, 2002.

15. Экологическая альтернатива.М., Прогресс, 1990.

5. Учебно-методическая карта дисциплины





Номер недели

Номер темы


Название вопросов, которые изучаются на лекциях

Практические занятия

Литература (номера)

(по п.4)

Самостоятельная работа студентов

(часы)


Форма контроля знаний студентов

1

2

3

4

5

7

8

1

1.1.

Занятие 1. Современное состояние хозяйственной освоенности территории Беларуси и закономерности их проявления.

-

1

4(6)




2

1.2.

Занятие 2. Факторы, вызывающие риск-ситуации и методики их классификаций.

2.1

2.2


1

13


4(6)




3

1.3.

Занятие 3. Районирование и картирование, как метод оценки нарушения экологического равновесия в регионе.

2.1

2.3


3

10

13



4(6)




4

1.4.

Занятие 4. Оценка экологических последствий аварий и катастроф и возможность их минимизации.

2.3

2.4


4

13

14



4(6)




5

1.5.

Занятие 5. Современные системы стандартизации в области контроля качества и охраны окружающей среды.

2.7

6

15


4(6)




6

1.6.

Занятие 6. Экологическая оптимизация функционирования предприятий и их воздействия на окружающую среду.

2.8

7

12


4(6)




7

1.7.

Занятие 7. Методологические и теоретические аспекты прогнозирования и моделирования риск-ситуаций.

2.9

2.10


7

8


2(6)




8

1.8.

Занятие 8. Прогноз вероятности риск-ситуаций и ущерба природной среде на основе математического моделирования.

2.6.

2.10


2.13

9

15


4(6)




9

1.9.

Занятие 9. Концепция структуры системы мониторинга риск-ситуаций и ГИС-системы поддержки принятия решений по предупреждению природно-технических рисков.

2.10

11

12


4(8)




10

1.10

Занятие 10. Использование ГИС- технологий для картографирования и прогнозирования риск-ситуаций.

2.10

11

12


4(6)

зачет

* В скобках (полужирно) указаны часы занятий, проводимых по заочной форме обучения.
Протокол согласования учЕбной программы

по изучаемой учебной дисциплине

С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ


Название дисциплины,

с которой требуется согласование



Кафедра, обеспечивающая изучение этой дисциплины

Предложения об изменениях в содержании учебной программы по изучаемой дисциплине

Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с ука- занием даты и но- мера протокола)

1

2

3

4









Согласование ра-бочей программы с другими дисци-плинами специаль-ности не требуется (протокол № 4 от 08.10.2012.)

Зав. кафедрой экологии И.Э. Бученков



ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Экологический риск. Закономерности развития и прогноз»

на _____/_____ учебный год



№пп

Дополнения и изменения

Основание








Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры экологии,


протокол №___. от ___________

Заведующий кафедрой экологии


______________________И.Э. Бученков

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

и социальным вопросам


______________________ А.А.Хмыль

СОГЛАСОВАНО



Начальник УПНКВК

______________________ Д.В.Лихачевский

  • 3. Контрольные работы
  • 4. ЛИТЕРАТУРА
  • 5. Учебно-методическая карта дисциплины