1. Цель и задачи освоения дисциплины

Главная страница
Контакты

    Главная страница


1. Цель и задачи освоения дисциплины

Скачать 284,85 Kb.


Дата23.07.2017
Размер284,85 Kb.

Скачать 284,85 Kb.

1. Цель и задачи освоения дисциплины

Целью изучения данной дисциплины является овладение будущими бакалаврами социальной работы основами психиатрии.

Для достижения данной цели в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:

получение современных представлений о психических заболеваниях;

анализ медико-социальных проблем психически больных и их семей;

изучение принципов профилактики, лечения и реабилитации больных, страдающих психическими заболеваниями;

изучение организации психиатрической помощи.
2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина "Социальная работа в психиатрии" относится к профессиональному циклу (вариативной части), которая изучается в 7-ом семестре (Б3.В.ОД.4).

Данная дисциплина базируется на знаниях, полученных студентами при изучении дисциплин «Основы социальной медицины», «Теория медико-социальной работы», «Технология социальной работы».

Знания, полученные студентами при изучении данной дисциплины, вместе со знаниями по дисциплинам "Социальная работа в онкологии", "Социальная работа в наркологии", "Социальная работа в охране материнства и детства", "Социальная работа в планировании семьи", "Социальная работа в чрезвычайных ситуациях" и других являются основой в формировании профиля «медико-социальная работа с населением».


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:





3.Быть готовым к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации

ПК-3

5.Быть готовым к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам

ПК-7

6.Быть способным целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи населению

ПК-9

7.Быть способным выявлять, формулировать и разрешать проблемы в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи.

ПК-15

9.Быть способным к координации деятельности по выявлению лиц, нуждающихся в социальной защите, медико-социальной помощи.

ПК-24

В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:




ЗНАТЬ

  • правовые основы оказания психиатрической помощи;

  • организацию психиатрической службы;

  • основные проявления наиболее часто встречающихся психических расстройств;

  • социальные последствия психических заболеваний;

  • принципиальные подходы к лечению и социальной реабилитации психически больных;

  • основы психопрофилактики и психогигиены




УМЕТЬ

  • ориентироваться в основных проблемах психиатрии

  • принимать участие в создании условий, направленных на улучшение социального функционирования психически больных




ВЛАДЕТЬ

  • навыками психотерапевтического подхода к психически больным, с учетом их личностных, эмоциональных и волевых особенностей;

  • знаниями о социальных проблемах, социальном и трудовом прогнозе, профилактике социальной дезадаптации у лиц с различными психическими заболеваниями.

БЫТЬ КОМПЕТЕНТНЫМ



4. Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы – 144 часа (седьмой семестр учебного плана).



Количество часов по учебному плану

(очная форма обучения)
Всего – 144 часа.

Аудиторные занятия – 48 часов, в том числе лекционных занятий — 16 часа, групповых (практических и семинарских) занятий – 32 часа. Интерактивных форм обучения – 8 часов.

Самостоятельная работа - 60 часов.




п/п



Раздел, тема


Виды учебной работы, трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

и промежуточной аттестации

Всего

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

Всего

Лекционные

Групповые (семинары, практические)

Контроль. раб.

Реферат/докл.

Зачет

Экзамен*

Контр. точки

по модульно-рейтинг.

системе

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10

11

12

1

Тема 1. Правовые вопросы оказания психиатричес-кой помощи


9

4

5

2

3

+













2

Тема 2.

Организация психиатрической службы

.


7

4

3

-

3

+













3

Тема 3.

Психиатрия как наука о распознавании,лечении и профилактике психических болезней. расстройств.



11

6

5

2

3

+













4

Тема 4.

Современные представления о причинах и проявлениях психических расстройств



11

6

5

2

3

+













5

Тема 5.

Основы диагностики и подходы к лечению и профилактике психических расстройств



11

6

5

2

3

+













6

Тема 6.

Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства (МКБ-10: F20-F29). Качество жизни больных шизофренией. Медико-социальные программы реабилитации больных шизофренией



14

8

6

2

4

+













7

Тема 7.

Аффективные расстройства (МКБ-10: F30-F39). Принципы оказания медицинской и социальной помощи. Суицидальное поведение.




14

8

6

2

4




+










8

Тема 8.

Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства (МКБ-10: F40-F48). Принципы оказания медицинской и социальной помощи



14

8

6

2

4

+













9

Тема 9.

Медико-социальная реабилитация при психических нарушениях, обусловленных черепно-мозговой травмой.



14

8

6

2

4

+













10

Тема 10.

Медико-социальная реабилитация детей и подростков, страдающих психическими расстройствами



14

8

6

2

4

+













11

Тема 11.

Медико-социальная реабилитация психически больных пожилого и старческого возраста. Особенности социальной работы



14

8

6

2

4

+













12

Тема12. Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте (МКБ-10: F60-F69).Особенности медико-социальной реабилитации социальной
омощи помощи

14

8

6

2

4

+













Общая трудоем-кость

часы


144

60

48

16

32










36




з.е.

4

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х


5. Содержание дисциплины

п/п


Наименование

разделов и

тем дисциплины

Содержание темы



Тема 1

Правовые вопросы оказания психиатрической помощи


Правовые аспекты психиатрии.

Основные положения Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании».

Судебно-психиатрическая экспертиза в гражданском процессе. Вопросы недееспособности и опеки.

Трудовая и военная экспертиза психически больных.



Тема 2

Организация психиатрической службы


Структура психиатрической службы.

Виды учета больных с психической патологией - консультативный и диспансерный. Характеристика контингента больных в различных учреждениях психиатрического профиля.

Характер междисциплинарного взаимодействия и особенности проведения социальной реабилитации с контингентом больных в психиатрическом стационаре, психоневрологическом диспансере, дневном (ночном) полустационаре, интернате для хронических больных.

Качество психиатрической помощи.



Тема 3

Психиатрия как наука о распознавании, лечении и профилактике психических болезней.

Предмет и задачи психиатрии. Понятие «психические болезни».

Представление о природе психических заболеваний и отношении к душевнобольным людям в процессе исторического развития общества.

Понятие о стигматизации психически больных. Основные мероприятия по дестигматизации.

Общественные формы поддержки и защиты психически больных.



Тема 4

Современные представления о причинах и проявлениях психических расстройств.

Понятие об общей психопатологии и частной психиатрии. Причины развития психических заболеваний.

Уровни психической патологии: пограничный, психотический, интеллектуально-мнестический.

Синдромальный и нозологический аспекты.

Понятия об основных симптомах и синдромах психических расстройств.

Клиническая характеристика: астенического синдрома, синдрома навязчивостей; ипохондрического синдрома; аффективных синдромов; иллюзий, галлюцинаций; бредовых расстройств; амнестических расстройств, синдрома слабоумия.

Международная классификация психических болезней.

Распространенность основных психических расстройств.


Тема 5

Основные подходы к диагностике, лечению и профилактике психических расстройств.

Клиническое исследование в психиатрии.

Методы диагностики и оценки состояния больного. Диагностические шкалы.

Связь психиатрии с нейронауками: нейрофизиологией, генетикой, медицинской психологией, иммунологией, методами прижизненной визуализации мозговых структур.

Основные принципы и виды терапии в психиатрии.

Значение психотерапии в психиатрии.

Приказ Минздрава России № 294 от 30 октября 1995 г. «О психиатрической и психотерапевтической помощи».



Тема 6

Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства (МКБ-10: F20-F29). Качество жизни больных шизофренией. Медико-социальные программы реабилитации больных

Шизофрения: причины, основные клинические проявления, формы и варианты течения шизофрении, критерии диагностики. Негативные психические расстройства при шизофрении. Особенности мышления. Понятие о дефекте и ремиссии при шизофрении.

Общие представления о принципах терапии шизофрении.

Нарушение социальной адаптации больных шизофренией. Понятие о качестве жизни.

Социальная помощь на различных этапах помощи больным шизофренией.



Тема 7

Аффективные расстройства (МКБ-10: F30-F39). Принципы оказания медицинской и социальной помощи. Суицидальное поведение.


Депрессии (дистимия, депрессивный эпизод, биполярное расстройство, сезонные аффективные расстройства) и мании: причины, распространенность, клинические проявления принципы лечения.

Реакция горя.

Самоубийство: социальные и клинические аспекты. Суицидальный риск и психическая патология. Роль специалиста социальной работы в предотвращении суицидов

Роль профессионального социального работника в распознавании, реабилитации больных аффективными расстройствами, работе с семейным окружением.

Социальная реабилитация больных с депрессиями в условиях психиатрического стационара, психоневрологического диспансера, других учреждений здравоохранения.


Тема 8

Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства (МКБ-10: F40-F48). Принципы оказания медицинской и социальной помощи

Невротические расстройства: причины, основные клинические проявления, подходы к терапии. Реактивные состояния, посттравматическое стрессовое расстройство: причины проявления, последствия, виды психосоциальной помощи. Программы психосоциальной реабилитации для лиц, страдающих хроническими невротическими расстройствами

Тема 9

Психические расстройства, обусловленные черепно-мозговой травмой. Медико-социальная реабилитация

Психические расстройства в остром и отдаленном периодах травм мозга. Органический психосиндром.

Составление индивидуального плана реабилитации лиц со стойкой нетрудоспособностью в связи с черепно-мозговыми травмами.




Тема 10

Особенности клиники и течения психических заболеваний у детей и подростков


Возрастные особенности развития психики. Психопатологические синдромальные расстройства, свойственные детям: невропатия, энурез, тики, патологические страхи, синдром патологического фантазирования. Синдром раннего детского аутизма. Синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Задержки развития и умственная отсталость. Степени умственной отсталости. Преодоление психо-социальной депривации.

Психологические особенности подросткового периода, связь с психической патологией. Патологически протекающий пубертатный криз. Психические нарушения преимущественно подросткового возраста: нервная анорексия, дисморфофобия, нарушения поведения, особенности течения депрессий и шизофрении.

Эффективный комплексный психолого-медико-педагогический подход в обеспечении социально-профилактической и реабилитационной работы с детьми/ подростками, страдающими психическими расстройствами.




Тема 11

Психические расстройства в позднем возрасте. Деменции. Медико-социальная реабилитация психически больных пожилого и старческого возраста.

Геронтопсихиатрия. Деменция: альцгеймеровского типа, при сосудистом поражении головного мозга - распространенность, причины, клиника, прогноз.

Медико-социальные и психологические проблемы, связанные с деменцией. Медико-социальные мероприятия, направленные на повышения социальной адаптации и качества жизни больных деменцией и членов их семей.



Тема 12

Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте (МКБ-10: F60-F69). Особенности медико-социальной реабилитации лиц с расстройствами личности

Сущность и причины расстройств личности. Основные медицинские и социальные критерии диагностики патологии личности. Типология расстройств личности, понятие о компенсации и декомпенсации. Значение социальной реабилитации и социальной поддержки в процессе психологической, трудовой адаптации лиц с расстройствами личности.




6. Система оценки качества сформированных компетенций по итогам освоения дисциплины

Успеваемость студента оценивается суммой набранных баллов из 100 возможных. Оценка включает две составляющие: оценку преподавателем учебной работы студента в течение периода изучения дисциплины и оценку знаний студента на экзамене.

Текущая оценка представляет собой сбор и анализ данных о работе студента в процессе изучения учебной дисциплины с целью принятия решений, способствующих совершенствованию планирования дальнейшего обучения. Текущий тип оценки часто рассматривается как средство оценивания, используемое в процессе обучения, по окончании которого вступает в силу итоговая оценка.
Формы текущего контроля
1. Доклады/рефераты

1.1.Темы докладов/рефератов изложены в планах групповых занятий.

1.2. Требования к выполнению доклада/реферата

Доклад/реферат выполняется по одной из предложенных тем в соответствии со структурой учебной дисциплины. Оформление должно соответствовать требованиям, предъявляемым кафедрой.


2.3. Критерии оценки доклада/реферата

При оценке доклада/реферата учитываются:



  • соответствие содержания заявленной теме;

  • полнота раскрытия темы;

  • перечень использованной литературы;

  • умение отвечать на вопросы по теме доклада/реферата.


2. Тестирование
2.1. Примерные задания

Выберите один правильный ответ.
1. Бред лучше всего определить как:

а) суждение, не соответствующее объективной реальности, не поддающееся коррекции и нарушающее адаптацию;

б) точка зрения, которая может быть изменена при предоставлении доказательств обратного;

в) восприятие звука или объекта, в реальности не существующего;


г) искаженное восприятие сенсорного стимула;

д)назойливые мысли


2. Человек, находясь один, ведет себя так, как-будто он к чему-то внимательно прислушивается, внезапно начинает кивать и бормотать. Наиболее вероятно, что этот человек испытывает:

а) бредовые переживания;

б) иллюзии;

в) галлюцинации;

г) идеи отношения;

д) депрессивные переживания.


3. 7-летняя девочка, госпитализированная в ЛОР- отделение, просыпается и в страхе кричит, что в ее палате «большой медведь». Она успокаивается, когда санитарка, услышав ее крик, входит в комнату и включает свет, и становится видно, что медведь оказался подлокотником кресла, покрытым пальто. Этот случай является примером:

а) бреда;

б) галлюцинаций;

в) иллюзий;

г) состояния «уже виденного»;

д) депрессии.

4. По статистике частота завершенных суицидов выше:

а) у женщин;

б)у детей;

в) у семейных людей;

г) у мужчин;

д) у протестантов;


5. У 25-летней женщины, ранее не страдавшей психическими расстройствами, через две недели после смерти матери, появились раздражительность, трудность концентрации внимания, внезапные приступы плача и трудности засыпания. Наиболее вероятен диагноз:

а) депрессивного эпизода;

б) дистимии;

в) посттравматического стрессового расстройства;

г) адаптационного расстройства;

д) синдром тяжелой утраты.


6. Коэффициент умственного развития (ИК, IQ) позволяет определить:

а) уровень астении;

б) уровень интеллектуального развития;

в) течение шизофренического процесса;

г) идеаторные расстройства у депрессивного больного.
7. Легкая степень умственной отсталости диагностируется при ИК (IQ):

а) ниже 34;

б) от 35 до 49;

в) от 50 до 69;

г) от 71 до 85;

д) от 85 до 95.


8. Раннее обнаружение и лечение с целью снижения длительности заболевания и предотвращения инвалидизации – это

а) первичная профилактика;

б) вторичная профилактика;

в) третичная профилактика;

г) реабилитация;

д)дестигматизация


9. Болезни Альцгеймера свойственны симптомы:

а) апраксия;

б) галлюцинации;

в) навязчивости;

г) паранойяльный бред;

д) сверхценные идеи


10. Выберите основные принципы медико-социальной реабилитации в психиатрии:

а) раннее начало реабилитационных мероприятий;

б) ступенчатость и преемственность, комплексность оказываемой помощи;

в) непрерывность и завершенность;

г) индивидуальный подход в проведении реабилитации;

д) единство психосоциального и биологических методов воздействия.



3.2. Критерии оценки результатов тестирования
100-90 % правильных ответов – отлично

89-75 % правильных ответов – хорошо

74-60 % правильных ответов – удовлетворительно

менее 60 % правильных ответов – неудовлетворительно.



Форма промежуточного контроля по дисциплине: экзамен
1.1. Примерные вопросы

  1. Организация психиатрической помощи. Закон о психиатрической помощи.

  2. Социальные последствия психических расстройств. Понятие о стигматизации и дестигматизации психически больного.

  3. Понятие о психическом расстройстве. Классификация психических расстройств.

  4. Расстройства восприятия. Иллюзии, галлюцинации, другие симптомы расстройства восприятия.

  5. Расстройства настроения. Мания, депрессия, дисфория, эйфория.

  6. Расстройства памяти. Виды амнезий.

  7. Расстройства сознания.

  8. Бредовые расстройства. Сверхценные и навязчивые идеи.

  9. Основные положения Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

  10. Основные клинические проявления шизофрении. Формы течения шизофрении. Понятие дефекта и ремиссии при шизофрении.

  11. Психические расстройства при травмах головного мозга.

  12. Деменция. Стадии развития.

  13. Умственная отсталость. Клинические проявления и классификация умственной отсталости.

  14. Клинические варианты расстройств личности (психопатий). Понятие о компенсации и декомпенсации расстройств личности.

  15. Психогенные (реактивные) состояния. Посттравматическое стрессовое расстройство. Клинические проявления.

  16. Депрессивные расстройства. Клинические проявления. Медико-социальные последствия.

  17. Суицидальное поведение, связь с возрастными особенностями и психическими нарушениями. Суицидальный риск и программы предупреждения самоубийств.

  18. Понятие о нормальном развитии детей, о сферах развития ребенка. Задержки развития, патологические синдромы, возникающие в детском возрасте.

  19. Понятие о патологическом пубертатном кризе. Особенности подростковых психопатологических расстройств.

  20. Распространенность основных психических расстройств. Концепция современной психиатрической помощи.

  21. Современная модель реабилитации психически больных.

  22. Социотерапевтические методы в психиатрическом стационаре.

  23. Социотерапевтические методы в психоневрологическом диспансере.

  24. Социотерапевтические методы при шизофрении.

  25. Социотерапевтические методы при депрессиях. Профилактика суицидального поведения.

  26. Социотерапевтические методы при деменциях.

  27. Социотерапевтические методы в комплексном лечении детей, страдающих психическими расстройствами.

  28. Социотерапевтические методы в программе реабилитации подростков, страдающих психическими расстройствами.

  29. Социотерапевтические методы в программе реабилитации больных с деменцией.

  30. Социотерапевтические методы в программе реабилитации лиц с расстройствами личности.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
7.1.Основная литература

  1. Носс И.Н. Психодиагностика: Учебник /И.Н. Носс.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство Юрайт, 2014.- 500 с.

7.2. Дополнительная литература

1. Руководство по социальной психиатрии п\р Дмитриевой Т.Б., Положего Б.С. : рук-во.- М.: МИА, 2009



  1. Тиганов А.С.Общая психопатология: Курс лдекций.-М.:МИА,2008.


7.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы


      • Каталог электронных библиотек http://www.aonb.ru/iatp/guide/library.html

      • Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/

      • Электронная библиотека Ихтика http://ihtika.net/

      • Электронная библиотека Российской государственной библиотеки (РГБ) http://elibrary.rsl.ru/

      • http://www.gumer.info/

      • Электронная библиотека учебников http://studentam.net/

      • Европейская электронная библиотека Europeana http://www.europeana.eu/portal/



8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
1) Используются возможности клинической базы кафедры:

  • Психиатрические отделения различного профиля

  • Учебные комнаты

  • Лекционная аудитория на 150 мест (МКПБ № 15, корпус 3, этаж 1).

2) Средства повышения наглядности учебного процесса

  • Два мультимедийных проектора

  • Ноутбуки в учебных комнатах каждого преподавателя кафедры

  • Учебные видеофильмы

3) Учебно-методические пособия для студентов

  • Барденштейн Л.М., Щербакова И.В. Шизофрения. Вопросы этиопатогенеза, клиники, лечения. Учебное пособие для студентов. Москва. Изд-во МГМСУ им. А.И. Евдокимова, 2011.- 124 с.

  • Барденштейн Л.М., Беглянкин Н.И., Славгородский Я.М. Генерализованное тревожное расстройство. Учебное пособие для студентов. Москва. Изд-во МГМСУ им. А.И. Евдокимова, 2011. – 57 с.

  • Барденштейн Л.М., Славгородский Я.М., Щербакова И.В., Беглянкин Н.И. Биполярная депрессия. Учебное пособие для студентов. Москва. Изд-во МГМСУ им. А.И. Евдокимова, 2011. – 45 с.

  • Сборники тестовых заданий

Программа дисциплины разработана

Разработчики:

Заведующий кафедрой психиатрии и наркологии ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Министерства здравоохранения РФ




Барденштейн Л.М

Профессор кафедры психиатрии и наркологии ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова

Министерства здравоохранения РФ






Беглянкин Н.И.

Профессор кафедры психиатрии и наркологии ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова

Министерства здравоохранения РФ






Щербакова И.В

Доцент кафедры психиатрии и наркологии ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова

Министерства здравоохранения РФ






Алешкина Г.А.