Дискуссионных

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Дискуссионных



страница1/25
Дата18.11.2017
Размер5,68 Mb.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
Предисловие

      Введение профильного обучения в российской общеобразовательной школе стало значимой инновацией в рамках совершенствования системы среднего образования. Одним из важнейших направлений реализации данной задачи является создание учебно-методических комплектов (УМК) для профильного уровня изучения курсов.


      Данное методическое пособие написано к переработанному варианту учебника А. Н. Сахарова, В. И. Буганова «История России с древнейших времен до конца XVII в.», который предназначен для использования в 10 классах общеобразовательных учреждений на профильном уровне обучения.
      Что отличает изучение истории на профильном уровне от уровня базового? Сравнение стандартов по истории для базового и профильного уровня обучения позволяет наряду с общими целями, присущими двум уровням исторической подготовки учащихся, в частности развитие личностных качеств — патриотической и гражданской направленности, выделить следующие основные отличия целей профильного обучения истории:
      — выработка у выпускников более развитых способностей осмысливать события прошлого и настоящего в историческом контексте;
      — развитие умений анализировать события прошлого и настоящего с привлечениемисточниковедческих и историографических знаний;
      — развитие навыков определения и аргументации своего отношения к историческим версиям и оценкам, опыта рассмотрения и обсуждения дискуссионных проблем истории и современности.
      Исходя из этих целей можно выделить следующие характерные особенности содержания, организации учебного процесса, форм и методов работы учителя и учащихся:
      — увеличение учебного материала для раскрытия многофакторного подхода к истории, обращение к тем ее сторонам, которые все в большей степени востребованы в школе, но не являются традиционными (во всяком случае, по объему материала) для базового школьного курса: обращение к истории народов России, изучение истории повседневности и одновременно усиление внимания к рассмотрению художественной культуры, истории церкви, большее внимание к персоналиям и т. д.;
      — усложнение задач изучения истории через более глубокое осмысление школьниками прошлого России и мира.
      Одной из существенных задач профильной школы является обращение учащихся к исторической науке как таковой, к именам историков, осуществивших исследования, на основе которых школьникам раскрываются теории, гипотезы исторического процесса, отдельных его периодов.
      Профильное обучение истории предполагает ознакомление школьников с фрагментами историографии. При этом наиболее существенным является не усвоение учащимися знаний по историографии, а понимание методологии исследователей, особенностей исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого.
      Обращение к историографии предполагает не только лекции учителя, обсуждение дискуссионных проблем, поднятых в школьном учебнике, но и самостоятельную работу учащихся с исторической литературой в ходе их подготовки к семинарам, выполнения заданий по созданию рефератов, проектных работ. В приложении к предисловию содержится список литературы, предлагаемой учителю для подготовки к раскрытию вопросов отечественной историографии.
      Профильное обучение истории ориентировано на широкое и глубокое по школьным меркам использование исторических источников, прежде всего документов. Учебник, к которому написано данное методическое пособие, содержит разнообразные источники такого вида, задания к ним. В качестве дополнения учителю можно рекомендовать ряд хрестоматий:
      История России с древнейших времен до конца XVII в.: хрестоматия / авторы-сост. Л. Е. Морозова, Е. В. Пчелов; под ред. А. Н. Сахарова. — М., 2003.
      История России, XVIII—XIX вв.: хрестоматия / авторы-сост. Л. Ф. Писарькова, Г. Я. Данилина; под ред. А. Н. Сахарова. — М., 2003.
      Хрестоматия по истории России. В 4-х тт. / сост. И. В. Бабич, В. Н. Захаров, И. Е. Уколова.
      Т. 1. — С древнейших времен до конца XVII в. — М., 1994.
      Т. 2. — XVII — начало XVIII в. — М., 1995.

      Богатую источниковедческую базу содержит ряд сайтов Интернета. Обучение старшеклассников приемам работы с материалами Интернета является одной из задач профильного обучения. В методическом пособии предложены списки сайтов, рекомендуемых для использования в процессе изучения данного курса. Конкретные формы и методы работы в Интернете разработаны авторским коллективом на примере уроков 10—11.


      Педагогические технологии, необходимые для профильного обучения, выбираются из широкой палитры, применяемой в образовательной школе. Другое дело, что предпочтение отдается таким педагогическим технологиям, которые (при прочих известных критериях: нацеленность на задания ЕГЭ, уровень подготовленности класса и учителя, наличие учебного времени и УМК и др.) в наибольшей степени отвечают требованиям профильного обучения.
      Положения Государственного образовательного стандарта о том, что выпускник профильной школы должен уметь «участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы; представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации», предполагают использование педагогических технологий, связанных с коллективным взаимообучением: «организованный диалог», «работа учащихся в парах сменного состава», «мозговой штурм», «игра», «диспут».
      Названные выше педагогические технологии дают хороший результат при их системном применении в решении задач формирования у учащихся навыков логического мышления и понимания, умения работать в индивидуальном темпе в условиях обсуждения информации с разными, порой с постоянно меняющимися партнерами. Это увеличивает число ассоциаций, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение учебного материала и, главное, приучает к ведению беседы, дискуссии, полемики.
      Подробнее о современных технологиях преподавания истории можно прочитать в следующих книгах:
      Вяземский Е. Е. Как сегодня преподавать историю в школе / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. — М., 2002.
      Историческое образование в современной России: справочно-методическое пособие для учителей. — М., 2002.
      Коваль Т. В. Содержание и современные технологии преподавания истории / Т. В. Коваль. — М., 2001.
      Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: материалы для специалиста образовательного учреждения / А. К. Колеченко. — СПб., 2005.
      Короткова М. В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях / М. В. Короткова, М. Т. Студеникин. — М., 1999.
      Короткова М. В. Практикум по методике преподавания истории в школе / М. В. Короткова, М. Т. Студеникин. — М., 2000.
      Ксензова Г. Ю.Перспективные школьные технологии. — М., 2001.
      Настольная книга учителя истории / сост. Т. И. Тюляева. — М., 2003.
      Настольная книга учителя обществознания / сост. Т. И. Тюляева. — М., 2003.
      Сборник методических материалов для учителей истории и обществознания. 2002—2003 учебный год / под ред. С. И. Козленко — М., 2002.
      Сборник методических материалов для учителей истории и обществознания. 2003—2004 учебный год / под ред. С. И. Козленко. — М., 2003.
      Селевко Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. — М., 1998.

      В условиях профильного обучения большое значение имеет использование лекционно-семинарской системы работы. Это важно не только с точки зрения реализации задач углубленного изучения курса, роста самостоятельной работы учащихся, усиления диалогичности и дискуссионности в изучении курса, но и с позиций подготовки учащихся к продолжению их учебы в профессиональной школе, в которой названная выше система является одной из основных.


      Все большее распространение получают в школе проектные работы учащихся. Важны они и в курсе истории на профильном уровне обучения. Создание проектов ориентировано на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой — интегрирование знаний, умений из различных источников информации, в том числе из средств массовой информации.
      Одним из видов учебной деятельности старшеклассников является написание и защита сочинений-эссе исторической направленности. В приложении ко второй части пособия даны (выборочно) темы сочинений-эссе, которые были предложены участникам заключительного этапа пяти Всероссийских олимпиад школьников по истории, прошедших на момент подготовки данной книги.
      При расчете количества уроков авторы опирались на представленную в пособии программу, согласно которой на изучение истории России в 10 классе в рамках профильного обучения отводится 102 часа. В программе предусмотрены 9 резервных часов для повторения и обобщения изученного материала. В пособии предложен возможный вариант их использования.

      Список литературы по отечественной историографии, рекомендуемой учителю 


      Абалихин Б. С. 1812 год на перекрестках мнений советских историков. 1917—1987 / Б. С. Абалихин, В. А. Дунаевский. — М., 1990.
      Багдасарян В. Э. «Теория заговора» в отечественной историографии второй половины XIX—XX вв. / В. Э. Багдасарян. — М., 1999.
      Балашов В. А. Историография отечественной истории (1917 — начало 90-х гг.) / В. А. Балашов, В. А. Юрченков. — Саранск, 1994.
      Богданов А. П. От летописания к исследованию. Русские историки последней четверти XVII в. / А. П. Богданов. — М., 1995.
      Вандалковская М. Г. Историческая наука российской эмиграции: «Евразийский соблазн» / М. Г. Вандалковская. — М., 1997.
      Данилов В. П. Современная российская историография: в чем выход из кризиса? / В. П. Данилов // Новая и новейшая история. — 1993. — № 6.
      Диалог со временем. Историки в меняющемся мире. — М., 1996.
      Екатерина II в русской историографии. — Чебоксары, 1996.
      Заболотный Е. Б. Историческая наука России в преддверии третьего тысячелетия / Е. Б. Заболотный, В. Д. Камынин. — Тюмень, 1999.
      Искандеров А. А. Историческая наука на пороге XXI в. / А. А. Искандеров // Вопросы истории. — 1996. — № 4.
      Историки России. Биографии / сост. и отв. ред. А. А. Чернобаев. — М., 2001.
      Историки России о времени и о себе. Вып. 1—2 / сост. А. А. Чернобаев. — М., 1997.
      Историческая наука в условиях обновления: философские основы, принципы познания, методы исследования: историографический анализ. — Екатеринбург, 1996.
      Историческая наука России в XX веке / отв. ред. Г. Д. Алексеева. — М., 1997.
      История и историки / отв. ред. И. Д. Ковальченко. — М., 1995. 
      Итоги и задачи изучения внешней политики России. Советская историография. — М., 1981.
      Кобрин В. Б. Кому ты опасен, историк? / В. Б. Кобрин. — М., 1992.
      Ковальченко И. Д. Теоретико-методологические проблемы исторических исследований. Заметки и размышления о новых подходах / И. Д. Ковальченко // Новая и новейшая история. — 1995. — № 1.
      Козлов В. А. Российская история, обзор идей и концепций 1992—1995 гг. / В. А. Козлов // Свободная мысль. — 1996. — № 3.
      О кризисе исторической науки и путях его преодоления. Материалы теоретического семинара по обсуждению статьи А. О. Чубарьяна «О кризисе исторической науки». — М., 1999.
      Поляков Ю. А. Историческая наука: люди и проблемы / Ю. А. Поляков. — М., 2004.
      Преображенский А. А. Историк об историках России XX столетия / А. А. Преображенский. — М., 2000.
      Россия XIX—XX вв. Взгляд зарубежных историков / науч. ред. А. П. Логунов. — М., 1996.
      Шапиро А. Л. Русская историография с древнейших времен до 1917 г. / А. Л. Шапиро. — М., 1993.

П Р О Г Р А М М А



ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX в.

10 класс (102 ч)

А в т о р ы: В. И. Буганов, П. Н. Зырянов, А. Н. Сахаров, С. И. Козленко


Пояснительная записка

      Программа предназначена для преподавания в 10 классах, в которых изучается история России по модели второго концентра школьного исторического образования в профильной школе.


      Материалы курса нацелены на воспитание патриотизма, гражданственности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими истории России, сложившихся в ней культурных, этнонациональных, религиозных традиций, нравственных и социальных установок.
      Принципиальными позициями, которые заложены в данную программу, являются:
      — многофакторный подход к истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многомерность развития нашего Отечества, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период;
      — внимание к личностно-психологическим аспектам истории, которое проявляется прежде всего в раскрытии персоналий;
      — акцент на сравнение процессов, происходивших в истории нашего Отечества, с аналогичными явлениями в зарубежных странах;
      — ориентация на проблемное изложение курса.
      Если изучение истории в первом концентре вынужденно направляет учителя к истории фактов, то обращение к историческому материалу в ходе второго концентра предполагает историю проблемную. Этим объясняется включение в программу дискуссионных вопросов истории России, предложение учителю раскрыть элементы историографии по тем или иным темам.
      При этом важнейшей задачей в реализации программы становится формирование у школьников умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого, определять и аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
      Предполагается, что при реализации данной программы большое внимание будет уделено работе с источниками при ориентации на формирование у школьников умений:
      — проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
      — осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника;
      — классифицировать исторические источники по типу информации.
      Названные выше цели курса делают необходимыми разнообразные виды и типы занятий, в том числе школьные лекции, семинары и практикумы.
      Достижение целей курса происходит через индивидуальную и групповую историко-познавательную деятельность школьников, результаты которой целесообразно представить в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации.
      Программа рассчитана на ее творческое самостоятельное применение педагогами и учащимися. Очень многое в ее реализации будет зависеть от того, насколько школьниками усвоен материал первого исторического концентра, какие теоретические вопросы и в какой степени уже получили свое освещение.
      Подобный подход позволил дать в программе распределение часов по разделам без дальнейшей детализации, с предоставлением учителю возможности использовать время на изучение материала по своему усмотрению. После изучения каждого раздела целесообразно проводить урок (уроки) повторения и обобщения в различных формах, в том числе уроки-семинары и практикумы.
      В зависимости от уровня развития учащихся, тех задач, которые ставит перед собой учитель, интересов школьников и самого педагога материал, предложенный программой, может быть расширен.


Введение (2 ч)

      Место России в европейской и мировой истории. Проявление общих закономерностей развития стран и народов в истории России. Особенности истории России на фоне европейской и мировой истории. Исторические темпы развития России. Многофакторный подход к истории. Влияние географического, геополитического, экономического, этнического, религиозного, личностно-психологического факторов на судьбу России. Эпохи в развитии страны.




Тема I. Предыстория народов России. Начало Руси (9 ч)

      Появление человека на территории Восточной Европы. Предыстория. Начало истории. Человек и ледник. Люди во времена палеолита. Послеледниковый период. Мезолит. Неолитическая революция.


      Конец былого равенства людей. Складывание народов. Прародина и расселение индоевропейцев. Индоевропейская языковая общность.
      Появление славян. Общеславянский европейский поток. Место предков славян среди индоевропейцев. Дискуссия в исторической науке о прародине славян. Первые нашествия: борьба славян с кочевыми племенами. Греческие колонии и скифы. Другие народы нашей страны в глубокой древности. Великое переселение народов и Восточная Европа.
      Славяне в V—VII вв. Анты — первое восточнославянское государство. Славянский вождь Кий. Славяне на берегах реки Волхов. Борьба с аварами и хазарами. Религия восточных славян. Языческие праздники и обряды восточных славян.
      Восточнославянские племена в VIII—IX вв. Развитие хозяйства. Ремесла. Города. Торговля. Путь «из варяг в греки». Складывание племенных союзов. Усложнение структуры общества. Зарождение признаков государственности. Предпосылки образования Древнерусского государства. Особенности развития социально-политических процессов у восточных славян в древности в сравнении с народами Западной Европы.
      Появление государства у восточных славян. Государство Русь на Днепре. Дискуссия о происхождении Древнерусского государства. Варяги. Норманнская теория, ее роль в русской истории. Неонорманнизм. Происхождение слова «русь». Рюрик в Новгороде. Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Создание единого государства Русь. Правление князя Олега.
      Русь в X — начале XI в. Укрепление Киевского государства при князе Игоре. Начало борьбы с печенегами. Продвижение к Причерноморью, устью Днепра, на Таманский полуостров. Русско-византийская война 941—944 гг. Княжение Игоря. Восстание древлян и смерть Игоря. Правление княгини Ольги. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение княгини Ольги.
      Правление Святослава. Святослав — «Александр Македонский Восточной Европы». Временное отступление христианства. Подавление племенного сепаратизма. Поход на Восток. Борьба за выход в Каспийское море, удар по Хазарии. Укрепление на Таманском полуострове. Перенесение завоеваний на Нижнее Подунавье и Балканы. Русско-византийское соперничество в конце 60-х — начале 70-х гг. Х в. Дипломатическая и военная дуэль: Иоанн Цимисхий — Святослав. Борьба за восточных и европейских союзников. Поражение Святослава. Русь на завоеванных рубежах.
      Правление Владимира Святославича. Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Продолжение восточной и балканской политики Святослава.
      Крещение Руси как русский и европейский феномен. Дипломатическая борьба вокруг Крещения. Очаги христианства в языческом мире. Русь — страна двоеверия. Историческое значение Крещения Руси. Появление на Руси духовенства — мощной социально-экономической, духовной, культурной силы.
      Оборона Руси от печенегов. Система укреплений. Богатырские заставы. Внутренние реформы. Личность Владимира Святославича.


Тема II. Русь в XI—XII вв. (11 ч)

      Междоусобица на Руси после смерти Владимира. Борис и Глеб — князья-мученики. Противоборство Ярослава Владимировича Мудрого с соперниками. Разделение державы между Ярославом и Мстиславом. Личность Мстислава, князя-воина. Смерть Мстислава и конец междоусобицы. Объединение Руси в единое государство.


      Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Развитие хозяйства страны. Совершенствование земледелия, развитие ремесла, появление светских и церковных вотчин. «Русская Правда» как юридический памятник раннефеодальной эпохи. Сравнение с варварскими «правдами» Западной Европы. Строительство Киева и других русских городов. Святая София. Начало русского монашества. Киево-Печерский монастырь. Первые подвижники Антоний и Феодосий Печерские. Стремление Руси к ликвидации церковной зависимости от Византии. Первый русский митрополит Иларион.
      Династические связи Ярославова дома. Успехи в борьбе с кочевниками. Разгром печенегов в 1036 г.
      Развитие культуры, образования при Ярославе Мудром. Появление и развитие русской письменной культуры.
      Русское общество в XI в. Государственное управление. Возникновение феодальной земельной собственности. Феодально-зависимое население. Армия. Города. Торговля. Церковь. Монастыри.
      Народные движения. От языческих и племенных мятежей к социальному протесту. Восстание в Русской земле в 1068 г. 
      «Правда» Ярославичей — новый свод законов.
      Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Признаки распада Древнерусского государства. Соперничество феодальных кланов. Княжеские съезды и объединение русских сил для борьбы с половцами. Крестовый поход в степь в 1111 г. Приход к власти Владимира Мономаха в 1113 г. Личность Мономаха. «Поучение детям» и «Устав». Удар Владимира Мономаха по новгородскому сепаратизму. Мстислав Великий — сын Владимира Мономаха. Последние годы единой державы.
      Политическая раздробленность Руси. Причины распада единого государства. Рост городов и земель, развитие городских сословий, становление вотчинного землевладения. Признаки обособления отдельных княжеств на новой экономической, политической, культурной основе. Борьба центробежных и центростремительных сил. Скрепляющее действие власти киевского князя, русской церкви, единой культуры, единой сложившейся народности, внешней опасности со стороны половцев.
      Киевское княжество. Чернигово-Северское княжество. Галицко-Волынское княжество. Новгородская земля. Северо-Восточная Русь в XII — начале XIII в. Владимиро-Суздальская земля. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский.
      Культура Руси X — начала XIII в. Условия и процесс зарождения культуры Руси. Письменность. Грамотность. Школа. Летописание. «Повесть временных лет». Летописец Нестор. Редактирование летописных сводов представителями различных политических группировок. Литература. «Слово о полку Игореве». Архитектура. Строительное дело. Облик русского города. Искусство. Переводческая деятельность. Народное творчество. Образование, развитие научных знаний. Искусство. Фольклор.
      Жизнь простых людей. Быт, жилища, орудия труда, традиции, обычаи крестьян, ремесленников, мелких торговцев, слуг, холопов.


Тема III. Русь в XIII—XV вв. (7 ч)

      Монголо-татарское вторжение на Русь. Рождение Монгольской империи. Чингисхан. Завоевания монголов. Сражение на реке Калке. «Батыево нахождение» на Русь.


      Натиск с северо-запада. Александр Ярославич Невский. Невская битва. Борьба с Тевтонским орденом. Ледовое побоище. Совместная борьба народов Прибалтики и Руси против шведских и немецких рыцарей.
      Ордынское владычество на Руси. Установление ордынского ига на Руси. Перепись населения, ордынская дань, баскаки и откупщики. Александр Невский и Орда. Европа и Русь в период монголо-татарского нашествия.
      Народные восстания. Восстания в Новгороде Великом (1250-е гг.), городах Северо-Восточной Руси (1260-е гг.). Тверское восстание 1327 г. Подвиг князя Михаила Тверского. Карательные экспедиции из Золотой Орды.
      Возрождение хозяйства и культуры. «Недоумение в людях» после Батыева нашествия. Постепенное возрождение городов и деревень, пашен и промыслов, каменного строительства, летописания и др. Крестьяне и холопы. Ремесленники и купцы.
      Собирание Руси. Центры власти на Руси — княжества и боярские республики (Новгород Великий, Псков). Золотая Орда — верховный сюзерен русских князей, ханские ярлыки. Роль русской церкви, митрополиты и епископы, их отношения с русскими князьями и ханами.
      Политическое соперничество. Возвышение Москвы. Переход митрополии из Владимира в Москву. Личность Ивана Калиты. Успехи Ивана Калиты, его преемников. Сохранение европейских связей русских земель. Дискуссия о путях и центрах объединения русских земель.
      Противостояние Орде. Золотая Орда. Территория, социально-экономический строй, государственная власть, религия, личность хана Узбека. Народы, входившие в состав Золотой Орды. Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Успехи в борьбе с Тверью, Рязанью, Литвой. Митрополит Алексий и московские бояре. Отражение ордынских набегов. Личность Дмитрия Донского. Сергий Радонежский. Мамай. Поход русского войска на Казань. Сражение на Пьяне (1377 г.) и Воже (1378 г.). Полководец князь Владимир Серпуховской. Битва на Куликовом поле (1380 г.), ее отражение в летописях, повестях, сказаниях, миниатюрах, иностранных источниках.
      Образование единого Русского государства. Национальный подъем после Куликовской победы. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Темном. Потери и приобретения времени феодальной войны второй четверти XV в. Политические и духовные лидеры, позиции сословий. Распад Золотой Орды. Усиление Руси при Иване III. Иван III — первый великий князь всея Руси. Создание единой системы управления, армии, системы финансов. Судебник 1497 г. Соперничество светской и церковной властей. Борьба с еретиками. Отношения с Западом, возрождение былых связей. Присоединение земель. Разрыв с Ордой — стояние на Угре, освобождение от иноземного ига (1480 г.).
      Великое княжество Литовское. Войны с Литвой и Ливонским орденом. Русское многонациональное государство.
      Сельское хозяйство и промыслы. Города и торговля.
      Русская культура и быт XIV—XV вв. Возрождение и развитие письменной традиции. Летописные своды, повести и сказания, жития святых. Церковное и гражданское строительство (монастырские комплексы-крепости, храмы в городах и селениях, дворцы и жилые дома). Иконопись и фрески — Андрей Рублев, Феофан Грек и др. Прикладное искусство. Духовные искания. Церковь, ее роль в культурной жизни. Антицерковные настроения. Еретики-вольнодумцы: стригольники, жидовствующие — представители реформационной, гуманистической мысли на Руси. Повседневная жизнь русских людей — жилища и одежда, пища и развлечения, обряды и духовные запросы.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

  • Список литературы по отечественной историографии, рекомендуемой учителю
  • П Р О Г Р А М М А ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX в. 10 класс (102 ч) А в т о р ы
  • Появление славян.
  • Славяне в V—VII вв.
  • Восточнославянские племена в VIII—IX вв.
  • Появление государства у восточных славян.
  • Русь в X — начале XI в.
  • Правление Владимира Святославича.
  • Крещение Руси как русский и европейский феномен.
  • Тема II . Русь в XI—XII вв.
  • Расцвет Руси при Ярославе Мудром.
  • Русское общество в XI в.
  • Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава.
  • Политическая раздробленность Руси.
  • Культура Руси X — начала XIII в.
  • Тема III . Русь в XIII—XV вв.
  • Натиск с северо-запада.
  • Ордынское владычество на Руси.
  • Народные восстания.
  • Возрождение хозяйства и культуры.
  • Политическое соперничество.
  • Противостояние Орде.
  • Образование единого Русского государства.
  • Русская культура и быт XIV—XV вв.