3 Понятие семьи и основные направления обеспечения интересов семьи на законодательном уровне 4 Формы и способы защиты семьи, обеспечиваемые государством 9 Заключение 17 Нормативные акты и литература 18

Главная страница
Контакты

    Главная страница


3 Понятие семьи и основные направления обеспечения интересов семьи на законодательном уровне 4 Формы и способы защиты семьи, обеспечиваемые государством 9 Заключение 17 Нормативные акты и литература 18

Скачать 181,41 Kb.


Дата23.06.2017
Размер181,41 Kb.

Скачать 181,41 Kb.

Содержание
Введение 3

1. Понятие семьи и основные направления обеспечения интересов семьи на законодательном уровне 4

2. Формы и способы защиты семьи, обеспечиваемые государством 9

Заключение 17

Нормативные акты и литература 18
Введение
Семейный кодекс Российской Федерации1 основывается на конституционных нормах о защите семьи, материнства, отцовства и детства государством. Его основными целями являются укрепление семьи, обеспечение эффективной правовой защиты ее членов в новых социально - экономических условиях, приоритетная охрана интересов несовершеннолетних детей и нетрудоспособных членов семьи.

Забота о детях, всемерная охрана их интересов является важнейшим принципом, закрепленным в действующем законодательстве. Чтобы этот принцип был действенным, необходимо наличие механизмов его реализации, закрепленных в нормах права. Система защиты детства предполагает комплекс мероприятий, направленных на защиту семьи в целом, матери и ребенка, на определение места ребенка и отношения к нему в семье и обществе.

Особую актуальность в этой связи приобретают нормы права гарантирующие защиту семьи государством.

Задачи данной работы заключаются в изучении следующих вопросов:

- понятие семьи и основные направления обеспечения интересов семьи на законодательном уровне;

- формы и способы защиты семьи, обеспечиваемые государством.




  1. Понятие семьи и основные направления обеспечения интересов семьи на законодательном уровне

СК РФ не дает определения семьи, поскольку сама по себе семья не является предметом правового регулирования семейного права, хотя в некоторых законах субъектов РФ семья рассматривается как самостоятельный субъект права, с наделением ее соответствующими правами и обязанностями как экономически самостоятельного хозяйствующего субъекта. Государство регулирует лишь те отношения, которые существуют в семье, а также определяет условия и порядок возникновения прав и обязанностей, предусмотренных в ст. 2 СК РФ.

В социологическом понимании семья есть союз лиц, основанный на браке, родстве (или только родстве), принятии детей на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботой.

В правовом же смысле семья - это связь юридическая. Юридический характер семейным отношениям придает регулирование их нормами права в той мере и в тех пределах, в которых государство может с помощью обязательных правил воздействовать на поведение членов семьи, способствовать ее развитию в желаемом для общества направлении. Таким образом, семью в юридическом смысле можно определить как круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание и признанными способствовать укреплению и развитию семейных отношений на принципах морали.

Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства закреплена в ст. 7 и 38 Конституции РФ, что соответствует требованиям международно-правовых актов по правам человека. Общепризнанно, что семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства, а материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь (ст. 16, 25 Всеобщей декларации прав человека). Все государства, исходя из национальных условий и в пределах своих возможностей, принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем (п. 3 ст. 27 Конвенции о правах ребенка2).

Семья в Российской Федерации является объектом государственной семейной политики. Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи. Государственная семейная политика является составной частью социальной политики РФ и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение уровня жизни семьи.

Основные направления государственной семейной политики включают: а) обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям; б) обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей; в) кардинальное улучшение охраны здоровья семьи; г) усиление помощи семье в воспитании детей (п. 18-21 Основных направлений государственной семейной политики).

В Российской Федерации основными принципами государственной семейной политики провозглашены: а) самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития; б) равенство семей и всех их членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений; в) приоритет интересов каждого ребенка независимо от очередности рождения и от того, в какой семье он воспитывается; г) равноправие между мужчинами и женщинами в достижении более справедливого распределения семейных обязанностей, а также в возможностях самореализации в трудовой сфере и в общественной деятельности; д) единство семейной политики на федеральном и региональном уровнях; е) партнерство семьи и государства, разделение ответственности за семью, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями; ж) принятие на себя государством обязательств по безусловной защите семьи от нищеты и лишений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, войнами и вооруженными конфликтами; з) осуществление дифференцированного подхода в предоставлении гарантий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе; и) преемственность и стабильность мер государственной семейной политики (п. 9-17 Основных направлений государственной семейной политики).

Защита семьи, материнства и детства имеет комплексный характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по укреплению и поддержке семьи.

Одной из основных стратегических задач социальной политики государства является создание необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций, повышение качества жизни семей. В этой связи Концепцией демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2001 г. N 1270-р3, предусмотрено всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности, обеспечение адресной социальной защиты семьи и создание предпосылок для повышения рождаемости, исходя из таких приоритетов, как: а) повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи; б) повышение воспитательного потенциала семьи; в) создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получение общего и профессионального образования, работа с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями; г) обеспечение работникам, имеющим детей, условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнения семейных обязанностей.

Семейному законодательству отводится важное место в обеспечении прав и интересов членов семьи. Оно исходит из необходимости: а) укрепления семьи; б) построения семейных отношений на чувствах взаимной любви, уважения и взаимопомощи; в) ответственности перед семьей всех ее членов; г) недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи; д) обеспечения беспрепятственного осуществления семейных прав; е) возможности судебной защиты семейных прав.

Новеллой СК является закрепление приоритета семейного воспитания детей (ст. 54, 123 СК), заботы об их благосостоянии и развитии (ст. 63 СК). Регулирование семейных отношений базируется также на принципах добровольности брачного союза мужчины и женщины (ст.12 СК РФ), равенства прав супругов в семье (ст.31, 32, 39, 61 СК), разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию (ст. 31 СК РФ), приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних (ст. 54-60, 61-65 СК) и нетрудоспособных совершеннолетних (ст. 39, 85-90, 93-96 СК) членов семьи.

Важное значение в реализации основных начал (принципов) семейного законодательства и достижении целей правового регулирования семейных отношений имеет предусмотренная ст. 7 и 38 Конституции РФ и п. 1 ст. 1 СК обязательная государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Нормы российского законодательства о защите государством семьи, материнства, отцовства и детства соответствуют требованиям международно-правовых актов по правам человека.

В научной литературе высказываются предложения о необходимости разработки в ближайшей перспективе комплексного федерального закона "Об охране семьи", что позволит укрепить правовые гарантии государственной политики по охране семьи4.

В настоящее время конституционный принцип защиты государством семьи, материнства, отцовства и детства реализуется в законодательстве РФ и ее субъектов, причем не только в семейном законодательстве, но и в иных отраслях законодательства: об охране здоровья, о социальном обеспечении, о труде и охране труда, гражданском, жилищном законодательстве и т.д. Заложенные в Конвенции о правах ребенка принципы защиты интересов ребенка нашли свое отражение при развитии различных отраслей законодательства РФ.

Важное значение имеет основанное на содержании ст. 55 Конституции РФ положение настоящей статьи о том, что права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов членов семьи и иных граждан. Указанное требование п. 4 ст. 1 СК гарантирует от произвольного ущемления семейных прав со стороны как отдельных граждан, так и государственных органов. При этом под защитой здоровья можно понимать охрану не только физического, но и духовного здоровья членов семьи, особенно детей (ограждение от пропаганды насилия, жестокости, секса, порнографии и т.п.). Понятие нравственности носит исторически подвижный характер и заключается в соблюдении гражданами существующих принципов и правил поведения. Что касается семейных прав и законных интересов членов семьи, упоминаемых в комментируемом пункте, то их непосредственное содержание закреплено в нормах СК.

Ограничение прав граждан в семье может быть предусмотрено или в самом СК, или в других федеральных законах. Так, например, согласно ст. 73 СК суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (т.е. ограничить родительские права); п. 4 ст. 66 СК дает право воспитательным, лечебным учреждениям и учреждениям социальной защиты отказать родителю, проживающему отдельно от ребенка, в предоставлении информации о его ребенке в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны этого родителя5.


  1. Формы и способы защиты семьи, обеспечиваемые государством

Защита семейных прав и охраняемых законом интересов граждан осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы и способов защиты. Принято выделять две основные формы защиты прав: юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты - это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (суд, прокуратура, орган опеки и попечительства, орган внутренних дел, орган загса и др.). В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяют общий (судебный) и специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав. Неюрисдикционная форма защиты - это действия граждан и организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой прав.

Основной формой защиты семейных прав является судебная защита. Защита семейных прав согласно комментируемой статье осуществляется в судебном порядке по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных СК, государственными органами или органами опеки и попечительства. Возможность судебной защиты членами семьи своих семейных прав отнесена к основным началам семейного законодательства, что соответствует и положениям ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей судебную защиту прав и свобод каждого гражданина РФ.

Норма о защите семейных прав закреплена и в других федеральных законах. Так, ст. 10 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей6, установлено, что за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды РФ.

Защита нарушенных или оспоренных семейных прав происходит в суде общей юрисдикции в порядке искового производства или производства, возникающего из публично-правовых отношений. Суд рассматривает и разрешает споры о субъективном праве или охраняемом законом интересе членов семьи. Кроме того, в суд могут обжаловаться решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, нарушающие те или иные семейные права, - например, отказ органа загса в регистрации брака - п. 3 ст. 11 СК; отказ органа местного самоуправления разрешить вступить в брак лицам, не достигшим брачного возраста, - п. 2 ст. 13 СК (ст. 254, 255 ГПК). 

 СК относит к компетенции суда принятие решений по наиболее важным вопросам в сфере семейных правоотношений, а именно: о расторжении брака (ст. 21-24 СК); о признании брака недействительным (ст. 27 СК); о разделе общего имущества супругов (ст. 38 СК); об изменении или расторжении брачного договора (ст. 43 СК); об установлении отцовства и факта признания отцовства (ст. 49, 50 СК); об оспаривании записи родителей в книге записей рождений (ст. 52 СК); о разрешении разногласий между родителями о воспитании и месте жительства несовершеннолетних детей (ст. 65 СК); об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (ст. 66 СК); об общении ребенка с родственниками (ст. 67 СК); о защите родительских прав (ст. 68 СК); о лишении родителей родительских прав (ст. 70 СК); о восстановлении родителей в родительских правах (ст. 72 СК); об ограничении родительских прав (ст. 73 СК); об отмене ограничения родительских прав (ст. 76 СК); о взыскании и определении размера алиментов на детей (ст. 80, 81, 83, 85, 106 СК); об участии родителей в дополнительных расходах на детей (ст. 86 СК); о взыскании с совершеннолетних детей алиментов на родителей (ст. 87, 106 СК); об определении размера и порядка несения совершеннолетними детьми дополнительных расходов на родителей (ст. 88 СК); о взыскании и определении размера алиментов, взыскиваемых на супругов, бывших супругов (ст. 91 СК); о взыскании с пасынков и падчериц алиментов на отчима или мачеху (ст. 97 СК); о признании недействительным соглашения об уплате алиментов (ст. 102 СК); об изменении размера алиментов и освобождении от уплаты алиментов (ст. 119 СК); об усыновлении ребенка (ст. 125 СК); об изменении фамилии, имени, отчества усыновленного ребенка (ст. 134 СК); о записи усыновителей в качестве родителей усыновленного ими ребенка (ст. 136 СК); об отмене усыновления ребенка (ст. 140 СК) и др.

Защита семейных прав в предусмотренных законом случаях осуществляется также и государственными органами. К ним относятся не только федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, но и прокуратура, органы внутренних дел, органы загса, воспитательные учреждения. Так, СК обязывает органы исполнительной власти принимать меры по защите прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 122, 123, 126, 165 (п. 4) СК). В этих целях органы исполнительной власти субъектов РФ и федеральные органы исполнительной власти должны организовывать учет детей, оставшихся без попечения родителей, и оказывать содействие в устройстве таких детей в семьи. Органы внутренних дел могут участвовать в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст. 79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов. Органы загса правомочны восстанавливать брак в случае явки супруга, объявленного умершим или признанного безвестно отсутствующим (ст. 26 СК), устанавливать отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, на основании совместного заявления отца и матери ребенка (п. 3 ст. 48 СК) и т.д.

Широкими полномочиями в сфере защиты семейных прав граждан наделен прокурор. Его действия по защите семейных прав граждан могут выражаться в предъявлении в суд ряда требований: о признании брака недействительным (ст. 28 СК); о лишении родителей родительских прав (ст. 70 СК); об ограничении родителей в родительских правах (ст. 73 СК); о признании недействительным соглашения об уплате алиментов (ст. 102 СК); об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК). Кроме того, прокурор обязан участвовать в делах о лишении, восстановлении и ограничении родительских прав (ст. 70, 72, 73 СК), об усыновлении ребенка (ст. 125 СК; ст. 273 ГПК) и об отмене усыновления ребенка (ст. 140 СК) независимо от того, по чьей инициативе возбуждено дело судом, а также осуществлять надзор за законностью отобрания ребенка у родителей органами опеки и попечительства (ст. 77 СК) и в других случаях. Полномочия прокурора основаны на обязанности прокуратуры осуществлять надзор за соблюдением прав и свобод человека и принимать предусмотренные законом меры (включая участие в рассмотрении дел судами, а также предъявление и поддержание иска в суде) по защите прав лиц, которые по состоянию здоровья или возрасту (несовершеннолетние) не могут лично их отстаивать. 

Защита прав несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения, возлагается законом на администрацию этих учреждений (п. 1 ст. 147 СК). 

 Должностные лица государственных органов и других организаций обязаны сообщать о нарушениях прав и законных интересов ребенка в орган опеки и попечительства (п. 3 ст. 56 СК). К обязанности должностных лиц образовательных, лечебных и иных учреждений любых форм отнесено направление сообщений в орган опеки и попечительства сведений о детях, оставшихся без попечения родителей (ст. 122 СК).

Защита семейных прав осуществляется и органами опеки и попечительства - т.е. органами местного самоуправления, наделенными полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящими в систему органов государственной власти, но только в случаях, непосредственно предусмотренных СК. Так, в соответствии со ст. 121 СК на них возложена защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, что требует от них соответственно проведения работы по выявлению, учету и устройству таких детей и последующему контролю за условиями содержания и воспитания детей (ст. 122, 123 СК). Защита прав выпускников воспитательных учреждений - также обязанность органов опеки и попечительства (п. 3 ст. 147 СК).

СК отводит значительную роль в защите прав членов семьи именно органам опеки и попечительства. Согласно ст. 78 СК органы опеки и попечительства должны быть привлечены судом к участию в деле при рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка. Весьма значимой и ответственной является функция попечения над ребенком, который передается в случаях, установленных законом, органам опеки и попечительства по решению суда (лишение родителей родительских прав, ограничение родительских прав, отмена усыновления и др. - ст. 68, 71, 74, 143 СК). Обязательным является участие органа опеки и попечительства в исполнении решений суда по отобранию ребенка (ст. 79 СК). В безотлагательных случаях, т.е. при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, орган опеки и попечительства вправе самостоятельно отобрать ребенка у родителей (ст. 77 СК).

В целом же можно условно выделить три основные формы защиты семейных прав органами опеки и попечительства: а) самостоятельное принятие решений в пределах своей компетенции, включая дачу согласия (разрешения) на какие-либо действия; б) направление соответствующих требований в суд в порядке искового производства; в) участие в судебном разбирательстве.

В некоторых случаях перечисленные формы защиты семейных прав органами опеки и попечительства являются взаимосвязанными, взаимодополняющими. Так, например, лишение родителей родительских прав осуществляется судом как по заявлению, так и с участием органов опеки и попечительства (ст. 70 СК).

Определенные меры по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних в соответствии со ст. 11 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"7 осуществляют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые органами местного самоуправления. В частности, они наделены правом предъявлять в суд требование о лишении родителей родительских прав (ст. 70 СК). Порядок образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими отдельных государственных полномочий определяется законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

 Необходимо отметить, что в последнее время пропагандируется и обсуждается основанная на зарубежном опыте идея создания системы ювенальных судов (т.е. судов по делам семьи и несовершеннолетних), которые бы более эффективно, чем суды общей юрисдикции, защищали права детей. 

Кроме того защита прав детей осуществляется в Волгоградской области – Уполномоченным по правам ребенка.

 Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется его родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных СК, органами опеки и попечительства, прокурором и судом (см. ст. 56 СК и комментарий к ней). Ребенок вправе и самостоятельно обращаться за защитой своих прав и законных интересов в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет - в суд.

Защита семейных прав и охраняемых законом интересов обеспечивается применением предусмотренных законом способов защиты. Под способами защиты субъективных семейных прав понимаются закрепленные материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя. В СК нет перечня способов защиты семейных прав. Они указываются применительно к отдельным видам правоотношений в конкретных нормах СК. Поэтому обладатель нарушенного семейного права может воспользоваться не любым, а вполне конкретным способом (способами) защиты своего права, предусмотренным в соответствующих нормах семейного законодательства. 

В СК предусмотрены различные способы защиты семейных прав с учетом характера и вида нарушений, а именно:

а) признание права (ст. 30 (п. 4, 5), 38, 39, 48-50, 66, 67 СК и др.);

б) восстановление нарушенного права (ст. 26, 30, 44, 52, 72, 76 СК и др.);

в) прекращение (пресечение) тех или иных действий, нарушающих (ущемляющих) право или создающих угрозу для его нарушения, в том числе путем лишения или ограничения прав одного лица в целях защиты прав другого лица (ст. 65, 68-71, 73, 77 СК);

г) принуждение к исполнению обязанности - например, к уплате алиментов (ст. 80, 85, 87, 89, 90, 93-97 СК), к возмещению материального или морального вреда (ст. 30 (п. 4) СК), к уплате неустойки (п. 1 ст. 115 СК) и к возмещению убытков (п. 2 ст. 115 СК);

д) прекращение или изменение правоотношений (ст. 43, 101, 119, 120, 140-143, п. 2 ст. 152 СК);

е) и другие способы.

Способы защиты семейных прав в силу их неоднозначного характера могут в одних случаях применяться только судом (признание брака недействительным; признание брачного договора недействительным; лишение родительских прав; ограничение родительских прав; отмена усыновления и др.), в других случаях законом устанавливается административный порядок их реализации, т.е. органом опеки и попечительства, органом загса (расторжение брака в органе загса; обязывание родителей органом опеки и попечительства не препятствовать общению ребенка с близкими родственниками и др.).

Защита семейных прав осуществляется и с помощью мер, предусмотренных нормами других отраслей права: гражданского права (например, ст. 30 ГК предусматривает ограничение дееспособности гражданина, злоупотребляющего спиртными напитками или наркотическими средствами и ставящего таким поведением свою семью в тяжелое положение), уголовного права (ст. 150-157 УК), трудового права (ст. 253-263 ТК)8.


Заключение
В современной России дети, семья и семейные отношения подвергаются серьезным испытаниям. Проблемы основной массы современных российских семей хорошо известны: низкий материальный достаток, жилищно-бытовая неустроенность, безработица, малодетность, насилие над детьми, дисгармония межличностных отношений и т.п.

Забота государства об укреплении семьи, о детях возведена в конституционный принцип (ст. 38 Конституции).

Государство должно осуществлять целую систему мероприятий, направленных на охрану прав и интересов несовершеннолетних. С момента зачатия ребенка государство должно заботиться о его сохранении, а потом о его здоровье и нормальном развитии, оказывать большую помощь семье в воспитании детей.

Законодательную основу реализации данного конституционного принципа в большей степени составляют нормы семейного права, что обусловливается спецификой предмета правового регулирования.



В законодательстве ряда субъектов РФ предусматривается осуществление наряду с федеральными мерами и иных мероприятий, в том числе законодательного характера, включая разработку и принятие областных и местных программ поддержки семьи, материнства и детства.
Список нормативных актов и литературы


  1. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989г)//СПС Гарант

  2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года

  3. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2001 г. N 1270-р

  4. Федерального закона от 24 июня 1999г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"//СПС Гарант

  5. Федеральный закон от 21 декабря 1996г «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»//СПС Гарант

  6. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ//СПС Гарант

  7. Королев ЮА. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации – М.: Юридический Дом «Юстицинформ»,2003.

  8. Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации.-М.:Издательство НОРМА (Издательсткая группа НОРМА-ИНФРА-м),2002.




1 Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ//СПС Гарант

2 Конвенция о правах ребенка 1989г//СПС Гарант

3 СЗ РФ. 2001. N 40. Ст. 3873

4 Нечаева А.М. Семья как самостоятельный объект правовой охраны//Государство и право. 1996. N 12. С. 99-107

5 Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу РФ - Норма, 2006 г.


6 Федеральный закон от 21 декабря 1996г «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»//СПС Гарант

7 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"//СПС Гарант

8 Королев ЮА. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации – М.: Юридический Дом «Юстицинформ»,2003.



  • Понятие семьи и основные направления обеспечения интересов семьи на законодательном уровне
  • Формы и способы защиты семьи, обеспечиваемые государством
  • Список нормативных актов и литературы