Цели освоения дисциплины Целью дисциплины «Основы эргономики»

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Цели освоения дисциплины Целью дисциплины «Основы эргономики»



Дата04.11.2017
Размер0,53 Mb.





  1. Цели освоения дисциплины


Целью дисциплины «Основы эргономики» является формирование у студента системы теоретических знаний о факторах и методах изучения человека в трудовых процессах и других аспектах его жизнедеятельности для обеспечения комфортных и безопасных условий в системе

«человек-машина (объект деятельности) - среда». Повышение эффективности и качества деятельности при сохранении здоровья человека и создания условий для развития его личности. Освоение студентами способов практического проектирования с учетом эргономических требований.



Для достижения поставленной цели решаются следующие учебные задачи:

  • Освоение основных понятий эргономики и её методологии;

  • Изучение факторов, влияющих на здоровье человека, для определения эргономических требований;

  • Эргономическое обеспечение проектирования, в том числе дизайнерского проектирования предметного окружения и архитектурно-интерьерной среды;

  • Освоение анализа структуры деятельности человека в системе

«человек-машина (объект деятельности) - среда» на стадии формирования проектной задачи.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавр

Дисциплина входит в состав вариативной части ОПД как обязательная дисциплина по направлению подготовки 072500.62 Дизайн (бакалавр).



Изучение дисциплины «Основы эргономики» осуществляется на 1 курсе в 2 семестре, параллельно с дисциплинами «Проектирование», «Основы производственного мастерства», «Материаловедение» профессионального и общепрофессионального циклов.

Освоение дисциплины способствует развитию практических навыков проектирования предметной и пространственной среды.

Эргономика является прикладной наукой, естественно-научной основой дизайна, помогающей дизайнеру детально анализировать структуру деятельности на стадии формирования задачи.

Полученные знания и умения будут использованы при освоении профессиональных и специальных дисциплин, в итоговом аттестационном проекте и далее в профессиональной деятельности.

Для освоения курса необходимы: знания основ проектирования, цветоведения и информационных технологий в дизайне; умения конструктивно-технического рисунка; владение техникой линейно-конструктивного рисунка и техникой выполнения эскизов цветовых и фактурных решений объектов проектирования, а также овладение графическими компьютерными программами.





  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Основы эргономики».


Основная компетенция: В результате освоения дисциплины обучающийся развивает мышление и способность к анализу получаемой информации, что позволяет проводить исследования для определения проектной задачи в дизайн-проектировании.

Дисциплина формирует следующие компетенции ООП:

ОК-1,ОК-5, ОК-8;

ПК-1, ПК-2, ПК-3



В результате обучения студент должен:

Знать:

  • Историю развития эргономики как науки,

  • Методы эргономических исследований,

  • Факторы, определяющие эргономические требования,

  • Эргономическое обеспечение проектирования, эргодизайн

  • Закономерности взаимодействия человека с техническими системами и окружающей средой, определяющих качество его деятельности;

  • Знать естественно-научную основу эргономики для проведения анализа деятельности человека на стадии формирования проектной задачи.

Уметь:

  • Освоить и применять основные методы эргономики в проектной работе,

  • проводить анализ профессиограмм, разработанных эргономическими исследованиями

  • Пользоваться эргономическими данными в проектной работе,

  • Использовать метод соматографии в эскизных чертежах,

  • Применять навыки конструктивно-технического рисунка в эскизах эргономического решения проекта.

  • Применять навыки графических компьютерных программ в эргономической проектной работе.


Владеть:

  • Владеть теоретическими знаниями в области эргономики;

  • овладеть знанием закономерностей взаимодействия человека с техническими системами и окружающей средой,

  • обнаруживать факты, демонстрирующие связь качества труда и отдыха человека с эргономическими параметрами технических систем и внешней среды при постановке задач проектирования.



4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ:

  1. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.




Вид занятий (учебной работы)

1 сем

2 сем

3 сем

4

сем

5 сем

6 сем

7 сем

ИТОГО:

Лекции



18
















18

Лабораторные

























Практические




18
















18

КСР

























Семинары

























Итого аудиторных занятий:




36
















36

РГЗ

























Реферат
























Курсовой проект (работа)

























Подготовка к экзаменам

























Другие виды самостоят. работы




72
















72

Итого самостоятельных занятий:




72
















72

ИТОГО:




108
















108

Вид итогового контроля




Зач.




















4. 1. Структура и содержание дисциплины:


п/п


Раздел дисциплины

Семестр

Лекции

Лаборат.

Практич.

КСР

Семинары

Итого аудиторных

Реферат

Курсовой проект (работа)

Другие виды сам.работы


Итого сам.работы

ИТОГО

1

  1. Эргономика и ее место в системе наук.

2

2













2







4

4

6

2

  1. Основные понятия и методология эргономики

2

2













2







4

4

6

3

  1. Эргономические требования и свойства.

2

2













2







4

4

6

4

  1. Эргономические антропометрические признаки

2

2













2







4

4

6

5

  1. Проектирование мебели для сидения.

2

-




6







6







12

12

18

6

  1. Антропометрические данные для проектирования лестниц.

2

-




4







4







8

8

12

7

  1. Роль освещения в создании комфортной среды.

2

2













2







4

4

6

8

  1. Цвет в жизнедеятельности человека.

2

2













2







8

8

10

9

  1. Видеоэкология.

2

2




2







4







8

8

12

10

  1. Решение эргономических задач в проектировании интерьера.

2

2




6







8







8

8

16

11

Решение эргономических проблем в замкнутом пространстве.

2

2













2







8

8

10




Итого по дисциплине 108 ч.




18




18







36







72

72

108

    1. Содержание разделов дисциплины:

1. Эргономика и ее место в системе наук.

Становление эргономики как науки. История развития эргономики.

Этапы эргономических исследований. Понятие «человеческий фактор». Эргономика военного и космического комплексов. Эргономика гражданского строительства, жилой среды и потребительских товаров. Эргономика компьютеризации и новых технологий. Эргономика в развитии массовых зрелищ, досуга и туризма. Эргономический анализ техногенных катастроф. Эргономика проектирования безопасной и комфортной среды для детей, для лиц с ограниченными возможностями и пожилых людей.



  1. Основные понятия и методология эргономики

Основные понятия эргономики. Предмет изучения. Система «человек-машина (объект деятельности) - среда». Научно-практическая методология эргономики. Использование научных данных других наук: медицина, гигиена, физика и т.д. Соматография, профессиограмма, метод плоских манекенов, метод объемных «мультменов» и т.д.


  1. Эргономические требования и свойства.

Факторы, определяющие эргономические требования. Гигиенические факторы среды обитания: микроклимат, чистота воздушной среды. Безопасность жилой и производственной среды. Электромагнитные, звуковые, вибрационные, световые, инфракрасное и ультрафиолетовое излучения и колебания.

Физиологические и психофизиологические факторы. Психологические и

социально-психологические факторы. Постановка проектной задачи на создание эргономических свойств объектов проектирования.


  1. Эргономические антропометрические признаки

Каноны пропорций человека в искусстве. Антропометрические пропорции человека. Антропометрические измерения и их использование в создании комфортной среды. Понятие процентилей и их применение в проектировании предметной и интерьерной среды. Справочные данные по наиболее часто употребляемым измерениям человека. Шаблон плоского манекена в масштабе.


  1. Проектирование мебели для сидения.

Мебель и оборудование. Рабочее место человека-оператора в работе с компьютером. Стол и место сидения. Угол обзора. Физиологический процесс сидения. Седалищные бугры. Антропометрические данные положения «сидя».

Антропометрические данные для создания сидячего места у барной стойки. Проектирование кресла для отдыха. Применение соматографии.




  1. Антропометрические данные для проектирования лестниц.

Оптимальные и комфортные данные для проектирования лестниц. Размеры ступеней. Высота ограждений. Типы лестниц, углы наклона. Пандусы.


  1. Роль освещения в создании комфортной среды.

Естественное и искусственное освещение. Характеристики освещения. Светотехническое оборудование, виды ламп. Общее, местное, рабочее и декоративное освещение.


  1. Цвет в жизнедеятельности человека.

Физика цветовых волн. Восприятие цвета. Психофизиологическое воздействие цвета на человека. Роль освещения и цвета в проектировании интерьера.


  1. Видеоэкология.

Оптические иллюзии. Зрительные искажения и приемы их использования или коррекции. Автоматия саккад. Агрессивные поля пространственной городской среды. Визуальная информация в городском партере и общественно-производственных пространствах. Эргономические требования к объектам визуальной информации: размеры, начертание, соотношение цвета изображения и фона.


  1. Решение эргономических задач в проектировании интерьера.

Мебель и оборудование в жилище. Кухня как рабочее место человека-оператора. Основные типы планировок. Привязка к коммуникациям: подача и отвод воды, вытяжка-вентиляция. Электрооборудование. Освещение рабочей зоны. Досягаемость кухонного оборудования. Микроклимат кухни.

Разработка эргономической системы хранения в проектах гардеробных и кладовых.



  1. Решение эргономических проблем в замкнутом пространстве.

Психологические и психофизиологические аспекты восприятия замкнутого пространства человеком. Связь с природой. Искусственное освещение. Психологическое восприятие отчужденного от природы пространства. Значение и возможности света и цвета. Решение эргономической проблемы дизайнерскими предложениями.

5. Образовательные технологии

При изучении дисциплины «Основы эргономики» используются следующие образовательные технологии:




Название образовательной

технологии



Кол-во

часов


%%

от общего объема часов



Декларативные технологии

Лекции с использованием презентаций и мультимедиа

36

50%

Процедурные технологии

Практические занятия

36

50%

Индивидуальные консультации на практических занятиях по конкретному объекту (материалу)



5.1. Тематика практических работ
Эргономические антропометрические признаки

1.Выполнить шаблон плоского манекена в масштабе М 1:10. Женская фигура, рост 164см.


Проектирование мебели для сидения.

2. Выполнение чертежа рабочего места за компьютером. Вид сбоку. Использовать метод плоского манекена.

3. Выполнение чертежа фрагмента барной стойки с посадочным местом по эргономическим антропометрическим данным. Вид сбоку. С применением соматографии.

4. Разработать проект кресла для отдыха с учетом эргономических данных. Выполнить чертеж, вид сбоку. Применить соматографию.


Антропометрические данные для проектирования лестниц.

5. Разработать проект комфортной лестницы с удобными ступенями и ограждением. Выполнить чертеж лестницы с перилами. Применить соматографию с использованием плоского манекена.


Видеоэкология.

6.Провести эксперимент. Разработать и проверить читаемость визуальной информации на примере графического знака: размер, начертание, цвет знака и фона. Расстояние 5 метров от зрителя до знака. Выполнить эргономический анализ.


Решение эргономических задач в проектировании интерьера.

7. Выполнить чертеж развертки стены кухни с кухонным оборудованием.

8. Спроектировать размещение мест хранения в гардеробной. Выполнить чертежи разверток стен с оборудованием.
Решение эргономических проблем в замкнутом пространстве.

9.Выполнить эскиз цветового решения лифта. Предложить отделочные материалы и освещение.



    1. Тематика самостоятельных работ

  1. Проработка теоретических вопросов. Подготовка к экзамену.

  2. Подготовка к практическим работам. Выполнение эскизов. Завершение работ над чертежами.




  1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

При освоении дисциплины «Основы эргономики» используется рейтинговая система текущего контроля знаний и итоговой аттестации. Итоговая оценка складывается на основании подсчета баллов по рейтингу, который состоит из результатов посещения лекционных и практических занятий, выполнения практических работ.

Итогом изучения дисциплины «Основы эргономики» является зачёт.

Зачёт.

По окончании семестра студенты сдают зачёт. Он проводится в устной форме ответов на теоретические вопросы и представлением практических работ в виде чертежей и эскизов, выполненных в течение семестра. Совокупность устных ответов и практических работ оцениваются системе: «зачёт», «незачёт».



К зачёту допускаются студенты, выполнившие учебный план в полном объеме.

Перечень вопросов к зачёту по дисциплине

«Основы эргономики»

  1. Современные эргономические программы

  2. Этапы развития эргономики

  3. Становление эргономики в России

  4. Понятия эргономики: предмет изучения, цели и задачи

  1. Основные определения эргономики

  2. Методы эргономических исследований: соматография и профессиограмма

  3. Факторы, определяющие эргономические требования

  4. Эргономические требования в создании комфортной среды

  5. Создание предметов и пространственной среды с эргономическими свойствами

  6. Эргономика как естественно-научная основа для дизайн-проектирования

  7. Понятие эргодизайна

  8. Антропометрия, антропометрические измерения

  9. Антропометрические различия по полу, возрасту, расам и этническим группам, социальным группам

  10. Процентиль (перцентиль) и его значение в проектировании.

  11. Гигиенические факторы среды обитания

  12. Микроклимат: температура воздуха, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха .

  13. Экологическая обстановка в жилище

  14. Вредные вещества в воздушной среде.

  15. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. Санитарные правила и нормы.

  16. Роль естественного и искусственного освещения в создании комфортной среды

  17. Характеристики искусственного освещения

  18. Светотехническое оборудование, виды ламп

  19. Проектирование пространства интерьера с заданным микроклиматом

  20. Негативное воздействие шума и вибрации на человека

  21. Создание благоприятного экологического фона в помещении

  22. Физические характеристики цветовых волн.

  23. Психофизиологическое и эмоционально-эстетическое воздействие цвета на человека

  24. Использование справочных эргономических данных при расчете параметров рабочего места

  25. Метод плоских манекенов и использование мультменов

  26. Оборудование жилой среды: предметное наполнение и инженерные коммуникации

  27. Дизайн кухонь, рациональные планировки, освещение.

  28. Физиология зрения, автоматтия саккад

  29. Эргономические требования к визуальной информации.

  30. Видеоэкология: типы визуальной среды, комфортная среда



Расчет рейтинга 2 семестр

Вид занятий

Количество баллов

Оценка

Лекционные занятия

0,5*32=16

62–72 – удовлетв.

73–80 – хорошо

Более 80 – отлично


Практические занятия

0,5*32=16

Практические работы

40(max)




10(max)

Экзамен

36



7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

«Основы эргономики»
а) основная литература:

1. Мунипов В. М., Зинченко В. П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник. — М.: Логос, 2001. — 356 с.:

2.В.Ф.Рунге Эргономика и оборудование интерьера
М. Архитектура-С, 2006

  1. 3. Рунге В.Ф., Манусевич Ю.П. Эргономика в дизайне среды


М.: Архитектура-С, 2007. — 327 с.

б) дополнительная литература:

4. Михайлов С.М., Кулеева Л.М. Основы дизайна


Казань: Новое знание, 1999. — 240 с

5. Джулиус П., Мартин З. Основы Эргономики. Человек, пространство, интерьер. Справочник по проектным нормам


М.: АСТ, Астрель, 2006. — 320 с.

Нойферт Э. Строительное проектирование. Справочник для профессиональных строителей. М.: Архитектура-С,2010

Эргодизайн: теория и практика / под ред. В.И. Кулайкина, Л.Д. Чайновой. – М.: ВНИИТЭ, 2008. – 310 с.

Архитектурный дизайн: словарь-справочник / под общ. ред. Е.С. Агранович-Пономаревой. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 342 с.


9.1.3. Электронные ресурсы:
http://www.knigafund.ru/ «КнигаФонд» Электронная библиотечная система.


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

«Основы эргономики»


  1. Ноутбук Asus Z99H(Z99H 011) CM1.6 512 60 14

  2. Экран с электроприводом 350х265 Spectra

  3. Проектор Ben Q MP 612с

  • 4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
  • 3. Рунге В.Ф., Манусевич Ю.П. Эргономика в дизайне среды