Доклад о наркоситуации

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Доклад о наркоситуации



страница1/2
Дата08.04.2018
Размер1,12 Mb.


  1   2

Государственный антинаркотический комитет





ДОКЛАД О НАРКОСИТУАЦИИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2015 ГОДУ

Москва


2016

СОДЕРЖАНИЕ



Введение


3

1. Деятельность по сокращению предложения наркотиков


7




1.1. Структура наркорынка


7







1.2. Противодействие незаконному обороту наркотиков


19




2. Деятельность по сокращению спроса на наркотики


33







2.1. Профилактика незаконного потребления наркотиков


35







2.2. Оказание медицинской помощи пациентам наркологического профиля


48







2.3. Реабилитация больных наркоманией


54




3. Краткосрочное прогнозирование динамики развития наркоситуации


57

4. Предложения по изменению наркоситуации


59

Приложения





Иллюстративные материалы





Оценка состояния наркоситуации в Российской Федерации в соответствии с Критериями оценки развития наркоситуации











Введение
Доклад о наркоситуации в Российской Федерации в 2015 году (далее – Доклад) подготовлен в соответствии с Положением о Государственном антинаркотическом комитете, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию неза­конному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекур­соров», по результатам проведения Государственным антинаркотическим комитетом (далее – Комитет) и антинаркотическими комиссиями в субъектах Российской Федерации (далее – Антинаркотические комиссии) мониторинга наркоситуации.

Цели, задачи и методология осуществления мониторинга наркоситуации установлены Положением о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. № 485, Методикой и порядком осуществления мониторинга, а также критериями оценки развития наркоситуации в Российской Федерации, утвержденными 21 декабря 2011 г. Комитетом (в редакции от 24 декабря 2014 г.).

При подготовке Доклада использовались:

доклады Антинаркотических комиссий о наркоситуации в субъектах Российской Федерации;

статистические, информационно-аналитические сведения и экспертные оценки органов государственной власти.

В соответствии с п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690 Доклад содержит сведения о результатах реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (далее – Стратегия).

Доклад содержит развернутую информацию о тенденциях развития в Российской Федерации в 2015 году ситуации, связанной с незаконным оборотом и незаконным потреблением наркотических средств и психотропных веществ, а также рекомендации по совершенствованию работы органов государственной власти в данной сфере деятельности.

Незаконные оборот и потребление наркотических средств и психотропных веществ (далее – наркотики) являются острейшей проблемой современности, представляющей угрозу национальной безопасности Российской Федерации.



Мониторинг ситуации, связанной с незаконным оборотом и потреблением наркотиков, показал, что наркоситуация в Российской Федерации в 2015 году продолжала оставаться тяжелой.

В целях противодействия незаконному обороту наркотиков при консолидирующей роли Комитета органами государственной власти Российской Федерации в 2015 году был реализован комплекс организационных и практических мер, направленных на реализацию Стратегии.

17 июня 2015 г. Президентом Российской Федерации проведено заседание президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросу реализации государственной антинаркотической политики Российской Федерации.

В целях совершенствования антинаркотического законодательства в 2015 году приняты 11 федеральных законов, издано 9 указов и 3 распоряжения Президента Российской Федерации, 9 постановлений и 5 распоряжений Правительства Российской Федерации.

Так, Федеральным законом от 3 февраля 2015 г. № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» введен запрет на оборот новых психоактивных веществ и установлена уголовная ответственность за нарушение такого запрета.

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части создания системы выявления потребителей наркотических средств и психотропных веществ среди лиц, чья профессия непосредственно связана с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств (авиационный персонал, командный состав судна и другие) и чья профессия предполагает ношение оружия (полицейские, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, частные охранники).

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля
2015 г. № 174 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом наркотических средств» дополняет список I Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681, новыми наркотическими средствами.

Кроме того, продолжено развитие принципиально нового для российской системы института правового побуждения наркопотребителей к прохождению профилактических, лечебных и реабилитационных процедур.

Введены правовые основания использования электронного документооборота и электронной подписи при вынесении постановления по делу об административном правонарушении.

Выработаны механизмы предоставления поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотики.

На наркоситуацию в Российской Федерации оказывают влияние следующие факторы:

наличие протяженной государственной границы с государствами, с территории которых контрабандно ввозятся на территорию Российской Федерации наркотики (Украина, Казахстан, КНР и др.);

перенос всех видов контроля (за исключением пограничного) на внешнюю границу Таможенного союза, вступление Республики Армения и Киргизской Республики в Евразийский экономический союз создают предпосылки для наращивания представителями наркобизнеса объемов транзитных поставок афганских опиатов в Россию через государства Центрально-Азиатского региона;

острый экономический и политический кризис на территории Украины, слабость ее органов правопорядка, резкое обнищание населения, значительный поток миграции через российско-украинскую границу создали условия для вовлечения местного населения в преступную деятельность, связанную с производством и контрабандой наркотиков, а также использования территории данного государства для транзита наркотрафика;

увеличение экономического сотрудничества и товарооборота с государствами Центральной Азии и Латинской Америки повышает риски контрабандного ввоза наркотиков;

наличие в городах учреждений пенитенциарной системы.

В результате правоохранительной деятельности в 2015 году из незаконного оборота было изъято более 34 тонн наркотиков, пресечено около 237 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, за совершение наркопреступлений осуждено 116,6 тыс. человек.

В местах лишения свободы отбывало наказание 162,8 тыс. граждан, совершивших преступления в сфере незаконного оборота наркотиков (25% от общего числа осужденных).

В 2015 году Антинаркотическими комиссиями были проведены социологические исследования отношения граждан к проблеме незаконного оборота наркотиков, в ходе которых было опрошено более 180 тыс. граждан. По результатам социологических исследований число респондентов, имеющих опыт потребления наркотиков, оценивается в 6,8%. Число респондентов, употребляющих наркотики с разной степенью периодичности, – в 1,6%.

На конец 2015 года специализированными наркологическими медицинскими организациями страны было зарегистрировано 544,6 тыс. потребителей наркотиков, из которых 311,8 тыс. – больные наркоманией, а 232,8 тыс. – пациенты с диагнозом «пагубное (с вредными последствиями) употребление наркотиков». Потребляют наркотики инъекционным путем 298 тыс. человек.

В последние годы отмечается тенденция к снижению потребления наиболее опасных опийных наркотиков, а также к потреблению наркотиков инъекционным путем на фоне роста незаконного оборота синтетических наркотиков.

В Российской Федерации в 2015 году продолжился стремительный рост незаконного оборота синтетических наркотиков, в т.ч. и новых психоактивных веществ. Впервые за все время наблюдения за наркоситуацией в Российской Федерации из незаконного оборота синтетических наркотиков было изъято больше, чем наркотиков опийной группы. Синтетические наркотики заняли второе по распространенности в незаконном потреблении место, уступив только наркотикам каннабисной группы, уровень потребления которых также имеет тенденцию к снижению.

В целом можно констатировать, что усилия Государственного антинаркотического комитета, антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, органов государственной власти позволили не допустить роста незаконного оборота и немедицинского потребления наркотиков в стране. При сохранении интенсивности мер, принимаемых органами государственной власти при координирующей роли Государственного антинаркотического комитета, ухудшения наркоситуации в стране не прогнозируется.

1. Деятельность по сокращению предложения наркотиков
1.1. Структура наркорынка
В 2015 году правоохранительными органами Российской Федерации из незаконного оборота было изъято 34,1 тонны наркотиков, что соответствует показателю 2014 года (34,4 тонны). Прекурсоров было изъято 629 кг.

Структура российского наркорынка в 2015 году складывалась следующим образом.

Наиболее распространенными в незаконном обороте по-прежнему остаются наркотики каннабисной группы (марихуана, гашиш, масло каннабиса), на долю которых приходится 69% от общего количества изъятых наркотиков.

Находящиеся на территории Российской Федерации в незаконном обороте каннабисные наркотики имеют как иностранное происхождение, так и изготавливаются из местного растительного сырья.

Контрабандно ввозимые в Российскую Федерацию наркотики каннабисной группы поступают в основном из Афганистана, стран Центрально-Азиатского региона, Северной Африки (Марокко) и Европейского союза. Ввозятся в Россию каннабисные наркотики через границу с Украиной, Республикой Беларусь и Казахстаном, через российско-азербайджанскую границу, порты Каспийского моря: из иранского порта Энзели в порты, расположенные в Республике Дагестан и Астраханской области, а также через границу с Финляндией.

Существенное влияние на наркоситуацию в Российской Федерации оказывает наличие собственной сырьевой базы для изготовления наркотиков каннабисной группы. Так, практически во всех регионах Северо-Кавказского и Южного, в ряде регионов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов имеются обширные очаги произрастания дикорастущей конопли на пустующих сельскохозяйственных землях. Отмечаются факты ее незаконного выращивания в труднодоступной горно-лесистой местности, что обусловлено благоприятными климатическими условиями и географическим положением данных регионов. Лидеры преступных группировок организуют сбыт наркотиков растительного происхождения на территориях их произрастания и поставку в другие субъекты Российской Федерации.

По итогам работы за 2015 год Россельхознадзором на площади 3,9 тыс. га выявлено зарастание земель сельскохозяйственного назначения дикорастущими наркосодержащими растениями в 20 субъектах Российской Федерации.

Наибольшие площади зарастания выявлены в Красноярском крае (2,25 тыс. га), в Ростовской области (670 га) и Оренбургской области (587 га).

В 2015 году из незаконного оборота было изъято около 23,5 тонн наркотиков каннабисной группы, что на 1% меньше, чем в 2014 году.

Отмеченная в последние годы тенденция уменьшения доли изымаемых из незаконного оборота наркотиков каннабисной группы в общем объеме изымаемых наркотиков (за 5 лет на 16%) продолжится и в ближайшей перспективе. Распространенность каннабиноидов будет постепенно снижаться вследствие вытеснения их с наркорынка стремительно набирающими «популярность» синтетическими наркотиками (в первую очередь новыми психоактивными веществами).

В 2015 году наркотиков опийной группы, стабильно занимавших второе по распространенности место, впервые было изъято меньше, чем синтетических наркотиков. При этом их доля в общем количестве изъятых наркотиков снизилась с 14,2% до 9,4%.

В 2015 году из незаконного оборота было изъято около 3,2 тонны опийных наркотиков, что на 35% меньше, чем в 2014 году.

Героина было изъято 2 тонны (на 38% меньше, чем в 2014 году), маковой соломы 1 тонна (на 28% меньше), опия всех видов 7 кг (на 85% меньше), дезоморфина 0,6 кг (на 53% меньше).

Столь значительное снижение изъятий из незаконного оборота наркотиков опийной группы связано со следующими обстоятельствами.

Абсолютное большинство находящихся в незаконном обороте в Российской Федерации опийных наркотиков имеют афганское происхождение. Афганские опиаты поступают на территорию Российской Федерации по «северному» маршруту через Таджикистан, Киргизию, Казахстан, Узбекистан и Туркменистан, по части «балканского» маршрута – через Иран, страны Закавказья (Азербайджан, Грузия) и акваторию Каспийского моря, а также по «восточному» маршруту – через Китай и Монголию.

Растительное сырье для изготовления опийных наркотиков на территории Российской Федерации практически не выращивается.

Согласно данным УНП ООН, в 2015 году в Афганистане впервые за последние 6 лет произошло существенное снижение объемов производства опийного мака. По оценочным данным ООН, общая площадь выращенного опийного мака в Афганистане уменьшилась на 19% и составила 183 тыс. га. Урожайность опия с 1 га снизилась с 28,7 кг до 18,3 кг. В результате объем собранного опия уменьшился практически вдвое и составил порядка 3,3 тыс. тонн против 6,4 тыс. тонн в 2014 году.

Вместе с тем интенсивность незаконного оборота опийных наркотиков сохранится.

Продолжаются поставки кокаина через морские порты Российской Федерации из Латинской Америки (Колумбия, Эквадор) транзитом через Европу (Нидерланды, Испания, Латвия, Польша, Эстония, Финляндия). Основными организаторами поставок, как правило, выступают граждане прибалтийских государств (Литва, Латвия).

На фоне укрепляющихся прямых связей российских преступных сообществ с наркогруппировками, действующими на территории Латинской Америки и Европы, количество изъятого из незаконного оборота кокаина в 2015 году увеличилось в 7 раз по сравнению с 2014 годом (с 138,7 до 954,5 кг).

В 2015 году в Российской Федерации продолжился стремительный рост незаконного оборота синтетических наркотиков, в том числе новых психоактивных веществ.

Удельный вес изъятых из незаконного оборота синтетических наркотиков в общем количестве изъятых наркотиков в 2015 году увеличился с 12,2% до 15,8%.



Впервые за все время наблюдения за наркоситуацией в Российской Федерации количество изымаемых синтетических наркотиков превысило количество изымаемых опийных наркотиков.

В 2015 году из незаконного оборота было изъято 5,4 тонны синтетических наркотиков, что на 28% больше, чем в 2014 году. При этом 4,5 тонны данных веществ было изъято в оптовых поставках.

Синтетические наркотики изымались практически во всех субъектах Российской Федерации (кроме Еврейской автономной области).

Синтетические наркотики, имеющие преимущественно иностранное происхождение, контрабандно ввозятся на территорию Российской Федерации из Китайской Народной Республики, Европейского Союза (Нидерланды, Польша, страны Балтии) и распространяются практически по всей России через Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, некоторые регионы Дальневосточного федерального округа. На территории Российской Федерации указанные наркотики реализуются в основном представителями молодежи, формирующимися в организованные группы. Значительное число лиц, употребляющих синтетические наркотики, пытаются самостоятельно доставлять их мелкооптовыми партиями, так как разница в цене покрывает расходы, связанные с поездками.

Кроме того, во многих регионах, как правило, в крупных городах регулярно выявляется деятельность подпольных лабораторий по производству амфетамина, метамфетамина, МДМА и эфедрона. Изготовление указанных веществ требует минимальных знаний в области химии, а также наличия оборудования и прекурсоров, которые можно практически беспрепятственно достать, особенно в мегаполисах.

Неоднозначная позиция властей КНР в отношении большого количества психотропных и сильнодействующих веществ, запрещенных к свободному обороту в России и входящих в состав легально произведенных в Китайской Народной Республике препаратов, служит основой развития их контрабандного ввоза на территорию Российской Федерации по каналам коммерческого и туристического обмена, а также почтовой пересылки. Отправления, содержащие наркотики, поступают из следующих городов КНР: Пекин, Шанхай, Нанкин, Циндао. На формирование повышенного спроса со стороны российских наркосбытчиков к производимым на территории КНР психостимуляторам влияет их сравнительно низкая стоимость.



В настоящее время в Российской Федерации наркорынок активно пополняется новыми психоактивными веществами (такими как синтетические каннабиноиды ряда JWH, мефедрон, метилон, MDPV и др.), схожими по своему воздействию на организм человека с такими наркотическими средствами, как амфетамин, марихуана и ЛСД. Рост незаконного оборота данных веществ обусловлен их низкой стоимостью, практически неограниченными возможностями синтеза, производства и внедрения на рынки, а также доступностью для приобретения.

Преступники быстро адаптируются к изменяющейся ситуации и при внесении того или иного вещества в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681, незамедлительно поставляют на наркорынок вещества с измененной формулой, а также продолжают реализовывать имеющиеся вновь запрещенные вещества под другими названиями, выдавая их за легальную продукцию.

Только за последние 5 лет было выявлено и взято под контроль более 800 новых видов психоактивных веществ и их производных.

В целях пресечения оборота синтетических наркотиков правоохранительными органами Российской Федерации предпринимаются соответствующие меры.

Наиболее значимые результаты достигнуты в ходе проведения международных операций «Шанхайская паутина» и «Совместный удар».

Так, в феврале 2015 года совместно проведены второй и третий этапы стратегической антинаркотической операции «Шанхайская паутина», в ходе которой ликвидирован один из крупнейших каналов поставки новых психоактивных веществ в Российскую Федерацию из Китайской Народной Республики. Из незаконного оборота изъято более 50 кг высококонцентрированных синтетических наркотиков.

В 2015 году на территории Российской Федерации продолжалось распространение 3-метилфентанила, который примерно в 30 раз активнее героина. Наибольший спрос на данный наркотик отмечен в Северо-Западном федеральном округе. Его присутствие отмечено также в Краснодарском крае, Брянской, Воронежской, Кемеровской, Орловской, Рязанской, Самарской, Смоленской, Челябинской и Ярославской областях (всего в 17 регионах, 2014 год – в 13 регионах). Всего же за 12 месяцев 2015 года правоохранительными органами из незаконного оборота изъято более 98,3 кг 3‑метилфентанила (в 58 раз больше, чем в 2014 году).

Расширяется ареал распространения другого наркотика, оказывающего ещё более сильное воздействие на организм человека, – карфентанила.

В апреле 2015 года в ходе проведения операции «Совместный удар» ликвидирован логистический центр транснационального преступного сообщества в г. Москве. Из незаконного оборота изъято более 140 кг различных видов синтетических наркотиков. Кроме того, пресечена деятельность 14 лабораторий по производству синтетических наркотиков, функционирующих на территории г. Москвы, Ямало-Ненецкого автономного округа, Владимирской, Воронежской, Московской, Тверской, Свердловской, Самарской и Нижегородской областей. В указанных субъектах Российской Федерации задержано 15 фигурантов. Из незаконного оборота изъято более 22 кг психотропного вещества амфетамина.

В целях ограничения оборота новых видов психоактивных веществ продолжена работа по совершенствованию механизмов контроля за их оборотом.

В 2015 году в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681, были включены 17 наркотических средств и их производных (вещества, входящие в состав «курительных смесей»), а также 2 новых прекурсора наркотических средств и психотропных веществ.

Управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации ежегодно проверяется порядка 10 тыс. объектов на предмет реализации курительных смесей. Количество объектов, реализующих курительные смеси, за 4 года снизилось почти в 9 раз: с 486 в 2011 году до 56 в 2015 году.

Также уменьшилось количество снятых с реализации курительных смесей: с 373 кг в 2011 году до 15,5 кг в 2015 году.

Это связано с прекращением продажи курительных смесей в открытой торговой сети (магазины, киоски, павильоны). В настоящее время курительные смеси распространяются в основном нелегально, в том числе через сеть Интернет с использованием различных электронных платежных систем.

В 2015 году за нарушения, связанные с защитой прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации, управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации наложено порядка 500 штрафов на сумму около 3 млн. рублей.

Рост незаконного оборота синтетических наркотиков отчасти связан с налаживанием нелегального их производства в условиях подпольных лабораторий на территории Российской Федерации.

В связи с тем, что амфетамин и метамфетамин, производимый в условиях небольших подпольных лабораторий, дешевле импортного при сравнимом качестве, происходит сокращение контрабандных поставок этих наркотиков из стран Балтии и Польши, ранее занимавших традиционно ведущие позиции в этом сегменте наркорынка.

Кроме того, отмечены факты организации сети лабораторий по изготовлению новых психоактивных веществ, в частности мефедрона (например, лаборатория в г. Саратове, организатор которой вербовал в различных субъектах Российской Федерации с помощью сети Интернет лиц, способных изготавливать этот наркотик). Также в Астраханской области выявлена лаборатория по изготовлению синтетического каннабиноида.

В 2015 году количество выявленных специально оборудованных подпольных химических лабораторий увеличилось на 10% и достигло 88. Учитывая существенный спрос на синтетические наркотики, дальнейшее увеличение их производства внутри страны продолжится. В этой связи особую важность приобретает усиление контроля за оборотом прекурсоров синтетических наркотиков.

Кроме того, отмеченный в 2014 году существенный рост незаконного оборота метамфетамина в США и Евросоюзе привел к увеличению на 16% его оборота в Российской Федерации. При этом, учитывая относительную легкость производства метамфетамина, доступность его прекурсоров, а также снижение незаконного оборота опийных наркотиков, можно спрогнозировать дальнейший рост его незаконного оборота в стране.

Тенденции развития наркоситуации последних лет позволяют спрогнозировать, что в ближайшие годы незаконный оборот синтетических наркотиков продолжит стремительный рост и может превысить масштабы распространения наркотиков каннабисной группы.



В Российской Федерации, несмотря на предпринимаемые законодательные, правоохранительные и профилактические меры, сохраняет свою актуальность проблема «аптечной наркомании».

Термин «аптечная наркомания» носит условный характер и отражает социально-правовое явление, связанное с немедицинским применением лекарственных препаратов, имеющих психоактивное действие, но не относящихся к наркотическим средствам, психотропным и сильнодействующим веществам.

Такие лекарственные препараты используются для кустарного приготовления наркотических средств и психотропных веществ или же для злоупотребления в мегадозах без какой-либо обработки. Они могут дополнительно усиливать или изменять действие привычных наркотиков, купировать синдром отмены при вынужденных перерывах хронической наркотизации, а также оказывать свое собственное специфическое психоактивное действие.

С 2013 года стали приобретать популярность следующие лекарства с психоактивным действием:



«Лирика», «Альгерика», «Прегабалин», «Прабегин» (действующее вещество – прегабалин);

«Тропикамид», «Мидриацил» (действующее вещество – тропикамид);

«Цикломед», «Циклоптик» (действующее вещество – циклопентолат);

«Катадолон» (действующее вещество – флуперитин);

«Баклофен», «Баклосан» (действующее вещество – баклофен);

«Триган-Д» (действующие вещества – дицикловерин, парацетамол).

Эти лекарственные препараты широко используются в медицинских целях, имеют при этом свои показания и противопоказания, а также побочные эффекты.

Факты злоупотребления перечисленными лекарственными средствами отмечены во всех федеральных округах, а в ряде субъектов Российской Федерации ситуация принимала эпидемический и социально значимый характер.

Представители медицинской науки и практики неоднократно отмечали у прегабалина наличие психоактивных свойств, аддиктивного потенциала и способности вызывать зависимость. Наличие у прегабалина и циклопентолата психоактивных свойств, характерных для наркотических средств и психотропных веществ, было подтверждено также экспертами-криминалистами в фармако-токсикологическом исследовании.

Проблема массовых злоупотреблений лекарственными препаратами в полной мере осознается населением и властями отдельных регионов Российской Федерации.

В связи с отменой в Кабардино-Балкарской Республике приказа регионального Минздрава, осуществляющего контроль за отпуском препарата «Лирика», Парламентом Республики после обсуждения на заседании Общественного совета подготовлено и направлено обращение к Министру здравоохранения Российской Федерации Скворцовой В.И. с ходатайством о внесении лекарственных средств «Лирика», «Тропикамид» в перечень препаратов, подлежащих предметно-количественному учету.

В Республике Ингушетия по проблеме «аптечной наркомании» проведено расширенное заседание Комитета Народного собрания Республики.

В Карачаево-Черкесской Республике в г. Черкесске члены антинаркотического движения провели заседание круглого стола на тему «STOP Лирике», на котором присутствовали представители двух десятков общественных организаций, предпринимательского сообщества, студенты, представители СМИ.

В Ставропольском крае жители г. Кисловодска организовали санкционированный митинг у здания аптеки «Вита+» против безрецептурной продажи «Лирики».

В 2015 году на территории Северо-Кавказского федерального округа при поддержке аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе принят и реализуется проект Российского конгресса народов Кавказа (РКНК) «Против Лирики». В рамках этого проекта в конце июня 2015 года одновременно во всех республиках Северного Кавказа прошли митинги и флеш-мобы, собравшие более 7 тыс. человек. Основные требования участников – оградить молодежь от «аптечной наркомании», изменить порядок отпуска ряда лекарственных средств, переведя их на предметно-количественный учет.

С учетом данных фактов 1 октября 2015 г. вступил в силу приказ Минздрава России от 10 сентября 2015 г. № 634н, которым в отношении прегабалина, тропикамида и циклопентолата установлены меры контроля: они внесены в раздел IV Перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, утвержденного приказом Минздрава России от 22 апреля 2014 года № 183н.

Несмотря на это, в конце 2015 года в адрес ФСКН России из ряда субъектов Российской Федерации поступала информация о продолжении нарушений отпуска аптечными организациями тропикамида, прегабалина и циклопентолата, что обеспечивало сохранение возможности злоупотребления ими. Некоторые аптечные организации создавали и распродавали запасы прегабалина.

По имеющейся информации, немедицинское потребление прегабалина, тропикамида и циклопентолата не имеет таких масштабов, которые существовали при свободном отпуске кодеиносодержащих лекарственных препаратов. При должном исполнении приказа Минздрава России от 10 сентября 2015 г. № 634н проблема будет решена. Введение предметно-количественного учета для лекарств, имеющих психоактивное действие, как показала практика, является достаточной мерой контроля.

Отпуск лекарственных препаратов без рецепта либо по иной форме рецепта является нарушением порядка отпуска лекарственных препаратов, а следовательно, в настоящий момент является грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных подпунктом «г» п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1081, и по действующему законодательству влечет привлечение данного аптечного учреждения к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ. Санкция данной статьи предусматривает наказание для юридических лиц в виде административного штрафа от 40 тыс. до 50 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В случае назначения судом наказания в виде административного приостановления деятельности и при выявлении факта повторного отпуска лекарственного препарата без рецепта в аптечном учреждении лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии в соответствии с ч. 11 ст. 20 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Наиболее эффективной мерой противодействия распространению данной формы наркомании является приостановление деятельности аптек либо отзыв лицензии на фармацевтическую деятельность. Однако такие решения принимаются крайне редко. Анализ представленных сведений о принятых решениях по административным материалам, составленных в ходе проведенных рейдов по фактам нарушений отпуска лекарственных препаратов, показал, что 83% это административные штрафы и 9% приостановление деятельности аптеки.



Анализ обстановки в сфере незаконного оборота наркотиков свидетельствует о продолжающемся широком использовании наркосбытчиками достижений технического прогресса.

В целях исключения визуальных контактов участников наркогруппировок между собой и с заказчиками наркотиков все активнее применяются новые технологии, в частности Интернет, телефонная связь по «Skype», «Viber», системы виртуальной автоматической телефонной связи, интернет-мессенджеры «WhatsApp», «Jabber», «Telegram», сервисы однократных сообщений «PrivNote», а также встроенные в мессенджеры функции самоуничтожения в чатах, затрудняющие документирование противоправной деятельности. Оплата за партии наркотических средств все реже осуществляется путем непосредственной передачи денег. Существенно возрос процент сделок, проводимых с помощью банковских карт и систем моментальных электронных платежей («Яндекс деньги», «Webmoney», «Qiwi», «E-port»). Данный факт в определенной мере осложняет проведение мероприятий, направленных на пресечение вскрываемых каналов поставки наркотиков, а также на доказывание вины наркоторговцев в суде. Для ареста средств на счете требуется получение судебной санкции. Вместе с тем быстрота осуществляемых транзакций, распределение денежного потока сразу по нескольким счетам не позволяют в режиме реального времени осуществлять блокировку и последующий возврат денежных средств. Одновременно указанные обстоятельства вызывают затруднения в доказывании сбыта наркотических средств в силу того, что денежные средства не изымаются и не приобщаются к материалам уголовного дела, а используемые «виртуальные» счета оформлены либо на подставных лиц, либо находятся вне юрисдикции Российской Федерации.

С 2014 года все большую популярность стала приобретать новая система оплаты за наркотики «биткоинами». Данная система оплаты полностью анонимна (у каждого участника есть только адрес кошелька в виде случайно подобранной комбинации цифр и букв). «Биткоины» не имеют привязки к какой-либо стране и единого информационного центра (руководства, офисов, серверов и т.д.), в связи с этим платежи идут от адресата к адресату, минуя банки и платежные системы. Чтобы «обезопасить» свою противоправную деятельность, продавцы и покупатели наркотиков используют Тor-браузер, который шифрует IP и ID адреса электронного устройства, с которого осуществляется выход в сеть Интернет, а также пользуются фиктивными данными. При переводе «биткоины» попадают в «сервис-миксеры» («Bitcoin Fog», «InstaWallet»), где смешиваются с остальными средствами, и сумма перевода составляется методом случайного выбора из имеющихся средств, что практически не позволяет задокументировать противоправную деятельность объектов, связанную со сбытом наркотиков.

Другой новый способ оплаты за наркотики, использование «Qiwi-ваучеров», предполагает следующую систему взаиморасчетов: покупатель через свой электронный «кошелек» на сервисе «Visa Qiwi Wallet» оформляет любую сумму (от 1 рубля до 15 тыс. рублей) в виде «Qiwi-ваучера», направляет оператору интернет-магазина ссылку и код ваучера. После активации указанного кода оператор может осуществить любую операцию с полученными денежными средствами. Передача ваучеров осуществляется посредством мобильной связи, электронной почты, интернет-мессенджеров и через социальные сети.



Анонимность использования указанной системы заключается в том, что все необходимые данные отправляются с почтового сервера компании, а мобильный номер телефона и сведения о владельце электронного «кошелька», с которого сгенерирован ваучер, не указываются. Количество операций с ваучерами для отправителей и получателей неограниченно.

После предварительной оплаты наркотики поступают к заказчикам или посредникам через фирмы, предоставляющие услуги почтовой связи, экспресс-доставки документов и грузов («Пони Экспресс», «Даймекс», «ЖелДорАльянс», «ЖелДорЭкспедиция», «Курьер Сервис Экспресс» и другие), что обусловлено тем, что контроль за вложениями в почтовые отправления и проверка документов отправителя не осуществляются. Как показывает практика, выявить наркотические средства в потоке экспресс-грузов возможно лишь при наличии оперативной информации о конкретной поставке.

Кроме того, наркотики передаются бесконтактным способом с использованием тайников и закладок, местонахождение которых сообщается после поступления денег на счета наркосбытчиков с помощью интернет-сервисов (включая программные приложения для мобильных устройств), предоставляющих услуги шифрованной связи. Условия и способ передачи наркотиков оговариваются в социальных сетях, на форумах развлекательных порталов, а также сайтах, специально созданных для рекламы и сбыта наркотических средств.

Использование сети Интернет позволяет не только применять повышенные меры конспирации при совершении противоправной деятельности, но и осуществлять оперативный поиск продавцов и покупателей, а также рекрутирование новых закладчиков и диспетчеров. Интернет-магазины проводят специальные маркетинговые акции для привлечения новых и удержания постоянных клиентов (бесплатная доставка «пробников», скидки и пр.). В целях подбора «кадров» организаторы сетей бесконтактного распространения наркотиков массово рассылают лицам, не имеющим постоянного заработка, разместившим свои резюме на сайтах трудоустройства, предложения о работе с «не совсем легальным товаром», обещая заработную плату от 150 до 230 тыс. рублей в месяц.

Серьезную опасность представляют специализированные форумы в социальных сетях, темы которых посвящены употреблению наркотиков. На них происходит наиболее интенсивный обмен опытом среди наркопотрбителей о способах производства, культивации, приема наркотических средств, местах приобретения, а также о правилах поведения в случае задержания сотрудниками правоохранительных органов. На форумах широко обсуждаются различные лекарственные средства, обладающие свойствами, схожими с наркотическими, особенно, если они имеются в свободной продаже.

Большая часть интернет-сайтов, содержащих информацию о способах и методах разработки, изготовления и использования наркотиков, местах их приобретения, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений, зарегистрирована на зарубежных доменах, что не позволяет в полной мере пресекать их работу и привлекать к ответственности организаторов наркобизнеса, поскольку после включения указанных ресурсов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, они продолжают функционировать, а доступ к ним заинтересованных лиц осуществляется через серверы анонимности.

В период с 1 ноября 2012 г. по 31 декабря 2015 г. Роскомнадзором обработано 120 тыс. заявок граждан и организаций (из них 53,7 тыс. за 2015 год) о наличии на интернет-страницах информации с пропагандой наркотиков. Из них в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, за 2015 год было внесено более 52,2 тыс. записей в отношении интернет-ресурсов, на которых подтвердилось наличие запрещенной информации с пропагандой наркотиков. На конец 2015 года доступ ограничен более чем к 24,3 тыс. интернет-страницам по линии «наркотические средства».

Кроме того, в течение 2015 года Роскомнадзором были вынесены предписания и предупреждения ряду средств массовой информации за нарушение лицензионных прав и обязательных требований.

Так, за нарушение требований статьи 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» предписания и предупреждения были вынесены 14 средствам массовой информации.

В то же время в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2010 г. № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», особо выделяющим случаи размещения на сайтах, зарегистрированных в качестве средства массовой информации, комментариев читателей, представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации, за распространение информации в комментариях, возбуждающих национальную рознь, содержащих пропаганду культа насилия и жестокости, наркотиков, нецензурную брань, были вынесены предписания и предупреждения 17 средствам массовой информации.



Одним из ключевых направлений антинаркотической деятельности является ликвидация сырьевой базы производства наркотиков внутри страны.

В 2015 году очаги произрастания дикорастущих наркосодержащих растений были уничтожены на площади 19 тыс. га, данный показатель в 2014 году составлял 24 тыс. га.

В борьбе с незаконным выращиванием посевов наркосодержащих растений в 2015 году было выявлено и уничтожено 7,5 га незаконно выращенных посевов наркосодержащих растений.

Нарушение правил легального оборота наркотиков является одним из факторов, способствующих их поступлению в нелегальный оборот.

На территории Российской Федерации осуществляют деятельность по обороту наркотиков, культивированию наркосодержащих растений подконтрольные Росздравнадзору организации по 1105 предоставленным лицензиям.

В 2015 году Росздравнадзором проведено 78 проверок соблюдения лицензионных требований при осуществлении деятельности по наркотикам, в том числе плановые – 61 (78%), в отношении 58 организаций, осуществляющих деятельность по обороту наркотиков, что составляет 5% от общего количества лицензиатов. Внеплановые проверки в 2015 году (17) составили 22% от общего числа проведенных проверок.

В ходе контрольно-надзорных мероприятий проверено 58 юридических лиц. Нарушения лицензионных требований выявлены в 19 случаях (24%), в том числе грубые нарушения в 7 случаях (37%).

Нарушения статьи 6.16 КоАП РФ в части соблюдения правил оборота наркотиков либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования выявлены при проведении федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств в 85 организациях.

По сравнению с 2014 годом лицензиаты более четко соблюдают лицензионные требования, в том числе меньше допускают грубые нарушения лицензионных требований при осуществлении деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.

При этом все-таки каждая третья проверенная организация нарушает требования действующего законодательства, регламентирующие деятельность по обороту наркотиков.

При анализе плановых и внеплановых контрольных мероприятий, проведенных Росздравнадзором, установлено наличие следующих системных нарушений обязательных требований действующего законодательства Российской Федерации о наркотиках:

нарушение правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций по обороту наркотиков;

несоблюдение требований к представлению юридическими лицами отчетов о деятельности по обороту наркотиков;

отсутствие у работников, допущенных к работе с наркотиками, специальной подготовки в сфере лицензируемого вида деятельности;

нарушение условий хранения термолабильных наркотиков.



1.2. Противодействие незаконному обороту наркотиков
В 2015 году ситуация в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков складывалась следующим образом.

В Российской Федерации каждое десятое зарегистрированное противоправное деяние – это преступление в сфере незаконного оборота наркотиков.

В отчетном году выявляемость преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, уменьшилась на 7%. Правоохранительными органами было выявлено около 237 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в том числе 176 тыс. тяжких и особо тяжких.

Усилия правоохранительных органов все больше сосредотачиваются на выявлении наиболее социально опасных преступлений, связанных с наркоторговлей.

Правоохранительными органами наиболее часто регистрируются преступления, связанные со сбытом наркотиков. В 2015 году было выявлено 118 521 такое преступление, что на 6,5% меньше, чем в 2014 году. Удельный вес преступлений, связанных со сбытом наркотиков, составил 50%.

На долю преступлений, связанных с незаконным хранением наркотиков без цели сбыта, приходится 42% выявленных наркопреступлений (в 2014 году – 43%, в 2013 году – 44%). В 2015 году было выявлено 108 894 таких преступлений, что на 4,8% меньше, чем в 2014 году.

Вместе с тем вызывает серьезную озабоченность, что 42% расследованных в 2015 году уголовных дел было приостановлено в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, т.е. по п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ. За рассматриваемый период их количество составило 93 812 уголовных дел.

В 2015 году было выявлено 3,3 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и совершенных несовершеннолетними лицами, что на 6% больше, чем в 2014 году. Кроме того, на 11,7% (4 352) увеличилось количество преступлений, совершенных в особо крупных размерах, на 4,1 % (5 233) – иностранными гражданами и лицами без гражданства и на 15,4 % (90) – связанных с незаконным производством наркотиков.

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одним из источников угроз национальной безопасности Российской Федерации в сфере государственной и общественной безопасности является деятельность транснациональных преступных организаций и группировок, связанная с незаконным оборотом наркотиков.



В этой связи одним из ключевых направлений противодействия незаконному обороту наркотиков является выявление и пресечение деятельности организованной наркопреступности.

В 2015 году было выявлено 8 348 преступлений, совершенных группой лиц по предварительному сговору, что на 19% выше результатов 2014 года. Кроме того, было выявлено 3 645 преступлений, совершенных организованной группой (рост на 5%). Вместе с тем снижение на 10,5% наблюдается по количеству выявленных преступлений, совершенных преступным сообществом (выявлено 619 таких преступлений).

Между тем, по данным прокуроров, за последние 3 года по уголовным делам, направленным в суд, квалифицирующий признак «совершение преступления в составе организованной группы» или «преступного сообщества» не нашел подтверждения в ходе судебного следствия в отношении более чем 39% лиц (свыше 170 из более чем 434).

Указанная ситуация обусловлена тем, что следователями не обеспечивается в ходе расследования сбор доказательств, свидетельствующих о сплоченности, устойчивости, структурированности организованного формирования, распределения ролей между его участниками.


  1   2