Аннотация рабочей программы дисциплины

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Аннотация рабочей программы дисциплины

Скачать 166,21 Kb.


Дата28.09.2017
Размер166,21 Kb.

Скачать 166,21 Kb.


Министерство образования и науки РФ

Ульяновский государственный университет



Форма



Ф – Аннотация рабочей программы дисциплины







АННОТАЦИЯ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

________ Камерный хор _______
по направлению Дирижирование (уровень бакалавриата)


  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели освоения дисциплины:

Целью освоения дисциплины «Камерный хор» дисциплины является всестороннее развитие профессиональных качеств дирижера-хормейстера, обладающего знаниями и навыками в области камерно-хорового исполнительства, и возможность их использования в практической деятельности. Камерный хор - это творческая, исполнительская мастерская, в которой последовательно, шаг за шагом, курс за курсом, на практических занятиях с ансамблем совершенствуется вокальная техника студента, проверяются и закрепляются профессиональные навыки, получаемые студентами на занятиях по всем дисциплинам профессионального цикла.

Дисциплина «Камерный хор» дает возможность расширить музыкальный кругозор студентов, правильно отобрать и применить на практике нужный вокально-хоровой репертуар и овладеть необходимыми навыками глубокого теоретического анализа произведений, а также свободного общения с аудиторией в своей практической деятельности.

Задачи освоения дисциплины:

- основные этапы исторического развития хорового искусства;

- стилевые особенности различных видов многоголосия;

- технологические и физиологические основы мануальной техники;

- правила гигиены голоса;

- хоровые произведения различных эпох и стилей (а cappella и с сопровождением), включая современное творчество отечественных и зарубежных композиторов;

- методы организации и управления репетиционным и концертным процессом;

- специфику исполнительской хоровой деятельности в различных аудиториях;

- специальную учебно-методическую и исследовательскую литературу по вопросам дирижёрского искусства;

- основной репертуар отечественных и зарубежных творческих коллективов;

- методику работы с исполнительскими коллективами разных типов.

Пение в составе камерного хора обязательно для студентов всех курсов в продолжение всего периода обучения. На камерном хоре должно быть сосредоточено изучение вопросов вокально-хорового исполнительства, методов раскрытия образного содержания музыкального произведения и средств художественной выразительности, а также совершенствование и профессионализация музыкального слуха. Пение в камерном хоре способствует развитию чувства вокально-хорового ансамбля, свободному ориентированию в частной хоровой звучности (звучности полного камерного хора или группы голосов). В процессе пения в хоре студент как бы «врастает» в вокально-хоровое звучание, всесторонне воспринимает многообразие вокальных красок, особенности камерно-хоровой фактуры и «оркестровки».

Одновременно руководитель камерного хора должен получить необходимые навыки организаторской работы в хоровом коллективе:

- умение провести отбор вокалистов;

- организовать отборочные испытания и распределение голосов по группам.

В процессе обучения на камерном хоре, студенты знакомятся с различными стилями и эпохами вокально-хоровой музыки. Происходит практическое изучение образцов вокально-хоровых произведений русских, советских и зарубежных композиторов.

В практических занятиях камерного хора студент-дирижер получает следующие навыки:

- изучает природу певческого голоса и условия его развития;

- работает над культурой звука и слова в ансамбле;

- осваивает вокально-хоровые навыки;

- принципы правильного певческого дыхания и звукообразования;

- осваивает выработку однотипной звучности отдельных партий ансамбля во всем вокально-хоровом диапазоне;

- основы музыкальной фразировки.

Особое внимание должно быть уделено навыкам выработки единообразного звучания камерного хора в гармоническом и мелодическом плане; техническим приемам, обеспечивающим слияние отдельных голосов и хоровых партий по тембру, интонации, строю, динамике. В результате практической работы в указанном объеме у руководителя камерного хора вырабатывается свое «дирижерское лицо», свой «дирижерский жест», а у руководимого им хорового коллектива - своя «исполнительская интонация», «манера исполнения». Дисциплина поможет студентам проявить самостоятельность, научиться владеть своим голосом (пение различными составами: трио, квартеты), не бояться сцены.

Перечисленные задачи работы камерного хора - пение в хоре, и практические занятия в нем взаимосвязаны, что представляет единый педагогический процесс.


  1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП

Дисциплина «Камерный хор» относится к блоку дисциплин по выбору вариативной части программы бакалавриата (Б1.В.ДВ.8). Основной профессиональной образовательной программы по направлению 53.03.05 Дирижирование (уровень бакалавриата).

Курс камерного хора связан с дисциплинами базовой и вариативной части: дирижирование, хоровой класс, чтение хоровых дисциплин, хоровое сольфеджио, историей музыки (зарубежной, отечественной), сольфеджио, гармонией.

Дисциплина «Камерный хор» изучается на протяжении в процессе обучения семи семестров, начиная с первого семестра первого курса по седьмой семестр четвертого курса включительно. Освоение данной дисциплины является одним из ключевых звеньев в подготовке хормейстера. Для ее изучения нужны следующие компетенции:

- способность демонстрировать артистизм, свободу самовыражения, исполнительскую волю, концентрацию внимания (ПК – 1);

- способность пользоваться методологией анализа и оценки особенностей исполнительской интерпретации, национальных школ, исполнительских стилей (ПК – 3);

- готовность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);

- готовность к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего профессионального мастерства (ПК-11).

Полученные в ходе освоения дисциплины «Камерный хор» профессиональные компетенции будут использоваться в профессиональной деятельности, приобретенные теоретические и практические знания и навыки далее используются при изучении следующих дисциплин:

- Основы вокальной методики;

- Хоровое сольфеджио;

- Хороведение и методика работы с хором;

- Чтение хоровых дисциплин;

- Хоровой класс;

- Методика преподавания специальных дисциплин;

- Дирижирование;

- Дипломный реферат.


3. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способностью демонстрировать артистизм, свободу самовыражения, исполнительскую волю, концентрацию внимания (ПК – 1);

- способностью дирижировать профессиональными, учебными, любительскими/самодея-тельными хорами и оркестрами, руководить творческими коллективами (хором, ансамблем, оркестром), певческим коллективом (ПК – 5);

- способностью проводить репетиционную работу с творческими коллективами и солистами (ПК - 6);

- способностью быть исполнителем концертных номеров и программ в качестве артиста (солиста) хора, артиста/солиста оркестров народных и духовых инструментов (ПК - 8);

- способностью осуществлять подбор репертуара для концертных программ и других творческих мероприятий (ПК - 9).

В процессе освоения дисциплины студент должен:



- знать: цели и задачи камерного хорового исполнительства, историческое развитие исполнительских стилей, хоровые произведения различных эпох и стилей, специфику и принципы работы над хоровой звучностью, средства достижения выразительности звучания творческого коллектива, основы хоровой репетиционно-исполнительской организации, специальную учебно-методическую и исследовательскую литературу по вопросам хорового исполнительства;

- уметь: осмысливать развитие музыкального искусства в историческом контексте, интерпретировать и на высоком художественном уровне исполнять произведения различных жанров и стилей, грамотно разбирать нотный текст и свободно читать с листа, исполнять на фортепиано партитуры хоровых сочинений, находящихся в работе, выразительно петь хоровые голоса в них, моделировать репетиционную работу, как с отдельной партией, так и с хоровым коллективом в целом, оценить качество звучания и устранить возникающие дефекты во время исполнения, работать со специальной литературой в области музыкального искусства, науки и смежных видов искусства, подбирать репертуар для концертных программ;

- владеть: навыками самостоятельной работы с репертуаром, мануальной техникой, основами анализа хоровых партитур, приемами и методами работы с хором, свободным и художественно выразительным исполнением всего произведения или любого фрагмента хоровой партитуры на фортепиано и голосом, навыком распевания хора, хоровым репертуаром различных стилей, навыком творческого общения с коллективом.
4. ОБЩАЯ ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ

(очная форма обучения)

Общая трудоемкость дисциплины составляет __15___зачетных единиц (_540__часов)



(заочная форма обучения)

Общая трудоемкость дисциплины составляет __15___зачетных единиц (_540__часов)



  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ходе освоения дисциплины при проведении аудиторных занятий используются следующие образовательные технологии: технологии развивающего обучения; индивидуальные и практические занятия.

При организации самостоятельной работы занятий используются следующие образовательные технологии: технологии индивидуального обучения, технологии развития творческих качеств личности.

  1. КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды текущего контроля: сдача хоро-

вых партий.



Промежуточная аттестация проводится в форме: экзамена и зачета.


Страница из

  • АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ________ Камерный хор _______ по направлению Дирижирование (уровень бакалавриата)
  • ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Цели освоения дисциплины
  • Задачи освоения дисциплины
  • МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП
  • 3. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
  • КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ