2 часов в неделю в течение одного полугодия. Вклад учебного предмета в общее образование

Главная страница
Контакты

    Главная страница


2 часов в неделю в течение одного полугодия. Вклад учебного предмета в общее образование

Скачать 236,13 Kb.


Дата12.05.2017
Размер236,13 Kb.

Скачать 236,13 Kb.

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы для 9 класса «Введение в общую биологию» авторов В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой к учебнику А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник; Положения о Рабочей программе по учебному предмету (курсу) учителя Гуманитарного лицея г. Томска.

В соответствии с учебным планом МАОУ Гуманитарный лицей на изучение биологии в 9 классе отводится 32 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение одного полугодия.


Вклад учебного предмета в общее образование

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей
Особенности и новизна Рабочей программы по курсу биология в 9 классе.

В соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования содержание программы направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных результатов и предметных результатов по биологии, соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; системно-деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование универсальных учебных действий; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Содержание программы способствуют формированию целостного научного мировоззрения. Достигается это благодаря тому, что курс биологии в полной мере отвечает критериям научности и системности, насыщен межпредметными связями, показывающими общность естественных наук и единство естественнонаучной картины мира.
Цель курса: формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;
Задачи:

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе.


Приоритетные формы и методы работы с учащимися, виды и формы контроля
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности.

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, дискуссии, дебаты, тренинги, экскурсии

В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль.

Формы контроля: контрольная работа, устный и письменный опрос, самостоятельная и проверочная работы, тестирование, диктант, письменные домашние задания, контроль с использованием ИКТ, анализ творческих, исследовательских работ.
Сроки реализации рабочей программы.

Программа реализуется в период с 01.09.2014г. по 27.12. 2014г. в соответствии с Учебным планом лицея на 2014-2015 учебный год и графиком прохождения учебного материала. Программа 9 класса рассчитана на 32 часов, 16 учебных недели, по 2 часа в неделю.


Структура рабочей программы.

Программа по биологии для 9 класса состоит из титульного листа, пояснительной записки, содержания учебного курса, тематического планирования, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.


Формирование универсальных учебных действий.
Коммуникативные.

Формируются, главным образом, за счет организации групповой работы, учебного сотрудничества непосредственно в учебном процессе(умении организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками);


Регулятивные.

Формируются через различные умения:

умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать эффективные способы решения задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.



Познавательные.

Складываются через формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития; формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях; овладение понятийным аппаратом биологии; формирование основ экологической грамотности; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.


Личностные.

Формируются через воспитание ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию; основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;


Метапредметные и предметные УУД освоения курса биологии 9 класса
Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия, формируемые в процессе изуче­ния темы;

- классифицировать и самостоятельно выбирать крите­рии для классификации;

- самостоятельно формулировать проблемы исследова­ния и составлять поэтапную структуру будущего самосто­ятельного исследования;

- при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках пред­ложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами;

- формулировать выводы;

- устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями;

- применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- использовать информационно-коммуникационные тех­нологии при подготовке сообщений, мультимедийных пре­зентаций;

- демонстрировать экологическое мышление и приме­нять его в повседневной жизни.

- уметь работать с разными источниками биологической ин формации:
Предметные результаты обучения

1. Сформированность первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости.

2. Владение понятийным аппаратом биологии;

3. Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения не сложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека;

4. Сформированность основ экологической грамотности:

5. Способность оценивать по следствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека;

6. Осознанность в необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

7. Владение методами биологических наук;

8. Сформированность представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, за щи ты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

Содержание учебного материала

Введение (1 часа)

Биология как наука и методы её исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.


Раздел 1. Уровни организации живой природы (25час)
Тема 1.1. Молекулярный уровень (7 часов)

Молекулярный уровень. Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.

Контрольная работа №1
Тема 1.2. Клеточный уровень (10 часов)

Клеточный уровень. Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Тема 1.3. Организменный уровень (4 часов)

Организменный уровень. Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень. Экосистемный уровень (2 часа)

Популяционно-видовой уровень. Вид, его критерии. Структура вида. Популяция – форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.

Экосистемный уровень. Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Тема 1.5. Биосферный уровень (2 часов)

Биосферный уровень. Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.
Лабораторные и практические работы

Изучение клеток растений и животных

Изучение клеток прокариот

Решение генетических задач

Выявление изменчивости организма

Сортавление схем передачи веществ и энергии

Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной среде
Раздел 2. Эволюция (3часов)

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция.





Раздел 3. Возникновение и развитие жизни (3часов)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.





Тематическое планирование

Учебная неделя

Тема урока

Основное содержание по темам. Количество часов

Тип урока

Форма диагностики

Формирование универсальных учебных действий

Введение (1 часа)



Биология - наука о жизни

Методы исследования

В биологии


Жизнь, открытая система,

Биология как наука. Отличительные особенности живых организмов от неживых тел. Наука, научный факт, гипотеза, теория.

Методы изучения живых организмов 1ч


Комбинированный




Предметные. Знать основные понятия Биология, цитология, микология, бриология, экология, генетика , биофизика, эмбриология биохимия; характеризовать биологию как комплексную науку. Знать свойства и признаки живых организмов., основные методы исследования в биологии

Молекулярный уровень (7часов)



Химический состав клетки

Химический элемент, минеральные вещества. Вода, ее строение и свойства. 1ч

Лекция

Устный опрос

Предметные.

Знать макроэелементы, микроэлементы, неорганические вещества клеткироль катионов и анионов; отмечать биологическую роль воды





Органические вещества.

Углеводы. Липиды

Мономер, полимер, биополимер.

Универсальность биополимеров. Принцип организации полимеров

Белки. Уровни структурной организации белков Функции белков. Нахождение в организме белков выполняющих различные функции. 2ч



Комбинированный

тест

Предметные.

Должны уметь давать определения основным понятиям; называть особенности строения и функции белков, липидов, углеводов, классифицировать органические вещества, различать уровни организации белковых молекул. знать принципы структурной организации белков и углеводов.





Нуклеиновые кислоты. АТФ Биологические катализаторы.

Нуклеиновые кислоты – биополимеры. ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота; РНК – рибонуклеиновая кислота. Нуклеотид Строение нуклеотида. Виды РНК функции нуклеиновых кислот.

Макроэргическая связь.

АТФ – универсальный источник энергии Катализ, катализаторы, фермент, активный центр.2ч


Лекция.


тест

Предметные

Должны уметь давать определения основным понятиям; называть особенности строения и функции нуклеиновых кислот, АТФ; классифицировать органические вещества, различать уровни организации белковых молекул. Знать принципы структурной организации нуклеиновых кислот.





Вирусы.

Капсид, паразит.

Вирусы – внутриклеточные паразиты. 1ч



Комбинированный

Устный опрос

Предметные

Знать особенности строения вирусов.





Контрольная работа по теме «Молекулярный уровень».

Молекулярный уровень 1ч

Урок учета и контроля знаний

Письменная работа

Уметь применять знания при решении биологических задач

Клеточный уровень (10часов)



Основные положения клеточной теории. Общие сведения о клетках.

Цитология. Органоиды, наружная клеточная мембрана, цитоплазма, ядро.

Клетка – основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка – как биосистема. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. 1ч



Лекция.




Предметные

Уметь приводить примеры организмов, имеющих клеточное строение и неклеточное строение; называть положения клеточной теории; узнавать клетки различных организмов; объяснять общность происхождения растений и животных; доказывать, что клетка живая структура





Органоиды цитоплазмы.

Строение и функции плазматической мембраны, цитоплазмы, органоидов клетки 2 ч

Комбинированный

тест

Предметные

Знать строение эукариотических клеток, многообразие эукариот, главные части клеток, органоиды; называть способы транспорта веществ в клетку; характеризовать органоиды клеток по строению и выполняемым функциям. Знать механизмы пиноцитоза и фагоцитоза





Изучение клеток растений и животных

Сравнительная характеристика растительных и животных клеток 1ч

Практическая работа №1




Предметные

Уметь сравнивать строение клеток растений и животных






Строение прокариот

Строение прокариот: сравнительная характеристика с эукариотами 1ч

Комбинированный




Предметные

Знать особенности строения прокариот.

Уметь сравнивать строение клеток эукариот и прокариот




Метаболизм. Энергетический обмен.

Метаболизм, ассимиляция, диссимиляция, фермент

Обмен веществ и превращение энергии Ассимиляция и диссимиляция – противоположные процессы. Гликолиз, брожение, дыхание.

Биологическое окисление. Результаты преобразования энергии. 1ч


Лекция




Предметные

Уметь давать определения понятий: ассимиляция и диссимиляция; знать термины: гликолиз, брожение, дыхание и уметь анализировать содержание их определений; называть этапы обмена веществ в организме; описывать обмен веществ и превращение энергии в клетке; объяснять роль АТФ.





Питание клетки. Фотосинтез Хемосинтез.

Автотрофы, фототрофы, хемотрофы, гетеротрофы.

Источники энергии автотрофных организмов: солнечный свет, энергия химических реакций.

Фотосинтез, фотолиз,

роль пигмента хлорофилла, значение фотосинтеза 2ч



Комбинированный

Проверочная работа

Предметные

Знать определения терминов: Автотрофы, фототрофы, хемотрофы, гетеротрофы, фотосинтез, фотолиз.

; называть свойства генетического кода; роль солнечного света и пигмента хлорофилла в фотосинтезе; характеризовать механизмы фотосинтеза и фотолиза. Характеризовать фазы фотосинтеза. Доказывать значение фотосинтез для живых организмов.




Биосинтез белков.

Ген, триплет, генетический код, кодон, транскрипция, антикодон, трансляция.

Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность. 1ч



Лекция

Проверочная работа

Предметные

Знать определения терминов: триплет, кодон, ген, генетический код, транскрипция , трансляция; называть свойства генетического кода; роль иРНК, т-РНК в биосинтезе белка; характеризовать механизмы транскрипции и трансляции.





Деление клетки. Митоз. Размножение клетки. Мейоз.

Деление клетки эукариот. Жизненный цикл клетки, интерфаза, митоз, редупликация, хроматиды.

Биологический смысл и значение митоза Бесполое размножение: бесполое, вегетативное. Гаметы, гермафродиты.

Сущность и формы размножения. Виды бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование. Виды вегетативного размножения. Половое размножение растений и животных, его биологическое значение. Гаметогенез, мейоз, конъюгация, перекрест хромосом.1ч


Лекция

Проверочная работа

Предметные

Знать стадии митотического цикла и события , происходящие в клетке на каждой из них; знать биологический смысл митоза.

Должны знать многообразие форм и видов бесполого размножения и групп организмов, для которых они характерны; объяснять биологическое значение бесполого размножения. Должны знать сущность полового размножения и его биологическое значение, процессов гаметогенеза и мейоза и их биологическое значение, сущность оплодотворения; выделять различия мужских и женских половых клеток


Организменный уровень (4 часов)




Онтогенез. Эмбриональный период. Постэмбриональный период.

Онтогенез и его этапы оплодотворение, эмбриогенез.

Эмбриональный период развития. Постэмбриональный период развития и его формы..

Биологический смысл развития с метаморфозом.1ч


Комбинированный

Самостоятельная работа

Предметные

Должны знать определения понятия онтогенез, этапы эмбрионального развития; характеризовать сущность эмбрионального периода развития организмов.; уметь характеризовать формы постэмбрионального развития, этапы онтогенеза при прямом постэмбриональном развитии; объяснять биологический смысл развития с метаморфозом






Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание.

Аллельные гены, генетика, ген, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, изменчивость, наследственность.

Использование Г.Менделем гибридологического метода. Генотип, дигибридное скрещивание, полигибридное скрещивание, фенотип.



Лекция

Решение задач

Предметные

Должны знать определения понятий: ген, доминантный ген, рецессивный ген, признак, свойство, фенотип, генотип, аллельные гены,

гомозигота, гетерозигота

наследственность, изменчивость;

уметь составлять генотипы организмов и записывать их гаметы; сущность гибридологического метода; законы Менделя





Генетика пола.

Гетерогаметный и гомогаметный пол, половые хромосомы.

Соотношение 1:1 полов в группах животных. Наследственные заболевания, сцепленные с полом.



Комбинированный




Предметные

Знать законы Менделя, Моргана; уметь давать определения термину аутосомы; называть типы хромосом в генотипе, число атосом и половых хромосом у человека и дрозофилы; приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом; объяснять причину соотношения полов 1:1, причины появления наследственных заболеваний человека; определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признаков в потомстве; составлять генотипы организмов и записывать их гаметы






Модификационная и мутационная изменчивость Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова.

Изменчивость, модификация, норма реакции.

Ненаследственная изменчивость. Характеристика модификационной изменчивости.

Геном, изменчивость, мутации, мутаген, полиплоидия. Гомологический ряд, селекция.

Основные методы селекции.



Комбинированный




Предметные

Знать определения терминов: геном, изменчивость, мутации, мутаген, полиплоидия; виды изменчивости и различия между ними; виды мутаций свойства мутаций; уметь характеризовать зависимость проявления действия генов от условий внешней среды. Знать понятия порода и сорт. Должны знать методы селекции, смысл и значение явления гетерозиса полиплоидии; уметь объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение.



Популяционно-видовой уровень. Экосистемный уровень (2 часа)




Критерии вида. Популяции.

Вид, Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический.

Популяция.

Популяционная структура вида. Экологические и генетические характеристики популяции. Популяция – элементарная эволюционная единица. 1ч


Комбинированный




Предметные

Уметь давать определение понятию вид, ареал; знать и характеризовать критерии вида.

Уметь давать определение понятию популяция. Знать структуру и характеристики популяции





Экосистемы. Состав и структура экосистем.

Экология, популяция, биоценоз, биогеоценоз, экосистема.

Классификация наземных экосистем. Свойство экосистемы. Видовое разнообразие, жизненная форма, морфологическая, пространственная и трофическая структуры.



Лекция




Предметные

Давать определения терминов: популяция¸ биоценоз, биогеоценоз экология, биотические и абиотические факторы, антропогенный фактор; классифицировать экосистемы; знать свойства экосистемы. Знать и характеризовать состав и структуры экосистемы.



Биосферный уровень (2 часов)



Биосфера. Эволюция биосферы.

Биосфера – глобальная экосистема. Границы биосферы. Компоненты и свойства биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Условия жизни.1ч

Лекция




Предметные

Уметь определять границы биосферы; давать определение понятию биосфера; называть признаки биосферы, структурны компоненты и свойства биосферы; значение круговорота веществ в экосистеме; характеризовать живое вещество, биогенное, биокосное и косное вещество





Антропогенное воздействие на биосферу.

Классификация природных ресурсов: неисчерпаемые, исчерпаемые (возобновимые, невозобновимые). Влияние человека на биосферу. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Агроэкосистемы. Проблемы рационального природопользования. Факторы, вызывающие экологический кризис. Сохранение биологического разнообразия. 1ч

Семинар




Предметные

Уметь давать определение термина агроэкосистема; называть признаки агроэкосистемы, антропогенные факторы воздействия на биоценозы; приводить примеры исчерпаемых и неисчерпаемых природных ресурсов; раскрывать сущность рационального природопользования. Доказывать значение биологического разнообразия для устойчивого сохранения экосистем



Эволюция (3 часа)

53

Развитие эволюционного учения Ч.Дарвина.

Эволюция

Предпосылки учения Ч.Дарвина

Учение Дарвина об искусственном отборе для объяснения эволюции живых организмов. 1ч


Лекция

Индивидуальные задания (доклады, рефераты)

Предметные Знать представления естествоиспытателей дарвинской эпохи о сущности живой природы, взгляды К.Линея на систему живого мира, основные положения эволюционной теории Ж.Б. Ламарка; положения учения Ч. Дарвина об искусственном отборе; характеризовать предпосылки эволюционной теории Ч. Дарвина



Борьба за существование. Естественный отбор.

Борьба за существование, естественный отбор, Формы борьбы за существование1ч

Комбинированный.

Проверочная работа

Предметные Знать формы борьбы за существования; характеризовать сущность естественного отбора.



Результаты и направления эволюции.

Главные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. 1ч

Комбинированный

Проверочная работа

Предметные Знать типы покровительственной окраски и их значение для выживания; объяснять относительный характер приспособлений; называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде

Возникновение и развитие жизни (3 часов)



Современные гипотезы происхождения жизни. Основные этапы развития жизни

Основные гипотезы происхождения жизни

Гипотеза происхождения жизни А.И.Опарина. Проблема доказательства современной гипотезы происхождения жизни. Этапы развития жизни 1 ч



Лекция

Устный опрос

Предметные

Знать суть основных гипотез происхождения жизни на земле. Знать теорию А.И Опарина. Давать определения понятия гипотеза; называть этапы развития жизни. Уметь характеризовать химический, предбиологический, биологический этапы эволюции





Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека.

Антропология, антропогенез, движущие силы антропогенеза.

Происхождение человека. Место человека в живой природе. Стадии развития человека. Человеческие расы, единство происхождения рас. Биологическая природа и социальная сущность человека. 1 ч



Лекция




Предметные

Давать определения терминов антропология, антропогенез; доказывать единство человеческих рас; называть признаки биологического объекта «человек» объяснять место и роль человека в природе; характеризовать стадии развития человека; выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных и человека.





Обобщение по теме: «Возникновение и развитие жизни на Земле»

1 ч

Обобщение и систематизация знаний


Индивидуальные задания (доклады, рефераты)







Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию

9 класс»: Учебник для общеобразовательных учебных заведений.

– М.: Дрофа, 2006.

В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику – М, Дрофа, 2005

Сборник нормативных документов. Биология /Составитель Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М. Дрофа, 20056.

А.С.Батуев, М.А.Гуленкова, А.Г Еленевский. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы – М. Дрофа, 2004.

И.В.Болгова Сборник задач по общей биологии для поступающих в вузы – М. «Оникс 21 век» «Мир образования», 2005.

Т.А.Козлова, В.С.Кучменко Биология в таблицах 6 – 11 классы. Справочное пособие, М:Дрофа, 2002.

Г.И.Лернер Общая биология. Поурочные тесты и задания. М: «Аквариум», 1998.

А.В.Пименов, И.Н.Пименова. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». М:»Издательство НЦ ЗНАС», 2004.

Л.В.Реброва, Е.В.Прохорова. Активные формы и методы обучения биологии. М: Просвещение, 1997



В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»:Рабочая тетрадь к учебнику…

MULTIMEDIA

- Лабораторный практикум. Биология 6 – 11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004