Цель урока. Познакомить с видами национального орнамента и изобразит

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Цель урока. Познакомить с видами национального орнамента и изобразит

Скачать 67.89 Kb.


Дата01.07.2018
Размер67.89 Kb.
ТипУрок

Скачать 67.89 Kb.

   Тема урока.  Казахский национальный орнамент.

    Цель урока.



1.     1.Познакомить с видами национального орнамента и изобразить .

2.     Развить творческие способности .

3.     3.Воспитать интерес к декоративно прикладному искусству.

  План урока.

1.     Организационный момент.

2.     Теоретическая часть.

3.     Практическая часть.

4.     Закрепление.

5.     Домашние задание.

  Методы обучения.  Иллюстративнно-демостративный.

  Материалы к уроку.

1.Для учителя: план, иллюстрации, наглядности к уроку, учебник ИЗО.

2.Для учащихся: 

учебник ИЗО, тетрадь, альбом, карандаш, краски, кисти, цветная бумага, ножницы.

  Ход урока.

1.Организационный момент. Здравствуйте ребята.

2.Теоретическая часть.

Тема урока «Казахский национальный орнамент».

Цель урока. 1.Познакомить с видами орнамента. 2. Изобразить орнамент, и выполнить из бумаги.

     Казахский орнамент формировался на основе искусство древних кочевых, скотоводческих племен. Орнамент-это узор, составленный из повторяющих элементов. Орнамент используется для украшений различных предметов, одежды, предметов быта.

Искусство орнамента настолько широко распространено на территории Казахстана, что даже «говорят- казахский народ живёт в мире орнамента, потому что им украшено практический всё: дома, юрты, мебель, посуда музыкальные инструменты, одежда, ювелирные украшения».

Казахский орнамент очень разнообразен, делится на несколько групп.

1. Зооморфный-связанный с дикими и домашними животными,птицами. Орнамент с изображением диких животных и отдельных и отельных частей их фигур: рог архара, олений рог и др.

Орнамент, связанный с домашними животными  частей их фигур  бараний рог, голова лошади, верблюжий след, сломаний рог др.

2.Космогонический орнамент - связанный с космосом: звездый, луна, полумесяц.

3.Растителый орнамент- с цветами, листвой, насекомыми.

4.Орнамент связанный с насекомыми –бабочка, змея, мыший след, гусеница.

5.Геометрический орнамент -  геометрические фигуры; круг, квадрат, треугольник, овал.

6.Орнамент, связанный с изображением птиц отдельных частей и фигур; птичий хвост, крыло, птичий след. 

7. Орнамент связанный с изображением  инструментов, предметов быта, топор, зубья, пилы, гребень, кольцо.

У казахского народа очень много изделий прикладного искусства, украшенных узором. Орнамент всегда очень популярен среди народов, выходит что это один из декоративно-прикладного искусства передаваемый из поколения в поколения. Мастера -искусники старались вести в орнамент новые элементы, обогатить композицию. В народе таких людей называют " ОЮШЫ" -"ОРНАМЕНТЩИК",и в народе считали что"Резва мысль у того, кто рисует орнамент". Теперь ребята я познакомлю наиболее часто встречающимися видами орнамента. 

           Қошқар мұйіз- бараний рог-  похож на завитки пара рогов у барана. Его часто изображают на одежде, коврах, сырмаках, текеметах, корпешках,в юрте, мечах, ножах,ювелирных украшений,посуде,изделия из войлока, сумках, головных уборах как женских и мужских. Считается самым главным орнаментом из всех видов, из которого происходят остальные виды.

  Жұлдыз-звезда - подобен звезды на небе. Используют для украшения ковров.

         Сломанный рог- узор напоминающий изогнутый рог. Им украшают циновки из чия(песчаного тростника) паласы.

         Гұл -цветок - цветы тюльпана, ромашки, подснежника, розы. Им украшают женскую национальную одежду, головной  убор, украшения.

Девочки читают реферат "Национальная одежда","Юрта".



3.Практическая часть.

  Теперь ребятам нарисуем орнамент "Кошкар муйиз- бараний рог."



Последовательность выполнения орнамента.

А.  На альбомном листе выполняем линию, делим лист на 2 части. При этом лист располагаем  горизонтально, затем делим две половины опять ,получается 4 части, проводим горизонтальные линии, делим верхнюю и нижние части получаем всего 8 части.

 Б.Нарисуем контур, от верхнего центра ставим точку, проводим линии в стороны, от нижнего центра проводим линии, рисуем бараньи рога соединяя  в один контур.

 В.Красим орнамент в разные цвета только те которые использовались(красный, зеленый, желтый, оранжевый, голубой).

  4.Закрепление.

 На сколько групп делится  казахский орнамент?

Какие виды вы знаете? Где используется орнамент?

            А сейчас ребята давайте выполним любой орнамент на цветной бумаге,складите бумагу на две части нарисуйте контур орнамента, затем  вырезайте но при вырезаний бумаги осторожно работайте с ножницами.

  Подведение итогов: Проводим выставку всех работ, выставляем оценки.



Дополнительный материал:

ОРНАМЕНТЫ в национальном костюме 
Цель:познакомиться с особенностями национальных орнаментов; выявить элементы, составляющие сакральный характер орнаментов; найти взаимосвязь орнаментов разных народов. 
ОРНАМЕНТ – уникальное художественное явление, объединяющее прошлое с настоящим. Орнамент, рассказывает нам:- об исторической эпохе, - об особенностях культуры народа, -его отношении к миру. Чтобы понимать орнамент, его духовную природу, надо изучать культуру разных эпох. 
. 
Слово «орнамент» происходит от латинского глагола ornare – украшать, ornamentum — украшение. Свое понятие о мире древний человек выражал условными знаками, которые становились элементами орнамента, поэтому орнамент имел сакральный характер. Если рассмотреть древние орнаменты народов мира, то можно выделить в них одинаковые элементы — крест, круг, квадрат (ромб). 
Крест- центр пространства, точка пересечения верха и низа (неба и земли), правого и левого;- стоящая с раскинутыми руками человеческая фигура имеет форму креста, и сам человек воспринимал себя как живую модель оси мира, соединяющей небо и землю. 
Круг - это вечность, круговорота бытия,это «колесо-солнце», «небо-круг» и «время года» 
Форма квадрата символизируется: с землёйприродными явлениями. 
РУССКИЕ ОРНАМЕНТЫ 
Образы русского орнамента 
Женская фигура – божество, выражавшее представление о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода.Древо – символ растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы.Конь – символ крестьянина, приобретающий животворящую силу солнца, во имя урожая.Птица – они прогоняя своим звонким пением зимний мрак, стужу, приносили на крыльях весну красную, тепло летушко. 
КАЗАХСКИЕ ОРНАМЕНТЫ Важное значение в орнаментах имеет цвет: яркие цвета передают радостное настроение, благополучие, бледные говорят о грустной поре, тоске, тревоге. Но чаще всего в казахском орнаменте преобладает белый цвет - символ истины, радости, счастья. Синий цвет – символ неба, красный – огня, солнца, желтый – разума, зеленый – весны, молодости и т.д. 
Туйетабан (верблюжья ступня) 
Амулет, по поверью предохраняет от дурного сглаза 
Когда человек желает кому-то счастья, свободы, независимости, то дарит вещь с орнаментами кус мурын (птичий клюв), кус канат (птичьи крылья). 
Кошкар муйиз (бараньи рога) и аша туяк (раздвоенное копытце) обозначают материальное благополучие скотовода. 
Оркеш (верблюжий горб) Изображение двух рогов животных, верблюжьих горбов, используется как пожелание достатка. 

АРМЯНСКИЕ ОРНАМЕНТЫАрмянские орнаменты обычно сводятся к изображениям солнца, виноградной лозы, креста, завитков листьев. 
СТИЛИЗАЦИЯ –ВИДОИЗМЕНЕНИЕ ИЗОБРАЖАЕМОГО ПРЕДМЕТА , ВЫЯВЛЕНИЕ ЕГО ДЕКОРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ. 
Каталог: uploads -> doc
doc -> Реферат по дисциплине: «Физическая география России и методика обучения с икт» По теме: «Характеристика морей, омывающих Россию на севере
doc -> Кгу «Гимназия №1 г. Темиртау» Учитель истории Чудновец Надежда Андреевна
doc -> Богатство народа в его языке
doc -> «День языков народов Казахстана»
doc -> Программа прикладного курса по истории Казахстана «История Казахстана в лицах»
doc -> Казахстанская
doc -> Внутреннее и внешнее положение казахского
doc -> «Введение. Внутреннее и внешнее положение казахского ханства в первой четверти XVIII века»
doc -> Программа профессионального модуля пм. 01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
doc -> Саватеев Роман, фнп, 411 гр

  • Методы обучения.
  • 2.Для учащихся
  • 2.Теоретическая часть. Тема урока «
  • Космогонический орнамент
  • Геометрический орнамент
  • Жұлдыз-звезда
  • 3.Практическая часть.
  • Подведение итогов