1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Главная страница
Контакты

    Главная страница


1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Скачать 252,33 Kb.


Дата23.09.2018
Размер252,33 Kb.

Скачать 252,33 Kb.



1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
В результате изучения географии в 10 классе на базовом уровне ученик должен

знать и понимать:

основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;

численность и динамику населения мира; различия в уровне и качестве жизни, основные направления миграций, проблемы современной урбанизации;

структуру мирового хозяйства, размещение его основных отраслей, специфику отдельных стран, специализацию в системе международного разделения труда;

уметь:

определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально – экономических объектов, процессов и явлений;

оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства;

применять разнообразные источники информации для проведения наблюдений за природными и социально – экономическими объектами;

составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов;

сопоставлять карты различной тематики.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выявления и объяснения географических аспектов текущих событий и ситуаций

2. Содержание учебного предмета, курса
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА. 70 ЧАСОВ

Раздел I

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА . 24 часа

Введение.

Основные понятия и представления:

 Система научных знаний (учение, теория, закон, концепция, гипотеза), методы географических исследований, источники географической информации.



Основные требования к подготовке учащихся.

Учащиесядолжныуметь:

Отбирать необходимые источники географической информации: карты, статистику, текстовые источники, материалы периодической печати и т.д.

читать и анализировать тематические карты и картосхемы, статистические и графические материалы;

объяснять различия в географии населения, природных ресурсов и географии хозяйства отдельных регионов и стран, используя сравнительный и системный подходы.



делать выводы, давать сравнительные характеристики, составлять тезисы, резюме, писать краткие эссе
Урок 1. География как наука. Методы географических исследований и источники географической информации.
Тема 1: Природа и человек в современном мире. 3 часа.
Основные понятия и представления:

Природные условия и природно-ресурсный потенциал, ресурсообеспеченность, географическое пространство, географическая среда, ноосфера, природопользование, методы рационального природопользования.
Урок 2. Природные условия и природные ресурсы – основа экономического развития.

Практическая работа. Анализ ресурсообеспеченности стран мира с точки зрения перспектив экономического развития на основе работы с картографическими и статистическими материалами.

Практическая работа (вар. 2). Территория как ресурс .Сравнительная характеристика двух стран на основе работы с картографическими источниками информации.

Урок 3. Взаимодействие общества и природной среды.

Урок 4. География природопользования.
Тема 2. Население мира. 6 часов.

Основные понятия и представления:

Воспроизводство населения, демографический переход, демографическая политика, расселение и размещение населения, виды и направления миграций, урбанизация (темпы, уровни формы), состав населения, этнические процессы, традиционные, мировые, этнические религии, уровень и качество жизни населения, индекс человеческого развития.
Урок 5. Численность, воспроизводство населения. Половой и возрастной состав населения планеты.

Урок 6. Географический рисунок мирового расселения.

Урок 7. Человечество – мозаика рас и народов.

Практическая работа. Демографический переход и его региональные аспекты. Работа с картографическими и статистическими материалами: изучение изменения темпов роста народонаселения, различий в естественном приросте населения. 

Практическая работа. Географические аспекты современной урбанизации.

Урок 8. Современная география религий.

Урок 9. Уровень и качество жизни населения.

Урок 10. Урок обобщения по теме « Население мира»
Тема 3. География мирового хозяйства. 14 часов.

Основные понятия и представления:

Мировое хозяйство, международное географическое разделение труда, НТР и НТП, глобализация, транснационализация, факторы размещения хозяйства, государственная региональная политика, ВВП и ВНП, постиндустриальная эпоха, информационная экономика, МГРТ, конкурентоспособность, экономическая интеграция
Урок 11. Особенности развития современного мирового хозяйства.

Урок 12. Факторы размещения хозяйства.

Урок 13. «Кто есть кто» в мировой экономике.

Урок 14. Мировое аграрное производство: ведущая роль в обеспечении продовольствием.

Урок 15. Горнодобывающая промышленность мира – старейшая отрасль.

Урок 16. Обрабатывающая промышленность мира. Сдвиги в структуре. Сдвиги в размещении промышленности.

Практическая работа. Анализ географических сдвигов в размещении промышленности мира.

Урок 17. Непроизводственная сфера - главная сфера современного мирового хозяйства.

Урок 18. Мировая транспортная система – основа МГРТ.

Практическая работа.Анализ картографических источников информации и составление географических характеристик.

Объяснение с позиций, известных учащимся, географических и исторических знаний.



Урок 19. Информационная экономика – основа современной экономической деятельности.

Урок 20. Современные мирохозяйственные связи.

Урок 21. Внешняя торговля товарами – самая старая форма МЭО.

Практическая работа. География современной внешней торговли (работа со статистическими материалами)

Урок 22. Международные финансовые отношения – основа межгосударственных отношений.

Урок 23. Международный туризм – динамичный сектор мировой экономики.

Урок 24. Обобщение и коррекция знаний, итоговый контроль по I разделу.
Раздел II

МНОГОЛИКАЯ ПЛАНЕТА

40 часов
Тема 4. Географический облик регионов и стран мира. 2 часа.

Основные понятия и представления:

регион, историко-географические регионы мира, цивилизация, страна, государство, государственное устройство, республика, монархия, унитарное государство, федеративное государство.

Геополитика, политическая география, политико-географическое положение.

Основные требования к подготовке учащихся.

Учащиеся должны уметь (метапредметные и предметные умения):

отбирать различные источники географической информации, структурировать информацию

читать и анализировать тематические и комплексные карты;

использовать карты, графические и статистические материалы для получения необходимой информации и решения географических задач;

составлять реферативные работы, делать компьютерные презентации.

составлять комплексные, сравнительные характеристики стран и регионов мира;

находить и приводить примеры, характеризующие отличительные особенности территории, определяющие ее географический образ.

выявлять географические особенности и закономерности явлений и процессов.

находить и показывать по карте основные географические объекты, указанные в программе.
Урок 25. Общая характеристика стран и регионов мира.

Урок 26. Геополитический образ мира.

Практическая работа. Анализ геополитического положения стран мира.
Тема 5. Зарубежная Европа. Огромная роль маленького региона. 9 часов

Основные понятия и представления:

Европейское экономическое ядро, главная экономическая ось, интеграция, континентальная экономика, шельфовая экономика, промышленно-городская агломерация.

Урок 27. Зарубежная Европа в современном мире.

Урок 28. Внутренние различия в Европе.

Северная Европа. Норвегия: природная среда в жизни человека.



Урок 29. Средняя Европа. Германия – экономический локомотив Европы.

Урок 30. Средняя Европа. Многоликая Франция.

Урок 31. Средняя Европа. Великобритания: от традиций до современности.

Урок 32. Южная Европа. Италия на мировых рынках.

Урок 33. Восточная Европа. Венгрия – страна на перекрестке Европы.

Урок 34. Обобщение знаний по теме: Европа один из ведущих центров мирового

хозяйства. Интеграционные процессы – залог усиления территориального

единства Европы.
Практические работы к урокам по теме:

1. Территориальная структура хозяйства Европы.

2. Специфика географического пространства европейских стран.

3. Географический образ европейской территории (подготовка реферата или презентации).

Работа с контурной картой – нанести условными знаками 10 объектов, которые с точки зрения учащегося, определяют географический образ какого-либо из субрегионов Европы.
Урок 35 Тематический контроль и коррекция знаний.

 

Тема 6. Зарубежная Азия – крупнейший регион мира. 12 часов



Основные понятия и представления:

цивилизация, тип хозяйства, территориальная концентрация, «азиатский тип» населения, модель социально-экономического развития, автаркическая модель, модель зависимого развития, новая индустриальная страна, потребительское и товарное сельское хозяйство, экспортные товары, специальная экономическая зона, «экономическое чудо», Содружество независимых государств.

Урок 36. Географическое наследие Азии.

Урок 37. Природно-ресурсный потенциал зарубежной Азии и проблемы его

использования.



Урок 38. «Азиатский тип» населения.

Урок 39. Зарубежная Азия в современном мире.

Урок 40. Юго-Западная Азия. Турция: географическое положение и социально-

экономическое развитие.



Урок 41. Южная Азия. Индия – самая многонациональная страна мира. 

Урок 42. Юго-Восточная Азия. Индонезия – крупнейшая страна – архипелаг.

Урок 43. Восточная Азия. Китай: особенности социально-экономического развития.

Урок 44. Восточная Азия. Япония: экономическое чудо.

Урок 45. Восточная Азия. Республика Корея – новая индустриальная страна.

Урок 46. Страны Центральной Азии и Закавказья.

Практические работы:

1.Пространственный рисунок размещения населения в Зарубежной Азии.

2. Составление сравнительной характеристики одной из азиатских стран.

и объяснение различий на основе использования картографических источников информации.
Урок 47. Обобщение знаний по теме «Зарубежная Азия». Тематический контроль

1. Работа с контурной картой – нанести условными знаками по 10 объектов, которые с точки зрения учащегося, определяют специфику какого-либо из субрегионов Азии.



2.Реферативная работа или подготовка компьютерной презентации по одной из тем предложенных учителем.

Итоговая работа в форме реферата или презентации, которые защищаются на обобщающем уроке.
Тема 7. Америка. – Новый свет. 8 часов

 Основные понятия и представления:



мегалополис, зона свободной торговли, плантационное хозяйство, латифундия, внутренняя колонизация, фермерский тип сельского хозяйства, креолы, метисы, мулаты, самбо, импортозамещающая модель, экспортоориентированная модель, зона нового освоения, «банановая» республика, «налоговая» гавань, транзитная экономика, удобный флаг.

Урок 48. Америка в современном мире.

Урок 49. Географическое наследие Америки.

Урок 50. Население и география культур Америки.

Урок 51. Северная Америка. Пространственный рисунок хозяйства США.
Практическая работа.Работа с различными источниками информации. На основе анализа, объяснить, какие факторы повлияли на внутренние территориальные различия страны.

Урок 52. Индустриализация в Латинской Америке.

Урок 53. Бразилия – латиноамериканский гигант.
Урок 54. Мезоамерика – территория на стыке двух Америк.

Урок 55. Коррекция и обобщение знаний по теме Америка. Тематическийконтроль

Практическая работы:

Географические особенности населения Англо-Америки (Северной Америки) на основе изучения и составления списка карт, характеризующих население. Отбор нескольких карт, которые в наибольшей степени отражают специфику населения Англо -Америки.

Пространственный рисунок размещения хозяйства США.

3. Отраслевая структура хозяйства стран Латинской Америки на основе анализа источников географической информации.

 

Тема 8. Африка – регион развивающегося мира. 4 часа

 Основные понятия и представления:

социально-экономическая отсталость, потребительские культуры, товарные культуры, лесное земледелие, опустынивание, сахель, апартеид, официальное многоязычие.
Урок 56. Африка в современном мире.

Урок 57. Географическое наследие Африки.

Урок 58. Географическая специфика Африки. 

Урок 59. Географические субрегионы Африки. ЮАР – крупнейшая экономическая

держава континента.



Практическая работа. Географическая специфика субрегионов Африки

на основе работы с различными источниками информации и составления картосхемы.
Тема 9. Австралия и Океания – регион на окраине мира. 2 часа

 Основные понятия и представления:



Абориген, островной тип хозяйства, страна переселенческого капитализма, автралийско-новозеландский город.

Урок 60. Австралия и Океания в современном мире.

Урок 61. Географическая специфика Австралии и Океании.

Практическая работа: География внешнеэкономических связей Австралии. 
Тема 10. Россия в мире. 2 часа

Урок 62. Геополитическое положение России.

Урок 63. Россия в мировой экономике.

Практическая работа: Россия в современном мире.

Урок 64. Обобщение и коррекция знаний по разделу “Многоликая планета”. Современный мир сквозь призму слагающих его регионов. Региональные контрасты современного мира. Факторы, влияющие на степень различия и единства регионов.
Раздел III

НАСУЩНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

6 часа

 Основные понятия и представления:



глобальная проблема, устойчивое развитие, конверсия.
Урок 65. Глобальные проблемы современности. Экологическая проблема в фокусе

современного мирового развития.



Урок 66. Проблема демилитаризации и сохранения мира.

Урок 67. Глобальная продовольственная проблема.

Практическая работа: Региональные особенности глобальных проблем человечества. 
Резерв времени — 3 час.
Учебный план образовательного учреждения отводит 70 часов в соответствии с федеральным компонентом для изучения учебного предмета «География», из расчета 1 час в неделю. Программа по географии для среднего общего образования базовый уровень автор Кузнецов А.П.. рассчитана на 70 часов.

3.Тематическое планирование




Раздел. Тема.

Количество часов.

1

Раздел I

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА

24

2

Введение.

1

3

Тема 1: Природа и человек в современном мире.

3

4

Тема 2. Население мира. 

6

5

Тема 3. География мирового хозяйства.

9

6

Тема 4. Международные экономические отношения

5

7

Раздел II

МНОГОЛИКАЯ ПЛАНЕТА

40

8

Тема 4. Географический облик регионов и стран мира.

2

9

Тема 5. Зарубежная Европа. Огромная роль маленького региона.

9

10

Тема 6. Зарубежная Азия – крупнейший регион мира.

12

11

Тема 7. Америка. – Новый свет.

8

12

Тема 8. Африка – регион развивающегося мира.

4

13

Тема 9. Австралия и Океания – регион на окраине мира.

2

14

Тема 10. Россия в мире.

2

15

Раздел III

НАСУЩНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА


3