Э. Нуриддинов Становление и приоритетные направления внешней политики Республики Узбекистан

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Э. Нуриддинов Становление и приоритетные направления внешней политики Республики Узбекистан

Скачать 170,64 Kb.


Дата28.08.2017
Размер170,64 Kb.

Скачать 170,64 Kb.





Э. Нуриддинов
Становление и приоритетные направления внешней политики Республики Узбекистан
День провозглашения независимости Республики Узбекистан, стал для страны точкой отсчета новой исторической эпохи - эпохи сво­бод­­­ного, суверенного развития, устремленного к великому будущему. На данном этапе истории узбекской государственности, в качестве од­ной из достижений, выделяется ликвидация ее вековой внешней изо­ли­ро­­ванности. Однако для полного осмысления и представления ясной кар­­тины процесса становления и достижения внешней политики не­за­ви­симого узбекского государства, а также значения ее приоритетных направ­лений для будущей страны, следует взглянуть в недалекое прош­лое.

В недалеком прошлом Узбекистан, как и другие рес­публики быв­шего СССР, внешне считался суверенной республикой, обладаю­щей правами самостоятельно вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться дипло­мати­чес­кими представительствами, участвовать в международных органи­зациях. Права эти были закреплены соответствующими статьями Кон­ституций Союза ССР и Узбекской ССР.1

Однако конституционное провозглашение международных прав суверенных республик имело декларативно-пропагандистский харак­тер. В реальной жизни Узбекистан, пребывая в жестких рамках тотали­тар­ного советского государства, был лишен возможности прямого вы­хода на международную арену, не имел своих внешнеполитических го­сударственных институтов, не обладал правом самостоятельно уста­нав­­ливать внешние связи. Международные контакты осуществлялись иск­лючительно с разрешения и под жестким контролем Союзных органов. В результате внешние связи республики если и проявлялись, то в ограниченных зонах, отличались классово-идеологической направлен­ностью и изначальной деформированностью. По сути, в обще цивили­зо­ванном вос­приятии, исходя из критериев суверенности и рав­ноп­равия, их нель­зя квалифицировать как факт реального международного сотрудничества.

Вместе с тем узбекский народ, даже в сложных условиях импер­с­ко-тоталитарного режима стремился заявить о себе на международной арене, поднять авторитет республики. Как обоснованно подчеркивал Пре­­зидент И.А. Каримов, «... с древних времен люди нашей земли мыс­лили и жили неразрывно со всем известным им человечеством»2. И это чувство интереса к жизни близких и дальних народов, потребность сотрудничать с ними не могло истребить даже советская тоталитарная го­сударственная машина. Находясь в подневольном положении, народ Уз­бекистана находил, хотя и опосредственные, тем не менее, все новые формы научно-культурного обмена, установление международных кон­так­тов.

И все же природа тоталитарного времени откладывала свой гу­би­тель­ный отпечаток. Узбекистан, в силу прерогативы центра, испы­ты­вал значительную изолированность от внешнего мира, не мог адек­ватно реализовать свой потенциал в системе международных отно­ше­ний.

С дистанции времени отчетливо видно, что динамика и характер весьма усеченных и деформированных международных связей Узбе­кис­тана в советскую эпоху прямо и непосредственно определялись по­во­ротами во внутренней и внешней политике унитарного советского государства, испытывали воздействие геополитических установок союз­ного руководства, зависели от состояния советского общества на раз­личных этапах тоталитарного прошлого.

Чтобы коренным образом изменить сложившуюся тоталитарную систему советского варианта «международного сотрудничества», обес­пе­чить возможность проведения активной многосторонней внешней политики, отвечающей национальным интересам Узбекистана, приори­тетным условием выступало обретение государственной независимости.

Провозгласив политический суверенитет, Узбекистан с первых же дней независимого развития взял курс на отказ от тяжелого наследия административно-командной системы управления. Молодая страна при­с­ту­пила к строительству основ демократического правового общества с социально-ориентированной рыночной экономикой и открытой внеш­ней политикой.

Однако, формирование собственной модели внешней политики с определением ее приоритетов, на начальном этапе становления страны, относилась к числу неординарных задач. Объясняется тем, что респуб­лика не имела собственных внешнеполитических государственных институтов и, не располагала специалистами в области дипломатии и внешнеэкономической деятельности. Но тем не менее, руководство республики хорошо понимала, что от формирования внешнепо­ли­ти­чес­кой стратегии страны, во многом зависит дальнейшая судьба ее соци­ально-экономических реформ.

В связи с этим, уделяя данному вопросу особое внимание, Пре­зидент И.А.Каримов отмечал, что: «... осуществление активной многос­торонней внешней политики, отвечающей национальным интересам Уз­бе­кистана, необходимое условие и важнейшее средство укрепления суверенитета нашего государства, преодоления экономических труд­ностей и улучшения жизни народа»3.

Как видно, становление самостоятельной внешней политики Рес­публики Узбекистана было делом не из простых, требующая своего определения на государственном уровне. Когда встала необходимостью зая­вить о себе как суверенном государстве и полноправном члене ми­рового сообщества, руководство республики во главе с Президентом И.А.­Каримовым выработала глубоко продуманный стратегический курс внеш­­ней политики страны. В ее основу положены следующие принципы:


  1. верховенство национально-государственных интересов при всемерном учете взаимных интересов;

  2. равноправие и взаимная выгода, невмешательство во внут­рен­ние дела других государств;

  3. открытость для сотрудничества вне зависимости от идеоло­ги­чес­ких воззрений, приверженность общечеловеческим ценнос­тям, сох­ра­нению мира, стабильности и безопасности;

  4. приоритет норм международного права перед внутри­госу­дар­ственным;

  5. развитие внешних связей как на основе двусторонних, так и многосторонних соглашений4.

Основные положения внешней политики Узбекистана нашли свое отражение в Конституции - Основном законе страны. В ней говорится, что «Республика Узбекистан является полноправным субъектом между­народных отношений. Ее внешняя политика исходит из принципов суверенного равенства, неприменения силы или угрозы силой, неруши­мости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внут­рен­ние дела других государств и иных общепризнанных прин­ципов и норм международного права.

Республика может заключать союзы, входить в содружества и другие межгосударственные образования, а также выходить из них, исходя из высших интересов государства, народа, его благосостояния и безопасности»5.

Положения внешней политики страны отражены также в законах Республики Узбекистан «Об основных принципах внешнеполитической деятельности», «О международных договорах» и других законода­тельных актах. Причем, важно заметить, что вся внешнеполитическая и международная деятельность республики основывается на принципах и целях ООН, а также на обязательствах, исходящих из международных договоров и соглашений Узбекистана.

На стадии формирования стратегии внешней политики Респуб­лики Узбекистан, параллельно шло решение еще одной задачи. Оно было связано с созданием в республике институциональных структур внешнеполитической деятельности. В связи с этим, коренным образом была пересмотрена деятельность Министерства иностранных дел Рес­пуб­лики Узбекистан. Исходя из национальных интересов страны и благосостояния народа, были определены основные цели и задачи данного министерства, призванного осуществлять и координировать всю внешнеполитическую деятельность страны на международной арене.

Для активизации внешнеэкономической деятельности Узбе­кис­тана в качестве полноправного самостоятельного государства, Указом Президента страны от 21 февраля 1992г. было образовано Минис­терство внешних экономических связей Республики Узбекистан (МВЭС РУз)6. Причем основными задачами ее были определены: форми­рование и проведение государственной внешнеэкономической поли­тики на основе определения приоритетных для республики направ­лений сотрудничества с зарубежными странами; выработка меха­низмов стимулирования внешней торговли; контроль за операциями участников внешнеэкономической деятельности; привлечение инос­тран­ных инвестиций в экономику республики и их эффективное ис­поль­зование.

Кроме того, приступая к реформированию организации внешне­экономической деятельности республики, обращалось внимание также на необходимость ее либерализации. При этом, было признано це­ле­сооб­разным создание институциональных подразделений внешне­эко­но­мической деятельности на уровне ведомств. В связи с этим, соот­ветствующие внешнеэкономические подразделения были созданы и действуют в Кабинете Министров, министерствах и ведомствах, корпорациях, концернах, ассоциациях и местных органах управления.

Для реализации самостоятельной политики в области между­на­родных экономических отношений, обеспечения обслуживания вне­шне­экономической деятельности и целенаправленного использования валютных ресурсов республики, Указом Президента страны от 7 сентября 1991г., был образован Национальный банк внешнеэ­коно­ми­ческой деятельности Республики Узбекистан (НБ ВЭД РУз)7.

В связи с особым вниманием руководства страны к инвести­ционной политике, как весьма важному компоненту внешнеэко­но­мической деятельности республики, в данной области также имели место существенные институциональные преобразования. В частности была создана Национальная страховая компания «Узбекинвест», меж­дународная компания «Узбекинвест Интернейшнл» с уставным капи­талом 100 миллионов американских долларов и другие.

Практика международных отношений показывает, что во внешней политике не менее важное место в сближении государств занимает установление и развитие народной дипломатии, базирующейся на ши­ро­ком обмене духовными ценностями. Учитывая ее значение во внеш­ней политике страны, в марте 1992г. была основана Национальная Ас­со­циация международных культурно-просветительских связей Респуб­лики Узбекистан (НАМС РУз). Затем, в мае 1997г. с учетом расширения сферы ее деятельности, преобразованная в Совет обществ дружбы по культурно-просветительским связям с зарубежными странами Респуб­лики Узбекистан8.

Как видно, с первых же дней независимости, в стране была проведена огромная работа по закладке правовых основ внешней политики Узбекистана, сформулирована четкая концепция его деятель­ности на международной арене и создана необходимая инсти­туциональная структура для широкого функционирования в этой области. Масштабная работа проведенная на начальном этапе независи­мости по формированию внешнеполитической деятельности страны, позволили ей за сравнительно небольшой период времени занять достойное место в мировом сообществе

На сегодняшний день суверенитет Республики Узбекистан признали 165 государств, более чем 120 из них установлены офи­циаль­ные дипломатические отношения. В столице республики открыты посольства 35 стран. В Узбекистане аккредитовано 88 иностранных представительств, действуют 24 межправительственные организации и 13 неправительственных организаций9. В свою очередь Узбекистан открыл 39 своих представительств в зарубежных странах10.

Важным достижением внешней политики Республики Узбекистан стало то, что как полноправный субъект мирового сообщества он на сегодняшний день является членом крупных международных органи­заций. К ним относятся: Организация Объединенных Наций (ООН) и специализированные ее учреждения, как Международная Организация Труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Органи­зация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и куль­туры (ЮНЕСКО), а также Организации по безопасности и сотруд­ничеству в Европе (ОБСЕ), Движения неприсоединения, Шанхайская организация сотрудничества и другие.

Кроме того, Узбекистан является участником ряда ведущих международных экономических и финансовых объединений - Органи­зации экономического сотрудничества, Экономической ассоциации стран Черного моря, Экономической и социальной комиссии ООН для стран Азиатско-тихоокеанского региона, Международного банка рекон­с­т­рукции и развития (МБРР), Международного валютного фонда (МВФ), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Азиат­ского банка развития (АБР) и других.

Узбекистан будучи признанный полноправным субъектом в еди­ной орбите стран мирового сообщества, занимает в ней позицию актив­ных действий своей внешней политике в многоплановой системе международных отношений. При этом, одним из приоритетных его направлений определено интегрирование страны в мировую, хозяйс­твен­ную систему. В целях реализации этой задачи, в республике зало­жен целый пласт правовых основ и подписан ряд международных договоров позволяющие широко проводить внешнеэкономическую и инвестиционную политику.

Одним из свидетельствующих фактов интегрирования Узбекис­тана в хозяйственную систему мирового сообщества служат торгово-экономические показатели. Если в 1992 году торговыми партнерами Узбекистана были 60 государств, то к 2000 году их количество возросло до 14011. Показатель внешнеторгового оборота вырисовывает следую­щую картину, если в 1993 году она составляла 3,6 млрд. долл. США, то в 2000 году достигла 6,2 млрд. долларов. При этом, в структуре внешне­тор­гового оборота Узбекистана в континентальном разрезе по показа­телям на 2000 год, 63,1% приходится на страны Европы, 31,3% - Азии, 5,4% - Америки, 0,1% - Африки, 0,1% - Австралии и Океании12.

Кроме того, устремленность Узбекистана к развитию высоких технологий и реализации своего научно-интеллектуального потенциала, а также транспортных коммуникаций, привело к ее заинтере­сован­ности в широком притоке в экономику страны иностранных инвес­тиций. В целях обеспечения гарантий эффективной деятельности ино­ст­ран­ных инвесторов, привлечения и рационального использования иностранных финансовых и других ресурсов, в республике принят целый ряд законов, служащих правовой основой в данной области внешней политики страны. В силу этого за годы независимости общий объем вложенных в экономику Узбекистана иностранных инвестиций составило свыше 12 млрд. долларов США13.

Во внешней политике Республики Узбекистан, направленной на интегрирование в мировую экономическую систему, руководство стра­ны изначально придавало особое значение сближению со странами за­пад­ного мира и, прежде всего Европейского Союза (ЕС).

В целях достижения стратегических интересов Узбекистана путем создания соответствующих правовых основ экономических связей с ЕС, обеспечивающих долгосрочный, предсказуемый и построенный на общепризнанных принципах режима хозяйственного взаимодействия, кроме двусторонних, подписано (21 июня 1996г.) Соглашение о парт­нерстве и сотрудничестве (СПС), вступившее в силу с 1 июля 1999г. Оценивая значение этого Соглашения, Президент И.А.Каримов подчер­кивал, что: «... это, безусловно, важное событие, знаменующее новый, поворотный этап наших отношений... Эти отношения мы рассмат­риваем как один из приоритетов своей внешней политики, направ­ленной на интеграцию нашей страны в международное сообщество и мировое хозяйство»14.

На основе правовых документов успешно стал осуществляться, например торгово-экономическое сотрудничество между Узбекистаном и ЕС. Если в 1992 г. товарооборот между ними составлял 546,8 млн. долл. США., а в 1995г.-1063,4 млн., то в 1999г. этот показатель достиг 1464,2 млн. долл. США15. При содействии стран ЕС в Узбекистане созданы крупные совместные предприятия, как узбекско-итальянское «Узплас­титал», узбекско-британское «Узбат», узбекско-германское «Узсала­мандр», узбекско-французское «Текнип» и другие16. Они способствуют в ре­ше­нии важных социально-экономических проблем страны, а также в производстве импортозамещающей продукции.

Приоритетным направлением внешней политики Республики Уз­бе­кистан, с ее нацеленностью на интегрирование в международное сообщество, выступает последовательное и устойчивое развитие двус­то­ронних отношений с ведущими странами Западного полушария, Азиат­ско-Тихоокеанского региона; Юго-Восточной и Южной Азии.

Одним из ярких тому примеров могут служить отношения, установившиеся между Узбекистаном и Соединенными Штатами Аме­рики. США в числе первых признали независимость и суверенитет Узбекистана, и сегодня отношения между ними происходит на высоком уровне доверия, взаимопонимания и носят долгосрочный характер.

Новый импульс во взаимоотношения двух стран и их стремления к сохранению мира и стабильности на региональном и глобальном уровнях, придал официальный визит Президента Узбекистана в США в марте 2002 г., в ходе которого были подписаны ряд соглашений17. Это свидетельствует о переходе двух государств на качественно новый этап сотрудничества в интересах народов обеих стран.

С утверждением национально-государственной независимости, Узбекистан получил возможность установления прямых контактов с близкими по духу, вероисповеданию, обычаям и традициям странами азиатско-мусульманской цивилизации. Ярким свидетельством крепну­щих из года в год отношений с мусульманским миром являются взаим­ные встречи глав государств, а также активное участие их предста­вителей - ведущих общественно-политических, научных и религиозных деятелей в мероприятиях, посвященных жизни и деятельности выда­ющимся предкам узбекского народа, чьи имена золотыми буквами впи­саны в историю мировой цивилизации.

В центре внимания внешней политики Республики Узбекистан находится сотрудничество со странами, входящими в Содружество Независимых Государств (СНГ). При всех имеющихся недостатках в функционировании СНГ на сегодняшний день оно является структурой, в которой 12 государств - участников могут согласовывать свои позиции для реализации как общих, так и своих национально-государственных интересов на многосторонней и двусторонней основе. При чем, во внешней политике Узбекистана осуществляемой в рамках СНГ, приоритетное место отводится сохранению и дальнейшему развитию всесторонних взаимоотношений с соседними странами Центрально­азиат­ского региона.

Отношения между государствами Центральной Азии в последние годы поднялись на качественно новый уровень. Об этом свиде­тель­ствует их устремленность к преобразованию созданного ранее Цент­раль­но­азиатского экономического сообщества (ЦАЭС) в Организацию «Центральноазиатское сотрудничество» (ЦАС). Для реализации этой цели, в ходе Ташкентской встречи (декабрь 2001 г.) глав государств - Уз­бе­кистана, Казахстана, Киргизстана и Таджикистана было подписано «Ташкентское заявление»18. Основной фабулой и ключевым моментом данного документа стало стремление сторон и дальше развивать взаи­мо­выгодное сотрудничество в политической, экономической и культур­ной областях, а также тесное взаимодействие на международной арене.

Затем, на Алма-атинском саммите глав государств Центральной Азии (февраль 2002 г.) был подписан договор об учреждении Орга­низации «Центральноазиатское сотрудничество»19. Этот шаг, безусловно, отвечает национальным интересам всех стран Центральной Азии и играет важную роль в поддержании мира и стабильности на регио­нальном и глобальном уровнях.

Во все времена, основным компонентом международных отно­ше­ний, плодотворного развития сотрудничества государств в поли­ти­чес­кой, экономической и гуманитарной областях строящихся на прин­ципах равенства и взаимного уважения выступала и, на сегод­няшний день остается проблема обеспечения безопасности и стабиль­ности. Это не случайно, ведь на закате XX столетия, на смену блоковым про­ти­вос­тоя­ниям пришла не менее серьезная - транс-региональная угроза, соз­даю­щая большую опасность для всего человечества. Оно все ярче вы­ра­жается в экстремистских настроениях фундаменталистских сил, из­брав­ших методом своей борьбы террор, что в последующем обрел международный характер.

Узбекистан, будучи членом ООН и ОБСЕ, и видя в их лице влиятельных и авторитетных организаций мира, призванных решать глобальные задачи современности, возлагает на них большие надежды в преодолении волнующих все человечество проблем безопасности. В связи с этим, с трибун этих международных организаций, руководство Узбекистана постоянно выступает инициатором новых идей и предло­жений в области обеспечения безопасности, что свидетельствует о ее приверженности принципам своей внешней политики.

Выступая на 48-ой (1993г.), 50-ой (1995г.) сессиях на «Саммите тысячелетия» (2000г.) Генеральной Ассамблеи ООН, а также на всех состоявшихся саммитах ОБСЕ, Президент И.А.Каримов концент­ри­ровал внимание мировой общественности на сложных и противо­речивых проблемах современности, связанных с обеспечением безопас­ности в Центральноазиатском регионе и, в мире в целом. Причем, главой Узбекистана были выдвинуты ряд практических предложений. Это, в частности: объявление Центральной Азии зоной, свободной от ядерного оружия; введение эмбарго на поставку оружия в зоны локальных конфликтов, запрещения при этом вмешательства из вне; создание «Международного центра по борьбе с терроризмом» и другие. Кроме того, по инициативе национального лидера Узбекистана И.А.­Ка­ри­­мова, в Ташкенте под эгидой ООН и ОБСЕ были проведены: сове­щание - семинар по вопросам безопасности и сотрудничеству в Цент­раль­ной Азии (сентябрь 1995 г.); встреча группы «6+2» по Аф­га­нис­тану (июль 1999 г.); международная конференция на тему «Укреп­ле­ние безо­пасности и стабильности в Центральной Азии: интеграционный подход в борьбе против наркотиков, организованной преступности и терро­ризма» (октябрь 2000 г.). Такие инициативы и, в целом твердая внешне­политическая позиция Узбекистана по вопросам обеспечения безо­пасности нашли полную поддержку со стороны мирового сообщества. Оценивая ситуацию сложившуюся в Центральной Азии после распада бывшего Союзного государства, подавляющая часть западных анали­тиков едины во мнении, что: «... большую роль в удержании мира и ста­биль­ности в регионе играет политика проводимая Президентом Узбе­кистана И.А.Каримовым, видящий в нестабильности в регионе угрозу гло­баль­ной безопасности.»20

Строгая и принципиальная внешнеполитическая позиция Узбе­кис­тана в сфере борьбы против международного терроризма, получило широ­кую поддержку со стороны мирового сообщества после трагичес­кого события произошедшего в сентябре 2001 г. в США. Это событие про­демон­стрировало всему миру о чудовищных злодеяниях, уготовлен­ных всему человечеству в планах действий международного терро­ризма. Беспрецедентный акт насилия случившееся в США, лишний раз убедило, что терроризм не имеет национальности и не знает границ, против которого мировому сообществу следует вести совместную и решительную борьбу, о чем неоднократно предупреждал Узбекистан.

На этапе военных действий международной антитер­рорис­тической коалиции в Афганистане, Узбекистан оставаясь привер­жен­ной принципам своей внешней политики занял твердую позицию. Его позиция отражена в заявлении Президента страны от 5 октября 2001 г., где отмечается о полной готовности республики участвовать в оказании гуманитарной поддержки афганскому народу в период антитер­рорис­тической операции.

Сегодня, Узбекистан установив дипломатические отношения с Афга­нистаном, заинтересован в скорейшем восстановлении этой страны и готов на условиях равенства и взаимного уважения проводить все­сто­ронние взаимовыгодные контакты.



Таким образом, годы независимости стали временем активного выхода Узбекистана на международную арену, динамичного прове­дения им самостоятельной внешней политики. Узбекистан будучи явля­ясь полноправным членом в единой семье стран мирового сообщества, ис­ходя при этом из национальных интересов при всемерном учете общечеловеческих ценностей, принимает самое активное участие во всех сферах международной жизни. Сообразуя внешнеполитическую деятельность с реалиями современного мира, Узбекистан постоянно на­ходится в поиске решения региональных и глобальных проблем вол­нующих все человечество.

1 См.: Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Рес­пуб­лик. - М.: Юрид. лит., 1987.-С. 13, 21, 22,23, 38; Конституция (Основной Закон) Узбекской Советской Социалистической Республики.-Т.: Узбекистан, 1978.-С. 11, 20, 21.

2 Каримов И.А. Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика, идео­ло­гия. Т.1.-Т.:Œзбекистон, 1996.-С. 75

3 Каримов И.А. Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика, идеология. Т. 1. Т.: Œзбекистон, 1996. С. 74.

4 Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. - Т.; Œзбекистон, 1997. - С.287-288

5 Конституция Республики Узбекистан. Т.: Œзбекистон, 1992. С.12

6 См. Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан. Т.: 1992. №4. С.136-137

7 См. Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан. Т.: 1991. №11. С.62

8 Текущий архив Совета обществ дружбы по культурно-просветительским связям Республики Узбекистан. – Спарвка о деятельности СОД РУз. С. 1.

9 См. Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. - Т.: Œзбекистон, 1997. С.286-287

10 Народное слово. 2001, 31 августа

11 Государственный департамент статистики . министерство макроэкономики и статистики Республики Узбекистан (далее ММС РУз)

12 Œзбекистон Республикасининг 2000 йилда ижтимоий-иšтисодий ривожлани­ши­нинг асосий кœрсаткичлари. - Тошкент, 2001. 163 бет

13 Государственный департамент статистики. ММС РУз. Информация по иностранным инвестициям в Республику Узбекистан. - С.2

14 Дипломатическая панорама. Министерство иностранных дел Республики Узбекистан \\ Информационное агенство «Жахон». - Т.: 1996. №5. С.7

15 Государственный департамент статистики. ММС РУз. Информация по объему международного товарооборота Республики Узбекистан по годам С.1

16 Текущий Архив Министерства внешних экономических связей Республики Узбекистан. Информация о представительствах зарубежных фирм и компаний, аккредитованных в Узбекистане. - С.6,8

17 Народное слово. 2002. 15 марта.

18 Народное слово. 2001. 29 декабря

19 Там же. 2002. 1 марта

20 Out of the empire and into the fire // I bid. - 1993. Oct.4. - №13. - P.39