1. цели освоения учебной дисциплины целями освоения учебной дисциплины б 57. 01

Главная страница
Контакты

    Главная страница



1. цели освоения учебной дисциплины целями освоения учебной дисциплины б 57. 01



Дата03.07.2018
Размер1.46 Mb.





1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения учебной дисциплины Б.1.57.01. Монументально-декоративная композиция в архитектуре являются:

ознакомление студентов с видами, техниками и спецификой монументально-декоративного искусства, освоение ими возможностей обогащения архитектурной среды изобразительными элементами, развитие креативных художественных способностей студентов, их композиционно-образного и пространственного мышления и воображения, умений композиционно оформлять архитектурное пространство средствами графики, живописи и скульптуры, художественно осмысливать и эстетизировать облик архитектурной среды.

2. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Таблица 2.1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы



Обучающийся, освоивший программу дисциплины, должен обладать:

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

Номер/

индекс


компетенции

Содержание компетенции

знать

уметь

владеть

ОПК-1

способностью к эмоционально-художественной оценке условий существования человека в архитектурной среде и стремлением к совершенствованию ее художественных и функциональных характеристик

методы и средства анализа связи цветового строя архитектурных объектов и их декоративных элементов; классификацию ассоциативных связей между функциональным назначением архитектурного объекта и его образными интерпретациями

использовать приёмы и средства усиления художественной выразительности архитектурных объектов за счет дополнения их разнообразными декоративными элементами; ориентироваться на оптико-кинетические закономерности визуального восприятия архитектурной, пластической и живописной формы в пространстве

навыками анализа, синтеза и преобразования визуальной информации

ПК-1

способностью формировать архитектурную среду как синтез предметных (дизайн), пространственных (архитектура), природных (экология) и художественных (визуальная культура) компонентов и обстоятельств жизнедеятельности человека и общества

актуальные средства развития и выражения архитектурно-художественного замысла; иметь представления о цветовой символике, о закономерностях психологического воздействия отдельных цветов и цветовых сочетаний, об эмоционально-образных связях между цветом и формой изображения

решать художественно-образные задачи в монументально-декоративной композиции на основе синтеза пространственных искусств, развивать ассоциативно-тематические связи между функционально-образным решением архитектурного объекта и декоративной разработкой его пространства

навыками неконстантного восприятия, гибкого, продуктивного, адаптивного и дивергентного мышления; использованием приёмов репродуктивного и творческого воображения; применением декоративных качеств цвета и способностью приводить цветовой строй к колористическому единству, способами моделирования живописной и пластической среды помещений в соответствии с эмоционально-образной направленностью художественного замысла

ПК-7

способностью демонстрировать пространственное воображение, развитый художественный вкус, владение методами моделирования и гармонизации искусственной среды обитания, способностью использовать достижения визуальной культуры при разработке проектов

законы построения декоративной композиции (стилизация и схематизация изображения, равновесие масс, локализация окраски, цветовой ритм и т.д.), принципы согласования живописной композиции с крупными объёмно-пространственными формами

разрабатывать формальную и колористическую концепцию дополнения архитектурных объектов декоративными элементами; выполнять колористические градации в соответствии с пространственными характеристиками объекта

навыками построения пропорционально, пространственно, живописно организованной формы; цветовой и архитектурно-пластической моделировки стен зданий; живописно-пластическими способами,средствами передачи пространственной среды

ПК-8

способностью грамотно представлять архитектурно-дизайнерский замысел, передавать идеи и проектные предложения, изучать, разрабатывать, формализовать и транслировать их в ходе совместной деятельности средствами устной и письменной речи, макетирования, ручной и компьютерной графики, количественных оценок

типы (монументально-декоративная живопись, декоративная пластика и др.) и виды монументально-декоративного искусства (сграффито, витраж, мозаика, декоративное панно, гобелен и др.); методический алгоритм разработки концепции колористического и ассоциативного решения монументально-декоративных композиций в архитектурной среде

оптимально распределять время для решения учебных задач; грамотно выполнять упражнения по развитию способностей цветового и декоративно-художественного решения заданных объектов; правильно вести поисковую композиционную работу в цвете при выполнении эскизов и совершенствовать результаты композиционной живописной деятельности в процессе разработки основного формата изображения

навыками организации планирования, анализа, процесса и результатов живописной работы. рефлексии, самооценки своей учебной деятельности в области монументально-декоративного искусства

3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП

3.1. Учебная дисциплина Б.1.57.01. Монументально-декоративная композиция в архитектуре относится к дисциплинам по выбору студента вариативной части Блока 1.

3.2. Перечень последующих дисциплин, практик для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной дисциплиной:


- Ассоциативная композиция

- Художественное формирование открытых городских пространств

- Дизайн архитектурной среды

- Архитектурно-дизайнерское проектирование (специальный курс)

- Архитектурно-дизайнерское проектирование

4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Таблица 4.1 Объём дисциплины и виды учебной работы.



Семестр №

Форма промежуточной аттестации

р, к, гр, рр, ргр, спр, т, кр, кп, рпр

Зачетных единиц

Учебных часов

Часы контактной работы обучающегося с преподавателем

Всего

Аудиторная работа

Самост. работа

Трудоемкость промежуточной аттестации




Лекц.

Лаб.

Практ. Семин.




6

Зачет




2

72

32

0

0

31

9

32,3

р - реферат, к - контрольная работа, гр - графическая работа, рр - расчетная работа,

ргр - расчетно-графическая работа, спр – самостоятельная практическая работа, т – тестирование, кр – курсовая работа, кп – курсовой проект, рпр - реферативно-практическая работа



5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

5.1. Содержание разделов дисциплины

Таблица 5.1 Содержание разделов дисциплины.



№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

дисциплины



Перечень компетенций, формируемых в процессе освоения раздела




СЕМЕСТР №6







1

Типология монументально-декоративных композиций. Исследование связи монументально-декоративных композиций с функциональным назначением зданий и их помещений.

Ознакомление с типами и видами монументально-декоративных композиций по технике, материалу, стилю и творческой концепции выполнения (панно, пластический декор, витраж, мозаика, сграффито, гобелен и т.д.). Анализ связи монументально-декоративных композиций с функциональным назначением зданий и их помещений.

ПК-8, ПК-7, ПК-1, ОПК-1

2

Разработка концепции монументально-декоративного изображения.

Анализ-реконструкция существующего архитектурно-художественного решения стен помещений или фасада здания. Исследование факторов совершенствования и выработка авторской концепции монументально-декоративного обогащения архитектурного пространства.

ПК-8, ПК-7, ПК-1, ОПК-1

3

Проектирование и моделирование монументально-декоративной композиции архитектурного пространства.

Монументально-декоративная композиция архитектурного объекта: трансляция изображения в архитектурную среду здания, моделирование изображения в материале.

ПК-8, ПК-7, ПК-1, ОПК-1


5.2. Разделы учебной дисциплины, виды учебной деятельности и формы контроля

Таблица 5.2.1 Разделы дисциплины, виды учебных занятий и формы контроля.



№ п/п

Наименование раздела учебной дисциплины.

Тема занятий



Аудиторные занятия (в часах)

Самостоятельная работа

Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям семестра)

Лекции

Лабораторные

Практические, семинарские




СЕМЕСТР №6
















1

Раздел 1: "Типология монументально-декоративных композиций. Исследование связи монументально-декоративных композиций с функциональным назначением зданий и их помещений.". Типы и виды монументально-декоративных композиций. Образные решения монументально-декоративных композиций и их связь с функциональным назначением зданий и помещений.

8







8

поэтапный просмотр учебных работ

2

Раздел 2: "Разработка концепции монументально-декоративного изображения.". Анализ-реконструкция существующего архитектурно-художественного решения стен помещений или фасада здания.

8







8

поэтапный просмотр учебных работ

3

Разработка авторской концепции монументально-декоративной композиции.

8







7

поэтапный просмотр учебных работ

4

Раздел 3: "Проектирование и моделирование монументально-декоративной композиции архитектурного пространства.". Монументально-декоративная композиция в объектах архитектурного пространства.

8







8

поэтапный просмотр учебных работ




ИТОГО:

32

0

0

31





5.3. Примерная тематика рефератов, расчетных работ, курсовых проектов (работ)

Семестр № 6. не предусмотрено



6. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Таблица 6.1 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине.



№ п/п

Наименование

Автор(ы)

Место и год издания

1

Архитектурная колористика

Панксенов Геннадий Иванович

2016

2

Архитектурная колористика

Панксенов Геннадий Иванович

2016

3

Архитектурная колористика

Панксенов Геннадий Иванович

2016

4

Архитектурная колористика

Панксенов Геннадий Иванович

2016

5

Гармония взаимодействия : Архитектура и монум. искусство

Швидковский Олег Александрович

М. : Стройиздат, 1984

6

Декоративная композиция : учеб. пособие для студентов вузов по спец. "Изобр. искусство"

Логвиненко Галина Михайловна

М. : Гум. изд. центр "ВЛАДОС", 2006

7

Декоративная композиция : учеб. пособие для студентов вузов по спец. 030800 "Изобраз. искусство"

Логвиненко Галина Михайловна

М. : Гум. изд. центр "ВЛАДОС", 2004

8

Диалог искусств Серебряного века

Азизян И. А.

Москва : Прогресс-Традиция, 2001

9

Диалог искусств Серебряного века

Азизян Ирина Атыковна ; Науч.-исслед. ин-т теории архитектуры и градостроительства

М. : Прогресс-Традиция, 2001

10

Дидактические особенности обучения студентов основам пластического моделирования архитектурной среды

Панксенов Г. И.

Приволжский научный журнал. – 2011. – № 3 (19). - С. 204-208. ,

11

Довмонтов город : Архитектура и монумент. живопись ХIV века

Белецкий Василий Дмитриевич

Л. : Искусство, 1986

12

Живопись. Форма, цвет, изображение : учеб. пособие для студентов вузов по направлению "Архитектура"

Панксенов Геннадий Иванович

М. : Изд. центр "Акад.", 2007

13

Живопись. Форма, цвет, изображение : учеб. пособие для студентов вузов по направлению "Архитектура"

Панксенов Геннадий Иванович

М. : Изд. центр "Акад.", 2008

14

Концепция колористики улицы Рождественской

Панксенов Г. И.

Строительный комплекс-97 : тез. докл. науч.-техн. конф. / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н. Новгород, 1997. – Ч. 2. - С. 76-77. ,

15

Креативные методы архитектурно-пластического моделирования

Левин Игорь Леонидович

2016

16

Курс формальной композиции в системе художественно-графической подготовки архитектора : учеб.-метод. пособие

Панксенов Геннадий Иванович , Левин Игорь Леонидович ; Нижегор. гос. архит.-строит. ун-т

Н.Новгород : ННГАСУ, 2011

17

Курс формальной композиции в системе художественно-графической подготовки архитектора : учеб.-метод. пособие по дисциплине «Рис.» для студентов 1-3 курсов направления «Архитектура»

Панксенов Геннадий Иванович , Левин Игорь Леонидович ; Нижегор. гос. архит.-строит. ун-т

Н.Новгород : ННГАСУ, 2011

18

Монотипия : метод. указания для выполнения работ по дисциплине "Ассоциат. живопись" для студентов 3 курса направления "Архитектура"

разраб. Панксенов Геннадий Иванович, Астахов Вячеслав Николаевич

Н.Новгород : ННГАСУ, 2006

19

Монументальная живопись Новгорода XIV-XV веков

Лифшиц Л. И.

М. : Искусство, 1987

20

Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда

Сост. Е.В.Плюхин, А.Г.Раскин

Л. : Искусство, 1991

21

Монументально-декоративное искусство в архитектуре Украины

Велигоцкая Нина Ивановна ; ВНИИ теории архитектуры и градостроительства

Киев : Будивельник, 1989

22

Производственная практика "Живая и неживая" природа : метод. указания для студентов II курса спец. "Монумент.-декоратив. искусство"

Нижегор. гос. архит.-строит. ун-т, Каф. изобр. искусств

Н.Новгород : ННГАСУ, 2015

23

Производственная практика "Живая и неживая" природа : метод. указания для студентов II курса спец. Монумент.-декоратив. искусство

Нижегор. гос. архит. -строит. ун-т, Гуманитар.-худож. фак., Каф. изобр. искусств

Н.Новгород : ННГАСУ, 2015

24

Роль цвета в формировании застройки центральных прибрежных территорий г. Нижнего Новгорода

Панксенов Г. И.

Великие реки-2005 : Междунар. науч.-пром. форум, 17-20 мая 2005 г. : тез. докл. Междунар. конгр. / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н. Новгород, 2005. – Т. 2. - С. 53-54. ,

25

Советское монументальное искусство. 5

сост. М.Л.Терехович

М. : Сов. художник, 1984

26

Способы творческой интерпретации изображений в скульптуре и архитектурном декоре

Левин Игорь Леонидович

2016

27

Теория композиции как поэтика архитектуры

Азизян Ирина Атыковна , Добрицына Ирина Александровна, Лебедева Галина Сергеевна ; Науч.-исслед. ин-т теории архитектуры и градостр-ва, Рос. акад. архитектуры и строит. наук

М. : Прогресс-Традиция, 2002

28

Цвет в современной архитектуре исторической части Н.Новгорода

Морозова И. , Панксенов Г. И., Панксенова А. Г.

Строительный комплекс-97 : тез. докл. науч.-техн. конф. / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н. Новгород, 1997. – Ч. 2. - С. 75-76. ,

29

Цветоведение и колористика : Метод. разработки по разд. курсов "Основы архит. проектирования", "Живопись", "Цветоведение и колористика". Ч.1

Норенков Сергей Владимирович , Панксенов Геннадий Иванович ; Горьк. инж.-строит. ин-т им. В.П.Чкалова

Горький : ГИСИ, 1980

7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Фонд оценочных средств по дисциплине представлен в приложении.


Формы контроля при прохождении промежуточной аттестации: Зачет
Семестр № 6

Пример № 1



Монументально-декоративное оформление архитектурной среды ул. Карла Маркса в Нижнем Новгороде.

Пример № 2



Монументально-декоративное оформление фасада и помещений корпусов ННГАСУ.

Пример № 3



Пластическое оформление студенческого культурного центра "Наутилус".