Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Калмыкия в 2015 году

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Калмыкия в 2015 году



страница1/8
Дата08.04.2018
Размер1,72 Mb.


  1   2   3   4   5   6   7   8
ДОКЛАД

о деятельности Уполномоченного по правам человека

в Республике Калмыкия в 2015 году

г.Элиста, 2016

Содержание


Введение





3

Анализ обращений граждан





5

Деятельность доверенных представителей Уполномоченного по правам человека в районах республики




7


Право на социальное обеспечение





8

Право на жилище





20

Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание





32

Избирательные права граждан





42

Право на труд





44

Право на благоприятную окружающую среду





49

Права человека в кредитных правоотношениях





52

Права мигрантов





54

Право на образование





57

Права граждан и деятельность правоохранительных органов





64

Право на судебную защиту





70

Права человека в местах лишения свободы





76

Правовое просвещение





86

Взаимодействие с органами власти и правозащитным сообществом, развитие партнерских отношений с институтами гражданского общества





90


Заключение





94

Приложение:

Постановление Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия от 25.02.2016 г. №401-V "О докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Калмыкия в 2015 году"






96

Настоящий доклад подготовлен в соответствии с положениями Закона Республики Калмыкия «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Калмыкия» и представляется Главе Республики Калмыкия, в Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия и направляется в Правительство Республики Калмыкия.

Целью ежегодного доклада является информирование органов власти, институтов гражданского общества, общественности и населения республики о положении в области соблюдения прав и свобод человека в Республике Калмыкия, а также об итогах деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Калмыкия в 2015 году.

Доклад составлен на основе изучения и анализа информации о состоянии прав и свобод человека и гражданина в Республике Калмыкия, обобщения результатов рассмотрения поступивших Уполномоченному коллективных и индивидуальных жалоб граждан, сведений, полученных Уполномоченным и сотрудниками его аппарата в ходе выездных приемов граждан, материалов проведенных проверок.

При подготовке доклада были использованы официальные данные органов государственной власти, статистические данные, аналитические материалы неправительственных организаций, научных и других учреждений, сообщения средств массовой информации, а также материалы конференций, семинаров, «круглых столов», проведенных Уполномоченным или с его участием.
Введение
2015 год для России был отмечен рядом знаменательных событий, самым значимым из которых, несомненно, является празднование 70-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. 9 мая 2015 года миллионы россиян приняли участие во всенародной памятной акции «Бессмертный полк», отдавая дань памяти всем, кто пожертвовал собственной жизнью ради Великой Победы, и в благодарность ветеранам, отстоявшим независимость Родины.

Данная акция явилась настоящим актом духовного единения народов нашего государства, и это особо важно перед лицом имеющихся вызовов и внешних проблем.

Для страны прошедший год был непростым. Тревожные политические процессы в Европе и на Ближнем Востоке, применение западными странами в отношении России мер экономического и политического давления, порой напоминающих приемы и методы времен «холодной войны», не могли не сказаться на экономике нашего государства.

Имевшие место кризисные моменты в экономике, связанные, в том числе, с последствиями западных санкций и уменьшением инвестиционного потока, значительно ограничили экономическое развитие нашей страны.

И это, действительно, серьезный вызов. «Это расплата за наше желание самосохраниться как нация, как цивилизация, как государство», - сказал Президент России В.В. Путин.

На фоне негативных явлений наблюдается консолидация нашего общества. Подавляющее большинство граждан одобряют деятельность главы государства, считая, что суверенитет и независимость – это главное достояние.

При этом руководству государства пришлось существенно пересмотреть целый ряд приоритетных направлений государственной политики.

Реализация программ импортозамещения - одна из главных задач, стоящих сегодня перед государством. Данной теме было отведено особое внимание в Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ в 2015 году: «Россия не имеет права быть уязвимой. Нам нужно быть сильными в экономике, в технологиях, в профессиональных компетенциях, в полной мере использовать сегодняшние благоприятные возможности, которых завтра может уже и не быть. Конечно, власть должна слышать людей, объяснять суть возникающих проблем и логику своих действий, видеть в гражданском обществе и в бизнесе равных партнеров».

Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что 2015 год стал отправной точкой для изменения системы общественных отношений. Это касается не только пересмотра стратегии экономического развития страны, но и изменения характера взаимоотношений государства с гражданином и обществом в целом.

Особая роль здесь отводится государственным правозащитникам и институтам гражданского общества.

В этой связи важным событием в развитии института Уполномоченного по правам человека стало принятие Федерального закона от 6 апреля 2015 года №76-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека», который был инициирован Президентом РФ В.В. Путиным. В частности, были внесены изменения в Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», которые не только закрепили институт регионального Уполномоченного в федеральном законодательстве и определили его компетенцию, но и систематизировали работу Уполномоченных в субъектах РФ.

Положения данного закона нашли отражение в региональном законе «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Калмыкия».

Помимо урегулирования вопросов статуса регионального Уполномоченного, значительно расширены его полномочия. Согласно указанному законодательному акту, теперь Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ рассматривает жалобы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на соответствующей территории, их объединений на решения или действия (бездействие), в том числе, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, а также организаций федерального подчинения, государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, нарушающих основные права и свободы человека и гражданина.

Кроме того, вступившим в силу с 15 сентября 2015 года Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации установлена процессуальная правоспособность уполномоченных по правам человека в субъектах РФ. Им предоставлено право обращения в суд в качестве административного истца в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов, в том числе с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

Таким образом, с учетом предоставленных законодательством возможностей, государственные правозащитные институты, совместно с институтами гражданского общества, способны и обязаны взять на себя контролирующую и координирующую функции во взаимодействии органов власти с населением и принимать активное участие в принятии государственных решений в целях обеспечения эффективного развития и предотвращения негативных тенденций в государстве.
Анализ обращений граждан
В 2015 году по поводу нарушения прав и свобод к Уполномоченному обратилось около 450 граждан. Уполномоченным было принято к рассмотрению 302 обращения граждан, из них 12 коллективных, кроме того в работе находилось 22 обращения, поступившие в Аппарат Уполномоченного в декабре 2014 года.

В отчетном периоде помимо ежедневных приемов граждан, осуществляемых в аппарате Уполномоченного, проводились приемы граждан в районах республики, в том числе в районных центрах социального обслуживания населения, в исправительных учреждениях ФСИН России.

Граждане могли обратиться к Уполномоченному в ходе организованных им «горячих линий» по вопросам соблюдения избирательных прав и прав граждан при призыве на военную службу и ее прохождении. Также функционирует сайт Уполномоченного, посредством которого любой гражданин может направить свое обращение на рассмотрение Уполномоченному.

Тематика обращений 2015 года выглядит следующим образом.

На первом месте - жалобы на нарушения жилищных прав граждан, в т.ч. обращения по проблемам прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, – 18,1% от общего количества обращений;

Вторую по численности категорию обращений составили жалобы на правоохранительные органы – 17,3 %;

На третьем месте обращения по реализации прав осужденных – 16,4 %;

Далее следуют:

обращения, связанные с реализацией права на социальное и пенсионное обеспечение – 14,7 %

обращения по вопросам реализации трудовых прав – 5,5 %;

обращения по поводу неисполнения решений судов – 5,5 %;

обращения о несогласии с судебными решениями – 5,3 %;

обращения по вопросам реализации права на образование – 4,1%;

обращения по поводу права на охрану здоровья и медицинскую помощь - 3,6 %;

обращения по поводу нарушения прав, связанных с предоставлением земельных участков, землевладения и землепользования- 2,9 %;

обращения по поводу деятельности коммерческих банков – 2,9 %;

обращения о реализации прав в миграционной сфере – 2,4 %.

Жалобы и заявления по поводу нарушений других прав и свобод человека составили менее 1,3 %.

Сравнивая с показателями прошлого года, следует заметить, что на высоком уровне остается объем обращений по поводу нарушения жилищных прав граждан, проблем социального обеспечения, жалоб на действия (бездействие) должностных лиц правоохранительных органов и обращений, связанных с нарушением прав осужденных. Имеют тенденцию роста обращения по поводу неисполнения решений судов и обращения, связанные с деятельностью коммерческих банков.

К Уполномоченному обращаются не только жители районов и городов республики. В 2015 году были зарегистрированы жалобы и заявления из Волгоградской, Московской, Новгородской областей, Ставропольского края, Ямало-Ненецкого автономного округа.

Больше всего обращений поступает от жителей Элисты – порядка 56% от общего количества обращений. Затем следуют обращения из Яшкульского района – 12,3%, Городовиковского района – 8,8%, Целинного района – 7,6%, Приютненского района – 4,1%, Яшалтинского района – 3,5% и Юстинского района – 3%. Количество обращений из других районов незначительно. При этом следует отметить, что в показателях г. Элиста и Яшкульского района учтены обращения из мест принудительного содержания.

Более активно к Уполномоченному в 2015 году обращались женщины – 52%, обращения мужчин составили 48%.

В целях разрешения поставленных в обращениях вопросов Аппаратом Уполномоченного подготовлено и направлено в органы государственной власти и местного самоуправления, юридическим лицам более 500 запросов о предоставлении информации, заключений о восстановлении прав человека и ходатайств.

Деятельность доверенных представителей Уполномоченного по правам человека в районах республики
В соответствии со ст. 29 Закона Республики Калмыкия «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Калмыкия» для оказания содействия в осуществлении полномочий в районах республики с учетом мнения представительных органов районных муниципальных образований и г.Элисты Уполномоченный вправе назначать доверенных представителей, которые осуществляют свою деятельность на общественных началах.

В настоящее время доверенные представители работают в 10 районах республики, в 3 районах (Октябрьский, Сарпинский и Городовиковский) и г.Элисте доверенные представители Уполномоченного не назначены, представительными органами районных муниципальных образований кандидатуры не согласованы (не представлены).

Согласно Положению о доверенных представителях основное их предназначение - правозащитная деятельность на местах в тесном взаимодействии с представительными органами местной власти и информирование Уполномоченного о положении дел с соблюдением прав и свобод человека и гражданина в районах республики.

В течение года доверенные представители проводили личный прием граждан, что способствовало решению многих вопросов граждан непосредственно по месту их жительства.

В 2015 году ими было рассмотрено около 400 обращений граждан.

Тематика обращений граждан к доверенным представителям касалась главным образом вопросов улучшения жилищных условий, социальной защиты, медицинского обеспечения, работы жилищно-коммунального хозяйства, земельных правоотношений, а также вопросов, затрагивающих сферу трудовых отношений (незаконное увольнение, восстановление на работе, несвоевременная выплата заработной платы).

Доверенными представителями осуществлена значительная работа по проведению мониторинга соблюдения прав граждан на охрану здоровья, медицинскую помощь и социальное обеспечение.

Доверенные представители посещали учреждения здравоохранения и социального обслуживания населения на местах и своевременно представляли Уполномоченному необходимую информацию.

Ими оказывалась практическая помощь гражданам в оформлении технической документации для проведения обследования многоквартирных домов в целях их признания аварийными, составлялись исковые заявления в суд.

Так, доверенным представителем Уполномоченного в Лаганском районе оказана помощь гр-ке Э. в составлении искового заявления в суд о взыскании алиментов с бывшего супруга на содержание несовершеннолетних детей.

Доверенные представители участвовали в сходах граждан, сессиях районных и сельских собраний депутатов, посещали трудовые коллективы.

Еще одной функцией доверенных представителей Уполномоченного в районах республики является содействие правовому просвещению населения. На страницах районных газет доверенными представителями периодически публикуются статьи на правозащитные темы, ведутся рубрики правовых консультаций.

К примеру, доверенным представителем в Юстинском районе в районной газете «Авангард» публиковались материалы, посвященные вопросам предоставления населению жилищно-коммунальных услуг, а доверенным представителем Уполномоченного в Яшалтинском районе, помимо публикаций в газете «Зори Маныча», проведены мероприятия для учащихся школ - «Дети рисуют мир», посвященное Международному дню мира и «Вы – полноправные граждане России» - ко Дню прав человека.

Также представители Уполномоченного организовывали проведение мероприятий, посвященных правозащитной тематике, в учебных заведениях.

Активное участие принимали доверенные представители в проводимых Уполномоченным личных приемах граждан в районах республики.

Несмотря на то, что доверенные представители осуществляют свою деятельность на общественных началах, эти люди остаются активными и настойчивыми в решении вопросов в сфере защиты прав человека, неравнодушными к чужим проблемам, тем самым оказывая значительную помощь в реализации задач по защите прав граждан, стоящих перед Уполномоченным.


Право на социальное обеспечение
Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Говоря о соблюдении прав и свобод человека и гражданина на территории республики в 2015 году в сфере социальной поддержки и защиты населения, прежде всего, следует отметить сложность прошедшего периода, связанного с непростыми экономическими условиями в стране в результате обострения политической ситуации в мире.

В сложившейся ситуации деятельность органов государственной власти в сфере социального обеспечения населения региона была нацелена на неукоснительное выполнение всех социальных обязательств государства перед гражданами.

По информации Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия в 2015 году мерами социальной поддержки пользовались 4105 многодетных семей, 3028 семей, получающих адресные субсидии на оплату ЖКУ малоимущим гражданам, 21068 реабилитированных граждан, 11229 ветеранов труда и тружеников тыла, 21172 ветеранов труда Республики Калмыкия, 3559 педагогических работников, проживающих в сельской местности.

Кроме того, 3892 гражданина являлись получателями государственной социальной помощи Республики Калмыкия, 13596 - получателями государственных ежемесячных пособий на ребенка, 43 - пособия ВИЧ-инфицированным, 402 - дополнительного материального обеспечения отдельных категорий граждан, 4 - обеспечения чемпионов и 245 - пенсий за выслугу лет госслужащим.

В прошедшем году произведены выплаты 385 пособий на погребение, 3 субсидий на улучшение жилищных условий ВИЧ-инфицированным, а 209 граждан получили единовременную материальную помощь в результате чрезвычайной ситуации в п. Кевюды (18.08.2015 г.).

Общий объем финансовых средств, направленных на социальную поддержку населения, составил 866735 тыс. руб.

В 2015 году продолжена реализация долгосрочной демографической программы. В рамках реализации Закона Республики Калмыкия №324-IV-З от 26.12.2011 г. «О региональном материнском капитале» региональный материнский (семейный) капитал получили 98 семей, общая сумма выплат составила 5470,8 тыс. руб.

Размер материнского (семейного) капитала, предусмотренного Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», с учетом индексации на 5,5%, в 2015 году составил 453 026,0 руб.

В прошедшем году в республике 2067 семей получили сертификаты на материнский капитал, 1806 семей направили средства материнского капитала на улучшение жилищных условий, 53 – на получение образования детей.

4632 семьи получили единовременную выплату из средств материнского капитала в общей сумме 90,4 млн. руб.

Таким образом, общая сумма средств, выделенных из федерального бюджета на распоряжение материнским (семейным) капиталом, составила 849,9 млн. руб.

Вместе с тем, прекращение действия программы после установленного федеральным законом срока 31 декабря 2016 года может негативным образом отразиться на уровне рождаемости. Все, кто задумывается о расширении своей семьи в ближайшие годы, надеются на продление проекта, в который за время его функционирования по состоянию на середину 2015 года вступило уже 6,3 миллионов российских семей.

Согласно Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации (утв. Распоряжением Правительства РФ 25.12.2012 г. №2524-р) с 1 января 2015 года в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета размеров пенсий в системе обязательного пенсионного страхования. Основным новшеством данной системы является создание стимулов для более позднего выхода на пенсию, поскольку на ее размер теперь влияет как размер заработной платы, так и продолжительность трудового стажа, и возраст обращения за назначением трудовой пенсии. Кроме того, граждане, родившиеся в 1967 году и позднее, могут отказаться от формирования пенсионных накоплений, увеличив формирование пенсионных прав в страховой пенсии.

К сожалению, процессы оптимизации расходов, проводимые государственной властью и связанные с непростым положением в экономике страны, не обошли стороной и пенсионную систему. Так, в 2015 году были внесены изменения в пенсионное законодательство, в соответствии с которыми с 2016 года работающие пенсионеры будут получать страховую пенсию и фиксированную выплату к ней без учета плановых индексаций, при этом предусмотрено, что в случае оставления работы пенсионеру размер пенсии будет проиндексирован.

В прошедшем году к Уполномоченному поступали обращения о несогласии с размером назначенных пенсий, а также ее расчетом. По всем обращениям Уполномоченным направлялись запросы в Отделение Пенсионного Фонда России по Республике Калмыкия. Проверка документов пенсионных дел практически всегда подтверждает правильность исчисления пенсии. Вместе с тем, следует отметить, что поводом указанных обращений является недовольство граждан соотношением размеров пенсий и уровнем цен на лекарства и необходимые продукты питания.

Удорожание жизни из-за роста цен на продукты питания, медикаменты, жилищно-коммунальные и транспортные услуги в первую очередь сказывается на уровне жизни пожилых людей. При этом количество получателей пенсии в республике за 2015 год увеличилось более чем на 2 тыс. чел. и по состоянию на 01.01.2016 г. составило 76668, в региональный сегмент Федерального регистра лиц, имеющих право на государственную социальную поддержку, включены 30586 чел.

В 2015 году были проведены индексации страховых, социальных пенсий и ЕДВ на 11,4 %, 10,3 % и 5,5 % соответственно. По сведениям Отделения Пенсионного Фонда России по Республике Калмыкия средний размер трудовой пенсии в 2015 году составил 10547,87 руб., социальной – 8294,90 руб. Несмотря на проводимые индексации пенсий, 11396 пенсионеров, проживающих в республике, получали в 2015 году федеральную социальную доплату к пенсии до величины прожиточного минимума (в республике в 2015 г. – 6 327 рублей) в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В очередной раз приходится говорить о нарушениях пенсионных прав граждан, связанных с назначением минимальных размеров пенсий в связи с отсутствием в архивах документов, подтверждающих их трудовой стаж и размер заработной платы.

Подобные обращения поступают в Аппарат Уполномоченного ежегодно.

В 2015 году к Уполномоченному с такой проблемой обратились гр-н Б., бывший работник племсовхоза им. Калинина Целинного района и гр-н. С., работавший в совхозах «Балковский» и «Элистинский» того же района. На запросы Уполномоченного в районную администрацию были получены ответы, из которых следовало, что соответствующие сведения в архивах отсутствуют либо документация в архивы не сдавалась.

Согласно действующему законодательству при таких условиях гражданам назначаются пенсии минимального размера.

Выходом из сложившейся ситуации может стать законодательно урегулированный порядок применения принципа аналогии, а именно исчисление пенсии на основе официальных данных о средней заработной плате работников той же профессии в субъекте РФ с учетом региональных надбавок.

Говоря о праве на пенсионное обеспечение, нельзя не отметить достаточно низкий уровень правового просвещения в этой сфере. Поэтому необходимо продолжить работу в этом направлении. Актуальность данной работы связана, в первую очередь, как раз с формированием новой пенсионной системы РФ и необходимостью оказания населению юридической помощи.

Объективно экономические факторы не могли не повлиять на сферу социального обеспечения предоставления социальных гарантий.

Так, 6 апреля 2015 года был принят Федеральный закон №68-ФЗ «О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона «О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Основные изменения коснулись порядка индексации социальных выплат, в соответствии с которыми индексация проводится исходя из уровня инфляции, предусмотренной законом о федеральном бюджете на текущий год, а не по фактическим показателям инфляции, как это было ранее. В итоге в 2015 году индексация выплат, пособий и компенсаций произведена в размере 5,5%. Разница между фактической инфляцией (12,9%) и той, которая была в прогнозе бюджета 2015 года (5,5%), значительна.

По аналогии с данным законом практически во всех регионах страны были приняты соответствующие нормативные акты в отношении ряда мер социальной поддержки, финансируемых из бюджетов субъектов РФ. Такой закон был принят и в республике – Закон Республики Калмыкия от 28 сентября 2015 года № 139-V-3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Калмыкия».

Указанные законы, с одной стороны, направлены на обеспечение возможности безусловного выполнения всех принятых обязательств, установленных законами о бюджетах и иными нормативными правовыми актами. С другой стороны, учитывая тот факт, что индексация социальных выплат является значимой социальной мерой, гарантированной государством, направленной на недопущение снижения уровня социального обеспечения льготных категорий граждан, в условиях сложившейся экономической ситуации в стране, принятое решение должно восприниматься как вынужденная мера временного характера.

И уже с 1 февраля 2016 года все федеральные социальные выплаты, кроме материнского капитала, проиндексированы на 7% (разница между реальной и прогнозной инфляцией).

К сожалению, по итогам 2015 года вновь приходится говорить о наличии фактов нарушения установленных сроков предоставления гражданам мер социальной поддержки.



Так, в 2015 году органами прокуратуры республики только в интересах ветеранов труда было направлено в суд более трехсот исковых заявлений о взыскании образовавшейся задолженности по социальным выплатам, предусмотренным Законом РК «О социальной поддержке ветеранов труда и тружеников тыла».

В апреле 2015 года в Аппарат Уполномоченного поступили несколько обращений граждан, касающихся несвоевременного предоставления мер социальной поддержки реабилитированным лицам, ветеранам труда и труженикам тыла, в том числе в части ежемесячной денежной выплаты за жилищно-коммунальные услуги. На запросы Уполномоченного в органы социальной защиты населения была получена информация, подтверждающая наличие задолженности перед гражданами.

Причиной образовавшейся задолженности явилось несвоевременное финансирование из республиканского бюджета расходов на указанные выплаты.

Бесспорно, решение большей части проблем граждан в социальной сфере требует значительных материальных затрат. Вместе с тем, ограниченность бюджетных средств не может являться основанием для несвоевременного предоставлении гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных действующим законодательством.

Актуальной остается тема обеспечения населения Республики Калмыкия санаторно-курортным лечением. По информации Министерства здравоохранения Республики Калмыкия в 2015 году санаторно-курортное лечение получили 3416 чел., в том числе 2021 ребенок, а по сведениям ГУ - РО ФСС РФ по Республике Калмыкия в прошлом году было выдано инвалидам, в том числе с сопровождающими лицами, 597 путевок, при этом по состоянию на 01.01.2015 г. в отделении было зарегистрировано 2290 заявок от граждан льготных категорий (на 01.01.2016 г. - 2307 заявок).

В этих условиях, во избежание недовольства граждан, представляется чрезвычайно важным обеспечение максимальной открытости и прозрачности распределения путевок посредством электронной системы.

Нельзя не отметить, что в последнее время участились обращения граждан по вопросам присвоения звания «Ветеран труда» и «Ветеран труда Республики Калмыкия».

В регионе действуют Законы Республики Калмыкия от 20.09.2012 года №370-IV-З «О ветеранах труда Республики Калмыкия» и от 16 октября 2006 года N 299-III-З «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда».

В соответствии с республиканским законом от 16 октября 2006 года N299-III-З одним из обязательных условий присвоения звания является наличие у гражданина соответствующих поощрений, аналогичное условие планируется ввести и для присвоения звания «Ветеран труда Республики Калмыкия».

К Уполномоченному поступали обращения граждан, которые в силу различных причин не имеют возможности предоставить сведения или подтвердить документально факт награждения по причине утраты архивов или несоответствия имеющихся поощрений установленным требованиям.

Так, к Уполномоченному обратилась гр-ка К. по поводу отказа в приеме документов для присвоения звания «Ветеран труда». Из обращения следовало, что причиной отказа явилось отсутствие в трудовой книжке записи, указывающей на номер приказа, согласно которому заявитель был награжден Почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации. Аналогичная запись отсутствует и на самой грамоте.

После изучения представленных документов заявителю была дана консультация о возможном решении ее вопроса, в том числе в судебном порядке путем обращения в суд общей юрисдикции об установлении факта, имеющего юридическое значение (факт награждения) и предложена помощь в оформлении необходимой документации.

Обращение гр-ки А. касалось отказа ей в присвоении звания «Ветеран труда Республике Калмыкия». Из обращения следовало, что гр-ка А. имеет стаж работы, необходимый для присвоения звания. При этом в настоящее время она проживает за пределами республики.

Следует отметить, что, в силу Закона Республики Калмыкия от 20.09.2012 года №370-IV-З «О ветеранах труда Республики Калмыкия» звание присваивается гражданину, постоянно проживающему на территории Республики Калмыкия. В то же время, Порядком присвоения гражданину звания «Ветеран труда Республики Калмыкия» и выдачи удостоверения, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26 декабря 2012г. № 529 «О мерах по реализации Закона Республики Калмыкия «О ветеранах труда Республики Калмыкия», предусмотрено, что в случае проживания гражданина в другом субъекте Российской Федерации, подача соответствующего заявления о присвоении звания подается в территориальный орган Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия по последнему месту регистрации на территории Республики Калмыкия.

Указанные противоречия приводят к возникновению спорных ситуаций при рассмотрении вопроса присвоения звания «Ветеран труда Республики Калмыкия».

В 2015 году к Уполномоченному обращались жители Республики Калмыкия, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Большая часть их обращений касалась вопросов установления статуса.

До настоящего времени еще не все граждане, пострадавшие вследствие испытаний получили удостоверения, дающие права на льготы. По сведениям регионального министерства социального развития, труда и занятости в прошедшем году в МЧС России были направлены 2 заявки на получение удостоверений, в государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем» (Алтайский край) направлено 8 запросов о полученной гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне.

В Аппарат Уполномоченного поступила жалоба гр-ки Д. по поводу неисполнения решения Элистинского городского суда о выдаче ей удостоверения лица, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. На протяжении полугода Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий указанное решение не исполнялось. Уполномоченным было направлено обращение Генеральному прокурору Российской Федерации Ю.Я. Чайке, но к положительному решению проблемы оно не привело. Гр-ке Д. были даны разъяснения и рекомендации по поводу реализации ее права на судебную защиту.

В декабре 2015 года к Уполномоченному обратился гр-н Б. В своем заявлении гр-н Б. просил оказать содействие в установлении гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, мер социальной поддержки, аналогичных тем, которые установлены лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе в части обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью, установления ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием, а также возможности внеочередного получения земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.

Следует отметить, что указанные вопросы неоднократно обсуждались в федеральных органах государственной власти. Однако, учитывая несомненную их социальную значимость, Уполномоченным было направлено обращение депутату Государственной Думы Федерального Собрания РФ Мукабеновой М.А. с просьбой изучить вопрос на предмет возможного инициирования соответствующих законодательных изменений.

К Уполномоченному поступают обращения от граждан, которые находятся в трудной жизненной ситуации и нуждаются в финансовой и социальной поддержке. Необходимо высказать благодарность органам социальной защиты населения, руководителям региональных и муниципальных органов власти за положительное и быстрое решение вопросов, поставленных в обращениях Уполномоченного по оказанию помощи таким гражданам.

Так, к Уполномоченному обратилась гр-ка К. по вопросу оказания ей помощи в проведении ремонтных работ жилого дома. Гр-ка К. является одинокой матерью, имеет семерых детей, пять из которых несовершеннолетние. Семья находится в трудном материальном положении, при этом жилье, в котором проживает гр-ка К. с детьми, находилось в неудовлетворительном состоянии.

Учитывая данные обстоятельства, Уполномоченным были направлены обращения к главам администраций Целинного РМО и Троицкого сельского муниципального образования. По итогам их рассмотрения семье гр-ки К. была оказана помощь в проведении ремонта жилья и приобретении строительных материалов. Кроме того, администрацией РМО дана консультация о порядке получения социальных выплат на строительство (приобретение) индивидуального жилого дома в рамках реализации ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

В аппарат Уполномоченного поступают обращения граждан, относящихся к категории лиц без определенного места жительства. По-прежнему основными проблемами таких заявителей являются отсутствие жилья, регистрации, что не позволяет им официально трудоустроиться на работу, встать на учет как малоимущие граждане. Отсутствие официального трудоустройства ведет к проблеме в будущем – низкому размеру пенсии. Уполномоченным и сотрудниками его аппарата оказывалось содействие в восстановлении утраченных документов и в оформлении лиц без определенного места жительства в государственные социальные учреждения.

На 1 января 2016 г. в республике функционировали 23 государственных учреждения социального обслуживания населения, в том числе 8 стационарных учреждений - дома-интернаты для престарелых и инвалидов на 704 места. В 2015 году стационарное обслуживание было предоставлено 682 гражданам пожилого возраста и инвалидам.

В 2015 году Уполномоченный и сотрудники его аппарата неоднократно посещали учреждения социального обслуживания населения, в том числе БУ РК «Элистинский дом-интернат для престарелых и инвалидов», БУ РК «Республиканский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов с отделением для лиц без определенного места жительства и занятий», продолжена практика посещений центров социального обслуживания населения в районах республики. В истекшем году Уполномоченный и сотрудники его аппарата ознакомились с работой центров в Приютненском и Яшалтинском районах.

По итогам посещений был выявлен ряд недостатков в деятельности социальных учреждений, связанных с их ненадлежащим финансированием.

Так, только в КУ РК «Элистинский дом-интернат для умственно отсталых детей» имелась задолженность по питанию на 01.01.2016 г., которая составляла более 1 млн. руб., по мягкому инвентарю - более 52 тыс. (указанная задолженность в большей части погашена в январе 2016 года).

Прокуратурой Республики Калмыкия при проверке учреждений с круглосуточным пребыванием детей («Дом ребенка специализированный», «Элистинский дом-интернат для умственно отсталых детей», «Матросовская коррекционная школа-интернат») также установлено, что финансовое обеспечение указанных учреждений является недостаточным и не соответствует потребностям учреждений, в том числе в части проведения ремонта помещений.

При этом в рамках реализации подпрограммы «Развитие эффективной системы социального обслуживания населения» Государственной программы «Социальная поддержка населения Республики Калмыкия на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 05.11.2014 г. №393, а также во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 г. №456, в 2015 году на укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения республики выделено 1621,4 тыс. руб., в том числе 810,7 тыс. руб. - средства Пенсионного Фонда России, 810,7 тыс. руб. – средства республиканского бюджета.

Для 7 учреждений приобретены технологическое оборудование (для пищеблоков, прачечных) и предметы длительного пользования на сумму 1429,4 тыс. руб., а также организовано обучение компьютерной грамотности неработающих пенсионеров за счет средств Пенсионного фонда РФ и республиканского бюджета на сумму 192 тыс. руб.

Актуальным остается вопрос обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (ТСР) и протезно-ортопедическими изделиями (ПОИ). Согласно информации ГУ - РО ФСС России по Республике Калмыкия в 2015 году отделением в рамках доведенных ассигнований было исполнено 9814 заявок, обеспечено 3727 человек, в том числе кресло - коляски - 476 шт., протезно-ортопедические изделия - 4242 шт., слуховые аппараты - 181 шт.

Однако сохраняется значительная часть лиц, необеспеченных ТСР и ПОИ.

Законодательство предусматривает возможность самостоятельного приобретения инвалидами необходимого технического средства реабилитации и протезно-ортопедических изделий с последующим возмещением расходов за самостоятельно приобретенные ТСР и ПОИ. В прошедшем году сумма, выплаченная ГУ - РО ФСС России по Республике Калмыкия в возмещение этих расходов, составила 5600,0 тыс. руб.

При этом необходимо усилить разъяснительную работу с инвалидами, опекунами о возможности самостоятельного приобретения ТСР и ПОИ, о размере компенсации, а также принять меры по оказанию содействия гражданам в предоставлении информации о примерном перечне мест приобретения технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий.

Категория людей с ограниченными возможностями здоровья по определению требует особого внимания и помощи.

По состоянию на 01.01.2016 г. в Республике Калмыкия проживает 24218 людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 2094 детей-инвалидов.

Число людей, нуждающихся в специально оборудованных объектах, транспорте и маршрутах движения, возрастает, что сохраняет значимость решения проблемы их доступности для инвалидов.

Понимание доступной среды и методы её достижения необходимо рассматривать в контексте положений Конвенции ООН по правам инвалидов, согласно ст. 19 которой государства-участники Конвенции признают равное право всех инвалидов жить в обычных местах проживания, при равных с другими людьми вариантах выбора, и принимают эффективные и надлежащие меры для того, чтобы содействовать полной реализации инвалидами этого права, их полному включению и вовлечению в местное сообщество.

В целях формирования условий для беспрепятственного доступа к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также их интеграции с обществом и повышения уровня жизни на федеральном, региональном и муниципальном уровнях реализуются либо реализовывались программы «Доступная среда». В республике такая программа утверждена Правительством Республики Калмыкия еще в 2013 году - это государственная программа Республики Калмыкия «Доступная среда на 2013 - 2017 годы» (постановление Правительства РК от 14 июня 2013 года № 298).

Общий объем финансирования государственной программы Республики Калмыкия «Доступная среда на 2013-2017 годы» составляет 13,6 млн. рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета, местных бюджетов, внебюджетных источников. Следует отметить, что финансирование госпрограммы из средств республиканского бюджета в 2015 году не осуществлялось, в связи с чем мероприятия по повышению доступности объектов социальной инфраструктуры в государственных учреждениях проводились в ограниченном объеме.

Таким образом, к сожалению, итоги реализации программы «Доступная среда» не дали значительных результатов, на практике безбарьерная среда для инвалидов и других маломобильных групп населения в нашей республике не формируется.

Это подтверждает проведенный активистами ОНФ в 2015 г. мониторинг, свидетельствующий о наличии фактов ненадлежащего состояния объектов социальной инфраструктуры, государственных и муниципальных учреждений, жилого фонда и общественного транспорта.

На этом акцентировал внимание глава государства в своем послании к Федеральному собранию в декабре 2014 года, отметив, что российское общество будет по-настоящему единым, если будут обеспечены равные условия для всех и предложил продлить действие программы «Доступная среда» до 2020 года.

Сегодня уже не остается сомнений, что все сферы жизни должны быть приспособлены к интеграции в них людей с инвалидностью.

1 декабря 2014 года был подписан Федеральный закон №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», а 1 декабря 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации №1297 была утверждена новая государственная программа «Доступная среда» на период до 2020 года.

Согласно данной программе впервые в России появится система профориентации инвалидов, должна быть сформирована система комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей. Сделан акцент на качественных реабилитационных услугах. Программа направлена и на совершенствование системы медико-социальной экспертизы.

К 2020 году планируется приспособить для инвалидов две трети приоритетных для них социальных объектов (аптеки, больницы, магазины), а также увеличить долю занятых инвалидов трудоспособного возраста до 40%.

Это важнейшие показатели, которых обязаны достичь и федеральные, и региональные власти.

Понятно, что решить все проблемы невозможно в рамках одной госпрограммы. Значительная роль здесь отведена регионам.

В республике в связи с принятием Федерального закона от 01.12.2014 г. №419-ФЗ были внесены изменения в отдельные законодательные акты, вступающие в силу с 01.01.2016 г. и предусматривающие обеспечение условий и доступности для инвалидов учреждений культуры, музеев, библиотек, пассажирского транспорта и объектов здравоохранения (Закон Республики Калмыкия от 22 декабря 2015 года № 164-V-3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Калмыкия в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»), а распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 29.10.2015 г. №361-р утвержден План мероприятий («дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Республике Калмыкия на 2015-2018 годы.

При этом требованиями установки специальных приспособлений решение вопроса о создании комфортной среды для инвалидов не исчерпывается. Важно формировать в обществе атмосферу равных возможностей, в которой человек с ограничениями по здоровью мог бы и раскрыться, и почувствовать внимание окружающих. В этом смысл безбарьерной среды.

Речь также идет и об изменении мышления: нам нужно помнить, что рядом с нами живут люди, которым каждый шаг может даваться с трудом.

В завершение хотелось бы отметить, что социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов должно быть ориентировано на обеспечение доступности социальных услуг и гарантий.

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», согласно которому повышение уровня и качества предоставления социальных услуг планируется, в том числе, на основе привлечения социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) к предоставлению социальных услуг в сфере социального обслуживания. Тем самым органы власти привлекают институты гражданского общества для решения сложных проблем в социальной сфере.

В Республике Калмыкия финансирование социально ориентированных некоммерческих организаций осуществляется в форме выделения грантов в рамках реализации подпрограммы «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Калмыкия на 2014-2020гг.» госпрограммы «Социальная поддержка населения Республики Калмыкия на 2013-2020 гг.».



Примечательно, что наш регион вошел в число субъектов-победителей на предоставление субсидий из федерального бюджета на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Напомним, Калмыкия получила 7 млн. рублей на поддержку СОНКО.

За два последних года в Калмыкии грантовую поддержку получили 72 некоммерческих организаций на сумму более 17 млн. рублей.

В 2015 году по итогам конкурса грантовые средства (до 300 тыс. руб.) получили 34 социально ориентированные некоммерческие организации. Общий объем финансовой поддержки составил 8 млн. 188,5 тыс. руб.

При всем при этом, не стоит забывать, что пенсионное и социальное обеспечение – это инструмент социальной политики государства, предназначенный для поддержки отдельных категорий населения в виде материального обеспечения за счет средств бюджетов разных уровней и внебюджетных фондов. А, следовательно, именно на государстве лежит обязанность обеспечить все необходимые условия и гарантии для его реализации.

Исходя из вышеизложенного, в целях совершенствования системы социального и пенсионного обеспечения и защиты прав граждан в указанных сферах целесообразно:

- Отделению Пенсионного Фонда России по Республике Калмыкия продолжить работу по широкому информированию населения республики об особенностях учета отдельных периодов деятельности и получаемого гражданами вознаграждения за труд в целях оказания содействия в определении наиболее приемлемого периода работы при расчете предоставляемого им пенсионного обеспечения;

- ГУ – Региональное отделение Фонда социального страхования России по Республике Калмыкия усилить разъяснительную работу с инвалидами, опекунами о возможности самостоятельного приобретения ТСР и ПОИ, о размере компенсации, а также принимать меры по оказанию содействия гражданам в предоставлении информации о примерном перечне мест приобретения технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий;

- органам исполнительной власти республики и ГУ – Региональное отделение Фонда социального страхования России по Республике Калмыкия максимально обеспечить открытость и прозрачность распределения санаторно-курортных путевок населению, в том числе посредством электронной системы;

- Правительству Республики Калмыкия провести анализ своих нормативных актов, регламентирующих порядок присвоения звания «Ветеран труда Республики Калмыкия» на предмет соответствия республиканскому законодательству;

- государственным и муниципальным органам власти, учреждениям и организациям, индивидуальным предпринимателям принимать исчерпывающие меры по исполнению требований законодательства в части обеспечения доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе мероприятий, предусмотренных федеральной, региональной и муниципальными программами и соответствующими «дорожными картами»;

- Общественной палате Республики Калмыкия, общественным советам при государственных и муниципальных органах власти, общественным организациям в рамках осуществления общественного контроля обратить особое внимание на реализацию программы «Доступная среда».

  1   2   3   4   5   6   7   8

  • Анализ обращений граждан
  • Деятельность доверенных представителей Уполномоченного по правам человека в районах республики
  • Право на социальное обеспечение