● интервью с настоятелем Благовещенского собора Дмитрием Орловым

Главная страница
Контакты

    Главная страница


● интервью с настоятелем Благовещенского собора Дмитрием Орловым



страница1/5
Дата04.11.2017
Размер2,07 Mb.


  1   2   3   4   5
Содержание

I Введение…………………………………………………………………………….2

II Основная часть……………………………………………………………………3


  1. Описание Благовещенского собора……………………………..3

  2. Из истории Благовещенского собора…………………………..4

  3. Жизнь Благовещенского собора………………………………….5

  4. Современный Благовещенский собор…………………………8

III Заключение………………………………………………………………………10

IV Литература……………………………………………………………………….11

V Приложения………………………………………………………………………12

Введение.


  1. Проблемы исследования: отображение событий из истории

Благовещенского собора;

  1. Объект исследования:

● Церковные документы;

● Краеведческая литература;



III. Предмет исследования: участие Благовещенского собора в духовной жизни Боровска;

IV. Цель исследования: рассказать о жизни Благовещенского собора;

V. Задачи:

●Изучить теоретический и архивный материал по истории Благовещенского собора на основе летописи и краеведческой литературы;

●Обобщить и систематизировать материал по теме;

● Проанализировать архивные данные;



VI. Методы:

● поисковый;

● интервью с настоятелем Благовещенского собора Дмитрием Орловым;

● анализ и систематизация материала.

Сотни храмов и десятки монастырей были построены за прошедшие века. К началу XIX в. В Калужской губернии было построено более 700 церквей и 23 монастыря.

Храм – не только место отправления религиозного культа, но и целый пласт российской истории и культуры.

Дорога к храму – это невозвращение в церковь, не призыв обратиться к религии.

Дорога к храму приведет нас к нашим истокам, к забытым традициям, к богатствам российской истории.

История Благовещенского собора, такова тема, которую я выбрал потому что:

Во-первых, мне самому интересна история самого красивого и известного в Боровске храма. Этот храм в какой-то степени является представителем Боровска.

Во-вторых, эта тема в Боровске практически никем не освещается, но ей многие интересуются.

В-третьих, История Благовещенского собора играет большую роль в жизни города Боровска.

В-четвертых, что наткнуло меня написать эту работу, во время реставрации разных мест и вещей, принадлежащих собору, было найдено много разных и интересных для меня вещей, которые меня заинтересовали. Да и в самом соборе много разных интересных церковных реликвий, имеющих очень интересное происхождение.

ОПИСАНИЕ БЛАГОВЕЩЕНСКОГО СОБОРА

Центр Боровска. Собор Благовещения Пресвятой

Богородицы (приложение 1). Архитекторы храма не известны.

Четверик собора был построен в 1738-ом году, колокольня в 1819-ом.

Собор состоит из трех частей, четверика, трапезной и колокольне.

В соборе находится пятиярусный иконостас, также есть большое количество старинных икон и даже среди них есть чудотворные.

Собор, в отличие от других храмов, никогда не закрывался.

За все годы войн, собор не пострадал, хотя в 1812-ом году части наполеоновской армии разграбили и сожгли весь архив собора.

ИЗ ИСТОРИИ БЛАГОВЕЩЕНСКОГО СОБОРА

(история собора с 1613 года по 1812 год)
Наиболее ранним из дошедших до нас документов с описанием Боровска является "Дозорная книга 1621 года". Она дает наглядное представление о крепости, посаде и слободах и о состоянии города, который с 1610 по 1618 года подвергался последовательно татарскому набегу, нашествию войска Лжедмитрия II и иностранной интервенции.

В 1621 год обе церкви в крепости, деревянная соборная Благовещенская, возведенная одновременно с укреплениями, и Никольская конца XVI века. На Никольской церкви я зацикливаться не буду потому, что в наши дни, как и много веков назад главный храм Боровска - собор Благовещения Пресвятой Богородицы. В дозорной книге 1613 года упоминается "Боровской соборной церкви Благовещения протопоп Федор с братию". С ­тех времен до 1634 года собор стоял и жил своей жизнью, только в 1621 году в дозорной книге указано, что собор стоит уже пятый год без пения.

20 марта 1634 в Боровске произошел большой пожар который не пощадил, конечно, и деревянного Благовещенского собора. Следующие года место, где стоял собор, пустело и передавалось из рук в руки настоятелям других храмов Боровска. Последним из них был отец Петр Иванов из Успенской церкви. Через пять лет после получения места в 1715 году он подал челобитную, прося разрешить ему построить и освятить каменную церковь как Благовещенский собор. С этого момента в документах начинается путаница. Из последнего документа следует, что существующий ныне каменный собор был построен не ранее 1738 года, а в рапорте Боровской воеводской канцелярии московскому губернатору Ф. А. Остерману только от 14 декабря 1775 года упоминается каменная церковь. В 1737 году у отца Петра умерла жена. Вдовы священник мог оставаться на приходе только по особому разрешению - патрахельной памяти. Многие овдовевшие Боровские священники оставляли приход и принимали монашеский постриг в Пафнутьевом монастыре. Петр Иванов хотел продолжить служение в миру. В прошении о патрахельной грамоте он писал, что с 1715 года в Боровске "кроме той соборной церкви как Николаевской, так и другого во имя соборной не имеется, и служил он у той Благовещенской церкви один". В храме также прислуживали два его сына: пономарь Петр и сторож Матфей. Тщательно изучив все материалы, которые у меня были на эту работу, я пришел к выводу, что каменный четверик был построен в 1738 году. Все следующие годы до 1812 года собор жил своей жизнью, прихожане обустраивали интерьер, расписывались стены, покупались новые иконы.

Далее я буду рассказывать уже о существующем в современном виде соборе.


ЖИЗНЬ БЛАГОВЕЩЕНСКОГО СОБОРА

____________________________________________________________________________________

(жизнь собора с 1812 года по 1929 год)


Надо отметить, что в жизни Благовещенского собора большую роль сыграли прихожане, даже после того как в октябре 1812 года собор и осквернили, и ограбили, занявшие Боровск части наполеоновской армии, прихожане усердно восстановили собор. Войска наполеоновской армии ограбили и уничтожили все архивы Благовещенского собора и поэтому все метрические и исповедальные книги хранились с 1812 года. Следующие года был настоятелем собора отец Семион Зверев, который оставил большой след в жизни и развитии собора.

В 1815 году отца Семиона произвели в протоиреи, он писал: "В благодарность Господу Богу за явленные мне благодеяния, я, при малых средствах решился строить при соборе трапезную и приличную колокольню". В тот же год была начата тяжелая работа, которая длилась до 1819 года. К собору была пристроена трапезная, два придела и высокая красивейшая колокольня. Южный придел освятили сразу во имя Святителя Николая Чудотворца, потому, что у собора была очень ценная реликвия - образ Святителя Николая (приложение 1) который был найден во рву около разоренной французами церкви Святителя Николая. Северный придел освятили во имя иконы Божией Матери Казанской (приложение 3), пришедшей, по приданиям, "пешком" из Смоленска. Во всех книгах и документах, которые я тщательно изучил, было написано, что только в 1819 году были пристроены приделы, трапезная и колокольня. Но когда я начал изучать внешний облик собора, я наткнулся на очень интересное место в соборе. Это место находится перед приделом Николая Угодника, оно представляет собой дыру в стене глубиной примерно 30 сантиметров. В нем, как мне объяснил Настоятель, находилось кадило во время служения в приделе. Потом я заметил, что на месте, где подниматься на колокольню идет длинная каменная лестница, доходящая до одной трети колокольни. Значит, в 1819 году было не построена, а перестроена в более серьезный и современный вид колокольня, трапезная и придел Святителя Николая. Через некоторое время после этих исследований я наткнулся на вот это высказывание в древней летописи собора: "... храм оставался в том виде, в каком устроен был, с одним приделом в трапезной церкви во имя Святителя Николая и каменную колокольнею...", что и доказывало, что колокольня, трапезная и южный придел были до 1819 года, а только потом их перестроили.

В следующие десятилетия прихожане немало сделали для того, чтобы украсить интерьер собора. Особенно постарался церковный староста купец Волокитин. При нем в 1842-1844 годах расписали трапезную и паперть, видимо, тогда же иконостасы приделов, в 1845-1847 годах в храмовой части заново установили пятиярусный иконостас, который существует до наших дней. В те же года усердием купца Молчалова на колокольню повесили колокола, установили часы весом около 70 пудов. Не успели новые часы провисеть и десяти лет, как 22 мая 1857 года в Боровске произошел большой пожар, который нанес собору огромный ущерб. В летописи написано, что пожар истребил 150 домов и столько же лавок, на храме сгорела крыша, а на колокольне упали и разбились два больших колокола: первый в 250 пудов и второй в 80 пудов. Это был второй серьезный пожар за всю историю собора, причинивший ему такой огромный ущерб.

Еще в Благовещенском соборе хранится городская святыня, икона преподобного Пафнутия Боровского и его посох (приложение 4). В случае природных бедствий или эпидемий православные люди обычно прибегают к своим святым заступникам и святыням. Начиная с 1821 года в течение нескольких лет по инициативе соборного старосты, или, как тогда говорили, "строителя церковного", купца Льва Семеновича Молчалова совершались крестные ходы с образом преподобного Пафнутия из Пафнутьева Монастыря и иконами из других боровских церквей. Например, в мае 1823 года случилось "безмерное лиение дождя, погубляющее растения земли". Молчалов подал прошение: "Имею ли я решение сего мая 23 числа призвать Благословение Божие на окрестности города Боровска и для сего совершить молитвословие, положенное на таковой случай". Уездное Духовное правление подготовило инструкцию, в которой говорилось: "И как грешные люди не имеют прямого дерзновения предстать пред лице правосудия Бога со своими несовершенными молитвами, по чему необходимо нужно молить преподобного Пафнутия, отца нашего и заступника сего града и страны сей, дабы он за нас грешных принес свои Господу Богу моления". Согласно этому документу, во всех храмах накануне отслужили Всенощное бдение преподобному Пафнутию, а 23 мая - раннюю обедню. К поздней литургии образ из монастыря перенесли в собор, причем по дороге к крестному ходу присоединились прихожане и причт других храмов. После завершения литургии в соборе крестный ход прошел по окрестностям города, совершая молебны на полях. 1 мая 1828 года Боровским духовенством и настоятелем Пафнутьева монастыря была установлена традиция ходить крестным ходом из Боровска в Пафнутьев монастырь. Из благовещенского собора, из городских и близлежащих церквей процессии с иконами и хоругвями направлялись в Свято-Пафнутьев монастырь. В наши дни эта традиция возобновляется.

В те времена в Боровске совершалось три крестных хода.

1. 1-го мая в память «представления в сей день Преподобного Пафнутия». В этот день из Боровских городских церквей и ближайших сельских собирался и шел в Пафнутьев монастырь.

2. 18-го июня. В день празднования Пресвятой Богородицы. В этот день из собора направлялся крестный ход в Солдатскую слободу и служил там молебен перед иконой Боголюбской Божией Матери.

3. 12-го августа. В честь избавления Боровска от холеры. В этот день из церквей Боровска идут крестные ходы по всей округе города, и служат молебны.

В 1872 году ночью, 24 января в Боровске было видно северное сияние, длившееся до утра. В этот же год 14 июня была совершена литургия Высокоприосвященейшим Григорием Архиепископом Калужским и Боровским, что было только четыре года назад. Через четыре года, в 1876 году в Благовещенском соборе снова служил Высоприосвященейший Григорий, Архиепископ Калужский и Боровский рукоположил на службе во священники дьякона Михаила Архангельского. Через год в соборе опять служил Всокоприосвященейший Григорий, а следующие годы, начиная с 1881-го года, в храм приезжал почти каждый год Преосвященный Владимир, Епископ Калужский и Боровский. До 1920-го года, в Благовещенском соборе менялись дьякона, священники почти каждый год. С 1906-го года в Боровске два года было очень много голодающих, и собор оказывал им большую помощь.

С 1912-го по 1919-й год летопись вел отец Николай и дьякон отец Иоанн Флоровский. Все это время они трудились для собора и для всего Боровска. Я узнал из летописи, что отец Иоанн проводил похожую работу на мою, то есть изучал историю собора и старался исправить все те ошибки в жизни собора, которые были допущены до 1912 года. Только он использовал для исследований дозорную книгу 1621-го года. В 1920 году летопись практически завершил протоиерей Иоанн Жаров, далее в летописи идет большой пробел до 1989-го года, но в конце страницы 1920-го года отец Иоанн пишет: «Почти десять лет не велась церковная летопись. Этому способствовали многие обстоятельства. Разруха церковной жизни сказалась во всем. Наступило время внешнего и внутреннего объяснения. За десятилетие церковь Христова подвергалась сильному разгрому и поношению…» Еще в эти годы собор поставили на учет отдела по делам музеев глав науки Наркомата просвещения, как памятник истории и архитектуры. В годы войны собору был нанесен большой ущерб.


СОВРЕМЕННЫЙ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР В НАШЕ ВРЕМЯ

(жизнь Благовещенского собора с 1982-го года до наших дней)


В советские годы Благовещенский собор очень сильно пострадал и даже сейчас он находится в периоде восстановления и реставрации. В те времена кто-то пытался как-то поддержать собор, это видно по ремонту крыши из почти горелых бревен, небрежно налепленной штукатурке и т. п.

Первыми после 54-х лет «молчания» собора вновь «поставили его на ноги» священник Иоанн Борисов и Дьякон Владимир Макеев. Они первые приступили к реставрации и восстановлению собора.

С 4-го апреля 1982-го года настоятелем собора по указу Епископа Илия Калужского и Боровского назначен выпускник Московской Духовной Академии, Кандидат Богословия протоиерей Трофим Орлов (приложение 5). За несколько лет до перевода в собор он служил в храме Рождества Богородицы, который расположен на Роще около Пафнутьева монастыря. С помощью обычного церковного дохода было сделано большое количество работ. Например, при отце Трофиме отреставрировали большое количество икон, отреставрировали придел Святителя Николая, приобрели необходимые вещи для служения. После 2-х лет бурной деятельности в Благовещенском соборе отец Трофим был переведен обратно в храм Рождества Богородицы на Роще. На место протоиерея Трофима в Благовещенский собор пришел отец Владимир Макеев, при нем тоже было много сделано для собора. Писались иконы, расписывались стены, реставрировались приделы, одним словом шло приведение собора в порядок. После отца Владимира, некоторое время в соборе служил отец Олег. После отца Олега в собор назначили настоятелем отца Андрея (приложение 6), который принес в собор большой вклад и начал большие серьезные работы в нем.

С 1995-го года в соборе вторым священником был назначен отец Дмитрий Орлов, сын отца Трофима Орлова. Отец Дмитрий (приложение 7), после смерти отца Андрея в 1997-ом году стал настоятелем Благовещенского собора.

Первым большим делом при отце Дмитрии было реставрация колокольни (приложение 8), это было необходимо из-за того, что куски штукатурки отваливались на проезжую часть. Это длинно, тяжелое и опасное дело длилось около семи лет. В этом деле участвовал соборный староста Вячеслав Алексеевич Песртушов. Крест на колокольне реставрировал Дмитрий Дмитриевич Подшивалов. На колокольне сохранилось несколько небольших старинных колоколов, но для стройного звона их было недостаточно. Еще надо отметить, что в советское время звон на колокольне был запрещен. Еще при отце Андрее был закуплен набор из пяти колоколов в 1996-ом году. В 2010 году на колокольню был устроен звонарский пульт и приобретены еще четыре колокола, также было произведено обучение звонарей, одним из них был соборный староста. В 2009-ом году на колокольню были установлены башенные часы с боем. Предыдущие башенные часы на колокольне Благовещенского собора были утрачены при пожаре 1857-го года и до 2009-го года вообще не звонили, на месте часов находились муляжи циферблатов. Внутри, на ярусах колокольни был устроен небольшой церковный музей, который состоял из находок, которые были найдены во время реставрации собора.

Параллельно этим делам реставрировался центральный иконостас, который начал реставрироваться еще при отце Андрее. Основной проблемой в этом деле было восстановление резьбы. Эта очень кропотливая работа заставляла уделять на нее много времени и сил. Приходилось вырезать утерянные элементы и склеивать их между собой с уцелевшими деталями, потом левкасить, наносить много слоев грунтовки и покрывать сусальным золотом. Работа шла медленно, потому что был всего один специалист по этому делу Подшивалов Дмитрий Дмитриевич. Вскоре как ученик и помощник появился Александр Иосифович Бляшон. Постепенно в храме сменили рамы, провели газ, восстановили старинное облачение. И еще шла реставрация икон, которая даже сейчас идет.

В соборе постоянно ведутся большие работы.

При храме была воскресная школа, которая была создана в 1995 году, она состояла из двух отделений, взрослая и детская, но из-за отсутствия преподавателей и помещений занятия в детской школе вскоре прекратились, а во взрослом отделении занятия шли в форме воскресных вечерних бесед, которые продолжаются до сих пор.

При соборе еще действует мастерская церковного шитья, которую основала жена отца Дмитрия Марина Михайловна Орлова (приложение 9). Там было отреставрировано много старинного облачения, старинных покровцов и других предметов церковного шитья. Реставрация занимала очень много сил и времени, потому что все эти работы вышивались исключительно руками и требовали серьезного отношения к ним. В мастерской помимо реставрации постоянно создаются новые церковные вышивки, золотого орнаментального шитья. Вышиваются хоругви, покровцы, воздухи, закладки на Евангелие, облачение на Пристол, Жертвенник и аналой. Надо отметить, что все эти работы создаются от руки в традициях древнерусского шитья.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многие документы мною еще не изучены, но я буду продолжать изучать материалы, так как эта тема для меня представляет большой интерес.

Во время написания данной работы мне пришлось много потрудиться, встретиться с интересными людьми, прочитать много краеведческой литературы, изучить старинные памятники и источники.

Хочется отметить, что состояние храма зависит от того, как относятся к нему окружающие. Многие относятся к таким местам как собор только как к историческому красивому зданию и не осознают истинной ценности этого «здания». Как раз вот в таких зданиях и создавалась красивая бесконечно-русская душа, которая была, есть и будет существовать в таких соборах и храмах, как Благовещенский собор.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Летопись Благовещенского собора с 1864-го года

  2. А. В. Калашников «Боровское купечество»

  3. Николаев Е.В. «По Калужской земле»

  4. Сорокин Л.Б. «Святые окрестности Обнинска»

  5. Фехнер М. «Боровск–Калуга»

  6. Лошкарева Н.П. «Святые свидетели вечности»

ПРИЛОЖЕНИЯ

1.Благовещенскией собор

2. св. Николай

3. Казанская икона Божией матери

4. икона Пафнутия Боровского

5. о. Трофим

6. о. Андрей

7. о. Дмитрий

8. Колокольня Благовещенского собора



9. м. Марина


  1. Благовещенский собор, расположенный на въезде в центр Боровска. Около входа написаны две иконы святителя Николая и Казанской иконы Божией Матери.



  1. Образ святителя Николая чудотворца. Этот образ называется Можайским.


  1   2   3   4   5