1. Область применения и нормативные ссылки

Главная страница
Контакты

    Главная страница


1. Область применения и нормативные ссылки



Дата18.02.2017
Размер0,84 Mb.





1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» (магистратура) и изучающих дисциплину «Адвокат в гражданском и арбитражном процессе».

Программа разработана в соответствии c Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» по направлению подготовки 40.04.01. «Юриспруденция», уровень подготовки «магистр».


2. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Адвокат в гражданском и арбитражном процессе» являются:



- формирование у студентов правильного понимания роли адвоката в ходе судопроизводства в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.

Задачи данного курса:

- изучение законодательства Российской Федерации, регламентирующего организацию адвокатуры и адвокатскую деятельность;

- реализации конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой адвокатами в рамках гражданского и арбитражного процесса;

- изучение методики и тактики деятельности адвоката при оказании различных видов юридической помощи гражданам и организациям при участии адвоката в гражданском и арбитражном процессе.
3. Компетенции обучающегося, формируемые

в результате освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны:



1) знать:

- основы реализации конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой адвокатами в рамках гражданского и арбитражного процесса,

- методику и тактику деятельности адвоката при оказании различных видов юридической помощи гражданам и организациям при участии адвоката в гражданском и арбитражном процессе;

2) уметь:

- грамотно определять возможные способы защиты прав и законных интересов лиц;

- грамотно формировать позицию представителя в гражданском и арбитражном процессе;

3) иметь навыки:

- самостоятельно разрешать практические ситуации, складывающиеся в различных отраслях права в контексте адвокатской деятельности;

- грамотно составлять документы, используемые в процессе адвокатской деятельности.
В результате изучения дисциплины студенты осваивают следующие компетенции:


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен предлагать концепции, модели, изобретать и апробировать способы и инструменты

СК-2

Качественное выполнение домашнего задания, написание эссе, контрольной работы

Семинарские (практические) занятия, самостоятельная работа

Способен принимать управленческие решения, оценивать их возможные последствия и нести за них ответственность

СК-5

Качественная подготовка теоретических заданий, знание источников права и специальной литературы

Семинарские занятия, самостоятельная работа, участие в научных кружках и конференциях

Способен участвовать в правотворческой; правоприменительной; правоохранительной, экспертно-консультационной; организационно-

управленческой; научно-исследовательской и педагогической деятельности в сфере юриспруденции.



ПК-1

Качественное выполнение практических заданий, успешное написание проверочных работ, защита выполненных работ, участие в дискуссиях

Лекционные и семинарские (практические) занятия, проверочные работы

Способен руководить отдельными видами профессиональной деятельности на основе правовых и профессиональных этических норм

ПК-3

Качественное выполнение домашнего задания, написание эссе, контрольной работы

Семинарские (практические) занятия, самостоятельная работа

Способен устно публично выступать (дискуссировать) на русском (государственном) языке в рамках профессионального и научного взаимодействия

ПК-5

Качественная подготовка практических заданий, знание источников права и специальной литературы, участие в дискуссиях, защита выполненных работ

Семинарские (практические) занятия, самостоятельная работа, участие в научных кружках и конференциях

Способен оформлять и презентовать результаты профессиональной юридической и научной деятельности в соответствии с правилами юридической техники, нормативно-правовыми и локальными актами, обычаями делового оборота

ПК-7

Успешное написание проверочных работ, эссе, контрольной работы, защита выполненных работ

Семинарские (практические) занятия, проверочные работы, самостоятельная работа

Способен работать с специализированными правовыми системами (базами данных) на русском (государственном) языке для задач профессиональной и научной деятельности

ПК-9

Качественная подготовка практических заданий, знание источников права и специальной литературы, участие в дискуссиях, защита выполненных работ

Семинарские (практические) занятия, самостоятельная работа, участие в научных кружках и конференциях

Способен строить профессиональную юридическую деятельность на основе принципов законности, справедливости и социальной ответственности

ПК-16

Успешное написание проверочных работ,

эссе, контрольной работы, участие в дискуссиях



Семинарские (практические) занятия, самостоятельная работа, участие в научных кружках и конференциях


4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к базовой (общепрофессиональной) части цикла дисциплин подготовки студентов по направлению 40.04.01.«Юриспруденция» (магистерская программа «Адвокатура»).

Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по дисциплине «Теория государства и права», «Конституционное право России», «Гражданское право», «Административное право», «Трудовое право», «Арбитражный процесс».

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при прохождении научно-исследовательской практики.



5. Тематический план учебной дисциплины



Названия разделов

Лекции

Семинары


Самостост. работа

Всего

1.

Правовые основания и виды судебного представительства.

4

4

14

22

2.

Полномочия адвоката по доказыванию в гражданском судопроизводстве.

4

4

14

22

3.

Логико-процессуальные особенности доказывания адвокатом в гражданском судопроизводстве.

2

2

14

18

4.

Определение адвокатом предмета и пределов доказывания.

4

4

14

22

5.

Выявление адвокатом доказательств.

4

4

14

22

6.

Деятельность адвоката по представлению и исследованию доказательств.

4

4

14

22

7.

Оценка адвокатом доказательств в гражданском судопроизводстве.

4

4

14

22

8.

Правовые основания и виды судебного представительства в арбитражном процессе

2

2

12

16

9.

Деятельность адвоката на стадии подготовки дела к разбирательству и на стадии разбирательства в суде первой инстанции


4

4

14

22

10.

Полномочия адвоката по доказыванию в арбитражном судопроизводстве

4

4

14

22

11.

Оказание юридической помощи адвокатом в сфере корпоративных споров

2

4

14

20

12.

Деятельность адвоката в сфере альтернативного разрешения споров

2

2

12

16

13.

Основы деятельности адвоката по защите прав доверителя в спорах, возникающих из административных и иных публичных правоотношений

4

2

14

20




Итого:

44

44

178

266


6. Формы контроля знаний студентов

Тип

контроля


Форма контроля

Модули

Кафедра

Параметры

1

2

3

4

Текущий


Контрольная работа







*




ГПиП

Письменная работа

Текущий

Домашнее задание

*










ГПиП

Письменная работа

Текущий

Реферат







*




ГПиП

Письменная работа

Промежуточная

аттестация



Экзамен








*




ГПиП

Устный ответ

6.1. Контрольная работа

Контрольная работа выполняется в письменной форме.

Цель написания контрольной работы состоит в проверке навыков студентов по логичному и аргументированному решению задач по программе курса.

Контрольная работа включает в себя решение каждым студентом двух задач по тематике дисциплины. Конкретная тематика задач определяется преподавателем на основе содержания дисциплины и предварительно студентам не сообщается.

Каждый студент должен самостоятельно в течение 60 минут изложить в письменном виде решение обеих задач, аргументировав свой ответ.

При оценивании работы основное внимание уделяется: во-первых, правильному и полному решению задач, во-вторых, полноте и логической выверенности аргументации, в-третьих, наличию/отсутствию фактических ошибок.

При написании контрольной работы не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами.

Шкала и критерии оценки за контрольную работу:


Количество

баллов


Критерии оценивания

2

Полный, правильный и аргументированный ответ.

1

Неполный правильный ответ. Неаргументированный ответ. Несколько грубых фактических ошибок.

0

Отсутствие ответа.

Максимальное количество баллов за контрольную работу – 4.
6.2. Домашнее задание

Домашнее задание выполняется в письменной форме.

Цель выполнения домашнего задания состоит в проверке навыков студентов при подготовке процессуальных документов.

При осуществлении данного вида контроля преподаватель предлагает каждому студенту фабулу дела. Студент должен самостоятельно в течение двух недель после получения задания составить по этой фабуле процессуальный документ, определенный преподавателем (например, иск, заявление, ходатайство, кассационная жалоба и т.п.), и сдать его преподавателю.

При оценивании работы основное внимание уделяется: во-первых, соответствию документа процессуальному закону, во-вторых, содержательной полноты процессуального документа, в-третьих, полноте и логической выверенности аргументации.

С учетом этого выполненная работа оценивается по следующей шкале:



Количество

баллов


Критерии оценивания

3

Полный и безупречно аргументированный документ.

2

Неполный документ с несколько неполной аргументацией.

1

Неаргументированный документ. Несколько грубых фактических ошибок.

0

Отсутствие документа.

Максимальное количество баллов за домашнее задание - 3.
6.3. Реферат

Реферат выполняется в письменной форме.

Цель написания реферата состоит в проверке знаний и навыков студентов при разрешении ими практической проблемы выбора или реализации конкретного способа защиты права или законного интереса с обоснованием.

При осуществлении данного вида контроля преподаватель предлагает для решения каждому студенту одну из упомянутых выше проблем. Каждый студент должен самостоятельно изложить в письменном виде свое видение поставленной ему проблемы, аргументировав свой ответ. Объем реферата 10-12 страниц 14 шрифтом через 1,5 интервала. Срок выполнения реферата 7 дней.

При оценивании реферата основное внимание уделяется , во-первых, на приведение студентом всех допустимых вариантов решения проблемы с указанием наиболее оптимальной, во-вторых, на полноту и логическую выверенности аргументации, в-третьих, наличие/отсутствие фактических ошибок.

С учетом этого выполненная работа оценивается по следующей шкале:



Количество

баллов


Критерии оценивания

3

Полный и безупречно аргументированный документ.

2

Неполный документ с несколько неполной аргументацией.

1

Неаргументированный документ. Несколько грубых фактических ошибок.

0

Отсутствие документа.

Максимальное количество баллов – 3.
6.4. Экзамен

Экзамен по курсу «Адвокат в гражданском и арбитражном процессе» проводится в устной форме.

На экзамене студенты должны выполнить полно и аргументированно два теоретико-практических задания (дать ответы на два вопроса).

Каждый ответ оценивается по пятибальной шкале. Итоговая оценка определяется как сумма баллов по каждому заданию.

При оценивании ответов основное внимание уделяется: во-первых, правильности и полноте ответа в целом, во-вторых, логической выверенности аргументации, в-третьих, наличию/отсутствию фактических ошибок.

Шкала оценивания выполнения каждого задания:



Количество

баллов


Критерии оценивания

5

Полный правильный и безупречно аргументированный ответ

4

Правильный ответ с аргументацией, страдающей логическими изъянами

3

Несколько неполный правильный ответ с неполной аргументацией

2

Неправильный ответ с попытками аргументации

1

Неправильный ответ при отсутствии аргументации

0

Отсутствие ответа

Максимальное количество баллов за экзамен – 10 баллов.

Если за каждое задание выставлено 0 баллов, и при этом отсутствуют предусмотренные локальными правовыми актами НИУ ВШЭ основания для выставления 0 баллов за экзамен в целом, за экзамен в целом выставляется 1 балл.


7. Порядок формирования оценки по дисциплине

Результирующая оценка выставляется по следующей формуле:



Одисциплина = k1 х контрольная работа+ Одомашнее задание + Ореферат) + k2·Оэкзамен,

где:


Одисциплина – результирующая оценка (максимальное количество баллов – 10);

k1 = 0,2;

Оконтрольная работа – количество баллов, полученное за контрольную работу (максимальное количество баллов - 4);

Одомашнее задание – количество баллов, полученное за домашнее задание (максимальное количество баллов - 3);

Ореферат – количество баллов, полученное за реферат (максимальное количество баллов - 3);

к2 = 0,8;

Оэкзамен – итоговая оценка за экзамен (максимальное количество баллов – 10).

Правила округления: от 0,1 до 0,4 – к меньшему, от 0, 5 до 0,9 – к большему.



8. Содержание дисциплины

ТЕМА 1. Правовые основания и виды судебного представительства

Правовая природа представительства адвокатов и статус представителя в гражданском судопроизводстве.

Природе судебного представительства. Характеристика природы судебного представительства.

Виды представительства.

Процессуальный статус представителей в гражданском процессе.

Формы представительства.


ТЕМА 2. Полномочия адвоката по доказыванию в гражданском судопроизводстве

Характеристика судебного доказывания.

Адвокат — самостоятельный субъект доказывания в гражданском процессе.

Распределение обязанности по доказыванию.

Формы оформления полномочий адвоката.

Обстоятельства, исключающих участие адвоката в гражданском судопроизводстве.

Деятельность адвоката при подготовке дел к судебному разбирательству.

Определение объема подлежащих доказыванию фактов и правовая квалификация отношений. Формирование доказательственной позиции своего клиента.

Пределы самостоятельности адвоката в доказывании.
ТЕМА 3. Логико-процессуальные особенности доказывания адвокатом в гражданском судопроизводстве

Основные черты доказывания, осуществляемого адвокатом при рассмотрении гражданского дела.

Характеристика логического доказательства.

Доказательства в гражданском судопроизводстве. Задачи адвоката при работе с доказательствами.

Связь между характеристикой доказательств и решением вопроса о принятии адвокатом поручения на ведение гражданского дела.

Участие адвоката в поисках истины по гражданскому делу.

Логическая и процессуальная стороны доказывания в деятельности адвоката.

Доказывание как совокупность действий адвоката. Оценка судебных доказательств.

Психологическая характеристика доказательственной деятельности адвоката в гражданском процессе.
ТЕМА 4. Определение адвокатом предмета и пределов доказывания

Подготовительная деятельность адвоката — представителя в гражданском процессе.

Содержание понятий «предмет доказывания» и «пределы доказывания».

Связь между процессуальным статусом субъекта доказывания и формулировкой им предмета доказывания.

Виды юридических фактов.

Источники формирования предмета доказывания.

Норма права как средство контроля за информацией, получаемой адвокатом.
ТЕМА 5. Выявление адвокатом доказательств

Собирание доказательств как совокупность процессуальных действий адвоката.

Характеристика судебных доказательств. Признаки судебного доказательства. Форма доказательств.

Процесс выявления адвокатом доказательств. Формы выявления доказательств.

Пределы самостоятельности адвоката в досудебной подготовке материалов дела.

Группы сведений, которые, не являясь доказательствами, используются адвокатом в гражданском судопроизводстве.


ТЕМА 6. Деятельность адвоката по представлению и исследованию доказательств

Осуществление адвокатом доказывания по гражданским делам.

Процессуальный смысл осуществления доказывания адвокатом.

Этапы процессуального доказывания.

Тактика работы адвоката по представлению доказательств. Выбор оптимального момента для представления того или иного доказательства.

Исследование адвокатом доказательств. Работа с различными доказательствами при их исследовании.

Представление и исследование иной, кроме доказательств, информации о фактах предмета доказывания.
ТЕМА 7. Оценка адвокатом доказательств в гражданском судопроизводстве

Адвокат, выполняющий функцию представителя в гражданском процессе, как субъект оценки доказательств.

Содержание оценки доказательств.

Юридическая квалификация материалов гражданского дела адвокатом.

Элементы системы оценки доказательств.

Внутреннее убеждение адвоката как критерий оценочной деятельности.


ТЕМА 8. Правовые основания и виды судебного представительства в арбитражном процессе

Особенности правового регулирования деятельности адвоката как представителя в арбитражном процессе

Лица, которые не могут быть представителями в арбитражном суде

Права, обязанности и ответственность адвоката как представителя

Полномочия адвоката в арбитражном процессе и их оформление.

Проблема профессионального представительства в арбитражном процессе


ТЕМА 9. Деятельность адвоката на стадии подготовки дела к разбирательству и на стадии разбирательства в суде первой инстанции

Деятельность адвоката на стадии подготовки дела к разбирательству.

Деятельность адвоката на стадии разбирательства в суде первой инстанции.

Особенности рассмотрения дел при уклонении стороны от получения судебных извещений.

Особенности рассмотрения дел при возбуждении параллельного судебного процесса.

Участие адвоката в рассмотрении дел в порядке упрощенного и приказного производства.


ТЕМА 10. Полномочия адвоката по доказыванию в арбитражном судопроизводстве

Характеристика судебного доказывания. Соотношение судебного доказывания и судебного познания.

Формирование предмета доказывания. Распределение обязанностей по доказыванию.

Определение объема подлежащих доказыванию фактов и правовая квалификация отношений. Формирование доказательственной позиции своего клиента.

Правовые проблемы истребования и раскрытия доказательств.

Пределы самостоятельности адвоката в доказывании.


ТЕМА 11. Оказание юридической помощи адвокатом в сфере корпоративных споров

Понятие корпоративного спора. Определение подведомственности дел, возникающих из корпоративных споров. Проблемы определения подсудности дел, возникающих из корпоративных споров.

Особенности порядка рассмотрения дел по корпоративным спорам. Субъектный состав корпоративного спора. Понятие косвенного иска.

Исполнение решения суда по корпоративному спору.


ТЕМА 12. Деятельность адвоката в сфере альтернативного разрешения споров

Понятие альтернативного разрешения споров. Оказание адвокатом помощи в урегулировании юридических споров в качестве медиатора как особый вид адвокатской деятельности. Соглашения о медиации: понятие и виды.

Понятие третейского разбирательства. Участие адвоката в заключении третейского соглашения. Компетенция третейского суда и арбитрабельность споров. Дискуссия о возможности рассмотрения третейским судом корпоративных споров.

Производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов. Основания для отмены и для отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. Понятие основополагающих принципов российского права.



ТЕМА 13. Основы деятельности адвоката по защите прав доверителя в спорах, возникающих из административных и иных публичных правоотношений

Дискуссия о правовой природе производства по рассмотрению споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Определение подведомственности административного спора. Разграничение нормативных и ненормативных правовых актов.

Проблемы применения срока оспаривания ненормативного правового акта. Соотношение производства по оспариванию нормативных правовых актов и ненормативных правовых актов и искового производства по делам о возмещении убытков, причиненных актами органов власти.



Пределы полномочий суда при проверке нормативных и ненормативных правовых актов. Оспаривание нормативно-правовых актов, действие которых прекратилось.
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины обеспечение дисциплины

9.1 Основная литература

1. Абушахмин Б.Ф. Коллизионная защита. М., 1997.


  1. Алексеев Н.С., Макарова З.В. Ораторское искусство в суде. Л., 1985.

  2. Барщевский М.Ю. Адвокатская этика. М., 2000.

  3. Барщевский М.Ю. Адвокатская тайна. М., 2001.

  4. Власов А.А. Адвокат как субъект доказывания в гражданском и арбитражном процессе. М., 2000.

  5. Власов А.А. Судебная адвокатура. Учебное пособие. М., 2014.

  6. Воробьев А.В., Поляков А.В., Тихонравов Ю.В. Теория адвокатуры. М., 2002.

  7. Куксин И.Н. Адвокатура в Российской Федерации. Практикум для юридических ВУЗов и факультетов. М., 2014.

  8. Кучерена А.Г. Адвокатура России. Учебник. М.,2015.

  9. Кучерена А.Г. Адвокатура. М., 2005.

  10. Мирзоев Г.Б., Кейзеров Н.М. Правовая культура адвоката. М., 1996.

  11. Молчанова А.В., Хазиев Ш.Н. Адвокатура Российской Федерации. Конспект лекций. М., 2013.

  12. Плевако Ф.Н. Избранные речи. М., 1993.

  13. Плевако Ф.Н. Избранные речи. Тула, 2000.

  14. Смирнов В.Н., Смыкалин А.С. Адвокатура и адвокатская деятельность. Учебное пособие. М., 2015.

  15. Чурилов Ю. Ю. Самоучитель начинающего адвоката. М., 2015.

  16. Эриашвили Н.Д. Адвокатская этика: учебник для студентов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность». М., 2015.


9.2 Дополнительная литература

  1. Альбрант Н. В. Конституционное право на получение адвокатской помощи в Российской Федерации. Челябинск, 2004.

  2. Ария С.Л. Защитительные речи и жалобы. М., 1991.

  3. Арсеньев К.К. Заметки о русской адвокатуре. Тула, 2001.

  4. Барщевский М.Ю. Проблемы российской адвокатуры. М., 1997.

  5. Бойков А.Д. Статус адвоката: содержание, квалификационные требования и принципы адвокатской деятельности. М., 2010.

  6. Бондарь О.Н. Квалифицированная юридическая помощь - конституционная гарантия судебной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Ростов-на-Дону, 2008.

  7. Боннер А.Т. Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений. М., 1979.

  8. Буробина В.Н. Адвокатская деятельность. М., 2003.

  9. Ватман Д.П., Елизаров В.А. Адвокат в гражданском процессе М., 1969.

  10. Ватман Д.П. Адвокатская этика. М., 1977.

  11. Ватман Д.П. Судебные речи. М.,1989.

  12. Воронов А.А. Роль адвокатуры в реализации конституционного права на квалифицированную юридическую помощь. М., 2008.

  13. Гаврилов С.Н. Профессиональное ябедничество в России до судебной реформы 1864 г. как правовой и социокультурный феномен. Череповец, 2002.

  14. Гаррис Р. Школа адвокатуры. Руководство к ведению гражданских и уголовных дел. Тула, 2001.

  15. Гончарова Н.Н. Формирование и реализация адвокатом правовой позиции по гражданскому делу. М., 2008.

  16. Гуртовой О.О. Правовые и организационные основы деятельности адвоката в арбитражном процессе. М., 2010.

  17. Зинатуллин Т.З. Этика адвоката - защитника. Ижевск, 1999.

  18. Иванов В.Н. Помощь адвоката предприятиям и гражданам. М., 1998.

  19. Ивакин В.Н. Представительство в советском гражданском процессе. Вопросы теории и практики. М., 1981.

  20. Калитвин В.В. Адвокат в гражданском судопроизводстве. Воронеж. 1989.

  21. Киселев Я.С. Этика адвоката. Л., 1974.

  22. Киселев Я.С. Судебные речи. Л., 1967.

  23. Кирюшина С. В. Реализация адвокатом полномочий по защите прав и законных интересов граждан в гражданском судопроизводстве: организационно-правовой аспект. М., 2009.

  24. Кобликов А.С. Юридическая этика. М., 1999.

  25. Колобашкина С. С. Адвокатская деятельность в системе защиты прав граждан. М., 2011.

  26. Колоколова Э.Е. Адвокат-представитель в российском гражданском процессе. Саратов, 2005.

  27. Королева С.О. Представительство сторон и третьих лиц в арбитражном процессе. М., 2007.

  28. Кучерена А.Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России. М., 2009.

  29. Леонтьева Е.А. Использование специальных знаний адвокатом-представителем по гражданским делам. М., 2010.

  30. Лубшев Ю.Ф. Курс адвокатского права: Учебник для вузов. М., 2004.

  31. Матлин Л.Б. Судебное представительство по советскому праву. М., 1955.

  32. Медведев И.Р. Объяснения сторон и третьих лиц как доказательство в гражданском процессе. М., 2008.

  33. Мельниченко, Р.Г. Право на юридическую помощь: конституционные аспекты. Волгоград, 2003.

  34. Мкртумян Н. А. Межотраслевое правовое регулирование института представительства по гражданским делам. Краснодар, 2007.

  35. Притулько К.В., Коряковцев В.В. Постатейный комментарий к Федеральному Закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». СПб., 2003.

  36. Семеняко М.Е. Участие адвоката в альтернативном разрешении споров и примирительных процедурах. М., 2010.

  37. Сидоров P.A. Представительство в гражданском процессе. М., 2002.

  38. Скловский К.И. Представительство в гражданском праве и процессе (вопросы теории: сущность, содержание, структура). Ростов-на-Дону, 1982.

  39. Скрипилев Е.А. В.Д.Спасович - король русской адвокатуры. М., 1999.

  40. Смолярчук В.И. Гиганты и чародеи слова. М., 1984.

  41. Смолярчук В.И. Ф.Н. Плевако - судебный оратор. М., 1989.

  42. Тарло Е.Г. Профессиональное представительство в суде. М., 2004.

  43. Трещёва Е.А. Субъекты арбитражного процесса. Часть 1: Общие теоретические вопросы понятия и классификации субъектов. Самара, 2006.

  44. Трещёва Е.А. Субъекты арбитражного процесса. Часть 2: Правовое положение лиц, участвующих в деле, в арбитражном процессе. Самара, 2007.

  45. Трещёва Е.А. Проблемы представительства сторон в арбитражном процессе. М., 1983.

  46. Трещёва Е.А. Проблемы представительства сторон в арбитражном процессе. М., 1983.

  47. Троицкий Н.А. Адвокатура в России и политические процессы 1866-1904 гг. Тула, 2000.

  48. Федотова Т.А. Адвокатская деятельность и проблемы судебного представительства. М., 2009.


9.3 Нормативно-правовые акты (в действующей редакции)

  1. Конституция Российской Федерации.

  2. Европейская конвенция 1950г. о защите прав человека и основных свобод.

  3. Конвенция по вопросам гражданского процесса от 01.03.1954.

  4. Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам от 15.11.1965.

  5. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам стран-членов СНГ от 22.01.1993.

  6. Конвенция стран-членов СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 07.10.2002.

  7. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

  8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.

  9. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.

  10. Федеральный закон от 17 декабря 1998г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации».

  11. Федеральный закон от 02 октября 2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

  12. Федеральный закон от 21 июля 1997г. № 118-ФЗ «О судебных приставах».

  13. Трудовой кодекс Российской Федерации.

  14. Семейный кодекс Российской Федерации.

  15. Федеральный закон от 17 января 1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

  16. Федеральный закон от 31 мая 2002г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

  17. Федеральный закон от 24 июля 2002г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации».

  18. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000г. № 117-ФЗ.

  19. Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

  20. Закон Российской Федерации от 07 июля 1993г. № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже».

  21. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993г. № 4462-1.

  22. Федеральный закон от 24 апреля 2008г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

  23. Федеральный закон от 31 мая 2001г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

  24. Федеральный закон от 27.07.2010г. № 193-Ф3 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»

  25. Кодекс профессиональной этики адвоката (принят первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003г.

  26. Приказ Минюста Российской Федерации от 05.02.2008 № 20 "Об утверждении Административного регламента исполнения территориальными органами Федеральной регистрационной службы государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений".

9.4 Судебная практика



  1. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08 февраля 2011г. № 192-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 2 статьи 35 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

  2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009г. № 277-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хайрутдинова Ильдара Магарифовича на нарушение его конституционных прав подпунктом 5 пункта 1 статьи 7 и подпунктом 4 пункта 2 статьи 30 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

  3. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2008г. № 451-О-П "По жалобе гражданина Карелина Михаила Юрьевича на нарушение его конституционных прав положениями подпункта 6 пункта 1 статьи 23 и пункта 1 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 8 и пункта 3 статьи 18 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

  4. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 05 декабря 2003г. № 446-О "По жалобам граждан Л.Д. Вальдмана, С.М. Григорьева и региональной общественной организации "Объединение вкладчиков "МММ" на нарушение конституционных прав и свобод рядом положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

  5. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06 июля 2000г. № 128-О "По жалобе гражданина Паршуткина Виктора Васильевича на нарушение его конституционных прав и свобод пунктом 1 части второй статьи 72 УПК РСФСР и статьями 15 и 16 Положения об адвокатуре РСФСР".

  6. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009г. № 462-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Камшекиной Ирины Николаевны на нарушение ее конституционных прав абзацем вторым пункта 8 статьи 25 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" и абзацем первым пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации "О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда".

  7. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2011г. № 1063-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Багадурова Магомеда Магомедовича на нарушение его конституционных прав подпунктом 1 пункта 3 статьи 6 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", статьей 10 Федерального закона "О персональных данных" и частью второй статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации".

  8. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2016 года № 1405-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пылина Артема Алексеевича на нарушение его конституционных прав частями 1 и 3 статьи 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».

  9. Определение Санкт-Петербургского городского суда от 14 февраля 2012г. № 819 по делу № 1-257/11.


9.5. Интернет-ресурсы

1. Интернет-сайт Верховного Суда Российской Федерации: http://www.supcourt.ru/

2. Интернет-сайт арбитражных судов Российской Федерации: http://www.arbitr.ru/

3. Интернет-сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации: http://www.cdep.ru/

4. Официальный Интернет-портал правовой информации: http://pravo.gov.ru/

5. Zakon.ru: первая социальная сеть для юристов: http://zakon.ru/

6. Интернет-портал ПРАВО.РУ: http://pravo.ru/
10. Методические указания

Изучение данной дисциплины включает следующие формы занятий: лекции, семинары, контрольная работа, домашнее задание, реферат, самостоятельная работа и экзамен, завершающий ее изучение.

Для успешного прохождения аттестации по дисциплине студент должен изучить основную литературу, перечень которой содержится в данной программе. Дополнительная литература изучается студентом для углубленного освоения отдельных тем.

Лекционный курс является авторским и требует посещения студентом аудиторных лекционных занятий.

Семинарские занятия проводятся в соответствии с тематическим планом курса. Их целью является углубление знаний студентов по определенным темам, отработка навыков работы с нормативными актами и правоприменительными решениями. Все вопросы, предлагаемые для обсуждения на семинарских занятиях, должны быть проработаны, ответы следует зафиксировать в рабочей тетради в виде тезисов, таблиц, схем. Подготовка к семинарам предполагает проработку определенного материала в письменной форме.

Вопросы для обсуждения, нормативные акты и документы, литература, контрольные вопросы, задачи применительно к каждому семинару формируются преподавателем и доводятся до сведения студентов заблаговременно, как правило, на предшествующем семинарском занятии и с использованием страницы факультета в LMS. К решению задач студенты должны готовиться дома, причем в письменной форме.

Семинары проводятся по темам, указанным в тематическом плане, содержащемся в данной программе.

При подготовке к контрольной работе студенту следует ознакомиться с правилами ее выполнения и оценивания результатов, представленными в п. 6.1. настоящей программы.

При выполнении домашнего задания студенту следует ознакомиться с предъявляемыми к работе требованиями, правилами оценивания результатов, представленными в п. 6.2. настоящей программы.

При написании реферата студенту следует ознакомиться с предъявляемыми к работе требованиями, правилами оценивания результатов, представленными в п. 6.3. настоящей программы.

Задания на экзамены формулируются преподавателем в пределах данной программы курса с учетом навыков и умений, приобретению которых уделялось особое внимание во время лекционных и семинарских занятий.

При подготовке к экзамену студенту следует ознакомиться с правилами его проведения и оценивания результатов, представленными в п.. 6.4. настоящей программы.





  • 9.1 Основная литература