Доклад Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми об осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области природопользования и охраны окружающей среды и эффективности такого контроля

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Доклад Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми об осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области природопользования и охраны окружающей среды и эффективности такого контроля



страница1/3
Дата08.04.2018
Размер0,95 Mb.


  1   2   3
Доклад

Министерства природных ресурсов и охраны

окружающей среды Республики Коми

об осуществлении регионального государственного контроля (надзора)

в области природопользования и охраны окружающей среды

и эффективности такого контроля (надзора) в 2013 году
Раздел 1.

Состояние нормативно-правового регулирования в сфере отношений по природопользованию и охране окружающей среды


Функции Минприроды Республики Коми (далее - орган надзора) по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области природопользования и охраны окружающей среды на территории Республики Коми (далее, согласно статьи 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды» - региональный государственный экологический надзор), а также перечень основных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органа надзора и его должностных лиц, а также устанавливающих обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления регионального государственного экологического надзора, приведены в таблице №1.

В результате анализа указанных нормативных правовых актов отмечается следующее.

1. По нормативным правовым актам, регламентирующим деятельность органа надзора и его должностных лиц.

Все нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органа надзора по выполнению определенных функций, в основном приняты и опубликованы в порядке, установленном законодательством. Признаки их коррупционности отсутствуют. Принятые на республиканском уровне нормативные правовые акты опубликованы в свободном доступе на официальном сайте органа надзора в сети Интернет. В целом нормативные правовые акты не в полной мере обеспечивают организацию надзорной деятельности и требуют совершенствования.

1.1. Так, на федеральном уровне до настоящего времени не приняты нормативные правовые акты, регламентирующие порядок организации и проведения государственного контроля (надзора) в следующих сферах:

государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;

государственный надзор за деятельностью в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов);

контроль платы за негативное воздействие на окружающую среду;

контроль за соблюдением законодательства об экологической экспертизе.

Отсутствуют методики расчета размера вреда, причиненного нарушением законодательства в области охраны атмосферного воздуха, в области рационального использования и охраны недр.


Таблица №1.


п/п


Функции органа регионального государственного надзора


НПА, регламентирующие деятельность органа регионального государственного надзора

НПА, устанавливающие обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

1

Региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (в том числе включающий: региональный государственный надзор в области обращения с отходами; региональный государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха; региональный государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, контроль платы за негативное воздействие на окружающую среду, контроль за соблюдением законодательства об экологической экспертизе);

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территорий»;

Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;

Закон Республики Коми от 14.05.2005 № 42-РЗ «О регулировании отношений в области охраны окружающей среды в Республике Коми»;

Закон Республики Коми от 30.12.2003 № 95-РЗ «Об административной ответственности в Республике Коми»;

постановление Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 № 53 «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)» (вместе с «Правилами осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)»);

постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Положением о федеральном государственном надзоре в области связи», «Положением о государственном надзоре в области охраны атмосферного воздуха», «Положением о государственном надзоре в области использования и охраны водных объектов», «Положением о федеральном государственном надзоре в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания», «Положением о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах», «Положением о государственном ветеринарном надзоре», «Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре»);

постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 года № 285 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю»;

постановление Правительства Республики Коми от 10 августа 2012 г. № 340 «О порядке осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Республики Коми»;

приказ Минприроды России от 24 августа 2011 г. № 699 «Об утверждении Списка конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности по территории Республики Коми, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю»;

приказ Минприроды Республики Коми от 28.03.2012 №110 «Об утверждении Административного регламента осуществления регионального экологического надзора».


Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территорий»;

Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»,

а также принимаемые в соответствии с указанными законами законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Республики Коми.





2

Региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору, а также за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, подлежащих региональному государственному надзору за их использованием и охраной;

Водный кодекс Российской Федерации;

Закон Республики Коми от 03.04.2006 № 22-РЗ «О регулировании водных отношений в Республике Коми»;

Закон Республики Коми от 30.12.2003 № 95-РЗ «Об административной ответственности в Республике Коми»;

постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации;;

постановление Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 года № 640 «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов»;

постановление Правительства Республики Коми от 18 сентября 2012 г. № 386 «О порядке осуществления регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов на территории Республики Коми»;

приказ Минприроды Республики Коми от 05.02.2007 г. № 27 «О перечне должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и его территориальных органов, осуществляющих региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов на территории Республики Коми»;

приказ Минприроды России от 13 апреля 2009 г. № 87 «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства»;

приказ Минприроды Республики Коми от 16 мая 2007 г. № 242 «О перечне объектов, подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов на территории Республики Коми»;

приказ Минприроды Республики Коми «Об утверждении административного регламента осуществления регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов» от 23.03.2012 г. № 107.



Федеральный закон от 03.06.2006 № 73-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации»;

Закон Республики Коми от 03.04.2006 г. № 22-РЗ «О регулировании водных отношений в Республике Коми»;

постановление Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 г. № 640 «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов»,

а также принимаемые в соответствии с указанными законами законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Республики Коми.



3

Региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения.

Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»;

постановление Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 № 293 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр»;

постановление Правительства Республики Коми от 11 сентября 2012 г. № 376 «О порядке осуществления регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения»;

приказ Минприроды Республики Коми от 15.04.2010 № 175 «О должностных лицах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и его территориальных органов, осуществляющих государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр на территории Республики Коми»;

приказ Минприроды Республики Коми от 28.03.2012 № 111 «Об утверждении Административного регламента осуществления регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения».


Закон Республики Коми от 20.02.2012 № 3-РЗ «О некоторых вопросах в области пользования участками недр местного значения на территории Республики Коми»;

приказ Минприроды Республики Коми от 18.12.2012 № 581 «Об утверждении Положения о пользовании участками недр местного значения на территории Республики Коми»;

приказ Минприроды Республики Коми от 21.11.2011 № 469 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления горных отводов для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и использования недр для местных нужд в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Республики Коми».


1.2. Имеются также правовые пробелы в нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, определяющих объекты, подлежащие федеральному государственному экологическому контролю (надзору).

Например, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 года № 285 «О перечне объектов подлежащих федеральному государственному экологическому контролю» к объектам, подлежащим федеральному экологическому контролю, отнесены объекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, отнесенные Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов. Согласно положений статьи 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды», государственный надзор в области промышленной безопасности не входит в состав государственного экологического надзора. Соответственно, отнесение опасных производственных объектов к объектам, подлежащим федеральному экологическому контролю (надзору) считаем неправомерным. Кроме того, учитывая требования пункта 3 статьи 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды», данный критерий дополнительно существенно ограничивает полномочия субъектов Российской Федерации в области регионального государственного экологического надзора и в тоже время из-за малочисленности инспекторов в территориальных органах Росприроднадзора возникают сложности в осуществлении федерального государственного экологического надзора.

1.3. Не соответствует требованиям законодательства об охране окружающей среды и Градостроительного кодекса Российской Федерации положение пункта 7 Правил осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2009г. №53, в соответствии с которым:

«если при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный экологический контроль осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности».

Проверка выполнения обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды не относится к предметам государственного строительного надзора, полномочиями по которому наделены органы Ростехнадзора (ч.2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006г. №54). Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях полномочиями по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды наделены только соответствующие органы экологического надзора (контроля), к которым органы Ростехнадзора не отнесены.

1.4. Кроме нормативных правовых актов, указанных в таблице №1, деятельность органа надзора при выполнении соответствующих функций регулируется также следующими нормативными правовыми актами, являющимися общими по организации деятельности в сфере государственного надзора:

Кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ «Об административных правонарушениях»;

Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года № 489 «Об утверждении правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 года № 689 «Об утверждении правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю»;

приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 30 апреля 2009 года № 141 о реализации положений федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

приказ Генпрокуратуры Российской Федерации от 11 августа 2010 года № 313 «О порядке формирования органами прокуратуры ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Указанные нормативные правовые акты регламентируют отношения, связанные с организацией и проведением проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и привлечением к административной ответственности за нарушения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Все они приняты и опубликованы в установленном порядке на федеральном уровне. При этом некоторые положения указанных нормативных актов требуют совершенствования.

1.4.1. Так, установленные в федеральном законе №294-ФЗ требования к порядку проведения государственного экологического надзора в части периодичности, оснований, сроков его проведения, необходимости согласования проверок с прокуратурой и другие, ущемляют конституционное право человека на благоприятную окружающую среду, которое требует быстрого реагирования на различные ситуации, прежде всего, надзорных органов.

1.4.2. Реализация положений №294-ФЗ приводит на практике к проявлению множества коллизий, так как эти положения сконструированы таким образом, что позволяют юридическим лицам избегать надзорных мероприятий путем ликвидации либо реорганизации и образования новых юридических лиц, так как в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ основанием для включения плановой проверки в ежегодный график является истечение трех лет со для либо государственной регистрации юридического лица, либо окончания проведения последней плановой проверки.

1.4.3. Требует совершенствования система привлечения к ответственности за нарушение законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Так, установленные КоАП размеры штрафных санкций часто не сопоставимы с размерами ущерба, возникающего в результате причинения вреда природным компонентам и окружающей среде. Например, установленные КоАП незначительные размеры штрафных санкций за невыполнение предписаний по устранению выявленных нарушений позволяют природопользователям уходить от выполнения своих обязанностей по их выполнению, что соответственно приводит к негативным последствиям по сохранению благоприятной окружающей среды, обеспечению экологической безопасности.

В КоАП отсутствует также ряд составов экологических правонарушений. Например, отсутствует статья, предусматривающая применение административных мер за нарушение условий запланированных и реализуемых мероприятий, предусмотренных планами по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при поиске, разведке н эксплуатации нефтяных месторождений, при добыче, перевозке, хранении и переработке нефти и нефтепродуктов.

2. По нормативным правовым актам, устанавливающим обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления регионального государственного экологического надзора.

Все указанные нормативные правовые акты приняты и опубликованы на федеральном уровне в порядке, установленном законодательством. Признаки их коррупционности отсутствуют.

В тоже время необходимо отметить, что в настоящее время актуальным остается вопрос развития такого вида контроля как производственный, который должен осуществляться соответствующими службами по охране природы на предприятиях. Однако порядок осуществления производственного контроля на законодательном уровне не регламентирован, считаем необходимым внести соответствующие изменения в законодательство Российской Федерации, в том числе разработать соответствующие методические рекомендации и иные акты, регламентирующие осуществление производственного контроля.

Таким образом, на основании вышеизложенных данных и анализа состояния нормативного правового регулирования в сфере отношений природопользования и охраны окружающей среды считаем, что в целях повышения эффективности осуществления государственного надзора в области природопользования и охраны окружающей среды, сохранения благоприятной окружающей среды и обеспечения экологической безопасности необходимо принятие на федеральном уровне соответствующих изменений и дополнений в федеральное законодательство, в том числе направленных на:

совершенствование системы экологического надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов), контроля платы за негативное воздействие на окружающую среду, контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе, а также в части установления порядка осуществления производственного экологического контроля;

методическое обеспечение расчетов вреда, причиненного нарушением законодательства в области охраны атмосферного воздуха, законодательства о недропользовании;

увеличение административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушения требований в области охраны окружающей среды;

устранение избыточных мер по защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного экологического надзора, установленных Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контролю»;

совершенствование правовых основ разграничения полномочий в сфере государственного надзора за природопользованием и охраной окружающей среды между федеральными органами и органами субъектов Российской Федерации.


Раздел 2.

Организация регионального государственного контроля (надзора)

за соблюдением обязательных требований законодательства о природопользовании и охране окружающей среды
а) Сведения об организационной структуре и системе управления органов

регионального государственного контроля (надзора)


Организация и проведение регионального государственного экологического надзора на территории Республики Коми осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее именуется – Минприроды Республики Коми) и его территориальными органами (районными и городскими комитетами по охране окружающей среды Минприроды Республики Коми). Организационная структура в части контрольно-надзорной деятельности Минприроды Республики Коми изображена на схеме 1.

Перечни уполномоченных должностных лиц, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор) за природопользованием и охраной окружающей среды на территории Республики Коми, утверждены:

постановлением Правительства Республики Коми от 10.08.2012 № 340 «О Порядке осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Республики Коми»;

приказом Минприроды Республики Коми от 05.02.2007 г. № 27 «О перечне должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и его территориальных органов, осуществляющих региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов на территории Республики Коми»;

приказом Минприроды Республики Коми от 15.04.2010 г. № 175 «О должностных лицах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и его территориальных органов, осуществляющих государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр на территории Республики Коми».
Схема 1.

Схема организационной структуры в части региональной контрольно-надзорной деятельности Минприроды Республики Коми.


МИНИСТР


Заместитель

министра



Управление государственного контроля за природопользованием и ООС
1.Отдел государственного экологического контроля.

2.Отдел государственного водного контроля.

3.Отдел государственного геологического контроля.

20 городских и районных комитетов по охране окружающей среды

Права и обязанности уполномоченных должностных лиц Минприроды Республики Коми и его территориальных органов, ответственных за организацию и проведение государственного контроля и надзора за природопользованием и охраной окружающей среды на территории Республики Коми, определяются их должностными регламентами, утверждаемыми в установленном порядке министром природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.
б) Перечень и описание основных и вспомогательных

(обеспечительных) функций


Основными функциями регионального государственного экологического надзора на территории Республики Коми являются:

организация и проведение плановых (документарных, выездных) проверок соблюдения обязательных требований законодательства о природопользовании и охране окружающей среды юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

организация и проведение внеплановых (документарных, выездных) проверок;

организация и проведение контрольно-надзорных рейдовых мероприятий;

принятие мер в отношении фактов нарушения законодательства по представлениям иных органов государственного контроля (надзора) и органов прокуратуры в пределах компетенции.

Организация и проведение плановых (документарных, выездных) проверок включает:

составление и утверждение в установленном порядке ежегодных плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

издание приказа о проведении плановой проверки (документарной или выездной);

уведомление юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о проведении проверки;

проверка сведений, содержащихся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении Минприроды Республики Коми (его территориального органа) для оценки выполнения обязательных требований (в случае документарной проверки);

рассмотрение пояснений юридического лица, индивидуального предпринимателя к замечаниям в представленных документах (в случае документарной проверки);

проведение плановой выездной проверки;

оформление результатов проверки.

Организация и проведение внеплановых (документарных, выездных) проверок включает:

издание приказа о проведении внеплановой проверки;

согласование с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя (в случае возникновения угрозы причинения или причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера);

уведомление юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о проведении внеплановой проверки;

проверка сведений, содержащихся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, для оценки выполнения обязательных требований (в случае внеплановой документарной проверки);

рассмотрение пояснений юридического лица, индивидуального предпринимателя к замечаниям в представленных документах (в случае внеплановой документарной проверки);

проведение внеплановой выездной проверки;

оформление результатов проверки.

Организация и проведение контрольно-надзорных рейдовых мероприятий включает:

составление ежеквартальных планов проведения контрольно-надзорных рейдовых мероприятий;

издание приказа о проведении контрольно-надзорного рейдового мероприятия;

проведение контрольно-надзорного рейдового мероприятия и оформление его результатов.

Принятие мер в отношении фактов нарушения законодательства по представлениям иных органов государственного контроля (надзора) и органов прокуратуры включает производство дел об административных правонарушениях в пределах компетенции и порядке определенном КоАП Российской Федерации.

Вспомогательными функциями по обеспечению государственного контроля (надзора) в области природопользования и охраны окружающей среды является необходимость ведения учета подконтрольных объектов, сбор и анализ информации и сведений по исполнению требований законодательства природопользователями, подготовка государственной статистической и другой отчетности, участие в проверках, организуемых иными органами контроля (надзора) и прокуратуры, в комиссиях ГО и ЧС по расследованию причин аварий, представляющих угрозу экологической безопасности, а также в судебных разбирательствах по делам об административных правонарушениях и предъявлению ущерба и другая обеспечивающая осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области природопользования и охраны окружающей среды.
в) Наименования и реквизиты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок исполнения указанных функций
Порядок исполнения функций по контролю и надзору за природопользованием и охраной окружающей среды регламентируется:

а) нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном уровне:

1) Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 года;

2) Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ;

3) Водным кодексом Российской Федерации от 3 июня 2006 года № 74-ФЗ;

4) Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

5) Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

6) Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

7) Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

8) Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

9) Федеральным законом от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

10) Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;

11) Федеральным законом от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;

12) Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

13) Законом Российской Федерации от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах»;

14) Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;

15) Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 года № 640 «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов»;

16) Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2005 года № 293 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр»;

17) Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года № 53 «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)»;

18) Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 года № 285 «О перечне объектов подлежащих федеральному государственному экологическому контролю»;

19) Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года № 489 «Об утверждении правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

20) Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 года № 689 «Об утверждении правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю»;

21) Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 06 июня 2003 года № 71 об утверждении «Правил охраны недр»;

22) Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации 13 апреля 2009 года № 87 «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства»;

23) Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30 апреля 2009 года № 141 о реализации положений федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

24) Приказом Генпрокуратуры Российской Федерации от 11 августа 2010 года № 313 «О порядке формирования органами прокуратуры ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

б) нормативными правовыми актами, принятыми на уровне Республики Коми:

25) Законом Республики Коми от 6 июля 2009 года №с 66-РЗ «О некоторых вопросах в области организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территории Республики Коми»;

26) Законом Республики Коми от 3 апреля 2006 года № 22-РЗ «О регулировании водных отношений в Республике Коми»;

27) Законом Республики Коми от 14 мая 2005 года № 42-РЗ «О регулировании отношений в области охраны окружающей среды в Республике Коми»;

28) Законом Республики Коми от 20.02.2012 № 3-РЗ «О некоторых вопросах в области пользования участками недр местного значения на территории Республики Коми»;

29) Законом Республики Коми от 30 декабря 2003 года № 95-РЗ «Об административной ответственности в Республике Коми»;

30) Постановлением Правительства Республики Коми от 03 апреля 2012 года № 120 «О Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми»;

31) Постановлением Правительства Республики Коми от 10.08.2012 № 340 «О Порядке осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Республики Коми»;

32) Приказом Минприроды Республики Коми от 5 февраля 2007 года № 27 «О перечне должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и его территориальных органов, осуществляющих региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов на территории Республики Коми»;

33) Приказом Минприроды Республики Коми от 16 мая 2007 года № 242 «О перечне объектов, подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов на территории Республики Коми»;

34) Приказом Минприроды Республики Коми от 23 марта 2012 года № 107 «Об утверждении Административного регламента осуществления регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов»;

35) Приказом Минприроды Республики Коми от 28 марта 2012 года № 110 «Об утверждении Административного регламента осуществления регионального государственного экологического надзора»;

36) Приказом Минприроды Республики Коми от 28 марта 2012 года № 111 «Об утверждении Административного регламента осуществления регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения»;

иными нормативными правовыми актами в области природопользования и охраны окружающей среды.


г) Информация о взаимодействии органов государственного контроля

(надзора) при осуществлении своих функций с другими

органами государственного контроля (надзора), порядке и формах такого взаимодействия
Взаимодействие с иными органами государственного контроля (надзора) в области природопользования и охраны окружающей среды на территории Республики Коми по вопросам, указанным в статье 7 Федерального закона № 294-ФЗ, а также определенным законом Республики Коми от 25.05.2009г. № 66-РЗ, осуществлялось в следующем порядке:

1. Информирование о нормативных правовых актах и методических документах по вопросам организации и осуществления государственного контроля (надзора).

Информация о принятых (принимаемых) Правительством Республики Коми и Минприроды Республики Коми нормативных правовых актах, регламентирующих порядок исполнения функции по региональному государственному экологическому надзору размещена на сайте Минприроды Республики Коми в сети Интернет и доступна всем заинтересованным юридическим и физическим лицам, в том числе иными органам государственного контроля (надзора).

2. Определение целей, объема, сроков проведения плановых проверок.

При определении указанных параметров плановых проверок осуществлялось взаимодействие с органами прокуратуры, а также с иными заинтересованными органами государственного контроля (надзора), посредством согласования Планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2014 год с указанными органами, в том числе:

с органами прокуратуры – в 20 муниципальных образованиях;

с 19 заинтересованными органами государственного контроля (надзора) (в части сроков проведения проверок), в том числе:

Управление Роспотребнадзора по Республике Коми, Северо-западное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, ГУ МЧС России по Республике Коми, Управление надзорной деятельности ГУ МЧС России по Республике Коми, Комитет лесов Республики Коми, Министерство образования Республики Коми, Печорское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Территориальный орган Росздравнадзора по Республике Коми, Управление ГИБДД МВД по Республике Коми, Служба Республики Коми по тарифам, Управление государственного автодорожного надзора по Республике Коми, Служба Республики Коми по лицензированию, Управление Росприроднадзора по Республике Коми, Управление федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, Управление Россельхознадзора по Республике Коми, Служба Республики Коми по ветеринарному надзору, Служба Республики Коми по техническому надзору.

3. Информирование о результатах проводимых проверок, состоянии соблюдения законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности и об эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Информирование о результатах проводимых проверок, состоянии соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды, об эффективности проводилось на основании соответствующих запросов иных органов государственного контроля (надзора), а также в рамках принятых норм и правил отчетности, а также соответствующих соглашений о взаимодействии, в том числе указанная информация направлялась в органы прокуратуры, в Администрацию Главы Республики Коми и Правительство Республики Коми, Управление государственной гражданской службы Республики Коми, Управление Росприроднадзора по Республике Коми, и муниципальные образования районов и городских округов.

Информация о результатах проведенных проверок, состоянии соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды за прошедший год ежегодно публикуется в составе Государственного доклада «О состоянии окружающей природной среды Республики Коми» и доступна всем органам власти, организациям и гражданам, а также ежеквартально в Интернете на сайте Минприроды Республики Коми.

4. Подготовка в установленном порядке предложений о совершенствовании законодательства Российской Федерации в части организации и осуществления государственного контроля (надзора).

4.1. В период 2013 года были подготовлены и направлены, в установленном порядке в Управление государственной гражданской службы Республики Коми:

- предложения по разработке на федеральном уровне концепции повышения результативности и оптимизации контрольно-надзорной деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 28.06.13г. №Пр-1394 (исходящее письмо №02-02-38/3580 от 05.08.13);

- проведен анализ задач и функций регионального (федерального) государственного надзора за природопользованием и охраной окружающей среды, осуществляемым министерством, во исполнение пункта 2 Поручения Президента Российской Федерации от 28.06.13г. №Пр-1391 (исходящее письмо №01-59/4549 от 11.09.13);

- предложения о передаче в 2014-2015 годах полномочий Российской Федерации для исполнения субъектами Российской Федерации, в соответствии с перечнем поручений Представителя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 08.10.13г. №ДМ-П16-7149 (исходящее письмо №02-02-38/5377 от 23.10.13г.);

- даны замечания и предложения к проекту Концепции повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на 2014-2018 годы (исходящее письмо №06-26/5418 от 01.11.2013).

5. Повышение квалификации специалистов, осуществляющих государственный контроль (надзор).

В период 2013 года проведены следующие мероприятия:


  1. Семинар-совещание:

- 21 февраля 2013г. с руководителями районных и городских комитетов по охране окружающей среды министерства по итогам осуществления регионального государственного контроля (надзора) за природопользованием и охраной окружающей среды за 2012 год и задачах на 2013 год;

- 10 октября 2013г. с представителями 11-ти районных и городских комитетов по охране окружающей среды министерства на тему: «Новые требования и проблемы осуществления регионального государственного надзора (контроля) на местах. Взаимодействие с органами местного самоуправления, органами прокуратуры и иными контрольно-надзорными органами власти».



  1. Обучения с целью повышения квалификации специалистов, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор):

- на базе Сыктывкарского лесного института с 01 по 16 августа 2013г. (2 человека) по программе: «Современные информационные системы и технологии в государственном управлении»;

- на базе Сыктывкарского государственного университета с 7 по 16 октября 2013г. (9 человек) по программе: «Экология и государственное управление природопользованием».

6. Одной из форм взаимодействия органов контроля является также проведение совместных контрольно-надзорных рейдовых мероприятий с целью выявления несанкционированного природопользования. В 2013 году проведено 508 контрольно-надзорных рейдовых мероприятий, в том числе с участием органов местного самоуправления – 149, с ГИМС МЧС – 44, органов прокуратуры – 75, правоохранительных органов – 2 и иными органами.

7. В целях обеспечения взаимодействия Минприроды Республики Коми заключены соответствующие соглашения между органами исполнительной власти различного уровня и органами местного самоуправления, в том числе:

1) Соглашение «Между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и Управлением Россельхознадзора по Республике Коми о взаимодействии в сфере регулирования использования и охраны объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и водных биоресурсов» от 20.03.2006г.;

2) Соглашение «О взаимодействии Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми» от 13.02.2008 г.;

3) Соглашение «Между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Правительства Республики Коми о взаимодействии в сфере охраны окружающей среды» от 25.04.2008г. №79;

4) Соглашение «Между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и Территориальным отделом по Республике Коми Двинско-Печорского территориального управления Госкомрыболовства России о взаимодействии в области регулирования и охраны водных биоресурсов на особо охраняемых территориях республиканского значения» от 01.09.2008г.;

5) Соглашение «Между Главным управлением МЧС России по Республике Коми и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о взаимодействии в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, охраны окружающей среды и жизни людей на водных объектах» от 03.02.2011 г.;

6) Соглашение «Между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и Комитетом лесов Республике Коми о взаимодействии и сотрудничестве в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды» от 14.02.2011 г.;

7) Межведомственное соглашение «О взаимодействии территориальных органов Федеральных органов исполнительной власти Республики Коми и органов исполнительной власти Республики Коми по принятию мер к ликвидации несанкционированного размещения твердых бытовых отходов» от 11.03.2012г.;

8) Соглашение «О взаимодействии Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Республике Коми и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми по вопросам учета плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду и осуществления контроля своевременности и полноты внесения платежей в бюджетную систему Российской Федерации» от 12.07.2012г.;

9) Соглашение «Между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и Комитетом лесов Республике Коми о взаимодействии и сотрудничестве в области природопользования и охраны окружающей среды» от 09.09.2013 г.;

10) Соглашение «О взаимодействии и сотрудничестве в области охраны особо охраняемых природных территорий республиканского значения» от 28.06.2013г.;

11) Соглашение «О взаимодействии Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Республике Коми и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми по контролю и надзору в сфере природопользования и охраны окружающей среды» от 13.06.2013 г.;

12) Соглашение «О взаимодействии между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и Администрацией МО МР «Княжпогостский» 04.08.2008 г.;

13) Соглашение «О взаимодействии между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и Администрацией муниципального района «Ижемский» от 05.08.2008 г.;

14) Соглашение «О взаимодействии между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и Администрацией муниципального района «Прилузский» от 11.08.2008 г.;

15) Соглашение «О взаимодействии между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и Администрацией муниципального района «Сыктывдинский район» от 18.08.2008 г.

16) Соглашение «О взаимодействии между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и Администрацией муниципального района «Корткеросский» от 18.09.2008 г.;

17) Соглашение «О взаимодействии между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и Администрацией муниципального района «Троицко-Печорский» от 18.09.2008 г.;

18) Соглашение «О взаимодействии между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и Администрацией муниципального района «Удорский» от 18.09.2008 г.;

19) Соглашение «О взаимодействии между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и Администрацией городского округа «Сыктывкар» от 18.09.2008 г.;

20) Соглашение «О взаимодействии между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и Администрацией городского округа «Усинск» от 18.09.2008 г.;

21) Соглашение «О взаимодействии между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и Администрацией городского округа «Ухта» от 18.09.2008 г.;

22) Соглашение «О взаимодействии между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и Администрацией муниципального района «Усть-Цилемский» от 18.09.2008 г.;

23) Соглашение «О взаимодействии между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и Администрацией муниципального района «Сосногорск» от 18.09.2008 г.;

24) Соглашение «О взаимодействии между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и Администрацией муниципального района «Печора» от 27.10.2008 г.;

25) Соглашение «О взаимодействии между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и Администрацией муниципального района «Вуктыл» от 01.11.2008 г.;

26) Соглашение «О взаимодействии между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и Администрацией муниципального образования муниципального района «Сысольский» от 17.12.2008 г.;

27) Соглашение «О взаимодействии между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и Администрацией муниципального образования городского округа «Воркута» от 17.12.2008 г.;

28) Соглашение о взаимодействии между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и Администрацией муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский» от 17.12.2008 г.;

29) Соглашение «О взаимодействии между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и Администрацией муниципального района «Усть-Вымский» от 17.12.2008 г.;

30) Соглашение «О взаимодействии между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и Администрацией муниципального района «Койгородский» от 17.12.2008 г.;

31) Соглашение «О взаимодействии между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и Администрацией муниципального образования городского округа «Инта» от 22.05.2009 г.


д) Сведения о выполнении функций по осуществлению государственного контроля (надзора), подведомственными органам государственной власти и организациями с указанием их наименований, организационно-правовой формы, нормативных правовых актов, на основании которых указанные организации осуществляют контроль (надзор)
При исполнении Минприроды Республики Коми государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора на территории Республики Коми подведомственные организации не участвуют, так как действующее законодательство в области природопользования и охраны окружающей среды не наделяет их таким правом.
е) Сведения о проведенной работе по аккредитации юридических

лиц и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов,

привлекаемых к выполнению мероприятий по контролю

при проведении проверок


Минприроды Республики Коми аккредитовало организацию филиал Федерального бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному округу» - «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Республике Коми» в качестве экспертной организации, привлекаемой к проведению мероприятий по контролю при осуществлении регионального государственного экологического надзора на территории Республики Коми от 16.03.2012г.

В качестве экспертов, привлекаемых к выполнению Минприроды Республики Коми и его территориальными органами мероприятий по контролю при проведении проверок, участвуют представители ГУ «Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Коми» (ГУ «Коми ЦГМС»), аккредитованное Минприроды Республики Коми в качестве экспертной организации, привлекаемой к проведению мероприятий по контролю в области природопользования и охраны окружающей среды, 08.02.2010 г.


  1   2   3

  • Таким образом , на основании вышеизложенных данных и анализа состояния
  • Схема организационной структуры в части региональной контрольно-надзорной деятельности Минприроды Республики Коми. МИНИСТР Заместитель