Анализ возможных рыночных ситуаций: минимизация убытков равновесие фирмы в условиях рынка совершенной конкуренции

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Анализ возможных рыночных ситуаций: минимизация убытков равновесие фирмы в условиях рынка совершенной конкуренции

Скачать 79,07 Kb.


Дата02.03.2017
Размер79,07 Kb.

Скачать 79,07 Kb.

Анализ возможных рыночных ситуаций: минимизация убытков равновесие фирмы в условиях рынка совершенной конкуренции

Содержание


Введение 3

1.Теоретические модели рынка совершенной конкуренции 6

1.1. Сущность рынка совершенной конкуренции 6



Введение

Для российского общества, с присущей ему нерешенностью ряда социально-экономических проблем переходного периода, требующих дальнейшего проведения структурных преобразований при одновременном обеспечении глобальной конкурентоспособности экономики страны, актуальность разработки и реализации подобной концепции приобретает особую значимость. В отечественной экономике на современном этапе ее развития возникает проблема формирования конкурентной среды, цивилизованных форм и методов конкурентного соперничества или сотрудничества, что, в свою очередь, предопределяет необходимость разработки действенного механизма государственного регулирования процессами становления и функционирования субъектов хозяйствования.

В процессе формирования в России социально ориентированного рыночного хозяйства возрастает интерес к тем научным идеям и теоретико-методологическим положениям, которые позволяют глубже уяснить проблемы конкуренции в экономике, обеспечивающей достижение высоких социально-экономических результатов общественного воспроизводства.

Большой опыт в создании конкурентной рыночной среды накоплен в зарубежных странах, где период экономических потрясений конца двадцатых — начала тридцатых годов XX в. явился отправным пунктом формирования нового, нетрадиционного понимания конкуренции

Конституция РФ в 1993 г. провозгласила принципы рыночных отношений основополагающими для построения экономики новейшей России. Конкуренция является важнейшим условием развития эффективного национального хозяйства и повышения уровня жизни населения. В ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент РФ подчеркнул необходимость создания равных условий конкуренции наряду с укреплением права собственности и обеспечением экономической свободы. Важность задач по развитию конкурентных отношений подтверждается принятием нового Федерального закона от 26.07.07 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Право на конкуренцию и реализацию конкурентных принципов в России основывается на конституционных принципах свободного перемещения товаров, услуг, финансовых средств и свободы экономи­ческой деятельности и на конституцион­ном праве граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Право на конкуренцию предпринимателя было предусмотрено еще законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990 г.), в соответствии с которым гарантировались равное право доступа всех субъектов предпринимательской деятельности к рынку, к материальным, финансовым, трудовым, ин­формационным и природным ресурсам, равные условия деятельности предприятий независимо от вида собственности и их организационно-правовых форм; свободный выбор предпринимателем сферы деятельности пред­приятия в пределах, установленных законодательством.

Проблема соотношения монополии и конкуренции всегда занимала важное место в экономической теории и привлекала внимание исследователей, начиная с классиков экономической мысли. Заслуга теоретического обоснования рассматриваемой проблемы принадлежит еще А. Смиту, который выделил исходные условия существования конкуренции, вместе с тем противопоставил конкуренцию и монополию. Формированию неоклассической концепции конкуренции и монополии, как противоположных рыночных структур способствовали исследования А.Курно, Ф.Эджуорта, Л.Вальраса, В.Парето, А.Маршалла и др. Теоретической основой работы являются труды зарубежных и отечественных ученых по проблемам конкуренции и монополии.

Методологическую основу исследования составили как общенаучные методы: диалектический, сравнительный, системный, так и частнонаучные методы экономического и статистического анализа, методы экспертных оценок.

Объектом исследования является система конкурентных отношений.

Предмет исследования — рынок совершенной конкуренции.

Целью работы является изучение теоретических моделей рынков совершенной конкуренции.

Для достижения этой цели в ходе работы решаются следующие задачи:



  • раскрыть понятия «конкуренция», «совершенная конкуренция», «монополия»;

  • изучить основные теоретические подходы к пониманию экономической сущности рынков совершенной и несовершенной конкуренции;

  • проанализировать возможность существования рынков совершенной конкуренции в современных российских условиях.

Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.

1.Теоретические модели рынка совершенной конкуренции

1.1. Сущность рынка совершенной конкуренции

Среда коммерческих отношений – это среда конкуренции, где последняя является одним из основных факторов мотивации деятельности продавцов и покупателей. Регулирование ситуации, которая определяет состояние рыночной среды, осуществляется в процессе конкурентной борьбы при помощи экономических средств и в результате экономических закономерностей развития рынка. По мнению Людвига Эрхарда, рынок вообще не может существовать вне конкуренции, а конкуренция служит основным средством роста богатства нации. Роль государства в качестве гаранта общественного благосостояния он определял как необходимость поддержания механизма конкуренции.

Необходимым и важнейшим элементом рынка является конкуренция, имеющая различный характер и формы на различных рынках и в различных рыночных ситуациях. Конкуренция - экономическое соперничество за право получения большей доли определенного вида ограниченных ресурсов. Свобода выбора, реализующаяся в форме стремления каждого получать для себя лично доход, служит основой для конкуренции, или экономического состязания. «Главная особенность рыночной организации экономической деятельности состоит в том, что она не допускает вмешательства одного лица в большинство видов деятельности другого» (М. Фридмэн).

Понятие «конкуренция» долгое время трактовалась нестрого. До 1870-х гг. ее сколько-нибудь глубокого и систематического осмысления просто не было. Лишь последующие десятилетия принесли теоретический образ (модель) конкуренции, а к началу 20-х гг. XX столетия эта модель сложилась в окончательном виде и нашла свое место в экономической науке. Одним из первых понятие совершенной конкуренции дал Адам Смит. Из тезисов, высказанных им в его труде «Богатство народов», можно выделить группу условий, необходимых для совершенной конкуренции (Смита называл ее «свободной»):



  • конкуренты должны действовать независимо, а не в сговоре;

  • число конкурентов, потенциальных или уже имеющихся, должно быть достаточным, чтобы исключить неожиданное поведение (влияющее на совокупное предложение отрасли);

  • экономические агенты должны обладать приемлемым объемом знаний о рыночных возможностях;

  • возможность свободы (от социальных ограничений) действия в соответствии с этим знанием;

  • «нужно достаточно времени, чтобы направление и объем потока ресурсов стали отвечать желанию владельцев».

Теорию «свободной конкуренции», изложенную Смитом, дополнили неоклассики, которые рассмотрели ее именно в виде модели и дали ей определение - совершенная. Совершенная - значит возможная как ее идеальное состояние, которое обязательно (по определению) не совпадает с миром «земной конкуренции», а потому и способное объяснять его.1

Первым, кто так представил конкуренцию, ее внутреннюю организацию, был Ф. Эджуорт. Автор «Математической психики» (1881 г.) попытался дать точное определение совершенной конкуренции. Анализ Эджуорта оставил глубокий след в развитии теории конкуренции, к нему восходит ее типичная интерпретация в современной литературе. Именно из тезисов Эджуорта практически сформировались условия (допущения) модели совершенной конкуренции, которые мы рассматривали в начале занятия.

Последний вклад в развитие теории совершенной конкуренции внес Ф. Найт. В его знаменитой работе «Риск, неопределенность и прибыль», вышедшей в 1921 г., были сформулированы основные условия совершенной конкуренции. В изложении Найта совершенная конкуренция простая, отточенная и «прозрачная» модель. Поэтому она сразу была принята научным сообществом экономистов. Но была и критика, причем и жесткая, упрекавшая ее, кроме всего прочего, в нереалистичности. Негативная реакция на концепцию совершенной конкуренции достигла пика в 1930-е гг., когда появились теории монополистической и несовершенной конкуренции.

В современной экономической теории существует две основные концепции определяющие конкуренцию – первая рассматривает поведение покупателей и продавцов, а вторая – структуру рынка. Кроме этого, можно выделить еще одну группу определений конкуренции, где она рассматривается в функциональном аспекте. Так, Й.Шумпетер утверждал, что с точки зрения экономического роста, конкуренция представляет собой соперничество старого с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организаций.2 Иными словами, конкуренция одновременно приносит очевидные преимущества в величине издержек производства и качестве, и это также то, что бьет не по величине прибыли или выпуска участвующих фирм, а по жизнеспособности фирмы и ее основам. Следовательно, основные условия, характерные для современной модели конкурентного рынка, определим по трем критериям – структурным, поведенческим и функциональным.

Конкуренция, как она представляется экономистам, означает следующее:

1. Наличие на рынке большого числа независимо действующих покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса.

Сущность конкуренции заключается в широком рассредоточении экономической власти внутри составляющих экономику двух главных совокупностей - предприятий и домохозяйств. Когда на конкретном рынке находится большое число покупателей и продавцов, ни один покупатель или продавец не может предъявить спрос или предложение на такое количество продукта, которого было бы достаточно, чтобы заметно повлиять на его цену.

2. Свободу для покупателей и продавцов выступать на тех или иных рынках или покидать их. Конкуренция предполагает, что производителю очень просто вступить в какую-либо конкретную отрасль или покинуть ее; не существует искусственных юридических или иных препятствий, не допускающих расширения или сокращения отдельных отраслей. Этот аспект конкуренции обусловливает гибкость, которая жизненно важна для того, чтобы экономика с течением времени сохраняла свою эффективность.

Конкуренция изначально была и остается формой взаимного соперничества субъектов рыночной экономики. Она обуславливается суверенным правом каждого из субъектов данных взаимоотношений на реализацию своего экономического потенциала, что неизбежно приводит к столкновению между ними, к достижению поставленных производителями целей за счет ущемления интересов других.

Разделяют совершенную и несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция предполагает:

неограниченное число участников, свободный доступ на рынок и выход из него. Система совершенной конкуренции исключает все



1 Микроэкономика. Учебник / Под ред. Е. Строганова, И. Андреева. – М.: Питер, 2002.


2 Шумпетер Й. Капитализм, Социализм и Демократия. М.,1995. С.145

  • Введение
  • 1.Теоретические модели рынка совершенной конкуренции 1.1. Сущность рынка совершенной конкуренции