Е. В. Лавренова Приказ №

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Е. В. Лавренова Приказ №

Скачать 465,72 Kb.


страница1/3
Дата04.11.2017
Размер465,72 Kb.

Скачать 465,72 Kb.

  1   2   3
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 412

Петродворцового района

Санкт-Петербурга

Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

Протокол № ___

От «___»______2017



Утверждаю:

Директор ГБОУ СОШ № 412


_______________________

Е.В. Лавренова

Приказ №_____________

от «__» _______ 20____г.




Рабочая программа
по географии

для 8 в класса

Срок реализации программы 2017-2018 учебный год
Разработчик программы:

учитель географии

Бабий Л. Н.
г. Петергоф
2017
1.Пояснительная записка
1.1.Рабочая программа составлена на основе Федерального го­сударственного образовательного стандарта основного общего образования, в соответствии с примерной программой основного общего образования по географии и учебным планом школы.

1.2.Учебный предмет «География» изучается в основной школе с 5 по 9 класс. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» в восьмом классе (2 часа в неделю). Количество часов, отводимых на освоение учебной программы, соответствует учебному плану школы на 2017-2018 учебный год.

1.3.Обучение осуществляется с использованием УМК «География. Сферы», включающем:

• Учебник для общеобразовательных учреждений (с электронным приложением) / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева, География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс. М.: Просвещение, 2013

• Иллюстрированный атлас /География. Россия: природа, население, хозяйство. 8-9 класс.. Просвещение УМК «Сферы», В.П. Дронов, Л.Е. Савельева, О. Котляр, М. Григорьева, 2014 г.
1.4. Планируемые результаты обучения.

Ученик научится:

• выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

• ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

• представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

• оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

• использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

• описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

• объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

• приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

• различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

• оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;

• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;

• объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

• оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

• использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

• различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

• использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
Ученик получит возможность научиться:

• моделировать географические объекты и явления;

• подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

• приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

• воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

• сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

• оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

• объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;

• оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;

• давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;

• делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

• давать характеристику климата своей области (края, республики);

• показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;

• выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала.
2. Содержание курса географии 8 класса
Раздел 1. Географическое пространство России.

Границы России. Размеры территории. Часовые пояса. Географическое положение. Россия в мире. Освоение и изучение территории России. Районирование России. Административно-территориальное устройство России. Субъекты федерации, федеративные округа.

Раздел 2. Природа России

Природные условия и ресурсы. Формирование земной коры на территории России. Рельеф. Изменение рельефа под действием внутренних процессов. Изменение рельефа под воздействием внешних процессов. Минеральные ресурсы и их использование. Земная кора и человек.

Географическое положение и климат. Солнечное излучение и климат. Земная поверхность и климат. Воздушные массы и их циркуляция. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны. Распределение температуры воздуха по территории России.

Распределение осадков и увлажнения по территории России. Климатические пояса и области. Климат и человек.

Внутренние воды и моря. Моря. Особенности природы морей. Внутренние воды России. Реки. Озера, водохранилища, болота. Подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. Вода и человек.

Растительный мир. Животный мир. Биологические ресурсы и человек.

Почвы и факторы их образования. Основные типы почв России. Почвы и человек.

Природные районы и природно-хозяйственные зоны. Природа арктических пустынь, тундр и лесотундр. Население и хозяйство в Арктике и тундре. Природа лесных зон. Население и хозяйство лесных зон. Природа лесостепей и степей. Население и хозяйство лесостепной и степной зон. Засушливые территории России. Горные области. Охрана природы и особо охраняемые территории.

Раздел 3. Население России

Численность населения. Почему снижается численность населения России. Мужчины и женщины. Молодые и старые. Народы. Языки. Религии. Размещение населения. Города России. Урбанизация. Сельские поселения и сельское население. Миграции населения. География миграций.


Перечень обязательной географической номенклатуры
Тема «Географическое Пространство России»

Страны: Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, КНДР, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша, США, Украина, Эстония, Япония.

Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых, Охотское, Чёрное, Чукотское, Японское.

Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза.

Озёра: Каспийское море.

Острова: Земля Франца - Иосифа, Ратманова.

Полуострова: Таймыр, Чукотский.

Крайние точки: Балтийская коса, мыс Дежнева, мыс Челюскин, мыс Флигели, остров Ратманова, район горы Базардюзю.

 

Тема «Природа России»



Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Кумо-Манычская впадина, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, плато Путорана, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.

Горы: Алтай, Верхоянский хребет, Восточный Саян, Западный Саян, Кавказ ( Большой Кавказ ), Сихотэ-Алинь, Становой хребет, Уральские горы, хребет Черского, Чукотское нагорье.

Вершины: Белуха, Ключевская Сопка, Эльбрус.

Районы распространения полезных ископаемых:

Нефтегазоносные бассейны: Баренцево-Печорский (Войвож, Вуктыл, Усинское, Ухта), Волго-Уральский (Астраханское, Оренбургское, Ромашкинское), Западно-Сибирский (Самотлор, Сургут, Уренгой, Ямбург).

Каменноугольные бассейны: Донецкий (Шахты), Кузнецкий (Кемерово, Новокузнецк), Ленский (Сангар), Печорский ( Воркута и Инта ), Тунгусский ( Норильск ), Южно-Якутский ( Нерюнгри ).

Буроугольные бассейны: Канско-Ачинский (Ирша-Бородинское, Назарово), Подмосковный (Щёкино ).

Месторождения железных руд: Горная Шория (Таштагол), Карелия (Костомукша), КМА (Михайловское, Лебединское ), Приангарье ( Коршуновское ), Урал ( Качканар ).

Месторождения алюминиевых руд: Кольский полуостров (Кировск), Ленинградская область (Бокситогорск ), Урал ( Сулея ).

Месторождения медных руд: плато Путорана (Норильск), Урал (Карабаш, Медногорск, Сибай), Южная Сибирь (Удокан )

Месторождения никелевых руд: Кольский полуостров (Никель), плато Путорана (Норильск ), Урал (Верхний Уфалей ).

Месторождения оловянных руд: Северо-Восточная Сибирь (Депутатский, Эсэ-Хайя), Сихотэ-Алинь (Кавалерово ), Южная Сибирь ( Шерловая Гора ).

Месторождения полиметаллических руд: Алтай (Орловское), Кавказ (Садон), Сихотэ-Алинь (Дальнегорск ), юга Сибири ( Салаир, Забайкалье )

Месторождения золота: Северо-Восточная Сибирь (Дукат, Нежданинское, Усть-Нера), Южная Сибирь (Бодайбо ).

Месторождения фосфорного сырья: Подмосковье (Воскресенск, Егорьевск), Кольский полуостров (Апатиты).

Месторождения поваренной соли: Поволжье (Баскунчак ), юг Западной Сибири ( Бурла.

Месторождения калийной соли: Предуралье (Соликамск и Березники).

Месторождения алмазов: Среднесибирское плоскогорье (Айхал, Мирный).

 

Города: Оймякон, Верхоянск.



 

Реки: Алдан, Анадырь, Ангара, Амур, Волга, Вилюй, Дон, Енисей, Индигирка, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Москва, Обь, Ока, Печора, Северная Двина, Яна.

Озёра: Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское.

Водохранилища: Братское, Куйбышевское, Рыбинское.

Артезианские бассейны: Западно-Сибирский, Московский.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.

 

Заповедники: Астраханский, Баргузинский, Галичья Гора, Приокско-Террасный, Кандалакшский.



Практические работы.

Предлагаемые авторами УМК разработки практических работ в Тетради-практикуме совмещают несколько видов последовательно выстроенных учебных действий. В связи с этим учитель может не полностью выполнять практическую работу, а выбрать из неё какой-либо фрагмент или отрабатывать соответствующие учебные действия на ином материале. Для осуществления практической деятельности также используется следующее пособие: Рабочая тетрадь по географии. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс / И.И. Баринова, В.Г. Суслов. – М.: Изд. «Экзамен» 2015, полностью соответствующее ФГОС (второго поколения). Практическая деятельность, такая как работа с картами атласа, контурными картами, составление таблиц, схем, рисование и черчение элементов карт, решение географических задач, описательная работа осуществляется почти на каждом уроке и является регулярно осуществляемой деятельностью, что делает процесс познания увлекательным, разнообразным, интенсивно развивающим.


3. Средства и формы контроля

Преобладающей формой текущего контроля является выполнение кратковременных работ, задания в которых составлены по пособию «Тетрадь-экзаменатор» УМК «Сферы», предназначенного для проверки результатов обучения. (В.В. Барабанов, География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-экзаменатор – М.: «Просвещение», 2013)

В пособие включены проверочные работы в форме тестовых заданий, аналогичных заданиям ГИА и ЕГЭ, и работы в форме традиционных вопросов. Также проводятся устные опросы (собеседование, фронтальный и индивидуальный опрос, отчёт о выполнении творческих заданий).

Практическая работа может выполняться также на итоговом уроке по той или иной теме в качестве контрольного мероприятия.


4.Календарно-тематическое планирование курса

«География России» 8 класс

2017/2018 г. 68 часов



№№ урока

Тема урока

Практика/контроль

по материалам

Планируемые результаты


Дата план


Дата факт








Введение



















Тема 1. Географическое пространство России – 9 часов






Границы России

 Учебник, с. 5–6; Тетрадь тренажёр, с. 3; Тетрадь экзаменатор, с. 4–5; Атлас, контурные карты;

Электронное приложение к учебнику



Определять границы РФ и приграничных государств по физической и политической картам, наносить их на контурную карту.

Сравнивать морские и сухопутные границы РФ по протяжённости и значению для развития внешнеторговых связей РФ с другими государствами. Сравнивать протяжённость границ с разными странами-соседями. Определять наиболее разнообразные в природном отношении границы. Составлять описание границ России














Размеры территории. Часовые пояса

Учебник, с. 8–9; Атлас, с. 3; Контурные карты, с. 2–3

(№ 1 частично, 4); Тетрадь тренажёр,

с. 4 (№ 1–3), с. 6–7 (№ 1, 2), с. 9 (№ 1,2), с. 13 (№ 1), с. 15 (№ 1); Электронное приложение к учебнику


Определять границы РФ и приграничных государств по физической и политической картам, наносить их на контурную карту.

Сравнивать морские и сухопутные

границы РФ по протяжённости и

значению для развития внешнеторговых связей РФ с другими государствами.

Сравнивать протяжённость границ с разными странами соседями. Определять наиболее разнообразные в природном отношении границы. Составлять описание границ России













Географическое положение России

Учебник, с. 12–15; Атлас, с. 2–3, 10–11; Контурные карты,

с. 2–3 (№ 1 частично, 2, 3, 5); Тетрадь тренажёр, с. 4 (№ 5–7), с. 14 (№ 3, 4),с. 15–16 (№ 2, 3, 6); Тетрадь практикум, практическая работа «Сравнительная характеристика географического положения России, США и Канады»;

Электронное приложение к учебнику


Анализировать карты и выявлять

особенности разных видов географического положения России. Наносить на контурную карту объекты, характеризующие географическое положение России.

Сравнивать географическое положение России и других стран. Выявлять зависимость между географическим положением и особенностями заселения и хозяйственного освоения территории страны













Россия в мире

Учебник, с. 16–19;Атлас, с. 3; Тетрадь тренажёр, с. 5

(№ 10–12), с. 7 (№ 4), с. 10 (№ 6, 7),

с. 14 (№ 5), с. 16–17 (№ 7–9); Электронное приложение к учебнику


Анализировать карты и статистические материалы (печатные таблицы, диаграммы, графики, ресурсы Интернета) и выявлять

место России в природно-ресурсном потенциале мира. Сравнивать страны по запасам основных видов природных богатств.

Определять по картам соседние государства России, входящие в состав СНГ, и называть их столицы.

Анализировать статистические данные, содержащиеся в учебнике и дополнительных источниках информации, о величине ВВП и национального богатства России (в сравнении с другими странами),решать учебные задачи с контекстом из реальной жизни














Освоение и изучение территории России

Учебник, с. 20–22;

Атлас, с. 6–7; Тетрадь тренажёр, с. 5(№ 13–15), с. 6 (№ 17), с. 8 (№ 6), Электронное приложение к учебнику



Выявлять особенности формирования государственной территории ьт России, изменения её границ, заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах.

Анализировать карты с маршрутами важнейших путешествий и экспедиций по территории России.

Характеризовать вклад знаменитых путешественников и исследователей в освоение и изучение территории России.













Освоение и изучение территории России

Учебник, с. 23-25;

Атлас, с. 6–7; Тетрадь тренажёр, с. с. 9(№ 4), с. 11 (№ 8, 9), с. 14 (№ 6);

Электронное приложение к учебнику


Готовить и обсуждать сообщения и презентации о результатах выдающихся отечественных географических открытий и путешествий












Районирование – основной метод географических исследований.

 Учебник, с. 26–27;

Атлас, с. 8–9; Тетрадь тренажёр, с. 5

(№ 16), с. 7 (№ 5), с. 12 (№ 12);

Электронное приложение к учебнику



Определять по схеме виды районирования по количеству и проявлению признаков, характеру деления территории и направлению районирования.

Анализировать карты и приводить примеры разных видов районирования и районов














Административно-территориальное устройство России

Учебник, с. 28–29; Атлас, с. 4–5; Контурные карты, с. 4–5

(№ 1–5); Тетрадь тренажёр, с. 6

(№ 18–20), с. 8 (№ 7), с. 10 (№ 5),

с. 11 (№ 10, 11), с.12 (№ 13, 14); Тетрадь практикум, практическая работа «Анализ административнотерриториального деления России»; Электронное приложение к учебнику



Анализировать схему, отражающую функции административно территориального деления страны. .Выявлять специфику административно территориального устройства Российской Федерации.

Определять субъекты РФ и их столицы по политико-административной карте РФ.

Определять состав и границы федеральных округов по карте федеральных округов













Обобщение по теме «Географическое пространство России»

Учебник, с. 30; Атлас,

с. 2–11; Тетрадь экзаменатор, с. 6–15



Выполнение вариантов контроль

ной работы, предлагаемой в Тетрадиэкзаменаторе, с. 6–15















  1   2   3

  • Рабочая программа
  • 1.Пояснительная записка
  • 2. Содержание курса географии 8 класса
  • Перечень обязательной географической номенклатуры
  • 3. Средства и формы контроля
  • 4.Календарно-тематическое планирование курса «География России» 8 класс 2017/2018 г. 68 часов
  • Тема 1. Географическое пространство России – 9 часов