7 класс Основное общее образование срок реализации – 1 год

Главная страница
Контакты

    Главная страница


7 класс Основное общее образование срок реализации – 1 год

Скачать 281,71 Kb.


Дата29.08.2017
Размер281,71 Kb.

Скачать 281,71 Kb.

МУ «Управление образования администрации МОГО «Ухта»

МОУ «Гуманитарно-педагогический лицей»

Рекомендована Утверждаю

Кафедрой нравственно-эстетического Директор МОУ «ГПЛ»

воспитания и пропаганды ЗОЖ

Протокол № от ___________ ________________

Дудкина Е. Ю.


Рабочая программа учебного предмета
Прикладное искусство Коми
7 класс
Основное общее образование

срок реализации – 1 год



Составлена на основе программы:

Литература, искусство, история и природа Коми края: Программа для учащихся общеобразовательных школ и профтехучилищ Республики Коми. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1997.



Составитель: Урусова С.В.

Ухта 2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Национальное искусство – тот дом, из которого ребенок отправляется по дорогам мирового искусства…»

Б.М. Неменский


Введение в учебно-воспитательный процесс МОУ «ГПЛ» изучения народного прикладного искусства в региональном аспекте – одна из мер эффективного воздействия искусства на личность учащихся.

Рабочая учебная программа для 7 класса «Прикладное искусство Коми» разработана в соответствии с ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897), на основе раздела «Коми национальное искусство» (составители: Бондаренко О.Е., Хоружная Т.М., кандидаты исторических наук, доценты кафедры Отечественной истории СГУ), комплексной программы для учащихся общеобразовательных школ и профтехучилищ РК «Литература, искусство, история и природа Коми края», сборника (составитель Грибова Л.С.) «Декоративно – прикладное искусство народов Коми», и основных направлений программ, включенных в структуру ООП ООО МОУ «ГПЛ» (программы развития УУД на уровне ООО, программы воспитания и социализации учащихся на уровне ООО), и положений Концепции образования этнокультурной направленности республики Коми (Одобрена приказом  Министерства образования  Республики Коми от 13.12.2010 года № 310).




Программа адресована учащимся 7 классов.

Срок реализации программы – 1 год.

Цель программы: дать учащимся необходимые теоретические знания и практические навыки об искусстве, созданном народом, приобщить к замечательным памятникам народного искусства Коми («память в образах») через созидательно – творческую деятельность, связанную с созданием декоративных предметов.

Данный курс позволит учителю решать следующие задачи.


Образовательные задачи программы:

* Знакомить учащихся с региональными особенностями декоративно – прикладного искусства коми народа.

* Раскрывать специфику национального колорита предметов быта, посредством изучения духовной и материальной культуры Коми края.

* Создавать организационно-педагогические условия для освоения учащимися материала национально-регионального содержания, связанного с изучением произведений ДПИ Коми.

* Закреплять полученные знания в практической деятельности учащихся (функция и идея, воплощенная в образной форме предмета).
Воспитательные цели и задачи программы:

* Приобщать учащихся к духовным ценностям народа коми через изучение культуры и искусства Коми края.

* Формировать личность ученика как представителя и хранителя социокультурных ценностей и традиций Коми края.

* Воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям разных национальностей, уважение к истории и культуре малой Родины.



Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Прикладное искусство Коми» входит в этнокультурный компонент, заменяющий учебный предмет «Коми язык» (в связи с отсутствием преподавателя в 2013-2014 уч. году) и реализуется за счет часов обязательной части учебного плана в объёме 35 часов, 1 учебный час в неделю.


класс

количество

учебных недель



количество часов

в неделю


общее количество

часов



7

35

1

35

Приложением к рабочей учебной программе является поурочно-тематический план.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Прикладное искусство Коми»
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по «Прикладному искусству Коми» направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  1. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  2. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  3. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

  1. Познавательные УУД - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

  2. Освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера.

  3. Регулятивные УУД - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

  5. Коммуникативные УУД - использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио, видео и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Предметные результаты:

  1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий.

  2. Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

  3. Приобретение  навыков  самообслуживания;  овладение технологическими приемами ручной  обработки  материалов;  усвоение правил техники безопасности.

  4. Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

  5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.


Этапы освоения программы:

Программа состоит из 4-х разделов, не связанных между собой тематически.



I раздел: «Древние корни ДПИ народов Коми» знакомит учащихся с ранними художественными произведениями прикладного искусства предков коми-зырян.

Изучение II раздела: «Орнамент – как отпечаток души народа. Виды ДПИ Коми» дает представление учащимся о сложившихся веками традициях, в передаче закономерных знаков и символов коми орнамента в различных видах ДПИ.

Темы III раздела «Украшение жилища у народов Коми» посвящены истории развития архитектуры деревянного зодчества, изучению традиционных ремесел (роспись и резьба по дереву).

В 4 разделе: «Современное народное и декоративно – прикладное искусство народов Коми» учащимся предоставляется возможность «окунуться» в существующие народные ремесла, познакомиться с произведениями декоративно – прикладного искусства мастеров Республики Коми.
Форма работы:

Данный курс учебного предмета – практико-ориентированный. Он направлен на формирование интереса учащихся к искусству в целом. Этому способствуют разнообразные типы уроков, формы и методы проведения занятий, которые соответствуют современным требованиям педагогики сотрудничества:



1. Урок – сообщение новых знаний. Кроме уроков – лекций это уроки с элементами выступления учащихся по результатам поисковой работы на заданную тему. На таких уроках учащиеся получают навыки публичного выступления, учатся отбирать материал, слушать друг друга.

2. Комбинированные уроки:

Сообщение новых знаний+ практикум с элементами импровизации.



3. Обобщающие уроки:

Своеобразные творческие мастерские, где после блока уроков на заданную тему, учащиеся осваивают секреты мастерства и сами становятся мастерами.



4. Коллективные виды работы учащихся:

Общие усилия, направленные на достижения творческой задачи, раскрывают индивидуальность детей, корректирует межличностные отношения.


Современные технические средства обучения являются неотъемлемой частью при проведении уроков по «Прикладному искусству народов Коми», поскольку их использование реализует принцип наглядности.
Лицейский компонент:

Лицейский компонент выражается в том, что при изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками гуманитарного цикла. Развитие творческих способностей учащихся реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности.


Содержание учебного предмета «Прикладное искусство Коми» (35ч.)

7 класс

Раздел № 1. Древние корни ДПИ народов Коми – 8ч.

Мифологические представления древних пермян. Разновидности мифов: космогонические

(о происхождении неба и земли), этиологические (о происхождении животных, стихий, вещей и т.д.), антропогонические (о происхождении человека), этногонические (о происхождении племен и народов). Мифологические представления коми о строении мира. Трехчастное вертикальное деление мира на Верхний, Средний, Нижний. Горизонтальное деление мира на Мир людей и Мир духов.

Языческие божества календарных мифов. Промысловые культы коми. Чудь мифическая. Культ деревьев. Материал, техника изготовления, назначение.

Пермский звериный стиль – источник представлений о мифологических воззрениях древности. Истоки пермского звериного стиля. Распространенные сюжеты произведений. Предметы искусства пермского звериного стиля. Дух древних коми, его характер, наклонности, привычки и традиции хорошо прослеживаются в изделиях из меха, глины и кости.

Практическая деятельность учащихся: создание образцов изделий мелкой металлопластики по мотивам пермского звериного стиля



Раздел № 2. Орнамент – как отпечаток души народа. Виды ДПИ Коми – 8 ч.

Традиционный орнамент коми. Орнаментальная композиция. Функции орнамента. Орнамент в традиционном быту коми. Меховой орнамент.

Техническое воплощение орнамента коми: вязание, ткачество, теснение на ткани, бересте, глине, коже, резьба по дереву и кости, роспись по дереву. Виды вышивки: вышивка золотыми и серебряными нитями, филейная вышивка. Композиционные и колористические решения, элементы орнамента.

Узорное вязанье – одно из традиционных женских занятий народа коми. Вязаные изделия (чулки, рукавицы, перчатки, запястья, наколенники) – характерные элементы национального костюма коми. Практическая необходимость вязаных вещей. Способы вязания (одной спицей, пятью спицами). Разновидности узорного вязания: верхневычегодская, верхнесысольская, нижневычегодская, печорская, лузско-летская, среднесысольская, удорская, ижемская, усть-цилемская, верхнепечорская, мезенская.

Своеобразие узоров на будничной и праздничной вязаной одежде. Секреты коми орнамента. Использование орнаментированных изделий в обрядах коми народа.

Группы геометрического орнамента коми:

1. простые геометрические формы ( точка, квадрат, ромб, крест, треугольник и т.д.)

2.Узоры поперечной и продольной полосы.

3.Диагонально – геометрические узоры (семиричные бордюры, сетчатые узоры, симметричные и ассемметричные строения узора).

Практическая деятельность учащихся: работа с бумагой, мехом и замшей, создание композиций в рисунках..



Раздел № 3. Украшение жилища у народов Коми- 10 ч.

Богатство и многообразие форм народного прикладного искусства коми, его тесная связь с хозяйственной жизнью народа, бытовым укладом и традиционным мировоззрением. Практическая целесообразность, добротность материала, гармоничность, красота форм и красок как главные особенности народного искусства коми.

Центры росписей по дереву в РК и расписными изделиями коми мастеров. Виды росписей (свободнокистевая роспись, кистевая роспись, Нижневычегодская и Верхневычегодская роспись). Основные элементы росписей, сюжеты, своеобразие техники мазка в различных видах крестьянских росписей.

Наиболее распространенные виды народного искусства: художественная обработка дерева и бересты. Плотницкое и столярное ремесла. Разнообразие видов деревянных изделий (предметы мебели, быта, посуда, изготовление домашней утвари и т.д.). Особенности резного орнамента (состоит из ромбов, косых крестов, зигзагов, розеток; преобладающие мотивы: мотивы птиц и растительные мотивы, солярный мотив). Материалы и техника строительства. Особенности внутренней планировки народного жилища. Украшение жилища (окна, крыльцо, фронтоны, крыши, наличники).

Используемые материалы.

Практическая деятельность учащихся: освоение технологии свободнокистевой росписи, правил работы с инструментами и художественными материалами.


Тема № 4. Современное народное и декоративно – прикладное искусство

народов Коми -9 ч.

Северные города как центры культуры и искусства. Профессиональное изобразительное искусство РК: рождение, становление, развитие. Важную роль в возрождении и развитии народных художественных промыслов в республике занимает творческий Союз мастеров, который образовался в 1993 году. Союз объединяет более 50 мастеров, владеющих разными видами народного и декоративно – прикладного искусства. Среди них есть известные имена, чьи изделия не раз выставлялись на всероссийских и международных выставках. Мастера Республики Коми: Агеев Леонид Митрофанович, Волкова Майя Ивановна, Гилева Тамара Васильевна, Иванова Валерия Михайловна, Кокорина Елена Валентиновна, Кольчурина Тамара Семеновна, Красман Анна Александровна, Кустов Виктор Дмитриевич, Попов Василий Васильевич, Пушина Ирина Владимировна, Торопов Валерий Лаврентьевич, Чичкарев Артем Львович, Юркевич Галина Павловна Деятельность Союза мастеров РК.

Учащиеся знакомятся с календарной и семейной обрядностью коми народа. Будни крестьянской семьи. Обязанности мужчин и женщин в семье. Тесная связь годового хозяйственного цикла у коми народа с церковными праздниками. Обряды коми, связанные с церковными и народными праздниками. Своеобразие свадебного обряда. Особенности родильного и погребального обряда народа Коми. Уличные детские игры - движения «В медведя», «Ёма», «Беги и помни», «Городки на снегу» и другие. Своеобразие игр коми.

Практическая деятельность учащихся: коллективная творческая работа - декоративное панно на тему «Малая моя Родина»


Практикумы: 15

1.Творческая работа на тему « Легенда о белой березе» (домашняя)

2. Зооморфные и антропоморфные образы на предметах быта и украшениях.

3.Создание образцов изделий мелкой металлопластики по мотивам пермского звериного стиля

4.Создание композиции узора для украшения меховой сумки на основе традиционного

орнамента коми.

5.Создание эскиза диагонально – геометрического орнамента для украшения пояса.

6.Рисование композиции на тему «Вышивка праздничного полотенца»

7. Виды росписей. Свободнокистевая роспись по дереву (2 час.)

8. Создание творческой композиции. Нижневычегодская роспись по дереву (2 час.)

9. Лепка из соленого теста на тему «Обряды народов Коми» (2 час.)

10.Создание коллективного панно из лоскутков ткани (3 час.)



Тематическое планирование

Год обучения - 1

класс- 7

Всего часов- 35

Практикумы – 15




Наименование раздела

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

1

Древние корни ДПИ народов Коми

8

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков – символов ранних произведений прикладного искусства

Сравнивать, сопоставлять, анализировать традиционные культовые украшения из бронзы

Создавать выразительные декоративно – обобщенные изображения на основе традиционных образов.

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе лепки

2


Орнамент – как отпечаток души народа. Виды

ДПИ Коми


8

Анализировать и понимать особенности образного языка орнамента на предметах ДПИ.

Создавать самостоятельные варианты орнаментального пространства.

Использовать традиционные для орнамента сочетания цветов. Оценивать свою художественную деятельность и деятельность своих сверстников

3


Украшение жилища у народов Коми


10

Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища коми народа. Раскрывать символическое значение содержательный смысл знаков – образов в убранстве самой избы и предметов быта из дерева и бересты

Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы и предметов быта, как проявление конструктивной и изобразительной деятельности мастеров

Осваивать принципы декоративного обобщения в выполнении приемов плетения из бересты

Сравнивать и называть конструктивные декор. элементы

Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Создавать композицию по замыслу

4


Современное народное и декоративно –

прикладное искусство народов Коми




9

Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современного искусства самобытных мастеров. Сравнивать, оценивать форму, декор декоративно - прикладных предметов. Осуществлять собственный художественный замысел. Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции.

5

Всего

35





Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса

Система символических обозначений:



Д – демонстрационный экземпляр (1 экземпляр)

К – полный комплект

Ф – комплект для фронтальной работы (1 экземпляр на 2-4 учащихся)

П - комплект, необходимый для практических работ в группах



Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Необх.

кол-во


Примечания

ОШ

1

2

3

4

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»


Д

Стандарт по ИЗО, примерная программа, рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета изобразительного искусства (в электронном варианте)

Комплексной программа для учащихся общеобразовательных школ и профтехучилищ РК «Литература, искусство, история и природа Коми края» (Бондаренко О.Е., Хорунжия Т.М.)

2.


Информационные пособия

К

Ф

1) Н. М. Соколовская Основы композиции

2) Н. М. Соколовская Основы Живописи

3) Н. М. Соколовская Основы Рисунка

4) Изобразительное искусство Республики Коми. Из собрания национальной галереи Республики Коми / С.А. Беляева, М.И. Бендерская, Е.Б. Латышева, О.В. Орлова, Н.Е. Плаксина, Е.К. Поповцева, В.Б. Соколова, Т.П. Стенина.- М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2001.


5) Грибова Л.С. «Декоративно -прикладное искусство народов Коми»

6)


4.

Методические пособия (рекомендации к проведения уроков прикладного искусства Коми)



Д

поурочные разработки по Прикладному искусству Коми

5.


Методические журналы по искусству



Д

    1. Интернет- ресурсы на сайте Национальной галереи РК «Краевидиние»

6.

Учебно-наглядные пособия


Ф

Д

Таблички, модульные таблицы (выполнены учителем)

7.

Альбомы по искусству

Д

Набор альбомов по росписям (собственность учителя) 9 альбомов

8.

Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры

П

  1. Л. Федосов Архитектура и зодчество Ухты

  2. Ф. Кирсанов Рисование и труд



2. Печатные пособия

10.

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

Д

На электронных носителях

На электронных носителях

На электронных носителях


На электронных носителях



11.

Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта

Д

12.

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

Д

13.

Таблицы по народным промыслам, коми костюму, декоративно-прикладному искусству



Д

3. Информационно-коммуникационные средства

4. Технические средства обучения (ТСО)

15.

Мультимедиа проектор

Д

+

16.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций

Д

+

17.

Экран (на штативе или навесной)

Д

+




6. Учебно-практическое оборудование

18.

Мольберты

К

10

19.

Напольные скульптурные станки

Д

1

20.

Краски акварельные

П

+

21.

Краски гуашевые

П

+

22.

Бумага цветная

П

+

23.

Фломастеры

П

+

24.

Восковые мелки

П

+

25.

Пастель

Д

+

26.

Кисти беличьи № 5, 10, 20

К

+

27.

Кисти щетина № 3, 10, 13

К

+

28.

Емкости для воды

К

+

30.

Стеки (набор)

Ф

+

31.

Пластилин / глина

Ф

+

32.

Клей

Ф

+

33.

Ножницы


К

+

34.

Резаки

К

+

35.

Рамы для оформления работ

К

Для оформления выставок (20 шт.)

36.

Подставки для натуры

Д

1

7. Модели и натурный фонд

37.

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

Д

+

38.

Керамические изделия (вазы, кринки и др.)

П

+

39.

Драпировки

П

+

40.

Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.)

П

+

41.

Природный материал (береста, солома, глина и т.д.)


П

+


Учебно – методическое обеспечение:

1.Базовый учебник:

История Республики Коми. 7-11 кл.: Учебник / М.Б. Рогачев, И.О. Васкул, И.Л. Жеребцов, М.В. Таскаев, О.И. Уляшев. – М.: Издательство ДИК, 2000.
2.ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КОМИ/ Л.С. Грибова – М.:

Издательство «Наука», 1980.


3.Народное искусство Коми / Л.С. Грибова, Э.А. Савельева - М.: Республиканский центр «Ветераны за мир», 1992.
4.И. В. Ильина, И.Л. Жеребцов, Н.Д. Конаков, Д.А. Нисанелис, М.Б. Рогачев, А. Н. Терюков, И. И. Чисталев, В. Э. Шарапов Традиционная культура народа коми. Этнографические очерки.- Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1994 -272 с.
5.Историко-культурный атлас Республики Коми / Научн. ред. А.Л. Окатова. – М.: Дрофа; ДиК, 1997.
6.Литература, искусство, история и природа Коми края: Программа для учащихся общеобразовательных школ и профтехучилищ Республики Коми. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1997. – 120 с.

7. Савельева Е.А. Атлас республики Коми – М.: Издательство «Дизайн. Информация. Картограф», 2001. – с. 164, с. – 528


8.Власова В.В., Жеребцов И.Л. Ильина И.В., Конаков Н.Д. и др. Зырянский мир. Очерки о традиционной культуре коми народа. Издание второе, исправленное и дополненное. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2004 – с.375 – 380
9. Сердитова Т. В. Дарить красоту Козьнавны мичлун. ООО « Издательство «Кола», 2007

– с. 3-41.

10. Сердитова Т. В. Дарить красоту Козьнавны мичлун: учебное пособие. Верхневычегодская роспись. Комплект наглядных пособий. – Сыктывкар:

ООО « Издательство «Кола», 2007. – 23 с.: ил.

11. Интернет ресурсы.

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/issledovanie-metodov-prepodavaniya-kompozitsii-rezby-i-rospisi-v-traditsionnom-iskusstve-kom#ixzz2feC0lZoa


Планируемые результаты изучения учебного предмета

«Прикладное искусство Коми».

В результате реализации программы курса «Прикладное искусство Коми» создаются эффективные условия для достижения следующих результатов:


* закладывается общекультурная компетентность ученика, его умения:

- определять собственные интересы в области декоративно – прикладного искусства Коми

- ориентироваться в основных видах прикладного искусства, узнавать наиболее значимые произведения мастеров Коми

- воспринимать и понимать специфику национального языка в названиях различных предметов народного прикладного искусства;

- анализировать содержание, образный язык произведений видов декоративно – прикладного искусства;

- применять полученные знания в своем творчестве;


* формируется коммуникативная компетентность ученика, его умения:

- формулировать свое мнение в области прикладной деятельности на уроках ДПИ


* формируется информационная компетентность ученика, его умения:

- обоснованно выбирать информационные источники в зависимости от специфики необходимой информации;

- работать с различными источниками информации (визуальными, вербальными, аудиальными, тактильными) с учетом их специфики;

- использовать богатый образовательный потенциал компьютерных программ, технологий, инструментов;


Также достигаются и иные педагогические эффекты:

- развитие внимания, творческих способностей личности,

- формирование предметных навыков и умений интерпретировать метафорический язык художественных произведений прикладного искусства, понимать взаимосвязь искусства с другими видами деятельности человека.
*К концу обучения в седьмом классе учащиеся научатся:

- зарисовывать природные мотивы с натуры и осуществлять их стилизацию;

- находить и представлять информацию об истории промыслов на территории Коми Республики;

- выполнять эскизы орнаментов для росписи по дереву, одежды, декоративного панно;

- создавать графические композиции на листе бумаги или на ПК с помощью графического редактора;

- определять цель и задачи проектной деятельности;

- изучать этапы выполнения проекта, выполнять проект и т.д.

Формы и виды оценивания результатов:

Осуществление текущего и итогового контроля на уроках «Прикладного искусства Коми» тесно связано со спецификой предмета, творческим характером его освоения, что предполагает дополнение традиционных форм и способов контроля специфическими:



  1. практические (творческие) работы;

  2. рефераты;

  3. тестирование.


Критерии оценивания устных ответов:

Оценка «5» - Полное изложение полученных знаний в устной или письменной форме. Материал изложен логично, без существенных ошибок (допускаются единичные несущественные ошибки, самостоятельно исправленные учащимися), не требует дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, учащийся свободно оперирует известными фактами и сведениями, выявляет причинно-следственные связи, формулирует выводы и обобщения, применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая.

Есть стремление выполнять более сложные задания.

Оценка «4» - Изложение полученных знаний в устной или письменной форме в соответствии с требованиями учебной программы; допускаются отдельные несущественные ошибки, не исправленные учащимися, изложение недостаточно систематизированное и непоследовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности; к самостоятельному выполнению заданий воспроизводящего характера и с незначительными элементами творческого характера применяются не все требуемые теоретические знания и умения.

Эпизодическое желание выполнять более сложные задания,
проявление познавательной активности и интереса к данному предмету

Оценка «3» - Изложение полученных знаний неполное, недостаточно самостоятельное (пересказ учебника, лекции), допускаются существенные ошибки и попытки самостоятельно исправить их; затруднения при выделении существенных признаков изученного; при выявлении причинно-следственных связей и формулировке выводов, выполнение заданий только воспроизводящего характера, аргументация слабая, умения не проявлены; речь бедная.

Пассивность к изучаемому предмету, отсутствие стремления выпол­
нять более сложные задания

Оценка «2» - Изложение учебного материала неполное, бессистемное, существенные и не исправленные учеником ошибки, неумение производить простейшие операции анализа, делать обобщения и выводы, неумение применять знания в практической деятельности (учащийся не может самостоятельно без наводящих, выполнять задания).

Отсутствует внимание и познавательный интерес.

Оценка «1» - Материал не усвоен, ученик отказывается отвечать по теме.


Критерии оценивания тестирования:

Оценка «5» - 90-100% выполненной работы.

Оценка «4» - 75-89% выполненной работы.

Оценка «3» - 60-74% выполненной работы.

Оценка «2» - 45-59% выполненной работы.

Оценка «1» - менее 45% выполненной работы


Критерии оценивания творческих работ:

  • композиция,

  • графическая выразительность,

  • колористика,

  • техника изображения,

  • техника владения инструментом.

5 баллов – особые успехи, отлично, задание выполнено полностью без ошибок; уровень художественной грамотности соответствует этапу обучения, и учебная задача полностью выполнена.

4 балла – полное выполнение работы, но с небольшими пробелами; уровень художественной грамотности соответствует этапу обучения (допускаются незначительные отклонения), учебная задача выполнена.

3 балла – при выполнении задания есть несоответствия требованиям; уровень художественной грамотности в основном соответствует этапу обучения, и учебная задача в основном выполнена (или выполнена не полностью).

2 балла – полное несоответствие требованиям; уровень художественной грамотности не соответствует этапу обучения, и учебная задача не выполнена. Но такую оценку лучше не ставить, так как это только оттолкнет учащихся от творческой деятельности, а учителю стоит присмотреться к креативности данного ученика и продумать посильность следующих заданий для него.


Приложение к РП №1
Поурочно-тематический план 7 класс

урока

Тема урока




Раздел № 1. Древние корни ДПИ народов Коми

1

Введение в предмет. Предания о чуди. Подготовка к творческой работе

2

Пермский звериный стиль – основа народного творчества в прикладном искусстве древних коми

3

Художественная обработка металла (бронзовое литье).

4

Техника безопасности в работе с инструментами. Зооморфные и антропоморфные образы на предметах быта и украшениях. Практикум

5

Создание образцов изделий мелкой металлопластики по мотивам пермского звериного стиля. Практикум

6

Художественная обработка меха.

7

Создание композиции узора для украшения меховой сумки, на основе традиционного орнамента Коми. Практикум

8

Изделия из глины и кости древних Коми.




Раздел №2 Орнамент – как отпечаток души народа. Виды ДПИ Коми

9

Традиционный орнамент Коми

10

Диагонально – геометрический орнамент

11

Создание эскиза диагонально – геометрического орнамента для украшения пояса. Практикум

12

Вязание и ткачество.

13

Принципы симметрии в орнаменте.

14

Вышивка.

15

Рисование композиции на тему «Вышивка праздничного полотенца» Практикум

16

Традиции и обряды народов Коми.





Раздел №3 Украшение жилища у народов Коми

17

Росписи Северного края. Печерская ( Пижемская), Удорская (Мезенская)

18

Верхне – и – Нижневычегодская роспись по дереву

19

Тайна древнего орнамента Верхневычегодской росписи

20-21

Виды росписей. Свободнокистевая роспись по дереву. Практикум

22

Роспись по дереву. Нижневычегодская роспись живописного вида

23-24

Создание творческой композиции. Нижневычегодская роспись по дереву. Практикум

25

Художественная обработка дерева и бересты

26

Резьба по дереву.




Раздел №4 Современное народное и декоративно – прикладное искусство народов Коми

27

Союз мастеров РК

28

Народная эстетика, семейный лад, как национальная традиция.

29

Конструирование и макетирование предметов быта для своего дома.

30-31

Стилизация форм и объемов по мотивам коми традиций. Лепка из соленого теста. Практикум.

32-34

Декоративное панно. Лоскутное шитье. Практикум.

35

Урок – обобщение. Путешествие к мастеру.