Цели и задачи учебной дисциплины Цель преподавания дисциплины

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Цели и задачи учебной дисциплины Цель преподавания дисциплины



Дата03.06.2017
Размер1,04 Mb.


Раздел 1. Цели и задачи учебной дисциплины




    1. Цель преподавания дисциплины.

Целью преподавания дисциплины является формирование умения целенаправленно работать с информацией, профессионально используя для ее обработки программные средства (Microsoft Word, Microsoft Excel), а также знакомство с основами организации вычислительных машин, операционными системами и средами, которые будут использоваться при выполнении различных заданий и работ практически по всем дисциплинам, изучаемым на последующих курсах.

    1. Задачи изучения дисциплины:

  1. Освоение студентами основных методов и средств применения современных компьютерных технологий в научно-исследовательской и практической деятельности;

  2. Приобретение устойчивых практических навыков использования возможностей прикладных программных средств, операционных систем и средств;

  3. Обучение базовым технологиям решения экономических задач с применением средств современных программных продуктов.

Студент должен знать:

  • основы организации ЭВМ;

  • устройство и правила пользования операционными системами;

  • основные виды офисных прикладных продуктов и методы работы с ними;

  • назначение и возможности современных офисных прикладных продуктов;

  • функциональные особенности применения текстовых и табличных процессоров.

Студент должен уметь:

  • свободно ориентироваться в основных типах и возможностях стандартного программного обеспечения ЭВМ;

  • пользоваться офисными приложениями (текстовым процессором и электронными таблицами);

  • организовывать составление основных форм и шаблонов для ведения документооборота на основе приложений Windows;

  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, график, диаграмма и др.).

    1. Взаимосвязь учебных дисциплин.

Дисциплина «Текстовые и табличные процессоры» базируется на курсе «Операционные системы, среды и оболочки», из которого студенты должны знать основные принципы построения операционных систем и иметь навыки работы на персональном компьютере. Полученные в процессе освоения курса теоретические знания и практические навыки используются студентами в процессе изучения последующих дисциплин по учебному плану, при подготовке рефератов и докладов, выполнении курсовых и дипломных работ.

    1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Таблица 1

п/п


Исходный уровень компетенций, знаний и умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению данной дисциплины

ОК-4

способен анализировать социальнозначимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем

ОК-6

способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь

ОК-9

способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

ОК-13

имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

ОК-17

способен к организованному подходу к освоению и приобретению новых навыков и компетенций




п/п

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК - 5
ОК - 16

способен использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

способен работать с информацией из различных источников;



ПК - 4
ПК - 10

ПК – 11


П

К - 19


ПК – 28
ПК-29

проводить анализ инноваций в экономике, управлении и ИКТ;
организовывать взаимодействие с клиентами и партнерами в процессе решения задач управления жизненным циклом ИТ-инфраструктуры предприятия;

позиционировать электронное предприятие на глобальном рынке; формировать потребительскую аудиторию и осуществлять взаимодействие с потребителями, организовывать продажи в среде Интернет;

использовать основные методы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности для теоретического и экспериментального исследования;

использовать лучшие практики продвижения инновационных программно-информационных продуктов и услуг;

создавать новые бизнесы на основе инноваций в сфере ИКТ.




    1. Бально-рейтинговая система оценки успеваемости студентов по дисциплине.

Таблица 2

№ п/п

Вид контроля успеваемости

Максимальное количество баллов

Текущий семестровый контроль (0-100 баллов)

1.

Контроль за посещением практических занятий

10

2.

Защита лабораторных работ

60

3.

Контрольная работа

30

Зачет (0-100 баллов)



Обучение лиц с ограниченными возможностями

Обучение людей с ограниченными возможностями здоровья, их социальная адаптация – один из приоритетных вопросов российского образования. Законодательство Российской Федерации в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривает принцип равных прав на образование для детей данной категории.

В рамках изучения курса предоставляются условия для обеспечения процесса обучения людей с ограниченными возможностями. В частности возможности дистанционного обучения через использование ПТК УМКА. Индивидуальные консультации с использованием сети «Интернет».

В процессе обучения будут использоваться информационные, образовательные и компенсационные технологии. Главная задача состоит в том, чтобы в рамках изучения курса люди с ограниченными возможностями смогли раскрыть свой интеллектуальный потенциал в рамках образовательной деятельности, почувствовать себя полноправными членами общества, а также повысить свой уровень жизни.

Раздел 2. Структура изучения дисциплины

Таблица 3



Всего часов

144

В.ч.




Аудиторных занятий

68

Из них лекций

-

семинарских/практических занятий

-

лабораторных занятий

68

практикумов

-

Самостоятельных занятий

76

изучение основной и дополнительной литературы

46

написание курсовых работ, эссе, рефератов, индивидуальных заданий.

-

выполнение письменных домашних заданий, расчетов, проектов.

-

выполнение контрольных работ, тестов

30

Подготовка к зачету, зачет




Раздел 3. Тематический план изучения дисциплины

Таблица 4


Тема

Содержание


Вид занятий

Форма занятий


Коли-чество часов

Форма контроля


I семестр

1. Основы работы в операционной системе MS DOS.

  1. Основы работы в операционной системе MS DOS. Внутренние команды.

  2. Основы работы в операционной системе MS DOS. Утилиты MS DOS.

  3. Пакетные файлы. Команды пакетных файлов.

Аудиторные
Самостоятельные

Лабораторная работа №1,2,3
Изучение литературы

9

10


5

Защита лабораторных работ.

Модульная контрольная работа №1



2. Прикладное программное обеспечение.


  1. Файловый менеджер NORTON COMMANDER. Структура и работа с файлами.

  2. Архивация данных. Типы архивов.




Аудиторные

Самостоятельные



Лабораторная работа №4
Изучение дополнительной литературы, электронных ресурсов

4

4


Защита лабораторной работы.



3. Основы работы с операционной системой WINDOWS XP.


  1. Основы работы с операционной системой Windows XP.

  2. Настройка элементов пользовательского интерфейса Windows XP. Рабочий стол. Пуск. Главное меню. Контекстное меню.

  3. Служебные программы Windows XP.

  4. Управление файлами и папками. Программа Проводник.

Аудиторные

Самостоятельные




Лабораторная работа №5

Изучение литературы

Лабораторная работа №6,7,8

Подготовка к зачету



4
5

5

8


5

36




Защита лабораторной работы.

Модульная контрольная работа №2

Защита лабораторных работ.
Модульная контрольная работа №3

Зачет


II семестр

4. Основы создания документа и работы с текстом в MS WORD.


  1. Знакомство с интерфейсом приложения MS Word. Набор и основные приемы работы с текстом. Работа со шрифтами.

  2. Форматирование абзаца. Работа с табуляцией и списками.

  3. Средства проверки и замены MS Word. Подготовка к печати и печать документов.

  4. Форматирование документов: работа с разделами, страницами, колонтитулами и колонками в MS Word.

Аудиторные

Самостоятельные



Лабораторная работа №1,2,3,4

Изучение дополнительной литературы


Подготовка к защите лабораторной работы

12

12


Защита лабораторных работ.


5. Средства структурирования и оформления документов MS WORD.

  1. Работа с таблицами в MS Word.

  2. Работа с объектами в документах MS Word.

  3. Создание автотекста. Средства автоматического поиска и замены. Проверка орфографии в MS Word. Средства разбиения текста.

Аудиторные

Самостоятельные



Лабораторная работа №5,6,7

Изучение дополнительной литературы

Подготовка к защите лабораторной работы


9
9

5


Защита лабораторных работ.

Модульная контрольная работа №1



6. Средства автоматизации работы в MS WORD.

  1. Средства автоматизации работы в MS Word.

  2. Приемы автоматизации работы в MS Word: стили и шаблоны.

Аудиторные
Самостоятельные

Лабораторная работа №8,9

Подготовка к защите лабораторной работы



4



Защита лабораторных работ.

7. Основы работы в табличном процессоре MS EXCEL.


  1. Общие сведения по работе с табличным процессором. Модель ячейки (логическая структура): изображение, формула, формат, имя, примечание.

  2. Функции Excel.




Аудиторные

Самостоятельные



Лабораторная работа №10,11

Изучение дополнительной литературы

Подготовка к защите лабораторной работы


6
6
5

Защита лабораторных работ.
Модульная контрольная работа №2

8. Средства автоматизации работы в MS EXCEL.

  1. Автоматизация расчетов в электронных таблицах.

  2. Рабочая книга Excel. Связь таблиц.

  3. Структурирование и отбор данных. Фильтрация записей списка. Автоматическое подведение итогов.

Аудиторные

Самостоятельные



Лабораторная работа №12,13,14,15

Подготовка к защите лабораторной работы

Подготовка к зачету


12

5


36

Защита лабораторных работ.
Модульная контрольная работа №3
Зачет.

Раздел 4. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и по итогам освоения дисциплины


Вопросы к зачету:

  1. Компьютер и компьютерная система. Основные типы программ. Представление информации.

  2. Составные части MS DOS и их взаимодействие.

  3. Логическая организация дисков в операционной системе MS DOS. Разделы диска. Файл и каталог в MS DOS.

  4. MS DOS. Основные принципы создания новых версий. Недостатки.

  5. Внутренние команды MS DOS. Команды cls, copy, chdir, vol.

  6. Внутренние команды MS DOS. Использование шаблонов. Команды Date, time, dir.

  7. Внутренние команды MS DOS. Команды del, mkdir, path.

  8. Внутренние команды MS DOS. Команды rename, rmdir, type, ver.

  9. Утилиты MS DOS. Команды keyb, sys, tree.

  10. Утилиты MS DOS. Внутренние и внешние команды. Команды attrib, deltree, diskcopy.

  11. Утилиты MS DOS. Команды fdisk, format, help.

  12. Утилиты MS DOS. Команда Undelete.

  13. Утилиты MS DOS. Команда Unformat.

  14. Работа с архивными файлами в DOS. Архиватор RAR. Создание архива, основные режимы работы.

  15. Архиватор RAR. Пересылка файла в архив, извлечение, просмотр содержания, многотомные архивы.

  16. Файловый менеджер Norton Commander. Структура и работа с файлами.

  17. Пакетные файлы. Команды @, call, goto.

  18. Пакетные файлы. Команды if, rem.

  19. Пакетные файлы. Команды echo, for, goto.

  20. Файл config.sys. Директивы menuitem. Примеры файлов config.sys и autoexec.bat.

  21. Файл config.sys. Директивы Break, buffers, country.

  22. Файл config.sys. Директивы device, devicehigh, dos.

  23. Служебные приложения WINDOWS XP. Архивация данных. Буфер обмена.

  24. WINDOWS XP. Установка оборудования. Аппаратное и программное подключение.

  25. Служебные приложения WINDOWS XP. Дефрагментация диска. Индикатор системных ресурсов. Проверка диска. Сведения о системе. Монитор. Таблица символов.

  26. WINDOWS XP. Настройка шрифтов. Типы шрифтов.

  27. WINDOWS XP. Приемы управления. Классический и WEB-стиль.

  28. WINDOWS XP. Установка и удаление программ. Совместное использование ресурсов.

  29. WINDOWS XP. Элементы управления Рабочего стола. Панель задач. Кнопка Пуск.

  30. WINDOWS XP. Настройка средств управления. Программа проводник. Объекты и их свойства.

  31. Компьютерные технологии обработки текстовых документов.

  32. Назначение и основные возможности текстового процессора. Типовая структура интерфейса текстового процессора.

  33. Охарактеризуйте суть операций копирования, перемещения, удаления фрагмента текста, какова роль буфера промежуточного хранения?

  34. Основные операции обработки текста.

  35. Правила набора и оформления текстовой документации.

  36. Редактирование, форматирование документов.

  37. Объекты в Word и приемы управления ими.

  38. Создание таблиц с использованием текстовых редакторов.

  39. Создание объектов средствами векторной графики в Word.

  40. Внедрение объектов растровой графики в документы Word.

  41. Принцип ввод формул в текстовых редакторах.

  42. Табличный редактор Excel. Основные возможности.

  43. Строка меню в Excel. Панели инструментов, настройка.

  44. Ввод данных в Excel, автоматизация ввода. Типы и формат данных.

  45. Редактирование, копирование информации в пределах книги Excel.

  46. Опишите структуру типового интерфейса электронной таблицы.

  47. Перечислите и поясните основные типы входных данных, которые могут быть введены в ячейки электронной таблицы.

  48. Перечислите и поясните существующие форматы числовых данных в ячейках электронной таблицы.

  49. Перечислите и поясните существующие форматы представления символьных данных в ячейках электронной таблицы.

  50. Абсолютный адрес? Правило относительной адресации.

  51. Что такое формула в электронной таблице и её типы?

  52. Что такое функция в электронной таблице и её типы?

  53. Перечислите и поясните содержание основных технологических этапов работы с электронной таблицей.

  54. Построение диаграмм и графиков. Редактирование диаграмм. Подготовка документа к печати в Excel.

  55. Использование встроенных возможностей анализа данных в Excel.

  56. Импорт данных из текстовых файлов в электронную таблицу. Экспорт электронных таблиц в текстовый редактор.

Раздел 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


5.1. Используемая в процессе обучения литература

Базовый учебник:

  1. Гордеев А.В. Операционные системы: учебник. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 416 с. (Библиотека ВолГУ).


Основная литература:

  1. Агальцов В.П. Информатика для экономистов: учебник / В.П.Агальцов, В.М.Титов. М.: Форум; Инфра-М, 2009. 448 с.

  2. Бондаренко С.В. Word 2007. Популярный самоучитель. – СПб.: Питер, 2010. – 240 с. (Библиотека ВолГУ).

  3. Бондаренко С.В. Excel 2008. Популярный самоучитель. – СПб.: Питер, 2010. – 218 с. (Библиотека ВолГУ).

  4. Васильев А.Н. Excel 2007 на примерах. – СПб: БХВ-Петербург, 2009. – 652 с. (Библиотека ВолГУ).

  5. Донцов Д.А. Excel. Легкий старт. – СПб: Питер, 2009. – 138 с. (Библиотека ВолГУ).

  6. Информационные технологии: учебник / под ред. В.В. Трофимова. М.: Юрайт: Высшее образование, 2009. 624 с.

  7. Иртегов Д.В. Введение в операционные системы: учеб. пособие для вузов. – СПб.: БХВ-Петербург, 2010. – 624 с.

  8. Культин Н.Б. Excel 2007. Самое необходимое. / Н. Б. Культин. – СПб.: БХВ-Петербург, 2009. – 188 с. (Библиотека ВолГУ).

  9. Левин А.Ш. Excel - это очень просто! Включая Excel 2007. / А. Ш. Левин. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 108 с. (Библиотека ВолГУ).

  10. Левин А.Ш. Word - это очень просто! Включая Word 2007. / А. Ш. Левин. – СПб.: Питер, 2009. – 124 с. (Библиотека ВолГУ).

  11. Мединов О.Ю. Excel: мультимедийный курс. – СПб: Питер, 2010. – 208 с. (Библиотека ВолГУ).

  12. Мельников П.П.  Компьютерные технологии в экономической науке и практике: учебное пособие. М.: Финакадемия, 2009. 340 с.

  13. Мотов В.В.  Word, Excel, Powerpoint: учебное пособие. М.: Инфра-М, 2009. 206 с.

  14. Основы современных компьютерных технологий: учебник / под ред. А.Д. Хомоненко. СПб: Корона принт, 2009. 672 с.

  15. Партыка Т.Л. Операционные системы, среды и оболочки: учебное пособие / Т.Л. Партыка, И.И. Попов. – М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2011. – 400 с.

  16. Пол Мак-Федрис Microsoft Windows XP SP2. Полное руководство. – М.: «Вильямс», 2010. – С. 880 с.

  17. Таненбаум Э. Современные операционные системы. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 1040 с.

  18. Трусов А.Ф. Excel 2007 для менеджеров и экономистов. Логические, производственные и оптимизационные расчеты. – СПб: Питер, 2009. – 256 с. (Библиотека ВолГУ).

  19. Excel для экономистов и менеджеров. Экономические расчеты и оптимизационное моделирование. / А. Г. Дубина. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 296 с. (Библиотека ВолГУ).

  20. Word и Windows: самоучитель для начинающих. Практические советы. – М.: Диалог-МИФИ, 2009. – 272 с. (Библиотека ВолГУ).

  21. Word 2007. Самое необходимое. / Н. Культин. – СПб.: БХВ-Петербург, 2009. – 160 с. (Библиотека ВолГУ).

  22. Word 2007. Популярный самоучитель. – СПб.: Питер, 2009. – 240 с. (Библиотека ВолГУ).


Дополнительная литература:

  1. Васильев А.Н. Excel 2010 на примерах. – СПб: БХВ-Петербург, 2010. – 432 с.

  2. Жаров Д. Финансовое моделирование в Excel. – М: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 170 с.

  3. Жидкова Т.В. Компьютерная подготовка решений и документов: учеб. пособие / Т. В. Жидкова, И.Б. Бреус, С. А. Дохман и др. –М.: Дело, 2002. – 437 с.

  4. Информатика. Общий курс: учебник / А.Н.Гуда, М.А. Бутакова, Н.М. Нечитайло, А.В.Чернов; под ред. В.И. Колесникова. 3-е изд. М.: Дашков и К, 2009. 400 с.

  5. Корнеев И.К. Информационные технологии: учебник / И.К. Корнеев, Г.Н. Ксандопулло, В.А. Машурцев. М.: Проспект, 2009. 224 с.

  6. Олифер В.Г. Сетевые операционные системы / В.Г. Олифер, Н.А. Олифер. СПб.: Питер, 2002. 544 с.

  7. Просветов Г.И. Анализ данных с помощью Excel: учебно-практическое пособие. – М: Альфа-Пресс, 2009. – 160 с.

  8. Таненбаум Э., ван Стеен М. Распределенные системы. Принципы и парадигмы. СПб.: Питер, 2003. 877 с.

  9. Черников Б.В. Информационные технологии управления: учебник. М.: Форум: Инфра-М, 2009. 352 с.

  10. Экономическая информатика: учебное пособие / кол. авторов; под ред. Д.В. Чистова. – М.: КНОРУС, 2010. – 512 с.


Перечень методических указаний:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине находится в ПТК «УМКа» на сайте Волгоградского государственного университета. Режим доступа: http://umka.volsu.ru/newumka3


Интернет-ресурсы:

  1. Официальный сайт компании Microsoft. Режим доступа: www.microsoft.com


Электронные библиотечные системы:


  1. Электронная библиотечная система «КнигаФонд» http://www.knigafund.ru

- ЭБС «КнигаФонд» – электронный ресурс, на котором Вы сможете найти литературу, соответствующую современным требованиям и стандартам обучения, в том числе федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) нового поколения.

  1. Электронная библиотечная система http://www.IQlib.ru

- ЭБС «IQlib» – электронные учебники и учебные пособия.

  1. Электронная библиотечная система http://www.book.ru

- ЭБС «BOOK.ru» – это популярная электронная библиотечная система современной учебной и научной литературы. ЭБС «BOOK.ru» соответствует федеральным государственным образовательным стандартам и отвечает требованиям современного общества.

  1. Электронная библиотечная система http://www.bibliotech.ru

- Компания «БиблиоТех», созданная группой российских книгоиздателей в 2008 году, сегодня является лидером формирующегося российского рынка электронных книг и решений для электронно-библиотечных систем (ЭБС). Мы предоставляем самый широкий в России спектр возможностей для приобретения легальных электронных версий отечественной учебной, научной, художественной литературы и работы с ними.

Стратегическими партнерами компании являются: Российская государственная библиотека им. В.И.Ленина и Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова.



  1. Электронная библиотечная система Айбукс.ру/ibooks.ru

- ЭБС «IBOOKS.ru» – это электронная библиотечная система учебной и научной литературы. Одновременный доступ к Электронно-библиотечной системе Айбукс.ру/ibooks.ru: пароли и логины предоставляются для всех студентов ВолГУ с любого компьютера, подключенного к сети Интернет.

  1. «Университетская библиотека online» http://www.biblioclub.ru

- «Университетская библиотека online» – это электронная библиотечная система, специализирующаяся на образовательной и научной литературе, а также электронных учебниках для вузов. Основу электронной библиотечной системы составляют образовательные электронные книги, конспекты лекций, энциклопедии и словари, учебники по различным областям научных знаний, интерактивные тесты, материалы по экспресс-подготовке к экзаменам, карты и репродукции.

  1. Университетская информационная система РОССИЯ. http://www.uisrussia.msu.ru

Электронное издание базы даных Polpred.com – Мониторинг промышленности и услуг в России и за рубежом. Обзор прессы, с полными текстами сообщений ведущих информационных агентств. Документы аналитики и обзора прессы включаются одновременно в отраслевые и страновые ресурсы. Количество ключей – 10000.

  1. электронная библиотечная система ZNANIUM.COM.Одновременный доступ к Электронно-библиотечной системе на платформе ЭБС ZNANIUM.COM: 3600 (три тысячи шестьсот) пользователей.

  2. электронный научный информационный ресурс зарубежного издательства Springer. На платформе: http://link.springer.com. Одновременный доступ к Электронно-библиотечной системе Springer с любого компьютера, подключенного к локальной сети ВолГУ. Количество ключей не ограничено.

  3. Научно-электронная библиотека eLIBRARY.RU. Интегрированный научно-информационный ресурс по адресам: elibrary.ru и scienceindex.ru. Одновременный доступ к Электронно-библиотечной системе eLIBRARY.RU с любого компьютера, подключенного к сети Интернет. Количество ключей не ограничено.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий




№ п/п

Наименование темы

Предусмотрено учебным планом

из них интерактивные формы занятий (в часах)

Итого интерактивные методы, час

% интерактивных методов

Дискуссия

Опрос студентов

Разбор проблемной ситуации

Работа в малой группе

Компьютерная симуляция

1

1. Основы работы в операционной системе MS DOS.

9
















4

44,4




2. Прикладное программное обеспечение.


4













2

2

50




3. Основы работы с операционной системой WINDOWS XP.


12













5

5

41,6




4. Основы создания документа и работы с текстом в MS WORD.


12




1







7

7

58,3




5. Средства структурирования и оформления документов MS WORD.

9
















4

44,4




6. Средства автоматизации работы в MS WORD.

4













2

2

50




7. Основы работы в табличном процессоре MS EXCEL.


6













4

4

66,7




8. Средства автоматизации работы в MS EXCEL.

12




1







5

6

50

4

Итого

68




2







32

34





Приложение 2

фонд оценочных средств программы

1. Цели и задачи дисциплины


    1. Цель преподавания дисциплины.

Целью преподавания дисциплины является формирование умения целенаправленно работать с информацией, профессионально используя для ее обработки программные средства (Microsoft Word, Microsoft Excel), а также знакомство с основами организации вычислительных машин, операционными системами и средами, которые будут использоваться при выполнении различных заданий и работ практически по всем дисциплинам, изучаемым на последующих курсах.

    1. Задачи изучения дисциплины:

  1. Освоение студентами основных методов и средств применения современных компьютерных технологий в научно-исследовательской и практической деятельности;

  2. Приобретение устойчивых практических навыков использования возможностей прикладных программных средств, операционных систем и средств;

  3. Обучение базовым технологиям решения экономических задач с применением средств современных программных продуктов.

Студент должен знать:

  • основы организации ЭВМ;

  • устройство и правила пользования операционными системами;

  • основные виды офисных прикладных продуктов и методы работы с ними;

  • назначение и возможности современных офисных прикладных продуктов;

  • функциональные особенности применения текстовых и табличных процессоров.

Студент должен уметь:

  • свободно ориентироваться в основных типах и возможностях стандартного программного обеспечения ЭВМ;

  • пользоваться офисными приложениями (текстовым процессором и электронными таблицами);

  • организовывать составление основных форм и шаблонов для ведения документооборота на основе приложений Windows;

  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, график, диаграмма и др.).

    1. Взаимосвязь учебных дисциплин.

Дисциплина «Текстовые и табличные процессоры» базируется на курсе «Операционные системы, среды и оболочки», из которого студенты должны знать основные принципы построения операционных систем и иметь навыки работы на персональном компьютере. Полученные в процессе освоения курса теоретические знания и практические навыки используются студентами в процессе изучения последующих дисциплин по учебному плану, при подготовке рефератов и докладов, выполнении курсовых и дипломных работ.


  1. 2. Оценка уровня сформированных компетенций

Таблица 1

  1. Результаты обучения

  2. (компетенции ФГОС)

  1. Компоненты

  2. результатов обучения

  1. Форма оценочного средства

  1. Уровень сформированности

  2. компетенции

ОК-5

способен использовать нормативные правовые документы в своей деятельности



Знать основные нормативно- правовые документы для осуществления своей деятельности.

Лабораторные работы,

самостоятельная работа







  1. Пороговый (60-70 баллов):

  2. Имеет представление о нормативных правовых документах и умеет применять их для осуществления своей деятельности.

  1. Уметь применять нормативные правовые документы для осуществления своей деятельности

  1. Повышенный (71-100 баллов):

  2. Имеет представление о нормативных правовых документах и владеет современными методами использования их для осуществления своей деятельности.

  1. Владеть современными методами использования нормативных документов в своей деятельности.

  1. ОК-16

  2. способен работать с информацией из различных источников

Знать о наличии информации из различных источников.

Лабораторные работы,

самостоятельная работа



  1. Пороговый (60-70 баллов):

  2. Имеет представление и умеет работать с информацией из различных источников.

  1. Уметь работать с информацией из различных источников

  1. Повышенный

  2. (71-100 баллов):

  3. Имеет представление и владеет современными методами работы и использования информации из различных источников.

  1. Владетьсовременными методами работы и использования информации из различных источников.

ПК-4

проводить анализ инноваций в экономике, управлении и ИКТ.





Знатьо существующих инновациях в экономике, управлении и ИКТ.

Лабораторные работы,

  1. самостоятельная работа

  1. Пороговый (60-70 баллов):

  2. Имеет развернутое и углубленное представление о существующих инновациях в экономике, управлении и ИКТ и умеет проводить их анализ.



Уметьпроводить исследования и анализ существующих инновациях в экономике, управлении и ИКТ.

  1. Повышенный (71-100 баллов):

  2. Имеет развернутое и углубленное представление о существующих инновациях в экономике, управлении и ИКТ.

  3. Владеет развитыми навыками

Проведения анализа существующих инновациях в экономике, управлении и ИКТ.

Владетьнавыками проведения анализа существующих инновациях в экономике, управлении и ИКТ.

ПК-10

  1. организовывать взаимодействие с клиентами и партнерами в процессе решения задач управления жизненным циклом ИТ-инфраструктуры предприятия

Знатьоб особенностях взаимодействия с клиентами и партнерами в процессе решения задач управления жизненным циклом ИТ-инфраструктуры предприятия.

Лабораторные работы,

самостоятельная работа


  1. Пороговый (60-70 баллов):

  2. Имеет развернутое представление и умеет организовывать взаимодействие с клиентами и партнерами в процессе решения задач управления жизненным циклом ИТ-инфраструктуры предприятия.

  1. Уметь организовывать взаимодействие с клиентами и партнерами в процессе решения задач управления жизненным циклом ИТ-инфраструктуры предприятия

  1. Повышенный (71-100 баллов):

  2. Объём знаний не меньше, чем соответствующий пороговому уровню.

Имеет углубленное представление об особенностях взаимодействия с клиентами и партнерами в процессе решения задач управления жизненным циклом ИТ-инфраструктуры предприятия.

Владеет навыками и способностью к организации взаимодействия клиентов и партенеров в процессе решения задач управления жизненным циклом ИТ-инфраструктуры предприятия



  1. Владеть навыками и способностью к организации взаимодействия клиентов и партенеров в процессе решения задач управления жизненным циклом ИТ-инфраструктуры предприятия

  1. ПК-11

  2. позиционировать электронное предприятие на глобальном рынке; формировать потребительскую аудиторию и осуществлять взаимодействие с потребителями, организовывать продажи в среде Интернет




Знать особенности электронного предприятия; особенности осуществления взаимодействия с потребителями в среде Интернет.

Лабораторные работы,

самостоятельная работа




  1. Пороговый (60-70 баллов):

Имеет развернутое представление об особенностях электронного предприятия на глобальном рынке; особенности осуществления взаимодействия с потребителями в среде Интернет.

Уметь позиционировать электронное предприятие на глобальном рынке; формировать потребительскую аудиторию и осуществлять взаимодействие с потребителями, организовывать продажи в среде Интернет.

  1. Повышенный (71-100 баллов):

  2. Имеет развернутое и углубленное представление об особенностях электронного предприятия на глобальном рынке; особенности осуществления взаимодействия с потребителями в среде Интернет и владеет способностью позиционировать электронное предприятие, формировать потребительскую аудиторию и осуществлять взаимодействие с потребителями, организовывать продажи в среде Интернет.

  1. Владетьспособностью позиционировать электронное предприятие на глобальном рынке; формировать потребительскую аудиторию и осуществлять взаимодействие с потребителями, организовывать продажи в среде Интернет.

  1. ПК-19

  2. использовать основные методы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности для теоретического и экспериментального исследования

Знатьосновные методы естественно-научных дисциплин в применении к задачам профессиональной деятельности

Лабораторные работы,

самостоятельная работа



  1. Пороговый (60-70 баллов):

  2. Имеет развернутое представление об основных методах естественно-научных дисциплин и умеет применять понятийно- категориальный аппарат естественно-научных методов.

Уметь применять понятийно- категориальный аппарат естественно-научных методов.

  1. Повышенный (71-100 баллов):

  2. Имеет развернутое и углубленное представление об основных методах естественно-научных дисциплин и владеет навыками их использования в профессиональной деятельности для теоретического и экспериментального исследования.

Владетьнавыками применения понятийного аппарата, владеть навыками определения решения практических профессиональных задач в профессиональной деятельности

ПК-28

использовать лучшие практики продвижения инновационных программно-информационных продуктов и услуг



Знать о современных практиках продвижения инновационных программно-информационных продуктов и услуг

Лабораторные работы,

самостоятельная работа



  1. Пороговый (60-70 баллов):

  2. Имеет развернутое представление и умеет использовать лучшие практики продвижения инновационных программно-информационных продуктов и услуг.

Уметь использовать лучшие практики продвижения инновационных программно-информационных продуктов и услуг.

  1. Повышенный (71-100 баллов):

  2. Имеет развернутое и углубленное представление о современных практиках продвижения инновационных программно-информационных продуктов и услуг.

  3. Владеет навыками и способностью использовать современные и лучшие практики продвижения инновационных программно-информационных продуктов и услуг.

Владеть навыками и способностью использовать современные и лучшие практики продвижения инновационных программно-информационных продуктов и услуг.

ПК-29

создавать новые бизнесы на основе инноваций в сфере ИКТ



Знатьспособы и методы создания нового бизнеса на основе инноваций с помощью современных ИКТ.

Лабораторные работы,

  1. самостоятельная работа

  1. Пороговый (60-70 баллов):

  2. Имеет развернутое представление о способах и методах создания нового бизнеса на основе инноваций с помощью современных ИТ и умеет создавать их на основе инноваций в сфере ИКТ.

  1. Уметьсоздавать новые бизнесы на основе инноваций в сфере ИКТ

  1. Повышенный (71-100 баллов):

  2. Имеет развернутое и углубленное представление о способах и методах создания нового бизнеса на основе инноваций с помощью современных ИТ и владеет этими методами и специализированными средствами для создания нового бизнеса на основе инноваций в сфере ИКТ.

  1. Владетьметодами и специализированными средствами для создания нового бизнеса на основе инноваций в сфере ИКТ



  1. 3. Типовые контрольные работы по модулям

Количество баллов проставляется по результатам сданных студентом лабораторных работ в каждом модуле.




  1. Типовые задания для самостоятельной работы студентов


Тематика лабораторных работ и практические задания

Лабораторная работа № 1. Основы работы в операционной системе MS DOS. Внутренние команды.


Цель работы: Ознакомиться с интерфейсом операционной системы MS DOS, назначением и синтаксисом внутренних команд операционной системы, получить практические навыки работы с внутренними командами MS DOS.

Примеры практических заданий

  1. Создайте каталог STD. Сделайте каталог STD текущим.

  2. Создайте в каталоге STD свой именной подкаталог STD1. Просмотрите каталог STD.Сделайте подкаталог STD1 текущим.

  3. Создайте в каталоге STD второй именной подкаталог STD2.

  4. Сформируйте в подкаталоге STD1 три файла F1.TXT, F2.TXT и F3.TXT.

  5. Объедините три сформированных файла, используя два варианта:

    1. в четвертом файле F4.TXT;

    2. в первом файле F1.TXT.

  6. Проверьте идентичность файлов F1.TXT и F2.TXT.

  7. Скопируйте файлы F1.TXT, F2.TXT, F3.TXT, F4.TXT в подкаталог STD2, используя задание группового имени файлов.

  8. Сделайте каталог STD текущим.

  9. Скопируйте в каталог STD файл F4.TXT из подкаталога STD2.

  10. Переименуйте файл F4.TXT в F41.LST.

  11. Выведите на экран монитора переименованный файл F41.LST.

  12. Просмотрите каталог STD.

  13. Удалите файлы из именных подкаталогов STD1 и STD2.

  14. Удалите именные подкаталоги STD1 и STD2.

  15. Удалите файлы из каталога STD.

  16. Удалите каталог STD.

Лабораторная работа № 2. Основы работы в операционной системе MS DOS. Утилиты MS DOS.



Цель работы. Ознакомиться назначением и синтаксисом внешних команд (утилит) операционной системы, получить практические навыки работы с внешними командами MS DOS.

Примеры практических заданий

Задача 1. Загрузите программу UNDELETE в память компьютера для восстановления всех удаленных файлов в текущем каталоге текущего диска .

Ход работы:

Для этого необходимо ввести следующую команду:

Undelete

При обнаружении каждого удаленного файла UNDELETE будет запрашивать подтверждение на его восстановление.

Для восстановления всех файлов из корневого каталога диска В:, имеющих расширение. ТХТ с использованием информации из корневого каталога диска В:, необходимо ввести следующую команду:

Undelete b: \*.txt / DOS

Для восстановления файлов с использованием скрытого каталога SENTRY и загрузки в память резидентной части программы UNDELETE необходимо ввести следующую команду DOS:

Undelete /SD

Приведенная выше команда позволит сохранять информацию об удаленных файлах на диске D:, в скрытом каталоге с именем SENTRY.

Undelete /Te-600

При выполнении этой команды на диске Е: для защиты от случайного удаления файлов будет использован метод поискового удаления с сохранением в специальном файле с именем PCTRACTR.DEL информации о 600 удаленных файлах. Команда восстановления с использованием файла трассировки:

Undelete test.exe /DT



Задача 2. Выведите на экран структуру каталогов текущего диска.

Для получения на экране дисплея структуры каталогов текущего диска в графическом виде, введите команду:

Tree \

Команду TREE можно использовать совместно с другими командами DOS. Для постраничного вывода на дисплей выходной информации TREE введите следующую команду:



Tree e:\ / F | more

Выходная информация команды TREE может быть сохранена в указанном файле или передана на вход устройства отображения информации (например, на принтер PRN). Следующий пример показывает, как сохранить выходную информацию TREE в файле с именем TREE.RPT

tree e:\ /F tree.rpt

Задача 3. Скопируйте файлы ОС и командного процессора на диск А:.

Для копирования файлов ОС и командного процессора на диск А: необходимо ввести следующую команду:

sys a:

После выполнения этой команды диск А: станет «системным». Для переноса файлов ОС с диска А: на диск В: необходимо использовать команду SYS в следующем виде:



sys b: a:

Задача 4. Отобразите содержимое файла с именем REPORT.TXT.

Допустим, пользователю необходимо прочитать содержимое длинного файла с именем REPORT.TXT. Чтобы сделать, это нужно использовать команду MORE так:

more < report.txt

type report.txt | more

Обе команды выполнят одну и ту же операцию. Файл REPORT.TXT будет постранично выведен на экран.

Задача 5. Присвойте каталогу SYSTEM и всем файлам, находящимся в этом каталоге атрибут «скрытый».

attrib +H c:\ system /S

В данном случае каталогу SYSTEM и всем файлам, находящимся в этом каталоге будет присвоен атрибут «скрытый».

Лабораторная работа № 3. Команды пакетных файлов.



Цель работы: Изучить основные команды пакетных файлов, приобрести навыки работы с пакетными файлами.

Примеры практических заданий

1. Написать пакетный файл, который очищает экран и выводит информацию о текущем времени.

2. Написать пакетный файл, который создает каталог S1, в нем создает текстовый файл 1.txt и присваивает ему атрибут «только для чтения». При этом все команды не выводятся на экран.

3. Написать пакетный файл, при запуске которого:

а) если в качестве первого параметра указано /t, то на экран выводится дерево каталогов;

б) если в качестве третьего параметра указано /sf, то происходит перенос системных файлов на диск А.

После этого в каталог c:\student копируются все файлы, имеющие расширение .dll из каталога С:\winnt.
Лабораторная работа № 4. Работа с системной оболочкой NORTON COMMANDER / FAR
Цель работы: изучение основных команд системной оболочки Norton ommander (NC), и использование практических навыков работы в данной операционной среде.

Примеры практических заданий

Разработайте протоколы диалога пользователя для выполнения следующих действий:

4.1. Создайте каталог STD в корневом каталоге.

4.2. Создайте в каталоге STD два подкаталога CAR1 и CAR2.

4.3. Создайте в подкаталоге CAR1 три файла z1.txt, k1.lst, m1.tx1, используя встроенный редактор Norton Commander.

4.4. Просмотрите созданные файлы z1.txt, k1.lst, m1.tx1. Определите количество строк в каждом файле и количество символов в самой длинной строке каждого файла.

4.5. Установите атрибуты файлов:

z1.txt - скрытый,

k1.lst - только для чтения.

4.6. Установите режим работы Norton Commander – не отображать скрытые файлы.

4.7. Сделайте пометку отредактировать файл k1.lst.

4.8. Установите режим работы Norton Commander – отметить установленные атрибуты файлов.

4.9. Скопируйте файлы k1.lst, m1.tx1 из подкаталога CAR1 в подкаталог CAR2, изменив расширение на txt.

4.10. Установите на левой панели любой каталог (кроме STD и его подкаталогов), а на правой панели - подкаталог CAR1.

4.11. Выделите на левой панели:

o все файлы, имена которых начинаются на m и содержат

четыре символа, расширение любое;

o все файлы, имена которых начинаются на d и содержат

не более четырех символов, расширение начинается с

символа t.

o все файлы с расширением hlp;

o все трехсимвольные файлы, расширение которых

начинается с символа b.

4.12. Скопируйте выделенные файлы в подкаталог CAR1.

4.13. Установите на левой панели подкаталог CAR2.

4.14. Перенесите из подкаталога CAR1 в подкаталог CAR2 все файлы, имена которых начинаются на m, а также все трехсимвольные файлы, расширение которых начинается с символа b.

4.15. Переименуйте в подкаталоге CAR2 файлы, имена которых начинаются на m, так чтобы первым символом имени стал символ l.

4.16. Сравните оглавление каталогов CAR1 (правая панель) и CAR2 (левая панель).

4.17. Сделайте оглавление (содержимое) каталогов CAR1 и CAR2 одинаковым с помощью копирования.

4.18. Удалите каталоги STD, CAR1, CAR2.



Лабораторная работа № 5. Основы работы с операционной системой Windows. Настройка элементов пользовательского интерфейса Windows. Рабочий стол. Пуск. Главное меню. Контекстное меню.

Цель работы: изучить основные возможности и получить практические навыки работы в среде Windows; научиться настраивать основные элементы пользовательского интерфейса операционной системы Windows 9x.


Примеры практических заданий

  1. Создайте именную папку RING на рабочем диске.

  2. Используя программу Блокнот, создайте в папке RING 3 файла (proba1.txt, proba2.txt, proba3.txt) .

  3. Создайте папку USER в папке RING.

  4. Скопируйте из папки RING все файлы в папку USER.

  5. Переименуйте файлы в папке USER.

  6. Переместите 2 файла из папки USER в папку RING.

  7. Просмотрите атрибуты файла Proba1.txt

  8. Откройте файл Proba2.txt в редакторе WordPad, не выходя из редактора, откройте графический редактор Paint, создайте в нем рисунок. Вставьте рисунок в файл Proba2.txt. Сохраните полученный файл в папке USER.

  9. Настройте Панель задач так, чтобы она была доступна даже в случае работы программ в полноэкранном режиме.

  10. Добавьте пиктограмму файла proba2.txt, который находиться в папке USER, расположите пиктограмму на Рабочем столе.

  11. Удалите файл proba3.txt. Используя Корзину, восстановите удаленный файл.

  12. Используя функцию автоматического поиска, найдите на Вашем компьютере графический файл с расширением .bmp.

  13. В редакторе Paint откройте этот файл.

  14. Запустите программу Калькулятор (Пуск - Программы - Стандартные). Выполните простое вычисление. Скопируйте содержимое окна в Буфер Обмена (Alt+Print Screen), вставьте содержимое буфера обмена в окно редактора Paint (Shift+Insert).

  15. Поменяйте местами клавиши 7 и 4 калькулятора. Сохраните полученный файл в папке USER с именем calс.bmp

  16. Измените фон и заставку на рабочем столе.



Лабораторная работа № 6. Служебные программы Windows. Управление файлами и папками. Программа Проводник



Цель работы: ознакомиться с основными служебными программами Windows; с программой Проводник и получить навыки работы с ней.

Примеры практических заданий

1.Служебные программы Windows



  1. Открытие программы Проводник

  2. Режимы представления и сортировки файлов

  3. Приемы работы с Проводником

  4. Групповые операции с файлами

Лабораторная работа № 7.
Знакомство с интерфейсом приложения
MS Word. Набор и основные приемы работы с текстом. Работа со шрифтами.



Цель работы: ознакомиться с интерфейсом текстового редактора MS Word и основными приемами работы с текстом и шрифтами.

Примеры практических заданий

  1. Создать новый документ, в нем набрать текст и заголовки пп. 1.2 и 1.3.

  2. Скопировать первый абзац п. 1.3 в конец текста двумя способами: перетаскиванием и через буфер обмена.

  3. Применить следующие шрифтовые эффекты:

  • Заголовки: шрифт Arial, размер шрифта 14, полужирный, курсив.

  • Основной текст: шрифт Times New Roman, размер шрифта 12.

  • К отдельным словам должен быть применен эффект Малые прописные.

  1. Первое предложение второго абзаца п. 1.2 разберите по членам предложения, используя соответствующие шрифтовые эффекты.

  2. Растяните название п. 1.2 на всю ширину листа.

  3. Примените эффект Красные муравьи к названию п. 1.3.

  4. Выделите название п.1.2 красным цветом, а название п. 1.3 – зеленым.

  5. Сохраните получившийся документ



Лабораторная работа № 8.
Форматирование абзаца. Работа с табуляцией и списками.



Цель работы: освоить основные приемы форматирования абзаца, табуляцию и работу со списками.

Примеры практических заданий


  1. Основные приемы форматирования абзаца: выравнивание, задание отступов, интервалов между строками;

  2. Использование табуляции при наборе текста документа;

  3. Работа с маркированными и нумерованными списками;

  4. Использование специальных символов в тексте документа;

  5. Вставка даты и времени в текст документа



Лабораторная работа № 9.
Средства проверки и замены
MS Word. Подготовка к печати и печать документов.



Цель работы: изучить основные приемы работы с автотекстом, средствами автоматического поиска и замены, проверкой орфографии и грамматики, тезаурусом; также изучить возможности печати и форматирования страниц документов.

Примеры практических заданий

  1. Создайте элемент автотекста, содержащий Ваше имя, отчество, фамилию, домашний адрес.

  2. Наберите текст пункта 1.3. При наборе особое внимание обратите на грамматическую корректность вводимого текста. При возникновении ошибок исправьте их средствами Word.

  3. Средствами поиска и замены замените любую фразу из пункта 1.3 “…” на “…”.

  4. Средствами Word найдите синонимы для слова «вариант».

  5. Установите формат страницы A5.

  6. Наберите текст параграфа 1.4. Отформатируйте текст таким образом, чтобы параграфы 1.3 и 1.4 находились на разных страницах.

  7. Установите ширину верхнего и нижнего полей равной 0.5 см, левого – 1 см, правого – 0.75 см. Примените эффект «зеркальные поля».

  8. Подготовьте документ для печати на другом компьютере (при задании параметров печати установите флажок Печать в файл).

  9. Подготовьте к печати конверт, на котором адрес получателя – адрес ВолГУ, адрес отправителя – Ваш домашний адрес.

  10. Подготовьте к печати наклейку типа «L7664 – дискета» с вашей фамилией и надписью «Лабораторные работы по курсу «Текстовый процессор»».

Лабораторная работа № 10.
Форматирование документов: работа с разделами, страницами, колонтитулами и колонками в
MS Word.



Цель работы: изучить приемы работы с разделами документа, создания и форматирования колонтитулов страниц, дополнительных возможностей форматирования абзацев документа и работы с колонками.

Примеры практических заданий

  1. Наберите по три предложения из каждого параграфа и подпараграфа лабораторной работы (не считая заголовков).

  2. Установите формат страницы А5.

  3. Каждый параграф поместите в свой раздел.

  4. Пронумеруйте страницы средствами Word, начиная со второй.

  5. Вставьте колонтитулы – на нечетных страницах «Лабораторные работы по курсу «Текстовый процессор», на четных – «Лабораторная работа № 10».

  6. Осуществите расстановку переносов: для параграфа 7 – вручную, для остального текста – автоматически.

  7. Средствами автоматического поиска и замены удалите все символы «Разрыв раздела» и переформатируйте текст следующим образом: два параграфа в одну колонку, следующий параграф — в две колонки, четвертый параграф — в три колонки (первая шириной 2,5 см, вторая — 3,5 см, третья — оставшееся пространство). Между колонками примените разделители.



Лабораторная работа № 11.
Работа с таблицами в MS Word.


Цель работы: научиться создавать и редактировать таблицы, использовать дополнительные возможности форматирования текста в таблицах и произведения простейших вычислений.

Примеры практических заданий

  1. Создать таблицу «Выполнение лабораторных работ по MSWord студентом …», включающую строки:

  • Лабораторная работа №7;

  • Лабораторная работа №8, и т.д. (до Лабораторной работы № 12)

И столбцы:

  • Содержание (основные разделы и пункты);

  • Практические задания (задания);

  • Выполнение задания (выполнено/не выполнено);

  • Отчет по выполненной работе (зачтено/не зачтено).

2. Отформатировать таблицу следующим образом: (шрифт Arial, 10, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по левому краю, названия столбцов — выравнивание по центру):

2.1. Название лабораторной работы должно быть отцентровано в ячейке по горизонтали и вертикали, направление текста — вертикальное, вверх;

2.2. В столбце «Практические задания» строка «Лабораторная работа № …» должна быть разбита на несколько строк, соответствующих количеству заданий в данной работе;

2.3. Ячейки, соответствующие столбцу «Отчет о выполненной работе», содержащие значения «зачтено», залить красным цветом.

3. Добавить столбец «Оценка» и заполнить следующим образом: значению «зачтено» присвоить 1, значению «не зачтено» — 0 (выравнивание по центру).

4. Добавить строку «Итоговая оценка», содержащую лишь два столбца (наименование строки и «оценка») и рассчитать ее значение, используя средства MS Word для расчета средней величины. Итоговую оценку выделить с помощью шрифтовых эффектов: полужирный, курсив, размер 12, красного цвета.


Лабораторная работа № 12.
Работа с объектами в документах
MS Word.



Цель работы: изучить приемы работы с различными объектами документа, их вставки, создания и форматирования.

Примеры практических заданий

  1. Создайте объекты Word Art, содержащие Ваше имя, фамилию и отчество с разными стилями начертания, использованием разных шрифтов и других эффектов и вставьте их в документ Word.

  2. Вставьте в документ рисунок, созданный по образцу в п. 2.

  3. Вставьте растровый или векторный рисунок.


Лабораторная работа № 13 -15.

Общие сведения по работе с табличным процессором. Модель ячейки (логическая структура): изображение, формула, формат, имя, примечание Защита документов.




Лабораторная работа № 16.

Графические возможности MS Excel. Построение диаграмм.




Лабораторная работа № 17.

Функции MS Excel.




Лабораторная работа № 18.

Автоматизация расчетов в электронных таблицах.




Лабораторная работа № 19.

Рабочая книга Excel. Связь таблиц.




Лабораторная работа № 20.

Реализация финансовых документов в электронных таблицах Excel. Разработка в среде Excel финансовых документов, используемых на автоматизированном рабочем месте экономиста.



Лабораторная работа № 21. (дополнительная)

Применение элементов управления в Excel


Лабораторная работа № 22. (дополнительная)

Передача данных между программами пакета Microsoft Office.


Лабораторная работа № 23. (дополнительная)

Моделирование биологических процессов (биоритмов).


Лабораторная работа № 24. (дополнительная)

Консолидация рабочих таблиц



Лабораторная работа № 25. (дополнительная)

Применение текстовых и календарных функций



5.Типовые экзаменационные задания
Итоговой формой контроля по дисциплине «Операционные среды, системы и оболочки. Текстовые и табличные процессоры» для направления 080700 Бизнес-информатика является зачет.

Для получения зачета студенту необходимо в течение семестра набрать минимум 60 баллов (выполнить 8 лабораторных работ).


Вопросы на зачет

  1. Компьютер и компьютерная система. Основные типы программ. Представление информации.

  2. Составные части MS DOS и их взаимодействие.

  3. Логическая организация дисков в операционной системе MS DOS. Разделы диска. Файл и каталог в MS DOS.

  4. MS DOS. Основные принципы создания новых версий. Недостатки.

  5. Внутренние команды MS DOS. Команды cls, copy, chdir, vol.

  6. Внутренние команды MS DOS. Использование шаблонов. Команды Date, time, dir.

  7. Внутренние команды MS DOS. Команды del, mkdir, path.

  8. Внутренние команды MS DOS. Команды rename, rmdir, type, ver.

  9. Утилиты MS DOS. Команды keyb, sys, tree.

  10. Утилиты MS DOS. Внутренние и внешние команды. Команды attrib, deltree, diskcopy.

  11. Утилиты MS DOS. Команды fdisk, format, help.

  12. Утилиты MS DOS. Команда Undelete.

  13. Утилиты MS DOS. Команда Unformat.

  14. Работа с архивными файлами в DOS. Архиватор RAR. Создание архива, основные режимы работы.

  15. Архиватор RAR. Пересылка файла в архив, извлечение, просмотр содержания, многотомные архивы.

  16. Файловый менеджер Norton Commander. Структура и работа с файлами.

  17. Пакетные файлы. Команды @, call, goto.

  18. Пакетные файлы. Команды if, rem.

  19. Пакетные файлы. Команды echo, for, goto.

  20. Файл config.sys. Директивы menuitem. Примеры файлов config.sys и autoexec.bat.

  21. Файл config.sys. Директивы Break, buffers, country.

  22. Файл config.sys. Директивы device, devicehigh, dos.

  23. Служебные приложения WINDOWS XP. Архивация данных. Буфер обмена.

  24. WINDOWS XP. Установка оборудования. Аппаратное и программное подключение.

  25. Служебные приложения WINDOWS XP. Дефрагментация диска. Индикатор системных ресурсов. Проверка диска. Сведения о системе. Монитор. Таблица символов.

  26. WINDOWS XP. Настройка шрифтов. Типы шрифтов.

  27. WINDOWS XP. Приемы управления. Классический и WEB-стиль.

  28. WINDOWS XP. Установка и удаление программ. Совместное использование ресурсов.

  29. WINDOWS XP. Элементы управления Рабочего стола. Панель задач. Кнопка Пуск.

  30. WINDOWS XP. Настройка средств управления. Программа проводник. Объекты и их свойства.

  31. Компьютерные технологии обработки текстовых документов.

  32. Назначение и основные возможности текстового процессора. Типовая структура интерфейса текстового процессора.

  33. Охарактеризуйте суть операций копирования, перемещения, удаления фрагмента текста, какова роль буфера промежуточного хранения?

  34. Основные операции обработки текста.

  35. Правила набора и оформления текстовой документации.

  36. Редактирование, форматирование документов.

  37. Объекты в Word и приемы управления ими.

  38. Создание таблиц с использованием текстовых редакторов.

  39. Создание объектов средствами векторной графики в Word.

  40. Внедрение объектов растровой графики в документы Word.

  41. Принцип ввод формул в текстовых редакторах.

  42. Табличный редактор Excel. Основные возможности.

  43. Строка меню в Excel. Панели инструментов, настройка.

  44. Ввод данных в Excel, автоматизация ввода. Типы и формат данных.

  45. Редактирование, копирование информации в пределах книги Excel.

  46. Опишите структуру типового интерфейса электронной таблицы.

  47. Перечислите и поясните основные типы входных данных, которые могут быть введены в ячейки электронной таблицы.

  48. Перечислите и поясните существующие форматы числовых данных в ячейках электронной таблицы.

  49. Перечислите и поясните существующие форматы представления символьных данных в ячейках электронной таблицы.

  50. Абсолютный адрес? Правило относительной адресации.

  51. Что такое формула в электронной таблице и её типы?

  52. Что такое функция в электронной таблице и её типы?

  53. Перечислите и поясните содержание основных технологических этапов работы с электронной таблицей.

  54. Построение диаграмм и графиков. Редактирование диаграмм. Подготовка документа к печати в Excel.

  55. Использование встроенных возможностей анализа данных в Excel.

  56. Импорт данных из текстовых файлов в электронную таблицу. Экспорт электронных таблиц в текстовый редактор.


Пример тестовых вопросов по разделу ОССО


  1. Операционная система представляет собой:

    1. комплекс программ, входящих в состав программного обеспечения компьютера;

    2. одну специальную программу, организующая работу всех остальных.

  2. Системные программы это:

    1. программы, которые следят, чтобы все узлы и программы компьютера работали совместно и не конфликтовали;

    2. программы, с помощью которых компьютер обслуживают и настраивают;

    3. программы, которые используются пользователем для выполнения своих непосредственных задач.

  3. Служебные программы представляют собой:

    1. программы, которые следят, чтобы все узлы и программы компьютера работали совместно и не конфликтовали;

    2. программы, с помощью которых компьютер обслуживают и настраивают;

    3. программы, которые используются пользователем для выполнения своих непосредственных задач.

  4. Графический диалоговый интерфейс представляет собой:

    1. сетку из n строк по м символов в строке;

    2. сетка, состоящая из n*m элементарных экранных точек, пикселов.

  5. Многозадачность операционной системы это:

    1. способность операционной системы поддерживать одновременную работу нескольких процессоров;

    2. способность операционной системы обеспечивать одновременную работу нескольких программ;

    3. способность операционной системы одновременно поддерживать работу нескольких пользователей.

  6. Windows NT это:

    1. 16-разрядная, однопользовательская, однопроцессорная операционная система;

    2. 32-разрядная, многопользовательская, многозадачная операционная система;

    3. 32-разрядная, многопользовательская, многозадачная, многопроцессорная операционная система, работающая в защищенном режиме;

    4. 32-разрядная, многопользовательская, многозадачная, переносимая, многопроцессорная операционная система, работающая в защищенном режиме.

  7. Загрузка операционной системы обычно происходит с диска:

    1. А:;

    2. В:;

    3. С:;

    4. D:.

  8. Файл это:

    1. последовательность произвольного числа байтов, обладающая уникальным собственным именем;

    2. специальное место на диске, организованное для хранения программ и сведений о них.

  9. BIOS:

    1. базовая система ввода-вывода;

    2. модуль расширенной базовой системы ввода-ввода;

    3. модуль обработки прерываний;

    4. модуль сжатия данных;

    5. блока начальной загрузки.

  10. CONFIG.SYS:

    1. файл конфигурации системы;

    2. файла автоматического запуска.

  11. Укажите правильную запись полного имени файла:

    1. < имя носителя >\<имя каталога-1>\…\<имя каталога N>\<собственное имя файла>;

    2. < имя носителя >/<имя каталога-1>/…/<имя каталога N>/<собственное имя файла>;

    3. < имя носителя >/<собственное имя файла>.

  12. Внутренние команды MS DOS представляют собой:

    1. набор команд, собранных в файле command.com;

    2. программные файлы типа EXE или COM, собранные в директории dos.

  13. Укажите запись, при вводе которой в командную строку будут найдены все файлы с расширением .COM:

    1. A*.COM;

    2. *. COM;

    3. *.*;

    4. ???. COM.

  14. Чтобы очистить экран в командную строку необходимо ввести команду:

    1. CLS;
    2. TIME;

    3. DATE.

  15. Вывод на дисплей списка файлов и подкаталогов, находящихся в указанном пользователем каталоге можно осуществить посредством ввода команды:
    1. DIR;

    2. DIR > prn;

    3. Dir> records> dir.doc;

    4. CHDIR (CD).

  16. Команда для удаления одного или нескольких файлов:

    1. DEL;

    2. RMDIR;

    3. TYPE.

  17. Команда ATTRIB служит для:

    1. изменения атрибутов файлов , а также вывода текущих атрибутов файла на экран;

    2. удаления каталогов, включая все файлы и подкаталоги, входящие в удаляемый каталог;

    3. изменения атрибутов файлов и каталогов (кроме корневого), а также вывод текущих атрибутов файла (каталога) на экран;

    4. изменения атрибутов только корневого каталога.

  18. Чтобы создать файл PRT.TXT набором с клавиатуры необходимо ввести команду:

    1. copy con prt.txt;

    2. del c:\test\ prt.txt;

    3. copy prt.txt;

    4. copy prt.txt c:\birds.

  19. Команда DELTREE позволяет:

    1. удалить все каталоги, включая все файлы и подкаталоги, входящие в удаляемый каталог;

    2. копировать содержимое гибкого диска на другой гибкий диск;

    3. удалить только пустой каталог;

    4. удалить один или несколько файлов.

  20. Команда MORE организует:

    1. постраничный вывод содержимого файла;

    2. получение подробной технической информации о компьютере;

    3. перенос системных файлов ms-dos (io.sys, msdos.sys, dblspace.bin) и командного процессора MS-DOS на логический диск;

    4. вывод на экран дерева каталогов.

  21. Для восстановления всех файлов из корневого каталога диска В:, имеющих расширение .ТХТ с использованием информации из корневого каталога диска В:, необходимо ввести следующую команду:

    1. Undelete b: \*.txt / DOS

    2. Undelete /SD

    3. Undelete test.exe /DT

  22. В текстовых оболочках Norton Commander и FAR Manager для создания каталога используется функциональная клавиша:

    1. F7;

    2. F6;

    3. F10;

    4. F9;

  23. В текстовых оболочках Norton Commander и FAR Manager для удаления файлов и каталогов используется функциональная клавиша:

    1. F8;

    2. F10;

    3. Alt F3;

    4. Alt F10.

  24. В операционной системе Windows 9x папка \Send to предназначена для:

    1. хранения ярлыков, отображающихся в меню Отправить;

    2. хранения ярлыков, отображающихся в меню Документы;

    3. хранения ярлыков, отображающихся в меню Автозагрузка;

    4. хранения ярлыков, отображающихся в Главном меню.

  25. В операционной системе Windows 9x папка \Recent предназначена для:

    1. хранения ярлыков, отображающихся в меню Отправить;

    2. хранения ярлыков, отображающихся в меню Документы;

    3. хранения ярлыков, отображающихся в меню Автозагрузка;

    4. хранения ярлыков, отображающихся в Главном меню.

  26. Панель индикации не содержит:

    1. показания системных часов компьютера;

    2. значки наиболее часто используемых программ;

    3. значки так называемых каналов;

    4. значки узлов Интернета.

  27. При Web стиле управления не используется операция мыши:

    1. щелчок;

    2. двойной щелчок;

    3. щелчок правой кнопкой;

    4. перетаскивание;

    5. зависание.

  28. Служебные программы представляют собой:

    1. программы для выполнения дополнительных настроек операционной системы, для выполнения операций по обслуживанию, а также для получения информации о параметрах компьютера и состоянии операционной системы;

    2. программы предназначенные облегчить работу с компьютером для людям, имеющим физические недостатки, например, плохое зрение;

    3. программы, предназначенные для работы с мультимедийными файлами;

средство контроля за состоянием операционной системы и выполняемыми операциями.





Название документа: Программа учебной дисциплины «Операционные среды, системы и оболочки. Текстовые и табличные процессоры »

Разработчик доцент кафедры Фокина Е.А., доцент кафедры Трухляева А.А. стр. из Версия 1

Копии с данного оригинала при распечатке недействительны без заверительной надписи




  • ПРИЛОЖЕНИЕ 1
  • Лабораторная работа № 3. Команды пакетных файлов.
  • Лабораторная работа № 8. Форматирование абзаца. Работа с табуляцией и списками.
  • Лабораторная работа № 11. Работа с таблицами в MS Word.
  • Лабораторная работа № 12. Работа с объектами в документах MS Word .
  • TIME;