«Басня. Истоки басенного жанра. (Эзоп, Лафонтен, баснописцы 18 века)»

Главная страница
Контакты

    Главная страница


«Басня. Истоки басенного жанра. (Эзоп, Лафонтен, баснописцы 18 века)»

Скачать 54,65 Kb.


Дата13.11.2017
Размер54,65 Kb.

Скачать 54,65 Kb.



Конспект урока литературы в 5Б классе
Тема: «Басня. Истоки басенного жанра. (Эзоп, Лафонтен, баснописцы 18 века)».
Дата:

Класс: 5Б

Учитель: Завьялова С.Р.

Тип урока: урок получения новых знаний

Цель: Дать понятие басни как литературного жанра. Познакомить с русскими и зарубежными баснописцами.
Задачи: Образовательные: -расширить представление о басне как об одном из старейших жанров литературы;

-дать представление о возникновении и развитии басенного жанра;

- познакомить учеников с именами известных баснописцев.

Развивающие: -развивать познавательные интересы учащихся

-развивать навыки выразительного чтения

- развивать умения строить устное высказывание, развивать связную речь.

Воспитательные: -воспитывать интерес к литературе;

-воспитывать неравнодушное отношение к темам, затронутым в баснях.


Оборудование: -Раздаточный материал(тексты басен Лафонтена и Эзопа);

- учебник Литература 5 класс/ под ред. В.Я. Коровиной-М.:Просвещение, 2010

Словарная работа: роды и виды литературы, (эпос, лирика, драма), басня, аллегория, иносказание, «эзопов язык».
Ход урока:

1 Организационный момент. Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Перекличка.
2 Постановка цели урока. Введение в тему.

Ребята, на сегодняшнем уроке мы будем говорит о басне. Об стоках этого жанра. Узнаем много ли было на свете баснописцев.


3 Проверка домашнего задания.

Вашим домашним заданием было прочитать статью учебника о родах и жанрах литературы на стр.49.


– Как вы поняли, что такое роды и жанры литературы?
– Вспомните, произведения каких жанров вы читали?

--К каким родам литературы они относятся?


(По итогам проверки домашнего задания составляем схему в тетрадях)
Запись в тетрадях:

РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ

ЭПОС ЛИРИКА ДРАМА

-рассказы -стихотв-я - пьесы

-повести - поэма -сценки

-романы) -ода - пьеса-сказка



ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЕ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

-басня

-баллада

Пояснения учителя по ходу записи:


Роды и виды литературы-- это способы образного восприятия действительности== большие группы литературно-художественных произведений.
Эпические произведения-- повествуют о событиях, происходящих с героями произведения, их взаимодействии с другими героями произведения.
Лирические произведения-- передают чувства, мысли, переживания человека.
Драматические произведения-- изображают действия, в которых участвуют герои. Предназначены для постановки на сцене.
4 Работа по теме урока.

1)) Беседа (Активизация уже имеющихся знаний учащихся)+ рассказ учителя
--Что вы знаете о баснях? Какие басни вы читали?
Как бы вы объяснили что такое басня?
Итак, все вы с детства знаете, что такое басня. Это обычно короткий рассказ , част стихотворный, обычно про животных,(растения. насекомые, предметы) говорящих и действующих по-человечески. Обычно басня сопровождается моралью.

А что такое мораль, и где мы еще с ней встречались? (в пословицах)
Басня-- очень древний литературный жанр. Основное повествование роднит басню со сказкой о животных, мораль-- с пословицей.

Одним из самых известных баснописцев и основоположников жанра басни был ЭЗОП. Эзоп жил в древней Греции в 6 веке до Рождества Христова. О нем известно очень мало. Историк Геродот писал, что Эзоп был рабом, потом был отпущен на волю. Жил на острове Самосе и был за что-то убит в Дельфах. По некоторым сведениям у него была уродливая внешность.

Однако его басни были настолько популярны, что потом еще долгие столетия перерабатывались и переводились разными баснописцами из разных стран. Басни Эзопа не были стихотворными.
2) Чтение и обсуждение басен Эзопа

- «Ворон и лисица»

- «Лисица и виноград»

-«Волы и ось»


Сейчас о языке иносказания мы говорим «эзопов язык».
3) Работа с литературоведческими терминами.

-Читаем статью учебника стр.50 и обсуждаем.


--У каких русских писателей мы можем встретить басни?

--Какие художественные приемы мы встречаем в баснях? (аллегория,иносказание ).



А к какому жанру вы бы отнесли басню?

(басня-лироэпический жанр-- запишем в тетради)


Записи в тетрадях:
Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.

- Басня высмеивает человеческие пороки. Действующими лицами обычно являются животные, растения, предметы.- В басне обязательно есть мораль.

Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

Баснописцы:

Древняя Греция: Гесиод, Эзоп

Франция: Жан де Лафонтен (18 век)

Россия: И.А.Крылов, М.В.Ломоносов, Василий Майков , Сумароков Александр П . , Дмитриев Иван.И , И.И.Хемницер.

Иносказание-- переносное значение, выражение, заключающее в себе скрытый смысл. (аллегория в широком смысле)= Эзопов язык

Аллегория – иносказательное изображение предмета или явления для того, чтобы наглядно показать его черты

(волк – злой человек,

лиса – хитрый человек

заяц-трусливый

свинья, осел-- глупый, ленивый, невежественный продолжить ряд…)

4) Чтение и обсуждение басен Ж.де Лафонтена

В 18 веке во Франции при дворе короля Людовика 14 жил писатель Жан де Лафонтен. Он понял, что басни, которые сочинял Эзоп 23 столетия назад продолжают оставаться интересными и актуальными для людей, и тоже стал сочинять и перерабатывать басни. Басни Лафонтена написаны стихами.

- ««Ворон и Лисица»,

-«Лисица и виноград».

- «Изречение Сократа»

5 Подведение итогов урока

Беседа: - Что нового о баснях вы сегодня узнали?

- Что такое басня?

- Что такое мораль?

- (Заметьте, она не бывает навязчивой, длинной, скучной. Мораль всегда короткая, но мудрая, меткая, как пословица)

-Что высмеивает басня?

- С именами каких баснописцев мы познакомились? Чьи басни вам больше понравились? Почему?

-Что значит эзопов язык? Аллегория?



6 Домашнее задание:

а) Всем: стр 51-55 чтение и пересказ статьи о Крылове

б) Всем: написать басню (неважно в прозе или стихах, главное, чтобы в ней высмеивались человеческие пороки. Например: жадность, лживость, глупость, злоба, зависть,лень ит.п.)

в) индивидуально: доклад о Крылове.