Большая буква в именах собственных

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Большая буква в именах собственных

Скачать 70,54 Kb.


Дата26.11.2017
Размер70,54 Kb.

Скачать 70,54 Kb.

РЕФЕРАТ

Подводные камни изучения орфографической темы «Большая буква в именах собственных»

Выполнила: Липатова Г.А

Учитель начальных классов

МОАУ «СОШ №22

г.Новотроицк»

2014 г


Правописание большой буквы в именах людей, кличках животных географических названиях - традиционная для начальной школы тема. Учителя не считают ее трудной: ошибок на правописание большой буквы в именах собственных ученики делают значительно меньше, чем в остальных случаях. Этот факт легко объясним: слова обозначающие имена собственные, используются в речи не так уж часто. Напрасно считать эту тему легкой для усвоения. Трудности есть и здесь.

Назначение этой статьи - проанализировать состояние работы и дать практические рекомендации по совершенствованию методики изучения данной темы.

В лингвистической науке именам собственным посвящен специальный раздел - ономастика, которая изучает сущность собственных имен, их функцию, историю возникновения и развития аномастических систем различных языков.

В научных исследованиях установлено, что имена собственные являются единицами языка, чаще всего словами (река Ока, город Орел) или словосочетаниями (князь Владимир Красное Солнышко). Это номинативные. а не коммуникативные единицы языка. Среди собственных имен встречаются также субстантивированные прилагательные (поселок Долгое) и прилагательные, образованные от собственных имен. Если прилагательные образуются при помощи суффиксов -ин-, -ев-, то они пишутся с заглавной буквы (Муркины котята, Далев словарь), если же при помощи суффикса -ск-, то со строчной (тургеневские девушки).

В словаре - справочнике лингвистических терминов нарицательными названы существительные, служащие наименованиями однородных предметов, а собственными - имена существительные, служащие названием единичных предметов, выделенных из ряда однородных.

Именами нарицательными обозначаются классы однородных предметов (город, ученик), а именами собственными называются индивидуальные предметы из того или иного класса однородных предметов.

В ономастическом пространстве языка принято выделять классы собственных имен. В современном русском языке самыми распространенными классами принято считать:

-наименования людей (антропонимы);-

-наименования географических объектов (топонимы);

-наименования животных (зоонимы) и т. д.

В языке выделяются и другие классы собственных имен, но эти - самые крупные. На письме имена собственные принято выделять при помощи заглавной буквы, противопоставляя их тем самым нарицательным словам. Содержание графической нормы в этой ее части заключается в том, что лексемы с функцией общего имени следует писать со строчной буквы, а лексемы с функцией единичного имени - с прописной (город свободный, город Свободный).

Изучение лингвистических норм ономастики и орфографии прописных букв позволяет сформулировать конкретные методические выводы.

1.Имена собственные чаще всего являются именами существительными или субстантивированными прилагательными. Значит, имена собственные изучаются в разделе изучения имени существительного.

2. Собственные имена присваиваются конкретным предметам, которые существуют как индивидуальные. Прояснить своеобразие собственных имен можно только в сопоставлении с нарицательными.

3.Каждое собственное имя имеет связь с конкретной группой нарицательных имен: антропонимов, топонимов, зоонимов. Школьники должны знать о разрядах таких слов, чтоб каждое новое имя собственное могли ввести в определенную группу.

4. Имена собственные принято писать с заглавной буквы.

Практика первоначального обучения чуть ли не с первых дней в школе требует от ребенка владение способом выделения имен собственных с помощью заглавной буквы. В таком случае можно констатировать важное противоречие: практика письма и практического употребления орфографического правила предшествует изучению грамматических основ правописания. Поэтому в методике преподавания сложились положения, которые требуют анализа.

Уже в период обучения грамоте школьники учатся выделять заглавной буквой первое слово в предложении, а также имена людей, клички животных. Например, в учебнике "К тайнам нашего языка" предлагается первое слово в предложении выделять заглавной буквой в виде схемы( ), подобным образом выделяются слова, которые пишутся с заглавной буквы (имена, клички животных и т.д.) -

-"У Наташи в тетради пятерки." В схеме собраны следующие правила:

- первое слово в предложении пишется с большой буквы;

- слова в предложении пишутся отдельно;

- в конце предложения ставится точка (восклицательный знак или вопросительный).



Методика обучения использованию схемы.

Уже в период обучения грамоте на уроках чтения проводится графический разбор. Речевой материал находится перед глазами учеников: на доске, на карточках, в учебнике. Первоклассник строго по указке прочитывает предложение или небольшой текст. Остальные следят за движением указки. После первого прочтения учитель задает вопрс по пониманию смысла. Затем ученики под руководством учителя перечитывают речевое произведение, анализируя его: отмечают условными значками начало и конец предложения, количество слов, имена собственные. Далеко не все первоклассники умеют читать. Однако, выполняя разбор, учащиеся учатся контролю и самоконтролю за процессом чтения, убеждаются в том, что одни и те же правила графического оформления применяются во всех речевых произведениях, графический разбор способствует развитию восприятия, внимания, мышления и памяти учащихся.

Вопросы по анализу предложения:

- Сколько предложений мы прочитали? Докажите: выделите первое слово предложения, покажите, где оно закончилось.

- Какие правила применили при написании?

- Выделите имя.

Можно при этом разделить слова на слоги, проставить ударение.

На уроках письма ученики учатся писать на основе предварительного моделирования речи. Читаем текст, предложенный на доске.

Где растут шишки?

На елке у опушки.

И у Смирнова Мишки

На лбу и на макушке.

-Какие шишки растут на елке?

А у Смирнова Мишки?

- Запишите предложение: У Смирнова Мишки шишки, составив предварительно схему предложения:-

-Расскажите по схеме какие правила нужно помнить. Запишите предложение. Какое правило использовали при написании слова "шишки"?

Такая работа формирует у учащихся сознательное отношение к языковым и графическим знакам. Школьники начинают понимать: так пишут все грамотные люди, чтобы понимать друг друга.



Методика обучения.

На уроках русского языка в 1 классе объяснение материала начинается с создания проблемной ситуации: - Прочитайте предложение, составленное из букв разрезной азбуки (У крыльца лежит ...арик.). Его нужно списать. Но хитрая сорока - воровка утащила одну букву. Какая это буква? Назовите ее правильно. В разрезной азбуке есть две такие буквы ш, Ш, большая и маленькая. Какую взять?

В этом случае используется лингвистический эксперимент. Учащимся предлагается объяснить свой выбор. Школьники списывают предложение с комментированием в двух его вариантах. После записи предложений у детей выясняется, почему слово "шарик" написали в предложениях по - разному. (Один Шарик лежит и спит, другой шарик - игрушка.) На первых этапах изучения обозначенной орфографической темы приучаем учащихся ставить вопросы к именам собственным и нарицательным и противопоставлять их.

Формулировки орфографического правила, представленные в учебниках для начальных классов, нуждаются в совершенствовании. Зная стандартные правила, ученики рассуждают так: Кто? Собака - название животного пишу с маленькой буквы. Кто? Шарик - кличка животного, пишем с большой буквы.

Что должен противопоставлять ученик в таком случае? Выход из создавшего положения возможен. Вместо слова - название стран, городов и т. п. рекомендуется использовать слово - наименование. (Что?) Город - слово-название, пишу со строчной буквы, (что?) Москва - слово-наименование города, пишу с заглавной.

Ученики начинают понимать, что слова - названия могут называть любые предметы, а наименования применимы только к словам, имеющим особые индивидуальные характеристики.

Состав упражнений, представленный по обозначенной теме в школьных учебниках, неоднороден. Выделяются упражнения с рядами однотипных предметов, выписать из текста слова по группам: страны, города, наименования печатных изданий. Эти упражнения носят грамматический характер, хотя имеют и орфографическую составляющую.

Подлинно орфографическими следует считать упражнения другого типа. Выполняя их, ученик пользуется всем диапазоном слов языка. При списывании, диктантах, свободном письме ученики распознают собственные имена на фоне других слов предложения или текста и выделяют их на письме с помощью заглавной буквы.

Назначение этих упражнений состоит в том, чтобы научить учеников применять орфографическое правило в практике письма. Традиция школьного преподавания доказывает необходимость использования обоих типов упражнений. Упражнения первого типа направлены на формирование грамматического понятия имя существительное, собственное имя, на раскрытие разрядов собственных имен. Вторая группа упражнений является собственно орфографической.

Литература

Научно-методический журнал «Начальная школа» // Горецкий В.Г., выпуск 3, 2010г// Статья «Подводные камни изучения орфографической темы «Большая буква в именах собственных»» Л.В Козлова




  • Методика обучения использованию схемы.
  • На уроках письма
  • Методика обучения.