Булычёва Дарья Федоровна, канд филос н., доцент кафедры культурологии Астраханского государственного университета

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Булычёва Дарья Федоровна, канд филос н., доцент кафедры культурологии Астраханского государственного университета

Скачать 273,93 Kb.


Дата01.07.2018
Размер273,93 Kb.

Скачать 273,93 Kb.

Художественная личность в пространстве постмодернистской культуры на примере творческого дуэта А.Виноградова и В.Дубосарского.

Булычёва Дарья Федоровна, канд. филос.н., доцент кафедры культурологии Астраханского государственного университета.

Творческий дуэт художников А.Виноградова и В.Дубосарского сложился в 1994 году, начало их совместной работы положило создание картины «Пикассо в Москве». На станковом полотне они изобразили известного живописца на фоне Кремля, при чём образ великого новатора и экспериментатора передан с помощью средств соцреализма. Совмещение двух совершенно разных контекстов: советской манеры официального стиля живописи и знаковой фигуры авангардного искусства ХХ века – с одной стороны, деконструирует каждую из этих реальностей, превращая их всего лишь в средство художественной речи, а с другой стороны, примиряет две враждующие между собой реальности, создавая совершенно новый мир гармоничного существования представителей западного мира в советской и постсоветской действительности. Деконструкция, которую проводят А.Виноградов и В.Дубосарский, не является фатальной, разрушительной или критической. Они продолжают использовать язык соцреализма, но скорее не в качестве иронии над самим этим стилем, как это было в работах соц-артистов, а наоборот как способ быть понятыми большинством зрителей. Так как соцреализм являлся широко пропагандируемым стилем, начиная с 1934 года и вплоть до распада Советского Союза, он является понятным и привычным абсолютно всем на постсоветском пространстве. Располагая в этом контексте фигуру Пикассо художники примиряют две враждующие между собой традиции, создавая идиллическую картину того, как мог бы Пикассо кормить голубей, стоя на мосту через Москву-реку. При этом Пикассо и в русском искусстве приобретает статус вождя художественного процесса ХХ века, так как в «иконографии» соцреализма сложилось, что на фоне Кремля могут изображаться только видные политические деятели страны, например как на картине А.Герасимова «Иосиф Сталин и Климент Ворошилов в Кремле».

Вводить представителей западной творческой индустрии и шоу-бизнеса в пространство русского искусства, а именно в контекст соцреализма, а также в свою очередь через знаковые фигуры мировой массовой культуры расширять границы российской культуры, которая до 1991 года носила закрытый характер, А.Виноградов и В.Дубосарский продолжают на протяжении всего своего творчества. Так героями трансформированного ими соцреализма становятся не политические лидеры, а Энди Уорхолл, Шварцнегер, Элвис Пресли, Биттлз, а так как долгое время Россия являлась страной, боровшейся с религиозными проявлениями, то явление Христа в Москву – картина «Христос в Москве», частично носит характер возвращения России в единое христианское и вообще культурное пространство.

Тему «переселения» персонажей западной культуры А.Виноградов и В.Дубосарский продолжают на протяжении всего своего творчества. Особенно ярко это можно проследить на примерах картин с изображением группы Биттлз. Так «Биттлз в Москве» была написана в 2004 году, на ней участники группы нарисованы молодыми играющими концерт на фоне идиллического пейзажа - берёз, реки и виднеющегося вдали высотного здания МГУ. Эта картина скорее передаёт настроение неофициальной культурной среды Советского Союза 1970-х гг., когда создавались легенды о том, что Биттлз действительно приезжали в Москву. В 2010 г., когда А.Виноградов и В.Дубосарский обращаются к реальности непосредственно их окружающей, а именно пишут серию работ - зарисовок повседневной жизни города Химки, среди пешеходов, переходящих улицу они также находят не просто посторонних, а знакомых героев, на четырёх полотнах картин «Я видел Биттлз» мы также можем видеть каждого участника группы среди прохожих. Из этих подлинных зарисовок художники воссоздают одну из обложек группы, на которой Биттлз переходят Эбби роуд, вот только на картине российского творческого дуэта действие перенесено на улицу с плановой застройкой и за спинами российских Биттлз мы можем видеть типовые многоэтажки.

В 2010 году в творчестве А.Виноградова и В.Дубосарского появляются две картины «В зале Левитана» и «Участковая», которые уже по-другому интерпретируют тему знаменитостей в России. Так на картине «В зале Левитана» изображён известный в художественной среде куратор Джеффри Дейч, в России он не популярен среди большинства, и название полотна также не указывает на его личность, можно просто предположить, что это один из посетителей музея, который случайно оказался в поле внимания художников в качестве интересного персонажа – иностранца в России. На картине «Участковая» наоборот каждый узнает Бритни Спирз, но на самом деле и название, и пейзаж на заднем плане, и униформа указывают нам, что это обычная девушка-полицейский, а не звезда мирового шоу-бизнеса. Подобная путаница портретных черт знаменитости и несоответствующего окружения не являются результатом деконструкции различных культурных контекстов, как мы это видели на работах конца 1990-х – начала 2000-х гг., а наоборот копирует повседневную реальность: мировая массовая культура настолько вошла в нашу жизнь, что каждый хочет уподобиться звезде и сделать из себя её копию.

С 1995 года А.Виноградов и В.Дубосарский открывают для себя тему «картины на заказ». За основу их совместной творческой деятельности был взят советский комбинат, «Виноградов и Дубосарский вжились в амплуа живописцев, работающих по заказу. Правда, ко времени исчезновения госзаказа роль госзаказчика досталась некоему абстрактному «человеку из народа», желающему видеть своих любимых героев, вроде Аллы Пугачёвой и Арнольда Шварцнеггера…»1 В советский период такой художественный комбинат воспроизводил бы «мифологические панно — и в каком-то смысле отражал время: чаяния людей, реальность за окном, пропущенную тогда сквозь героические образы рабочих и колхозников»2, А. Виноградов и В. Дубосарский отражают современное им время, поэтому на картине «На пленере», созданной якобы по заказу детского садика изображают Сталлоне-живописца и позирующих ему Шварцнеггера с детьми и скворечником.

В рамках «заказа» художники иронично играют масскультурными клише, рекламными образами, создавая нового героя: позитивного и победоносного».1 В этом им очень помогает стилистический язык соцреализма. Если первоначально этот стиль должен был реалистично приукрашивать жизнь ради воплощения в реальность светлых идеалов, пропаганды советского образа жизни как наилучшего, то в живописи А.Виноградова и В.Дубосарского в соцреализм вносится новый смысл, оказывается, что он может соответсвовать не только советской эстетике, но и постсоветской. «…устраивая в своих работах встречу картинной формы и (сильно деградированного) пластовско-дейнековского живописного письма с персонажами западного масскульта, они вскрывают их общую причастность культурной индустрии»2. Таким образом, они создают, а скорее воссоздают современный эклектичный мир – ризому без центра и иерархии. Очень часто на картинах этого художественного дуэта мы можем видеть монтаж разных жизненных ситуаций и людей.

А.Виноградов и В.Дубосарский, создавая новую картину, придумывали для себя и его заказчика – человека современного и успешного, если он имеет возможность делать заказ монументального полотна. Судя по их работам, этот человек должен был воспитан в Советском Союзе в 1970-х гг. и положительно относиться к его стилистике, дальнейшее открытие мира происходило для него по образцам массовой культуры, поэтому отклик в нём вызывают герои популярных, чаще всего американских, фильмов, девушки как с обложек журналов и прочие элементы красивой жизни. Как отмечает сам А.Виноградов в своём интервью, «мы работали с понятными вещами, смешивали соцреализм с Голливудом, работали с архетипами и традицией симуляционизма. Нашим ноу-хау была конформистская позиция внутри традиционного нонконформистского современного искусства, мы не стремились навязать обществу своего художественного видения, а старались воспроизвести его фантазмы и мечты»1. В.Мизиано даже называет дуэт А.Виноградова и В.Дубосарского «художниками поколения»2. И это соответствует реальности, они относятся к одним из самых популярных и продаваемых художников в России. «Именно их творческий проект с исчерпывающей емкостью воплотил постсоветскую эпоху - ее фантазмы, желания, заблуждения и противоречия»3. И сами художники в документальном фильме Е.Митты «А.Виноградов и В.Дубосарский: Картина на заказ» подтверждают это мнение, говоря, что их творчество есть продукт социума. «Их огромные полотна с китчевыми образами олигархов, топ-моделей и подмосковных алкоголиков понятны любому зрителю вне зависимости от образования и вовлеченности в современное искусство. Кажется, секрет их успеха в том, что в эпоху крайнего индивидуализма они нашли рецепт новой коллективности».4 Можно сказать, что через их творчество эпоха находит свои образы, обретают форму мечты большинства. В одном из своих интервью художники говорят, что «мы собираем картины из вещей, на которых сегодня стоит мир. В 1990-е это были полуфантастические иллюстрации развала СССР: советские и голливудские истории, трансформированные в какое-то безумие. Затем новые массмедиа и гламур — как наш ответ на попсу»5. Поэтому их картины можно воспринимать как своего рода иллюстрации к эпохе, современного им обществу.

С трансформацией общества меняются и их картины. Так первоначально А.Виноградов и В.Дубосарский полностью заимствовали художественный язык соцреализма и вписывали в этот устоявшийся контекст нехарактерные для него фигуры. Для зрелого этапа в творчестве А.Виноградова и В.Дубосарского, который соответствует стабилизации экономической и политической жизни в России в начале 2000-х гг., появлению институций, работающих с современным искусством, большой прослойки богатых людей характерно реконструирование основ соцреализма. Тогда можно говорить о том, что «Дубосарского и Виноградова притягивает в советском искусстве как раз то, что провоцировало противостояние у соц-арта - его жизнеутверждающий пафос, его порыв к тотальности. Понимая себя художественными агентами провозглашенной либеральными реформаторами третьей модернизации, они в диалоге с социалистическим реализмом апеллировали к огромному модернизационному ресурсу советского проекта»1. В этом плане мы можем говорить об идеологической подоплёке их искусства, где художники выступили реаниматорами большого стиля большой и великой страны, чтобы подчеркнуть надежды новой элиты и самим стилем, и масштабом своих картин, они обычно очень монументальны и занимают собой метры площади. Воплощая новые реалии уже устойчивым художественным языком, выработанным соцреализмом, А.Виноградов и В.Дубосарский воплощают соединение двух разных периодов истории России, создают величие современности благодаря монументальности, героичности, пафоса соцреализма. Таким образом, их творчество попадает в тенденцию описанную российской исследовательницей постмодернизма Н.Б.Маньковской как метафизическое направление, которое она характеризует в качестве попытки воскрешения традиций Ренессанса и античности, воплощающей «меланхолическое ощущение «присутствия отсутствия» ушедшей культуры»2, также для этого течения характерно создание своей собственной символики. Если представители мирового живописного постмодернизма обращаются к эпохе античности и Ренессанса, в российских реалиях Ренессанс заменяется соцреализмом. Если для метафизического направления характерна некая тоска по величию искусства в те периоды, то для метафизического направления А.Виноградова и В.Дубосарского наоборот свойственна линия жизнеутверждения, благодаря проведённому очищению соцреализма от политики, предпринятому соц-артом, исследуемые нами художники получили стиль соцреализма в чисто художественном плане. Они ни в коем случае не возрождают соцреализм, они продолжают деконструкцию, которая была начата представителями соц-арта.

Жизнерадостность картин А.Виноградова и В.Дубосарского кроется не только в заимствовании пафоса новой прекрасной жизни для России начала 2000-х гг. К этому времени искусство «восстанавливается как часть индустрии развлечений»1, западное общество испытывает «интеллектуальную усталость»2 от критических теорий, в России вернисажи являются скорее светским событием, чем художественным, А.Виноградов и В.Дубосарский подстраиваются под своего заказчика – публику, но с другой стороны в их работах, как в истинно постмодернистских произведениях мы можем найти несколько уровней понимания. Так российский художник И.Кабаков видит в их работах «весёлую тоску»3, «смесь благополучия и неблагополучия, которая лежит в основе российской жизни»4. В этом плане творчество А.Виноградова и В.Дубосарского нельзя назвать конъюнктурным, а в какой-то степени архетипичным.

В художественном плане их манера письма с течением времени отдаляется от живописного языка соцреализма. В 2000-х гг. их живопись стала больше подражать фотографиям глянцевых журналов, которые тиражировались в огромном количестве. В прессе их называли певцами культуры гламура, а арт-критик А.Ковалёв придумал для их творчества термин «бурж-арт». Это «некий аналог старинному соц-арту 70-х. Только соц-артисты оперировали образами и технологиями неприятными и устрашающими, а «бурж-артисты» Дубосарский и Виноградов, напротив, всячески стараются усладить самый изысканный и порочный вкус»5. А.Ковалёв видит порочность и пошлость как раз в живописном языке художников – «псевдореалистической гладкописи»6. Эта гладкопись как раз и заимствуется из модных журналов, как признаются сами художники «раньше очень много работали с модными журналами, с образностью, которую диктовал глянец. — Мы скупали их все… Но глянец — он тоже подвижный, они тоже начали рефлексировать, меняться. И мы почувствовали, что нам неинтересно стало»1. Для России начала 2000-х они создали новый живописный язык – соцреализм, проведённый через программу фотошоп. Но, как истинные постмодернисты, они противостоят новому эссенциализму, который в 2000-х модифицировался в культуру гламура и потребления, и эстетику глянцевых журналов доводят до абсурда, неприкрытого китча, демонстрируя зрителям неприкрытую реальность желаний большинства. Происходит трансформация стиля А.Виноградова и В.Дубосарского – от соцреализма они приходят к живописи, которая по духу и художественной стилистике близка работам современного американского художника Дж/ Кунса, активно использующего образы массовой культуры и складывающиеся в ней представления о красоте, которая обязательно должна быть безопасной и очень милой, практически игрушечной, так как эти предлагаемые модели «уже очищены от своей смерти, и даже выглядят лучше, чем при жизни: более яркие, более настоящие, чем их оригиналы»2 - живые люди и непосредственные жизненные ситуации.

Живопись А.Виноградова и В.Дубосарского также соответсвует направлению «архетипический реализм». От классического реализма, по мнению Н.Б.Маньковской это направление отличается заложенной в произведении провокации зрителя посредством консолидации внимания на какой-либо детали, фотосдвига. Исследовательница разделяет это направление на атлетический реализм, в котором гиперреализуются сексуальность и физическая мощь, и навязчивый реализм, для которого свойственно «сочетание традиционной натуралистической техники с современными кино- , фото- и видеоприёмами»3. Хоть в картинах А.Виноградова и В.Дубосарского и происходит идеализация натуры, этот приём в наибольшей степени воплощает жизненные реалии своего времени, где не только использование фотошопа стало нормой, но улучшение себя посредством пластических операций приобрело популярность, и, действительно, красота уже не знает пределов.

Выполнение определённого заказа стало для А.Виноградова и В.Дубосарского постоянной характеристикой их работы. «Мы старались учитывать аудиторию каждой картины»1, порой эта аудитория была очень большой – жители той или иной страны, где предполагалось выставить картину. Так художники написали две картины для Германии – «Свадьба» и портрет канцлера для журнала Шпигель», полая эту тему наиболее актуальной. И действительно, картина «Свадьба» привлекла всеобщий интерес в Германии, что был снят сюжет о молодых художниках из России, что уже вторую работу они на самом деле писали по заказу журнала Шпигель. Создавая подобные работы они воплощали культурные коды и клише каждой страны. Например, при создании картины для Италии «How are You, Ladies and Gentltmen?» художники, по их словам, помнили, что экономика Италии связана с модой, а поэтому «решили изобразить на полотне всех известных итальянских модельеров, манекенщиц и дополнить всё это реальными шмотками того сезона»2. А.Виноградов и В.Дубосарский наблюдали зрительскую реакцию на их работу, которая тут же заинтересовывала публику, была ей интересна, аудитория принималась обсуждать изображённое. Это подчёркивает крайнюю современность, даже сиюминутность, жизненность их полотен. «Мы брали зрителя за то, чем он живёт в данный момент. Итальянцы живут модой, вот мы их и брали на моду, а французов мы взяли на импрессионистов – нарисовали художников- импрессионистов в раю»3 - картина «Завтрак на траве». Иногда это может напоминать собрание того, что среднестатистический человек знает о стране, так на картине «Салют, Испания» изображены видные деятели культуры этой страны, а на переднем плане мы видим танцовщицу фламенко.

Как мы видим, творчество А.Виноградова и В.Дубосарского всегда актуально своему времени и месту. Но для выражения ощущения эпохи они выбрали очень традиционное средство – картину. Когда они начали совместно работать в 1994 году, картина и живопись признавалась отжившей, несовременной формой. По признанию самих художников, которое они делают в документальном фильме А.Митты «А.Виноградов и В.Дубосарский: Картина на заказ», у них тогда было ощущение того, что они делают революционный проект, так как их концепция тотальной живописи совершенно не соотносился с существующими на тот день художественными тенденциями. Но с другой стороны, «эта поэтика полностью вписывалась в навязанные Западом правила игры. В самом деле, выбросить на рынок национальных идентичностей санкционированную советским соцреализмом станковую картину - было в тот момент с точки зрения точности стратегического расчета жестом, не имевшим себе равных. Как справедливо обронил Владимир Дубосарский: «Икона, русский авангард и соцреализм - самые сильные бренды русского искусства»1. Получается, что опять через осмысление, деконструкцию клише и стереотипа художники приобретают вес в профессиональном сообществе и популярность у массового зрителя.

Использование традиционной формы картины в 1990-е гг. было шокирующее архаично, но с другой стороны «именно картина остается в массовом сознании носителем идеи искусства»2, а в рыночной экономике, направленной на стимулирование потребления, является идеальным предметом купли-продажи, а для зрителей предметом желания, которым можно обладать. К тому же активно проявившееся в начале 2000-х гг. культура гламура спровоцировала дизайнизацию искусства, на первый план вывела его «вторичные функции, связанные с созданием определённой вещной среды, культурной ауры»3. А.Виноградов и В.Дубосарский с одной стороны своей показной конформисткой позицией исполнить все пожелания заказчика соответствуют этой установке, выполняя работы не только для выставок, но и, например, для ночного клуба. Став успешными в этом пространстве, своего рода звёздами современного искусства, «через завоевание публичного признания художник моделирует новую систему искусства, он понимается и как поп-звезда, и как социальный инженер»1, и через картину А.Виноградов и В.Дубосарский формируют и самого предполагаемого заказчика, вырабатывая в нём иронию по отношению к самому себе, способного сопротивляться эссенциальным структурам новой культуры, базирующимся на потреблении.

Саму традиционную форму картины А.Виноградов и В.Дубосарский подвергают деконструкции. Они так же, как и художники прошлого используют только свой ручной труд, но при этом пишут работы большие по масштабу и при этом с очень большой скоростью, но при этом они «с самого начала позиционировали себя как халтурщики»2. Сами художники объясняют свою позицию так: «Мы не классические художники-живописцы. Наш метод — поток»3. Для А.Виноградова и В.Дубосарского важнее количество произведённых ими картин, в этом отношении опять проявляется намеченная позиция понимания совместной работы как воссоздания комбината, небольшой фабрики по производству картин – «в нашей концепции само функционирование важнее, чем создание незыблемого шедевра. Для нас важно то, что мы создаем много разных картин»4, так они описывают свою творческую технологию. Они пытаются соответствовать культурной индустрии современности. Работа художника понимается ими в другом ключе, для них творец – это не непонятый гений, страдающий над своими картинами, а действительно социальный инженер, технолог, который в своём творчестве несёт определённое сообщение. «Мы не зациклены на том, чтобы картину довести до блеска. … мы делаем вещи, которые мы не стремимся улучшить, — довели их до того состояния, когда они транслируют то, что нам надо, и все. Дальше мы их не улучшаем, потому что можем испортить»1.

Было отмечено, что А.Виноградов и В.Дубосарский очень плодовитый художественный дуэт, поэтому и сами художники, и А.Ковалёв называют количество произведённых картин перформансом, «который растянут во времени и в пространстве»2, «живописным перформансом»3. Их совместный перформанс по производству картин – иллюстраций современной им жизни, также можно интерпретировать и как попытку документации происходящей на их глазах истории, но только документации постмодернистской с присутствием разнообразных дискурсов и контекстов. В этом плане картина выступает универсальной формой, актуальной и для нашей действительности, «картина мобильна: всегда можно что-то заменить, дорисовать, разорвать в каком-то месте, вставить кусок. Она в некотором смысле никогда не заканчивается»4.

Тот факт, что написание картин А.Виноградов и В.Дубосарский истолковывают скорее как перформанс, для которого они создали образ художников-халтурщиков, которые трудятся по заказу, отдаляет их от классических живописцев, потому что А.Виноградов и В.Дубосарский не пишут картин, а инсценируют их как часть своей художественной философии, пародирующей рыночные отношения купли-продажи. Таким образом сама форма картины деконстрируется, она ими переозначивается, «отсутствие непосредственного тождества между автором и создаваемым им изображением раскрывается уже в самой нарочитости их небрежного подчас как бы халтурного живописного письма»5.

Мы уже упоминали о заимствовании художниками стилистики глянцевых журналов, «медия картины взрывается ими изнутри тем, что в поле картинного изображения постоянно попадает образность из других медиальных источников - кинематографа, журнальной фотографии, рекламы и т.п.»6. Но не только из-за этого нарушается целостность классической картины. Метод работы А.Виноградова и В.Дубосарского состоит в том, что первоначально они делают фотографии, которые заменяют им наброски, в дальнейшем из фрагментов этих фотографий, вырезанных кадров из кино, частей рекламных и модных фотоснимков, на компьютере они составляют коллаж, который является прототипом будущей картины. В масштабных, многофикурных композициях это особенно заметно. Основательность, классичность картины как формы расшатывается ими изнутри с помощью других медиа. В некоторых произведениях особенно подчёркнуто, что образцом для картины послужила фотография.

В своих работах современную им реальность художники подвергают театрализации, заменяя людей куклами, предлагая необычные декорации-пейзажи космоса и подводной цивилизации, заимствованный художественный язык соцреализма также способствуют этому, через него происходит отстранения от действительности, они переносят зрителей в сказку, мечту, волшебный сон, формируют из разных частей улучшенный образ. Подобная реконструкция «заново мистифицирует и даже временно (на время представления) сакрализует языки культуры - точнее их фрагменты, осколки, руины - в тоже время не позволяя забывать об игровом, «понарошечном» характере этой магии»1.

А.Виноградов и В.Дубосарский превращают мир в сказку, но этот приём есть продолжение виртуализации современной культуры. Действительность заменяется миром симулякров, виртуальный мир становится всё более реальным. «Люди эпохи постмодерна переживают реальное как образ»2, поэтому доказать действительное существование реальности можно только через созданный, искусственно сконструированный объект. Например, звёзды шоу-бизнеса доказывают своё существование посредством публикаций в глянцевых журналах, слухов, всем им известна поговорка, что если о тебе не пишут, то тебя нет. А.Виноградов и В.Дубосарский своей живописью предают это соглашение гласности, «превратив это всеобщее принятие «сказочности мира» в предмет изображения, т.е. вновь применив процедуру означивания и тематизации. Этой процедурой они, в сущности, вывернули наизнанку социально-созидательный идеал поколения, показав, что в той мере, в какой идеал этот определяет воображаемое целого поколения, его можно счесть осуществленной реальностью, но только по сути своей реальность эта фантомна»1. Поэтому живых людей они заменяют куклами, которые неподвластны старению, а значит, будут всегда прекрасны, но всё это лишено жизни. Кроме этого, для создания своих нереальных миров А.Виноградов и В.Дубосарский выбирают совершенно непригодные для человеческой жизни пространства: космическое и подводное. Несмотря на это, художники на картинах передают радующихся людей, правда в дальнейшем они также заменяют их изображениями портретами кукол и пришельцев, только нечеловеческое способно выжить в этом образном сказочном мире.

Мы уже отмечали коллажный характер работ А.Виноградова и В.Дубосарского, что выработало особенности композиций их картин. Ей свойственна эклектичность и отсутствие центральной фигуры, по сути художники выражают с помощью живописи принципы ризомы. Как каждая картина не составляет целостности, так и в общем все их картины могут быть выставлены воедино и будут представлять поток живописи, а не иерархию и структуру.

В качестве черт постмодернистской эстетики в работах А.Виноградова и В.Дубосарского следует отметить активное использование художниками цитат из образцов классической живописи, заимствование художественного языка разных стилей искусства, не только соцреализма, подражание живописной манере мастеров прошлого, легко вписывая в этот текст мировой истории искусства современных им персонажей, играя и свободно, иронично интерпретируя.

Например, на картине «Миллион алых роз» А.Виноградов и В.Дубосарский соединяют черты парадного классицистического портрета (стелы с бюстом Ф.Киркорова, драпировка), ангелов-живописцев в стилистике рококо под дождём из роз, стилистику фотоснимка для эротического журнала, а для усиления эффекта пародийности, пастиша традиций в искусстве художники изображают одного ангелочка писающим и показывающим язык героине этой картины – Алле Пугачёвой.

Интересна серия картин, написанных художниками в 2006 году, на которых авторы заимствуют композиции классических картин, повторяют живописную технику Вермеера, Веласкеса, но место людей занимают животные.

Прямое повторение картин русских художников XIX и ХХ веков А.Виноградов и В.Дубосарский производят в работах 2007 года, где на фоне пейзажей И.И.Шишкина, И.И.Левитана, В.Д.Поленова изображают девушек. Так они абсолютизируют образ искусства, ведь по сути это повторение картины на картине, одновременно иронизируя над ним, так как почти также, как и девушки на их полотнах, со звездами шоу-бизнеса, известными людьми и даже произведениями искусства любят фотографироваться. При этом значимость картины определяется больше её популярностью, а не художественной ценностью.

Живопись А.Виноградова и В.Дубосарского как постмодернистское направление относится к архетипическому реализму, даже атлетическому реализму, они гиперреализуют сексуальность и физическую мощь, но с помощью иронии доводят их до китча, обнажая наши несовершенства, деконструируя устремления новой элиты на воссоздание, реконструкцию всеподавляющей власти, но только теперь не идеологии, а капиталов. Благодаря «парадоксальному столкновению станковой традиционной живописи и новой визуальной культуры»1 им удаётся проиллюстрировать своими картинами окружающую действительность, вскрыв фантазмы и симулякры эпохи.

С переменами в общественной жизни в конце 2000-х, связанными в основном с мировым экономическим кризисом, поменялись сюжеты картин художников. Как сами они отмечают: «мы почувствовали, что нам неинтересно стало. И начали переключаться на какую-то более интересную жизнь. А тут как раз кризис — и переход к реальности был какой-то естественный. Потому что нужно всегда смотреть на жизнь»1.

Первая выставка, на которой они представили свои новые работы, называлась «На районе». А.Виноградов и В.Дубосарский представили повседневную жизнь обычного городского района, а именно Химок, они живописали ту реальность, которая находилась за их окном, так как там располагается их мастерская. «Гламур исчез с картин Виноградова и Дубосарского так же незаметно и внезапно, как и из времени»2.

Как и раньше художники используют в качестве набросков фотографии, но уже не создают из них перенасыщенные барочные коллажи, а как-будто дословно перерисовывают получившиеся снимки, подчёркивая случайность сделанных кадров, их непостановочность.

Среди картин о проходящей за окном мастерской художников жизни есть «парадные портреты в жанре «фотка из вконтакте»3 - например, «Лучик солнца», на которой миловидная блондинка сидит в офисе под фотографией Медведева, своего рода художники предлагают современный вариант парадного портрета. Художники продолжают иронизировать над искусством, отказываясь от пафосной роли художников-философов и продолжают воплощать заявленное им в самом начале своей совместной деятельности амплуа художников-ремесленников, только раньше они перерисовывали кадры из фильмов и журнальные фотографии, теперь переносят, копируют чужие снимки. Документализм, который появился в их картинах с 2010 года, продиктован популяризацией Интернета и возможностью представить на его просторах себя и своё видение с помощью фотографий и видео. Фото- и видеосъёмка перестают быть чем-то эксклюзивным, Интернет переполнен сайтами, на которых любой желающий может разместить свой архив, безразлично снят ли он на телефонную или профессиональную камеру. А.Виноградов и В.Дубосарский воплощают эту тенденцию знакомыми им средствами – пишут станковые картины. Продолжая использовать традиционное медиа – картину – художники вписывают окружающую их действительность в историю, и не только искусства, дают возможность нашей повседневности определить себя, своё место. Их картины – это рефлексия по поводу современности, и через своё творчество они предоставляют эту возможность каждому зрителю, если раньше мы видели в фотографиях, размещённых в социальных сетях только нашу современницу, то теперь мы можем сравнить девушку с картины «Лучик солнца» с портретами Жанны Самари Ренуара, автопортретами З.Серебряковой, ощутить свою сопричастность с мировым искусством.

Интернет стал для А.Виноградова и В.Дубосарского виртуальным пространством, которое дополняет нашу реальность. Если в 2000-е гг. они заимствовали образность глянцевых журналов как выражение мечты поколения того времени, то в 2010 году они продемонстрировали картины, на которые перерисовали фотографии женщин с сайтов знакомств. Если по отношению к миру гламура художники проявляли иронию, то в этих картинах проявляется лирическая окрашенность.

Живопись А.Виноградова и В.Дубосарского мы уже не можем охарактеризовать как совмещение метафизического направления и архетипического реализма, сами называют эту новую стилистику - «условный реализм»1. Обращение к этой тенденции они объясняют тем, что «время ставит вопрос, а мы на него отвечаем — и это наше внутреннее оправдание»2, подчёркивают, что их искусство неотрывно связано со своим временем. Та живописная манера, к которой они обратились после 2010 года, также может быть названа повествовательной или нарративной. В их работах позднего периода мы находим черты, предложенные Н.Б.Маньковской как характерные для этого направления живописного постмодернизма: ориентированность на моральные установки, изображение повседневности, использование приёмов натуралистического и реалистического искусства. А.Виноградов и В.Дубосарский перестают описывать эпоху, уделяя внимание простому обычному человеку, отказываясь от метаповествования, на их картинах мы видим пример «маленького рассказа» обычного нашего современника, но из этих небольших историй опять рисуется портрет времени.

Эту описательную позицию и тему городского пейзажа они воплотили и в следующей выставке «Химки-life». Художники представили работы в нехарактерной для себя техники – акварели. Кажется, что это не законченные произведения, а наброски для будущей картины. Благодаря лёгкости текстуры их новых творений А.Виноградов и В.Дубосарский передают сиюминутность получившейся композиции, поток самой жизни, даже кажется, что если через некоторое вернуться вновь к какой-либо работе, то перед нами откроется немного другой пейзаж: появятся новые персонажи, ветки от ветра склонятся в другую сторону. В этих акварельных зарисовках повседневной жизни города Химки авторами открывается витальность, но без «иронии, с которой художники раньше писали полотна о гламурных персонажах и поп-героях — в райских кущах, с животными, детьми и голыми женщинами. Тогда был рай, Олимп, боги, звери, розы, вечная молодость, красота и нагота. А сейчас — городская лирика: меньше фантастики, больше реальности»1. Всё-таки следует заметить, что ирония сохраняется, но только теперь художники прибавляют к ней сентиментальность, пропуская её через свою «оптимистическую оптику»2, выхватывая комические моменты из жизни, предлагая необычный ракурс, выводя в своих работах некую незавершенность, незаконченность.

В 2011 году А.Виноградов и В.Дубосарский представили выставку своих картин, которая называлась «За отвагу», посвященную дню победы в Великой Отечественной Войне. В галереи вплотную друг к другу были вывешены картины с изображением встречи ветеранов Великой Отечественной Войны. Каждая картина может одновременно рассматриваться как законченное самодостаточное произведение и в связи с другими работами, так как все вместе они образуют единое целое, своего рода панораму, занимая весь периметр выставочного пространства, окружая зрителей в центре. При создании этих работ А.Виноградов и В.Дубосарский возвращаются к станковой картине, написанной маслеными красками, художники передают пейзаж и фигуры героев картины практически в достоверном, реальном масштабе. Изображённые на картине-панораме празднично одетые, с приколотыми орденами и медалями, дедушки и бабушки радуются встречи друг с другом, танцуют и грустят, вспоминая былое, а входящая публика становится частью этого праздника, так как благодаря круговому обзору создаётся иллюзия реального пространства. Если в советский период истории России в основном создавались панорамы битв Великой Отечественной Войны, то А.Виноградов и В.Дубосарский пишут постмодернистскую панораму, отказываясь от героического пафоса, они создают сентиментальный образ, и сопричастность зрителей на физическом уровне порождает проникновение к героям картины. Получается, что художники пишут реалистичную сцену праздника 9 мая, но, по сути, продолжают создавать на своих картинах земной рай.

В 2012 году в качестве определённого итога своей творческой деятельности А.Виноградов и В.Дубосарский организовали ретроспективу своих работ. Зрительскому вниманию художники представили те работы, которые в течение десяти лет копились в их мастерской, но всё это время были незаконченными. Проследив эволюцию творчества А.Виноградова и В.Дубосарского, мы можем заметить к какой теме относится та или другая незаконченная работа, на выставке зрителям предоставили возможность сделать тоже самое, но только со стороны мастерской, а не музея или галереи, так перед самими художниками образуется картина их творчества, ею они делятся и с публикой, возможностью увидеть изнанку их искусства, художественную кухню.

Как художники-постмодернисты А.Виноградов и В.Дубосарский деконструируют образ творца, выставляя свои художественные неудачи. Самих себя они воспринимают не великими мастерами, а «производителями картин»1, и по сути дела выставляют свой производственный брак, кроме этого они разрушают свой имидж удавшихся художников, востребованных на рынке искусства. Ж.Деррида советовал при проведении деконструкции обращать внимание не на основной текст, а на пометки, сделанные на полях, ссылки, незамеченные никем черты. А.Виноградов и В.Дубосарский следуют этому правилу: предлагают увидеть то, что в течение десяти лет находилось в скобках – их мастерской.



Творчество А.Виноградова и В.Дубосарского остаётся в рамках постмодернизма, но после 2010 года они меняют темы своих работ. Они начинают воплощать в своих картинах нарративные тенденции, осуществляя в живописи такую идею постмодернизма как «маленький рассказ», в поле их внимания попадают вопросы не глобального плана, а интересует простой человек с его переживаниями и трагедиями.
Библиографический список:

  1. Андреева, Е.Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины XX – начала XXI века. – СПб.: Азбука-классика, 2007. – 488 с.

  2. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция. URL: http://lit.lib.ru/k/kachalow_a/simulacres_et_simulation.shtml

  3. Гор Чахал интервью с Виноградовым и Дубосарским: «Мы не классические художники-живописцы. Наш метод — поток». URL: http://interviewrussia.ru/art/894

  4. Ковалёв, А. Именной указатель.– М.: Новое литературное обозрение, 2005. – 400 с.

  5. Кравцова М. Интервью с В.Дубосарским: «Успешные художники тоже плачут». // Артхроника. – 2009. - №12. – С.96-101

  6. Митта А. «А.Виноградов и В.Дубосарский: Картина на заказ». [Документальный фильм]

  7. Маньковская, Н.Б. Париж со змеями: (Введ. в эстетику постмодернизма).- РАН. Ин-т философии. - М., 1994. – 220 с.

  8. Мизиано В. В. Дубосарский и А. Виноградов: «художники поколения». URL:http://www.dubossarskyvinogradov.com/ru/add/publish/hudozhniki_pokoleniya/

  9. Новоженова А. Александр Виноградов и Владимир Дубосарский. На районе – 2. // Артхроника. – 2011. - №2. – С. 102

  10. Новоженова А. Интервью с А.Виноградовым и В.Дубосарским. «Мы рисуем много, красиво, хорошо и быстро» Виноградов и Дубосарский о своей «Ретроспективе». URL: http://www.afisha.ru/article/retrospektiva-vinogradova-dubosarskogo/

  11. Новоженова А. Ретроспектива живописных излишков. URL: http://www.afisha.ru/exhibition/76060/review/425275/

  12. Саша Денисова. Самая длинная картина (Интервью с А.Виноградовым и В.Дубосарским). URL: http://rusrep.ru/article/2011/05/04/vin_dub/

  13. Селина Е. Предложный падеж. URL: http://www.gif.ru/people/vinogradov-dubosarsky/

  14. Семендяева М. Владимир Дубосарский и Александр Виноградов. Химки – life. // Артхроника. – 2010. - №11. – С.118

  15. Терещенко, Н.А., Шатунова, Т.М. Постмодерн как ситуация философствования.– СПб.: Алетейя, 2003. – 192 с.

  16. Федотова Е. Ценные кадры. // Артхроника. – 2009. - №11. – С.16-17

  17. Харт, К. Постмодернизм. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 272 с.


1 Федотова Е. Ценные кадры. // Артхроника. – 2009. - №11. – С.16

2 Саша Денисова. Самая длинная картина (Интервью с А.Виноградовым и В.Дубосарским). URL: http://rusrep.ru/article/2011/05/04/vin_dub/

1 Селина Е. Предложный падеж. URL: http://www.gif.ru/people/vinogradov-dubosarsky/

2 Мизиано В. В. Дубосарский и А. Виноградов: «художники поколения». URL: http://www.dubossarskyvinogradov.com/ru/add/publish/hudozhniki_pokoleniya/





1 Кравцова М. Интервью с В.Дубосарским: «Успешные художники тоже плачут». // Артхроника. – 2009. - №12. – С.97-98

2 Мизиано В. В. Указ. соч.

3 Там же.

4 Саша Денисова. Указ. соч.

5 Гор Чахал интервью с Виноградовым и Дубосарским: «Мы не классические художники-живописцы. Наш метод — поток». URL: http://interviewrussia.ru/art/894


1 Мизиано В. В. Указ. соч

2 Маньковская Н.Б. Париж со змеями: (Введ. в эстетику постмодернизма). - РАН. Ин-т философии. - М., 1994. – С. 210

1 Андреева Е.Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины XX – начала XXI века. – СПб.: Азбука-классика, 2007. – С. 239

2 Там же. - С. 238

3 Документальный фильм А.Митты «А.Виноградов и В.Дубосарский: Картина на заказ».

4 Там же.

5 Ковалёв А. Именной указатель – М.: Новое литературное обозрение, 2005. – С. 104

6 Там же.

1 Саша Денисова. Указ. соч.

2 Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. URL: http://lit.lib.ru/k/kachalow_a/simulacres_et_simulation.shtml

3 Маньковская Н.Б. Указ. соч. С. 217

1 Кравцова М. Указ.соч. С.100

2 Там же.

3 Там же.

1 Мизиано В. Указ. соч.

2 Там же.

3 Маньковская Н.Б. Указ. соч. С. 165

1 Мизиано В. Указ. соч.

2 Гор Чахал. Указ. соч.

3 Там же

4 Новоженова А. Интервью с А.Виноградовым и В.Дубосарским. «Мы рисуем много, красиво, хорошо и быстро» Виноградов и Дубосарский о своей «Ретроспективе». URL: http://www.afisha.ru/article/retrospektiva-vinogradova-dubosarskogo/


1 Новоженова А. Указ. соч.

2 Саша Денисова. Указ. соч.

3 Ковалёв А. Указ. соч. С. 104

4 Саша Денисова. Указ. соч.

5 Мизиано В. Указ. соч.

6 Мизиано В. Указ. соч.

1 Там же.

2 Харт К. Постмодернизм. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – С. 94

1 Мизиано В. Указ. соч.

1 Реплика Мизиано В. из документального фильма А.Митты «А.Виноградов и В.Дубосарский: Картина на заказ».

1 Саша Денисова. Указ. соч.

2 Там же.

3 Там же.

1 Гор Чахал. Указ. соч.

2 Гор Чахал. Указ. соч.

1 Саша Денисова. Указ. соч.

2 Новоженова А. Александр Виноградов и Владимир Дубосарский. На районе – 2. С. 102


1 Гор Чахал. Указ. соч.

  • Ретроспектива живописных излишков. URL
  • «Мы рисуем много, красиво, хорошо и быстро»