Деловое общение (социально-психологические аспекты)

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Деловое общение (социально-психологические аспекты)



страница1/2
Дата22.08.2017
Размер0,95 Mb.


  1   2
Деловое общение (социально-психологические аспекты)

Е.Ю. Красова


Раздел посвящен анализу психотехнологии делового успеха – социально-психологическим механизмам достижения оптимального самочувствия и результатов, удовлетворения профессиональной деятельностью. Важными составляющими деловой коммуникации выступают временные режимы работников и их ролевые ожидания, слаженность работы команды и психосоциальная устойчивость.
Деловое общение – процесс установления и развития контактов в организации.

Эта форма деятельности условно подразделяется на три взаимосвязанные стороны:

  • Коммуникацию – обмен информацией.

  • Перцепцию – восприятие друг друга, взаимопонимание

  • Интеракцию – взаимодействие во время кооперации или конфликта.


Система делового общения многогранна и сложна, в одно и то же время происходит обмен сигналами (вербальными и невербальными), взаимное влияние и переживание. Действуют две противоположные тенденции: к сотрудничеству и интеграции, с одной стороны, к борьбе и дифференциации – с другой. Дифференциация позволяет разграничивать социальные взаимодействия в общении. См., табл. 1.

Таблица 1

Взаимосвязь характера отношений и форм их проявления


Характер отношений

Форма проявления отношений

Эмоционально положительные отношения

Солидарность

Ослабление напряжения

Одобрение


Деловые, относящиеся к определенной задаче управления

Предложение

Мнение


Информация

Просьба об информации

Просьба о мнении

Просьба об обращении



Эмоциональные негативные отношения

Отклонение

Напряженность

Антагонизм



Все оттенки делового спектра общения не могут быть исчерпаны данными определениями и таблицей. Однако можно выделить узловые моменты, которые необходимо понять: как общаться с людьми, которые руководствуются разными стилями мышления; каковы организационные роли и закономерности действий в малой группе, команде работников; что делать в случаях деструктивного поведения коллег.
Восприятие и планирование времени в деловой коммуникации
Современная организация отличается динамикой контактов, значительными информационными нагрузками, которые накладываются на сотрудников, «временными стрессами». В этих условиях время выступает ключевым фактором делового общения - большинству времени не хватает. Это порождает напряженность в общении.

Время – одно из самых загадочных свойство реальности. Кроме объективного времени, везде одинакового по своим физическим законам, существует индивидуальное время. Внутреннее время (психологическое время) – переживание человеком последовательности сменяющих друг друга событий. «Внутренние часы» связаны с особенностями нервной системы человека, состоянием его психики, личностными смыслами и значениями, а также зависят от социальных условий жизни в конкретную эпоху и в конкретном обществе.



Психологическое время влияет на оптимальность труда, психологическую совместимость сотрудников, рациональное использование времени на рабочем месте.

Эффективная деловая коммуникация предполагает учет как общих, так и личностных психологических закономерностей восприятия времени.

Можно выделить ряд тенденций восприятия времени.

1. Временные отрезки жизни, заполненные интересной, эмоционально насыщенной деятельностью, недооцениваются (время проходит быстро). Время, связанное со скукой и ожиданием переоценивается, то есть длится долго. Эффективное управление коллективом работников предусматривает сочетание творческие и рутинные трудовых заданий и операций, постоянное отслеживание мотивировки сотрудников.

2. Дефицит времени, связанный с получением каких-то благ (покупкой вещей), приводит к повышению ценности этих благ в сознании человека1.

3. Одним из последствий социальных кризисов является нарушение (или даже деструкция) временной перспективы личности, крушение жизненных планов и временная дезорганизация человека. Сокращается длина временной перспективы, происходит зацикливание на прошлом, нарушается связанность или согласованность прошлого, настоящего и будущего2.

Организация предъявляет к сотруднику определённые требования, предоставляет ему некоторые временные возможности и резервы. В то же самое время личность самоопределяется во времени, что немаловажно для деловых контактов. Можно выделить типы личностной регуляции времени на основании параметров активности и некоторых общих характеристик личности3.



  1. Стихийный тип. Личность такого типа находится в зависимости от событий и обстоятельств, не может организовать своё время, характеризуется ситуативностью поведения и отсутствием личной инициативы.

  2. Функциональный тип. Такой человек активно организует ход событий, своевременно включаясь в них и добиваясь максимальной эффективности, но только в краткосрочной перспективе (отсутствует жизненная линия).

  3. Созерцательный тип характеризуется пассивным отношением ко времени, отсутствием четкой организации времени жизни.

  4. Творческий тип. Такая личность оптимальным образом сочетает внешние обстоятельства жизни и внутренние тенденции, активно реализует планы на будущее.


Событийный подход к жизни наименее эффективен. Для первых двух типов временная организация носит краткосрочный характер.

Эффективная деловая коммуникация строится на учете индивидуальных временных режимов. Основные временные режимы, в которых осуществляется профессиональная деятельность, это

  1. оптимальный для деятельности срок;

  2. неопределенный срок, при котором работник сам должен определить момент окончания деятельности;

  3. лимит времени, когда работнику необходимо напряженно работать, чтобы уложиться в данное ему время;

  4. избыток времени, когда его дается заведомо больше, чем необходимо;

  5. дефицит времени, т. е. явно недостаточное время для выполнения работы.

С учетом данных факторов, строится типология стратегий действий в различных временных режимах, отражающая фактические предпочтения людей.

  1. «Оптимальный» тип во всех временных режимах действует успешно, а его переживания не связаны с его деятельностью.

  2. «Дефицитный» тип все сроки сводит к дефициту времени – делает все в последний момент. Он субъективно уравнивает все временные режимы, но действует успешно.

  3. «Спокойный» тип, испытывает трудности в режимах дефицита времени или ограниченного срока, а в остальных режимах действует успешно. Таким людям целесообразно заранее сообщать о предстоящей деятельности, и тогда они успешно с ней справятся, самостоятельно организуя и упорядочивая свое время. Переживания этого типа двойственны: если сроки определяются им самим, он мобилизуется, но если время задаётся извне, он дезорганизуется.

  4. «Исполнительный» тип успешно действует во всех режимах, кроме временной неопределенности. В его переживании времени преобладает эмоциональное отношение, что связано с особым чувством порядка и удовлетворенности.

  5. «Тревожный» тип успешно действует в оптимальном сроке, неплохо работает при избытке времени, но всячески избегает его дефицита, что и отражается в характере переживания времени.

  6. «Неоптимальный» тип ни в одном из режимов не действует успешно, что отражается в конфликтном характере его переживания времени.


Очевидно, что существуют люди, которые успешно справляются с самоорганизацией, и люди, которыми надо управлять. Среди работников есть те, которые осознают время как жизненную ценность и те, кто воспринимают лишь его практический, прагматический и даже ситуативный смысл.

Важным фактором успеха в деловой коммуникации является личный рабочий стиль. Слабыми сторонами метода работы могут стать «поглотители» времени4.

  • Нечеткая постановка цели.

  • Отсутствие приоритетов в делах.

  • Попытка слишком много сделать за один раз.

  • Отсутствие полного представления о предстоящих задачах и путях их решения.

  • Плохое планирование трудового дня.

  • Личная неорганизованность, отсутствие самодисциплины.

  • Недостаток мотивации – равнодушное отношение к работе.

  • Отрывающие от дел телефонные звонки.

  • Незапланированные посетители.

  • Неспособность сказать «нет».

  • Неумение довести дело до конца.

  • Болтовня на неделовые темы.

  • Излишняя коммуникабельность.

  • Синдром «откладывания».


Эффективным инструментом управления временем на работе служит его оценка и планирование согласно матрице Д.Д. Эйзенхауэра - тридцать четвертого президента США. См., рис. 1.



  1. Разрешение кризисов, неотложные задачи, проекты, у которых подходят сроки сдачи.

  2. Планирование новых проектов, оценка полученных результатов, превентивные мероприятия, налаживание отношений, определение новых перспектив, альтернативных проектов.

  3. Прерывания, перерывы, некоторые телефонные звонки, некоторые совещания, рассмотрение неотложных материалов, общественная деятельность.

  4. Рутинная работа, некоторые письма, некоторые телефонные звонки, «поглотители» времени.


Рис. 1. Схема управления временем Источник: Матрица Эйзенхауэра. – (http://www.college.ru/timemanagement/page5.html)
Упорядочение дел на работе по критериям важности и срочности помогает рационально тратить время.

Очевидно, что и администрация, и сами сотрудники могут управлять деятельностью в организации с учетом фактора времени и не создавать конфликтные ситуации в общении из-за временных стрессов.
Интеллект: взаимодействие партнеров с разными типами

интеллектуальных стратегий
В современной организации ставка делается на разум. Быть «умным» - значит попасть на высокую ступень социальной иерархии. Между тем, в изучении феномена интеллекта сложилась кризисная ситуация. Было выявлено, что тесты интеллекта, весьма распространенные при приеме на работу, как в зарубежных фирмах, так и в отечественных, дают недостоверные результаты, это тесты «способности к обучению».

Интеллект (от лат. – разумение, понимание, постижение) – относительно устойчивая структура мыслительных способностей человека, позволяющая приспосабливаться к жизненному окружению. Было выявлено до 100 таких способностей. Среди них важнейшие – сосредоточенность внимания, вербальное мышление и память. Однако, только в одной профессии – «математик» – установлена прямая связь между уровнем интеллекта и профессиональной продуктивностью5. Показатели интеллекта не дают возможности прогнозировать жизненный успех. Среди факторов, его определяющих, уровень умственного развития не превышает 20%6. Метаспособностью выступает эмоциональность (распознание собственных эмоций, владение ими, понимание эмоций других людей, самомотивация). Она определяет, насколько хорошо индивид может использовать все остальные навыки.

В течение дня человеческий мозг порождает примерно 70000 мыслей. Трехкомпонентная теория интеллекта Стернберга7 утверждает, что существуют несколько видов интеллекта. Академический измеряется традиционными тестами интеллекта, например, на речевую беглость и легкость оперирования цифрами. Практический интеллект необходим для того, чтобы быть компетентным в повседневной жизни. Креативный интеллект связан со способностями к созданию нового и является необходимым условием художественного творчества и рекламной деятельности.

На протяжении ХХ в. интеллектуальные способности человека измерялись с помощью методики IQ, основанной на формуле «быстрота-аналитичность-абстрактность». В конце века появилось понятие «эмоциональный интеллект», охватывающий способности распознания и владения собственными эмоциями, понимания чувств других людей8. Понятие было сформулировано Дж. Мэйером и П. Сэловеем. Д. Гоулмэн в 1996 г. опубликовал книгу «Эмоциональный интеллект». Новаторские представления о работе мозга стали возможными благодаря технологиям получения оптических изображений мозга. Исследователи подчеркивают, что эмоциональный интеллект особенно важен в управленческой работе, поскольку включает в себя самообладание, целеустремленность, настойчивость, способность мотивировать себя. Высказывается идея о том, что лидеры – люди с развитым эмоциональным интеллектом9. Это позволяет им избегать страхов и сомнений, действовать и общаться с людьми для достижения своих целей. Эмоциональный интеллект способствует пониманию мотивов других людей, нахождению нужных работников и эффективному взаимодействию с ними.

Профессор Гарвардского университета Г. Гарднер выделяет следующие виды интеллектуальных проявлений10.

1. Традиционный уровень: вербальные способности.

2. Традиционный уровень: математически-логические способности.

3. Пространственные способности, необходимы архитекторам.

4.Кинестетические способности, развитые у спортсменов.

5.Музыкальные способности, необходимые профессиональным музыкантам.

6. Личностные проявления: способность понимания и сопереживания окружающим.

7. Личностные проявления: комплекс способностей, ведущих к обретению «внутреннего» удовлетворения, возникающего благодаря гармоничному сочетанию своей жизни со своими чувствами.

Очевидно, что изучение, измерение и оценка интеллектуальных способностей человека до сих пор является сложной и дискуссионной проблемой. В практическую плоскость, например, делового общения, эту проблему перевели А. Харрисон и Р. Брэмсон. Они предложили типологию стилей мышления. Это системы приемов, навыков и операций, связанные с особенностями принятия решений, манерой речи, отношением к межличностным конфликтам, словом с коммуникативными предрасположенностями личности11.

Итак, в процессе деловой коммуникации необходимо различать интеллектуальные стратегии сотрудников и соответственно строить свое поведение. Выделяют следующие стили мышления с преимущественными характеристиками сознания и поведения личности:

Аналитик питает интерес к научным решениям, отдает предпочтение теории и методу перед данными, проявляет негибкость, сверхосторожность, дорожит чувством собственной компетентности.

Идеалист обладает широким взглядом на вещи, не расположен концентрироваться на точных фактах и цифрах, стремится к высокому качеству работы и избегает конфликтов.

Реалист ориентирован исключительно на конкретные результаты, отдает предпочтение фактам перед теорией, стремится к упрощенным решениям, гордится чувством собственной значимости.

Прагматик поспешен в погоне за прибылью, легко приспосабливается, питает интерес к новому, дорожит чувством собственной привлекательности.

Синтезатор проявляет интерес к парадоксам и конфликтам, к «переменам ради перемен», гордится своей креативностью.

Наиболее продуктивным для рабочей обстановки является владение всеми указанными стратегиями и применение их в зависимости от складывающейся ситуации. Вместе с тем в общении стоит учитывать, насколько ситуативно или постоянно в коллеге или начальнике проявляются черты какого-либо стиля. См., табл. 2.

Другими словами, целесообразно применять разные подходы в общении с коллегами: задавать по-иному вопросы, быть требовательным или наоборот более мягким, использовать подробный письменный отчет или быть кратким в устной речи и т.п.

Таблица 2




КАК ПОВЛИЯТЬ НА:
  1   2

  • Восприятие и планирование времени в деловой коммуникации
  • http://www.college.ru/timemanagement/page5.html
  • Интеллект: взаимодействие партнеров с разными типами интеллектуальных стратегий
  • 10
  • 11